5) Мы выше уже упоминали о врагах Оригена и упреках, какие делались ему при жизни; как тогда, так и по смерти его в IV и V веке, его обвиняли в ереси; вражда к нему возросла до того, что спустя два века после первого осуждения, его осудили снова, не столько его лично, сколько его учение. Но, несмотря на его погрешности, к которым еще больше прибавилось погрешностей со стороны его неразумных последователей, Ориген имел непререкаемое, громадное и во многих отношениях благотворное влияние на судьбы христианства, его учения и церковной жизни, и никакое время не отнимет от этого по истине великого человека часто к нему применяемого эпиграфа: οον γον τν λγον, τοονδε φσι τν τρπον κα οον τν τρπον, τοονδε κα τν λγον πεδεκνυτο! 229 И окончательной характеристикой его останутся эти прекрасные его слова о самом себе: et si mirerer ego hodie magnum aliquem et summo Pontifice dignum sensum proferre, ita ut ex iis omnibus, quae loquimur et docemus, esset aliquid egregium, quod summo Sacerdoti placere deberet, poteret fortasse fieri, ut Angelus, qui praeest ecclesiae, ex omnibus dictis nostris eligeret aliquid, et loco primitiarum Domino de agello cordis mei offerret. Sed ego me scio non mereri, nec conscius sum mihi, quod talis sensus inveniatur in me, quem dignus judicet Angelus, qui nos excolit, offerre pro primitiis vel pro primogenitis Domino. Atque utinam tale sit, quod loquimur et docemus, ut non pro verbis nostris condemnari mereamur. 230 § 54. Современные Оригену проповедники Кроме некоторой части произведений Оригена , от III века история сохранила для нас имена и часть церковно-учительных творений небольшого числа более знаменитых церковных учителей Церкви Восточной и Западной, Григория Неокесарийского , Ипполита Римского , Дионисия Александрийского , Мефодия Патарского , Киприана Карфагенского Пиерия и др. Уже другие сочинения их – не проповеднические – суть не простые наставления в церковной вере, но глубоко-ученые произведения христианской литературы, в которых эти отцы Церкви занимаются исследованием самых оснований веры и свою защиту церковного учения утверждают с одной стороны на исследовании священного писания, с другой – на критике современных учений и теорий антихристианских и антиправославных, приражавшихся вере со стороны язычества и ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

8 Sent. III.33.1: Vir ecclesiasticus et crucifigi mundo per mortificationem propriae carnis debet, et dispensationem ecclesiastici ordinis, si ex Dei uoluntate prouenerit, nolens quidem, sed humilis gubernandam suscipiat. 10 Sent. III.34.1: Non sunt promouendi ad regimen ecclesiae qui adhuc uitiis subiacent; III.34.2: Neque enim quisque ad hoc praeficitur ut subditorum culpas corrigat, et ipse uitiis seruiat. 11 Sent. III.34.5: Plerique sacerdotes suae magis utilitatis causa quam gregis praeesse desiderant, nec ut prosint praesules fieri cupiunt, sed magis ut diuites fiant , et honorentur. Suscipiunt enim sublimitatis culmen non pro pastorali regimine, sed pro solius honoris ambitione, atque abiecto opere dignitatis, solam nominis appetunt dignitatem. 13 Sent. III.35. De exemplis pravorum sacerdotum. III.35.1: …dum mala docent, uel dum faciunt praua»; III.35.1: «Deteriores sunt qui siue doctrinis seu exemplis uitam moresque bonorum corrumpunt. 14 Sent. III.41. De superbis doctoribus. При рассмотрении основных социальных акторов проблема гордыни подробно обсуждается только в связи с епископом. Частичное исключение составляет первая сентенция 48-й главы, посвященной обладателям светской власти. 16 Sent. III.40.1: Iracundi doctores per rabiem furoris disciplinae modum ad inmanitatem crudelitatis conuertunt. 17 Sent. III.41.5: [adrogantes sacerdotes] uideri uolunt rigidi seueritate, et formam humilitatis praestare nequeunt, ut magis terribiles quam mites aspiciantur; III.42.1a: …atque ita auctoritas aderit potestatis, ne per tumorem cordis seueritas existat inmoderationis. Severitas здесь понимается как чрезмерная строгость, переходящая в жестокость, поэтому в целом синонимична saevitia [Cowan 2016; Baraz 1998]. 18 При этом косвенные указания на жадность епископов встречаются, см.: Sent. III.34.5, 45.2. См. также IV Tolet. Can. 33. 19 В пересказе Августина: De civ. Dei. II.21.91: …cum tyrannus eam factione capesseret, nec ipse populus iam populus esset... Cfr.: Cic. Rep. III.31.43.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Вкратце, эту теорию можно изложить в виде следующей схемы 815 : Бог Разум (Ratio) размышление (cogitare) Премудрость (Sophia) расположение (disponere) Слово (Sermo) творение (facere) Сходную теорию предложил также Раньеро Канталамесса, который, на основании Tert. Apol. 21 и Theoph. Послания к Автолику II 22, провел соответствие между тремя именами Логоса, тремя фазам Его происхождения и тремя видами Божественной творческой причинности 816 : Слово (Sermo) пребывает (inesse) произношение (pronunciatio) Разум (Ratio) присутствует (adesse) расположение (dispositio) Сила (Virtus) предсуществует (praeesse) совершение (perfectio) При всей оригинальности этих теорий они были подвергнуты основательной критике французскими учеными – Р. Брауном 817 и Ж. Муэном 818 . Нам также они представляются весьма искусственными и надуманными, поскольку они не соответствуют основной тринитарной схеме Тертуллиана , построенной, как мы показали, на «антропологической аналогии»: ratio – sermo, rationalis – sermonalis. Поэтому мы придерживаемся традиционной интерпретации теории «двойственного слова» в тринитарной теологии Тертуллиана 819 . Против теории «двойственного слова» и за интерпретацию учения Тертуллиана в смысле «однофазовой теории», в которой, тем не менее, различаются внутреннее «начало» бытия Логоса и его «конец» во внешнем проявлении, выступали Э. Эванс и Ж. Муэн 820 . Согласно Р. Брауну, Тертуллиан был далек от того, чтобы признавать два различных Божественных Слова или даже два этапа одного Божественного Слова; его усилия были направлены на то, чтобы, «сохраняя естественное различие между ratio и sermo, показать, что Логос в христианской теологии представляет собой сложную реальность, в которой ratio и sermo являются, так сказать, двумя ликами, из которых один есть внутреннее основание, а другой – внешняя форма» 821 . Нам представляется, что и Эванс, и Муэн, и Браун другими словами описывают одну и ту же теорию «двойственного слова», которой мы и будем придерживаться. Далее, Тертуллиан , вслед за Иустином и Татианом, настаивает, что Сын, родившись от Отца как Слово через «произнесение» ( προβολ, prolatio) 822 , тем не менее, не отделился от Него, но сохранил с Ним существенное единство (unitas).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Руфин, епископ и западный историк IV века, живший в Риме, приводит данное Никейское правило в своей " Церковной истории " следующим образом: Et ut apud Alexandriam et in urbe Roma vetusta consuetudo servetur, ut vel ille Aegypti, vel hic suburbicariarum ecclesiarum sollicitudinem gerat Так как гражданско-политическому делению государства соответствовало деление церковное, то, сообразно с этим, suburbicariae ecclesiae были в тех провинциях, которые в первой половине IV века были suburbicariae Риму и зависели от praefectus urbis. Ho некоторым из новейших западных канонистов такое пространство показалось слишком малым, поэтому они утверждают, что римскому епископу были подчинены не те провинции, которые зависели от praefectus urbis, но те, которые зависели от vicarius urbis, а таковыми были: Campania, Hetruria et Umbria, Picenum suburbicarium, Sicilia, Apulia et Calabria, Lucania et Brutia, Samnium, Sardinia, Corsica, Valeria, всего десять провинций или, другими словами, южная Италия и острова: Сицилия, Корсика и Сардиния Вальсамон в толковании этого правила говорит, что Никейский Собор признал за римским епископом власть над западными областями (ο εοο " οε ε ε, romanus episcopus praeest occidentalibus provinciis) Нам кажется, что эти слова Вальсамона являются подтверждением мнения тех, которые считают, что римскому епископу во время Никейского Собора подчинялись все провинции, находившиеся в зависимости от vicarius urbis, a следовательно ему подчинялись и все митрополиты данных провинций. Какие же были еще эти другие церкви, которых привилегии должны охраняться ( εε ε), как говорит данное правило? Продолжая придерживаться того, что во время Никейского Собора границы церковных областей определялись политическими границами, и при этом имея в виду то, что относительно востока говорит нам 2-е правило II Вселенского Собора, а относительно запада - то, что нам говорят соответствующие исторические свидетельства, -- можно с полной уверенностью сказать, что таких привилегированных церквей было пять: три на востоке и две на западе, а именно в областях - проконсульской Азии, Понта, Фракии, Италии и проконсульской Африки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1312...

NB. Избиение христиан в Дамаске началось 27 июня текущего года и продолжалось восемь дней. Убиты 3000. Сожжены их дома и церкви. Православная патриархия и Никольская церковь в ней разрушены. Вид патриаршего училища в Крестном монастыре (с востока) Восточная сторона храма Воскресения Марта 13 дня 1860 г. Своя рубашка ближе к телу. Итак, пишу о себе. Сегодня я был у прусского консула Розена и видел у него список самаритянского Пятокнижия с арабским переводом, написанным самарянскими буквами. Список этот он относил к IX столетию эры магометанской (к XVI веку нашей эры) и поведал мне, что нынешняя синагога самарян в городе Набулузе не старше 350 лет, а прежде находилась в том же городе, но на месте плача Иакова по сыне его Иосифе. Говорили мы о надписях на синайских утесах. Я между прочим сказал ему, что напечатал свое рассуждение об этих письменах, усвояя изобретение их синайскому жителю Кинею Манафе, и что не знаю, какое божество разумели синаиты-кинеи под именем Козаг 106 . Розен, выслушав меня, достал арабо-латинский лексикон Фрейтага, изданный в 1835 107 году, и в нем отыскал значение реченного имени: Coza, Satanas, Coza, angelus, qui nubibus praeest, Coza, arcus coelestis. Я усвоил себе наипаче третье значение, видев в синайских и идумейских пустынях радугу, движущуюся даже по песчаному полю в день туманный. В один из пасхальных дней я обедал у начальника нашей духовной миссии в Иерусалиме епископа Кирилла. К обеду приглашены были граф Адлерберг с женой-красавицей, которая, в Великую Субботу смотря на раздачу христианам благодатного огня и на пляску арабов с этим огнем вокруг пупа земли, сказала мне: «C " est sauvage, mais c " est beau» 108 , наш вице-консул Марабути с женой красавицей, выкрест Левисон, бывший преподаватель еврейской словесности в Петербургской Духовной Академии, стоявший задом к св. трапезе с закинутыми на задницу руками во время литургии в Воскресенском храме и прочие и прочие. Пили шампанское вино. Разговоры слышались пустые. Хозяин – легкомыслен! Не легкомысленно ли держать курятник на балконе своего дома, который видят все мимоходящие? Не легкомысленно ли гулять у святой реки Иордана с княгиней Шаховской в белых балахонах и с венками из цветов на голове? Не легкомысленно ли обнимать шею молодой попадьи, привезенной в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Руфин, епископ и западный историк IV века, живший в Риме, приводит данное Никейское правило в своей «Церковной истории» следующим образом: Et ut apud Alexandriam et in urbe Roma vetusta consuetudo servetur, ut vel ille Aegypti, vel hic suburbicariarum ecclesiarum sollicitudinem gerat 411 . Так как гражданско-политическому делению государства соответствовало деление церковное, то, сообразно с этим, suburbicariae ecclesiae были в тех провинциях, которые в первой половине IV века были suburbicariae Риму и зависели от praefectus urbis. Ho некоторым из новейших западных канонистов такое пространство показалось слишком малым, поэтому они утверждают, что римскому епископу были подчинены не те провинции, которые зависели от praefectus urbis, но те, которые зависели от vicarius urbis, а таковыми были: Campania, Hetruria et Umbria, Picenum suburbicarium, Sicilia, Apulia et Calabria, Lucania et Brutia, Samnium, Sardinia, Corsica, Valeria, всего десять провинций 412 , или, другими словами, южная Италия и острова: Сицилия, Корсика и Сардиния 413 . Вальсамон в толковании этого правила говорит, что Никейский Собор признал за римским епископом власть над западными областями ( ο επσκοπος της Ρμης προχει των σπερων επαρχιν, romanus episcopus praeest occidentalibus provinciis) 414 . Нам кажется, что эти слова Вальсамона являются подтверждением мнения тех, которые считают, что римскому епископу во время Никейского Собора подчинялись все провинции, находившиеся в зависимости от vicarius urbis, a следовательно ему подчинялись и все митрополиты данных провинций. Какие же были еще эти другие церкви, которых привилегии должны охраняться ( τα πρεσβεα σζεσθαι), как говорит данное правило? Продолжая придерживаться того, что во время Никейского Собора границы церковных областей определялись политическими границами, и при этом имея в виду то, что относительно востока говорит нам 2-е правило II Вселенского Собора, а относительно запада – то, что нам говорят соответствующие исторические свидетельства, – можно с полной уверенностью сказать, что таких привилегированных церквей было пять: три на востоке и две на западе, а именно в областях – проконсульской Азии, Понта, Фракии, Италии и проконсульской Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

48.5a. Non statim utile est omne potestatis insigne, sed tunc uere est utile si bene geratur; tunc autem bene geritur quando subiectis prodest quibus terreni honores praeferuntur. 48.5b. Potestas bona est quando Deo donante est, ut malum timore coerceat, non ut temere malum committat. Nihil autem peius quam per potestatem peccandi libertatem habere, nihilque infelicius male agendi felicitate. 48.6. Qui intra saeculum bene temporaliter imperat, sine fine in perpetuum regnat, et de gloria saeculi huius ad aeternam transmeat gloriam. Qui uero praue regnum exercent, post uestem fulgentem et lumina lapillorum, nudi et miseri ad inferna torquendi descendunt. 48.7. Reges a recte agendo uocati sunt, ideoque recte faciendo regis nomen tenetur, peccando amittitur. Namet uiros sanctos proinde reges uocari in sacris eloquiis, eo quod recte agant, sensusque proprios bene regant et motus resistentes sibi rationabili discretione conponant. Recte igitur illi reges uocantur qui tam semetipsos quam subiectos, bene regendo, modificare nouerunt. 48.8. Quidam ipsud nomen regiminis ad inmanitatem transuertunt crudelitatis, dumque ad culmen potestatis uenerint, in apostasiam confestim labuntur, tantoque se tumore cordis extollunt, ut cunctos subditos in sui conparatione despiciant, eosque quibus praeesse contigit non agnoscant. Quibus congrue per ecclesiasten dicitur: Ducem te constitui, noli extolli. [sed esto in illis quasi unus ex illis] 48.9. Dum mundi reges sublimiores se ceteris sentiant, mortales tamen se esse agnoscant, nec regni gloriam, qua in saeculo sublimantur, aspiciant, sed opus quod secum ad inferos deportent intendant. Si ergo carebunt huius temporis gloriam, illa agant quae post finem sine fine possideant. 48.10. Dum apostolus dicat: Non est potestas nisi a Deo,quomodo Dominus per prophetam de quibusdam potestatibus dicit: Ipsi regnauerunt, sed non ex me, quasi diceret non me propitio, etiamsi me irato? Vnde inferius per eundem prophetam adicit: Dabo, inquit, tibi regem in furore meo. Quo manifestius elucet bonam malamque potestatem a Deo ordinari, sed bonam propitius, malam iratus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

20.3. Qui ad hoc conuersionem sanctitatis praetendit, ut aliis quandoque praeesse desideret, iste non discipulus Christi, sed prauitatis sectator existit, quia non pro Deo, sed pro saeculi honore portare studet crucis Christi laborem. XX. De humilitate monachi vel opere. 19.1. Summa uirtus monachi humilitas, summum uitium eius superbia est. Tunc autem se quisque monachum iudicet, quando se minimum existimauerit, etiam cum maiora uirtutum opera gesserit. 19.2. Qui mundum deserunt, et tamen uirtutes praeceptorum sine cordis humilitate sequuntur, isti quasi de excelso grauius corruunt, quia deterius per uirtutum elationem deiciuntur quam per uitia prolabi potuerunt. 19.3a. Omnis Dei seruus de suis meritis non debet adtolli, dum posse uideat ex inferioribus sibi praelatiores alios fieri. Nouerit autem se omnis sanctus alterius non praeponere sanctitati. 19.3b. Semper conscientia serui Dei humilis esse debet et tristis, scilicet ut per humilitatem non superbiat, et per utilem maerorem cor ad lasciuiam non dissoluat. 19.4. Dei seruus dum bonum aliquod opus agit, utrum ei ad boni remunerationem pertineat quae facit, incertus est, ne forte discussione caelestis iudicisreuspensetur, et in his quae Dei sunt neglegenter aut superbe aliquid operasse inueniatur. Ideoque pro hoc ipsud tristis maerensque efficitur, atque indesinenter turbatur, reminiscens procul dubio scriptum esse: Maledictus qui facit opus Domini neglegenter. Namueraciter condemnamur, si per torporem ea quae bona sunt agimus. 19.5. Dei seruum sine intermissione legere, orare et operare oportet, ne forte mentem otio deditam spiritus fornicationis subripiat. Cedit enim labori uoluptas, animum autem uacantem cito praeoccupat. Contuere Salomonem per otium multis fornicationibus inuolutum, et per fornicationis uitia usque in idolatriam lapsum. XXI. De monachis qui curis saeculi occupantur. 21.1a. Hii qui pro Dei timore saeculo renuntiant, et tamen curis rerum familiarium inplicantur, quanto se rerum studiis occupant, tanto diuinae se ipsos subtrahunt caritati.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

275 Ο некоторых из упомянутых апокрифов см. “Христ. Чтение” 1871 г., I, 43 и сл. Кроме некоторых новозаветных, упоминается и несколько ветхозаветных апокрифов в толковании этого Ап. правила в Пидалионе (изд. 1864), стр. 76—78. Но этим далеко не исчерпываются все апокрифические сказания из Ветхого и Нового Завета. Ср. И. Порфирьев, “Апокрифические сказания о ветхоз. лицах и событиях” (Казань 1873) и — “…о новоз. лицах и событиях” (СПб. 1890), и др. И. Смирнов, “Апокриф. сказания о Божией Матери и деяниях св. Апостолов” в “Прав. Обозрении” 1873, кн. 4. См. перечень других апокрифов и литературы о них, между прочим, в “Прав. богословской энциклопедии,” изд. Α . Π . Лопухина, СПб. 1900, т. I, столб. 930—936. 276 Ср. Номоканон в XIV титулах, XII, 3 (Аф. Синт., I, 265—268), где упоминаются законы греко-римских императоров против апокрифов и книг, не содержащих чистого православно-христианского учения. Название апокрифических некоторые книги получили от самих еретиков, вследствие того, что они, выдавая свои книги за апостольские, утверждали, что только они одни сохранили их тайн ο ( αποκρφως , modo abdito, abscondito, secreto), и что для всех остальных эти книги были неизвестны. Отцы и учители церкви называют этим именем вообще все книги, подложные или искаженные лжеучителями. См. арх. Иоанна в толковании 60-го Ап. правила, прим. 275 (упом. соч., I, 206—207). 277 Chrysostom., in I Tim., hom. XVII, n. 2 [ Μ igne, s. g., t. 62, col. 592—594]. 278 Epist. LXVIII ad clerum et plebes in Hispania consistentes de Basilide et Martiali episcopis:... cumque alia multa sint et gravia delicta quibus Basilides et Martialis implicati tenentur, frustra tales episcopatum sibi usurpare conantur, cum manifestum sit ejusmodi homines nec Ecclesiae Christi posse praeesse nec Deo sacrificia offerre debere; maxime cum jampridem nobiscum et cum omnibus omnino episcopis in toto mundo constitutis etiam Cornelius collega noster sacerdos pacificus ac justus, et martyrio quoque dignatione Domini honoratus, decreverit ejusmodi homines ad poenitentiam quidem agendam posse admitti, ab ordinatione autem cleri atque sacerdotali honore prohiberi. [Migne, s. l., t. 3, col. 1031].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

127 Проф. Скабаланович (360) утверждает, что предполагаемая им академия была переведена из монастыря во дворец, но, по справедливому мнению г. Безобразова (179 прим.), не основательно. Если ученые оказываются во дворце, то, мне кажется, это потому, что во дворце исстари помещалась кафедра философии. 128 (...) (Слово неразборчиво – примечание электронной редакции) называет Гарида, номофилакса при Константине Дуке (с 1059), μαστωρ μου (См. схолию Василик в изд. Хеймбаха. II, р. 276). Неизвестный схолиаст называет Апофеодорита, логофета при Мануиле Компине, διδσκαλος μου (у Фаброта, VII, 658). Mortreuil, II, 369. По-видимому, изучение права в веке, также как и в XI (Скабаланович, стр. 749), входило в программу высшего образования, как видно из примера Никиты Хониата (Успенский, Никита Акоминат, стр. 20). 129 В 3-м ответе Марку Александрийскому πολλος πλουτοσαν νομομαϑεις – Иоанн Китрский о времени Вальсамона: εγ δ κα ζντος εκενου πολλν ν Κονσταντινουπλε νομοτριβοσμνων κκοα. Συνταγμα, V, 418. См. Mortreuil, III, 200. 130 Замечательно, что Анзельм, епископ Гавельбургский, будучи в 1137 году в Константинополе в качестве посла от Лотаря II к Иоанну Комнену, вел спор в базилике у св. Софии с Никитой, архиепископом Никомидийским, одним из двенадцати учителей: inter duodecim electos Didascalos, qui studus Graecorum solent praeesse. Anselm Havelburgiensis, Anticeimenon, Dialog II Prol у Миня , т. 188. Du Cange сближает это известие с известием о сожжении 12 учителей в базилике или Октагоне при Льве Исавре. Constantinop. christian, II, 9, 3. p. 151. 132 «По совести и по истине, в течение многих веков никогда не находили столько добычи в одном городе», сколько нашли в Константинополе; «золота, серебра, драгоценных камней». Вильгардуж, у Стасюлевича, История средн. веков в ее писателях. III, 600. 133 Латинские монахи, аббаты и даже легаты захватывали хищнически многочисленные греческие святыни, которых в одном Константинополе, по свидетельству очевидца, было столько, «сколько в остальном мире». Вильгардуж, у Стасюлевича. III, 596. Особенно этим хищением прославился аббат парижский Мартин Литц, получивший название praedo sanetus. Медовикова, Латинские императоры в Константинополе, стр. 20. Отсюда множество греческих святынь в Париже, Риме и Венеции. И. Смирнова, Состояние церкви к имп. греческой во время владычества латинян в Константинополе, Прибавл. к твор. св. отцев, XVI, 555.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003   004     005    006    007