Митрополит Иларион (Алфеев): «Евангелие для нас утратило свою свежесть» О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор 4 сентября, 2017 О том, зачем читать новый катехизис, рассказывает его автор «Главная сложность в том, что люди думают, будто знают все о Христе» В XVIII веке святитель Филарет Московский написал катехизис – изложение основ православной веры в вопросах и ответах. Прошло 200 лет. Вопрос «Можно ли драться на дуэлях?» уже не слишком актуален. А вот вопросы о женском священстве или о позволительности повторного церковного брака – встают все острее. В 2017 году увидел свет авторский катехизис митрополита Илариона (Алфеева): архиерей излагает христианское учение простым языком, учитывая современные реалии. Два современных катехизиса: зачем? — Возникает путаница с современным катехизисом: есть тот, который 22-го июля выставили для общецерковного обсуждения. А есть ваш, авторский. Давайте их сразу разграничим. Они – для одной цели, но для разной аудитории? — Тот катехизис, который сейчас опубликован и на который мы сейчас собираем отзывы, является коллективным трудом. Он готовился в течение многих лет по поручению Архиерейского собора. Это пространный катехизис, он большой по объему. В качестве 4, 5 и 6-й глав в него включены уже опубликованные и утвержденные высшей церковной властью документы. А в качестве 1, 2 и 3-й глав — те тексты, которые мы писали заново. Они прошли очень большой процесс редактирования, мы учли все отзывы, пришедшие от архиереев, от духовных академий, от ведущих специалистов в разных областях. Ну а теперь мы еще раз вступили в стадию публичного обсуждения этого текста, уже выложив его в интернет — для того, чтобы всякий желающий мог отреагировать на этот текст. Если говорить о моем авторском катехизисе, то поводом к его написанию послужило письмо одного из архиереев. Это был отзыв на общецерковный катехизис, где среди многих похвальных слов в адрес этого катехизиса прозвучало пожелание: катехизис слишком большой, его трудно будет давать людям, которые готовятся к крещению; важно создать краткий катехизис — такой, который можно дать людям перед крещением.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис «Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви». Катехизис содержит основные определения веры. Хотя Православный катехизис митр. Филарета (Дроздова) Московского был написан в начале XIX века, до сих пор он является одним из надежных способов узнать, во что в точности верят православные христиане. Филарет (Дроздов) так определяет катехизис: «Православный катихизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.» Православный Катехизис Составленный Митрополитом Московским Филаретом. В доступном изложении. Введение Предварительные понятия 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение , устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).   5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).   6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Закрыть itemscope itemtype="" > Катехизис без Катехона. Новая книжка Дмытра Корчинского 30.06.2014 475 Время на чтение 13 минут Дмитрий Александрович Корчинский (Дмитро Олександрович Корчинський; 1964 г.р.) - один из самых внешне противоречивых политиков «постсоветского пространства». Будучи одним из создателей первой «новобандеровской» партии на Украине УНА-УНСО, он воевал на стороне чеченских сепаратистов в 1994-1995 гг. Однако «оранжевую революцию» 2004 г. в Киеве не поддержал и даже приезжал в Россию и проводил инструктирование движения «Наши» на Селигере. После начала Евромайдана поддержал его, но вскоре отошел из-за разногласий с руководителями и организаторами. Весной 2014 года заявил: «Может быть, Крым не станет украинским, но он не будет и российским. Крым будет или украинским, или безлюдным». Известный литератор, автор сборника стихов «Философия смуты», книг «Война в толпе», «Авторитарная альтернатива», «Революция от кутюр». Считает себя «христианским фундаменталистом» (принадлежа к одной из ветвей РПЦЗ, не воссоединившихся с РПЦ»), считает своей задачей «борьбу за дело Иисуса Христа методами исламской революции». И вот - Корчинский только что выпускает ни много, ни мало, как «Катехизис» (М., 2014). Первоначально катехизис - оглашение, устное наставление в вере. Как книжный жанр он возникает вне православной традиции, на Западе (кстати, как и индивидуальная проповедь), причем при переходе к Новому времени, в эпоху начала секуляризации. Первый русский катехизис был написан в 1562 г. белорусским протестантом Симоном Будным, «на простом наречии» в подражание лютеровским изданиям., Первый православный катехизис написал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний (1560-1634) . В его катехизисе очень сильно католическое влияние. После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных катехизиса - «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» киевского митрополита Петра Могилы ((1596-1647) и знаменитый «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Как правило, катехизис должен содержать разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

http://ruskline.ru/opp/2014/06/30/katehi...

Второй из приводимых нами текстов («Слово на Благовщение о двьств 63») принадлежит византийскому писателю и церковному деятелю преподобному Феодору Студиту (759–826). Это 63-е слово его Малого Катехизиса. Греческий текст Малого Катехизиса состоит из 134 слов. На Руси в переводах бытовало около 80 слов (см.: Ищенко Д. С. Поучения огласительные Феодора Студита //Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 224–235). Время их перевода с греческого пока не установлено. Возможно, поучения Феодора Студита появились на Руси вскоре после установления Студийского устава (впервые введен в Киево-Печерском монастыре в 60-х гг. XI в.), однако списков слов Малого Катехизиса ранее XV в. нет. Бытовавшие на Руси списки Малого Катехизиса включали 63 слова, хотя среди них встречались и слова, Феодору Студиту не принадлежащие. Характерным признаком слов Малого Катехизиса, написанных именно Феодором Студитом, является обращение «Братия и отцы» (Ищенко Д. С. Поучения огласительные... С. 228), с которого начинается и публикуемое нами слово. Примером такого кодекса из 63 слов может быть рукопись из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (см., напр.: Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 269). Важно отметить, что в этой рукописи начало дефектно, и потому отсутствует имя автора. Вероятно, из подобного кодекса попало в Великие Минеи Четьи и издаваемое слово, поскольку, с одной стороны, оно сохраняет нумерацию Малого Катехизиса, но, с другой стороны, в нем не указан автор. Однако необходимо отметить, что «Слово на Благовещение о детстве» бытовало и независимо от Малого Катехизиса. В частности, оно переписано в одном из сборников известного книжника XV в. монаха Карилло-Белозерского монастыря Ефросина (ГИМ, собр. Уварова, 338 (894)(365); см.: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание сборников XV в. книгописца Ефросина//ТОДРЛ. Л., 1980. Т. 35. С. 222), который по своему составу является Торжественником (см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст в русской письменности XIV–XVII вв.//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2. С. 327, 93). Это же слово читается в Торжественнике, данном Иваном Грозным в Соловецкий монастырь (РНБ, Солов. собр., 1050/1159, вторая треть XVI в.; см.: Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст... С. 370, 31, а также: Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В. Описание... С. 222). Текст публикуется по Успенскому списку Великих Миней Четьих (ГИМ, Синодальное собр., 992, л. 591а–591в) с поправками по Торжественнику Соловецкого монастыря (РНБ, Солов. собр., 1050/1159, л. 3–4) и по смыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис. Введение в догматическое богословие «Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катехизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания» — пишет о своем «Катехизисе» отец Олег Давыденков. «Катехизис» Даведенкова содержит в себе три отдела: вводные замечания (понятие «катехизис», необходимость знать основы веры и т. п.), понятие о Божественном Откровении и толкование Символа веры («Самый существенный раздел катехизиса»). Иерей Олег Давыденков КАТЕХИЗИС Введение в догматическое богословие Курс лекций ВВЕДЕНИЕ Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катехизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания. 1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСЛАВНОМ КАТЕХИЗИСЕ» 1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КАТЕХИЗИС» Слово «катехизис» происходит от греческого глагола κατηχω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. «Достопочтенный Феофил» , к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен (κατηχθης)» (Лк. 1, 4) в учении христианской веры. Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ν κατηχουμνος) в начатках пути Господня» (Деян. 18, 25). Первоначально «катехизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катехизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления иерей Георгий Казанцев " decoding="" title="" Практические аспекты организации огласительной работы в масштабах благочиния иерей Георгий Казанцев В Избранное Оглавление I. Введение Катехизация, то есть обучение вере новоначальных христиан, является одной из аксиом пастырского душепопечения. Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации. Согласно каноническим нормам от освоения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть. В случаях выздоровления каноны предписывают изучать веру (47 правило Лаодикийского собора). Однако фактическая ситуация сегодняшнего дня являет нам полную противоположность историческому опыту Церкви и каноническим нормам. Временной промежуток, в рамках которого мы можем оценивать состояние катехизации – с начала 90х годов прошлого века до настоящего дня. Статистических исследований в данной сфере не проводилось. Однако и без подсчетов ясно, что из людей, обратившихся к вере, за указанное время систематической катехизации удостоились только те, кто посещал учреждения духовного образования. В очень небольшом количестве приходов проводились и проводятся систематические беседы по изучению Священного Писания и Предания Церкви, через которые проходит незначительная часть прихожан. Вопрос же о ликвидации всеобщей религиозной безграмотности практически не ставится. Даже среди постоянных прихожан подавляющее большинство являются «самоучками». Последствия религиозной безграмотности прихожан проявляются в бессистемности личной духовной жизни, в неразвитости приходских общин, в слабости миссионерской деятельности и молодежной работы при храмах. Для того чтобы поднять уровень личного благочестия православных верующих, укрепить приходы, развить миссионерское, молодежное и прочие направления внебогослужебной деятельности, необходимы качественные изменения в организации приходской жизни. Проблемы катехизации невозможно решить в отрыве от всего уклада жизни приходов. И именно решение проблемы катехизации позволяет органично и последовательно подходить к решению других вопросов приходской жизни. Только в таком ключе – изменения всего уклада приходской жизни через решение вопросов катехизации – возможно развитие евхаристических общин.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Скачать epub pdf Письмо от архиепископа Феофана Ваше Преосвященство, Достойный Владыко! Давно не писал Вам. Причина тому главная – моя болезнь. Ненормальная беженская жизнь подорвала и без того слабое мое здоровье. У меня туберкулезное поражение бронхиальных и гортанных желез. Это – от сырости, от ненормального питания. Лишь в Софии я получил возможность приняться за лечение. Здесь я имею возможность и жить в сухом помещении, иметь необходимое для лечения питание. Но, собственно, пишу Вам не о своей болезни. Это пришлось к слову. А – по делу. Дело же таково. Вы, конечно, знаете, что вышел в свет «Катехизис» митрополита Антония и что «Катехизис» этот одобрен Синодом. Я нахожу, что Синод сделал ошибку. В своем «Катехизисе» митрополит Антоний провел свои любимые личные взгляды по догматическим вопросам. И с особенною настойчивостью проводит свой взгляд на догмат Искупления. Он учит, что Искупление совершено не на Голгофе, а в Гефсимании. И самое Искупление понимает не так, как понимают его святые отцы Церкви. Не буду говорить о других погрешностях. Я нахожу, что митрополит Антоний не имел права излагать свои личные взгляды в «Катехизисе» , тем более что они противоречат учению Церкви. Я пишу в этом смысле доклад на предстоящий Собор. Мы с преосвященным Серафимом убеждали его и письменно, и лично – оставить в силе «Катехизис» митрополита Филарета. Говорили, что Синод не имеет права вводить тот «Катехизис», так как «Катехизис» митрополита Филарета утвержден центральной всероссийской властью. Пока увещания наши не имели успеха… До Собора времени осталось, впрочем, не мало, и, быть может, члены Синода одумаются. А если не одумаются, возможна новая смута в Церкви. Законоучители Сербии и Болгарии отказываются принимать «Катехизис» митрополита Антония. Некоторые из них пишут опровержение на «Катехизис» и думают печатать свои опровержения … Мне было важно знать Ваш взгляд на это дело. Не откажитесь сообщить мне его. Желаю Вам всякого благополучия. Прошу Ваших молитв о моем здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Ксения Кириллова " decoding="" title="" 1. Понятие и цели катехизации Прежде, чем начать разговор о катехизации наркозависимых, необходимо сначала определиться с понятием катехизации как таковой, её целями и задачами, а главное – с конечным итогом, который предполагается достичь при завершении огласительных бесед. а) Понятие катехизации Клирик Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Виктор Иванов в докладе «Миссионерство, оглашение, община» определяет катехизацию как «особое стройное церковное научение, а не просто разговоры с людьми» . «Оглашение же, являясь научением, несомненно, есть путь покаяния, как коренного изменения образа мышления и образа жизни, когда человек, который мыслил и жил с точки зрения каких-то человеческих понятий, начинает мыслить и жить по-Божьи» , – отмечает он. Анализируя данное определение, можно выделить следующие моменты: 1. Во-первых, катехизация – это стройное научение, а не просто беседа, то есть это определённым образом выстроенный процесс, имеющий конкретную временную протяжённость. 2. Оглашение – это начало пути человека к Богу. 3. Результатом оглашений должно стать покаяние как коренное изменение человеком образа мыслей и жизни. В официальной Концепции миссионерской деятельности РПЦ выделяется внутренняя миссия , которая понимается как «работа по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект». Миссионерство и катехизация в Концепции объединяются термином «воспитательная миссия (воцерковление)» , которая понимается как «миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеным, не получил должного научения основам христианской веры». Далее в Концепции разъясняется, что «введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и “предоглашения” (свт. Кирилл Иерусалимский ) и оглашения». Согласно документу, основной целью воспитательной миссии которой является «включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни».

http://azbyka.ru/katehizacija/osobennost...

Разделы портала «Азбука веры» прот. Иоанн (Петров) Русский православный катехизис, или Что нужно знать русскому человеку о христианстве В Избранное ( 9  голосов:  4.7 из  5) Отзыв о книге " Русский православный катехизис, или что нужно знать русскому человеку о христианстве " Осторожно: катехизис-фальшивка " Русский православный катехизис " По некоторым данным, объем православной литературы, издаваемый за год в России составляет около трех тысяч наименований: от научных монографий по патрологии до разнообразных акафистов, публицистики и т.п. Сотни издательств расположенных практически во всех регионах страны выпускают ежегодно чуть ли не тонны книг, альбомов и брошюр — увы, далеко не всегда душеполезных. Расходятся по России многотысячными тиражами, которым позавидовали бы и Святые Отцы (их как раз издают достаточно скромно), “православные заговоры”, “лечение иконами”, всевозможные “травники”… Недавно (хотя издан якобы еще в 2005) на прилавках светских книжных магазинов появился новый перл “православной” книготорговли: “Русский православный катехизис, или что нужно знать русскому человеку о христианстве”. Под личиной православного катехизиса, эта книга в безапелляционной форме рассказывает читателю, что Христос не был Богом, а был простым человеком, сыном Марии и Иосифа, святые Апостолы не писали Евангелий, что ни христианство, “ни православие в особенности” — не являются монотеистической (то есть признающими единобожие) религией, а Божественное всемогущество ограниченно “законами природы и общества”. Само собою, что такой опус сложно назвать не только православным, но и христианским катехизисом вообще. Что же это? Провокация, дурная шутка? На обложке читаем: “составитель протоиерей Иоанн Петров, по благословению епископа Кирилла Никифорова”. Издательство указано — “Десница”. Среди правящих архиереев Русской Православной Церкви никакого Кирилла Никифорова не значится. Также и “протоиерея Иоанна Петрова” нам отыскать не удалось, и скорее всего их нет в природе. В Москве существует издательство “Десница”, но, как нам сообщили там, издают они не книги, а журналы, так что и издательство лжекатехизиса указано несуществующее. “С точки зрения экспертизы — говорят сотрудники “Православного Слова”, одного из крупнейших столичных магазинов специализирующихся на продаже православной литературы, — мы рассчитываем только на собственные силы. Благословения” архиереев на обложке давно уже не являются каким-то серьезным критерием, потому что любое благословение элементарно подделать. Когда возникают сомнения, мы обращаемся к нашему главному эксперту протоиерею Борису Левшенко, заведующему кафедрой догматического богословия ПСТГУ, и он уже выносит вердикт.

http://azbyka.ru/fiction/russkij-pravosl...

  разделы   рассылка  распечатать Обращение митрополита Филарета к участникам семинара " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Минском епархиальном управлении состоялся семинар " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " . Досточтимые отцы, братья и сестры, участники совещания-семинара " Проблемы и тенденции развития православного образования и катехизации в Беларуси " ! Приветствую вас в здании Минского епархиального управления, где мы сегодня собрались для обсуждения одной из важнейших задач, решаемых Церковью – образование и воспитание наших соотечественников в христианской вере. Задача эта не является новой для нас. Церковь всегда жила проповедуя Евангелие Христово, приобщая к единой Чаше людей самых разных народностей, культур, возрастов и взглядов. Об этом едином содержании церковной проповеди говорит апостол Павел в Послании к евреям: " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). Помня эти слова, мы воспринимаем самих себя как путников, которые идут дорогами истории к единой цели – своему Божественному Учителю Иисусу Христу. Впрочем, Господь – не только цель пути. Он Сам освещает каждый шаг нашего пути, как об этом поется в церковном песнопении: " Во свете Твоем узрим свет " . Поэтому светом благодати Христовой должен освещаться каждый шаг нашего пути. Катехизация, диакония и другие формы церковной активности должны быть, по замечательному выражению румынского богослова отца Ионы Брио, " литургией после Литургии " . То есть они должны быть не внешними по отношению к Церкви действиями, а выражением самой Ее сути, выражением Божией любви, которая всегда ищет возможности вдохнуть дыхание жизни в исторически новые формы. И вот сегодня нам надлежит обсудить то, как может извечное содержание Христова Евангелия быть воспринято современным сознанием. Руководители епархиальных отделов образования и катехизации будут размышлять сегодня над тем, какие успехи и проблемы имеются в нашей работе в воскресных и средних школах.

http://religare.ru/2_65715.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010