С одной стороны, было желательно вовлечь весь епископат Российской Церкви в ее управление посредством временного членства в Синоде, а с другой стороны, такое членство не должно было причинять ущерба епархиальным делам и церковной жизни на местном уровне. И если временные члены Синода могли вызываться в присутствие на определенный срок, то постоянные члены Синода должны были нести синодальное послушание на непрерывной основе13. Было непонятно, как они могли управлять церковной жизнью своих епархий, к тому же наиболее крупных, с большим количеством верующего населения, а потому требующих особого внимания и заботы. По словам Н. П. Аксакова, эти епархии «будут наказываемы вечным беспастырством»14. В. И. Несмелов рассуждал о том, что отъезд временных членов Синода из своих епархий в Петербург на два-три года (в случае, если бы именно такой срок был установлен для периодической ротации) повлечет необходимость со­здания института викарных епископов, которые не будут связаны ни с какой определенной епархией, но будут кочевать из одной церковной области в другую для церковных нужд, вызванных синодальным послушанием правящего архиерея. Профессор замечал: «…если в настоящее время мы знаем и считаем в порядке вещей кочующие труппы гастролирующих актеров, то я весьма бы не желал дожить до такого времени, когда бы нам пришлось увидеть наряду с актерами также и гастролирующих епископов»15. Поэтому в I отделе Присутствия предлагалось половину временных членов отпускать на летние месяцы в свои епархии (Ф. Д. Самарин). Упоминались и варианты формирования Синода из титулярных епископов. Против практики рукоположения таких episcopos in partibus infidelium выступал Н. П. Аксаков, ссылаясь на каноны16.  Н. Д. Кузнецов предлагал ввести в состав Синода представителей клира и мирян, избираемых повременными соборами на пять лет, подобно тому как клирики и миряне участвуют в работе Собора. Это, по мнению церковного представителя, препятствовало бы зарождению клерикализма в церковном управлении17.

http://e-vestnik.ru/history/opyt_tserkov...

413 In partibus infidelium (т. е. в стране неверных) или просто in partibus – слова, прилагаемые к титулу тех католических епископов, которые имеют епископский сан без соответствующей ему юрисдикции и обыкновенно состоят викарными епископами или апостолическими викариями. Папские нунции также могут быть епископами или архиепископами in partibus. Епископы in partibus называются еще титулярными епископами (episcopi titulares). Обычай назначать епископов на несуществующие кафедры имеет в основании своем тот принцип, что раз возникшая церковная кафедра юридически не считается прекратившей свое существование, хотя бы для епископа и было невозможно фактически занять ее. Папа такими назначениями как бы охраняет свои права на некогда существовавшие епархии. Так, в Риме до сих пор имеют пребывание патриархи in partibus Антиохийский, Александрийский и Константинопольский. В дневнике и статьях архимандрита Антонина эта формула применяется к архиереям Иерусалимской Церкви, которые либо являются титулярными (напр. епископы Фаворский или Иорданский), либо постоянно проживают при Патриархии, не бывая в своих епархиях. 414 Праздничные литании (внутренние крестные ходы) в храме Гроба Господня включают троекратное обхождение вокруг Кувуклии. 416 Около десяти комнат в здании РДМ на первом этаже южного крыла, а позже и половина верхнего этажа, были выделены для создания «Дворянского приюта», т. е. размещения паломников, принадлежащих к дворянскому сословию. Номера были одноместные, двухместные и трехместные. Одновременно в них можно было поселить 15–20 человек. С введением в строй Сергиевского подворья (1890 г.) эти помещения были возвращены Миссии. 418 Кирилл (Афанасиади), архимандрит Святогробского братства. Скевофилакс – от Греч. σκευοφλαξ ‘сосудохранитель, ризничий’. Заведует всей церковной ризницей, правильным использованием церковной утвари и облачений. На обязанности скевофилакса лежит также забота о порядке богослужения. В Иерусалимской иерархии это один из ключевых постов: скевофилаксу подчинено духовенство храма Гроба Господня, он ведает доходами и расходами храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ XIII (13.05.1655, замок Поли, близ Рима - 7.03.1724, Рим; до избрания папой - Микеланджело деи Конти), папа Римский (с 8 мая 1721). Происходил из графского рода ди Сеньи, к к-рому принадлежали неск. Римских пап, в т. ч. Иннокентий III и Григорий IX , а также мн. кардиналы и прелаты католич. Церкви. Род. в семье герц. Карла II Конти. С юности начал церковное служение, воспитывался в Ананьи у местного епископа, своего дяди кард. Джанниколо Конти, затем продолжил учебу в Римской коллегии иезуитов и ун-те Сапиенца в Риме, где ему была присвоена степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). При папе Римском Александре VIII начал службу в Римской курии, где вскоре получил титул тайного папского камергера. В 1690 г. по поручению папы Александра VIII в качестве интернунция ездил в Венецию для вручения дожу Ф. Морозини благословленных папой кинжала и шлема в память его победы над войсками Османской империи. В 1691 г. папа Римский Иннокентий XII возвел М. Конти в достоинство прелата папского двора и 14 авг. того же года назначил на должность референдария Верховного суда апостольской сигнатуры (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ), 17 авг.- губернатора Асколи, а 18 авг.- губернатора Фрозиноне и генерального комиссара по борьбе с разбойниками в Папской области. 6 дек. 1692 г. назначен губернатором пров. Кампанья и Мариттима, а 6 мая 1693 г.- губернатором Витербо. Иннокентий XIII, папа Римский. XVIII в. Неизвестный художник (базилика Суперга, Турин) Иннокентий XIII, папа Римский. XVIII в. Неизвестный художник (базилика Суперга, Турин) Весной 1695 г. перешел на дипломатическую службу Папского престола и наречен архиепископом Тарсским in partibus infidelium. Епископское рукоположение М. Конти, состоявшееся 16 июня того же года в рим. ц. Пресв. Имени Иисусова (Иль Джезу), возглавил бывш. архиеп. Коринфский in partibus infidelium кард. Галеаццо Марескотти. 28 июня назначен ассистентом Папского трона, а 1 июля - апостольским нунцием в Люцерне при католич. кантонах Швейцарии. 24 марта 1698 г. переведен нунцием в Португалию.

http://pravenc.ru/text/468797.html

Для кого из Русских не будет в высшей степени неожиданным узнать оригинальную истину, будто предки наши обращены были из язычества в христианство латинскими миссионерами, будто первое некоторое время мы принадлежали к Римской половине церкви и будто мы очутились потом на стороне Греческой только вследствие непохвальной измены святому отцу? Однако есть некоторые католические писатели, которые утверждали и до сих пор не прочь утверждать это. Средневековая письменность, как известно, везде оставила много баснословного. В средневековой латинской письменности, действительно, есть сказания, баснословящие вышеуказанное. И вот некоторые латинские писатели и хватаются за эти сказания. Само собой понятно, что хватаются недаром, а ради практической цели. Таковую практическую цель составляет желание послужить осуществлению весьма смешной в существе, но никогда (даже и доныне) не покидающей Римский престол, мечты привлечь нас, Русских, под свой кров и под свою власть. Если мы, Русские, обращены из язычества в христианство латинскими миссионерами и если мы очутились на стороне Греков, только отщепившись от латинян, то история налагает-де на нас обязанность снова возвратиться к последним. Латинские сказания, баснословящие, будто мы обращены из язычества в христианство латинскими миссионерами, усвояют совершение этого дела немецкому миссионеру начала XI века, епископу или архиепископу in partibus infidelium Бруну или Брунону (Brun, Bruno), по монашескому имени Бонифацию 366 . Происходив из весьма знатной фамилии 367 , Брун с раннего детства отличался глубокой набожностью; по окончанию учения он поступил в духовное звание, затем постригся в монахи и наконец, следуя примеру многих, решился посвятить себя апостольскому делу проповеди христианства между язычниками. Для своей цели он испросил себе у папы посвящение в сан епископа или архиепископа 368 in partibus infidelium и отправился на проповедь. Плодом этой проповеди и было будто бы наше обращение из язычества в христианство. Утверждают или – что тоже – баснословят эти два древние латинские писателя. Первый из них есть итальянец Пётр Дамиани или Пётр Дамиан (Petrus Damiani, P. Damianus), из монахов и настоятелей монастыря Fontis Avellani в средней Италии (близ города Губбио, находящегося недалеко на северо-запад от города Перуджио, который в свою очередь во 100 с небольшим вёрстах на север от Рима) епископ Остиенский и кардинал, умерший в 1072 году, святой Римской церкви, знаменитый своим суровым подвижничеством, церковно-общественной деятельностью и сочинениями. Второй есть интерполятор хроники французского монаха Адемара, умершего около 1030 года, неизвестно когда живший, но не позднее конца XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИББОНС Гиббонс [англ. Gibbons] Джеймс (23.07.1834, Балтимор, шт. Мэриленд, США - 24.03.1921, там же), кард., архиеп. Балтиморский, деятель Римско-католической Церкви в США. После рождения Г. его родители переехали из США в Ирландию, где он получил начальное образование. Возвратившись в США в 1851 г., продолжил учебу в колледже св. Карла в Элликотт-Сити (близ Балтимора). Под влиянием проповеднической деятельности амер. редемптористов в 1858 г. поступил в семинарию св. Марии в Балтиморе, по окончании к-рой 30 июня 1861 г. Балтиморский архиеп. Фрэнсис Патрик Кенрик рукоположил его во пресвитера. В 1861-1865 гг. служил викарием в ц. св. Патрика в Балтиморе, затем настоятелем ц. св. Бригиты близ Балтимора и капелланом в форте Мак-Генри. С 1865 по 1868 г. исполнял обязанности секретаря при Балтиморском архиеп. Мартине Джоне Сполдинге. В 1866 г. являлся помощником секретаря на 2-м пленарном Балтиморском Соборе. 3 марта 1868 г. папа Римский Пий IX назначил Г. титулярным (лат. in partibus infidelium) епископом Адрамиттинским и апостольским викарием Сев. Каролины. Епископское рукоположение Г., состоявшееся 16 авг. того же года в Балтиморе, возглавил архиеп. М. Дж. Сполдинг. В 1869-1870 гг. участвовал в работах Ватиканского I Собора . 30 июля 1872 г. папой Пием IX назначен епископом Ричмондским. Стараниями Г. в его еп-стве были открыты новые приходы, создано неск. церковных школ, муж. академия при кафедральном соборе св. Петра, ряд благотворительных учреждений. 29 мая 1877 г. назначен епископом Ионополитанским in partibus infidelium и коадъютором (викарием) с правом наследования архиеп-ства Балтиморского. После кончины архиеп. М. Дж. Сполдинга 3 окт. того же года вступил в управление Балтиморским архиеп-ством. В 1884 г. созвал и в качестве апостольского делегата председательствовал на 3-м пленарном Балтиморском Соборе. 7 июня 1886 г. папой Римским Львом XIII возведен в достоинство кардинала и 17 марта 1887 г. получил титул кардинала-пресвитера ц. св. Марии (S. Mariae trans Tiberim). Находясь во главе католич. иерархии в США, Г. занимался активной социальной деятельностью, выступал в защиту рабочего движения и социальных реформ, а также стремился к налаживанию отношений между гос. властью и католич. Церковью. В 1888 г. Г., поддержанный архиеп. Вестминстерским кард. Генри Эдуардом Маннингом , добился отмены наложенного папой в 1884 г. запрета на участие католиков во влиятельном амер. профсоюзе «Рыцари труда». Содействовал организации и открытию католич. ун-та в Вашингтоне (1889). Во время испано-амер. войны 1898 г. Г. заботился об увеличении количества католич. капелланов в амер. армии.

http://pravenc.ru/text/164945.html

При этом нужно иметь в виду, что церковные должностные степени не зависят от власти епископа, как говорят некоторые, а от силы и действия канонов… так как иначе дело зависело бы от усмотрения епископов, что противно святым отцам» (Аф. Синт., III, 385–386). В добавление к этой мысли Вальсамона Zhishman очень основательно замечает: «... weil übereilte und zu rasche Beforderungen von Geistlichen, welche früher entweder ein unbedeutendes oder auch gar kein Kirchenamt versachen, leicht Krankungen verursachen oder auch in den Stufengang der kirchtichen Aemter Verwirrung bringen konnten» (Die Synoden. S. 213). 1349 Васил. Вел. кан. 89. Cp. относительно России указ 6 мая 1797 г. (Барсов, 397) и ст. 87 и 88 консисторского устава (изд. 1883 г.); 14 п. § 31 закона о церковных властях в Сербии. 1350 Сард соб. кан. 11, перво-втор. 16. Ср. ст. 7 канонизма о епископах в Константинопольском патриархате; чл. 116 и 117 болгар. экзарх. устава; указ 3 февраля 1887 г. в России; закон 9 июля 1852 г. о епископах и синодальное окружное послание 11 июля 1853 г. в Греции. 1352 Карфаг. соб. кан. 52. В Греции эти обозрения епархий со стороны епископов должны производиться по крайней мере раз в год (14 ст. уп. закона 1852 г.); в Сербии (п. 9 § 27 закона о церк. властях) и Болгарском экзархате – ежегодно (п. 8 чл. 115 экзарх, устава); в России – ежегодно, по крайней мере, по частям, если епископ не может посетить всю епархию в один год (указы 17 марта 1828 г. и 5 апреля 1881 г.; в духовном регламенте перечислено 15 правил, которых епископ должен держаться при объезде епархии (уп. изд., стр. 38–43). 1354 Относительно Сербии см. п. 18 § 27 закона о церковных властях; Болгарск. экзархата – п. 9 и 18 чл. 115 экзарх. устава. Относительно России указ 21 октября 1847 г. определяет все подробности порядка, каким епископ должен извещать Синод о состоянии своей епархии (Барсов, Приложения, стр. XXIV-XXVII). 1365 Ср. каноны: Анкирск. соб. 13, Лаод. 57, Антиох. 10, Васил. Велик. 89, VII Всел. 14 и толков. архим. Иоанна на 10 кан. Антиох. соб. (уп. кн., I, 400–401). 1371 Условие, чтобы местность, титул которой носит викарный епископ, подлежала православной власти, как в церковном, так и в политическом отношении, считается первым и основным, почему эти викарные или как их еще называют, «титулярные» епископы совершенно отличны от западных епископов in partibus infidelium. Об этих западных епископах in partibus должно сравнить Fleuri, Histoire ecclesiaatique (Paris, 1856). Croisades. Tome V, pag. 449, 451 и 452. См. об этих епископах также Concil. Tridentini sess. ΧIV de reformat., с. 2 (ed. Lipsiae, 1839, col. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1) Вспомогательные епископы. Различаются два рода вспомогательных епископов: викарный архиерей (vicarius in pontificaliqus, Weihbishof ) по осуществлению епископских jura ordinis и коадъютор по осуществлению епископских jura jurisdictionis; последний, впрочем, осуществляя епископскую юрисдикцию, может не иметь епископского сана. Викарный архиерей называется иначе episcopus in partibus infidelium, так как посвящается на фиктивную кафедру, находящуюся в странах неверных, т. е. на такую кафедру, которая когда-то существовала, в особенности на востоке (в эпоху латинской империи), и которой в настоящее время нет. Таковое посвящение на фиктивную кафедру вызывалось той же потребностью, которою у нас вызывается титулование викарных архиереев от имени одного из уездных городов. Дело в том, что, по каноническому праву, в одном епископском округе не может быть двух епископов, напр. не может быть двух епископов венских или московских, а между тем нужда в вспомогательном епископе ощущается. Впрочем, та же фактическая нужда заставила уже католическую церковь отступить от строго территориального принципа в пользу персонального, так что в одних и тех же территориальных границах сделалось возможно существование нескольких кафедр. Напр. из унированных с Римом восточных патриархатов три называют себя антиохийскими (см. выше стр. 201); точно так же напр. в Лемберге (Львове) существует три архиепископских кафедры: католическая, русско-унитарная и армяно-католическая. И в отношении к викарным епископам также уже не считается необходимым посвящение на фиктивную кафедру: они могут быть посвящены просто в епископы, без указания какой-либо кафедры, и называются титулярными епископами, т. е. имеющими епископский титул, но не имеющими кафедры, ни реальной, ни фиктивной. Римско-католический викарный архиерей называется еще (как напр. в нашем уставе дух. дел христ. римско-кат. испов.) суффраганом по отношению к своему епископу, т. е. тем же именем, которым каждый, управляющий своим диэцезом, епископ называется по отношению к своему митрополиту (см. выше, стр. 202).Коадъютор поставляется при епископе в тех случаях, когда епископ, вследствие преклонного возраста или болезненного состояния, становится неспособным к управлению. Следовательно коадъютер осуществляет епископские jura jurisdictionis, и притом не помогает, а заменяет епископа неспособного, ибо, по действующему в католической церкви праву, престарелый или больной епископ на покой не посылается, а продолжает быть епископом до самой смерти. Коадъютор может и не иметь епископского сана; но если в данном диэцезе нет викария, который осуществлял бы епископские jura ordinis, коадътор должен получить посвящение во епископа in partibus. Он может быть временный (coad. temporarius), или постоянный с правом преемства после смерти епископа (coadj. perpetuus cum jure или cum spe succedendi).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Еще одно свидетельство о ней находим в Слове о мнихе Мартыне 171 , которое по лингвистическим соображениям относят к XII в. В нем повествуется о чудесном исцелении Мартына свв. Борисом и Глебом, а составлено оно было, очевидно, в самом начале второй половины XII в., при туровском епископе Георгии 172 . Мартын был поваром у трех туровских владык – Симеона, Игнатия и Иоакима, – а при Георгии оставил эту должность по старости, из чего следует, что кафедра существовала и до Иоакима, т.е. до 1144 г. Это, конечно, не означает, что Симеон был непременно первым туровским епископом. Епископа Кирилла, хиротонисанного 6 ноября 1113 г. 173 , есть основания считать именно туровским, поскольку имена иерархов, возглавлявших в это время другие кафедры, известны. Политические обстоятельства позволяют предполагать, что Туров обзавелся собственной кафедрой в период правления в Киеве Всеволода Ярославича (1078–1093), возможно в 1088 г. Первоначальным кафедральным собором и здесь был Успенский, так что первый епископ происходил, по-видимому, также из братии Печерского монастыря. Основание епархии в Юрьеве (на р. Роси, южнее Киева) следует датировать не позднее 1072 г., так как в сообщении о перенесении в этом году мощей свв. Бориса и Глеба в Вышгород (и в летописи, и в Сказании о Борисе и Глебе) упомянут епископ Михаил “Гурьгевский” 174 . Название этого города-крепости происходит от местного Георгиевского (Юрьевского) 175 , сама же область была колонизирована в 1031/32 г. при Ярославе Мудром, в крещении получившем имя Георгия. Поэтому учреждение здесь епископии, которая была миссийной (in partibus infidelium), надо датировать временем между 1036 и 1054 гг. Юрьевская кафедра не названа в Notitia 1170 г. – вернее сказать, она скрывается здесь под именем Каневской. Перенесение епископской резиденции из Юрьева, который в перечнях древнерусских епархий всегда упоминается на последнем месте 176 , в Канев произошло, очевидно, между 1147 и 1154 гг. 177 не только в связи с растущим значением Канева, но и вследствие того, что Юрьев в это время, видимо, был сожжен половцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близость императорского правительства по-прежнему была стеснительной для церковной власти. Длительные и тяжелые споры по вопросу иконоборчества, когда ряд императоров пытались навязать спорное вероучение в массе своей не желающему принимать его народу, должны были разрешиться, чтобы Церковь  и государство смогли наконец договориться и продолжать сотрудничество, пусть нарушаемое небольшими разногласиями. 13  Литургия и церковные обряды были установлены в тех формах, которые лишь незначительно изменились с того момента. Несколько веков не было значительных богословских диспутов. Церковь процветала вместе с Империей и сотрудничала с государством в больших миссионерских делах. Самым значительным достижением этого времени было обращение в православие балканских славян в IX в. и русских в X в. Следующий, переходный, период был временем упадка. Хотя и сдерживаемое, турецкое нашествие привело к потере для Империи большей части Анатолии, ее главной житницы и источника человеческих ресурсов. Церковь разделяла неудачи государства. Христианская жизнь в Анатолии почти остановилась. Многие христиане устремились к побережью или, для большей безопасности, на другой берег моря. Другие предпочли обращение в господствующую религию завоевателей – ислам . Остальные стали христианами-рабами in partibus infidelium, 14  жили в бедности и почти изолированными. При этом Империя должна была отражать норманнские набеги на Западе, пережила потерю византийской Италии и вызовы реформированного Гильдебрандтова папства. Все эти факторы привели к движению, которое мы называем Крестовыми походами. Византия поначалу получила известную материальную выгоду от него, но оно привело к ухудшению отношений восточного и западного христианства. В начале этого периода произошел сильнейший раздор между Константинопольской и Римской церквами; не успел период закончиться, как политические разногласия в сочетании с религиозным соперничеством привели к вражде и открытому расколу, а пик раздоров пришелся на четвертый Крестовый поход.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви — это третье условие. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определенного места служения.    6 правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».    Вопреки ясному смыслу этого канона, в Католической Церкви абсолютные поставления (ordinationes absolutes) стали нормой при хиротонии пресвитеров и диаконов, а в отношении епископов аналогией абсолютных поставлений является рукоположение в епископы in partibus infidelium (в страны неверных), иными словами, в епархии, которых нет, и которые лишь предстоит образовывать в нехристианских странах.    Четвертое условие, касающееся самого акта хиротонии — это ее неповторяемость. Рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях. Повторение его означало бы отрицание действительности ранее совершенной хиротонии.    В 68 Апостольском правиле сказано: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно».    Зонара, толкуя это правило, писал: «о двукратном рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую большую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, — и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежит извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010