Пс.115:4 .   Чашу спасения прииму и имя Господне призову. «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Посему надлежит безтрепетно принять за Него и смерть, и сим воздать за многоразличныя благодеяния. Ибо «чашею спасения» Пророк нарек смерть за благочестие. Так именует ее Господь; ибо говорит: «Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» ( Матф. 26, 39 ). И чете Апостолов, просивших общения во царствии, сказал так: «можета ли пити чашу, юже Аз имам пити» ( Матф. 20, 22 )? Посему и здесь, как говорит Пророк, мужественные и доблестные подвижники благочестия сами себе советуют сделать тоже. Исполняют же сие обещание пред очами единоплеменников, чтобы и их поощрить к подобной ревности. Потом Пророк показывает плод такой смерти. Пс.115:5 .   Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Пс.115:6 .   Дорога в очах Господних смерть святых Его! «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Честна пред Господем смерть преподобных Его». А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима? Пс.115:7 .   О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои. «О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея». Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков; а добровольно послужившие Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство – величайшая для них слава. «Растерзал еси узы моя». Освободил Ты меня от многих и разных бедствий. Пс.115:8 .   Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. Пс.115:9 .   Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Пс.115:10 .   Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуия. «Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову». «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его». «Во дворех дому Господня, посреде тебе Иерусалиме». А избавившись от бедствий, не буду не признателен за благодеяния, но воздам Тебе жертву хвалы, принесу в дар благодарственную песнь в присутствии всех единоплеменников, чтобы и они получили от того пользу. Совершу же словесное сие священнодействие во храме, посвященном Имени Твоему. Посему и отсюда можно дознать, что и при имевшем еще силу законе, кто более духовно вникал в закон, те безсловесным жертвам предпочитали жертвы словесныя, предобразуя сим новый завет. Надлежит знать, что и всем добропобедным мученикам приличествует тот и другой псалом; потому что таже цель у тех и других. Ветхозаветные претерпели досточудную смерть за закон и законоположника; и новозаветные предпочли настоящей жизни кончину ради Спасшаго их и сокрушившаго смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 89 Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор. 33:1 ; Нав. 14:6 ; Дан. 9 и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему. Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1–6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7–11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12–17). Пс.89:2 .  Господи! Ты нам прибежище в род и род. «Прибежище в род и род» – Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем. Пс.89:4 .  Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!» Человек пред Ним – полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» – по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят. Пс.89:5 .  Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи. Пс.89:6 .  Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Раши отмечал, что нельзя дерзить пред Богом, св. Григорий Нисский – что нельзя, богословски, дерзить пред Богом. Придержи слово, не износи его пред лицем Божиим. Блж. Иероним говорит согласно со св. Григорием Нисским «Этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслию не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержаны… желающий размышлять о Божестве слишком много впадает в неразумие» 5, 1–2.6]. Что касается сновидений, блж. Иероним, ссылаясь на еврейских толкователей, разъясняет так: «Когда во время ночного покоя будут представляться тебе различные видения, душа будет возмущаться различными страхами или волноваться мечтами: ты презирай эти сонные видения и только одного Бога бойся. Ибо кто будет верить сновидениям, тот предаст себя суетам и непотребствам» [там же]. Св. Григорий Двоеслов указывает шесть причин, от которых бывают сновидения. Среди этих причин есть такая – размышление и наваждение вместе: «Опять, если бы сны не происходили иногда от размышления и наваждения, то не сказал бы премудрый муж: приходит соние во множестве попечения ( Еккл. 5:2 )» кн. 4, гл. 48]. Скоропалительные обеты Философ порицает многословие и особенно праздные слова пред Богом. Не спеши произнести слово пред Богом. Обещания, обеты и клятвы, произнесённые впустую пред Богом, – нет ничего хуже! Еккл. 5:3 Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Еккл. 5:4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Еккл. 5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом (Божиим): «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих? Обещающий Богу и не исполняющий – глупец, а Бог не благоволит к глупым . Зачем заниматься глупостями?! Мудрый человек не скоро будет давать обет Богу , а уж если дал, то спеши исполнить! Нет ничего хуже, как не держать слово. Такой человек ни к чему не надёжен. Скорые обеты и к тому же неисполненные – признак глупости и пустоты. Иисус говорит: Не клянись вовсе (или всяко)… Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:37 ). Христу, воплощённой Премудрости, крайне неприятна пустая болтовня многословов. Замечено – чем больше человек клянётся, тем больше врёт, чем больше обещает, тем меньше делает. Человек, говорящий правду и имеющий намерение исполнить сказанное, меньше всего прибегает к клятвам и обетам. Он просто делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С добрым человеком Бог, а со злым нет. Справедливо то, что Бог, Своею всемогущей, всесодержащей и всеуправляющей силой, есть при всяком человеке, так же при злом, как и при добром, как везде сущий и все исполняющий. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5, 45 ). Он и жизнь всех содержит – добрых и злых, праведных и неправедных, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ). Но Своею особенной благодатью, милосердной, спасающей, помогающей, покрывающей и соблюдающей, Он находится не со всяким человеком, а только с тем, кто, обратив к Нему умственные очи с сердечной любовью и со страхом, всегда видит Его пред собою, по слову Давидову: «Всегда видел я пред собою Господа» ( Пс. 15, 8 ), и ради присутствия Его, ради любви и страха, все, что делает, говорит и помышляет, делает богоугодно, говорит истинно, помышляет благо, часто повторяя себе слова: «Жив Господь, пред Которым я стою», или, говоря пространнее, жив Господь, пред всевидящими очами Которого я хожу, стою, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю, и все, что ни творю, творю пред Его взорами и потому не смею что-нибудь плохое сделать, или сказать, или помыслить... Почему человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Потому, что нет Бога пред ним. Почему дерзает обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Потому, что нет Бога пред ним. Почему вор крадет, разбойник разбойничает, бесстыдник сквернословит, лжец лжет, клятвопреступник клянется во лжи, досадитель досаждает? Почему корыстный судья неправедно судит, лживый свидетель лжесвидетельствует, злобный коварствует? Потому, что нет Бога перед ними, нет страха Божия у них, не помнят о Боге, ни суда Его не боятся, ни мук вечных, ни Царствия Небесного не ждут. Нет Бога перед ними, и оскверняются их пути на всякое время. О, если бы Бог был перед очами грешника, если бы грешник помнил о будущем Суде и наказании, то не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию Своего и Мстителя! ( 113, 115 ) Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед очами Бога, где не смотрят на Бога, там бывает не что иное, как присутствие бесов и бесовская злоба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сказал Господь Моисею: “Взойди ко Мне на гору и стань там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал в законоположение им”. И, встав, Моисей и Иисус, помощник его, взошли на гору Божию; и старейшинам сказали: “Пребудьте здесь в покое, пока мы не возвратимся к вам; и вот, Аарон и Ор с вами; если у кого случится тяжба, пусть приходят к ним”. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и сошла слава Божия на гору Синай. И покрывало её облако шесть дней, и призвал Господь Моисея в день седьмой из среды облака. Вид же славы Господней был как огонь пылающий на вершине горы пред лицом сынов Израилевых. И вошел Моисей в средину облака, и взошел на гору; и был там на горе сорок дней и сорок ночей. Исх 24:12–18 Исхода чтение (главы 33 – 34): 2. Исхода чтение Во днех онех, глагола Господь к Моисею лицем к лицу, яко аще бы кто возглаголал к своему другу, и отсылашеся в полк; слуга же Иисус, сын Навин, юноша не исхождаше из скинии. И рече Моисей ко Господу: се Ты мне глаголеши, изведи люди сия, Ты же не явил ми еси, егоже послеши со мною. Ты же мне рекл еси: вем тя паче всех, и благодать имаши у Мене. Аще убо обретох благодать пред Тобою, яви ми Самаго Тебе разумно, да вижу Тя: яко да обрет буду благодать пред Тобою, и да разумеют, яко людие Твои язык сей. (В те дни) говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как если бы кто говорил со своим другом; и он удалялся в стан; служитель же его, Иисус, сын Навин, юноша, не отходил от скинии. И сказал Моисей Господу: “Вот, Ты мне говоришь: Выведи этот народ; а не открыл Ты мне, кого пошлешь со мною; но Ты мне сказал: Я знаю тебя ближе всех, и ты имеешь благоволение у Меня. Итак, если я обрел благоволение пред Тобою, покажи мне Себя Самого, дабы я воочию увидел Тебя, чтобы мог я обрести благоволение в очах Твоих; и чтобы я познал, что Твои люди – этот [великий] народ”. И глагола ему Господь: Аз Сам предыду пред тобою и упокою тя. И рече к Нему Моисей: аще Сам Ты не шествуеши с нами, да не изведеши мя отсюду. И како ведомо будет воистинну, яко обретох благодать у Тебе, аз же и людие Твои, точию идущу Ти с нами? И прославлен буду аз же и людие Твои паче всех язык, елицы суть на земли. Рече же Господь к Моисею: сие слово твое, еже рекл еси, сотворю, обрел бо еси благодать предо Мною, и вем тя паче всех. И глагола Моисей: покажи ми славу Твою. И рече: Аз предыду пред тобою славою Моею и воззову о имени Моем, Господь пред тобою. И помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю. И рече: не возможеши видети лице Мое: не бо узрит человек лице Мое, и жив будет. И рече Господь: се место у Мене, и станеши на камени, дондеже убо прейдет слава Моя, и положу тя в разселине камене, и покрыю рукою Моею над тобою, дондеже мимоиду. И отыму руку Мою, и тогда узриши задняя Моя, лице же Мое не явит ти ся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

Скачать epub pdf Псалом 141 Псалом сей принадлежит пророку Давиду, что видно как из надписания его, так и из содержания, которое есть не что иное, как молитва пророка об избавлении от опасности, угрожавшей ему со стороны царя Саула, преследовавшего Давида в горах и пустынях иудейских. Пс.141:1 Составляет надписание псалма, состоящее из следующих слов: Разума Давиду, внегда быти ему в вертепе молящемуся. По переводу с еврейского, это надписание читается так: «Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере». В то время, когда Саул, преследуя неповинного пред ним Давида, искал его смерти единственно за то, что подозревал в нем будущего царя израильского народа, и когда Давид, принужденный укрываться от преследований Саула, ушел сначала к Анхусу, царю Гефскому, а потом, возвратившись в Иудею и скрываясь по горам и пустыням, вошел однажды в пещеру, в которую зашел потом и Саул. И здесь, в темной пещере, никем не замеченный, Давид отрезал край одежды Сауловой, не коснувшись самого царя. Когда потом, выйдя из пещеры, Давид издали показал Саулу этот отрезанный край одежды и просил мира, тогда Саул понял все, – понял, что Давид не имеет злобной вражды против него и, сознавшись, что напрасно гонит Давида, признал свою вину пред ним. Но и после того злоба Саула против Давида не укротилась, и он опять, по ложной боязни Давида, продолжал гнать его вплоть до самой смерти своей ( 1Цар.21–31 ). Находясь в крайней опасности подвергнуться смерти от рук Саула и его приближенных, Давид обращается к Господу Богу с такою молитвой: Пс.141:2–3 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Такая молитва может исходить только от сердца, слишком отягощенного скорбию. Сначала неизвестный, а потом за великие заслуги сделавшийся не только известным, но и близким и даже родственным царю Саулу человеком, сын Иессея из Вифлеема, Давид подвергается жестокой ненависти и преследованию со стороны Саула, по одним только подозрениям. Эти подозрения и ненависть к Давиду, постепенно усиливаясь, возросли до такой степени враждебности, что Саул постоянно преследовал Давида и искал его смерти. Такое печальное и горестное положение Давида могло довести его до отчаяния. Но мы знаем, что он имел крепкую надежду на Бога и никогда не предавался отчаянию, за что и пользовался всегда милостию Божией и помощию от Бога, о чем он и не переставал свидетельствовать пред Богом и всеми людьми: «Чаях Бога», т.е. я надеялся на Бога, говорил он в подобных случаях, «спасающаго мя от малодушия и от бури; аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя» ( Пс.54:9,17 ). То же самое говорит и здесь: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему» (по переводу с еврейского). Не простую молитву совершил он пред Богом, но соединенную с великою скорбию, с печалию сердца. Как горный ручей изливается в море, так, говорит, излил и я моление свое в бездну милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Слово на пассии: Гефсиманские страдания, отречение Петра, благоразумные разбойник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские чтения святой Четыредесятницы, и особенно служб, связанных с воспоминаниями о крестных страданиях нашего Господа и Спасителя, наполняют наши сердца благоговейным трепетом. Они говорят нам о страданиях и мучениях Невинного – за грешных, Чистого – за нечистых, Сына Божия – за падших людей. В этих страданиях, в этой борьбе со злом проявилось такое недосягаемое духовное величие, такая сила и мощь нравственного характера, которыми могла обладать только Богочеловеческая природа Спасителя мира. Мы слышали сейчас, дорогие мои, в евангельском чтении страшную повесть о страданиях Богочеловека. Знаем мы, до чего дошла и к чему привела злоба фарисеев. Учение Христа Спасителя, Его святость, даже самый вид Господа под конец Его общественного служения роду человеческому сделались тягостными для книжников и фарисеев. Они уже не могли спокойно ни видеть, ни слышать Его. Не могли они спокойно видеть в среде своей образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то и родился, на то и пришел в мир, дабы свидетельствовать истину. Свидетельствовал Он ее всюду и перед всеми. Возвещал путь, ведущий в жизнь вечную, и в храмах, и на торжищах, среди городов и весей. Равно свидетельствовал пред римским прокуратором и пред женщиной-самарянкой, пред синедрионом и пред иерихонским слепцом. Пред мудрыми и пред людьми некнижными. Какие обетования жизни вечной не открыты были Им и не утверждены непоколебимо? Какие заповеди не преподал Он во всей силе?.. Все озарилось светом Его Божественного учения! Глас истины, проповедуемой Господом Иисусом Христом при Его земной жизни, в устах Его был так силен, что сами враги Его должны были умолкать пред Ним и говорить: “...никогда человек не говорил так, как этот Человек” ( Ин. 7, 46 ). Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” ( Ин. 8, 46 ). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Судить будет Он народы праведно. (11) Да возвеселятся небеса, и возрадуется земля, зашумит море и все наполняющее его. (12) Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса. (13) Пред Господом, ибо приходит, ибо приходит Он судить землю, судить будет Он вселенную справедливостью и народы – истиной Своей. 97 (1) Г-сподь – Царь! Радоваться будет земля, веселиться будут острова многие. (2) Облако и мгла вокруг Него, справедливость и правосудие – основание престола Его. (3) Огонь идет пред Ним и пожирает вокруг врагов Его. (4) Освещают молнии Его вселенную, видит и трепещет земля. (5) Горы, как воск, тают пред Господом, пред Господином всей земли. (6) Возвещают небеса справедливость Его, и видят все народы славу Его. (7) Устыдятся все служащие истукану, похваляющиеся идолами. Поклонитесь Ему, все божества. (8) Услышал и возвеселился Цийон, и возрадовались дочери Йеуды судам Твоим, Г-споди. (9) Ибо Ты, Г-споди, возвышен над всей землей, превознесен над всеми божествами. (10) Любящие Г-спода, ненавидьте зло! Хранит Он души благочестивых Своих, от руки нечестивых спасает их. (11) Свет засеян для праведника, и для прямодушных – веселье. (12) Радуйтесь, праведники, Г-споду и славьте имя святое Его. 98 (1) Псалом. Пойте Г-споду песнь новую, ибо чудеса сотворил Он, помогла Ему десница Его и мышца Его святая. (2) Дал знать Г-сподь о помощи Своей, пред глазами народов открыл справедливость Свою. (3) Вспомнил Он милость Свою и верность Свою дому Йисраэйля. Увидели все концы земли помощь Б-га нашего. (4) Радостно восклицайте Г-споду – вся земля, откройте уста и ликуйте и пойте! (5) Воспойте Г-споду на кинноре, на кинноре и гласом песнопений! (6) Голосом труб и шофара вострубите пред Царем Господом. (7) Зашумит море и все наполняющее его, вселенная и все обитающие в ней. (8) Реки рукоплескать будут, разом возликуют горы. (9) Пред Господом, ибо пришел Он судить землю. Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью. 99 (1) Г-сподь царствует! Трепещут народы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Судить будет Он народы праведно. (11) Да возвеселятся небеса, и возрадуется земля, зашумит море и все наполняющее его. (12) Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса. (13) Пред Господом, ибо приходит, ибо приходит Он судить землю, судить будет Он вселенную справедливостью и народы – истиной Своей. 97 (1) Гсподь – Царь! Радоваться будет земля, веселиться будут острова многие. (2) Облако и мгла вокруг Него, справедливость и правосудие – основание престола Его. (3) Огонь идет пред Ним и пожирает вокруг врагов Его. (4) Освещают молнии Его вселенную, видит и трепещет земля. (5) Горы, как воск, тают пред Господом, пред Господином всей земли. (6) Возвещают небеса справедливость Его, и видят все народы славу Его. (7) Устыдятся все служащие истукану, похваляющиеся идолами. Поклонитесь Ему, все божества. (8) Услышал и возвеселился Цийон, и возрадовались дочери Йеуды судам Твоим, Гсподи. (9) Ибо Ты, Гсподи, возвышен над всей землей, превознесен над всеми божествами. (10) Любящие Гспода, ненавидьте зло! Хранит Он души благочестивых Своих, от руки нечестивых спасает их. (11) Свет засеян для праведника, и для прямодушных – веселье. (12) Радуйтесь, праведники, Гсподу и славьте имя святое Его. 98 (1) Псалом. Пойте Гсподу песнь новую, ибо чудеса сотворил Он, помогла Ему десница Его и мышца Его святая. (2) Дал знать Гсподь о помощи Своей, пред глазами народов открыл справедливость Свою. (3) Вспомнил Он милость Свою и верность Свою дому Йисраэйля. Увидели все концы земли помощь Бга нашего. (4) Радостно восклицайте Гсподу – вся земля, откройте уста и ликуйте и пойте! (5) Воспойте Гсподу на кинноре, на кинноре и гласом песнопений! (6) Голосом труб и шофара вострубите пред Царем Господом. (7) Зашумит море и все наполняющее его, вселенная и все обитающие в ней. (8) Реки рукоплескать будут, разом возликуют горы. (9) Пред Господом, ибо пришел Он судить землю. Судить будет Он вселенную справедливостью и народы – праведностью. 99 (1) Гсподь царствует! Трепещут народы.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Так святой Иоанн, показав необходимость истинной любви к ближним, раскрывает плоды сей любви. И первый плод этой любви есть наша уверенность в том, что мы от истины, что мы дети Божии, по благодати Божией; из области греховной смерти перешедшие в духовную жизнь. И успокаиваем пред Ним, Господом, сердца наши: это второй плод истинной любви к ближним. Если мы испытываем свои дела, поставляя себя на суд пред лицом предопределенного Судии живых и мертвых; то, имея истинную любовь к ближним, по слову Апостола, будем иметь успокоение в сердце, сознавая пред Господом, что мы исполнили Его заповедь о любви. А как сильна эта любовь к успокоению сердца, довольно вспомнить обетование Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф.6:14 ). А кто способен отпускать согрешения человекам, или своим ближним, т. е. прощать испытываемые от них оскорбления и обиды? – Только истинно любящий: ибо любовь, говорит апостол Павел, не мыслит зла ( 1Кор.13:5 ). 20 . « Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё». Как сознание истинной любви к ближнему успокаивает наше сердце или совесть; так, напротив, сознание недостатка сей любви осуждает или обличает нас, и особенно, если поставим себя пред лицом Божиим. «Ибо», говорит св. Иоанн, «если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог; потому что Бог больше сердца нашего, и знает все». Сердце наше, или наша совесть может иногда и не замечать своих недостатков, может иногда, по самообольщению, и недостаток почитать добродетелью; а пред Богом все открыто, и Бог все знает совершенно: потому, если совесть нас обличает, то тем более должны мы бояться суда праведного Судии Бога, от которого ничто не скроется. Он видит и сокровенные наши мысли, желания и действия. 21 . « Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу.» Вот еще плод истинной любви к ближним – дерзновение пред Богом, свободный доступ к Нему или упование на Бога. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. Чья совесть спокойна пред Богом, тот носит в душе сыновнюю преданность к Богу и надежду на Бога. Как дитя покоится на лоне матери, так он успокаивается в уповании на Бога. И как дитя с полным доверием и надеждою обращается в нуждах своих к матери: так он, с детскою любовью и надеждою, обращается в своих нуждах к Отцу небесному. В таких людях действует Дух Христов. К ним относятся слова св. Павла: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче! " " ( Рим. 8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010