«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» ( Быт.6:9 ). Слова «Вот житие Ноя» открывают собой новую линию существования рода человеческого на этой планете. Само слово «праведный» – на иврите «цадик» – происходит от глагола «цадак», что означает «оправдывать, будучи справедливым». В этом смысле, праведник всегда предстоит, или ходатайствует, за весь свой народ. В Новом Завете есть следующий стих: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» ( 1Сол.5:12 ). Слова «ходил пред Богом», с учетом последующего выражения «праведный и непорочный в роде своем» надо понимать следующим образом: Ной был праведником своего времени. Живи он в другие времена, он не считался бы праведным и непорочным. Дословный перевод данного отрывка («ходил пред Богом»), с учетом иврита, будет следующий – «ходил с Богом». То есть, не мог «ходить» самостоятельно. О праведном Аврааме сказано совсем иначе: он ходил «пред лицем» Бога ( Быт.24:40 ). «Праведный и непорочный в роде своем» – это тот, который лучший в глазах Бога из всего своего поколения или рода. Лучший в сравнении с другими, более грешными. С другой стороны, эти слова нисколько не умаляют значения его (Ноя) праведности. Святые Варсонофий и Иоанн учили: праведники последних времен не будут так строго все исполнять, как святые древних времен. Но сама их вера среди тотального неверия будет величайшим чудом. И, следовательно, и сами их заслуги будут приобретать совсем иное, более высокое значение и звучание. Праведник среди грешников и греха как «свет во тьме светит», и тьма не может объять его ( Ин.1:5 ). Однажды один монах сидел на берегу ручья и рассматривал камни, скрытые под прозрачной водой. Про себя он думал: сколько лет они под водой, но вода не проникает в них, только деформирует их (делает более плоскими, а некоторые и стачивает). Достав один из камней, он разбил его и убедился, что внутри камень был совершенно сух. Да. Мы живем в этом мире. Но мы должны быть совершенно противоположными ему. Не сообразовываться с миром – это означает остаться стоять на Камне. А принять дух мира в свое сердце – означает духовно рассыпаться (превратиться в песок-прах).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Все, что касается Божественного избранничества, — совсем не простой вопрос. С Авраамом здесь ничего не ясно! Если мы перелистаем несколько страничек Священного Писания назад, то увидим, что говорится о призвании Ноя, и здесь все ясно и понятно: Ной же обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6, 8). А далее поясняется, почему: Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). «Сообщив нам о чрезмерном усилении нечестия человеческого и о великом наказании, которому должны были подвергнуться виновники этого, Писание показывает нам и того ( то есть Ноя — О. С. ), кто среди такого множества [грешников] мог сохранить чистоту добродетели. Конечно, добродетель и сама по себе достойна удивления; но если кто-то творит ее еще и окруженный препятствиями, то она является гораздо более дивною. Поэтому Божественное Писание, как бы удивляясь праведнику, говорит, что среди такого множества людей, имевших подвергнуться за свое нечестие гневу Божию, Ной обрел благодать пред очами Господа Бога. Обрел благодать, но — пред Богом; не сказано просто — обрел благодать, но — пред Господом Богом, дабы показать нам, что единственною целью его было — заслужить одобрение от того недремлющего Ока, и что он нисколько не заботился ни о славе, ни о бесчестии, ни о насмешках людских» 6 . Казалось бы, все понятно с Ноем: это человек праведный и непорочный в роде своем, «кто среди такого множества [грешников] мог сохранить чистоту добродетели». Но вот Аврам — это человек, который появляется на библейских страницах уже в семидесятипятилетнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату, и какие-то особые благословения даются ему. С чем это может быть связано? Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего Есть несколько точек зрения. Обратим внимание на 1-й стих 12-й главы Книги Бытия: И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (Быт. 12, 1-2). Экзегеты достаточно давно обратили внимание на внешнюю неточность этого текста. Человек сначала выходит из дома, потом он удаляется от своих родных, потом он покидает свою землю. Здесь же предлагается какой-то другой порядок: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе».

http://pravoslavie.ru/98709.html

Всемирный потоп I У Адама и Евы, кроме нечестивого Каина и благочестивого Сифа, были и еще сыновья и дочери. Умерли Адам и Ева , и от детей их стали размножаться люди и заселять землю. Телом, все люди были похожи друг на друга, но душою – одни были подобны Авелю и Сифу, другие – злому Каину. Одни угождали Богу и веровали в будущего Спасителя, и в знак этой веры, приносили Богу жертвы; грешили, но каялись, молились и делали добро. Другие забыли Бога и не думали о спасении; грешили и не каялись; не молились Богу, жили без Бога в душе и делали злые дела. Добро и зло боролись между собою, и зло побеждало: завладевал людьми диавол. И восскорбел Господь, видя зло в людях, и раскаялся, что сотворил на земле все живое. И сказал Господь: – Истреблю с лица земли все создания Свои, от человека до скота. И гадов истреблю, и птиц небесных. Раскаялся Я, что сотворил их. II Один только человек на всей земле был угоден Богу. Его звали Ной. Он был потомок Сифа. Был человек праведный, и непорочный. Был всегда пред Богом. У Ноя была жена и три сына: Сим, Хам и Иафет. И у сыновей были жены. Вся семья была научена угождать Богу. И воззрел Господь на землю и на людей, и ни в ком, кроме Ноя и семьи его, не было правды. Все развратились и не слушали Ноя, проповедника правды, и не раскаялись. И сказал Бог Ною: – Конец пришел для всего живого на земле. Земля наполнилась злодеяниями. Я истреблю всякое живое существо. Я наведу потоп на землю, и все, что теперь живет, лишится жизни. Только с тобою Я заключу завет Мой, только ты спасешься от гибели. И получил Ной откровение от Бога о спасении дома своего. И сказал ему Бог: – Построй себе ковчег (корабль) из дерева; осмоли его внутри и снаружи. Наделай в нем отделений. Сбоку сделай дверь, а вверху – сведи крышу сводом. Внутри сделай помещения в два и три яруса. И сделай в ковчеге запасы пищи для людей и животных. Ной с великой верой и благоговением исполнил повеление Божие. Он построил ковчег, огромный корабль; сделал все так, как повелел ему Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Глава 9 Бог благословляет Ноя Быт.9:1 . И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им Подобно тому, как родоначальник первого мира – Адам, тотчас же по сотворении, получил от Бога особое благословение ( Быт. 1:28–30 ), и родоначальник второго мира – Ной получает подобное же благословение. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (обладания) над животными и его питания. Сила этого божественного благословения касалась не одного только праведного Ноя, но и «сынов его», т. е., как наличного, так и будущего его потомства, короче сказать – всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни. плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею», так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам – Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного ( 1Кор. 15:27 ; Еф. 1:22 ; Евр. 2:8 ). Быт.9:2 . да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; «Сего не было в благословении, данном Адаму: он был владыкою твари, но не страшным. Когда же внутреннее достоинство человека уже не покоряет ему тварей, Бог обуздывает их страхом» (Филарет). Быт.9:3 . все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; Это будет уже второй по числу закон о пище ( Быт. 2:16 ), разрешающий теперь наряду с прежними родами ее – зеленью и полевыми злаками еще и один новый, именно – мясо животных, птиц и рыб, словом все то, что движется и живет. Причину нового разрешения блаженный Феодорит выясняет следующим образом: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать». Запрещение вкушения крови и человекоубийства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Грехи Адама и Евы перешли на всех их потомков и называется первородным или прародительским грехом. Каин и Авель После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада. Однажды они приносили жертву: Каин – плоды земные, а Авель – лучшего животного из своего стада. Бог принял жертву Авеля, потому что он приносил ее с усердием и молитвою, а жертвы Каина не принял. После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал его в поле и там убил его. Бог спросил Каина: «где брат твой Авель?» Каин дерзко ответил: «не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Бог сказал ему: «что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко мне от земли. За это ты будешь проклят и будешь скитаться по земле». Вместо Авеля Бог дал Адаму и Еве третьего сына – благочестивого Сифа. Всемирный потоп Когда род человеческий от Каина и Сифа размножился, люди забыли Бога и стали жить нечестиво. Верным Богу оставался один только Ной со своим семейством. Бог сказал Ною: «проповедуй людям, чтобы они покаялись и исправились; Я даю им на исправление сто двадцать лет». Но люди не слушали Ноя и продолжали жить по-прежнему. Тогда Ной, по повелению Божию, построил ковчег, то есть, большой корабль, вошел в него сам с женою и три сына его со своими женами, и взял с собою всех птиц и животных, – чистых по семи пар, а нечистых по две пары. После этого сорок дней и сорок ночей шел сильный дождь; вода выступила из рек и морей и покрыла всю землю с самыми высокими горами. Все люди, животные и птицы, кроме тех, которые находились с Ноем в ковчеге, потонули. Это называется всемирным потопом. Через сто пятьдесят дней вода начала убывать, и ковчег остановился на горе Арарате. Когда земля обсохла, Ной вышел из ковчега и прежде всего принес благодарственную жертву Богу за спасение. Бог принял жертву Ноя, благословил его и сказал, что больше такого потопа не будет, знаком чего положил на небе радугу. Дети Ноя После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного сока и спал обнаженный в своем шатре. Это увидел сын его Хам, посмеялся над отцом и рассказал своим братьям Симу и Иафету. Но братья взяли одежду, подошли к отцу, не обращаясь к нему лицом, чтобы не видеть его наготы, и покрыли его.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Жизнь Ноя и его детей после потопа    Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет.    Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима.    Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались.    Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями.    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие» (Быт.9:18-29; Быт.10). Столпотворение вавилонское и рассеяние людей...    Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке.    Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Жизнь Ноя и его детей после потопа Сыновья Ноя, вышедшие с ним из ковчега, были Сим, Хам и Иафет. Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. Когда из виноградного сока сделал вино и попробовал его, то опьянел, потому что еще не знал силы вина, и раскрывшись, лежал обнаженным в шатре своем. Это увидел сын его Хам, он непочтительно отнесся к отцу своему, пошел и рассказал об этом своим братьям. Сим же и Иафет взяли одежду, подошли к отцу так, чтобы не видеть его наготу, и покрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о поступке своего меньшего сына Хама, то осудил и проклял его, в лице сына его Ханаана, и сказал, что потомки его будут в рабстве у потомков его братьев. А Сима и Иафета он благословил и предсказал, что в потомстве Сима сохранится истинная вера, а потомки Иафета распространятся по земле и примут истинную веру от потомков Сима. Ной прожил 950 лет, он был последний, достигший такой глубокой старости. После него силы человеческие стали оскудевать, и люди могли доживать только до 400 лет. Но и при такой все еще долголетней жизни люди быстро размножались. Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось. Потомки Сима называются семиты, к ним относится, в первую очередь, народ еврейский, в нем одном сохранялась вера в истинного Бога. Потомки Иафета называются иафетиды, к ним относятся народы, населяющие Европу, которые и приняли от евреев веру в истинного Бога. Потомки хама называются хамиты; к ним относятся ханаанские племена, первоначально населявшие Палестину, многие народы Африки и других стран. Хамиты всегда были в подчинении у других народов, а некоторые и до сего времени остаются дикарями. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. " Бытие " : гл. 9, 18-29; гл. 10. Столпотворение вавилонское и рассеяние людей Размножившиеся потомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, недалеко от гор Араратских, и говорили на одном языке. Когда человеческий род стал многочисленным, то злые дела и распри между людьми увеличились, и они увидели, что скоро придется им разойтись по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Заимствовано ли христианское изображение Ноя в ковчеге, у язычников, или эти последние взяли его у верующих и повторили на медалях города Апамеи – решить пока невозможно. Появление Ноя во фресках катакомб и в барельефах саркофагов, в противоположность библейскому тексту, одним, почти всегда под видом юноши, в ковчеге особенной формы, не согласной с описанием книги Бытия, позволяет заключить, что это не самостоятельное произведение христианских художников, перенятое ими у античного искусства. С другой стороны, в ипогее Домитиллы, открыта в последние годы, стенопись, в которой Ной изображен с теми же подробностями, в том же положении и в ковчеге той же формы, как постоянно у первых христиан. – Фреска эта, разумеется, была написана раньше царствования Септимия Севера, и потому, прежде медалей Апамеи. – Можно, следовательно, предположить, что христианские художники Рима, равно как и языческие мастера Апамеи, заимствовали изображение Ноя и его ковчега у типа, существовавшего в классическом искусстве, который, вероятно, создался под влиянием известного мифа Девкалиона, сына Прометея и жены его Пирры. V «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12:40 ), сказал Христос. Потому, изображение этого пророка, поглощенного чудовищем и потом выброшенного им по повелению Божьему, с очень ранних времен, беспрестанно встречающееся в христианском искусстве, сделалось, у верующих, символом воскресения Спасителя – главный тип, столь утешительного для них догмата – и, вместе с тем, напоминало им будущее восстание их из мертвых. В этом последнем смысле, всего чаще представлены христианами похождения Ионы, то отдельно, то заключая ряд символических сюжетов, выражавших известный круг религиозных идей. К сценам поглощения и извержения пророка, присоединены, иногда, две другие. В одной из них, Иона сидит под пышным, зеленеющем растением, а в другой – лежит без всякой защиты от палящих лучей солнца. Всюду, где является Иона, он представлен молодым человеком и совершенно нагим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь снова следует обратить внимание на то, как Писание может емко характеризовать человека. «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана» ( Быт. 9:18 ). В то время, когда вокруг бушевали воды потопа, губившие всё живое, Хам обзавелся потомством. Проклятие, которое произносит Ной, не касается самого Хама. Почему?  Потому что не задолго до этого всё семейство Ноя, включая Хама, получило благословение от Бога, поэтому праведник Ной не дерзает человека, благословленного Богом, проклинать, но проклинает его потомство и говорит: «проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт. 9:25–27 ). По объяснению блаженного Феодорита , «должно знать еще, что слова праведного суть предсказание, а не проклятье. Поскольку израильтяне, ведшие род от Сима, должны были принять во владение Палестину, в древности же населяли ее присшедшие от Ханаана, то предсказанию своему Ной дает вид проклятья, предрекая будущее и устрашая последующие роды, чтобы не согрешали против родителей» 66 . Этим пророческое значение слов Ноя не исчерпывается, в нем содержится и предсказание о новозаветной Церкви, поскольку Сим, как и в предыдущем толковании, явился родоначальником еврейского народа, из которого и состояла  Ветхозаветная Церковь . Под вселением Иафета в шатры Симовы понимается толкователями вступление в Церковь прочих народов. 2.6. Вавилонское столпотворение Затем дается родословие сынов Ноевых Сима, Хама и Иафета ( Быт. 10 ). Вслед за этим изображается деяние, которое затрагивает историю общечеловеческую, а именно, строительство Вавилонской башни. Мы видим, что всякий дар Божий, который люди имеют, они оказываются способными обратить в какое-то зло. И вот Божий дар – единство, которое люди имели, они тоже сумели извратить строительством башни. Как говорится в повествовании библейском: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» ( Быт. 11:4 ). Мы с вами видим, что совсем нередко те технические средства, которые вроде бы позволяют людям теснее общаться, быстрее преодолевать расстояние, быстрее сообщать друг другу какие-то сведения, очень часто используются именно для того, чтобы объединиться в общих греховных начинаниях. Общемировая культура, которая сейчас начинает складываться, носит, пожалуй, выраженный греховный характер; а складываться она начинает очень быстро именно благодаря разным средствам массовой информации и коммуникации. Здесь то же самое: люди решили свое единство каким-то образом обоготворить, то есть единство устроить так, чтобы оно им заменило Бога, а именно – сделать себе имя. И результатом этого деяния было то, что люди были разлучены между собой посредством смешения языков, они перестали понимать друг друга, и беззаконное строительство прекратилось ( Быт. 11:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

«И вспомнил Бог о Ное и о всех бывших с ним в ковчеге, и навел Бог ветры на землю, и воды остановились». Источники бездны закрылись, дождь прекратился и вода пошла на убыль. Ровно через пять месяцев с начала потопа ковчег остановился на горах Араратских. В первый день десятого месяца показались верхи гор, а еще по прошествии сорока дней Ной уже открыл окно в ковчеге, и выпустил первого вестника, ворона, который однако же, вылетев и найдя видимо обильную для себя пищу в трупах на вершине обнажившихся гор, не дал ясного извещения о состоянии земли, а неопределенно «отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды». Выпущенный затем голубь, не найдя сухого места, возвратился в ковчег, но выпущенный опять через семь дней он возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной таким образом «узнал, что вода сошла с земли». Выпущенный еще через семь дней, голубь уже не возвратился. Тогда Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что поверхность земли обсохла, а к двадцать седьмому дню второго месяца шестисот первого года жизни Ноя, т.е. ровно через год со времени наступления потопа, и совсем высохла. Тогда Господь повелел Ною выйти из ковчега и распустить животных для размножения на земле. По выходе из ковчега первою мыслью Ноя было воздать благодарение Господу за столь чудесное спасение; он устроил жертвенник Господу, взял чистых животных и птиц и принес их во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу и «Он сказал в сердце Своем: не буду более проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его, и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». С историей потопа связываются некоторые недоумения, которые заставляют иногда перетолковывать ее действительный смысл. Так, некоторые считают невозможным разуметь здесь в собственном смысле всемирный потоп, покрывший всю землю, и понимают его всемирность лишь в смысле всеобщего погубления людей в тех странах, на которых они успели дотоле расселиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010