Глава 7. Иисус перед Иудейскими первосвященниками Согласно синоптическим Евангелиям, из Гефсимании Иисуса отвели к первосвященнику Каиафе, допрос у которого подробно описан тремя евангелистами. Однако Иоанн говорит, что сначала Иисус был отведен к другому первосвященнику – Анне, тестю Каиафы. По содержанию допрос у Анны, описанный в четвертом Евангелии, не совпадает с допросом у Каиафы, как о нем свидетельствуют синоптики. Можно, таким образом, говорить о двух допросах, следовавших один за другим. Допросы эти, вероятно, происходили в разных помещениях, но в одном здании, поскольку Петр, стоявший на дворе и гревшийся у огня, присутствует на заднем плане в обоих случаях. В настоящей главе мы сначала рассмотрим свидетельство Иоанна о допросе у Анны, затем свидетельство синоптиков о суде у Каиафы. Далее будет рассмотрена история отречения Петра, описанная всеми четырьмя евангелистами. 1. Допрос у Анны Действующим первосвященником во время земного служения Иисуса был Каиафа, однако его тесть Анна, бывший первосвященник, продолжал играть существенную роль в религиозных и общественных делах. Анна – сокращенный вариант имени Анания. Другое сокращение того же имени – Анан, используемое у Иосифа Флавия, от которого мы узнаём о частой смене первосвященников по инициативе римских властей. По словам историка, «Квириний сместил первосвященника Иоазара за то, что он не поладил с народом, и назначил на его место Анана, сына Сефа». Затем, после того как императором стал Тиберий, в Иудею был послан наместником Валерий Грат, который «сместил первосвященника Анана и поставил на его место Исмаила, сына Фаби. Впрочем, недолго спустя он уволил и Исмаила и назначил на его место Элеазара, сына первосвященника Анана. По прошествии года он удалил и его и передал этот пост Симону, сыну Камифа. Однако и последний удержался не более года, и преемником ему был назначен Иосиф, прозванный также Каиафой. После всего этого Грат возвратился в Рим, проведя в Иудее одиннадцать лет, и вместо него прибыл его преемник Понтий Пилат». 280

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда начались все эти события неделю тому назад, большинство корреспондентов и журналистов в основном обращали внимание на их политическую подоплеку – акты терроризма, поселенческую политику Израиля и в целом на арабо-израильское противостояние. Всё это было и так понятно. Однако в своих комментариях они крайне редко давали анализ причин столь жесткого противостояния двух семитских народов. Да-да, ведь арабы, которых демографически на Земле больше, чем евреев, тоже семиты, которые происходят от семени пророка Авраамова (араб. Ибрахима), правда, не от его законной жены Сарры, а от ее служанки, египтянки и рабыни Агари, поскольку Сарра была бездетной и не могла родить ребенка своему мужу. Агарь стала еще и наложницей Авраама. Египтянка родила ему «агарянина»-«первоараба» – Исмаила (он же Измаил). Но тут Бог смилостивился над Саррой и обещал ей стать матерью при условии, что она убедит мужа сделать самообрезание крайней мужской плоти. Это ей, хотя и не без труда, но удалось – Господь послал ей чадо – «первоеврея» Исаака. Итак, родив Аврааму сына Исаака, Сарра убедила Авраама прогнать из дома Агари с ребенком на руках. Таким образом арабы («агаряне») ведут свою родословную от отца Исмаила, называя Авраама «дядюшкой», а евреи считают своим отцом Авраама, но кровную принадлежность к еврейству (национальность) признают по материнскому началу. В этом и заключается главное различие двух «братских и сводных» семитских народов. Праотец евреев родился в вавилонском Уре (совр. Ирак) и, спасаясь от засухи, пришел со своим еврейским народом через Палестину в Вифлеем, купив у местного населения землю, где были захоронены еврейские праотцы (Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены – Сарра, Ревекка и Лия). Затем евреи попали в Египет, управляемый фараоном. Получив на Синайской горе от Бога скрижали завета новый вождь евреев Моисей повел свой народ в Землю Обетованную (совр. Палестину). Став, как и арабы, оседлыми, евреи-язычники приняли единобожие (монотеизм) и вступили в землю филистимлян – Палестину. Во многом арабские и еврейские традиции (язык, кухня, облачение и др.) походили друг на друга.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/za...

17. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й . Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст) . Мчч. Мануила, Савела и Исмаила. Прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых, Новгородских (службу зри 4 мая) . Совершается служба Недели Всех святых (по Триоди Цветной). Примечание. Рядовая служба Минеи переносится (см. примечание 16 июня). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10 (из Триоди): воскресные, глас 8-й – 6, и всех святых, глас 6-й – 4. «Слава» – всех святых, глас тот же: «Мученик божественный лик...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии всех святых – 3. На литии стихира храма и стихиры всех святых, глас 1-й. «Слава» – всех святых, глас 5-й: «Нынешнему торжеству...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...». На стиховне стихиры воскресные (из Триоди), глас 8-й. «Слава» – всех святых, глас 6-й: «Приидите, вернии...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем мире мученик Твоих...» (единожды). Примечание. «От сея же Недели начинаем чести на утренях Недельных Седмь Посланий Соборных, и 14 Посланий Святаго апостола Павла; Откровение Иоанна Богослова. Чтем же их на бдениих Недельных, прежде иных чтений, до Великия Святыя Недели Пасхи. В 50-цу же всю Деяния святых апостол чтем в Неделях, якоже предписася. От сего же бдения начинаем чести Толкования Иоанна Златоустаго, Евангелие еже от Матфея, от 13 Слова первыя книги; оставшая же Богослова чтем во 12 днех по Христове Рождестве. В весь же месяц сей, и вторый, совершаем обе книги толковательныя, 1-ю и 2-ю, на чтениих утренних, до исхода месяца августа: кроме егда прилучится житие некоего святаго, тогда оставляем, и чтем житие святаго» (Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых», 1-е и 2-е «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем мире мученик Твоих...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-30/

Закрыть itemscope itemtype="" > Одной " горячей точкой " на карте Крыма станет меньше? К вопросу о конфликте вокруг бахчисарайского Свято-Успенского монастыря 01.02.2007 262 Время на чтение 6 минут В ближайшие дни мы узнаем ответ на этот вопрос. На прошлой неделе появилась надежда, что конфликт вокруг бахчисарайского Свято-Успенского монастыря, который в свое время едва не привел к столкновениям между православными и мусульманами, будет улажен. И тогда одной " горячей точкой " на карте Крыма станет меньше. Во всяком случае, со стороны монастыря для этого сделаны вполне конкретные шаги. Кстати, настоятель монастыря отец Силуан вообще считает, что слова " конфликт " и " экстремизм " в данной ситуации употреблять не стоит. Напомним вкратце, как развивались события. Проблемы возникли в 2001 году, после того как монастырю была возвращена часть территории, принадлежавшей ему до революции 1917 года. В советские времена здесь устроили психоневрологический интернат. В том же 2001 году территория с расположенными на ней крымско-татарскими святынями - Зынджырлы медресе, усыпальницей Хаджи-Гирея и могилой мусульманского просветителя Исмаила Гаспринского - была передана Бахчисарайскому историко-культурному музею-заповеднику. Заметим, что на протяжении столетий медресе и монастырь мирно соседствовали. Стало уже общим местом напоминать о том, что крымские ханы, выступая в походы, ставили в монастыре пудовую свечу. С тех прошло несколько столетий. В мае 2001 года монастырь получил государственный акт на землю, согласно которому обители передавался в пользование участок общей площадью 46 гектаров. Заметим, что до революции во владении монастыря было более 50 гектаров земли. Поводом для конфликта стало то обстоятельство, что через площадку, которая ныне является частью территории монастыря, проходит дорога на Зынджырлы-медресе и на почитаемое татарами кладбище Азиз-Гази Мансур. Любая попытка монастырской братии обозначить на местности границы этого участка, неизменно вызывала протесты. Что же касается причин, то среди них, вероятно, не последнюю роль играет коммерческая привлекательность этого клочка земли. Думается, что если бы здесь была не территория монастыря, а какое-нибудь кафе, в котором туристы могли бы выпить запрещенной шариатом водки и закусить чебуреками, то никаких проблем с " общественностью " бы не возникло. Пожалуй, наиболее " горячим " в новейшей истории монастыря выдалось лето 2001 года. Именно тогда меджлис призвал своих сторонников принять участие во " всекрымском митинге протеста " . После митинга около трех сотен крымских татар, вооруженных палками и камнями, пытались прорваться в монастырь. И если бы отряд ОМОНа не преградил дорогу разгоряченной толпе, неизвестно, чем бы кончилось дело. Несколько милиционеров тогда получили ранения.

http://ruskline.ru/analitika/2007/02/01/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Возмицкий в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. Возмицкий в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском (Ламитском) стане (совр. с. Возмище Волоколамского р-на Московской обл.), к юго-востоку от Волока Ламского, на правом берегу р. Городни. Впервые упоминается в записи на л. 456-457 Четвероевангелия, переписанного по просьбе свящ. Исмаила диак. Макарием в 1452 г. «в граде Волоце в обители святей Богородицы честнаго и славнаго ея Рождества при игумене Селиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху» ( Строев. 1891. С. 51; вероятно, ц. во имя свт. Николая Чудотворца на погосте Рах в Раховом стане (к западу от Волока Ламского) принадлежала обители). В синодике мон-ря 1649 г., составленном в Москве диаконом Никольской ц. в Заяицком Андреем, первым среди «начальников Возмищу» назван «преподобный игумен Селиван» (ГИМ. Щук. 716. Л. 37). (Совр. исследователи, в частности С. З. Чернов, не согласны с предположением В. В. Зверинского о том, что местом пострижения и кончины в 1294 блгв. кн. владимирского Димитрия Александровича «на Волоце» мог быть В. м.) В сер. XV в. в В. м. пришел из волоколамского Крестовоздвиженского мон-ря отрок И. Санин (см. ст. Иосиф Волоцкий , прп.). До 20 лет он жил в мон-ре в «особней храмине в безмолвии и в молитвах», читал и пел на клиросе, ок. 1460 г. ушел в тверской Саввин мон-рь. С 1462 г. В. м. находился во владениях волоцких удельных князей. Вступивший в 1494 г. во владение Волоцким княжеством Феодор Борисович после ссоры с прп. Иосифом Волоцким «почал грабити» волоколамские мон-ри, в т. ч. В. м. По повелению кн. Феодора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном диак. Михаилом, к-рых князь подозревал в сокрытии монастырского имущества, останки их были погребены в В.

http://pravenc.ru/text/155102.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В епархиальном управлении прошла церковно-историческая конференция, посвященная памятным датам Липецкой и Елецкой епархии за период 2012 года 02 марта 2013   26 февраля в конференц-зале управления Липецкой и Елецкой епархии прошла церковно-историческая конференция, посвященная памятным датам епархии за период 2012 года. На ней присутствовали благочинные церковных округов, настоятели храмов, преподаватели ОПК, сотрудники епархиальных отделов и комиссий, родственники новомучеников, учащиеся специальности «теология» ЛГПУ, прихожане храмов, интересующиеся духовной историей родного края. После молитвы на благополучное проведение конференции руководитель епархиальной комиссии по канонизации святых протоиерей Николай Стаднюк зачитал приветственное обращение Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Липецкого и Елецкого. В своем послании владыка Никон отметил преемственность святоотеческого опыта на Липецкой земле, идущую от святителя Тихона Задонского к новомученикам. Одним из участников конференции стал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ» игумен Дамаскин (Орловский). В рамках визита в Липецкую и Елецкую епархию он был принят правящим архиереем архиепископом Никоном, побывал в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре, Свято-Димитриевской Троекуровской Иларионовской женской обители. Кроме того, игумен Дамаскин посетил Михаило-Архангельский храм села Скорняково Задонского района, ставший последним местом служения священномученика Исмаила Базилевского, входящего в Собор Липецких святых. На конференции отец Дамаскин осветил проблему исторической важности почитания новомучеников в докладе на тему: «Новомученики и исповедники Российские ХХ столетия и их роль в современной жизни России»: «В XIX веке от человека ничего не зависело, мир был устойчив, и человек не мог что-то изменить. Ответственность за то, что происходит в мире, не была лично на каждом, была только ответственность за собственную нравственность. Сейчас от нас все зависит. Это трагичная эпоха, но на нашей стороне Господь. Сейчас все зависит от нашего восприятия Господа.

http://fond.ru/novosti/234-v-eparkhial-n...

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. О победе святой веры Источник Скачать epub pdf Произнесено в Московском Большом Успенском соборе, 30 августа, 1869 года. Сия есть победа, победившая мир, – вера наща ( 1Иоан.5:4 ). Какая из побед самая труднейшая и славнейшая? Победа над самим собою. И эту победу прежде всего дает вера в Господа Иисуса Христа. Затем уже дается победа и над внешними врагами видимыми и невидимыми. Уверенность в победе у истинного последователя Христова так велика, что он не отчаевается ни в каких опасностях. Когда на возникавшее христианство открылись страшные гонения со стороны правителей Рима, жрецов, ученых и народа: святый апостол и евангелист Иоанн, среди начинавшейся, повидимому, неравной борьбы, уже торжествовал победу христианства. Сия есть победа, писал он, победившая мир, вера наша. И кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий. Затем в продолжении двух с половиною веков лилась кровь безоружных воинов Христовых – святых мучеников и исповедников; умирали тысящи, но вновь возникали тмы тем, наконец наполнили собою всю империю. Победа внутренняя завершилась победою открытою: одному из благоразумнейших царей языческих и всему войску его, христианами наполненному, пред сражением со злейшим врагом христианства, явилось на небе знамение святого Креста с начертанными явственно словами: «сим побеждай», – и с сего времени христианство сделалось господствующею верою в Римской империи. Но сим не кончилась борьба его с многоразличными кознями князя века сего. Видя, что язычество не может стоять пред светоносным христианством, дух тмы производит разделения между самыми христианами и изводит против них нового врага внешнего. В стране Исмаила, посягавшего некогда на наследие кроткого Исаака, близ самой колыбели христианства, он воздвигает человека с именем пророка, вооружает его мечем и поставляет между миром языческим и христианским. С ударами меча агарянского быстро распространилось учение Магометово по всем пределам мира христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в четвертую неделю Великого поста (Евр.6:13–20) Многое обещевал Бог часто Аврааму, но ничего другого не обещевал с клятвою, как токмо умножение чад его, и благословение в семени его всем народам земным: и поистине мы видим, что потомки Авраамовы, от Исаака и Исмаила сынов его происшедшие, умножились во многочисленные тьмы, но они не суть множество оное, которое от Бога предозначено сими словами: « умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря » ( Быт.22:17 ). « И сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет » ( Быт.13:16 ). « Изочти звезды, аще можеши исчести я: и рече, тако будет семя твое » ( Быт.15:5 ). Благословение же в семени Авраамовом на все народы: « и благословятся о семени твоем вси языцы земнии » ( Быт.22:18 ): есть дело столь непонятное, что принимающий слова сии плотски, буквально, как принимают Евреи, впадая в неразрешимые сомнения, или произносит слова невероятные и несбыточные, или заграждаясь в устах неудобопостижимостию мысли сея ничего не отвещает вопрошающим. В гадании открыл правда несколько значений сих слов Предтеча Иоанн, сказав: « глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму » ( Мф.3:9 ): но сие не изъяснило мысли оного обещания Божия. Павел Богонаученный открыв таинственный смысл сих Божественных слов, разрешил совершенно непостижимое сомнение. Он в чтенных ныне словах изъявил и причину, почему Бог клялся, когда обещевал благословение, и как о семени Авраамовом благословились все народы земные, и следственно как семя его умножилось паче песка земного, и звезд небесных. Послушайте со вниманием толкования чтенных Апостольских слов, да почудившись тайнам Божия смотрения утвердитесь в вере во Христа, которая источает благословение и возводит на путь спасения. Евр.6:13–14 . Братие, Аврааму обетовая Бог, понеже ни единем имяше болшим клятися, клятся собою, глаголя: воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Глава 3. Ислам (Протоиерей Олег Корытко) В начале VII века н. э. на просторах Аравии появляется человек, проповедь и религиозная деятельность которого оказали огромное влияние на формирование религиозной картины всего мира. И сегодня имя Мухаммада с благоговением произносится его многочисленными последователями, составляющими почти 23% населения планеты 117 . В настоящее время ислам занимает второе после христианства место по количеству своих последователей. Ислам 118 – одна из мировых авраамических религий, возникшая на территории Аравийского полуострова в VII веке в результате проповеднической деятельности Мухаммада – основателя первой общины мусульман. Арабы и Аравия в доисламский период Во время возникновения ислама в VII веке н. э. Аравийский полуостров представлял собой территорию, крайне неоднородную по составу населения и религиозным традициям. На полуострове проживали многочисленные кочевые семитские племена, которые принято называть арабами (самоназвание alarab). Согласно представлениям арабского народа, он ведет свое происхождение от библейского патриарха Авраама (араб. Ибрахим). Первый сын Авраама Исмаил, родившийся от рабыни Агари (араб. Хаджар), почитается основателем части арабских народов. После рождения второго сына Авраама от Сарры – Исаака (см.: Быт. 16–21 ) – Агарь вместе с Исмаилом были изгнаны в пустыню Фаран 119 . Многочисленные потомки 120 Исмаила заселили обширные земли от реки Евфрата до Черного моря и назвали свою страну Набатея 121 . По именам двенадцати сыновей Исмаила были названы и отдельные арабские племена 122 . Исмаил и его потомки считаются родоначальниками североарабских племен. Родоначальником же южных арабов почитался Иоктан (араб. Кахтан) – сын Евера 123 , отождествляемого мусульманами с пророком Худом 124 , к которому восходит и род Ибрахима (Авраама). Именно потомков Кахтана (Иоктана) арабские генеалоги считали «настоящими арабами» (ал-араб ал-ариба), в то время как потомков Исмаила называли «арабизированными арабами» (ал-араб ал мутаариба, или ал-араб ал-мустариба) 125 . Религиозно-социальная ситуация в Аравии в VI-VII веках н. э. Возникновение ислама

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСМАИЛИТЫ последователи одного из наиболее крупных течений шиитского ислама (см. ст. Шиизм ), возникновение которого связано с расколом среди шиитов во 2-й пол. VIII в. После смерти 6-го шиитского имама Джафара ас-Садика в 765 г. большинство шиитов признало 7-м имамом Мусу аль-Казима, одного из сыновей Джафара. Однако часть шиитов провозгласила Исмаила, старшего сына Джафара, наследником имамата. Согласно исмаилитским источникам, Исмаил пережил своего отца и наследовал ему должным образом, по др. шиитским источникам, он скончался раньше (в 762 или 763). Седьмым имамом стал старший сын Исмаила - Мухаммад (род. ок. 738). Вскоре после признания имамата Мусы значительной частью шиитов Мухаммад оставил Медину и отправился на восток, стремясь избежать преследований со стороны Аббасидов . Он положил начало 1-му «периоду сокрытия» (араб. «даур ас-сатр»), сыгравшему впосл. важную роль в истории исмаилизма. Остаток дней он провел в Хузестане (Юж. Иран), где и скончался ок. 795 г. В сер. IX в. И. выступили против власти Аббасидов. В это время в их среде существовало 2 направления: собственно И. и карматы. . В 890 г. карматы во главе с Хамданом бен аль-Аш " асом подняли восстание в Ираке. В 899 г. представитель Хамдана, Абу Саид аль-Джаннаби, основал независимое карматское гос-во на о-ве Бахрейн со столицей в Эль-Ахсе. При Абу Тахире Сулеймане (914-943), сыне аль-Джаннаби, карматы Бахрейна захватили Оман. В 930 г., во время хаджа , они совершили набег на Мекку, разграбили город, выломали «черный камень» в Каабе , разбили его на 2 части и вывезли в Бахрейн. Только в 952 г. карматы вернули реликвию за выкуп. Карматское государство на Бахрейне просуществовало до кон. XI в., а их идеи продолжали там господствовать еще в течение 200 лет. Исмаилитская традиция признает 3 поколения между Мухаммадом бен Исмаилом и Абдаллахом аль-Махди, основателем Фатимидского халифата (см. ст. Фатимиды ) и последним имамом периода ас-сатр (араб.- «сокрытие») в истории раннего исмаилизма.

http://pravenc.ru/text/674985.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010