Современные исламские апологеты идут дальше своих великих предшественников и не просто приводят этот отрывок из Евангелия, но и предлагают аргументы, призванные объяснить, почему они видят в данном евангельском тексте пророчество о Мухаммаде: «Те характеристики, которые использует Христос применительно к Утешителю («Параклит»; (арабск.) такого рода, что они не дают возможности предположить, что под словом «Параклит» имеется в виду Святой Дух, а подтверждают, что речь идет о человеке, которому Аллах даст пророчествовать... (Евангелист) Иоанн, говоря об Утешителе, использует такие чувственные определения, как слух, речь, обличение: «...Все, что слышал, возвестят вам...». Эти определения никак не могут быть применены к огненным языкам, которые почили на апостолах в день Пятидесятницы». Далее в подтверждение данной гипотезы приводится 8 стих 16-й главы Евангелия от Иоанна: «Когда придет, обличит мир о грехе, о правде и о суде», к которому присовокупляется следующее заключение: «Святой Дух в день Пятидесятницы никого не обличал, однако это делал посланник Аллаха в отношении неверующих людей» 302 . Другим таким местом является текст Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Яхве Бог твой, – Его слушайте». «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты (Моисей), и вложу в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» 303 ( Втор. 18:15,18 ). Аргументация в пользу того, что это пророчество о Мухаммаде, основывается на том, что единственный человек, подходящий под описания данного пророчества, – это Мухаммад. Подходит он, во-первых, потому что, согласно воззрениям исламских богословов, в приведенном тексте не может содержаться обетование об Иисусе Христе, как писал об этом апостол Петр ( Деян. 3:22–26 ), поскольку тогда было бы сказано не «воздвигну пророка», а «воздвигну Себя» или «воздвигну Бога». Во-вторых, факт того, что в тексте говорится «воздвигну пророка из братьев твоих», а не из сынов Израиля, воспринимается ими как указание на то, что грядущий пророк будет не из евреев, а из потомков Исмаила 304 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Через год, как и было предсказано, у девяностолетней Сарры и столетнего Авраама родился сын. Сарра была счастлива, и в то же время смущена. Она говорила: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется». Сарра так и назвала сына – Исаак, что значит «смех». Исаак был законным сыном Авраама, но Исмаил, хоть и рожденный от рабыни, был старшим и, по обычаю, имел больше прав. Неприязнь Сарры к Агари вспыхнула с новой силой, и она обратилась к мужу, потребовав: «Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком». «Показалось это Аврааму весьма неприятным», он не хотел расставаться со старшим сыном, но Бог повелел ему поступить так, как требует Сарра, и не тревожиться о судьбе Исмаила, которому так же, как и Исааку, суждено было стать родоначальником великого народа. Авраам дал Агари в дорогу хлеба, бурдюк с водой и посоветовал идти с сыном в Египет, откуда она была родом. Агарь послушалась... Прошло много лет, Исмаил вырос, стал хорошим охотником и женился. Как и обещал Господь, его многочисленные потомки образовали народ, известный под названием измаильтян, агарян, или арабов. (В Мекке до сих пор существует священный камень, под которым, по преданию, похоронены Исмаил и Агарь). Тем временем Авраам, лишившись старшего сына, все свои отцовские чувства сосредоточил на Исааке. Бог , желая убедиться в преданности Авраама, решил подвергнуть его испытанию: потребовал принести Исаака в жертву. Он сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Рано утром Авраам наколол дров для костра, оседлал осла и, взяв с собой Исаака и двух слуг, отправился в землю Мориа. Через три дня Авраам и его спутники достигли горы, которую указал Бог . Авраам сказал слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся и возвратимся к вам». Исааку Авраам велел нести дрова, сам взял огонь и жертвенный нож. По пути «начал Исаак говорить Аврааму: «Отец мой!» Авраам отвечал: «Вот я, сын мой!» Тогда Исаак спросил: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог усмотрит себе агнца для всесожжения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

После Мухаммеда Кааба подверглась очень многим переделкам, разрушениям и реставрированию, прежде чем явилась в настоящем своем виде 1852 . Земзем. Близ Каабы находится колодец Земзем, священный как в глазах мусульман, так и в глазах бывших, до них языческих арабов. О времени вырытия этого колодца нет положительных свидетельств и данных. Нужно предполагать, что он существовал раньше, нежели появилась Мекка в качестве города. О происхождении его мусульманская легенда гласит следующее. По словам Ибн-Гишама Земзем 1853 : «Тот этот колодец Исмаила-бну-Ибрагим, который Бог даровал для утоления жажды Исмаила, когда он был малюткой. Мать его искала для него воды и не находила её. Тогда она встала на (холм) Сафу и молила Бога, и просила Его дать воды Исмаилу. Затем она перешла на (холм) Мерву и здесь совершила тоже. Тогда Бог послал Гавриила, тот ударил пятою своею о землю, и вода появилась. Мать Исмаила услышала крики хищных зверей, испугалась за него, быстро к нему направилась и нашла его черпающим воду рукою подле своей щеки и пьющим». Относительно дальнейшей судьбы этого колодца Хондемир в жизнеописании Мухаммеда рассказывает, что Джорхомиты, колено, жившее в то время в Хиджазе, первые встретили Агарь в пустыне и хотели было присвоить себе этот ключ, утверждая, что как земля, так и вода принадлежит им. Но Авраам, придя навестить своего сына Исмаила и построив вместе с ним Каабу, отдал ему во владение всю ту местность, которую в последующее время стала занимать Мекка. Набит, старший сын Исмаила держал в своих руках управление этими местами, но так как по смерти его сыновья его осталась в детском возрасте, то дед их по матери Мазис-бну-Амру взял их к себе на воспитание и в тоже время стал правителем Каабы и Зам-зама. Дети Набита, достигши юношеского возраста, не хотели спорить с Мазизом, их воспитателем за обладания этими местами, так что владение этими местами находилось в руках у него и его детей, пока Джорхомиты насильно не завладели этим. Однако, потомки Исмаила, напавши на них, победили и заставили оставить храм в Мекке. Оставляя Мекку, Джорхомиты, бросив двух золотых газелей, пожертвованных одним царем Каабе, в колодец Зам-зам, зарыли его 1854 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

По другой гипотезе Мюлау (de proverbiorum quae dicuntur Aguri et Lemuelis origine atque indole, 1869) бывшее в исмаильской области царство Массы лежало на восток от Иудеи в горах Хауран, так как, по Быт. 28:9 , Быт. 36:3 , Быт. 37:25 , исмаильтяне жили в пустынной области Фаран (21:21), в местности между землею Сур, Месопотамиею и Хавиллою (Ioc. Antiqu. 1:12). Большая часть имен 12 сынов Исмаила ( Быт. 25:13–15 , 1Пар. 1:29–31 ) доселе еще известны в горах Хауран и прилегающих к ним местностях. Что же касается израильского царства Массы в земле исмаильтян, то свидетельство о его существовании представляет 1Пар.5 . В 10-м стихе этой главы рассказывается, что рувимляне, стада которых доходили до реки Ефрата, во время Саула нанесли удачный набег Агарянам ( Αγραοι Страбона), жившим к востоку от гор Хаурана, и поселились на их месте. В стт. 18–22 говорится о другой не менее счастливой экспедиции колен Рувима, Гада и Манассии против Агарян и союзных с ними племен Ятур, Нафиш и Нодав. В этих местах земли исмаильтян, занятых заиорданскими израильскими коленами, лежало царство Массы. Часть израильтян оставалась там даже после нашествия Тиглат-Пиласара и имела своих правителей; одним из них был Лемуил, благочестивая мать которого изрекла для него Притч. 31:2–8 . Там же жил и поэт Агур, автор большой книги Притчей, из которой взята наша 30-я глава, хотя он не был младшим братом Лемуила, как думает Гитциг, но принадлежал другой фамилии. – Очевидно и эта гипотеза Мюлау не сильнее гипотезы Гитцига. Если бы в надписании Притч. 30:1 и Притч. 31:1 дело шло о царстве рувимлян или симеонитян, то это непременно было бы прямо указано, потому что издатель притчей не имел никакого основания прикрывать израильское происхождение притчей именем похожим даже и существовавшего, но чуждого для евреев царства Массы. Кроме того самого имени Массы в хауранских преданиях нет. Мюлау, подобно Гитцигу, ограничивается приисканием имен других сынов Исмаила, особенно имени Думы, в том предположении, что потомства 12 сынов Исмаила должны были жить вместе или в близком соседстве. Но уже из истории расселения 12 сынов Иакова мы достаточно знаем, как далеко могли отодвигаться друг от друга владения родных братьев. На горах же Харуанских не было места для всех потомков Исмаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Далее на основании приведенных нами выше свидетельств греческих писателей относительно остатков древних языческих обычаев и верований в исламе, и его молитвенном призыве – азане, именно в такбире, мы можем еще с большею вероятностью предполагать, что с одной стороны, культ этой Аллаты имел широкое распространение у арабов, с другой стороны, что Аллата была Венера 1292 . По словам Готтингера 1293 , Иса-бян-Али в рукописном сиро-арабском лексиконе, между прочим, говорит, что Аллата есть звезда Ремфан, согласно Иерониму 1294 , который замечает: «звезда бога вашего по-еврейски называется Кобаб, т.е. утренняя звезда, которую сарацины доселе почитают». В Каабе было живописное изображение женщины с крыльями, держащей на руках своих камень. Ленорман 1295 видит в этом изображении Аллату как богиню Венеру. С течением времени, по мнению Ленормана 1296 , значение этого изображении богини Венеры-Аллаты забылось, и в мусульманских легендах оно явилось изображением ангела, приносящего камень для принесения в жертву Исмаила. Это предположение Ленормана не представляет ничего невероятного. Мы уже видели, что черный камень Каабы был божеством-символом Венеры. Поэтому изобразить эту богиню несущею камень в храм в виде метеорита, было очень, естественно, со стороны арабов-язычников. Мусульманская же легенда о том, что это было изображение ангела, приносящего камень для заклания Исмаила, легко объясняется тенденций Мухаммеда представить весь языческий культ Каабы, как искажение религии Авраама и Исмаила, тенденцией, в которой ему слепо следовали мусульмане и переделывали языческие представления и легенды на свой лад. Таким образом, по нашему мнению, нет ничего невероятного считать самый черный камень Каабы образом богини Венеры, образом Аллаты и даже самую Каабу храмом Аллаты. Мената. Третьим божеством арабов, упоминаемым в Коране, 1297 на ряду с Аллатой и Уззой, была Мената. Бейзавий в объяснении на это место Корана говорит: «Мената была камень, и ему поклонялись поколения Гюзеиль, Хозаа или Сякиф» 1298 . Ибн-Исхак свидетельствует 1299 :

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

В настоящее время над колодцем воздвигнуто довольно значительное четырёхугольное здание с одним входом. 1856 Вода этого колодца очень солоновата и не годится для обыкновенного употребления в пищу и, может быть, даже не совсем здорова. 1857 Из всего вышесказанного нами относительно колодца Зам-зам вытекает несомненно только одно, что этот колодец очень древен и, по всей вероятности, существовал раньше самой Мекки не только как города, но и как вообще заселенного места кочевников, и можно, с большею вероятностью, предполагать, что и Мекка, как город и станционное место, обязана своим существованием именно этому колодцу. 1858 Что же касается мусульманского предания о даровании этого колодца Исмаилу и Агари, то это, конечно, не более как легенда, не имеющая исторической почвы и, вероятно, образовавшаяся под влиянием иудеев, которые, может быть, сами, а может быть, только Мухаммед и его последователи, познакомившись через них, несколько с Библией , приложили сюда некоторые указания Библии относительно Исмаила и образовали эту легенду под влиянием библейским, потому что нельзя не видеть поразительного сходства между мусульманскою легендою о происхождении Зам-зама и рассказом Библии об изведении колодца для жаждущего и умирающего от жажди Исмаила в пустыне. 1859 Название этого колодца, Зам-зам, арабские писатели производят от египетского зем-зем, что значит остановись, остановись, стой, стой, – будто бы эти слова сказала Агарь Исмаилу, когда увидела этот колодец. С историей происхождения колодца мусульманские писатели ставят даже в связь и само имя Исмаила. 1860 По всей вероятности, название колодца зам-зам есть звукоподражательное и заимствовано от тихого журчания воды ключа, как предполагал уже Сэль 1861 . Глубокое уважение, какое питают нынешние мусульмане к этому колодцу, есть, по всей вероятности, остаток арабской языческой старины, которая также с глубоким благоговением относилась к этому колодцу. Воду этого колодца употребляли при разных обрядах, носящих священный характер, например, при торжественных клятвах, что можно видеть из случая при заключении союза между собою некоторых мекканцев для оказания покровительства и защиты иностранцам в Мекке, терпевшим нередко насилия со стороны мекканцев. По словам Китаб-аль-Агани, лица, заключавшие этот союз, в подтверждение верности своей клятвы взяли сосуд, наполненный водою Зам-зама, пошли к Каабе и вылили часть воды на её краеугольные камни, а остаток волы выпили в виде торжественного подтверждения нерушимости своих клятв 1862 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

В 1981 г. ему удалось отстранить от командования армией Али Антара. Однако соперничество в южнойеменском руководстве продолжалось, в силовых структурах и партии осталось немало сторонников Исмаила. В 1984 г. Мухаммад был вынужден уступить своим оппонентам партийное руководство, позже - пост премьера, к-рый занял Хайдар Али Бакр аль-Аттас. В 1985 г. при посредничестве СССР произошло примирение Мухаммада и Исмаила и последний получил возможность вернуться в НДРЙ. Однако уже в янв. 1986 г. между южнойеменскими лидерами вспыхнул новый конфликт, принявший форму скоротечной и кровопролитной гражданской войны. В ходе этого конфликта, подробности к-рого во многом неясны, было убито неск. высших руководителей страны, включая Исмаила и Антара. В итоге Мухаммад потерпел поражение и бежал в Эфиопию. До 20 тыс. его вооруженных сторонников укрылись в Северном Йемене. В НДРЙ прошла чистка партии и администрации от приверженцев прежнего руководства. Новое руководство, во главе с Хайдаром аль-Аттасом, ставшим президентом, и генеральным секретарем ЙСП Али Салемом аль-Бейдом, проводило прагматичную политику, но отвергло предложения Мухаммада о примирении. Объединение Й. (1990-1994) С 70-х гг. периоды сближения и переговоров об объединении Северного и Южного Йемена чередовались с периодами острой враждебности и пограничных столкновений. Хотя в сознании йеменцев доминировало представление о культурно-исторической общности Севера и Юга, различие политических систем 2 стран выступало сильнейшим препятствием для их интеграции. К кон. 1989 г. СССР прекратил поддержку своих союзников в странах третьего мира. НДРЙ оказалась перед лицом экономического коллапса, а также угрозы со стороны Саудовской Аравии и США, которые внесли Южный Йемен в список стран, поддерживающих терроризм. Переговоры об объединении начались в кон. 1989 г. и закончились 22 мая 1990 г. провозглашением единой Йеменской Республики (ЙР). Юг предлагал конфедерацию, в крайнем случае федерацию, но Салех настоял на полном слиянии 2 стран, обещая южанам паритет в политической системе и экономические дотации. Посты в ЙР были поделены поровну, временный парламент образован механическим слиянием парламентов 2 стран. Салех стал председателем Президентского совета, аль-Бейд - его заместителем. Сана была объявлена политической столицей гос-ва, Аден - экономической.

http://pravenc.ru/text/1238001.html

Он от всего сердца, искренно соболезновал людям, по-отечески любил свою паству и наставлял на правильный, спасительный путь. Высокая молитвенность была основой его внутренней жизни. Много скорбей, телесных болезней и огорчений перенес о. Исмаил, но он всегда находил утешение в горячей молитве. Молитва вводила его в атмосферу небесной жизни, давала силу его духу. Она соединяла его с членами Торжествующей Небесной Церкви и тем спасала от одиночества и уныния. В молитвенности заключалась духовная сила его пастырского воздействия на прихожан. Благодаря ей у о. Исмаила установилась незримая, но реальная связь с народом. В благодатной атмосфере храма, выходя на амвон со словами поучения, о. Исмаил всегда находил души и сердца людей открытыми к восприятию слова Божия. Как пастырь, проводящий жизнь в Боге, он воздействовал на своих слушателей благоразумно и осторожно, поскольку знал все трудности духовной борьбы. В простых, но красноречивых и мудрых поучениях о. Исмаил знакомил народ с жизнью и страданиями Господа, разъяснял заповеди, обличал пороки. Он духовно возрождал и преображал жизнь людей. В 1943 году архиепископ Сумской и Ахтырский Корнилий наградил о. Исмаила наперсным крестом. В мае 1947 года он вернулся в Глинскую пустынь. Но недолгим было его пребывание в обители. Через два с половиной года о. Исмаил был назначен настоятелем Николаевской церкви села Яцино Путивльского района Сумской области. По болезни в марте 1953 года архиерей разрешил ему вернуться в Глинскую пустынь, но уже в июне опять направил служить в село Усок Ямпольского района. Болезнь о. Исмаила все усиливалась, и в октябре он опять вернулся в обитель, где был назначен исполнять требы на дому у верующих села Сосновка. Через год его назначили священником церкви села Гамалеевка. Здесь он служил, несмотря на тяжелую болезнь, до августа 1955 года, а затем был возвращен в Глинскую пустынь на покой. В обители о. Исмаил тяжело болел (его мучил почти непрекращающийся кашель), но никогда не уклонялся от посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

поиск:   разделы   рассылка Реакция главного раввина России Берла Лазара на убийство заместителя председателя духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаила Бостанова Сообщение о злодейском убийстве заместителя председателя духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, ректора Исламского института Исмаила Бостанова, глубоко потрясло не только меня, но и всю еврейскую общину. Сегодня мы скорбим вместе с нашими братьями, членами мусульманской общины. Особенно страшным выглядит то, что покушение было совершено в дни мусульманского праздника Ураза-байрам. Это показывает, что террористы-убийцы перешли последнюю черту, вычеркнули себя из человеческого сообщества, лишились права именоваться людьми. Выражая самые искренние соболезнования верующим людям на Северном Кавказе и всей мусульманской общине России, мы одновременно обращаемся с настоятельным призывом к органам государственной власти, в том числе к силовым структурам: надо не только поймать бандитов и предать их справедливому суду, но в первую очередь принять все необходимые меры для обеспечения реальной безопасности верующих, мирного населения. Одновременно считаю необходимым привлечь внимание властей и общественности к тому, что в покушения на религиозных деятелей происходят уже не в первый раз. Убийство духовных лидеров, – тех, кто призывает людей к миру, братству и добрым делам, – это не просто криминал. Это удар по всем верующим, удар по межнациональному и межконфессиональному миру в России, по единству нашей страны. Убежден, что представители всех традиционных религий России присоединятся к нашему требованию максимально жестких мер против бандитского подполья, против тех, кто укрывает оружие террористов, кто прячет их самих. Горе, которое испытывают сегодня наши братья из мусульманской общины – это и наше горе, горе всех верующих россиян. Мы молимся за то, чтобы эта трагедия стала последней, чтобы никто больше не осмелился проливать невинную кровь в нашей стране. Главный раввин России Берл Лазар Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_68287.html

Глава 3. Ислам (Протоиерей Олег Корытко) В начале VII века н. э. на просторах Аравии появляется человек, проповедь и религиозная деятельность которого оказали огромное влияние на формирование религиозной картины всего мира. И сегодня имя Мухаммада с благоговением произносится его многочисленными последователями, составляющими почти 23% населения планеты 117 . В настоящее время ислам занимает второе после христианства место по количеству своих последователей. Ислам 118 – одна из мировых авраамических религий, возникшая на территории Аравийского полуострова в VII веке в результате проповеднической деятельности Мухаммада – основателя первой общины мусульман. Арабы и Аравия в доисламский период Во время возникновения ислама в VII веке н. э. Аравийский полуостров представлял собой территорию, крайне неоднородную по составу населения и религиозным традициям. На полуострове проживали многочисленные кочевые семитские племена, которые принято называть арабами (самоназвание alarab). Согласно представлениям арабского народа, он ведет свое происхождение от библейского патриарха Авраама (араб. Ибрахим). Первый сын Авраама Исмаил, родившийся от рабыни Агари (араб. Хаджар), почитается основателем части арабских народов. После рождения второго сына Авраама от Сарры – Исаака (см.: Быт. 16–21 ) – Агарь вместе с Исмаилом были изгнаны в пустыню Фаран 119 . Многочисленные потомки 120 Исмаила заселили обширные земли от реки Евфрата до Черного моря и назвали свою страну Набатея 121 . По именам двенадцати сыновей Исмаила были названы и отдельные арабские племена 122 . Исмаил и его потомки считаются родоначальниками североарабских племен. Родоначальником же южных арабов почитался Иоктан (араб. Кахтан) – сын Евера 123 , отождествляемого мусульманами с пророком Худом 124 , к которому восходит и род Ибрахима (Авраама). Именно потомков Кахтана (Иоктана) арабские генеалоги считали «настоящими арабами» (ал-араб ал-ариба), в то время как потомков Исмаила называли «арабизированными арабами» (ал-араб ал мутаариба, или ал-араб ал-мустариба) 125 . Религиозно-социальная ситуация в Аравии в VI-VII веках н. э. Возникновение ислама

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010