И далее люди начинают жить на земле, Бог дает им разные законы, в том числе и так называемые «Законы Ноя». Законы Ноя считаются обязательными для всех людей, верующих и неверующих. Считается, что в день Суда эти законы будут спрошены с каждого. Эти законы помещаются в 9й главе. Здесь сказано: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2–3). То есть до Потопа люди не вкушали мяса. И только после Потопа Бог повелел людям вкушать мясную пищу. Далее идут такие законы Ноя: «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 4). Нельзя, если душа еще находится в животном, то есть кровь не слита, отрезать кусок, пожарить его и съесть. Ни в каком виде не разрешается кровь для употребления в пищу! Это жесткий закон. Сказано: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт. 9, 5). Этот закон подтвержден в Моисеевом законе, этот закон подтвержден в книге Деяний святых апостолов, на Первом апостольском соборе в Иерусалиме, когда было постановлено, чтобы христиане «… воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови…» (Деян. 15, 20). Что такое «удавленина»? – Это когда кровь не сливают. И в правилах Церкви Поместных и Вселенских соборов сказано: «Аще архиерей, пресвитер, диакон вкушает кровь, да будет извержен из сана. Аще мирянин вкушает кровь, да будет отлучен от Церкви» . То есть на всех уровнях: и после Потопа это было установлено, и Моисей это подтвердил, и у пророков об этом говорится, и апостольский собор это подтвердил, и правила Поместных и Вселенских соборов, и святые отцы подтверждали неоднократно это правило, потому что кровь – всегда скоромна! Поэтому никаких кровяных колбасок, кровянок, кровавых бифштексов христианам есть нельзя. Далее сказано: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя (то есть если зверь забодает человека, сказано в законе, то этого зверя надо убить – О.С.), взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт. 9, 5). Здесь Библия устанавливает смертную казнь за убийство; убийца должен быть убит. Это первое такое свидетельство из слова Божьего.

http://radonezh.ru/analytics/o-filme-noy...

И мы переходим к следующему мытарству. Мытарство 14-е « Пока я беседовала таким образом со святыми Ангелами, мы вошли в мытарство, называемое мытарством убийства . Здесь истязуется не одно только разбойничество, но требуют отчета за всякую причиненную кому-либо кару, за всякий удар по плечам или по голове, по щеке или по шее, или когда кто с гневом отталкивает от себя ближнего. Злые духи все это испытывают здесь с подробностями и взвешивают; мы же прошли это мытарство беспрепятственно, оставив малую часть добрых дел на покрытие моих грехов ». Обычно думают, что первый запрет на убийство человека человеком появился на Синае. Но впервые запрет на убийство появился не в Декалоге, а в законах Ноаха (Ноя). Читаем: « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » ( Быт. 9, 6 ). Так как сыны Ноя, получившие вместе с отцом эту заповедь, были родоначальниками человеческих рас, то эта заповедь обязательна для всех сынов человеческих, произошедших от сыновей Ноя, Сима, Хама и Иафета. Здесь же содержится и норма наказания за убийство: « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека », и говорится о достоинстве человека, усугубляющем данное преступление: « ибо человек создан по образу Божию ». Если о возможном убитом говорится как о созданном « по образу Божию », то убийца уподобляется в Библии дьяволу, который называется в Писании: « человекоубийца от начала » ( Ин. 8, 44 ) – то есть первый убийца на Земле. Но в Книге Бытия первый убийца – Каин, убивший брата своего Авеля. Дьявол же называется « человекоубийца от начала », потому что, ввергнув в грехопадение наших прародителей, он повредил их духовную природу и сделал способными к совершению любого греха. Ибо Сын Божий учил, что « из сердца исходят злые помыслы, убийства » ( Мф. 15, 19 ), а это и есть результат грехопадения, спровоцированного отцом лжи дьяволом, через которого его дурные свойства перешли на человека, разрушив в человеке подобие и образ Бога. Почему Давид и восклицал: « Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя » ( Пс. 50, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И Терасу 35 вышел седьмой удел: он имел великие острова в средине моря, которые принадлежали к наследию Хама, и острова Каматури. И детям Арфаскада вышло блаженное наследие. Так разделили дети Ноя уделы своим сыновьям пред Ноем, своим отцом, и он велел им поклясться, заклиная клятвою каждого, который пытался бы получить удел, не доставшийся ему по жребию. И все сказали: «Да будет так!» И да будет это так для них и их сыновей до века, в их родах, до дня суда, в который Господь Бог будет судить их мечом и огнем за все лукавство и нечистоту их деяний, так как они наполнили землю злодеянием, нечестием, блудодеянием и грехом. X. И в третью седмину этого юбилея начали нечистые демоны обольщать сыновей Ноя, чтобы ослеплять их и губить. И дети Ноя пришли к своему отцу и рассказали ему о демонах, которые соблазняют сыновей их сыновей, ослепляют и умерщвляют их. И он молился Господу Богу своему и сказал: «Боже духов всякой плоти, являющий Свое милосердие, и спасший меня и моих детей от воды потопа, и не допустивший меня погибнуть, как поступил Ты с сынами погибели, ибо велика милость Твоя ко мне и велико Твое милосердие к моей душе: яви милость Твою на сынах Твоих, не допусти злых духов господствовать над ними, дабы они не истребили их от земли! Вот Ты благословил меня и моих сыновей, чтобы мы возрастали, и умножались, и наполняли землю. Ты знаешь, как Твои стражи, отцы этих духов, поступили в мои дни. И этих духов, которые живы, также заключи и свяжи в месте осуждения, чтобы они не производили развращения между сынами Твоего раба, Боже мой, ибо они злобны и созданы на погибель! Не допусти их господствовать над духами живущих, ибо Ты один знаешь суд их; и не допусти их иметь власть над детьми справедливости, отныне и до века!» И Бог наш сказал нам, чтобы мы связали всех. Тогда пришел высший из духов Мастема 36 и сказал: «Господи, нельзя ли некоторым из них остаться у меня, чтобы они слушались моего голоса и делали все, что я скажу им? Ибо если ни одного из них не останется у меня, то я не могу являть могущества своей воли над сынами человеческими; ибо они существуют для того, чтоб развращать и обольщать по моему повелению под моим господством, так как злоба людей велика».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Исторический факт воплощения Божественного Лица в естестве человеческом, или Богочеловечность Иисуса Христа есть само по себе торжество абсолютного добра над злом в роде человеческом. Но устанавливая этот исторический факт, т.е. что принятие человеческого естества в единство Божественной Личности Иисуса Христа есть абсолютное торжество добра над злом в роде человеческом, так как в этом событии естество человеческое явилось адекватным Божественной идее о нем и равным Божественному изволению, и, следовательно, явилось идеально и абсолютно добрым, мы предвидим следующее замечание: «Св. Писание свидетельствует, что как охрана добра в мире, так и воспитание сего совершеннейшего добра в Благословенном Семени Жены, т.е. в человеческом естестве Иисуса Христа, принадлежит Богу, а не самому, т.е. одному только человеку, что Бог охранял и возращал добро в семени Адама, Ноя, Авраама, Давида до преблагословенной и Пречистой Девы Марии, от Которой, как предочищенной Богом, воплотился, наконец, Сын Божий». Замечание это вполне справедливо, и говорит оно о такой истине, которая свидетельствуется всем Св. Писанием. Мало этого: Св. Писание свидетельствует нам, что «Святое Семя» в роде человеческом не только во все времена от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до Пресвятой Девы Марии сохранялось и предочищалось Богом «благодатно», или, по выражению Св. Писания о Пресвятой Деве Марии, «облагодатствовано свыше» ( Лк.1:28–35 ), но что даже Сам Иисус Христос, по Своему человеческому естеству, имел «благодать на благодать» ( Ин.1:14–16 ): «ибо не мерою, – говорит Иоанн Креститель, – дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его» ( Ин.3:34–35 ), и Сам Иисус Христос свидетельствует о Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18–19 ). Следовательно, человеческое естество в Иисусе Христе имело и, прибавим, должно было иметь полное, всецелое и совершеннейшее облагодатствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Итак, наука подтверждает слова Библии, и человеку следует лишь без предубеждения и с доверием читать священную летопись. Более подробные сведения о потопе как о геологическом факте мы собрали в главе XI первой части. Глава VII. Потоп Быт. 7:1 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; Предо Мною. М. Филарет замечает, что выражение это указывает на высокую внутреннюю нравственную чистоту Ноя, и этим словом указывается на мысль упадка всего остального допотопного мира, которого наследником правды сделался Ной по вере ( Евр. 11:7 ). Между главою VI и VII протекает 120 лет, данных Богом для покаяния человечества (ср. комментарий к Быт. 6:3 , мнение Златоуста и др.). Наступает время начала казни, и Ною даются более подробные указания, какие именно животные и в каком числе должны быть взяты в ковчег. Быт. 7:2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; В первый раз являются здесь животные чистые как особливый разряд. Из сравнения различных мест Св. Писания видно, что считались чистыми животными, во-первых, те, которые дозволялось употреблять в пищу ( Лев. 11 ), во-вторых, те, которые приносились в жертву ( Быт. 8:20 ) и которых в законе считается только пять родов ( Лев. 1: 2, 10, 14 ). После потопа Ной принёс жертву из всех скотов чистых и всех птиц чистых, как это указано в Быт. 8:20 . Быт. 7:3 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, Быт. 7 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Семь дней даны для окончательного приготовления Ноя и ввода в ковчег животных, которые, вероятно, были уже собраны около жилища Ноя. Быт. 7:5 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему. Быт. 7:6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, спасение оказывается возможным только для Ноя, его сыновей, его жены и жен его сыновей. Как и сказано в новозаветных Писаниях: «если (то есть, Господь) не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» ( 2Пет.2:5 ). Здесь мы видим, что Ной называется у апостола Петра проповедником правды. И сразу возникает вопрос: кому, кроме своего семейства, мог проповедовать Ной? И имеет ли смысл проповедь , если мы предполагаем, что она заведомо не достигнет своего результата? Проповедь всегда имеет смысл. Если она достигает своей цели и грешник обращается к Богу, то на память приходят слова из послания апостола Иакова: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). А если проповедь не возымеет результата, то в силу вступит другой текст: «Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» ( Иез.3:19 ). Одним слово звучит во спасение (они услышали и уверовали); другим – только во свидетельство (вы и слышали, и видели, и сами не приняли). Сто двадцать лет, пока стучали молотки строителей ковчега, проповедник правды Ной проповедовал истинную веру допотопному человечеству. Это была и проповедь о грядущей кончине первого мира. Но люди не могли поверить в то, что воды с небес могут погубить всю жизнь на земле. Им казалось, что мир никогда не прекратится, и люди будут вечно обитать по лицу всей земли… Как похожи эти заблуждения на ту самоуверенность, которая существует и у наших современников относительно грядущих судеб мира. И хотя сейчас и сама светская наука говорит о том, что крах неминуемо приближается, люди продолжают с завидным постоянством утверждать, что жизнь на земле не прекратится. Проповедь Ноя была услышана только его семейством, и на нем не исполнилось трагическое обстоятельство, имевшее место в жизни многих пророков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» ( Мф.13:57 ). Но в этом смысле Ной (с немногими другими пророками) является счастливым исключением из правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иудеи хотят отсюда заключать, что все, что говорится, говорится Иерусалиму, который, оставленный, Богом, опять должен быть восстановлен Им. Они легко будут опровергнуты, если им напомнить то, что говорится от лица Божия у Захарий: прииму Себе два жезла, единаго нарекох доброту, а другого нарекох уже, и упасу овцы ( Зах.11:7 ). Два жезла суть два народа, язычники и иудеи. Из них (жезлов и первым назван народ из язычников... Второй же, т. е. (жезл) ииароца иудейского иазван ужем: он после оскорбления от язычников называется частью Господа и ужем наследия Его – Израилем ( Втор.32:9 ), Вследствие этого, после того как в лице Авраама призван был Израиль, Господь говорит: прииму жезл Мой добрый, и отвергу его, еже разорити завет Мой, его же завещах ко всем людем ( Зах.11:10 ). И так при пришествии Христа говорится жезлу, бывшему отвергнутым (т. е. народу из язычников): не бойся и не красней, и не покрывай лица стыдом. Ибо ты уже не будешь стыдиться как прежде была постыжена, и не будешь поминать стыда юности твоей, и вспоминать о вдовстве твоем, в продолжение которого ты была оставлена Богом: потому что Творец твой Сам будет господствовать над тобою... Наконец следует: Создавший тебя Сам искупил тебя кровию Своею и Богом всей земли назовется, т. е. всех пребывающих на земле. Из этого ясно видно, что это говорится отнюдь не Иерусалиму, никогда не господствовавшему во всей вселенной, но церкви Христовой, которой наследие есть обладание миром... (стр. 10–11): Это для Меня как во дни Ноя, которому Я поклялся, что не наведу вод. Ноя более на землю: так как я поклялся, что не разгневаюсь на тебя и не укорю тебя. Ибо горы сдвинутся, и холмы поколеблются, милость же Моя не отступит от тебя» (стихи 9–10)... Как в то время, когда вся вселенная согрешила, после того, как совратилась вся земля с пути Господня, наведен был потоп, и со всеми виновниками грехов, все грехи были уничтожены, и человеческий род был сохранен в лице одного человека – Ноя, которому Я поклялся, что более не будет наводим потоп на землю и обещание Мое доселе исполнялось и никогда не сделается не действительные ( Быт.8 ): так клянусь церкви Моей, которую для Себя Я искупил Своею кровию, что я более не буду гневаться на помилованных Мною, и милость Моя не переменится ни на какой строгий укор.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Когда завершился всемирный потоп , Ной, его семья и животные, которых они взяли с собой, вышли из корабля, на котором спаслись от воды (Ноев ковчег). Вода перестала покрывать землю, реки потекли по своим руслам, озера, моря и океаны вернулись в границы определенных им Богом берегов. Никого, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге, не осталось. Все люди погибли, так как дела их были злы и никто, кроме семейства Ноя, не искал отношений с Богом. Начался новый этап истории человечества, и перед глазами людей, от которых произошли потом все остальные люди, была пустая земля. Наверное, можно было одновременно благодарить Бога за сохранение жизни и одновременно невозможно было не ужасаться последствиям всемирного потопа. В этот судьбоносный момент Бог благословил семью Ноя, сказал, чтобы люди плодились и размножались, и обещал, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Когда мы переживаем какое-то ужасное событие, например, пожар, может остаться страх огня. Нам трудно возвращаться в те места, где случалось неприятное, плохое и страшное. Мы стремимся интуитивно отгородиться от того, что может напоминать о случившемся, потому что трудно справиться со страхом того, что это повторится вновь. Всемирный потом начался с дождя: небо заволокло тучами, и дождь стал идти без остановки. Но дождь нужен, чтобы травы и деревья продолжали расти, чтобы озера и реки не пересыхали, чтобы на земле была жизнь. Можно только представить себе, какой ужас мог зарождаться в душах людей при виде первых капель дождя: ведь именно так начался всемирный потоп. И чтобы дождь больше не воспринимался как начало катастрофы и смерти, Господь подкрепил свое обещание видимым символом — радугой: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти». Нельзя сказать, что радуги не было раньше — существование этого атмосферного явления было закономерно, ведь радуга — результат преломления и отражения светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Но с этого дня она приобрела особое значение. Радуга (преломление солнечных лучей) возможна только тогда, когда тучи не закрывают небо целиком, а оставляют просвет для лучей солнца. И этот просвет — видимый знак того, что во время тучи не заволокут небо настолько сильно, чтобы начался всемирный потоп, что дождь больше не имеет такого угрожающего значения.

http://foma.ru/bozhya-raduga.html

Когда нечестие потомств Каина и Сифа сильно умножилось, Бог повелел Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились. Я даю им на исправление 120 лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Бог со скорбию в сердце решил истребить род человеческий всемирным потопом. По повелению Божию, Ной построил ковчег, то есть большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме находившихся с Ноем в ковчеге, потонули. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарат. Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы узнать, насколько убыла вода, но ворон не возвратился в ковчег. Тогда Ной выпустил голубя; голубь не нашел для себя сухого места, так как вода была еще на поверхности всей земли, и прилетел обратно в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустил голубя; на этот раз он вернулся со свежим масличным листом во рту. Спустя еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, но он уже не возвращался к нему, и таким образом Ной узнал, что вода сошла с земли. Спустя год от начала потопа, когда земля совершенно обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего, принес благодарственную жертву Богу за спасение. Господь принял жертву Ноя, благословил его и его сыновей и дал обещание, что больше всемирного потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. После потопа Бог позволил людям употреблять в пищу не только растения, но и мясо животных. 6. Дети Ноя Благословение отчее утверждает домы чад (Прем. Иисуса, сына Сирах. 3, 9 ). После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Когда Ной с семьей и всеми животными вышел из ковчега, то он принес Богу благодарственную жертву на новосооруженном жертвеннике. Бог обонял благоухание его молитвы и обещал больше не наводить на Землю водного потопа, повелев спасшимся людям вновь населить землю, плодиться и размножаться. Он разрешил вкушать не только растения, но и мясо, но запретил употреблять в пищу кровь. Бог обещал взыскать человеческую кровь со всех животных и людей, за убийство повелев наказывать смертью, ибо так оскверняется образ Божий. На основании этого повеления возникли государства, назначение которых – сохранять человечество от сползания в допотопную бездну зла. Так был поставлен завет между Богом и людьми, а свидетельством этого завета Господь положил на небесах радугу. Грех Хама (Быт. 9, 20–29) После Потопа Ной вместе с сыновьями стал возделывать землю. Он посадил виноградник, и когда плоды созрели, то сделал вино. Не зная еще свойств этого напитка, он напился допьяна и лежал обнаженным в своем шатре. Его увидел средний сын – Хам. Он вышел из шатра и со смехом рассказал на дворе своим братьям о состоянии отца. Но Сим с Иафетом поступили благородно: они взяли одежду, спиной вошли в шатер и покрыли наготу отца своего, не видя ее. Когда Ной проснулся и узнал, как посмеялся над ним Хам, то сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих… благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт. 9, 25–27 ). Так был наказан Хам в лице своего сына Ханаана (который, по преданию, и сообщил своему отцу о проступке Ноя). Сам Хам не был проклят, потому что Ной не хотел проклинать того, кого уже благословил Бог: «И благословил Бог Ноя и сынов его» ( Быт. 9, 1 ). Потомки Ханаана (палестинцы и финикийцы) действительно в течение истории были в подчинении у потомков Сима (евреев) и Иафета (европейцев). Благословение Ноя было великим пророчеством о судьбах рас. Как и предсказывал праведник, потомки Сима отличались особой религиозной одаренностью, с ними-то и был заключен Завет, и, самое главное, именно от Сима по плоти произошел Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010