монах Павел Эвергетинос О том, что отрекшийся от мира должен быть странником, в чем смысл странничества, какая от него польза и какие места больше всего подходят для аскетизма А. Из Отечника Авва Иаков сказал, что гораздо лучше быть странником ради Бога, чем принимать странников. 2. Авва Лонгин однажды спросил авву Лукия: – А если моя душа жаждет странствований? Старец ответил: – Если не обуздаешь свой язык, то куда бы ты ни пошел, странником не станешь. А как обуздаешь свой язык, так ты уже странник. Старец сказал: «Если монах знает место, где можно добиться преуспеяния, но, боясь телесных трудов, не идет туда, он не верит, что есть Бог». Брат спросил старца: – Авва, почему наше поколение не может держаться аскетизма отцов? – Потому, – ответил старец, – что не любит Бога, не избегает людей и не возненавидело материальные блага мира. Как только человек станет избегать людей и всего материального, с этого начнется его покаяние и аскеза. Когда загорится поле, и пожар нужно гасить и, если заранее не убрать сухую растительность на пути огня, то пожар не потушить. Так и тут, если монах не пойдет туда, где трудно даже хлеб добыть, то не сможет достичь аскетизма. Ведь душа, если ничего не видит, то ничего и не жаждет. Брат спросил авву Сисоя: – Что такое странничество, отче? Старец ответил: – Безмолвие и отречение от мирской суеты, куда бы ты ни пошел, – вот в чем истинное странничество. Брат спросил старца: – Что такое странничество? – Знавал я одного странствующего брата, – ответил старец. – Как-то он попал в церковь во время трапезы и сел за стол, чтобы поесть вместе с братьями. И тут кто-то спросил: – А этот как сюда попал? Тогда страннику сказали: – Ну-ка вставай и давай отсюда. Он встал и вышел. Но другие браться сжалились над ним, пошли и привели его обратно. Потом они спросили у него: – Что было у тебя на сердце, когда тебя прогнали, потом привели обратно? Он ответил: – Я положил в своем сердце: ты все равно что собака, гонят – она уходит, а зовут – возвращается. Кто-то из отцов рассказал о двух монахах, которые жили по соседству с ним. Один из них был чужеземец, а другой – местный. Первый был немного ленив, а второй весьма усерден. Так случилось, что сначала умер чужеземец. А их старец был прозорлив, и ему было видение: множество ангелов возносят душу почившего. Когда брат достиг неба и подошел к дверям, возник спор о его судьбе. Тут свыше раздался глас: «Да, он был немного ленив, но за то, что он жил на чужбине, отворите ему».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

10. Путешествие мое по Волге в 1871 году 1. Нижний-Новгород Имея намерение съездить в Сызрань, на мою родину, после праздника Успения Богородицы отправился я в Нижний. В Нижнем остановился я на ярмарке у одного близко знакомого мне почтенного московского единоверца, В.Е. Хухлина. К нему в одно время пришел какой-то незнакомый мне человек, которому он сейчас же меня представил, сказавши: «Вот это отец Павел; с ним вы давно желали видеться и поговорить о законе Божьем: вот и поговорите теперь». А мне сказал о нем, что это большой ревнитель старообрядчества. Я спросил пришедшего, какого он упования (ибо таков обычай у ревнителей старообрядчества, чтобы при встрече с новыми людьми спрашивать их о религиозных убеждениях). Пришедший ответил, что он по древней св. церкви. На это я сказал собеседнику: Такое ваше упование мнится мне, не совсем согласно с евангельским учением. – Что же, спросил он, нашли вы в моем исповедании несогласно с учением евангельским? Я ответил: Евангелие не предало, чтобы веровать в церковь , могущую обветшать; церковь не стареет, но присно юнеет (Кн. о вере, гл. 2). Пришедший заметил мне: Это вы только к слову придираетесь. Я ответил: Нет, я не к слову придираюсь, а против самого смысла исповедания, высказанного вами, возражаю. Ведь вы не без цели сказали, что принадлежите к древней церкви, а для того, чтобы показать, будто вы принадлежите к церкви, существовавшей до лет патриарха Никона . Пришедший ответил: Да, это правда. Я сказал: Вот это исповедание ваше, будто церковь православная с устроенными в ней от Христа чинами и полнотой таинств, существовала только до лет Никона, а потом лишилась благодати истинного священства и таин, я и назвал несогласным евангельскому учению; ибо Господь сказал: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач. 67), и паки: Небо и земля мимо идут, а словеса Моя не прейдут (Лк. зач. 107). Исповедовать же в церкви прекращение Христом устроенного священства и таинств, значит именно проповедовать одоление церковное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Евангелие от Луки начинается повествованием об обстоятельствах зачатия и рождения святого Иоанна Крестителя . «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» (Лк. 1: 5–7), – читаем в благовестии апостола Луки. Однако в сравнении с этим гимном праведности родителей Предтечи несколько странными для нас могут показаться слова Ангела, явившегося отцу Пророка: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк. 1: 13). Почему молитва праведника услышана только сейчас, когда он достиг уже пределов земной жизни? Неужели всю жизнь Бог не слышал голоса святых родителей Предтечи ?.. Это вопрос, близкий для каждого христианина. Слышит ли нас Бог? И почему Он так часто молчит в ответ на наши просьбы? А если отвечает, то почему мы не слышим этот ответ? Одни сомнения неизбежно рождают другие, и жизнь наполняется нерешительностью, колебаниями и бесплодными поисками. Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью! Трудно оправдать молчание Бога . Однако в этом и смысл жизни христианина: оправдать даже молчание Спасителя – как ответ, исполненный истинной любви. Ведь любовь Бога не слепа, она совершенна, а значит, может отказать в просьбе, которая не принесет человеку пользы. Наша вера должна непрестанно разрушать сомнения разума одним аргументом: если Бог молчит, значит, у Него есть на это причины! Это мысль, с которой мы должны нести весть о Благом Спасителе всему миру. Мы призваны своим терпением, своей верой оправдать молчание Бога перед безумным миром, требующим от Творца непременно заявить о Себе явно и однозначно. На самом же деле Бог не молчит, Он говорит на языке совершенной любви, который понять может лишь тот, кто готов ответить на эту любовь! И на этом языке даже молчание исполнено трепетного признания отеческого благоволения к Своему созданию. Это очень важно принять и хранить в своем сердце, чтобы ответить сомнениям в момент, когда жестокость внешних обстоятельств или другие причины будут побуждать усомниться в том, слышит ли нас Бог. Именно в этот момент должна сказать свое слово наша вера: значит, пришло время, когда мне мой Спаситель поручил засвидетельствовать о Его любви, оправдать перед всем миром Его молчание… Это великая честь – услышать в своей жизни молчание Бога и ответить на него благодарностью!..

http://pravoslavie.ru/74107.html

Изречения отцов Монах Амвросий (Гвазава) сказал: «Наш игумен говорил: не враги, а наши грехи закрывают храмы и монастыри. Разве Бог не в силах защитить свое достояние? Но за наше нерадение Он предназначил нам спасаться скорбями». Говорил схиархимандрит Андроник (Лукаш) : «Смех, шутки и ласки – не дело монаха, это привычки мира, от которого он отрекся. Если монах стяжает благодать, то и без шутливости и внешней ласковости в словах он сможет утешать людей». Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот, кто слушает клевету, сам становится участником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык». Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека». Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать». Один монах спросил у отца Андроника: «Иногда я включаю телевизор, чтобы узнать последние известия, а затем выключаю его; что в этом плохого?». Старец ответил: «Ты один раз выключишь телевизор, а в другой раз подумаешь: посмотрю еще немного, что там показывают,– и просидишь половину ночи, рассматривая чебурашек. Вот диавол и поймал тебя.– Старец продолжал: – Монах, который смотрит телевизор, этим самым нарушает три обета: отречения от мира, целомудрия души и пребывания во внутренней молитве. Он трижды клятвопреступник, а ты еще спрашиваешь, что в этом плохого». Монах спросил снова: «А как же епископы смотрят телевизор?». Старец ответил: «А разве они заставляют тебя делать то же? Ты знай себя». К монахине Аполлинарии пришла ее духовная дочь и спросила: «Что мне делать? Патриарх сказал мне, что Божия Матерь призывает меня в Дидубийский храм, и он назначает меня свечницей, а я сомневаюсь: призывает меня Божия Матерь или нет». Монахиня Аполлинария ответила: «Если даже Божия Матерь не призывает тебя, но ты поверишь слову Патриарха и пойдешь в Дидубийский храм, чтобы исполнить волю Царицы Небесной, то получишь такую же награду от Пресвятой Богородицы, как если бы Она действительно призвала тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Когда били колокола. Из дневников М.М. Пришвина 1926-1932 – Православный? – спросил я. – Православный, – ответил он. – Не тяжело было в первый раз разбивать колокол? – Нет, – ответил он, –я же за старшими шел и делал, как они, а потом само пошло. 4 февраля, 2013 – Православный? – спросил я. – Православный, – ответил он. – Не тяжело было в первый раз разбивать колокол? – Нет, – ответил он, –я же за старшими шел и делал, как они, а потом само пошло. Название «Когда били колокола …» написано рукой Пришвина на коробке с сотнями сохранившихся негативов. В это время Пришвин жил в Сергиевом Посаде (переименованном в дни уничтожения колоколов в город Загорск). Каждый день писатель фиксировал в дневнике всё, что происходило в те дни в Лавре. Предлагаемые выдержки взяты в основном из дневника 1930 года, который в настоящее время готовится к печати в полном объёме. 1926 23 ноября. Учитель, посетивший Троицкую лавру с экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублева ученикам: «Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках по маслу гораздо ярче». Толпа каких-то уродливых людей окружила мощи преп. Сергия, молча разглядывая кости под стеклом, наконец один сказал: – Нетленные! И все загоготали. С каким бы наслаждением в это время я провёл тоненькую черную машинную ниточку и потихонечку дернул, чтобы череп хоть чуть-чуть шевельнулся. Вот бы посмотреть, как мчатся в безумии обезьяны. Я бы не стал их обманывать, чтобы собирать с них медные копейки, как делал монах, и увозить на каждую службу из церкви на украшение обители. Я бы только их попугал, чтобы они, подходя к недоступному им и непостижимому, имели страх … 1929 22 ноября . В Лавре снимают колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переливку. Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол … 12 декабря. Сейчас резко обозначаются два понимания жизни. Одним – всё в индустриализации страны, в пятилетке и тракторных колоннах, они глубоко уверены, что если удастся организовать крестьян в коллективы, добыть хлеб, а потом всё остальное, необходимое для жизни, то вот и всё. И так они этим живут, иногда же, когда вообразят себе, что нигде в свете не было такого великого коллектива, приходят прямо в восторг.

http://pravmir.ru/kogda-bili-kolokola/

монах Павел Эвергетинос О том, что мечтания и забвение для верующего – смерть, а постоянная память о Боге и созерцание – жизнь и уничтожение всякого зла А. Из Палладия Миоклит, подвижник из Фиваиды, сначала изучал грамматику, потом предался философским занятиям, а затем со временем божественная благодать привлекла его к изучению небесного любомудрия. Он отрекся от мира в возрасте двадцати восьми лет и прожил в пещере тридцать пять лет. Этот блаженный муж говорил, что ум, отступивший от созерцания Бога, становится либо бесовским, либо скотским. Мы очень хотели разузнать, каким образом это происходит. Он ответил, что ум, который отступил от созерцания Бога, по необходимости либо следует за вожделевательным началом души и тогда подпадает под власть беса, наводящего скотскую невоздержанность, либо же им овладевает гнев, от которого происходят бесовские порывы к невоздержанности. Когда я возразил, как же может ум непрерывно пребывать с Богом, он ответил, что если душа человека в любом действии или помышлении руководствуется благочестивым законом и божественным помыслом, она пребывает рядом с Богом. Б. Из жития преподобного Ефрема Однажды преподобный Ефрем прибыл в город Эдессу и там остановился. По соседству жила блудница. Она должна была послужить для лукавого беса средством распространения зла: лукавый собирался через нее, как некогда через змея, ниспровергнуть праведника. Божественный Ефрем варил себе еду, а она отворила снаружи окошко, выходившее во внутренний двор, нахально просунула голову и стала дерзко разглядывать преподобного, потом развязно обратилась к нему: – Благослови меня, авва. Даже не повернувшись к ней, он невозмутимо ответил: – Господь благословит. Она непристойно рассмеялась и спросила: – Может, тебе чего-нибудь не хватает?.. – Да, – ответил он, – трех камней и немного глины, чтобы заложить это окно. Соседка, ничуть не смутившись, сказала: – Я к тебе сама пришла, чтобы поговорить, а ты напустил на себя экую важность. Я вот с тобой хочу спать, а ты даже разговаривать со мной не желаешь, ну как это называется?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Преподобный Павел Препростый Аудио Преподобный Павел Препростый Блаженный Павел был земледельцем, чрезвычайно простым и незлобивым. Он жил в Египте во времена святого Антония Великого. Павел сочетался браком с женщиной прекрасной наружности, но развращенной, которая долгое время таила от него свои прегрешения. Однажды, внезапно вернувшись с поля, он застиг ее в грехе с другим мужчиной. Рассмеявшись, он сказал им: «Хорошо, хорошо, мне до этого нет никакого дела. Клянусь Иисусом, я эту женщину больше не приму. Иди возьми ее и детей ее. А я ухожу, чтобы стать монахом». Павел удалился в глубокую пустыню, где жил святой Антоний, и постучал в дверь кельи преподобного. Выйдя, тот спросил: «Чего ты хочешь?» Павел сказал: «Хочу стать монахом». «Тебе 60 лет, – ответил святой Антоний, – ты слишком стар, чтобы стать монахом, тебе не снести скорбей пустыни. Но пойди лучше в селение, работай и живи, благодаря Бога». Поскольку Павел настаивал, обещая исполнить всё, что бы ни повелел преподобный Антоний, тот предложил ему отправиться в общежительный монастырь, где братия могли бы понести его старческую немощь. Затем он запер дверь и не выходил три дня. Однако Павел не двинулся с места ни на шаг и сидел без еды и воды перед кельей преподобного. Когда на четвертый день Антоний отворил дверь, Павел сказал ему: «Невозможно мне умереть где-нибудь, кроме как здесь». Тогда великий подвижник решил испытать Павла и принял на себя такое жительство, какого не проходил и в молодости. Он наломал пальмовых ветвей и повелел Павлу плести веревку по его примеру. Старец-послушник плел до девятого часа и с трудом сплел около 30 метров веревки, но Антоний остался недоволен и приказал ее расплести и начать работу снова. При этом Павел не возроптал, не смалодушествовал, ни разу не пришел в раздражение. После захода солнца Антоний предложил: «Хочешь, съедим кусок хлеба?» Павел ответил: «Как ты хочешь, авва», – не выказав при этом ни малейшей жадности, хотя он и не ел уже четыре дня. Антоний накрыл стол, принес сухие хлебы, размочил их в воде и начал читать псалом. Прочитав его 12 раз, он 12 раз помолился. Затем Антоний съел один хлебец, но к другому не притронулся. У старца же, который ел медленнее, еще оставался хлеб. Преподобный Антоний подождал, пока тот закончит, и предложил ему съесть еще один хлебец. Павел ответил ему: «Если ты будешь есть, то и я. Если же ты не будешь, то и я не буду». На это Антоний возразил: «Мне достаточно одного, ведь я монах». «И мне одного достаточно, – ответил Павел, – ибо я тоже хочу стать монахом».

http://pravoslavie.ru/60206.html

Россияне о религии и церкви: результаты опроса Опрос проведен Левада-центром 21-24 сентября 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. 15 октября, 2012 Опрос проведен Левада-центром 21-24 сентября 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.  Источник: сайт Левада-центра Опрос проведен Левада-центром 21-24 сентября 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в  130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.   ОТНОСИТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ К КАКОМУ-ЛИБО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ? ЕСЛИ ДА, ТО К КАКОМУ ИМЕННО? дек.09 дек.10 дек.11 июн.12 июл.12 сен.12 православие католицизм протестанты иудаизм буддизм индуизм другое ни к какому вероисповеданию атеист отказ от ответа затрудняюсь ответить   ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЛУЖБЫ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО? сен.12, в % от всех несколько раз в неделю примерно раз в неделю 2-3 раза в месяц примерно раз в месяц несколько раз в год примерно раз в год никогда отказ от ответа затрудняюсь ответить в % от относящих себя к к-л вероисповеданию несколько раз в неделю примерно раз в неделю 2-3 раза в месяц примерно раз в месяц несколько раз в год примерно раз в год никогда отказ от ответа затрудняюсь ответить   НАСКОЛЬКО СУЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ПРИНИМАЕТ СЕЙЧАС РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ? сен.12 очень большое довольно большое довольно малое очень малое затрудняюсь ответить   КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ, НАСКОЛЬКО СУЩЕСТВЕННЫ СЕЙЧАС В РОССИИ ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПОДДЕРЖКА, КОТОРУЮ ОНА ПОЛУЧАЕТ ОТ ГОСУДАРСТВА?

http://pravmir.ru/rossiyane-o-religii-i-...

Чтобы ответить на вопросы и недоумения читателей, мы отправились к отцу Илию, чтобы спросить его самого… Подходит моя очередь. Отец Илий долго думает перед тем, как ответить на мой вопрос: Что же стало причиной тому обращению? Когда схиархимандрит Илий (Ноздрин) выступил с видеообращением, призывая не участвовать в политических митингах , не многие остались равнодушными к его словам – ведь  он один из самых почитаемых и уважаемых духовников в Церкви, его нередко называют «последним старцем». Одни с облегчением выдохнули: «Наконец-то слово разумное сказано!», другие предположили, что текст старцу написал искусный манипулятор, а тот послушно его зачитал. > > > Схиархимандрит Илий (Ноздрин): Мирная жизнь возможна только на духовной основе Чтобы ответить на вопросы и недоумения читателей, мы отправились к отцу Илию, чтобы спросить его самого. Повезло – в 7 утра 31 декабря очередь к батюшке невелика,  хотя после Литургии прихожане все равно окружили его плотным кольцом. Отец Илий около часа говорит с людьми в коридоре, другие – кому хватило места – ждут в трапезной. Про выборы и митинги говорят и здесь – вот помощник батюшки указывает молодому человеку на фотографию Путина-Медведева: «Видите, где висит!» (висит высоко!), другие помощники рассказывают о том, что на митинги народ собирали за деньги, а коммунисты набрали на 20% больше во многих регионах – что страшно и недопустимо. Еще говорят, что отец Илий уже  несколько месяцев назад говорил о митингах и готовил текст обращения уже тогда.  На столе лежат брошюры о безбожных гонениях на Церковь, раздаются диски «Тайна коммунизма. Фашизм – путь в бездну. Социализм в России». Отец Илий входит тихо. Тихо выстраиваются в очередь, шепотом, кто-то на коленях, говорят с батюшкой. О САМОМ. Схиархимандрит Илий Подходит моя очередь. Отец Илий долго думает перед тем, как ответить на мой вопрос: Что же стало причиной тому обращению? Схиархимандрит Илий (Ноздрин): Конечно, я не знаю, насколько я прав. Слово — серебро, а молчание золото. Подобает больше молчание нежели словам.

http://pravmir.ru/sxiarximandrit-ilij-o-...

" ю / 8 / Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим   13 грудня 2007 р. 18:56 «Церковь отделена от государства, но не от общества». Интервью Святейшего Патриарха Алексия телеканалу «Россия». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал интервью телеканалу «Россия» (Вести, 13 декабря 2007 года). 29 жовтня 2007 р. 19:05 Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы членов ПАСЕ По завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся. Пресс-служба Московской Патриархии публикует текст ответов Его Святейшества. 29 жовтня 2007 р. 19:05 Святейший Патриарх Алексий об итогах своего визита во Францию По окончании поездки во Францию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II рассказал об итогах состоявшегося визита. Пресс-служба Московской Патриархии публикует текст речи Его Святйшества. 5 жовтня 2007 р. 15:00 Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы газеты «Новости Эльзаса» В преддверии визита во Францию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы газеты «Новости Эльзаса». 1 жовтня 2007 р. 15:35 Интервью Святейшего Патриарха Алексия агентству ИТАР-ТАСС в преддверии визита во Францию 1 октября начался 4-дневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию. В преддверии визита Святейший Патриарх ответил на вопросы агентства ИТАР-ТАСС. 1 жовтня 2007 р. 09:53 Святейший Патриарх Алексий: «Русская Православная Церковь считает своим долгом поделиться со всем миром своим исповедническим опытом» Накануне визита во Францию Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы журнала «Ля Ви» («La Vie», Франция, 26 сентября 2007 года).

http://patriarchia.ru/ua/patriarch/38016...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010