Избирайте, советуют святые отцы, смиренного, молитвенного, не осуждающего никого, имеющего страх Божий. Молитесь, чтобы Господь послал Вам такого батюшку. А как и когда встречаться с ним, решите позже, это само собой происходит. Почему у нас принято отдыхать в воскресенье? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 ). У евреев седьмым днем была суббота (шаббат). Предписанный в этот день праздничный покой относился к ветхому Израилю. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Субботний же день стал символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 ). С рождением новозаветной Церкви потеряли силу ветхозаветные обрядовые установления. Об этот писал св. апостол Павел к галатам: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (5:4–6). Что такое Успенский Пост? Надо ли скрывать от других свое пощение? иеромонах Иов (Гумеров) Двухнедельный пост в августе с 1 (14 н. ст.) по 15 (28 н. ст.) именуется Богородничным или Успенским, так как установлен перед великим двунадесятым праздником Успения Пресвятой Богородицы. Церковь ведет нас к благодатному духовному преображению и подражанию Божией Матери, Которая перед Своим переселением на Небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Успенский пост – древнее установление. Одно из самых ранних упоминаний о нем встречается у св.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Иисус Христос, услышав просьбу прокаженных, обратился к ним и сказал: «Пойдите и покажитесь священникам». Но чтобы исполнить это повеление, надо иметь веру. Иисус Христос, исцеляя больных, иногда прикасался к ним и милостиво беседовал с ними. Но с прокаженными Он поступил иначе: не подошел к ним, не говорил с ними, а только издали сказал: «Пойдите и покажитесь священникам». По закону прокаженные обязаны были явиться к священникам тогда, когда они поправились от болезни. Священники, удостоверившись в их выздоровлении, давали свидетельство, с которым они могли снова появиться в семье и обществе. Но ведь эти десять прокаженных могли подумать: «Нас посылают к священникам, а мы еще не вылечились от проказы; как же мы покажемся?» Совершенно напрасны подобные рассуждения в деле веры и спасения. Мы должны верить и повиноваться Слову Божию. Это единственное условие, которое от нас требует Бог за спасение. Прокаженные не рассуждали. Они повиновались повелению Господа, и вера их была вознаграждена: когда они шли – очистились, то есть стали здоровыми. Один из десяти прокаженных, самарянин, видя, что он поправился, вернулся к Спасителю, громко прославляя Бога, пал к ногам Его и благодарил Его. Тогда Иисус Христос сказал ему: «Не десять ли очистились! Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» И сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». Из десяти исцеленных один только самарянин, иноплеменник, оказался признательным Господу потому, что живо чувствовал и тяжесть своей болезни, и милость Божию. Другие девять также спасены через веру, как и самарянин, но не имели столько любви к Богу, чтобы забыть даже собственное счастье и прежде всего помнить о славе Божией (свящ. Н. Успенский ; 3-е издание). г) Исцеление Иисусом Христом слепого при входе в город Иерихон ( Лук. 18, 35–43 ) Иисус Христос, узнав о болезни друга Своего Лазаря, пошел в Вифанию. С ним шли ученики и много народа. Путь лежал через город Иерихон. При входе в город, на дороге, сидел слепой. Питался он подаянием от прохожих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Интерпретация близости рассматриваемого фрагмента «Поучения» к «Завету Иуды», предложенная И.Н. Данилевским, достаточно убедительна и в отличие от некоторых других его построений никем не оспаривалась. В то же время к описанию «ловов» Владимира Мономаха можно привести и другие литературные параллели. Прежде всего следует заметить, что общая для обоих этих фрагментов параллель имеется в каноническом тексте Библии (1 Царств 17:34–36), на что обращал внимание и сам историк: «И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой» с. 296]. Эта параллель любопытна, с одной стороны, потому что в первой части «Поучения» Мономах, судя по текстологическим совпадениям с Псалмами Давида, ассоциировал себя прежде всего с ним с. 154; 11, с. 491–492], а с другой – «именно Давиду принадлежит пророчество об Иуде; к тому же пресвятая Дева Мария, согласно новозаветной традиции, происходила из царского рода Давидова через Нафана» с. 296]. Другую любопытную параллель предложил Б. А. Успенский . Он обратил внимание на сходство рассказа Мономаха о своих охотничьих подвигах с фрагментом из Второго послания к Коринфянам апостола Павла, где тот описывал страдания, которые ему пришлось претерпеть ( 2Кор.11:23–27 ): «От Июдей пять краты и четыри десяте разве единоя прияхъ. Три краты палицами бьенъ быхъ, единою каменьемъ побиша мя; три краты лодия испровьрже ся съ мъною, нощь и день въ глоубине сътворихъ. Поутьмь шьмтвьа мъножицею, беды в рекахъ, беды от разбойникъ, беды от рожениа, беды от языкъ, беды в граде, беды въ поустыни, беды в мори, беды в лъжибратии. Въ троуде и въ подвижении, въ забъдении мъножицею, въ алчи и жажи, въ пощениихъ мъножицею, въ зиме и наготе» с. 44]. Сравнивая оба текста, Б. А. Успенский отмечал, что «в обоих случаях мы имеем перечисление событий – своего рода реестр – с точным указанием того, сколько раз случалось то или иное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Льва Великого . Римский святитель в беседе, произнесенной около 450 года, называет его осенним. По строгости он приближается к Великому посту. Только в праздник Преображения Господня разрешается рыба. По гражданскому закону Российской империи (Свод законов, ч. XIV, ст.177) на период Великого и Успенского постов прекращалась деятельность зрелищных учреждений. Все, даже нецерковные люди, знают о существовании Успенского поста, поэтому надо его спокойно, не скрывая, исполнять. В соблюдении устава Церкви нет личной заслуги верующего. Если же по благословению духовника человек ради какой-то духовной цели взял на себя подвиг, не предусмотренный церковным уставом, то надо его совершать незаметно. Православный христианин, нарушающий уставные посты Церкви, легко может соблазнить неверующих людей. Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах? иеромонах Иов (Гумеров) По слову апостола Павла, «Христос за всех умер» ( 2Кор. 5:15 ). Любовь Его не знает границ и разделений. Поэтому и все христиане должны иметь любовь в образ этой совершенной Божественной любви, не различая ни бедных, ни богатых, ни простых, ни знатных. Она простирается на свободных и на страждущих в плену, узах, в заключении. Все они, независимо от того, совершили ли преступление или стали жертвой произвола, нуждаются в духовной помощи и сострадании. Господь Иисус Христос, когда придет, чтобы судить всех людей, по правую руку поставит тех, кто явил в своей жизни деятельную христианскую любовь. Он скажет им: «Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25: 34–36 ). Господь продолжает сострадать со всеми скорбящими. Проявляя любовь к любому несчастному и страждущему, мы проявляем любовь к Иисусу Христу. Должен ли христианин внешне проявлять свою веру? иеромонах Иов (Гумеров) Внешнее поведение христианина должно полностью определятся его внутренним устроением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЯ БОЖИЕ [евр.    ,      ; греч. νομα το θεο]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Имя воспринимается в ВЗ как полное и действительное выражение именуемого предмета или именуемой личности. В Библии имя имеет не отвлеченный или теоретический, а жизненно-практический характер: значение имени не словесное, а действительное. На языке Библии имя не просто условное обозначение того или иного лица или предмета, оно указывает на основные характеристики своего носителя, являет его глубинную сущность. Кроме того, имя определяет место, к-рое его носитель должен занимать в мире. Имя таинственным образом связано с душой: когда имя произносят, оно возносится к душе своего носителя. Ветхозаветное представление об имени предполагает его не столько как набор звуков или букв для отличия одного человека от другого, сколько как связь с самим человеком. Узнать чье-либо имя означает войти в связь с носителем имени, познать его внутреннюю суть. Человек в ВЗ воспринимается по принципу: «Каково имя его, таков и он» (1 Цар 25. 25). Адам дает имена животным. Роспись Успенского собора Свижского мон-ря. 60-е гг. XVI в. Адам дает имена животным. Роспись Успенского собора Свижского мон-ря. 60-е гг. XVI в. ВЗ открывается повествованием о сотворении Богом мира и человека. В этом рассказе Бог представлен не только как творящий небо, землю, свет, твердь, сушу и воду, мужчину и женщину, но и как нарекающий им имена: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И назвал Бог твердь небом... И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт 1. 3-6, 8-10). О сотворении людей там же говорится: «Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт 5. 2). Т. о., процесс творения включает в себя 2 этапа: собственно творение и наречение имени. Нарекая имя той или иной твари, Бог определяет ее место в иерархии тварного бытия, устанавливает ее взаимоотношения с др. тварями. Наречение имени твари означает также подчинение твари Богу.

http://pravenc.ru/text/389525.html

Мы желаем исцеления и усердно просим его. Нам тяжелы болезни, которые препятствуют нам действовать, говорить, ходить по Твоим заповедям, жить для славы Святого Имени Твоего. Господи! Повели и нам, как повелел расслабленному, Твоим всесильным словом: встать, взять Твой крест и ходить по стезям Твоим (свящ. Н. Успенский ; 3-е издание). б) Исцеление Иисусом Христом слепорожденного И проходя (Иисус), увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равен, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? ( Иоан. 9, 1–2 ) На третий год Своей проповеди Господь наш Иисус Христос в последний день праздника Пятидесятницы проповедовал народу в Иерусалимском храме. Говорил Он и о Своем Божественном лице, и о Своем предвечном рождении от Бога Отца. Иудеям это учение показалось богохульным; они пришли в сильное негодование, схватили каменья и хотели побить Иисуса Христа, но Он невидимо скрылся от озлобленных иудеев, прошел среди толпы их и пошел дальше. На дороге Иисус Христос встретил слепорожденного. Ученики, увидев слепого, с недоумением спросили Господа: «Учитель, что подумать об этом слепом? Сказать, что он согрешил, нельзя, так как из его слов мы знаем, что он слепым и родился; не за грехи ли родителей страдает он?» Спаситель, разрешая их недоумение, сказал им: «Не согрешил ни он, ни родители его; но случилось так для того, чтобы на нем явились дела Божий». Это значит, что в несчастии слепорожденного не виновны ни сам страждущий, который, прежде чем сделать что-либо дурное или хорошее, был уже слепым, ни его родители; но он своим несчастием был предохранен от многих дурных и пагубных поступков и, таким образом, сделался достойным откровения на нем дел Божиих. И вот этот-то слепой от рождения, нищий, человек непросвещенный посрамит гордых фарисеев, обнаружит их ненависть к Иисусу Христу и прославит своего Благодетеля как Сына Божия, воздав Ему Божеское поклонение. Кроме того, этот бедняк послужит примером для бедных и несчастных людей в мужественном перенесении горькой их участи.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Не здесь, где вечный треск и шум Пугают сердце, давят ум, Не в них, не в этих своевольных, Самоуверенных, довольных, Блаженных братьев вижу я, А в тех – отверженных, опальных, Пренебрегаемых, печальных. Они, смиренные, несут Тяжелый крест, тяжелый труд. Их, недоверчивых, я знаю. Печаль их скромна, глубока, И радость бедная робка. Я только с ними отдыхаю, В них нищих духом признаю, И руку честную мою Я к ним с любовью простираю. Подвижник, избегавший людской славы Одна женщина, страдавшая неизлечимой болезнью (рак), зная о святости и богоугодной жизни подвижника Лонгина, искала случая увидеть его. Не зная его в лицо, она отправилась на берег моря, где, по слухам, жил преподобный. Когда больная пришла на морской берег, блаженный Лонгин собирал дрова. Увидав незнакомого человека, женщина спросила его: «Отче! Где живет раб Божий Лонгин?» На это старец ответил ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему!.. Да и какое у тебя может быть дело к нему?» Женщина рассказала ему про свою болезнь. Лонгин перекрестил больное место и, отпуская ее, сказал: «Ступай домой, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе!» Женщина поверила незнакомому старцу и выздоровела. Вскоре, к своему удивлению, она узнала, что ее целитель и был сам подвижник Лонгин. Смирение Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 14, 11 ). Спаситель не раз учил Своих последователей смирению. Так, однажды, заметив, как званные на вечерю гости выбирали первые места, Господь сказал такую притчу: «Когда ты будешь позван кем-либо на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых почетнее тебя и звавший не сказал бы тебе: «Уступи мне место». Тогда со стыдом ты должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг, пересядь выше». Тогда будет тебе честь перед сидящими с тобой». Читать далее Источник: Катехизис в рассказах. Выпуски 4–5. Заповеди блаженства. Заповеди Закона Божия/С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г. 263 с.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

протоиерей Николай Успенский 12. Любовь к ближнему Значение любви к ближнему и ее признаки Любовь к ближнему имеет великое значение в деле спасения нашего. Без этой любви и спастись нам никак невозможно. Любовь к ближним после любви к Богу должна быть у нас прежде всего и, паче всего, – в сердце нашем. Если есть в сердце нашем эта любовь, то она проявится и в деле – в добрых делах наших для ближних. А кто не имеет внутреннего чувства, внутреннего расположения к ближним, от того нельзя ожидать истинно добрых дел для этих ближних, например, дел милосердия и благотворения, ибо и самые добрые, по видимости, дела, иногда таковыми людьми совершаемые для ближних, истинно добрыми названы быть не могут – цены и значения в очах Божиих не имеют. Припомним, что говорит нам о любви святой апостол Павел. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор. 13, 1–3 ). Видите, какое великое значение имеет любовь к ближним в деле нашего спасения! Видите, что если бы даже и все имение свое мы раздали бедным, а в душе своей не имели к ним расположения и любви, не принесла бы таковая раздача никакой нам пользы, не послужила бы к нашему спасению! К сожалению, мы часто обольщаем себя, думая, что в нашей душе есть любовь к ближним, тогда как на самом деле ее нет. Если есть в сердце нашем любовь к ближним, то она проявится и в добрых делах наших для ближних: любовь побудит нас к этим делам, которые, будучи одушевлены ею, получат цену и значение в очах Божиих. О чем же свидетельствуют наши дела в отношении к ближним? Ты говоришь: «Я люблю ближних». Если так, то почему не хочешь великодушно перенести от ближнего какого-либо обидного слова для тебя, обидного поступка? Любовь , по слову апостола, долготерпит, милосердствует, все переносит ( 1Кор. 13, 4–7 )... «Я люблю ближних!» – говоришь ты. Почему же нередко жестоко поступаешь в отношении к ним? Зачем обижаешь их часто и словом, и делом? Любовь, по слову того же апостола, не раздражается, любовь не бесчинствует.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. Опубликовано: 28 августа 2023 И по смерти живая Круг светлых празднеств в честь Пречистой Богоматери Святая Церковь завершает праздником в честь Ее бессмертного Успения. Ублажая Ту, Которую по Ее боговдохновенному предречению ублажают вси роди (Лк. 1: 48), Церковь воспевает Ее ныне с такой славой, что эти песнопения кажутся как бы отзвуком пения ангельского, слышавшегося при Ее погребении и продолжающегося доселе на Небесах. Память и всякого замечательного человека окружают люди почитанием и прославлением. Даже люди не верующие в жизнь после смерти справляют годовщины смерти людей, почитаемых великими, потому что не умерли и после смерти великого человека его мысли и дела. Тем более не может остаться без славного почитания в христианском мире день Успения Богоматери, Матери Того, в Ком была жизнь и свет человеков (Ин. 1: 4). Кончиной увенчивается начало всякого дела, от нее получает свою истинную цену всё дело. Кончиной обнаруживается, была ли слава окончившего свой земной путь, дело своей земной жизни, лишь мнимой, мимолетным призраком, на краткое время вспыхнувшим и скоро угасшим пламенем, или та слава подобна отблеску огня, который, загоревшись в свое время, не угас, но продолжает гореть в сердцах множества людей, оживлять их во все времена. В празднование Успения Богоматери мы свидетельствуем, что доселе не память только о Ней жива в христианском мире, но Сама Она и по смерти жива , продолжает и из того мира, в который перешла по смерти, благодетельствовать оставшимся на земле. Как велика Богоматерь! Как достойна того, чтобы о Ней вспоминали, ублажая Ее, все роды! Из всего рода человеческого Она одна предызбрана Богом для того, чтобы сделаться Матерью Самого Бога во плоти! Тот, Кто почивает на святейших Херувимах, искал и нашел Себе престол, жилище в людях через рождение от Девы Богоматери. Псалмопевец Давид говорил: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13: 2–3). Были святые, но сделались таковыми не сами по себе, а по вере в Того, Кто, будучи Сам Богом, через воплощение на земли явися и с человеки поживе . О самих же людях говорили древние: не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142: 2).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/866-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010