23:8–9: «кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы унизить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли». Или: «кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его?... кому уподобите вы Бога и какое подобие найдете Ему?... разве вы не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала?»... или 41:22 и мн. др. – Указанные особенности речи, как нельзя более, соответствуют тому, что сказал сам пророк Исаия относительно своего необыкновенно возвышенного духовного настроения в 8:17: «итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» («и не боюсь»... «заговоров», составляемых народами – 8:10–13: «вот, Бог спасение Мое», 12:2). Затем при призвании своем пророк Исаия более всего поражен был величием святости и всемогущества Божия, пред которым ничто на земле не может устоять (6:3, 5), и определения которого не могут не исполниться. Упованием на Господа, верою в спасительную силу Его всемогущества и обусловливается дерзновенность и сила в тоне речи пророка. Самое время жизни пророка Исаии способствовало образованию указанных особенностей в тоне речи пророка: оно представляется у пр. Исаии, как время стремительного нападения на Сион сильных царств (см. особ. 29:3, 5–8; 25:3–5; 28:15–20 и др.). Кроме одинаковости тона речи, обращает далее внимание сходство в образе выражения мыслей. Оно замечается прежде всего в том, что в различных частях всей книги встречаются сходные образы и выражения. Любимым образом писателя книги служит, напр. «собирание винограда» (16:9–10; 17:5–6; 24:13; 32:10; ср. 3:10; 5 гл.; 27:4, 11... 52:9; 65:8 и др.). Само по себе сходство образов еще не свидетельствует об единстве писателя. Но значение сходства увеличивается, когда сходные выражения имеют в себе что-либо характеристическое, указывающее на одного и того же писателя. Такие характеристические особенности действительно замечаются в книге, именно – особенная ясность и объективность представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

250 В еврейском тексте ударение, по-видимому, на : «Он страдал, но Он (т. е. Сам, добровольно) страдал». Поэтому перевод Свят. Синода, кажется, должен быть предпочтен другому: «Он страдал, но страдал с терпением», без противления. В последнем случае стояло бы рядом два глагола, в общем имеющие одинаковое значение и противопоставлялись бы по различным оттенкам их значения; причем однако не было бы нужды в , и достаточно было союза . в значении: «Сам» нередко употребляется у пр. Исаии, напр. 52:6; 51:12; 48:12 и др. 252 . Едва ли можно понимать эти слова: «от притеснения и суда взят к Богу» (ср. Быт.5:24 ; 4Цар.2:9–10 – об Энохе и Илии): скорее они означают: «взят притеснением и судом» или: «на притеснение и суд», потому что подобное значение имеет в ближайшем парал. месте 52:5: «народ Мой взят даром»; ср. Ин.19:1, 9, 13 ... Здесь указано исполнение пророчества Исаии 53:7, 8. Кроме того, при первом понимании речь не имеет той связности, как при втором (речь о воздаянии, «взят к Богу» прерывалась бы упоминанием о неизъяснимом роде Раба Господня). 253 , т. е. «кто будет говорить об Его роде»? – о славных свойствах Его природы, когда Он взят в темницу и на суд, предан на смерть? Кто может подумать или уверовать в славу Его рода, видя такое Его уничижение? Здесь (как и во всей главе) противопоставляются видимое уничижение и сокровенная слава Раба Господня по Божественной природе Его или прославление человеческой природы по страдании, а не просто смерть и непрекращаемость Его жизни по смерти или предвечность Его происхождения (как Мих.4:2 ). Ср. статью г. Орфанитского: «Пророчество Исаии о страданиях и прославлении раба Иеговы» (Христ. Чт. 1881 г.). Мысль о вечности природы Его здесь не исключается, как выражается она и в словах Ис.48:16 (ср. Притч.8:22–27 ): «с того времени, как это происходит, Я был там, и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его», или 49:1, 2, 5: «Господь произвел Меня от чрева... в колчане Своем хранил Меня,,. и ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе»...; но в словах: «род Его кто изъяснит, ибо Он отторгнут от земли живых» мысль о вечности не есть главная.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

25:3; 28:2; 33:7; 49:25; 53:12...), «Господь и орудия гнева Его» (13:5), «жезл нечестивых» (14:5, ср. 10:5; 14:29; 30:31–32...), «гнев Божий» и «пылающая ярость Господа» (13:9, ср. 9:19; 26:6; 30:30; 66:15, ср. 50:11...), «близко время его, и не замедлят дни его» (14:1, ср. 51:9; 26; ср. 10:25; 46:13 и др.); «вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости, и кипарисы радуются о тебе и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас» (14:7, 8 – выражение сочувствия неодушевленной природы, ср. 24:4, 7; 33:9, ср. 35:2; 44:23; 45:8; 49:13, ср. 1:2; 55:12), «кипарисы и кедры ливанские» и их «посечение» (14:8, ср. 2:13; 10:34; 29:7; 33:9; 35:2; 37:24; 40:16; 41:19; 60:11 и др.), «свержение гордыни в преисподнюю» (14:11, ср. 5:14; 26:21; 28:15–18, ср. 59:9); выражения: «положу конец высокоумию гордых» и «уничижу надменность притеснителей» (13:11) и слова царя вавилонского: «выше звезд Божиих вознесу престол мой», «взойду на небо», «на высоты» (14:13, 14) очень напоминают 2:12: «день Господа на все высокое и превознесенное», «гордое и высокомерное, и оно будет унижено» или – видение Исаией Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (6:1); «ликующий» (13:3) – слово, обыкновенно признаваемое характеристическим для пр. Исаии, равно как и редко употр. (14:19 ср. 11:1; 60:21 и Дан.11:7 см. у Геферн.), «племя злодеев» (14:20, ср. 1:4; 57:3–4), «остаток» (14:22; ср. 1:9; 4:3; 10:20, 21; 11:11, 16; 14:30; 15:9; 16:14; 17:3; 21:17; 28:5; ср. 37:31, 32; 44:17 ср. 46:3; 49:21; 66:19; в евр. Биб. , , , в 38:10 ). – В пророчестве 14:24–27 стих 24-й ср. напр. 8:10, с 46:10; стих 25-й ср. с 5:25; 9:4; 10:27, 6; стихи 26 и 27 ср. с 10:22–23; 28:22... Замечательно еще частое употребление повелительного наклонения (13:6 ср. особ, с 23:14; 14:31...) и т. д. – Наконец, надписание пророчества (13:1) запечатлевает прочие свидетельства об его происхождении от Исаии, сына Амосова. Но чем удивительнее пророчество о Вавилоне слышать из уст Исаии, тем основательнее представляется отрицательной критике доказывать его позднейшее происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

25. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 81 «Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую» ( Кол. 3, 5 ). Эти слова апостола, обращенные некогда к миру языческому, одряхлевшему от порочной и суетной жизни, обращаются ныне и к нам. И душа всякого подвизающегося в добродетели по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенною силою восстают на душу, силы же души немощствуют; и хотя слышится в душе голос, призывающий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогающей силы страстей. В то время приступает к душе диавол и, вселяя в душу уныние, представляет особенно скучным и трудным всякий духовный подвиг, обольщает человека пленительным призраком свободы, неизведанной еще красоты и радости земного бытия, отречение от которых и подавляет будто бы душу унынием. Но если в душе человека еще не угасла любовь к добру и не утратилась совершенно память о Боге, то он, хотя бы смутно, чувствует, что причина этого уныния та, что он носит на себе изветшавшую одежду страстей. Он сознает, что для обновления сил души должно ему совлечься «греховного тела плоти», необходимо напряжение воли, подвиг отсечения всего того, что приковывает сердце к земле: блудных помыслов и желаний, гордости, гнева, зависти и всего того, что сделалось угодным душе и вследствие привычки как бы срослось с нею. Но, полагая во всем этом свою жизнь, человек, даже подвизающийся, нередко бежит от умерщвления греховной воли, надеясь, не совершится ли как-нибудь сам собою этот болезненный подвиг. И чем более он умножает грехи, тем легче начинает смотреть на происходящий от них вред, уже «не стыдясь и не краснея» начинает творить зло. Бедный человек! Кто снизойдет к его немощи и сострадательным взором проникнет в болезнь его? Ибо «гласа Господа Бога своего он не слушает и не принимает наставления Его» ( Иер. 7, 28 ). И вот он слышит в душе своей голос призывающего ее к Себе Бога: «Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь?.. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность» ( Иер. 31:22, 3:22 ). Он вспоминает о любви небесного Пастыря, Который, «заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим», приносит к Отцу Своему. Тогда душа человека невольно отзывается на этот голос любви, он с болезненною скорбию начинает оплакивать свое бесплодное блуждание по распутиям мира и, возгораясь любовию к Богу, начинает взывать к Нему: «Обрати меня, и я обращусь!.. Мы извратили путь свой. Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда. Поистине напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор... грешили пред Господом Богом нашим!.. Вот мы идем к Тебе, ибо Ты Господь Бог наш!» Неужели не обратится Бог на этот зов души скорбящей? Поистине обратится и «издали явится» ей ( Иер. 31:18, 3:21–25 ; Ис. 64, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

285 Что здесь речь именно о книге Моисеевой, это видно из тех предсказаний, какие пророк оттуда заимствовал, напр. в 28:11: «за то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу»; это само предсказание мы находим и во Втор.28:49–50 . Самая речь пророка о «книге запечатанной» для жителей Иерусалима ясно напоминает слова Моисея во Втор.29:29 : «сокрытое Господу принадлежит, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего», ср. Втор.32:34 : «не сокрыто ли это у Меня, не запечатано ли в хранилищах Моих?» Замечательно, что в Ис.34 гл., где упоминается о «книге Господней» (16 ст.) все образы сходны с теми, на которые сделан намек во Втор.29:23 ; речь о «проклятии» (в Ис.34:2, 5 и нисхождении Господа для суда Эдома) напоминает прямо главу 28-ю Втор. и гл. 29:21; 33:2; речь о «рассеянии» и «собрании» сынов Израилевых в «землю» их – тоже, что Втор.30:3–5 . Ср. еще Втор.32:42 и Ис.34:3–7 и др. Все это приводит к убеждению, что пр. Исаия имел пред собою книгу закона Моисеева. – Не могло быть между книгою Исаии и книгою Моисея обратного отношения: естественнее думать, что влияние замечательной песни отразилось на целом отделе 40–66 гл. Исаии, чем утверждать, что писатель 32-й главы Второзакония соединил разрозненные образы из отдела 40–66, и из этого соединения получилось такое целостное высоко поэтическое писание. Кроме того, если сравнить два из вышеприведенных сходных мест – Втор.32:39 , и Ис.43:11–13 ; то едва ли было бы естественно приписывать первоначальность месту из книги Исаии: во Втор. слова: «и никто не избавит от руки Моей» указывают на невозможность избежать Израилю мщения Господа, и потому суть прямое продолжение непрерывной речи о мщении Господа раздражившим Его; между тем у Исаии идет сначала речь о спасении Израиля Господом, а затем присоединяются слова: «никто не спасет от руки Моей», которым, так. образ. господствующая мысль предшествующей речи несколько изменяется. 286 Замечательно при этом то, что как в книге Бытия повествование о Вавилоне ( Быт.10 гл.) и Вавилонском столпотворении (11 гл.), о призвании Авраама, «ниспровержении Содома и Гоморры» (19 гл.) находятся рядом, так и в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

290 Едва ли можно утверждать, что в 52:4 следует перевести: «наконец» т е «Ассур теснил его – Израиля – наконец» ( – и на основании этого выводить, что, следовательно, во времена пророка еще не приходили вавилоняне), – как думают Геферник и др. Гефериик говорит, что стоит в противоположность «в начале» – в том же стихе. Но может означать просто: «некогда», «в прежнее время», или стоять, как противоположение слову: «и теперь» в 5 ст. скорее следует рассматривать, как выше и нижеследующие выражения: «за ничто», «без серебра», «даром»; хотя, впрочем, в параллельном месте у Иеремии 50:17 слову соответствует: «последний». 291 Ср. Иер.50:17, 11 , где пр. Иеремия, по всей вероятности, имел в виду Ис.52:4 и 5: «прежде объедал его царь Ассирийский, а сей последний Навуходоносор, царь Вавилонский, и кости его сокрушил». Здесь прямо указывается царь Вавилонский Навуходоносор; как о прежде теснившем Израиля, говорится (не об Египте, а) о царе ассирийском. 292 Особенно следует обратить внимание на слова: «и не будет более слышим голос послов твоих» – 2:13. Не ясное ли здесь указание на посольство Рабсака, который «возглашал громким голосом слово царя Ассирийского?» ( Ис.36:13 ). Нельзя думать, что слова 3:8–10: «разве ты (т. е. Ниневия) лучше Но-Аммона, находящегося между реками, окруженного водою, которого вал был море (ср. Ис.18:1–2; 19:5–6 ), и море служило стеною его? Ефиопия и Египет… служили ему подкреплением,.. но и он переселен, пошел в плен», непременно указывают на упоминаемое в ассир. надписях (Schrader, Keilinschr. s. 288 f) разрушение Фив Ассурбанипалом, что, следовательно, пророк Наум не мог пророчествовать при Езекии, но позднее. В словах 3:8–10 можно видеть указание на поход Саргона, битву его с фараоном при Рафии (ок. 720 г. ср. Ис. 20 гл.), следов. пр. Наум после 14 года Езекии (или 714 г. до Р. X.) вполне мог написать то, что заключается в 3:8–10 его книги. 293 Кроме того, в обеих частях книги Египет называется , 30:7; 51:9; 30:7: «помощь Египтян мимолетна и напрасна; поэтому Я назвал их – храбры они сидеть дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

2. «Возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне» – «Возжада» буквально значить: возжаждала, стала жаждать, начала испытывать чувство жажды. «Коль множицею» – равно как и соответствующее слово греческого текста – значит «сколько раз», «как часто». У LXX толковников было, очевидно, в этом месте пред глазами другое еврейское слово, нежели то, которое читается в теперешнем еврейском тексте и которое переводится глаголом «томиться»: «по Тебе томится плоть моя». Смысл от этого не изменяется, ибо в славянском и греческом текстах после слов: «как часто», очевидно, подразумевается опять глагол «возжада» (из предыдущего предложения), который также может быть переведен глаголом «томиться». Сначала говорится о стремлении к Богу души, затем та же мысль выражается еще сильнее: «и плоть моя томится по Тебе»; этим указывается на стремление всего человека к Богу (ср. Пс.15:9 : «От того воздрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании; Пс.43:26 : «Душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле»; Пс.83:3 : «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому»). Общий смысл всего места таков: все мое существо (и дух, и тело) томится по Тебе так, как томится по воде человек, находящейся в безводной пустыне. Подобный же образ встречается в Пс.41:2–3 : «Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе Боже: Возжада душа моя к Богу крепкому живому: когда прииду и явлюся лицу Божию» (т.е. когда-то я приду и явлюсь пред лицо Божие!). Ср. также Пс.142:6 : ...душа моя, яко; земля безводная Тебе». 3. «Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою» – так (т.е. с таким же сильным стремлением к Тебе) я приходил к Тебе (собственно являлся к Тебе, показывал себя Тебе, а по-еврейски: так я видел, созерцал Тебя) во святилище Твоем (т.е. в скинии или храме), чтобы видеть силу Твою и славу Твою. Относительно сочетания «Явихся видети» – «являлся, чтобы видеть» см. объяснение к Пс.102 , прим. 22-е. Смысл этого места не вполне ясен как в греческом переводе, так и в еврейском подлиннике. Некоторые толкователи предполагали, что следует переставить одну половину стиха на место другой и связать стих третий с предыдущим. «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя... чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (синодальный перевод). Однако большинство переводчиков и толкователей считают такую перестановку произвольною. Преосвященный Порфирий (Успенский) переводит: «Так бы и явился Тебе во святилище, дабы видеть силу Твою и славу Твою»; при таком понимании получается смысл, весьма близкий к смыслу приведенной в предыдущем примечании выдержки из Пс.41:2–3 («Когда прииду и явлюся лицу Божию»); однако, по-видимому, ни еврейский, ни греческий тексты не дают твердых грамматических оснований для такого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

2) За хранение запасных Святых Даров в своей квартире, в двух шагах от церкви. 3) За упорное ношение повсюду гражданской одежды вопреки клятвенному обещанию, данному при посвящении в священный сан, всегда носить присвоенную духовным лицам одежду. Своими худыми делами священник Осипов показал, что он ни во что не ставит распоряжения своего епископа и предупреждения о запрещении в священнослужении на шесть месяцев, сделанного мною в послании к крымскому духовенству от 18 мая за 317. Запрещенный не имеет права носить крест и благословлять людей. Настоящий указ ввиду приближающейся зимы вступит в силу с 1 апреля 1955 года. 2. Указом за 45 от 12 июня 1954 года запрещен в священнослужении на один год настоятель Успенской церкви города Старого Крыма, священник Александр Вязовой за неисправимое пьянство. Он предупрежден, что если не бросит пьянствовать, будет лишен священного сана. Всем священникам Симферопольской епархии архиепископа Луки увещание Пророк Иезекииль от имени Божия говорит: «Когда Я скажу беззаконнику: «Смертию умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.» (Иез. 3:18—19). Хочу, конечно, спасти душу свою от гнева Божия за нерадение о пастырях беззаконнующих, несмотря на мое первое увещание, посланное в 1949 году. Священник обязан непременно служить Литургию каждую субботу и во все средние праздники, отмеченные крестиком в месяцеслове. С большой скорбью слышу узнаю, что очень многие священники не придали никакого значения моему увещанию и служат только в великие праздники и в воскресные дни. А некоторые из человекоугодия и корыстолюбия совершают полиелейную службу в те дни, когда много именинниц, хотя бы их небесным покровительницам по уставу полагалась простодневная служба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3590...

2Мак.10:15 . За одно с ним и Идумеи, владея хорошими укреплениями, тревожили иудеев, и принимая к себе беглецов из Иерусалима, предпринимали войны. 2Мак.10:16 . Бывшие же с Маккавеем, совершив литию, и моля Бога быть им споборником, устремились на укрепления идумеев, 2Мак.10:17 . и нападши на них сильно, овладели этими местами, и всех сражавшихся на стене не щадили, даже встречных убивали, и истребили не менее двадцати тысяч. 2Мак.10:18 . Когда же не менее девяти тысяч убежали в две башни весьма крепкия и все имеющия на случай осады: 2Мак.10:19 . тогда Маккавей, оставив Симона и Иосифа, еще же и Закхея, и сущих с ним в достаточном числе для осады их, сам отправился в места понужнее. 2Мак.10:20 . А сущие с Симоном, будучи сребролюбивы, от некоторых в оных башнях были подкуплены серебром: получив седмьдесят тысяч драхм, они позволили некоторым разбежаться. 2Мак.10:21 . Когда же поведано было Маккавею это событие; тогда он, собрав вождей народа, укорял их, что они за серебро продали братьев, отпустив врагов их. 2Мак.10:22 . Этих, бывших предателей он умертвил, и тотчас овладел обеими башнями. 2Мак.10:23 . Успевая же во всем посредством оружий в руках, он погубил в сих двух укреплениях более двадцати тысяч. 2Мак.10:24 . А Тимофей, прежде побежденный иудеями, собрав чужестранныя рати многочисленныя, и присовокупив немало всадников, бывших в Азии, прибыл в Иудею, чтобы взять ее копьем. 2Мак.10:25 . Когда он приближался; тогда бывшие с Маккавеем обратились с молением к Богу, землею головы посыпав, и чресла вретищами опоясав. 2Мак.10:26 . Пред порогом жертвенника падши, они умоляли его, чтобы Он став милостивым к ним, враждовал с врагами их, и противился противникам, как и закон сказует сие. 2Мак.10:27 . Кончив же моление и взяв оружия, они прошли от города далеко, и приблизившись к врагам, остановились (φ αυτν σαν). 2Мак.10:28 . А как только возсияло солнце, обе стороны, одни имея залогом благоденствия и победы упование на Господа при доблести своей, а другие вождем подвигов своих поставив ярость.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2Мак.10:29 . Когда же была упорная битва; тогда противникам явились с неба пять благолепных мужей на конях с золотыми уздами, и два, начальствующие над иудеями. 2Мак.10:30 . Они, взяв Маккавея в среду свою, и прикрывая его своим всеоружием, сохраняли его невредимым, а на противников метали стрелы и молнии, так что они, смешавшись от ослепления, сами себя поражали, полные смущения. 2Мак.10:31 . А убитых было двадцать тысяч пятьсот пеших и шестьсот всадников. 2Мак.10:32 . Сам же Тимофей убежал в твердыню, называемую Газара, весьма крепкую, когда военачальствовал тут Хэрей. 2Мак.10:33 . Но бывшие с Маккавеем охотно осаждали эту крепость дня четыре. 2Мак.10:34 . А бывшие внутри ея, надеясь на неприступность сего места, весьма хульно издевались и произносили слова непристойныя. 2Мак.10:35 . Но на разсвете пятаго дня двадцать юношей из бывших с Маккавеем, воспылав гневом за такия хулы, осадили стену, и мужественно с звериною яростию, разили, кто попадался. 2Мак.10:36 . Другие же подобным образом взошедши к сущим внутри во время суматохи, зажигали башни, и воспламенив огнища, сожигали хульников, живых; иные же разбили ворота, впустив остальное полчище, овладели городом, 2Мак.10:37 . Тимофея же, скрывшагося в некотором рву, убили, и брата его Херея и Аполлофана. 2Мак.10:38 . Совершив же сие, они с песнями и исповеданием благословляли Господа, много благодеявшаго Израилю и даровавшаго им победу. Глава 11 2Мак.11:1 . Спустя очень короткое время Лисий, наместник царя, и родственник, и правитель дел, слишком тяжко говоря о том, что произошло, 2Мак.11:2 . Собрав до осьмидесяти тысяч пехоты и всю конницу, двинулся против иудеев, помышляя город их сделать жилищем еллинов, 2Мак.11:3 . а храм обложить налогом подобно прочим языческим капищам, первосвященство же сделать ежегодно продажным, 2Мак.11:4 . нисколько не помышляя о державе Бога, и кичась десятками тысяч пехоты, и тысячами всадников и осмьюдесятью слонами. 2Мак.11:5 . пришедши же в Иудею и подступив в Вефсуре, к этому укрепленному селению, отстоящему от Иерусалима на пять схинов [В каждом Схине считалось тогда 60 стадий персидских; следовательно Вефсур отстоял от Иерусалима на 300 стадий. Такое разстояние показано верно], он утеснил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010