Вместо того, чтобы говорить «неправ путь Господень» ( Иез. 33:17 ), не лучше ли признать неправоту своего собственного пути и обратиться к Богу! Тогда станет понятнее на личном опыте принцип, каким руководствуется Бог в Своем отношении к людям. Вот Его заявление: «А когда скажу беззаконнику: ты смертью умрешь, – и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду... то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его не помянется ему» ( Иез. 33:14–16 ). Как бы ни было грозно слово гнева Божия, слово милости Его сильнее, и нужно только человеку довериться Богу, как он согласится с определением древнего Писания: «Господь, Господь Бог , Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх.34:6 ). Случай с Ноем Критиков смущает проклятие родоначальником после потопного человечества, Ноем, своего внука по Хаму и его потомства. В этом проклятии они готовы усмотреть лишь его личную вспышку гнева, и потому, весь этот случай с Ноем посчитать за небоговдохновенную часть Св. Писания. На самом деле, изучение текста ( Быт. 9:25–27 ) показывает с достаточной убедительностью, что в словах Ноя скрыт пророческий смысл, предопределяющий будущее сыновей Ноя и их потомства. Случай с Ноем, таким образом, является лишь обстоятельством, которым воспользовался Дух Святой, чтобы устами Ноя возвестить одно из величайших откровений, касающихся судеб человечества. Ной сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих». Если бы история не пролила света на эти слова Ноя, их можно было бы рассматривать за плод его личного раздражения и только. Однако развитие человеческих рас показало, каким замечательным и поразительным предсказанием явилось это изречение, высказанное Ноем в отношении своих сыновей от коих «населилась вся земля» (Быт, 9:19). «Благословен Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом его». Благословение племен Сима особенно было отмечено в Израиле. Кочевая жизнь в шатрах является отличительной чертой потомков Сима, которые двинулись на юг и на восток, образовав часть азиатских народов. Евреи, будучи потомками Сима, также, если и не живут в шатрах, то все же обречены на кочевую жизнь, жизнь постоянных передвижений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Глава 1 1–23. Десять допотопных патриархов от Адама до Ноя, три сына Ноя и 70 происшедших от них народов. 24–42. Десять потомков Сима до Авраама, сыновья последнего от Агари, Хеттуры и Сарры. 43–54. Цари Идумеи. 1Пар.1:1 .  Адам, Сиф, Енос, 1Пар.1:2 .  Каинан, Малелеил, Иаред, 1Пар.1:3 .  Енох, Мафусал, Ламех, 1Пар.1:4 .  Ной, Сим, Хам и Иафет. Перечисление десяти допотопных патриархов с указанием лет жизни каждого встречается в пятой главе кн. Бытия. Автор Паралипоменон приводит одни имена без всякой связи, вероятно, потому, что происхождение патриархов и продолжительность их жизни он считал известными своим читателям из кн. Бытия. 1Пар.1:5 .  Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 1Пар.1:6 .  Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 1Пар.1:7 .  Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 1Пар.1:8 .  Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 1Пар.1:9 .  Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан. 1Пар.1:10 .  Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле. 1Пар.1:11 .  Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима, 1Пар.1:12 .  Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима. 1Пар.1:13 .  Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета, 1Пар.1:14 .  Иевусея, Аморрея, Гергесея, 1Пар.1:15 .  Евея, Аркея, Синея, 1Пар.1:16 .  Арвадея, Цемарея и Хамафея. 1Пар.1:17 .  Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Потомки сыновей Ноя перечисляются также в десятой главе книги Бытия. Но в книге Паралипоменон опущены вводное и заключительное замечание ( Быт.10:1,21,32 ), а также исторические указания кн. Бытия на основание Нимвродом царства в Ниневии ( Быт.10:10 ) и на расселение иафетитов и хамитов по местам их жительства ( Быт.10:5,19 ). Кроме этого различия, а равно незначительных особенностей в произношении имен и пропуска некоторых слов в стихе 17 (см. ниже), оба списка сходны между собой и по перечисляемым именам и по форме. Так в стихах 5–9, как и в ( Быт.10:2–7 ), члены списка соединяются через выражение «убеней» («сыны»); от стиха 10, как и в стихе 8, – через «йалад» («родил»); в ( 1Пар.17 ) снова через «беней», как в стихе 22, и в стихе 18 вновь через «йалад», как в стихах 24 и 25 книги Бытия. Ввиду этого список потомков Ноя кн. Паралипоменон можно считать заимствованным из кн. Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дабы почувствовать непристойность поступка Хама, должно представить, что нагота Ноя осталась бы закрытою для Сима и Иафета, если бы Хам им не сказал о ней. Итак, сей открыл ее снова. Сие обнаруживало в нем самом гордость, утешающуюся падением другого, недостаток скромности, свойственной целомудрию, и неуважение к родителю. Противные сим качества показали в себе Сим и Иафет, которые невидали наготы отца своего. Судьба сынов Ноевых 24.    Когда Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25. тогда он сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26. Еще сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. 27. Да распространит Бог Иафета, и вселится он в шатры Симовы; Ханаан же будет рабом ему. После падения Ноя, невидимого, надлежало ждать покаяния; но мы видим только его гнев на сына, поругавшегося его падению. Не будем, однако, винить в сем праведника, который, конечно, признал и стократно загладил свою погрешность, но познаем из сего намерение повествователя, который желал здесь открыть не столько добродетель Ноя, уже не подверженную сомнению после Божественного о ней свидетельства, сколько пророчественный его путь и судьбу его потомства. Слова Ноя хотя обращены к трем сынам его, но делятся на две части, то есть на проклятие и благословение. Содержание их и последовавший опыт показывают, что в них заключается суд не столько человеческий, сколько Божий; и не простые желания, но силою Духа Божия облеченные предсказания. Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Желая изъяснить, каким образом за поступок Хама проклятие пало на сына его Ханаана, евреи говорят, что сей первый увидел наготу своего деда и сказал о том отцу своему (Bereschith rabba, 37); другие присовокупляют, что Ной пощадил Хама, уважая благословение Божие, в котором сей участвовал по исшествии из ковчега, или желал сократить проклятие в одну отрасль рода вместо целого потомства. Дело объяснится совершенно, если с осуждением греха настоящего соединим в Ное предвидение будущих. Хам наказывается в том сыне, или в том племени, которому оставит в наследие свои грехи: наказание самое чувствительное для родоначальника, но не менее праведное в отношении к потомству; наказание даже милосердое, потому что двоякое преступление, родоначальника и рода, метится единожды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

е. в вашей вере, дать ответ с кротостью и благоговением. Будьте готовы всегда пострадать за Христа и имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 ст. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 ст. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 ст. которым Он и находящимся в темнице духам сошед, проповедал, 20 ст. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. И если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые. Примером нас ободряющим в перенесении невинных страданий является Сам Господь наш Иисус Христос . Он пострадал невинно, незаслуженно за наши грехи, праведник – за неправедников, чтобы примирить нас с Богом. Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духом сошед проповедал. Он был умерщвлен плотию, т. е. умер плотию, как потомок Адама; но ожил духом, т. е. дух Его не только не умер, но стал началом жввотворным и оживотворил и тело Его. Этим духом или, что тоже, душою своею, соединенною с Божеством, Иисус Христос сходил во ад и находящимся там в темнице духам сошед проповедал. Под темницею, куда сошел Христос, разумеется ад – место мучения грешников. Под духами разумеются души умерших грешников; под грешниками разумеются вообще все грешники; но апостол, как пример грешников, берет людей, живших во времена Ноя, называет их непокорными, невоспользовавшимися Божиим долготерпением, а потому и погибших за свое нечестие в водах потопа. Спаслись только Ной и его семья. Останавливается на этом примере нечестивых современников Ноя апостол и потому, что воды потопа, спасшие Ноя, но в которых погибли нераскаянные грешники, служат прекрасным прообразом крещения. Сошедши во ад к душам грешников, Господь Иисус Христос проповедовал им о наступлении на земле благодатного царства Мессии, о покаянии и вере, как необходимых условиях для достижения и получения вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Единственный, кто в то время обрел благодать пред очами Господа, был Ной – как тот вид умного делания, который способен почитать Бога даже при возделывании той земли, которую проклял Господь ( Быт. 5:29 ). Все житие Ноя состояло в том, что он ходил пред Богом ( Быт. 6:9 ), всегда мысленно содержа Его пред собой и сознавая себя открытым пред Ним во всех своих начинаниях. «Предзрех Господа предо мною выну, – повторял он в сердце своем, – яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). Другие формы богопознавания, в отличие от Ноя, не предложиша Бога пред собою ( Пс. 53:5 ) и не разумеша, что очи Господа в десять тысяч раз светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные ( Сир. 23:27–28 ), ибо если бы они разумели это и помнили, то не грешили бы разными видами нечестия. Дело Ноя состоит в умозрении духовном, способном созерцать сущность всех Божиих тварей – как чувственных, так и мысленных, – узревая в них Божественный замысл относительно них и принципы их существования, в соответствии с которыми они были созданы. Совершается это дело при содействии жены – т.е. органов восприятия, при помощи которых вещи чувственные служат духовному созерцанию, а не удовлетворению похоти, воспринимая чувственное и телесное как образы вещей невидимых, порождая истинное познание Бога в лице Сима, чистое и безукоризненное служение Богу в лице Хама и неизменную любовь к Богу в лице Иафета ( Быт. 6:10 ). При помощи духовного умозрения ум постепенно приходит в такое устроение, что без него не может представить своего дальнейшего существования. Это устроение и есть тот самый ковчег, который повелевает сделать Господь таким образом, чтобы в нем могли вместиться три уровня мысленного созерцания. Для этого в нем устрояется нижнее, второе и третье отделения ( Быт. 6:14–16 ). Первое отделение образуется из такого видения своего недостоинства, которое показывает нам, с какой высоты небесной, данной нам по первому устроению нашему, мы ниспали, уподобившись различным гадам пресмыкающимся по земле по роду их и делам их. Второе отделение появляется тогда, когда послушному воле Божией разуму начинают последовательно покоряться все скотоподобные движения души. Третье же отделение вмещает в себя различные помышления, подобно птицам, возносящие душу к высоте небесной ( Быт. 6:20 ). Причем, такое устроение не только заключает в себе Ноя, и жену его, и сыновей его, и жен сынов его, и всех животных, и от всякой плоти по паре, мужеского пола и женского: из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их ( Быт. 6:18–20 ), но и защищает всех их подобно дому, отовсюду затворенному и заключенному от пагубного влияния окружающих душу греховных прилогов и ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Жертвоприношение Ноя Наконец, Бог вспомнил о Ное и о животных, бывших с ним в ковчеге, повелел ветру подуть на землю, и воды начали убывать. Закрылись источники бездны и облака небесные, перестали дожди: вода начала убывать с земли спустя полтораста дней, и, в семнадцатый день седьмого месяца, ковчег остановился на горах Араратских; вода все убывала, и, в первый день десятого месяца, показались верхи гор. Спустя сорок дней, Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона – он вылетел и не возвращался. Через семь дней он выпустил голубя, желая узнать, осушилась ли земля; но голубь не мог найти ни одного сухого места, куда бы сесть, и возвратился к нему: Ной опять взял голубя в ковчег. Еще через семь дней он опять выпустил голубя – голубь возвратился к нему вечером с масличной веткой, покрытой зелеными листьями. Таким образом, Ной узнал, что земля осушилась; но, еще через семь дней, он опять выпустил голубя, который уже не возвратился к нему. И так, в шестьсот первом году жизни Ноя, в первый день первого месяца, поверхность земли была уже совершенно свободна от вод, ее потоплявших, и Ной, открыв крышу ковчега, посмотрел и увидел, что земля совершенно суха; в двадцать же седьмой день второго месяца она могла уже быть обитаема. Тогда Бог сказал Ною: «Выдь из ковчега с женою твоей, с сыновьями твоими и с женами сыновей твоих; выпусти также всех животных, бывших с тобой: раститесь, и множьтесь, и наполняйте землю!». Потом Ной воздвиг жертвенник Господу и, взяв от всех чистых животных, принес их на нем во всесожжение; Бог , зная сердечное расположение Ноя, принял жертву его в воню благоухания, и сказал: «Не буду более проклинать землю за грехи человеческие; ибо сердце человека от юности устремлено к злу. Не буду поражать всего живущего, как Я то сделал: сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима не прервутся, пока будет существовать земля». Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: «Раститесь и множьтесь, и наполняйте землю!» Он подтвердил также за человеком владычество над землей: «Да трепещут перед вами все звери земные, рыбы морские, птицы небесные, и все, что движется на земле: Я даю вам все это в пищу, также как и все, что произращает земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И вот в шестисотый год жизни Ноя «…разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей » (Быт.7:11–12). И после окончания этих дней вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже все высокие горы, какие есть на земле, покрылись водой. « И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле » (Быт.7:21). Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову. Целый год продолжался потоп. Когда же сошла вода и земля обсохла, Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он « сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека » (Быт.8:21). Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: « И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]… » (Быт.9:1). После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешил человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запретил вместе с мясом есть кровь, ибо « душа тела (животных) в крови… » (ср. Лев.17:11). В то же время дан был закон против человекоубийства — на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. « Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » (Быт.9:6). И установил Господь завет с Ноем и его сыновьями и со всем их потомством « и со всякою душею живою » (Быт.9:10), который заключался в том, что « не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли » (Быт.9:11). Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга, появляющаяся в небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения (Быт.9:12–17). Сыновья Ноя

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

И Он послал свой меч между ними, чтобы они умерщвляли друг друга. И они начали убивать друг друга, пока все не пали от меча и не были истреблены от земли, между тем как их отцы (т. е. падшие ангелы) взирали на это. Потом они (т. е. отцы) были связаны в недрах земли, до дня великого суда, когда придет наказание на всех, которые развратили свои пути пред Господом. И Он истребил все их места, и не остался ни один от них, которого бы Он не осудил за их нечестие. И для всех своих творений Он сделал новую и праведную природу, чтобы они не грешили во веки и чтобы каждый был праведен по своей природе. И определено было их наказание и написано на небесных скрижалях по справедливости» (глав. 5). 431 После этого следует рассказ о потопе, который, впрочем, не заключает в себе ничего нового. За тем излагается история сыновей и потомков Ноя, в которую внесено несколько апокрифических сказаний. О сыне Арфаксада, Каинане, сказано: «когда он вырос, отец научил его письму, и он пошел искать места, где бы основать для себя город. Он нашел надпись, которую его предки вырезали на скале; он прочитал эту надпись и узнал, что на ней было написано сведение, которое открыли стражи, об обращениях солнца, луны и звезд и о всех знамениях небесных. Он списал эту надпись, но не рассказывал о ней ничего, потому что он боялся рассказывать об этом Ною, чтобы он не разгневался на него» (глав. 8). 432 После перечисления земель и стран, какие заняли сыновья и потомки Ноя, помещено следующее сказание о том, как демоны обольщали потомков Ноя и распространили между ними нечестие. При этом главным вождем и начальником демонов представляется высший дух Мастема, который часто и в последующих рассказах выводится, как действующее лицо, представляется врагом Авраама и его потомства, Моисея и всего народа еврейского. «И дети Ноя пришли к своему отцу и рассказали ему о демонах, которые обольстили сынов их, омрачили их и умертвили. И Ной молился Господу Богу своему и говорил: Боже духов и всякой плоти, Ты, Который излил свое милосердие и спас меня и моих детей от потопа водного и не допустил меня погибнуть, как Ты сделал с сынами погибели, потому что милость Твоя ко мне велика и велико твое милосердие к душе моей: да воздвигнется милость Твоя на сынов Твоих, не дай возобладать над ними злым духам, чтобы они не истребили их от земли! Ты благословил меня и детей моих расти, умножаться и наполнить землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6;13–14,17–18 ). И начал Ной строить ковчег пред очами всех людей, которые удивлялись: зачем этому старцу строить такой огромный корабль? А этот «проповедник правды» (2. Петр.2,5), отвечая им, говорил о надвигающемся гневе Божием и ожидающей мир гибели от воды. Он увещал нечестивцев покаяться, прекратить беззакония, но они лишь смеялись и говорили: «Какой бред несет этот выживший из ума старик! Кто когда видел, чтобы вода лилась с небес? Ведь, всем известно, что взгляды Ноя и других фанатиков-ягвистов опровергнуты изысканиями видных магов и нашими друзьями из мира космических духов. Недаром, что даже большинство последователей этого безумного учения высокомерных «сынов Божиих», считают Ноеву и Енохову проповедь лишь нравоучительной притчей. Да даже если что-то похожее и произойдет, то у нас достаточно сил, чтобы справиться с любой разбушевавшейся стихией. Другие, менее нечестивые, поверив его словам, ужасались и как будто начинали исправляться. Когда же проходил год, два и более, и они не видели надвигающегося потопа, они опять возвращались к прежним беззакониям, считали проповедь Ноеву весьма лживой и дело его превратили в предмет смеха. По свидетельству халдейского историка Бероза, кроме св. Ноя проповедовали покаяние и другие праведники – Ламех, отец Ноя, и его дед – Мафусал, дни которого продлились более, чем у всех других людей. Но все общественное мнение было настроено очень скептически к их проповеди. Хотя о строительстве ковчега и говорил весь мир, но все видели в нем курьез. Как говорит о допотопном мире Христос: «как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» ( Мф.24,37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Итак, сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет – это родоначальники человеческих рас. «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12). Как понять эти слова? Истолкователи говорят, что тогда очень сильны были сексуальные извращения. Причем не только среди человеков, но и среди животных. Началось какое-то дикое смешение! Это связывают и с тем, что две линии – сифиты и каиниты – стали перемешиваться, а это недопустимо, когда в дом верующих берут неверующих невесток или неверующих женихов, это недопустимо! И в мир вошел хаос, и происходит Потоп… И вот когда Потоп окончился, восемь душ спаслись от вод: Ной, его жена по имени Ноема, Сим, Хам, Иафет со своими женами. То, что у Ноя была жена Ноема – это только версия. Дело в том, что Ноема принадлежала к каинитам (Быт. 4, 22). И те комментаторы, которые утверждают, что она была жена Ноя, строят свои предположения только на том основании, что внешне трудно объяснить, почему в родословных каинитов вдруг появляется имя Ноема. А это имя по корневой основе близко к имени Ной (Ноах), как, например, Олег – Ольга. И ими был сделан вывод, что Ноема – жена Ноя. И через нее эти хамитские крови проникли в новый мир, не удалось все это потопить. В церкви иногда произносятся слова молитвы: «от бесовской крови очисти мя, Господи!», что и имеется в виду. Но есть, правда, текст в Библии, где сказано: «Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши - Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю» (Тов. 4, 12). По крайней мере, такая версия есть, что через Ноему мир Каина вошел, пройдя воды Потопа, на новую землю… И вот люди выходят из ковчега. Сказано: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]» (Быт. 9, 1). Вот здесь нам очень важно обратить внимание на то, что когда они выходили из ковчега, Бог их благословил. Есть учение Церкви (это, собственно говоря, библейское учение): то, что Бог благословил, человек не имеет права проклясть.

http://radonezh.ru/analytics/o-filme-noy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010