Скачать epub pdf Два первосвященника ( Мф. 26:59–63 ) Допрос пред первосвященником Анной кончился. Анна, как рассказывает нам ев. Иоанн ( Мф. 26, 57 ), послал «связанного Иисуса к первосвященнику Каиафе». Каиафа уже приготовился к суду над Христом: он приказал как можно скорее созвать все верховное судилище. Теперь ему нельзя было терять ни одного часа ввиду того, что в этот промежуток времени могло произойти нечто такое, что расстроило бы ход дела и разрушило решенный план казни. Потому члены синедриона собрались усердно и поспешно. Вероятно, был уже второй час начинающегося дня, когда Обвиняемый предстал пред этим судом. Собрание, пред которое привели Спасителя – было верховным судилищем. В нем принимали участие князи народа Божия, учители закона Моисеева и духовные судьи в Израиле. Известно, что когда они собирались вместе, то, что они делали во имя Бога. Его святой закон должен был для них быть той святой книгой, по которой они судили. Его Слово и Воля должны быть тем источником, из которого они черпали мудрость и справедливость. Но это собрание ничего не знало о Воле и Слове Божием, о справедливости и мудрости. Члены его имели пред своим отуманенным взором одну только цель – по возможности поскорее удалить от себя ненавистного и страшного Мужа, так часто в ярком свете Своего слова выставлявшего и осуждавшего их дела и мысли. Первое место в собрании занимал мрачный и несчастный первосвященник Каиафа, некогда высказавший дерзкое слово ненависти: «Для нас лучше, если один человек умрет за народ, чем весь народ погибнет»! Так стоит Невинный пред безбожником, Святой пред нечестивцем, Праведник пред грешником, Истина пред лжецом, милосердная Любовь пред кровожадными судьями, Сын Божий, вечный и истинный, пред лживым и неправедным первосвященником. «Первосвященники и старцы, и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти». За что они предали Его на смерть! Давным-давно уже было решено и постановлено: этот Обвиняемый должен освободиться от своих уз не иначе, как чрез смерть! И мы живо можем представить себе картину, как сверкали бешеной и кровожадной радостью глаза всего синедриона (за исключением некоторых личностей), когда они увидели долго искомую и желанную жертву, теперь, наконец, связанную и беззащитно стоящую пред судилищем! Они едва могли дождаться того мгновения, когда по произнесении смертного приговора над этим Мужем они будут иметь право предать Его римскому наместнику и своим слугам-кровопийцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Глава XVIII. Последование малой схимы, сиречь мантии §1. Монахи по своим чинам имеют особенные одежды Малая схима. Для трех степеней монашеской жизни имеются троякие и особенные, т.е. отличительные одежды, из которых каждая присвояется монаху с особенным последованием молитв и обрядов. Так новоначальным монахам дается ряса и камилавка, монахам совершенным – мантия, достигшим высшей степени монашества, или монахам совершеннейшим, присвояется кукуль и аналав. §2. Схима Схима. Схима есть образ, или одеяние двух последних степеней монашеских. §3 По еже ударити в малое. Ударити в малое, то есть било; об этом показано будет ниже (гл. 21, §3). Монах стоит пред царскими вратами Стоит пред царскими враты не опоясан, не обувен и откровенен. Стоить пред царскими враты, то есть пред средними западными дверями, ведущими из притвора в храм; ибо и эти средние двери и врата называются царскими по отношению их к боковым дверям храма (о сем показано в 1 части, гл. 10). Поскольку монашеский образ есть знак покаяния, то вступающий в него, в виде кающегося, стоит в притворе, как в месте, определенном для покаяния. Симеон Солунский (в гл. 267) говорит: «а сам себя удаляя от мира, (монах) приносится подобно дару, и стоит пред дверьми, как еще не принадлежащий к ангелам и людям равноангельным, но как кающийся стоит пред раем и небом, умоляя о входе. И когда начнется священное таиноводство (литургия), тогда после первого входа во святое, который указывает на приведение нашего естества к горнему миру, приводится и он, как обретенное овча погибшее, воспринятое и принесенное на раменах обретшего его Господа. Посему он – и обнажен от мирских одежд, бос и непокровен. Первое потому, что он отверг все излишнее и мирское; а второе – потому, что он беден и нищ, как лишенный богатства разбойниками, страшно избитый и израненный, оставленный нагим и лежащий полумертвым». §5. В трех местах творит коленопреклонения Творя в трех местах коленопреклонения. В трех местах творит коленопреклонения: 1) пройдя средние, западные или царские двери, 2) в средине храма, и 3) пред святыми дверями, то есть пред алтарем. Симеон Солунский (в гл. 269) говорит: «и приводимый припадает трижды, в честь Троицы, и три раза восстает; приблизившись к священным дверям, как к небу, он припадает пред настоятелем, как пред Отцем Небесным, и ласково приемлется им, как сын заблудший, возвратившийся из далеких стран. Потом он припадает к братиям, как старейшему сыну, испрашивая прощение и умоляя не гневаться на него за то, что он оскорбил их своею бессловесною жизнию. Затем вместе с ними он обращается к Отцу Небесному». §6. Постригается у царских дверей

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VIII Явление семи Ангелов с трубами и Ангела с золотою кадильницею (1–4). Падение крови и огня на землю после трубы первого Ангела (6–7), большой горы в море после второй трубы (8–9) и большой звезды – полыни после третьей трубы (10–11); поражение третьей части вселенной после четвертой трубы (12–13). Откр.8:1 .  И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. В 8 главе в явлениях и образах дается объяснение, какие именно скорби постигнут мир и все человечество. Иоанн снова видит таинственную книгу в деснице Сидящего, видит и Агнца. Агнец снимает последнюю, седьмую печать с запечатанной книги. Но Иоанн уже не упоминает более ни о животных, ни о старцах, ни о светильниках, их уже не было пред взором Иоанна. Непосредственным следствием снятия седьмой печати было то, что на небе водворилось молчание как бы на полчаса. Молчание означает не просто тишину, прекращение звуков вообще, но прекращение звуков человеческой речи. И если теперь, по снятии седьмой печати, на небе водворилось безмолвие, то, стало быть, прекратилась песнь хвалы небожителей. Все небожители, невольно обнаруживая благоговение пред Вседержителем, замолкли на короткое время пред предстоящими обнаружениями Божественного гнева как непостижимыми действиями Божественного промысла. Но это молчание могло быть только кратковременным, как бы получасовым. Именно, выражение «как бы на полчаса» имеет значение приблизительного указания времени и не может быть понимаемо в буквальном смысле слова. Откр.8:2 .  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. Откр.8:3 .  И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. Откр.8:4 .  И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. Под семью Ангелами, которые и в дальнейших видениях остаются пред престолом подобно четырем животным и старцам ( Откр.7:13 ), можно видеть указание на Ангелов известного чина, предстоящих пред престолом Божиим. Это их значение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешным миром, как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи Ангелов Иоанн видит еще новое. Этот последний предстал не пред престолом, но пред жертвенником, о котором упоминалось в ст.9 и под которым нужно разуметь жертвенник всесожжения. С этого жертвенника Ангел должен был взять горячих угольев для своей золотой кадильницы. При этом фимиам дан был Ангелу для того, чтобы он (Ангел) помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым кадильный здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение; и Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который по повелению Божию (фимиам дан от Бога) приставлен служить святым 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Май 1882 г. 1 мая Большое смущение пред утреней, начавшееся дома по поводу любопытства домашних моих в писчий стол мой и иногда похищения вещей моих, действительного или мнимого; и дома, и в церкви долго боролся и молился об избавлении от этой мечты. Наконец избавился, и благодатный мир во мне воцарился пред исповеданием, но не надолго: во время чтения эксапсалмов 140 заметил, что над моей головой горит свеча вопреки моему приказанию, ибо она каплет на голову и на ковер царских врат, и опять смутился и не мог успокоиться, и ектению говорил крадучи, усеченно, концы возгласов; по окончании ее опять покаяние, и опять избавление; после сугубой ектении пред Христе, Свете истинный опять резкое искушение, опять победа и избавление; пред молебном Иверской Божией Матери злое упрямство, неохота служить, молитва о помощи и спасении – и опять избавление от злого упорства и мир сердца; потом во время чтения канона и молитвы причастницам ужасная смертная теснота несколько раз, опять молитва и припадание к святому престолу – и опять державное, всемилостивое избавление, спасение и помощь. По приходе домой новые искушения, и вновь по молитве двукратное избавление. После обедни. Жутко донял меня супостат сегодня пред самой обедней, во время ее, особенно пред причащением и по причащении причастниц женщин (из-за Параскевы Ивановны Ковригиной: зачем подходит первой и становится впереди всех, – а она не виновата в первенствовании, так как другие не подходят первыми), и когда я читал благодарственные молитвы пред царскими вратами, жутко мне тоже было от врагов, смертельно теснивших меня, однако же дочитал в тесноте и потом долго ежился пред Святой Чашей пред употреблением Святых Даров, доколе не помиловал, не избавил Господь от врагов, и я покойно употребил их. Домой пришел – опять беда: Пасынкова оказалась невнимательной ко мне, отворотив лицо, подавала руку. Опять молитва покаяния, и опять избавление. Слава Богу, не попустившему сатане поглотить меня. А уже было жутко, смертельно тесно. А каково в аду грешникам! Ужасно и подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тогда мы беседовали, братия, о приготовлении к исповеди. Теперь побеседуем о самой исповеди; узнаем, что требуется для того, чтобы исповедь была угодна Господу и принесла спасительные плоды для исповедающихся в своих грехах. В беседе нашей о сём предмете последуем указанию святой Церкви, которое заключается в кратком увещании духовника к приходящему на исповедь. Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твоё, говорит духовный отец исповеднику. Видите, братие, что первое условие истинной исповеди – это вера во Христа Спасителя. Когда вы на судилище покаяния стоите пред служителем Алтаря Господня, то представляйте себе так, что вы стоите как бы пред лицом Бога; помните, что вы не человеку исповедуетесь, а Самому Господу Иисусу Христу. И в самом деле, кто другой, кроме Господа Спасителя нашего, может судить нас за грехи наши, требовать раскаяния в них и разрешать или не разрешать их? Грехами мы нарушаем заповеди Господа нашего и делаемся виновными пред лицом Его вечной правды. Потому Он един наш Судия, который может отпускать и удерживать грехи наши. И Он действительно, при совершении таинства покаяния, Сам присутствует, приемля исповедь кающегося, хотя Его присутствие и невидимо для взора нашего. Почему невидимо? По немощи нашей и ради нашего же блага. Если бы Господь предстал пред очи твои во всей славе Судии живых и мёртвых, ты не мог бы взирать на Его пресветлое лицо и устоять на судилище покаяния; но то истинно, что сам Господь – Судия всего мира невидимо стоит пред кающимся грешником, внемля их исповеданию; предстоит Он Сам, пред очами коего вся нага и объявлена... В этом уверяет нас святая Церковь , поставляя пред нами на судилище покаяния святой Крест и Евангелие. «Не усрамися, ниже убойся, продолжает служитель Божий, и да нескрыеши что от мене. Известно каждому из нас, что стыд и страх очень много препятствуют чистосердечному исповеданию. Но кого стыдиться и кого бояться? Духовного отца? Но разве не знаете, что и он, подобно вам, грешник пред Богом? Притом ужели не знаете, что исповедь есть тайна, которая, по милости Божией, навеки должна оставаться тайною, доведомою одному Сердцеведцу? Покаяние, учит святой Димитрий Ростовский , это – море: грехи наши, это – камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

176. Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, в Мариинской церкви, пред обетом сердобольных вдов (Говорено декабря 6; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1843 год Тако да просветится свет ваш пред человеки. ( Mamф. V. 16 ). Свет, достойный внимательнаго зрения, исходит из сих слов Евангелия. В них является Законоположитель и Распорядитель света. Он отдает свет как-бы в собственность некоторым людям: «свет ваш». Он указывает способ не только пользоваться светом, но и светить другим: «тако да просветится свет ваш пред человеки». Он предлагает сие дело света, не как дар, который можно получить, но как обязанность, которую должно исполнять, и которую следственно можно исполнить, потому что Премудрость не повелевает невозможнаго: «да просветится свет ваш пред человеки». Что ж это за свет? Кто сии счастливые, на которых возлагается прекрасная обязанность распространять свет? Не счастливо ли было бы, если бы и мы нашлись в числе их? Господи Иисусе! Ты еси верховный Свет мира, по Твоему собственному слову: «Аз есмь свет миру» ( Ин. 8:12 ). Посли нам внутренно свет Твой и истину Твою, чтобы мы могли найти, возбудить, удержать и употребить по воле Твоей свет, которому Ты повелеваешь просвещаться пред человеками. Чтобы узнать, кто сии люди, которых Евангелие призывает светить прочим человекам, надлежит обратить внимание на обстоятельства, в которых Господь изрек заповедь света: «да просветится свет ваш пред человеки». Евангелист Матфей описывает сии обстоятельства так: «узрев же народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его: и отверз уста Своя, учаше их» ( Mф. V. 1–2 ). Итак поучение Христово было к ученикам Христовым; и конечно высокая заповедь, светить человекам, относилась преимущественно к высшему разряду сих учеников, то есть, к двенадцати Апостолам, так как без сомнения, к ним относится следующая часть поучения Христова: «вы есте свет мира: не может град укрытися, верху горы стоя» ( Мф. 5:14 ). Апостолы стояли на горе учения, которую теперь видим, и просветились светом закона духовнаго потом на горе Фаворе, – и постигли свет молитвеннаго созерцания, потом на Сионе, – и озарились светом воскресения, на Елеоне, – и возводили очи к свету обожения человечества во Христе, наконец паки на Сионе, – и наполнились светом Духа Святаго. Так возвысясь в духе, они уже не могли «укрыться» в естественной простоте своей и необразованности. Молнии света, не убивающия, но животворящия, проливались из них не только на землю Иудейскую, но и на языческий мир, лежащий в сугубой тьме неведения и пороков, и преобразовали его в мир света, в мир истины и добродетели, в мир Христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

XLIII. О приношениях в храм, о светильниках и фимиаме Ветхозаветные кровавые жертвы отменены Христом Спасителем, однажды принёсшим Себя в жертву за грехи людей. Что же касается вещественных даров и приношений в храм, каковы, например, приношения свечей и фимиама, то таковые приношения не отменены и в Новом Завете. Сам Христос Спаситель не отверг этих приношений, когда, например, вифлеемские волхвы, пришедшие поклониться Ему, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну ( Мф.2:11 ), или когда женщина, в знак глубочайшего почтения к Нему, помазала ноги Его драгоценным миром ( Лк.7:37–38 ). А Иосиф Аримафейский и Никодим почтили ароматами пречистое тело Христа Спасителя пред погребением ( Ин.19:39–40 ). Святому Иоанну Богослову в откровении было показано, как 24 старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр.5:8 ), и как Ангелу, сходящему пред жертвенником и держащему золотую кадильницу, дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Святой Тайнозритель Иоанн видел и светильники, горящие пред Сыном Человеческим и пред престолом Божиим ( Откр.1:12–13:4:5 ). Поэтому и православная Церковь повелевает благоухать фимиамом во время богослужения и возжигать светильники. Обычай же приносить в храм и возжигать свечи из чистого воска, а не из сала животных, основывается на следующих соображениях. Неприлично приносить в дар Богу сало животных в Новом Завете, где отменены кровавые жертвы. Воск, составляемый пчёлами из множества благоухающих трав, более всего приличен для такого дара Богу, а чистота воска напоминает христианину необходимость заботы о чистоте своей души. Употребление восковых свечей при богослужении ведёт своё начало от времён апостолов (Правило апостольское 72 – в Кормчей л.20). Из правил же апостолов видно, что верующие издревле приносили в храмы для богослужения и елей для лампад, и фимиам для курения (Правило апостольское 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава III. О сокрушении сердца 1. Авва Антоний сказал: имейте всегда пред очами страх Божий, помните Того, Кто мертвит и живит, низводит во ад и возводит ( 1Цар. 2:6 ). Возненавидьте мир и все, что в нем; возненавидьте всякий плотской покой, отрекитесь от жизни сей, дабы жить для Бога; помните, что обещали Богу, ибо Он взыщет то от нас в день суда; алкайте, жаждайте, наготуйте, бодрствуйте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем; испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтоб спасти души свои. 2. Говорили об авве Арсении, что во все время жизни своей, сидя за рукоделием, он имел платок на груди по причине слез, падавших из очей его. 3. Брат попросил авву Аммона сказать ему слово, и старец ответил: пойди настрой свой помысл так, как он бывает настроен у преступников, находящихся в темнице, которые с тревогой спрашивают у людей: где судья? Когда он придет? – и плачут в ожидании. Подобно и монах должен непрестанно внимать душе своей и говорить: увы мне! Как предстану я престолу Христову и как оправдаюсь пред Ним? Если всегда будешь так помышлять, то можешь спастись. 4. Он же сказал: когда сидишь в келлии, собери ум свой и помяни день смерти, вообрази тогдашнюю мертвость тела, пойми беду ту и восприими труд, презри суетность мирскую и возгрей ревность, чтоб твое намерение безмолвствовать пребывало всегда одинаковым и не ослабевало. Вспомни также и о состоянии во аде и помысли, каково там душам, в каком они горьком молчании и ужасном стенании, в каком страхе, томлении, ожидании, в какой муке душевной, в каких слезах и терзаниях. Помяни и о дне воскресения и предстании пред Бога и помысли о страшном и ужасном оном суде. Вообрази себе то, что определено грешникам – стыд пред лицем Бога и Христа Его, пред лицем Ангелов, Архангелов, Властей и всех людей; вообрази всякого рода муки – огнь вечный, червь неумирающий, тартар, тьму, которая над всем сим, скрежет зубов, страхи и терзания. Вообрази также определенные праведным блага – дерзновение пред Богом Отцем и Христом Его, пред Ангелами, Архангелами, Властями и всем множеством людей, царство и дары его – радость и утешение. О том и другом непрестанно содержи память в уме своем и при воспоминании об осуждении грешников стенай, плачь, обливайся слезами, устрашась мыслию – не будешь ли и сам ты в числе их, а при воспоминании о благах, определенных праведным, радуйся, утешайся и веселись и возревнуй сих сподобиться, а тех избежать. Смотри, никогда не забывай памятовать о сем, внутри ли келлии находишься или где вне, никогда не отлучай от сего ума своего, чтоб хотя чрез это охраниться тебе от вредных помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Слово на пассии: Гефсиманские страдания, отречение Петра, благоразумные разбойник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские чтения святой Четыредесятницы, и особенно служб, связанных с воспоминаниями о крестных страданиях нашего Господа и Спасителя, наполняют наши сердца благоговейным трепетом. Они говорят нам о страданиях и мучениях Невинного – за грешных, Чистого – за нечистых, Сына Божия – за падших людей. В этих страданиях, в этой борьбе со злом проявилось такое недосягаемое духовное величие, такая сила и мощь нравственного характера, которыми могла обладать только Богочеловеческая природа Спасителя мира. Мы слышали сейчас, дорогие мои, в евангельском чтении страшную повесть о страданиях Богочеловека. Знаем мы, до чего дошла и к чему привела злоба фарисеев. Учение Христа Спасителя, Его святость, даже самый вид Господа под конец Его общественного служения роду человеческому сделались тягостными для книжников и фарисеев. Они уже не могли спокойно ни видеть, ни слышать Его. Не могли они спокойно видеть в среде своей образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то и родился, на то и пришел в мир, дабы свидетельствовать истину. Свидетельствовал Он ее всюду и перед всеми. Возвещал путь, ведущий в жизнь вечную, и в храмах, и на торжищах, среди городов и весей. Равно свидетельствовал пред римским прокуратором и пред женщиной-самарянкой, пред синедрионом и пред иерихонским слепцом. Пред мудрыми и пред людьми некнижными. Какие обетования жизни вечной не открыты были Им и не утверждены непоколебимо? Какие заповеди не преподал Он во всей силе?.. Все озарилось светом Его Божественного учения! Глас истины, проповедуемой Господом Иисусом Христом при Его земной жизни, в устах Его был так силен, что сами враги Его должны были умолкать пред Ним и говорить: “...никогда человек не говорил так, как этот Человек” ( Ин. 7, 46 ). Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” ( Ин. 8, 46 ). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Коринфянам, читаемый в тридцать пятую неделю, мясопустную (1Кор.8:8–9:2) Поелику завтрашний день начинается преддверие поста, и вся сия седмица есть предочищение и предтеча поста, то святая Церковь Божия предлагает ныне верным из Послания Павлова место то, где говорится о брашнах. А чтобы в точности уразуметь, что говорит об оных Апостол, то нужно видеть, что пред сим пишется. Пред сим Апостол говорил о идоложертвенных, глаголя: « о идоложертвенных же вемы, яко вси разум имамы » ( 1Кор.8:1 ). А идоложертвенные были мяса животных, идолам приносимых. Сих идоложертвенных мяс часть сожигали идолопоклонники пред идолами, а другую часть оставляли для трапезы приносящим жертву, и их сродникам и друзьям. Некоторые же из разумных Коринфян, уверовавших во Христа, зная, что идолы не суть боги, рассуждали так, что приносимые им животные не суть жертвы, ни мяса их не суть идоложертвенные. А таковое разумение заставляло их почитать, что имеют они свободу и власть есть идоложертвенные. Почему без всякого сомнения ели оные свободно, входя в идольские капища, и в оных возлежа. Простейшие же люди видя, что ученые и разумные ели без сомнения идоложертвенные, думали, что они то делают из почтения к идолам, чем соблазняясь не только и они ели идоложертвенные, но и чтили идолов. Вопрошали же, как видно, о предмете сем Павла ( 1Кор.8:4 ), который ответствуя на вопрос, во первых обличил таковое разумение яко гордостное, и братиям вредное, потом ограничил власть и безразборчивость их, описав пагубные последствия соблазна. Начинает же он слово свое так: 1Кор.8:8 . Братие, брашно нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся. Соглашается Божественный Апостол с мнением тех, кои говорили: « яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо един » ( 1Кор.8:4 ), и что самое идоложертвенное мясо не есть идоложертвенное, но брашно, то есть, пища простая, как и всякая другая пища. Пусть, говорит, идоложертвенное не иное что есть как пища: пусть имеешь ты власть есть оное, как ешь и другие яства. Так если оная пища может поставить пред Богом тебя праведным и святым, если, когда ты вкушаешь оную, приумножается от того добродетель твоя и хвала добрых дел твоих, а когда удаляешься от оной, остаешься без благих деяний: то имеешь причину и право вкушать от идоложертвенных. Но пища не может оправдать тебя пред Богом, ни ввести тебя в Царствие Его, ни спасти душу твою. « Брашно нас не поставляет пред Богом ». Пища сама по себе ни прилагает, ни отъемлет добродетели. Почему ни, если мы едим идоложертвенное, приумножается добродетель наша: « ниже бо аще ямы, избыточествуем »: ни, если не едим оное, остаемся недостаточными и лишенными добродетели. « Ниже аще не ямы, лишаемся ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010