Равнозначащее с ταρος старинное русское товар, т. е. товарищ, равно как и ласкательные формы этого слова товарищ, товариш, товаруш происходит, по объяснению Ст. Микуцкого, 713 от √var – крыть, закрывать – и означает, собственно, защита, защитник. Русское старинное товар, товары, т. е. лагерь, воинский стан, значит, собственно, защита. Подобно тому и мадьярское vár – крепость, укрепление означает, собственно, защита. Что же до частицы «то», – она есть указательное местоимение, звучащее в: русском то-пыриться (ср. пыриться); литовском toligus (ср. ligus) – равный, ровный»; польском тояд (tojad, ср. яд)ядовитое растение; чешском roztomily (roz to mily) – весьма милый. Это «то» , по всей вероятности, тождественно с членом-определителем, употребляемым в болгарском языке и доселе хранящимся в некоторых северных наречиях языка русского, – особенно в костромском. 3°, – φλος – друг, – тот, с которым мы связаны связью взаимной любви; φιλα – дружба. Соотношение φλος с ταρος таково: в отношении к φλος бывают всегда хорошо настроены, ибо, за отсутствием этого хорошего настроения, φλος перестает быть для нас таковым; напротив, ταροι – друзья случая, – друзья, как такие, с которыми лишь преследуют сообща предпринятую общую задачу. Следовательно, если φλος и ταρος противополагаются друг другу, то первое слово означает тесно и внутренно привязанного посредством любви, а второе – только лишь товарища; и даже: ταρος иногда означает лишь политического со-партийного союзника. ταροι связаны временною, случайною и внешнею связью, a φλος – неразрывною (– по крайней мере она должна быть такою –), внутренно-необходимою и духовною. В этом смысле правильно равенство: φλος=πιστς ταρος, друг – верный товарищ, верный до конца и во всем; поэтому πειρσθαι φλων – испытывать друзей есть знак недоверия и недостатка дружбы. Об этом различии ταρος и φλος говорили уже древние грамматики. Так, по Аммонию, «ταρος и φλος – различны. Φλος ведь есть и ταρος; ταρος – не совсем φλος. Поэтому и о ветре говорит Гомер (Од. II, 7): «Надувающего паруса подлинного товарища», и иначе: φλος обыкновенно называются все соблюдающие относительно друг друга обязанности τς φιλας; ταρος же – вообще находящиеся в сожительстве и в соработничестве – ν συνηθε κα ν συνεργ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

123 В. Даль, – «Толковый Словарь живого великорусского языка», М. 1863 стр. 618 изд. 3-е, СПБ и М, 1903, Т. I, кол. 1716). 124 Равнозначащее с ταρος старинное русское товар, т. е. товарищ, равно как и ласкательные формы этого слова товарищ, товариш, товаруш происходит, по объяснению Ст. Микуцкого, от √ var (– крыть, закрывать –) и означает, собственно, защита, защитник. Русское старинное товар, товары, т. е. лагерь, воинский стан, значит, собственно, защита. Подобно тому и мадьярское var – крепость, укрепление означает, собственно, защита. Что же до частицы «то», – она есть указательное местоимение, звучащее в: русском то-пыриться (ср. пыриться); литовском toligus (ср. ligus) – равный, ровный; польском тояд (tojad, ср. яд)ядовитое растение; чешском roztomily (roz to mily – весьма милый. («Материалы для корневого и объяснительного Словаря Русского языка и всех Славянских наречий. Вып. I. Составил Ст. Микуцкий, Варшава 1880, стр. 33–34). Это «то», по всей вероятности, тождественно с членом-определителем, употребляемым в болгарском языке и доселе хранящемся в некоторых северных наречиях языка русского, – особенно в костромском. 125 Подробности и доказательства по вопросу о словоупотреблении Библейском глаголов любви и их производных см.: Herm. Cremer, – Biblisches Wörterbuch des Neutestamentlichen Gräcitet. Neunte vermehrte verbsserte Auflage. Gotha, 1902. SS. 10–15: γαπω; SS. 15–19: γαπη; SS. 19–20: γαπηις. С. Смирнов , Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении Послания ап. Павла к ефессянам. Μ. 1873, стр. 31–36. А Concordance to the Greck Testament edite by Rev. W. F. Moulton and Rev. A. S. Gedon, – Second edition, Edinburgh, 1899, pp. 6–7: γαπη, pp. 7–8: γαπηις, p.990: φιλεν, p. 991: φλος. 126 Делаю конъектуру, ибо в Opera philosophica Гейлинкса (Hagae Comitum, 1893), Т. III р. 16310 sup. в Annotata ad Ethicam напечатано: «neque amor dilectionis, neque amor affectio nis», что бессмысленно, ибо то и другое – одно и то же; очевидно, вместо а. affectionis надо читать а. effectionis. Такая конъектура примечания находятся в полном согласии со смыслом соответственного места основного текста (Ethica, Tr. I, Сар. I, § 19. III, р. 10), на каковое в исправляемом месте и делается ссылка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В беседе с Апостолами, пред Своим вознесением, Господь, перечисляя те блага, которые подадутся верующим во имя Его, между прочим сказал: «аще и что смертно испиют, не вредит их» ( Мк.16:18 ). Нельзя ли, братие, истину этих последних слов Христовых доказать самым делом и самое дело показать в примере? Конечно, сделать это можно, и сие мы сейчас для вас и сделаем. Однажды язычник, римский воевода Севастиан, призвал к себе некоторого чародея и приказал ему отравою умертвить святого мученика Виктора. Чародей составил смертоносный яд и подал оный святому. Взяв яд, Виктор сказал: «Хотя мне и не следовало бы всё скверное принимать от вас и есть, но всё- таки яд ваш я приму для того, чтобы вы убедились в том, что он никакой силы не имеет на истинно верующих во Христа». После этих слов мученик помолился и затем принял яд, который не оказал на него совершенно никакого действия. Когда чародей увидел это, то сделал ещё несравненно лютейший яд и, подавая оный святому, сказал: «Если вот и этот яд примешь и останешься жив, тогда я оставлю и волшебство и чародейство и уверую в Бога твоего». Услышав это, Виктор принял и этот второй поданный ему лютейший яд и опять остался невредимым. Видя это, чародей громким голосом воскликнул: «Вот, ты победил, Виктор, силу моего чародейства и душу мою, давно погибшую, из ада извёл! Ибо теперь я верую в проповедуемого тобою Господа Иисуса Христа». Засим чародей ушёл в дом свой и здесь, собравши все свои волшебные книги и чарования, сжёг их и стал после сего христианином совершенным. Итак, братие, как видите, пример показал, что истину вышеприведённых слов Христовых «аще что и смертное испиют, не вредит их» можно доказать и самым делом. Но какой урок из сего мы можем взять для себя? Конечно, во-первых, тот, чтобы мы помнили, что верно слово Господне и всякого приятия достойно; что «небо и земля прейдут, но слова... [Господни] не прейдут» ( Мф.24:35 ) и что «верен [Бог] Обещавший» ( Евр.10:23 ). А во-вторых, и тот открывается урок, чтобы мы знали, что чудеса творятся Богом не для удовлетворения любопытства нашего, но для того, чтобы верующих утвердить в вере, а неверующих сделать верными. Для чего святой мученик принял отраву? Для того ли, чтобы просто показать, что он может принять яд безнаказанно для себя? Нет, а для того, чтобы чародея обратить ко Христу и из него, как дотоле чада греха, гнева и проклятия, соделать в будущем чадо святыни, любви и благословения. Помните же всё это, братие мои! Прославьте дивного в делах Своих Господа и не забывайте, что у Него всё премудро устроено и всё служит к нашему спасению и блаженству. Аминь. 12-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

И напоследок перед тем, как выпить чашу, он знаменовал ее Крестом, и, выпив, не получил ни малейшего вреда, ибо Крестное знамение уничтожило в чаше весь яд. Он сильно удивлялся, что здоров и не получил ни малейшего вреда. Снова, не выдержав скорби, нанесенной заимодавцами, он пошел к жидовину, чтобы тот дал ему более сильный яд. Жидовин же удивился, что этот человек жив, и дал ему более сильную отраву, которую тот взял, пошел домой и много думал, и перед тем, как выпить яд, снова сотворил знамение святого Креста на этой чаше, и выпил ее. но совсем не пострадал. И снова он пошел к жидовину и показал ему, что здоров, и обругал жидовина в том, что он неискусен в своей хитрости. Жидовин, затрепетав, спросил его, что он делал, когда пил яд. И тот человек ответил: «Ничего, только знаменовал чашу святым Крестом». Жидовин же понял, что сила Святого Креста прогоняет смерть, и. желая узнать истину, дал этот яд собаке, и тотчас собака, попробовав в его присутствии яд. издохла. Увидев это, жидовин пошел вместе с христианином к Апостолу, рассказывая, что с ним случилось. Святой же научил жидовина веровать во Христа и крестил его. А этому бедному христианину Апостол повелел принести охапку сена, которое он Крестным знамением и молитвой превратил в золото и повелел ему отдать этим золотом свои долги заимодавцам, а остатком прокормить свою семью. Смотри житие святого Иоанна Богослова, 26 сентября. В житии святого Евангелиста Матфея написано следующее. Князь, желая взять Апостола под стражу, внезапно ослеп и искал проводника. Он начал молить Апостола, чтобы тот простил ему грех и просветил его ослепленные глаза. Апостол же, сотворив Крестное знамение на глазах князя, даровал ему прозрение. Смотри 16 ноября. В житии святого Апостола Филиппа, из числа двенадцати Апостолов, написано следующее. Апостол повелел некоему мужу по имени Ир, просвещенному Святым Крещением. начертать своей рукой Крестный образ на заболевшем Аристархе, знаменуя его поврежденные члены. И как только Ир сделал это, тотчас исцелилась усохшая рука Аристарха, и глаза прозрели, и уши услышали, и весь он стал здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

С одной стороны, всё же искать возможность общения с духовником, а, с другой стороны, — обращаться к опыту святых отцов. Потому что святые отцы передают нам практический опыт жизни по заповедям. Они деятельно — своей жизнью — изучили многообразные проявления страстей, и нашли пути борьбы с ними. И мы имеем неоценимое сокровище в виде трудов святых отцов. Сокровище, которое, как путеводитель, ведет нас в Царство Божие. Оно научает нас борьбе со страстями и стяжанию добродетелей. Такой борьбе, которая способна привести к очищению наших сердец. А, по слову Божию, «чистые сердцем Бога узрят». Не к этому ли стремится каждый из нас? Лежащая перед вами книга содержит в себе поучения святых отцов и современных проповедников, посвященные борьбе со страстями и, прежде всего, — гордостью. Поскольку гордость, как уже было сказано, изначально лежит в основе греховной пораженности человеческой природы, поскольку издревле ею поражен окружающий нас мир и поскольку мы действительно жаждем победить этот грех — святые отцы укажут нам неложный, истинный и реальный для каждого из нас путь. И мы надеемся, что эта книга, появление которой стало возможно благодаря отклику православного издательства «Сибирская Благозвонница», поможет всем, действительно ищущим своего спасения, с помощью Божией изжить в себе страсть гордыни и обрести спасительную добродетель смирения. Виктор Гусев, священник храма Державной иконы Божией Матери в Чертаново Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, и не терпят обличения и позора. святитель Игнатий (Брянчанинов) Гордость — тысячеглавый змий Святитель Тихон Задонский . Яд, сокровенный в человеке 1 Бывает, что человеку от злых людей подается яд самопревозношения, — тако от древнего змия, врага нашего, диавола, влиялся яд греховный и смертоносный в естество наше. Человек хотя и здоров бывает, однакож, когда в себя приемлет каким-либо случаем этот яд, от того сильно немоществует — тако естество наше было чистое, непорочное, святое, доброе, но, когда ядом хитрого и лукавого оного змия заразился, тогда в неисцельную немощь и беду впало. Яд, имеющийся в человеке, все тело его заражает — тако смертоносный оный яд змиин все силы душевные и телесные наши заразил.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-g...

   На расстоянии трёх часов ходьбы оттуда была гора. Визирь повелел патриарху сдвинуть её. Патриарх взял кадило и окурил фимиамом гору, трижды совер­шил крестное знамение, призывая имя Господа и Бога нашего Иисуса Христа, а затем сказал «Повелеваю тебе, гора, подняться и перейти сюда». И — о чудо! — гора подчинилась: поднялась, разделилась на три части, по образу Святой Троицы, и тронулась с места. Царь в испуге закричал:    — Именем Господа, помоги нам, мы же погибнем! Тогда патриарх опять помолился, и гора останови­лась в шести милях от места, где они находились. С тех пор её называют Ндур Ндаг, что в переводе означает «Остановись, Гора». Несмотря на случившееся, визирь всё равно не уверовал и сказал царю:    — Христос в Евангелии говорил и о том, что «кто имеет веру и выпьет смертоносного яда, не умрёт». Так прикажи патриарху выпить яд, который я ему при­готовлю. Если он не умрёт, то и мы уверуем. Но знай, царь, что у христиан есть крест, с помощью крестного знамения они даже горькое делают сладким.    Еврей целых три дня готовил яд, одной капли ко­торого было достаточно, чтобы умертвить патриарха. Он отнёс его царю со словами: «Прикажи патриарху выпить это. Но так, чтобы он не перекрестил при этом ни себя, ни сосуд с ядом». Мудрый и святой патриарх, желая посрамить еврея и сделать из него посмешище, поступил по наитию Святого Духа — взял в руки чашу с ядом и сказал:    — Хорошо, царь, ты дал мне яд, но не сказал, как его выпить, с какой стороны. И, сложив правую руку словно бы для благословения, он спросил, как бы указывая в разные стороны, там или здесь, здесь или там следует выпить яд. Таким образом перекрестил чашу, что даже никто этого не заметил.    — Пей его как хочешь, — ответил визирь.    Патриарх выпил яд и чудесным образом остался жив. Тогда он сказал царю:    — Я выпил весь яд. Прикажи теперь твоему визирю ополоснуть чашу водой и выпить её. Если с ним ничего не случится, тогда и мы примем веру визиря.    Визирь поначалу отказывался, но царь заста­вил его выпить эту воду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

апостол воскресил некогда из мертвых. Здесь прожил он до самой кончины своей, просвещая неверных светом веры Христовой и творя бесчисленные чудеса. Случилось, что один христианин ефесский очень обеднел. Он не имел никаких средств уплатить долги и в сильном горе решился на самоубийство. Для этого он выпросил яд у знахаря, родом и верой еврея. Получив ядовитый напиток, христианин сильно задумался. Объятый страхом, он не знал, что делать, и долго не мог решиться на последний шаг. Наконец, он перекрестил смертоносную чашу и выпил. Велико было его изумление, когда он почувствовал, что яд не причинил ему никакого вреда. Между тем заимодавцы продолжали все с большей и большей настойчивостью мучить этого христианина. Тогда он снова обратился к знахарю за ядом. Тот сильно удивился, увидав его еще живым, и дал ему самую сильную отраву. Христианин, как и в первый раз, перекрестил сосуд с ядом и выпил его. Опять яд не оказал никакого действия. Тогда христианин стал смеяться над знаниями еврея. Знахарь ужаснулся и не знал, что и подумать. «Что ты делал, выпивая яд?» – спросил он христианина. Тот отвечал, что полагал крестное знамение на чашу с ядом, прежде чем выпить ее. И понял еврей, что сила Креста избавляла христианина от смерти. Чтобы вполне убедиться в этом, он тут же дал тот же яд собаке, и она тотчас околела. Тогда оба пошли к св. Иоанну и рассказали ему все. Иоанн научил еврея вере Христовой и крестил его. Потом велел обедневшему христианину принести связку соломы и превратил ее, силой крестного знамения и молитвы, в золото. Одну половину апостол повелел отдать заимодавцам, а другую – оставить для пропитания. Св. Иоанн обозревал и все малоазиатские Церкви и неусыпно заботился о том, чтобы сохранялось в чистоте учение Христово. В то время начали вкрадываться в общество христиан опасные ереси. Лжеучения эти особенно много последователей имели в Малой Азии. Еще св. апостол Павел, прощаясь с пастырями Ефесской Церкви, предостерегал их от «лютых волков, не щадящих стада», и предсказывал, что между ними самими явятся «люди, которые будут говорить превратно, чтобы увлечь за собою учеников» ( Деян.20:17, 29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. В праздник Кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении? По словам вселенского учителя св. Иоанна Златоуста, «крестное знамение и в прежние, и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» (Сборник бесед, с. 293). Докажем слова свт. Иоанна Златоуста примерами и событиями, записанными в священных книгах. а)  Крестное знамение отнимает силу у вредоносных веществ. Так, один бедный христианин, не имея чем уплатить долг заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его, но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменал сосуд с ядом крестным знамением (Луг духовный). Когда враги Христовы хотели отравить ядом авву Иулиана, то подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пищу Иулиану, вложил яд в стакан. Слуга так и сделал. Но св. Иулиан, по вдохновению Божию, узнал коварство. Принявши стакан, поставил пред собой, положил на стакан троекратно знамение креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», – выпил яд, и остался невредимым (Луг духовный, с. 92). б)  Сила крестная умерщвляет лютых зверей. В тех местах, где был монастырь св. Златоуста, появился лютый лев, который и скотов, и людей похищал и пожирал. Когда донесли об этом св. Иоанну, то он повелел водрузить на том месте, откуда исходил зверь, деревянный крест. На другой день увидели при кресте льва мертвым (Училище благочестия, с. 326). в)  Сила крестная врачует смертоносные угрызения гадов. Так, некоторый пастырь овец был уязвлен змеей и умирал. Один благочестивый старец влил по кресту воду в уста умирающего, с призыванием св. Троицы и великомученика Георгия, – и пастырь выздоровел. г)  Сила крестная отгоняет бесов. Однажды диавол напал на св. Киприана, стал бить и душить его. Киприан, не могши ничем от него защититься, поднял руку и перекрестился. Диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом рыкнул, как лев, и исчез. (Четьи Минеи, 2 октября).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

иконами и животворящим знамением креста. В праздник кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении? По словам вселенского учителя св. Иоанна Златоуста , «крестное знамение и в прежния, и в нынешния времена отверзало двери запертыя, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносныя угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобного?» Докажем слова св. Златоуста примерами и событиями, записанными в священных книгах. 1) Крестное знамение отнимает силу у вредоносных веществ. Так, один бедный христианин, не имея чем уплатить долг заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его; но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменовал сосуд с ядом крестнымь знамением (Луг духовный). Когда враги Христовы хотели отравить ядом авву Иулиана, то подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пищу Иулиану, вложил яд в стакан. Слуга так и сделал. Но св. Иулиан, по вдохновению Божию, узнал коварство. Принявши стакан, поставил пред собою, положил на стакан троекратно знамение креста, сказавши: «во имя Отца, и Сына и Святого Духа», – выпил яд, и остался невредим. 2) Сила крестная умерщвляет лютых зверей. В тех местах, где был монастырь св. Иоанна Златоуста , появился лютый лев, который и скотов, и людей похищал и пожирал. Когда донесли об этом св. Иоанну, то он повелел водрузить на том месте, откуда исходил зверь, деревянный крест. На другой день увидели при кресте льва мертвым (Уч. благоч.). 3) Сила крестная врачует смертоносныя угрызения гадов. Так, некоторый пастырь овец был уязвлен змием и умирал. Один благочестивый старец влил по кресту воду в уста умирающого, с призыванием Св. Троицы и великомученика Георгия, – и пастырь выздоровел. 4) Сила крестная отгоняет бесов. Однажды диавол напал на св. Киприана, стал бить и душить его. Киприан, не могши ничем от него защититься, поднял руку и перекрестился. Диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом рыкнул, как лев, и исчез. (Четьи-Минеи, окт. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Она, как лютая горячка, во всем теле человеческом жжение и движение делает. Завистию как мучится бедная душа, изобразить невозможно! Само тело бледнеет и иссыхает от зависти. Посмотри еще на гнев, какие он признаки мучительства своего производит! Смотри, что во гневе человек делает. Как негодует и шумит, проклинает и ругает, сам себя терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему и, как в лихорадке, весь трясется. Словом, подобен тогда становится бесноватому. Если внешний вид таким скаредным является, что же делается в бедной душе! Как ее бес мучает! Видишь, человек, какой лютый змеиный яд скрыт в душе и как горько ее мучает! Познавай со всяким прилежанием и исследуй смертоносный этот яд, в сердце и душе твоей кроющийся. Действие его лютое и тлетворное само себя показывает. Если бы его не было в сердце твоем и в душе твоей, не было бы таких лютых и горьких болезней. Всякая вещь по своим действиям познается. Так и яд змеиный, скрытый в сердце и душе человеческой, по лютым и мучительным действиям познается. Познающему это великое и пагубное зло надо искать от него исцеления, да не вовеки умрет от него душой и телом. Яд, в теле человеческом имеющийся и неизлеченный, – смерть для человека. Так и этот всепагубный яд, если силой Христовой не исцелится, не чем иным, как вечной смертью, грозит душе. т. 2, с. 308–309.] Не только тот убийца, или хищник, или прелюбодей и прочее, кто делом согрешает, делает зло, но и тот, кто хочет делать зло. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые, – говорит Христос (Мф. 7: 18). Поэтому в Божием слове убийство приписывается не только тому, кто делом убивает человека, но и тому, кто ненавидит человека. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, – говорит святой Иоанн (1 Ин. 3: 15). Также вожделение блудное называется Христом любодеянием. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). И хотя гражданский суд не казнит злых вожделений, но суд Божий будет казнить, так как содеяны они против святого и вечного Его закона: «не пожелай».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010