[xxxv] G. and M. Sotiriou, Icons du Mont-Sinai (Athens 1958), I, pp. 110-114 and II, plates 87-124; M. Chatzidakis, lkones epistyliou apo to Agion Oros Ikons from the Holy Mountain) in Deltion tis christianikis archaiologikis Etaireias (Journal of the Society for Christian Archaeology), iv (1964), pp. 377-403; V. Lazarev, art. cit. (note 7) and A. Bank, Byzantine Art in the Collections of the U.S.S.R. (Leningrad/Moscow 1965), plates 227-232 [xxxvii] J. Lafontaine-Dosogne, " Theophanies-Visions auxquelles participaient les prophetes dans l " art byzantin apres la restauration des images " , pp. 135-144, and J. Meyendorff, " L " image du Christ d " apres Theodore Studite " , pp. 115-118. [xxxviii] Cf. my art. cit. (note 30), p. 333-334. For the Virgin Paraklesis in Byzantine hymns cf. S. Evstratiadis, I Theotokos en ti Imnographia (The Mother of God in Hymnography) (Paris 1930), p. 57. [xl] S. Der Nersessian, L " illustration des psautiers grecs du Moyen Age, II, Londres Add. 19.352 (Paris 1970), pp. 74-75 and fig. 193 [xlii] G. de Jerphanion, op. cit. (note 29), I, pi. 44.2; S. Der Nersessian, " Two Images of the Virgin " , in Dumbarton Oaks Papers, xiv (1960), pp. 81-82 and fig. 10 [xliii] Skyllitzes Matritensis, ed. cit. (note 22), f. 64v (no 165) and pp. 88-89; cf. MPG, cxxi, col. 1029B; Theophanes Continuatus, IV 9 (Bonn 1838), p. 157 [xlvi] S. Dufrenne, " Images du decor de la prothese " , in Revue des Studes Byzantines, xxvi (1968), pp. 297-310; Eadem, Les programmes iconographiques des gglises byzantines de Mistra (Paris 1970), pp. 25-28 and 50-56. Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4 Фото 5 Фото 6 Фото 7 Фото 8 Фото 9 Фото 10 Julian Walter, AA. The Origins of the Iconostasis. Eastern Churches Review, Volume III, number 3, spring 1971 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/5350584

Этот сборник изложен в некоторой системе, но нет возможности подвести его под какие-либо установленные рубрики. Он имеет 300 статей, из которых под каждой приведены номера, соответствующих канонических постановлений. Напечатан в той же Bibliotheca (I, 456–466), а затем опять (Append, tomi I, р. XXXIII-CXII) под заглавием «Liber canonum», где приведен самый текст канонических постановлений. Об этих двух сборниках см. Van Espen, De ant. codic. (ed. cit., p. 30–35, 279–305). Petr. Coustant, De ant. can. collection, (ed. cit., p. 41–47). Petr. de Marca. De veter, can. collection, (ed. cit., p. 72–92). Ballerini, De ant. collection, ed collect. can. (ed. cit., p. 134–151, 225–227, 229–230). Doujat, Praenot. can., p. 325–328. Spittler, Gesch, des kan. Rechts. S. 138–145, 196–199. Maassen, Gesch. des kan. Rechts. 138–145, 196–199. 539 Так озаглавил этот сборник Biener (Geschichte der Novellen Justinian’s. S. 117–584), который первый описал его и мы удержали то же заглавие. Полное заглавие таково: κ τν μετ τν κδικα θεων νεαρν διατξεων το τς εσεβος λξεως ουστινιανο διφοροι διατξεις σιναδοσαι ξαιρτως τος θεοις κα ερος κανσι, κα κ περιουσας τν οκεαν αχν νμουσαι, α ς τξιν τιν κα ριθμν πεθκαμεν πρς σντομον ε ρεσιν το πιξητουμνου κεφαλαου, δ τ, ς ερηται, κ διαφρων διατξεων ε ναι τ συνταχθντα, ς ποττακται. Ρitra, Juris eccl. hist, et monum. II, 385 sq. Heimbach, Anecdota. II, 202 sq. Cf. Biener, S. 168, 585. Mortreuil, Histoire du droit byzantin. I, 207–208. Heimbach, Gr.-rom. Recht (ed. cit., 86, 284). 541 Τλος τν πξ′ κεφαλαων κ τν νεαρν διατξεων τν περ κκλησιαστις διοικσεως. πληρθε σν Θε συναγωγ τν θεων καννων ν πεντκοντα ττλος δι ρημνη κα κ τν νεαρν διατξεων τ πξ′ κεφλαια ωννου ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως π οχολαστικν. Pitra, II, 405. Beiner, S. 168–169. Mortreuil, I, 204–205. Heivbach, Gnech.-rom. Recht (ed. cit., 86, 284–285). Cf. Voelli et Justelli Bibliotheca jur. can. II, 672. 544 И это заглавие им взяли по Biener’y (S. 173). Полное заглавие такое: Διατξεις νμων πολιτικν κ τν νεαρν το ουστινιανο βασιλως συνηγοροσαι κα πικυροσαι τος τν γων πατρων κκλησιαστικος καννας. Pitra, II, 407 sq. Heimbach, Anecdota. II, 145 sq. Cf Biener, S. 173. Mortreuil, II, 212. Heimbach, Gr.-rom Recht (ed. cit., 86, 287). 545 Biener, S. 174. Mortreuil, II, 215. Heimbach, Gr.-rom Recht (ed. cit., 86. 288). Heimbach, Anecdota. II, p. XXXIV-XXXV. 547 Первое название употребил Biener (S. 179), а ему последовали Zacharia (Delineatio, p. 34) и Heimbach, Gr.-rom Recht (86, 295) второе-находится у Pitra (II, 410), третье – в латинском издании этого сборника, в составленном Leunclavius’oм «Paratitlorum libri tres antiqui de Graecis latini facti et notatorum libri duo». Francof., 1593. Mortreuil (III, 230) говорит об этом сборнике под всеми тремя заглавиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1336 Aringhi, I, p. 305. Agincourt, Sculpt., VIII, 4. Münter, Sinnbilder, IX, 43. Piper, II, 505. Garrucci, CCCXXIV, 2. 1339 Strzygowski, XI, 3–6; в 3 заметны следы византийского влияния, а 4, по-видимому, имеет прямо византийское происхождение. R. de Fleury, XXXIV, 1–2. Cloquet, Elém. d’iconogr., p. 107, 293. 1341 Hieron. Quaestiones in genes. 14. 14. Cf. Isidor hisp. Orig. l., XIII, c. 21 §18. Migne, s. l., t. LXXXII, col. 492 Iordanis Iudae fluvius, a duobus fontibus nominatus, quorum alter vocatur Jor, alter Dan. His igitur procul a se distan tibus in unum alveum foederatis, Jordanis deinceps appellatur etc. Ср. также у Алляция Συμμκτα p. 227: δο ποταμο ν Παλεστινη… τε Ιρ κα δνης… 1343 Относящиеся сюда места у Корбле: I, 39–40. Максим Туринский в своей речи о крещении приводит слова псалма «Иордан возвратися вспять». Serm. de temp. XII. Migne, s. l., t. LVII, col. 558, cf. 556. 1344 Denzinger, Ritus orient. coptorum, syr. et armen. in administr. sacramentis, t. I, p. 282. Ed. 1863. 1346 Denzinger, p. 233. В греч. подлиннике, в перечне пророчеств, относящихся к изображению крещения, на первом месте стоят эти слова Давида. ρμηνεα, σ. 99, §136. 1347 По отношению к фрескам цифра правдоподобная; но в мозаиках, насколько нам известно, нет ни одного такого изображения. 1349 Menzel, Christl. Symbolik, I, 210–212; II, 325–332. Kraus, R. E. Art. Schlangenbild u. Teufel. Pitra, Spicil. solesm., III, p. 88, 90, 347–348 и др. Christl. Kunstsymb. u. Iconogr., 41. Prag., 1870. Piper, Mythol., I, 402. Blomberg, Der Teufel. u. Seine Gesellen in d. bild. Kunst, S. 34 etc. Cahier, Caracteristiques des saints, t, I, p. 315 sq. 1353 На эту связь указ. Слово в велик. субботу, припис. Епифанию Кипрск. Порфирьев, Нов. апокр., 225; ср. 38–39. 1354 В разъяснение этого иконографического мотива укажем на изображения распятия И. X. с драконами и змеями у подножия креста (см. ниже о распятии) и на изображения Иисуса Христа, наступающего на аспида и василиска. Revue de I’art chr. 1888, VI, 3, p. 311.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Успенский Н. (частично): БТ-13:55. Quacquarelli A. I Padri Apostolici (TP 5). Roma, 1984., p.23. Matioli U. La Didache. Dottrina dei dodici apostoli. Milano, 1965. Rordorf W. La doctrine des douze apotres… (SC 248). Paris, 1978. Audet J. P. La Didache. Instructions des apotres. Paris, 1958. Бубуруз П. БТ-5:227–296. Успенский Н. БТ-13: б3. Tateo R. La tradizione apostolica. Milano, 1972. Botte B. La tradition apostolique de Saint Hippolyte. Essai de reconstitution (LQF 39). Munster, 1963 (cf. SC 11 bis, 1968). Hanssens J. – M. La liturgie d " Hippolyte, 1 ed. (OCA 155), Roma, 1959; 2 ed. PUG, Roma, 1970. Metzger M. Nouvelles perspectives pour la pretendue Tradition Apostolique. Ecclesia Orans 5, 1988/3, 241–259. Воронов Л. Литургия no Tesmamenmum… БT-6: 207–219. Успенский Н. БТ-13:63. Rahmani I. E. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Mainz, 1899 (сирийск. и лат.). Nau F. La version syriaque de l " Octateuque de Clement. Paris, 1913. Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderborn, 1905 (Torino, 1960). Connolly R. H. Didascalia Apostolorum. Oxford, 1929. Казань, 1864 (см. выше: Funk, Didascalia); Metzger M., Les Constitutions Apostoliques, t. 3е: libres 7–8 (SC 336). Paris, 1987. Замечание: книги IVI Постановлений соответствуют Дидаскалии, книга VII – Учению; книга VIII – Преданию и Завещанию. Bonnet M. Acta Philippi et acta Thomae. Lipsiae, 1903. Klijn A. The Acts of Thomas. Leiden, 1962. Festugiere A. Les actes apocryphes de Jean et Thomas, Geneve 1983. Leloir L. Le bapteme du roi Gundaphor. LM 100 (1987) 225–33. (cf. OCP 52, 1986, 173). Дмитриевский А. (греч. текст с русским переводом). Успенский Н. БТ-13:75. Замечание Так называемые «Апостольские» Евхологии, которые являются предшественниками теперешних Требников и Служебников, должны быть употребляемы в литургической науке осторожно, но без принципальных предубеждений; приписывание их авторства Апостолам не должно быть принято просто как апокрифическое (или даже псевдоэпиграфическое) в равной мере для всех этих книг. Итак, если в случае «Апостольских Постановлений», «Деяний Апостола Фомы» и особенно «Завещания Господа Нашего Иисуса Христа» аттрибуция тому или другому лицу не имеет никакого основания, общая аттрибуция Апостолам не должна быть отвергнута a priori. Редакторы «апостольских» книг, быть может, намеревались только передать какуюто богослужебную традицию, которая, сопротивляясь странным верованиям и ритуалам разных гностических сект, соответствовала бы практике христиан, принадлежащих ортодоксальной «вселенско-апостольской» Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Guardini R. Vom Sinn der Schwermut. Zürich: Verl. Der Arche, 1949. Lambotte M. – Cl. Esthétique de la mélancholie. Paris: Aubier, 1984. Landersdorfer S. Das daemonium meridianum//Bibl. Zeitschr. 1929. Bd. 18. S. 294 – 300. Louf A. L’acédie chrez Evagre le Pontique//Concilium. 1974. V. 99. P. 113 – 117. Miquel P. Lexique du desert: étude de quelques monts-clés du vocabulaire monastique gres ancient. Bégrolles-en-Mauges: Abbaye deBellofontein, 1986 (Spiritualité orientale et vie monastique; 44). P. 17 – 35 (bibliographie). Revers W. – J. Die Psichologie der Langeweile. Meinsenheim am Glan: Hain, 1949. Ricard R. En Espagnë Jalons pour une Histoire de l’acédie et de la paresse//Revue d’Ascétique et de Mystique. 1969. T. 45. P. 27 – 45. Les Sentences des Péres du desert: collection alphabétique/trad. du grec, du latin et du copte par L. Regnault. Solesmes: Abbaye Saint-Pierre-de-Solesmes, 1981. Les Sentences des Péres du desert: série des anonymes/trad. et présentée par L. Regnault. Solesmes; Bégrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellofontaine, 1985 (Spiritualité orientale; 43). Tardieu É. L’Enui. Étude psychologique. Paris, 1903. Völker L. Langeweile. Untersuchungen zur Vorgeschichte eines literarischen Motivs. München: Fink, 1975. Wenzel S. The sin of sloth: Acedia in medival Thought and Literature. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1967. Wenzel S. Acedia 700 – 1200//Traditio. 1966. V. 22. P. 73 – 102. 1 См.: превосходное исследование D. J. Chitty. Et le désert devint une cué...Bellofonteine, 1980 (Spiritualité orientale; 31). 2 Подробно биография Евагрия изложена в кн.: G. Bunge. Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wüste, Trier, 1985. S.17 – 111 (Sophia; 24), а также в кн.: M. W. ÓLaughlin. Origenism in the Desert. Cambridge, Mass., 1987. P. 6 – 71. 3 Cf. G. Bunge. Évagre le Pontique et les deux Makaire//Irénikon, 1983. 56. P. 215 – 227, 323 – 360. 4 Cf. A. de Vogüé; G. Bunge. Palladiana 1. Introduction aux fragments coptes de l " Histoire Lausiaque//Studia monastica. 1990. 32. Р. 79 – 129.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

По множеству примеров их невозможно привести. См. цитаты в настоящей работе. 3 Ер. (Письмо). 243.1 l.(=lignes) 4-8 (изд. Courtonne, Paris, 1966, t.III); Ер.222 (P.G. 32.820A). 4 Jud.3 (о суде Божьем) (P.G. 31.660A). 5 Ер.156.11.12-16 (Courtonne, Paris, 1961, t.II); P.G. 32.613CD. Имеется в виду раскол Павлина в Антиохии. 6 Ер.70.1 6-8 (Courtonne, Paris. 1957. t.I; P.G.433B). Письмо Дамасу. 7 Ps.44.10 (P.G.29.409C). 8 Ер.50.119-21 (P.G.32.388B). 9 Ps.28.3 (P.G.29.288AB). 10 Ps.45.4 (там же, 421С). 11 Ps.45.5 (там же, 424В). 12 Hom. (Беседа) 13.3 (P.G.31.440A). 13 Hom.13.3 (там же); ef. Hom.13.1 (там же, 425А). 14 Ps.28.1 (P.G.29.308A). 15 Ps.132 (P.G.30.116C). 16 Ps.44.7 (P.G.29.405F). 17 Ps.44.10 (там же 409А). 18 Hexaem (=Шестоднев) 4.7 (P.G.29.93C). 19 Там же, 5.5 (там же, 104С). 20 Там же, 5.6 (там же, 108В). 21 Hom.2.3 (P.G.31.189A). 22 S.S. (=О Святом Духе) 16.39 (P.G.32.140CD). 23 S.S.16.39 (там же, 141А). 24 S.S.26.62 (там же, 181D-184A). 25 Ps.45.4 (P.G.29.421B). 26 Там же, 421С. 27 Ер.227 1.17-22 (P.G.32.852C). 28 Ps.44.12 (P.G.29.413B). 29 Ер.92,3 1.43-45 (P.G.32.474A). 30 Ер.105.11.16 (513А). 31 Ps.44.5 (P.G.28.499C D). 32 Jud.7 (P.G.31.672A). 33 Hom.20.4 (P.G.31.532C-533A). 34 Regula fusius tractatae (=Монашеские правила обширные). 44.2 (P.G.31.1032AB). 35 Ps.28.2 (P.G.29.284AC). 36 Ер.222 1.29-37 (P.G.32.820A). 37 Там же, 1.37-45 (там же, 820АВ). 38 Ер.227 1.3-7 (852А). 39 Ер.238 1.20-23 (889В). 40 Ер.28.2 1.142-51 (309А). 41 Ер.62 1.15-19 (417CD). 42 Ер.161.2 1.1-7 (629ВС). 43 Ер.65 1.26-30 (421CD). 44 Ер.204.7 ст.179-180 (С-756В). 45 Ер.240.3 1.1-10 (897АВ). 46 Ер.70.1 1.45-49 (436В). 47 Hexaem.2.4 (P.G.29.36D-37A). 48 Ib.4.7 (93С). 49 Ib.5.5 (104ВС). 50  Ib.5.7 (112ВС). 51 Ер.65 1.17-26 (P.G.34.421C). 52 Ер.151.1 18-27 (608D). 53 Ер.262.2 1.19-22 (976А). 54 Ер.265.3 1.35-41 (989С-992А). 55 Ib.1.3-8 (989А). 56 Ер.266.1 1.41-46 (933АВ). 57  Ер.92 1.23-32 (481С). 58 Ер.92.2 1.25-28 (480С). 59 Ер.125.3 1.1-50 (P.G.32.549). cf. Hermann Doerries. De Spirito Sancto. Der Beitrag des Basilius zum Abschluss der trinitarischen Dogmas. Goettingen, 1956, s.35-49: Die Friedensurkunde (Ep.152). 60

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

362); но это едва ли может иметь доказательное значение. Чтобы утверждать общечеловеческое символическое значение черного цвета, нужны более точные и разнообразные данные. 2034 Эго все равно, как выражение «опечалился даже до смерти» заменить – «очень сильно опечалился» т. п. 2044 Ср. также у ван Тиля – «igitur» (р. 363), у Рейнке – «also» (547), – Кёлера – «darum» (146), Эвальда – «also» (227), Лютера – «Darum». 2046 Значение это можно считать основным, п. ч. происхождение этого имени приурочивают к гл. или (==«кипеть»). 2047 Относительно Исаии это не верно, потому что у него в 13:11 разумеются вавилоняне (Якимов, толк. на Ис., стр. 215, 221). 2053 Надо, впрочем, заметить, что не все толкователи отожествляют 3:15 с во 2:17. 2058 Представим себе, что мы говорим крестьянину: «трудись, не бездельничай: у тебя тогда и хлеб будет и достаток; все соседи тебе будут завидовать». А он нам отвечает: «что толку трудиться? – все равно ничего не выйдет; а вот я завидую людям ΝΝ, которые ничего не делают, а живут в достатке». Можно ли отсюда сделать вывод, что NN суть именно соседи? Ведь если бы это было так, то что же для них было бы завидного в предполагаемом трудовом благополучии мужика, когда они сами – и притом без труда – вполне благополучны? 2073 Грец вместо предлагает читать (1 л. мн. ч. perf. ниф. от гл. ==в ниф. «быть укрепленным», – «безопасным); но мы и для этой его поправки не видим достаточных оснований, хотя вариант и есть в код. 150 Кенникотта. 2074 Reinke, 547. Kohler, 146. Ewald. 227. Keil, a. a. O. Nowack, a. a. O. V. Til, 363. Hengstenberg, a. a. O. Hitzig, Wellhausen, Orelli, Bachmann u. a. a. a. O. 2076 Можно, впрочем, считать его и просто отношением пояснения: ответ на вопрос, – в чем состоит счастье гордых. 2080 Cf. Theodorus, 628. Выражение LXX καστος πρς τν πλησον ατο совершенно точно, но слишком буквально. 2081 Кирилл, 319. Он даже в своем толковании всю первую половину стиха отделяет от второй и присоединяет к ст. 15, как некое его заключение – Феодорит, 172: «Услышав, говорит Бог, что посвященные мне ропщут на это между собою, даю боящимся Меня письменное обетование благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

343 По R. Schram солнце вступило в знак Рака (L=90°), по среднему гринвичскому времени, 1765 062. d 2623 7 =в 120 г. июня 23 в 6 ч. 17. 8 м. вечера и 1766 I57. d 98l6 9 =в 123 г. июня 24 в 11 ч. 33. 6 м. дня. Так как Хаджи-абад по Hausknecht λ=†53°8».72 λ ­ 212,58 минут, а по русской карте λ ­ †52°57».16 λ ­ †211,81 минут, и, следовательно, λ Greenwich †3 h 32 m = λ Sahr: то, по стахрскому среднему времени, лето началось в 120 г. по р. Хр. июня 23 в 9 ч. 49 м. пополудни, в 123 г. по р. Хр. июня 24 в 3 ч. 5 м. пополудни. 344 Табари рассказывает, что Артахшир Папакан, уже и в то время malkâ стахрский, горский, et cetera, – послал Артабану, царю царей парфянскому, вызов на решительный бой, предлагая своему неприятелю самому назначить место сражения. „Я встречусь с тобою, – был ответ Артабана, – на долине Хормиздаган, в последний день месяца Михр а“. Сражение произошло; Артабан был разбит и убит. Артахшир сошел с боевого коня и наступил ногами на голову последнего арсанида. Победоносные войска приветствовали победителя титулом «шахан-шах!». И Нёльдеке (Gesch. d. Pers., 411. cf. 14.15; Aufsätze, 89) и ф.-Гутшмид (Gesch. Irans, 162) переводят указанную дату одинаково: 28 апреля (224–227 гг.). Нёльдеке свою редукцию мотивирует тем соображением, что «эпагомены лежали тогда пред этою датою» [ т. е., видимо – между 6-м и 7-м месяцем, так что 1-е число персидского mihr-mâh (7-го месяца) совпадало с 1-м числом армянского μεh εκαν, каппадокийского μιθρακνα]. Я думаю, что и тогда эпагомены – персидские – лежали после этой даты, между âbân-mâh и âd h ar-mâh, между 8-м и 9-м месяцем; но Табари правильно говорит о «последнем дне месяца михра», не об «anîrân-rôz-i mihr-mâh», как следовало бы назвать по-персидски 30-е число персидского месяца михра: царь царей, разумеется, назначил день по парфянскому (армяно-каппадокийскому) календарю, и 28-е апреля в четырехлетие 224–227 гг. по р. Хр., действительно, приходилось на 30-е μεh εκαν– μιθρακνα, но на 5-е абан (ispandârmad h -rôz-i âbân-mâh.) по календарю новоперсидскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

65 В любом случае шаманом может быть признан лишь тот, кто прошёл эти две стадии и получил двойное посвящение: 1) экстатического порядка (сны, видения, транс и т. д.); 2) традиционного порядка (при которой предполагается освоение шаманской техники, познание имён и специализаций духов, мифологии и генеалогии племени, овладение тайным языком и т. д.). 67 У некоторых народов, для которых шаманизм составляет основное содержание религиозной жизни, есть представление о том, что в момент избрания духами кандидата на роль шамана ни один человек не желает принимать этого избрания и делает всё возможное для того, чтобы избежать уготованного ему пути. 69 Подробнее см. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 227–228. 70 Цит. по: Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 231–232. (Подробнее см. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов. М., 1930. С. 44.) 72 Попов А.А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев//Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. С. 84. 73 Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 248. (Подробнее см. Elkin A. P. Aboriginal men of high degree. Sydney, 1964; Howitt Cf. A.W. The native tribes of South-East Australia. London-New York, 1904.) 74 Тантра – система духовных практик в индуизме и буддизме. Цель тантризма – достижение самореализации через определённые религиозные ритуалы. В основе тантрических представлений лежит единство двух противоположностей – мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. Только через соединение с Шакти Шива получает возможность творить, реализует своё мужское начало (подробнее см. гл. XXI. Индуизм). 75 Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. С. 238–239. М. Элиаде приводит здесь рассказ Г.В. Ксенофонтова (G.V. Ksenofontov, in A. Friedrich und G. Buddruss, Schamanengeschichten. Р. 169). 78 Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. С. 136.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

558. Mart. Pol, 3, 2. 559. Carmina sibyllina, III, v. 356–362; V, v. 227–250; VIII, v. 70–130, 139–177, 182–215. 560. Ibid, VIII, 73–75; 90–93 LeclercqH Eglise et Etat, DACL, IV, 2256. 561. Festugfire AJ. Le monde grecoromain, 2, pp. 91—92. 562. Светоний. Нерон, 16; Origene. Contra Celsum, 1,7. 563. Paul. Sen tent, V, 23, 15 — 17; Апулей. Апология, 48. 564. Евсевий. Церковная история, V, 1, 31. 565. О политических причинах ожесточения Марка Аврелия см.: Beaujeu J. La religion romaine a l " apogee de l " Empire. Paris. 1955, p. 356 (в этой же работе библиография). 566. Capitol. Ant. Phil, 13; Verus. Eutrop, VIII, 12. Ср. Tertullien. Ad nationes, 1,9 567. Tertullien. Apolog, 40, 12; Ad Scap, 3; Евсевий. Церковная история, IV, 15, 26. 568. Minutius Felix. Octavius, 8,4. 569. Cod. Theod, IX, 17, 3; cf. IX, 16, 5. 570. Евсевий. Церковная история, VI, 41, 1. 571. Евсевий. Церковная история, IX, 9, 60; Origene. Contra Celsum, III, 15; Amob. Adv. nat, 1,4; 1, 6. 572. Августин. О граде Божьем, II, 3 573. Исследование и публикацию документов по данному вопросу см.: Labriolle de P. La reaction paienne. Paris, 1934. Основным является следующее исследование: Nestle W. Die Haupteinwande des antikcn Denkens gegen das Christentum//Archiv fur Religionswissenschaft, 37,1941, S. 51 — 100. См. также: Fave de E. Des difficultes qu " eprouvait un intellectuel du deuxieme siecle a devenir chretien. Paris, 1910. 574. Horn. Clem, 1, 10. 575. Евсевий. Церковная история, V, 13, 2. 576. AubeB. La polemique paienne a la fin du deuxieme siecle 11 Histoire des persecution, 2, Paris, 1878, p. 32. 577. TertuUien. De praescript, 30. 578. Renan E. Marc Aurele, p. 115. 579. Ириней. Против ересей, 1,6; I, 13- 580. In Hermogenem; Евсевий. Церковная история, IV, 24,1. 581. О гностицизме см.: Simon М.·, BenoitA Le judaisme et le christianisme antique. Paris, 1968, pp. 146—147. 582. Bouyer L. La spiritualite du Nouveau Testament et des Peres. Paris, I960, p. 271. 583. Cm.: Lamartine. La chute d " un ange. 584. Origene. Contra Celsum, V, 62.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010