III. Апофтегмы Патриарх Павел обладал огромным чувством юмора, и юмор этот всегда был тонок. Часто он свидетельствовал об иронии, но об иронии сдержанной, и зачастую был обращен на самого себя как знак определенной «дистанции» по отношению к собственной персоне и своей должности. Когда же эта ирония была обращена на других, она никогда не была оскорбительной. Множество небольших историй, свидетельствующих о юморе патриарха, ходили как в его стране, так и за рубежом. Они стали настоящими апофтегмами, поскольку большинство из них говорило о прозорливости патриарха и несло в себе духовное поучение. Вспомним некоторые из них. В Призрене некий человек был приглашен к епископу Павлу. Явившись, но не найдя владыку, он спросил, где же тот. Ему ответили, что он скоро будет, – он зажигает лампады в церкви. Гость спросил, почему епископ сам зажигает лампады. Ему ответили: епископ велел, чтобы лампады были зажжены, но не уточнил, кто это должен делать! Как-то раз, когда патриарх Павел был еще монахом Благовещенского монастыря, несколько братьев сели в лодку, чтобы добраться до противоположного берега Западной Моравы. Под тяжестью пассажиров лодка накренилась, и отец Антоний (Джорджевич) упал в воду. Не умея плавать, он начал тонуть. Тогда отец Павел бросился ему на помощь и смог вытащить отца Антония на берег. Четыре десятилетия спустя архимандрит Антоний стал игуменом монастыря Троноша. Именно ему выпала честь тянуть из урны конверт с именем нового патриарха Сербского, и он вынул как раз тот, в котором значилось имя епископа Павла. Некоторые участники событий, помнившие о происшедшем на берегу Западной Моравы, говорили в шутку: «Павел вытащил Антония из реки, а Антоний Павла – из урны». После избрания епископа Павла патриархом Сербским множество делегаций и высоких иностранных представителей желали встретиться с Его Святейшеством, поздравить его с возведением на столь ответственный пост. Меж тем сотрудники Патриархии выражали некоторые опасения, не представляя, как патриарх справится с этими переговорами. Ведь он, считали они, не имеет никакого опыта светской дипломатии, где человек часто словно овца посреди волков. Наконец было объявлено о визите посла США в Белград. Во время беседы посол передал патриарху приветствия и поздравления от американского народа и Президента Соединенных Штатов. После того как были затронуты всевозможные темы общего характера, посол спросил патриарха: «Чем мы можем вам помочь?» Патриарх посмотрел на него и очень просто сказал: «Ваше превосходительство, если вы не будете нам вредить, это будет ваша помощь!» Озадаченный посол не нашел, что на это ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

I. Белая Церковь Огромная свинцовая туча застилала полнеба. Было почти темно. Я входил, вливаясь с толпой, словно со всем человечеством, в большой корабль и вошел в каюту, мне предназначенную. У ее двери, внутри, стоял Юноша со светящимся лицом. От него исходило, изливалось какое-то особое, удивительное добро, с которым я еще не встречался. Оно входило в глубину моего существа. Такого внутреннего удивительного общения и единства с кем-либо у меня никогда не было... Юноша был Хозяином Корабля, его Капитаном, я это сейчас же понял. И я был в недоумении пред этим светлым, сострадающим и предельно дружественным взором. И Хозяин Корабля ответил сейчас же на возникшее во мне недоумение. Я услышал не обычный голос, а беззвучно изливающийся из его существа вглубь меня: «Ты устал, тебе надо отдохнуть, тебе нужно на дачу»… И я почувствовал, как верны его слова. Но эту правду я не мог бы сам выговорить. Мне оставалась непонятной неустроенность моей большой каюты: она была пустая и в левом углу ее (как сейчас это вижу) лежала куча пыли и мусора. Капитан ответил тотчас на мое недоумение, опять своим внутренним голосом и сиянием: «Это не существенно, это все будет убрано, устроено»... И огромное радостное доверие вошло в меня. Я пробудился от вошедшей в меня любви. И в мыслях не было у меня, что все это исполнится буквально через несколько месяцев... И Большое путешествие на Корабле Церкви начну я с «отдыха на даче», отдыха от мира, в монастыре св. Великомученика Пантелеймона на Афоне, о чем так прикровенно и чудесно сказал мне, ничего еще не понимавшему в своих путях, Светлый Капитан. На парижской Сергиевой Горке второй академический год начался осенью 1926 года. Меня записали в студенты Академии и поселили через улицу, за академическими воротами, в домике, который был прозван студентами «Еродиевым жилищем». Комнату во втором этаже разделили занавесями на четыре угла, и в одном поселился я; другие углы заняли два монаха и один мирянин, бывший русский военный атташе. На Введение меня со студентом-иноком, о. Анатолием (Нечаевым), митрополит Евлогий постриг в «мантию». Отцу Анатолию дано было имя Афанасия, а мне оставлено мое имя, данное на Афоне при первом постриге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

I. Св ныне ублажаемая мученица Анастасия римлянка была воспитанница благочестивой женщины Софии, начальницы общества святых жен, основанного в виде женской обители недалеко от Рима. Сияя красотою и добродетелями, Анастасия, воспитанная Софиею, отвергла знатных женихов и, будучи 20-ти лет, решилась посвятить себя Богу. Когда о ее красоте и благочестии узнал правитель Рима Пров, он велел привести ее к себе. Святыя жены, увидев римских воинов, в страхе разбежались, но София удержала Анастасию, говоря ей: «дитя мое, не бойся: настало время твоего подвига». Потом София, узнав от воинов, зачем они пришли, попросила у них два часа времени, «чтобы нарядит девицу», и они стали ждать, думая, что она будет украшать дочь богатыми нарядами. София позвала свою дочь в церковь и стала увещевать ее: «ныне пришло тебе время, говорила она, явить любовь твою к Господу. Страданиями ты должна доказать, что достойна Жениха твоего. Не слушай льстивых слов, не прельщайся богатством и славой. Иди с веселием в чертог небесного Жениха и украшайся одеждою, обагренною в крови, как одеждою брачною. Помни мои попечения и молитвы о тебе. Я молилась, чтобы тебе соединиться с Господом. Не щади твоей красоты, не бойся мучений и смерти. Господь будет с тобою и облегчит твои муки». Анастасия ответила: «я готова положить жизнь за Господа. Я пойду к мучителю и исповедаю пред ним свою веру. Не бойся за меня, а молись Богу, чтобы Он меня не оставил». Слуги, узнав, что она «не одевается в богатые наряды, а молится Богу», взяли ее и, заковав в цепи, повели к правителю. На вопрос правителя, какого она рода, какой веры и как зовут ее, святая ответила: «я дочь римского гражданина, воспитана в благочестии христианском; имя мое Анастасия. Оно значит «воскресение». – Господь воскресит меня, чтобы сказать тебе правду и одолеть сатану, который внушает тебе злое». «Не раздражай меня, сказал правитель, я не желаю твоей гибели; но послушай: зачем ты прельстилась учением христианским? Ты губишь молодость твою, лишая себя наслаждений, которые боги даровали нам. Поклонись богам и выбери себе мужа из знатного и богатого рода; живи с нами в радости и почестях». Анастасия, подняв глаза на правителя, спокойно сказала ему: «Жених мой есть Господь I. Христос. Я желала бы не только один раз, но, если возможно, сто раз принять смерть за имя Его». Когда святую подвергли бичеваниям, она прославляла Бога пением псалмов: «Господь прибежище мое и заступник мой, не отступи от Мене», воспела она. Один, бывший в толпе, христианин, по имени Кирилл, подал воды изнемогающей мученице и был наказан смертию. Мучения святой Анастасии были так жестоки, что даже народ, привыкший к таким зрелищам, с ужасом стал укорять правителя. Тогда изувеченное тело мученицы было обезглавлено и брошено за городом. София, узнав об этом, взяла его – и похоронила.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     28 июля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в России и за рубежом. Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Владыка, в эти выходные вся наша страна празднует 1030-летие Крещения Руси. В этот день мы все вспоминаем святого равноапостольного князя Владимира. Между тем, в преддверии этой даты Президент Украины Петр Порошенко в эфире сербскому телевидению заявил следующее: «Киевский князь Владимир крестил не Русь, а Украину. На Украине есть мать-Церковь — Константинополь, потом Украина была матерью для Российской Православной Церкви. Именно так, а не наоборот». Что бы Вы ответили на это Петру Порошенко? Митрополит Иларион: Я бы ответил, что здесь налицо искажение истории, потому что никакой Украины не существовало в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь, и на протяжении веков это событие воспринималось как Крещение Руси. Что такое Русь, это вопрос уже для историков. Здесь возможны разные толкования. С нашей точки зрения, Русь — это не Украина, не Россия и не Белоруссия, а историческая предшественница этих трех стран, которая сохраняется сейчас не только в памяти людей, но и в бытии единой Русской Православной Церкви, объединяющей верующих и России, и Украины, и Белоруссии, и целого ряда сопредельных государств, а также наших соотечественников за рубежом. Это и есть историческая реальность, которую сейчас украинский Президент по каким-то причинам отказывается принимать. Мы хорошо помним, как он, еще не будучи Президентом, участвовал в богослужениях канонической Украинской Православной Церкви. Но когда он стал Президентом, изменилась политическая конъюнктура, и он стал поддерживать раскол. И сейчас он говорит о том, о чем говорили и его предшественники на этом посту, что у независимой Украины должна быть независимая Церковь. С этой целью он собрал представителей двух раскольничьих структур, инициировал сбор подписей от них в адрес Константинопольского Патриарха и теперь проталкивает идею автокефалии украинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/114810.html

     На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Недавно в рубрику пришло письмо с вопросом, запрещено ли верующему жить для себя ( письмо целиком ). Есть в духовной жизни вопросы, на которые невозможно ответить однозначно. Не потому, что ответа нет или он слишком сложен для восприятия. А потому, что духовная жизнь человека в христианстве — это не застывшая раз и навсегда бетонная плита с нанесенными на нее правилами и регламентами. Скорее она — росток, сначала пробивающийся из маленького семечка, потом робко выпускающий первые листки, постепенно крепнущий, набирающий силу и наконец — превращающийся в могучее, полное сил дерево. Могут ли быть одинаковыми рекомендации по уходу за деревом на различных этапах его развития? Очевидно, что условия, в которых может нормально жить взрослое растение, могут оказаться губительными для молодого ростка. Так и для новоначальных христиан Церковь предлагает совсем иные советы, чем для укрепившихся в духовной жизни подвижников. Хотя, конечно же, для молодого горячего сердца естественно в любом деле стремиться к пределам возможного. Во все времена в Церкви были, есть и будут «русские мальчики», как их называл Достоевский, готовые, подобно Алеше Карамазову, сказать: «Не могу я отдать вместо „всего“ два рубля, а вместо „иди за мной“ ходить лишь к обедне». Это искреннее их желание исполнить слова Христа буквально и в максимальной полноте веками становилось той самой духовной почвой, на которой вырастали такие светильники веры, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И все же общим правилом по отношению к максималистским устремлениям новоначальных в Церкви принято считать древнее святоотеческое наставление: «Если увидишь юношу, последующего своей воле и восходящего на небо, то возьми его за ногу и низвергни на землю, потому что такое восхождение на небо пагубно для него».

http://pravoslavie.ru/108946.html

  разделы   рассылка  распечатать Аркадий Малер Есть ли место православным в политике? Источник:  Православие и мир 12 января глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил обсудить идею создания " православной партии " . В развитии своего предложения отец Всеволод сказал: " Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь – для всех, а не для сторонников одной политической силы " . В интервью порталу " Православие и мир " 16 января отец Всеволод уточнил свою позицию: " Я не призывал создавать православные политические партии, а, напротив, очень скептично задал вопрос о том, возможны ли они. Мне очень интересно услышать реакцию. Кстати, реакция оказалась совсем не такой скептической, как моя, поддержали эту идею многие. За несколько дней мне прислали несколько инициатив и предложений войти в такую партию, положительно высказались некоторые представители нехристианских религий и инославных конфессий " . Стоит ли говорить, что эта тема вызвала неизбежную дискуссию в блогосфере, что само по себе уже свидетельствует о её значимости как для сторонников активного присутствия Церкви в политики, так и для её противников. Однако, как это часто бывает в дискуссиях на тему " православие и политика " , вопрос о самой " православной партии " стал отходить на второй план, уступая месту более общим вопросам, без прояснения которых эта тема просто не имеет никакого смысла. Прежде, чем ответить на вопрос – нужна ли православным " православная партия " , стоит ответить на целый ряд более общих и гораздо более принципиальных вопросов, а именно: насколько православным необходимо заниматься политикой?, насколько совместимы православие и политика?, насколько православная политика в современной России нуждается в партийно-парламентском пути или есть какие-то иные, более эффективные варианты?

http://religare.ru/2_91883.html

  разделы   рассылка  распечатать Евгений Черных За крах греческой экономики ответит хранитель Пояса Богородицы Настоятель афонского монастыря Ефрем встретил Рождество за решеткой Источник:  Комсомольская правда Архимандрита Ефрема держат в одиночной камере как опасного преступника. Его обвиняют в заключении незаконной сделки, причинившей огромный ущерб Греции. Новость, которая в конце прошлого года разлетелась по всему миру, спровоцировала же и мировой скандал. Впервые в новейшей истории за решетку попал столь высокий православный деятель. Настоятеля главного афонского монастыря Ватопед обвинили в экономических махинациях. Казалось бы, при чем здесь Россия? Дело в том, что архимандрит Ефрем стал широко известен в нашей стране после того, как впервые привез сюда чудотворный Пояс Богородицы. Причем арестовали его сразу же после возвращения в Грецию из России. " КП " попыталась разобраться – в чем же обвиняют Ефрема. Озеро раздора Архимандрита Ефрема пытаются сделать крайним в деле, которое тянется почти век. Монастырь Ватопед владел озером Вистонида и прибрежными землями с незапамятных времен. Что подтверждают грамоты византийских императоров, фирманы турецких султанов. В 1920 году власти Греции присвоили озеро. Монастырь подал судебный иск. В 1924 году пришли к соглашению: государство – признает права Ватопеда на Вистониду. А монастырь передаст властям 3800 га своих земель в другом районе на святое дело – беженцев приютить. Однако, взяв землю, лукавые власти озеро не вернули. Обитель пыталась восстановить справедливость в разных инстанциях. В 1990 году в Ватопед пришел монах Иосиф и его братия, в том числе Ефрем. Стали восстанавливать древний монастырь, вернули ему прежнюю славу и влияние. Власти тем временем решили забрать оставшийся за монастырем островок на озере раздора. А чтобы придать рейдерству законный вид и толк, затребовали у Ватопеда документы на него. Их предъявили. И не только на остров. В 2003 году монахи доказали свои права на все озеро.

http://religare.ru/2_91772.html

  ДОСЬЕ НА ИСЛАМ   Византийский император Константин Багрянородный о происхождении ислама Андрей Трасковский   На недавние высказывания Римского папы Бенедикта XVI об исламе исламисты ответили нападениями на католические и православные храмы в Святой Земле и угрозами в адрес Ватикана. Судя по всему, убийство 65-летней католической монахини Леонеллы, работавшей в детской больнице столицы Сомали Могадишо (был убит и охранник этой больницы), также является реакцией на слова папы. Напомним, что 12 сентября Бенедикт XVI выступил в Регенсбургском университете с речью, в которой процитировал высказывания жившего в XIV веке византийского императора Мануила II Палеолога об исламе. Эта речь папы «произвела эффект далеко за пределами католических богословских кругов. Цитата из богословского спора, который император вел с неким персом, гласит: " Хорошо, покажи мне, что нового принес Мохаммед, и ты найдешь там только нечто злое и бесчеловечное, такое, как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал " . При том, что понтифик назвал слова императора " грубыми " и " бесцеремонными " , это не возымело умиротворяющего действия. Многочисленные последователи " пророка " ответили на папскую речь кто официальными протестами (власти Ирана и Пакистана), кто угрозой " стереть Ватикан с лица земли " и " уничтожить крест в сердце Европы " (иракская " Армия моджахедов " ), кто погромами церквей в Святой земле (палестинские патриоты, чьи действия были одобрены руководством ХАМАС). Общей в этих разнообразных реакциях на выступление папы была неспособность как-то ответить по существу на последующую цитату из императора, к которой папа подводил – " Кто желает привести кого-то к вере, нуждается в способности хорошо говорить и правильно мыслить, а не в умении творить насилие и угрожать " » («Известия.Ру», 19.09.2006). Представляется целесообразным ознакомить читателей со сведениями об исламе, изложенными другим византийским императором – Константином VII, в его знаменитом трактате «Об управлении империей».

http://moral.ru/islam.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Споры вокруг слов «как хотите чтобы с вами поступали» Вот уже почти две тысячи лет существует христианство в мире как стройная религиозно-философская система, а вокруг него, не умолкая, продолжаются споры, вызванные не только желанием познать сущность этой системы, но и стремлением унизить, исказить сущность христианства. Такие споры возникли с появлением христианства и не прекращаются по сегодняшний день. Таким спорам подвергаются не только отдельные притчи и заповеди Иисуса Христа, но и отдельные стихи Нового Завета. Много споров вызвали и разбираемые слова Спасителя, помещенные в 12-м стихе. Так противники христианства говорили о том, что слова из 12-го стиха не содержат в себе ничего нового. Философ Гиббон, по-видимому, с целью унизить правило, предложенное Христом, указывал, что оно встречается и у Сократа за четыреста лет до Рождества Христова в таком виде: «Чем прогневляют тебя другие, того не делай сам» («Толковая Библия» под редакцией А.П.Лопухина , бесплатное приложение к журналу «Странник», Петербург, 1911, том 9, стр.154). Противники христианства приводят и нижеследующие примеры. Философ античности Диоген Лаэрций говорил о том, что Аристотель на вопрос, как следует вести себя с друзьями, ответил «так, как мы желаем, чтобы они вели себя по отношению к нам». Конфуций на вопрос о том, существует ли слово, которым бы можно характеризовать удовлетворительное поведение людей друг с другом, ответил, что такое слово называется взаимность. Широко известное изречение древности «что ты не хочешь делать себе, того не делай другим» приписывали Сенеке и Будде. У древних евреев подобного выражения не встречалось. Зато в Ветхом Завете высказывалась сходная мысль о любви к ближнему, запечатленная в законе Божьем, данном евреям через пророка Моисея. До Христа древние евреи никогда не выражали мысль об отношении к другим людям с такой силой, красотой и доступностью для понимания, как это сделал Спаситель. В отличие от еврейского понимания любви к ближнему, Иисус Христос обогатил эту мысль новым смыслом. Древние евреи закон о любви к ближнему применяли только к евреям, не считая ближними людей не еврейской национальности. Иисус Христос на примере притчи о добром самарянине указал не только евреям, но и всему миру на то, что ближним может быть любой человек, независимо от национальности и вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ЧАСТЬ II. ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 9. Дитя и бес Начало 1990-х годов. Воскресная православная школа. Преподавательница наставляет мальчика лет пяти: — Ты подумай, кто подталкивает тебя на такие поступки. Лукавый-то так и ходит вокруг нас. Он рад научить плохому. А ты ему не поддавайся. Еще разговор. Говорит мама, всей душой преданная Церкви: — У каждого человека за правым плечом стоит Ангел, а за левым — бес. Если человек делает хорошие дела, значит, он слушается своего Ангела, а если плохие, — значит, беса. Вот и думай, сынок, чьему совету ты последовал. Это я прочитала в книге Сергея Максимова " Нечистая, неведомая и крестная сила " . Там об этом очень много написано. А вот страничка из современной книжки, обращенной к детям: " — Папа, — спросил Боря, — а можно увидеть бесов? — Можно увидеть, — ответил отец и включил телевизор.— Смотри, этот бес смеется над любовью к Отечеству, этот издевается над нашей защитницей-армией, а эти затеяли свои игры на деньги и втягивают доверчивых зрителей... — А как с ними бороться? — спросил сын. — С этими так, — ответил отец и выключил телевизор. И бесы сразу провалились в почерневшую стеклянную дыру экрана " . Прочитавший это ребенок получает от взрослого санкцию на раздачу скоропалительных приговоров: " Тот бес. И этот. А вот я — я хороший, потому что говорю всегда правильное " . Сколько вокруг него бесов-то оказалось! Да верно ли это? По учению святых отцов бесов видели и видят совершенные. А простые смертные? Не ангельского чина? Многие ли люди знают ту мучительную судорогу, которая передергивает душу, прикоснувшуюся к бесовщине подлинной, невыдуманной, нетелевизионной? Уверяю вас: немногие. А уждети-то! Если бы люди вдумались по-настоящему в те имена, которыми наречен сатана в Писании (истязатель, губитель, убийца, насильник), то они бы не стали с такой легкостью говорить своим ребятишкам: " Вон, вон бес, погляди на него " .

http://zavet.ru/book/sokolova12.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010