И если мы посмотрим книгу пророка Исаии, мы увидим несколько мест, где Исаия говорит о Боге как об Отце, где Бог говорит о Мессии как о Своем Сыне. Мы увидим несколько мест, где будет особым образом появляться Дух Божий как особое действующее лицо. То есть, уже в Ветхом Завете есть это откровение о Боге как Троице, все это мы тоже увидим. Пророк Аввакум Есть замечательный кусочек в пророке Аввакуме –  Авв.2:4 «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Для Ветхого Завета характерно, что праведный жив своей праведностью, и, раз он праведный, он исполняет закон, значит, все в порядке. Нет. Праведный принадлежит жизни верою своею, потому что именно верою своею он становиться праведником. И это совершенно новозаветное понимание, о котором будет очень много говорить апостол Павел. Пророк Михей И наконец, книга пророка Михея. Маленькая цитата оттуда –  Мих.5:2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».  Вифлеем — это городок неподалеку от Иерусалима. Если Вифлеем – это родина Давида, то значит, оттуда должен произойти тот, кто должен быть владыкой в Израиле, по обетованию, данному Давиду, его потомок, тот самый царь, тот самый мессия. Но  происхождение из начала, от дней вечных , то есть вечности принадлежащий, не времени, а вечности, это только кто-то не сотворенный Богом, а Его Сын. А дальше посмотрите –  Мих.5:3 «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их». Итак, есть некто Предвечный, которого  начала от века , который на какое-то время оставляет это до времени, пока не родит некто, кто должна родить. И тогда через это рождение Он приходит –  Мих.5:3-5  « тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

И объяснение, почему это произойдет. Обратили ли вы внимание, что говорит Амос, за что будет наказан Израиль? Не за то, что нарушают закон, это само собой. Но, пока люди нарушают закон в той части, где заповеди, относящиеся к Богу, к отношениям с Богом, Бог терпит. Пока люди обижают Его, Он терпит, пока люди просто отпадают в язычество, это все плохо, это понятно. Уже плохо становится этому народу не потому, что Бог наказывает, а потому, что они лишаются благодати Божией, они отказываются от благодати Божией. Но Бог терпит, катастрофы не происходит. Катастрофа происходит, когда этот процесс отказа от закона, отказа от Бога заходит так далеко, что люди начинают убивать друг друга, когда люди начинают ненавидеть друг друга, когда люди совершают преступления друг против друга. Израилю предсказывается катастрофа, потому что они нарушают заповеди правильных отношений друг с другом. Бог может терпеть, когда обижают Его, но Он не может терпеть, когда мы обижаем друг друга, потому, что Он нас любит. Обратите внимание, в каждом из нас такое есть – когда нас обижают, мы способны это вытерпеть, но, когда обижают кого-то, кого мы любим, вот тут мы терпеть уже не в состоянии. Мы подобны Богу. У Него точно так же – Он нас любит, и Он не может допустить, чтобы это наше самоубийство продолжалось бесконечно. Он говорит о том, что за таким нечестием, за таким безобразием неизбежно следует катастрофа. Но Израиль считает – а что такого, конечно, да, мы грешим, но ведь, это же не страшно, у нас же есть храм, у нас есть жертвенник, мы можем принести жертву умилостивления, мы можем принести жертву за грех, мы можем принести жертву примирения. Обо всем этом в законе было написано, все можно. Да, я плохо поступил, ну, я принесу жертву и все в порядке, и у меня опять все хорошо.  Ам.5:21-24 «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!».  Дело не в жертве, дело в правде, в праведности. И если нет праведности в ваших отношениях друг с другом, то за этим неизбежно следует суд, и именно этот суд грядет на народ израильский.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Иакову приходится бежать в землю другую. Вы помните, какая история происходит там. Он видит красивую девушку, он хочет, чтобы она была его женой, договаривается с ее отцом, что он семь лет будет за нее работать, отрабатывает семь лет, и ему подсовывают другую жену ( Быт.29 ). Обратите внимание на полную параллель того, как он похитил благословение у отца, и как в этот раз обманывают его: и там слепота, и здесь слепота, темнота, и там подсовывают другого человека, и здесь подсовывают другого человека. Это очень красивая история, которая показывает, как в большинстве случаев грех сам себя наказывает. Грех получает возмездие той же монетой. Как правило, это происходит именно так. Потому что если мы совершаем грех, то тем самым мы показываем всем вокруг, что мы именно в этом уязвимы. Мы здесь становимся рабами, и здесь проще всего греху сцапать нас. И вот, обманув отца, Иаков становится обманутым своим тестем. Ему приходится еще семь лет отрабатывать за свою любимую жену, но результат: у него эти две жены, от них дети, еще наложницы есть, от них тоже дети, то есть у него уже большое потомство. Плюс к этому, Бог Своего благословения, тем не менее, не отнимал, и Иаков об этом благословении помнит. И каждый раз, когда возникает какая-то сложная ситуация, он обращается к Богу, Который его благословляет. А если он обращается, то Бог может ему помогать. И таким образом у Иакова прибывает и прибывает имущество, стадо, и так далее. Он все богатеет и богатеет, богатеет быстрее, чем его хозяин Лаван, потому что Лаван к этому Богу не обращается, а Иаков обращается. И в некоторый момент Бог говорит Иакову – все, теперь пора идти в ту землю, которую Я обещал тебе ( Быт.31:3 ). И Иаков слушается, собирает жен, детей, скот и отправляется в путь, в землю обетованную, обратно в ту самую землю. Он идет и трясется как осиновый лист, потому что он знает, что его там ждет Исав, который поклялся его убить. Он идет и страшно боится ( Быт.32:7 ). И вот уже земля приближается, и вот уже остался один-единственный день перехода, и он начинает придумывать, как же тут поступить. Значит, вот, что я сделаю – я разделю свой стан на два, если Исав разобьет один стан, то у меня хотя бы один останется. А потом я сделаю так – я пущу жен и детей вперед, Исав их увидит, может быть у него сердце взволнуется, родная кровь, и он меня тогда пожалеет. Вот такие всякие человеческие хитрости.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

иеромонах Иов (Гумеров) Это одно из названий Русской Православной Церкви, которое нередко встречается до 1917 года. В мае 1823 года святитель Филарет Московский напечатал катехизис, который имел такое название: «Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Кафолическая (от греч. καθ – по и λη – целая; ικουμνη – вселенная) означает Вселенская. Сложное слово Греко-Российская указывает на благодатную и каноническую преемственность Русской Церкви по отношению к Византийской. Что произойдет с душами грешников? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Сегодня ко мне зашли двое свидетелей Иеговы и у нас началась дискуссия. Разговор зашел о душе, а если быть точным о ее смерти. Я считаю (основываясь на «Откровениях»), что души грешников, вместе с сатаной бросят в геенну и они там будут вечно мучится (как собственно и написано в Библии), но они настаивают, что вышеупомянутые личности будут в этом озере уничтожены, то есть удалены, как файлы с компьютера. Моих доводов им оказалось недостаточно, подскажите, пожалуйста, что им ответить? Ответ: Человеческая душа бессмертна и неразрушима. Поэтому будут не только вечное блаженство праведников, но и вечные муки нераскаявшихся грешников. Это открыто нам в святом Евангелии. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф. 25:46 ); «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (мк.3:28–29). Слова тайновидца «оба живые брошены в озеро огненное» ( Откр. 19:20 ) означают, что антихрист и лжепророк как самые злостные и упорные противники Бога, будут наказаны еще до Суда, т. е. не пройдут тот обычный порядок, о котором говорит св. апостол Павел: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 ). В другом месте св. апостол пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» ( 1Кор. 15:51 ). Если до Бога ничего не было, то откуда взялось зло?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Истина эта видна из того, что, преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал: «за вас ломимое», и, преподавая Кровь Свою, присовокупил: «Которая за вас и за многих изливается во оставление грехов». По словам катехизиса, верующий вкушает в таинстве причащения Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Этим также указывается на благодатное следствие этого таинства для нас. Таинство причащения приводит именно нас к вечной жизни. Бог всем людям хочет спастись и наследовать жизнь вечную. Но большая часть людей хочет совершенно иного и своими грехами закрывает себе вход в Царство Небесное и отделяет от Бога. Разделение это существует до тех пор, пока грешник не получит прощения грехов, и чем больше этих грехов, тем больше бывает преграда, отделяющая грешника от Бога. Прощение есть как бы ключ, раскрывающий эту преграду и открывающий нам доступ к Богу, а следовательно, и к вечной жизни. Уже из этого одного видно, как тесно связаны друг с другом прощение грехов и вечная жизнь. Но мы остановимся на этом примере еще немного. Припомним упоминаемого в Евангелии мытаря. Сознание греховности своей побудило его идти в храм и там молиться: Боже, милостив буди мне, грешнику! Господь услышал эту молитву, простил мытарю согрешения его, и он оправданным пошел в дом свой. Подобным же образом дожны приступать к таинству причащения и христиане. Они должны искать в нем прощения для своих грехов, должны твердо помнить, что таинство это есть умилостивительная жертва за наши грехи. Если же с таинством причащения соединяется прощение грехов, то ясно, что оно открывает также нам и доступ к вечной жизни. Кроме этого в таинстве причащения, человек теснейшим образом соединяется с самим источником жизни Иисусом Христом, который говорил о Себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». И еще: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Таковы те спасительные плоды, которые подаются в таинстве причащения всем, достойно принимающим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Истину искупления всего рода человеческого Иисусом Христом нельзя постигнуть умом, ибо она есть одна из высочайших Божественных тайн. Но чтобы мы удобнее могли веровать сей тайне, слово Божие объясняет нам ее в следующих словах: «если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». Здесь Иисус Христос сравнивается с Адамом . Когда первый человек Адам через грех подвергся проклятию и смерти, то с ним подвергся тому же и весь род человеческий, который есть одно с Адамом, по естественному происхождению от него. Подобно сему, когда Богочеловек Иисус Христос в Своей жизни и крестной смерти вместо греха открыл чистейшую праведность, вместо проклятия приобрел от Бога Отца Своего совершеннейшее благословение и смерть победил воскресением, то в Нем сделались причастными тех же благ и все человеки, поскольку они суть едино с Иисусом Христом через веру в него и через подражание Ему. Но хотя Иисус Христос пострадал и принес Себя в жертву за всех нас без исключения и всем приобрел благодать и спасение, но пользуются плодами искупительных заслуг Его только те из нас, которые, по учению катехизиса, со своей стороны добровольно приемлют участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его. Это приводит нас к вопросу: как можем мы участвовать в страданиях и смерти Иисуса Христа? На этот вопрос дается в катехизисе следующий ответ: Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями. Значит, прежде всего мы должны иметь живую и сердечную веру в Иисуса Христа, которая проявлялась бы в подражании жизни Иисуса Христа. При этой вере христианин становится едино с Иисусом Христом, Который поселяется в душе его так, что христианин сам как бы не живет уже тогда, а живет в нем Христос. Такою верою обладал апостол Павел, как это видно из слов его о себе: «законом (евангельским) я умер для закона (ветхозаветного), чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Такою же верою обладали и все святые и должны обладать и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Итак, в пятом прошении молитвы Господней мы просим Бога, чтобы Он простил нам грехи наши. Но мы знаем, что Бог правосуден и каждому человеку воздает по делам его. Является поэтому вопрос, каким образом при правосудии Божием можем мы надеяться на прощение грехов наших? Нет сомнения, что если бы мы были предоставлены самим себе, то никогда не избавились бы от грехов и наказания за них. Но по милости Божией, мы имеем Ходатая перед Богом, удовлетворившего за нас правосудию Божию. Он понес наказание за все наши грехи, и ради Него Господь дарует нам прощение грехов туне, без всякой заслуги с нашей стороны. Ходатай сей есть Господь наш Иисус Христос, Который Своими страданиями и смертью избавил нас от греха, проклятия и смерти. О Нем апостол Павел говорит: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех», и в другом месте: «в Иисусе Христе мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его». Ту утешительную истину, что Иисус Христос удовлетворил за нас правосудию Божию и приобрел право подавать нам прощение грехов, мы подробно рассмотрели при изъяснении четвертого члена символа веры и потому здесь не будем подробно говорить о ней. Мы приведем только здесь то восклицание, которое читается так: «о, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия: как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» Поистине изумительна бесконечная премудрость Божия, находящая средства миловать даже таких грешников, как мы. Но земля, ставшая каменистою, не может быть очищена от сорных трав, сколько бы не очищали ее от них. Подобно этому и человек, не имеющий в сердце своем восприимчивости к усвоению прощения грехов, не может быть разрешен от них. Главнейшим условием для этого разрешения служит то, чтобы и сам человек прощал ближних своих, согрешающих против него. Этому научают нас уже самые слова пятого прошения: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». По учению катехизиса здесь под должниками разумеются именно «люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как например, не оказали любви, а вражду».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

К обязанностям наружного богопочтения относятся следующие две обязанности: исповедовать Бога и участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном православною церковью. Исповедовать Бога, по словам катехизиса, значит, признавать, что Он наш Бог и не отрицаться от Него, хотя бы за признание Его пострадать и умереть надлежало. Об этой обязанности мы подробно говорили уже при изложении учения о вере. Здесь мы скажем несколько слов об обязанности участвовать в общественном богослужении. Сам Иисус Христос принимал участие в общественном богослужении. Так, еще Отроком Он из отдаленного Назарета ходил на праздник Пасхи в Иерусалим для участия в общественном богослужении, совершавшемся в храме иерусалимском. И не только в праздник Пасхи, но и в другие дни Он ходил в храм иерусалимский во время пребывания своего в Иерусалиме. Также делали и святые апостолы, и первые христиане. О последних в Книге деяний повествуется: «они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба, и в молитвах». Это значит, что первые христиане все почти время проводили в общественном богослужении, слушая учение апостолов, совершая молитвы и причащаясь Тела и Крови Христовых. Ввиду этих примеров посмеем ли мы уклоняться от участия в общественном богослужении? Нет, мы должны как можно чаще, а особенно в праздничные и воскресные дни ходить в церковь и участвовать в богослужении. Правда, мы должны молиться также и дома, но домашняя молитва не может иметь такого значения, как общественная. На особенную важность последней молитвы указывает Спаситель в следующих словах: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Здесь имеется в виду преимущественно общественная молитва, совершаемая в храме Божием. Кроме того, храм есть место особенного присутствия Божия, и молитва, возносимая в нем, доступнее Богу, чем молитва домашняя. Истина эта возвещена была еще в Ветхом Завете, ибо Сам Бог так говорил о храме иерусалимском: «ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем; и ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни». Поэтому будем усердно и как можно чаще ходить в храм Божий для участия в общественном богослужении, ибо о чем бы добром не попросили мы в нем у Отца нашего Небесного, будет нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Как звучит восьмой член Символа Веры? – И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланаема и сславима, глаголавшаго Пророки. Почему Дух Святый называется Господом? – Он называется так с полным правом, так же, как Господом называются Бог Отец и Сын Божий. Святой Дух – это Бог? – Конечно, Бог , Истинный Бог от истинного Бога, только Он не родится от Отца, как Сын, но исходит от Отца. Как же тогда можно говорить, что мы веруем в единого Бога? – Мы действительно веруем в единого Бога, великую тайну о Котором открыл нам Христос. Он открыл нам тайну о полном согласии трех Божеских ипостасей одного и того же существа Бога. Поэтому мы говорим о Триедином Боге, или о Святой Троице, как об одном Боге. Открыл ли Господь Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу? – Лишь приоткрыл. Пророк Исаия в своем видении слышал, как серафимы воспевали Бога на престоле: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Трижды повторенное слово свят соответствует трем ипостасям Бога. Почему Господь не открыл Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу? – Подобно тому, как человек не открывает душу свою слугам и чужым людям, но поверяет свои сокровенные тайны своим детям, так и Бог открыл тайну Своего бытия не «чужим» людям, которые были слугами и рабами Закона, но Своим чадам, детям Любви, провозглашенной в Новом Завете. Насколько приоткрыта тайна Пресвятой Троицы в Новом Завете? – Лишь настолько, насколько человек может вместить, будучи в теле своем. Архангел Гавриил объявил Пресвятой Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Следовательно, здесь упомянута вся Троица: Дух, Отец и Сын. А есть ли другой пример? – Есть и другой. Во время крещения Иисуса в Иордане отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3:21–22 ). А еще есть? – Святой Евангелист Иоанн ясно указывает: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин.5:7 ). Под Словом апостол Иоанн подразумевает Сына и говорит об этом в своем Евангелии: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как мы называем этот день? – День Вознесения. С какого места Господь вознесся на небо? – С горы Елеон. Кто был очевидцем Его вознесения? – Все Его верные ученики. Почему Господь вознесся на небо? – Потому что Он завершил Свое служение людям и после этого восшел в Свое вечное местопребывание. Он вознесся на небеса в человеческом облике? – Да, в обличии настоящего человека, тело которого воскресло из мертвых. Для чего вознесение Его было видимым многим свидетелям? – Чтобы убедить всех, в Него поверивших, что и они так же вознесутся на небеса после всеобщего воскресения мертвых. Что означают слова: сидяща одесную Отца? – Это означает, что Иисус Христос имеет с Богом Отцом одинаковое величие, славу и власть. Перед Своим вознесением Он сказал Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). 2.1.7. Седьмой член Символа Веры Как звучит седьмой член Символа Веры? – И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Чему нас учит седьмой член Символа Веры? – В нем говорится: – о Втором пришествии Христа; – о Суде Его над живыми и мертвыми; – о Его вечном Царстве Небесном. Будет ли Второе пришествие Христа отличаться от первого? – Второе пришествие будет совершенно другим. В Свое первое пришествие Он был в уничижении, послужил людям и пострадал за них. А во второй раз Он придет в величии и славе Своей, чтобы судить людей, живых и мертвых. Как Он Сам говорит о Своем Втором пришествии? – Он сказал: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). И после этого Он станет судить праведных и грешных по делам их. Существует ли какое-нибудь описание Его Второго пришествия? – Существует несколько описаний. Например, апостол Павел, утешая тех, кто горюет о своих умерших, говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Сол.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010