Ты скажешь, как говаривал прежде: из этого ничего не выйдет, католичество и православие окажутся несоединенными до второго пришествия. Значит, можно соединяться со всяким западным паскудством: протестантизмом, антропософством 368 , интернационалом, но не с Церковью. Так можно было еще судить ну – хотя до революции, а не теперь. Но главное, я думаю, что так судить – грех , нам не дано, не позволено. Пусть Хозяин заботится об урожае, надо его сеять. Еще скажут многие (наш милейший М. А. 369 , вся наивность и беспомощность православствования и вражды к католичеству особенно типичные): слопают нас, конечно, «о. о. иезуиты», и все тут, бойтесь волков в овечьей одежде. Скажу на это: нас все равно уже слопали и лопают, поздно этим пугать, но кто лопает? все, только не христиане, так что этот страх фальшив и преувеличен. Кроме того, что я ничего, кроме хорошего, для русской дряблости и безвольности не жду от католического воспитания, которое может ведь оказаться единственным светом in partibus infidelium 370 (ведь к тому идет дело), я не боюсь этого. Я верю и знаю русскую душу, русскую одаренность, вообще русский гений, который нуждается в воспитании, но не боится его. К тому же время национальных внешних перегородок отошло в прошлое, в мире царит интернационал, и национальность есть теперь факт внутренний, духовный, первозданный. И как раньше в Московии мы могли домариноваться до раскола и смуты и просто задохнуться, и Петр насильственно разбил окно и впустил воздуху, так и теперь надо нам спасаться от своей несостоятельности, но не светски и безбожно, а единением с Церковью. Повторяю: это трагедия. Пред судом всемирной истории русский народ не виноват за то, что поезд его, поставленный на запасной путь, ударился в тупик, но виноваты все те, кто не выведет его из этого туника, не сознают его, не помогут. Я пока говорю не о конкретностях, но об исторических заданиях. Но, говорят (даже и у Тебя это проглядывает), католическая духовная жизнь, их святость, их мистика – это духовная прелесть, есть только один и единый путь духовной жизни в православии, в старчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Согласно Уставу Русской Православной Церкви , «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси» (Х, 7); «епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения...» (Х, 2). Определение на должность и посвящение в духовный сан в наст. время отстоят друг от друга на неск. дней (но, бывает, и месяцев). Сложившаяся практика такова: хиротонии во епископа предшествует определение Свящ. Синода , а затем «наречение» , т. е. объявление во время богослужения воли священноначалия об определении ставленника на епископскую кафедру. Остальным степеням священства предшествует выдаваемый указ об определении на должность клирика, так что посвящение совершается над лицом, к-рому указано определенное место служения (это правило существовало даже в годы гонений в советское время). А. р. пресвитеров, диаконов и епископов распространилось в Римско-католической Церкви в ср. века. Ординация ( ordinatio) и консекрация ( consecratio - посвящение во епископа) в католич. праве представлены как акт чисто сакраментальный, сообщающий лишь духовную способность (причем эта способность неизгладима - character indelebilis), должность же предоставляется посвященному юридическим актом - законным поручением (missio legitima). А. р. епископов допускалось с фикцией in partibus infidelium - в еп-ства, к-рые со временем образуются в странах нехрист. Действующее в католич. Церкви каноническое право утверждает, что «каждый клирик должен быть инкардинирован [приписан] в одну из отдельных Церквей или персональных Прелатур, либо в один из институтов посвященной жизни или в общество, наделенное теми же полномочиями, чтобы ни в коем случае не допускалось существования неподначальных или бродячих клириков» (CIC can. 265), и вместе с тем ординация по устоявшейся традиции рассматривается в католич. каноническом праве как акт, сообщающий духовную способность и правомочие рукополагаемому без связи для него с определенным местом служения или должностью (CIC can. 967. § 1).

http://pravenc.ru/text/62498.html

Пастырское послание заключается следующими словами: «Братья! Что нам делать, если папа Пий IX истощает весь запас поносительных и позорящих слов, если он нас называет даже самыми жалкими сынами погибели, чтобы возбудить против нас несмысленную толпу? Если мы истинные ученики Спасителя, а я в том уверен, то мы получим мир, который дает нам Господь, «не так, как мир дает», и тогда «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин. 14:27 ). Каким миром звучат слова: «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте!» «Никому не воздавайте злом за зло!», «Если возможно, со своей стороны, будьте в мире со всеми людьми! " ». Между тем Рейнкенса официально признали епископом правительства прусское, баденское, гессен-дармштадтское. Прусское правительство назначило ему по бюджету содержание в 16 000 талеров; баденское назначает со своей стороны. Очевидно, германская государственная власть рассчитывает, между прочим, воспользоваться старокатолическою иерархией в борьбе своей с римским католичеством, которая достигла уже крайнего пункта. Архиепископ Познанский, конечно, вскоре лишен будет своего звания государственным судом. По всей вероятности, той же участи подвергнутся и другие епископы и все назначенные ими священники. Закон о гражданских браках и регистрациях принят уже в законодательной палате огромным большинством. Для всех вновь могущих быть назначенными епископов на днях издана новая форма присяги, безусловно обязывающая к повиновению государственным властям и государственному закону. Но новые епископы, конечно, не будут вскоре назначены папою, разве по правилу partibus infidelium 12 . Таким образом, все римско-католическое население в Пруссии вскоре должно оказаться под интердиктом, без церквей и без пастырей, и интердикт на этот раз будет исходить не от папы, а от государственной власти. Надо полагать, что прусское правительство, решившись принять такое положение, имеет твердую надежду и на благоприятный исход из него, потому что нормальное положение этого рода немыслимо. Едва ли может оно рассчитывать на уступку со стороны папы и духовенства. Разве, может быть, оно надеется, что многочисленное римско-католическое население, утомившись, склонится мало-помалу перейти в лоно Старокатолической церкви и признать своими старокатолических священников. Трудно этому поверить, но если бы удалось Бисмарку 13 одержать такую победу над умами, эта победа открыла бы новую эру в церковной и народной истории и стала бы в последней вторым подвигом новейшего политического Геркулеса, непреклонного канцлера, еще удивительнее первого подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

14 нояб. 1826 г. папа Римский Лев XII назначил Л. апостольским нунцием во Франции при новом кор. Карле Х. 8 февр. 1827 г. Л. прибыл в Париж. Исполняя обязанности апостольского нунция, он оставался Генуэзским архиепископом до 26 июня 1830 г.; 5 июля того же года наречен архиепископом Бейрутским in partibus infidelium. На посту нунция Л. видел главную задачу в подчинении франц. католиков (см. Галликанизм ) Папскому престолу, а также в поддержке королевского двора и легитимистских кругов, призывая к постепенному упразднению конституционных свобод. После Июльской революции 1830 г. и прихода к власти «короля-гражданина» Луи Филиппа I Л. негативно отнесся к намерениям новой власти ограничить деятельность католич. Церкви во Франции, а также осудил переход Ламенне на позиции либерализма: его поддержку отделения Церкви от гос-ва и отказа папы Римского от светской власти; эти идеи обсуждались в издаваемой Ламенне совместно с Ж. Б. А. Лакордером и Ш. де Монталамбером газ. «L " Avenir» (Будущее). В нач. июля 1831 г. ввиду противоречий между Л. и франц. правительством с одобрения гос. просекретаря кард. Т. Бернетти нунций покинул Париж и отправился в Рим. 30 сент. 1831 г. на тайной консистории папа Римский Григорий XVI возвел Л. в достоинство кардинала-пресвитера. 24 февр. 1832 г. Л. получил титулярный кардинальский рим. храм св. Каллиста. Апостольским бреве от 21 окт. 1831 г. он был официально отозван с должности апостольского нунция в Париже. В 1832 г. папа Григорий XVI назначил его префектом Конгрегации по вопросам дисциплины монашествующих, также Л. вошел в состав неск. конгрегаций Римской курии. 28 нояб. 1834 г. назначен префектом Конгрегации образования, его задачей было не только развитие образовательных структур Папского гос-ва, но и пресечение попыток проникновения в эти учебные заведения либеральных политических тенденций. В дек. того же года получил пост кардинала-библиотекаря Римско-католической Церкви. В связи с политическим кризисом в Папском гос-ве, приведшим к введению иностранных войск для подавления мятежей, пост гос. секретаря покинул кард. Т. Бернетти. В янв. 1836 г. папа Григорий XVI назначил Л. гос. секретарем Папского престола, при этом до 1845 г. он был и префектом Конгрегации образования. В 1837 г. Л. стал аббатом-коммендатором с правами ординария бенедиктинских мон-рей Фарфа в Фара-ин-Сабина (Лацио) и Сан-Сальваторе-Маджоре в Кончервиано (Лацио). В том же году его стараниями при аббатстве Фарфа была открыта семинария. В 1838 г. он стал великим приором Рима в Мальтийском ордене. С 12 нояб. 1839 г. занял пожизненно должность секретаря апостольских бреве и в том же году стал великим канцлером ордена св. Григория, учрежденного в 1831 г. папой Григорием XVI. 24 янв. 1842 г. папа Григорий XVI возвел Л. в достоинство кардинала-епископа Сабины.

http://pravenc.ru/text/2462585.html

В беседах с едино мысленными местными купцами громко и ясно высказывалось желание и надежда, чтобы восточные берега Средиземного моря, при разделе Турции, поступили на долю Австрии и Германии. Здесь лежит почва, на которой наше отечество может завести свои земледельческие колонии и вступить в мирное состязание с другими великими культурными народами Европы. 1598 Таковы вожделения немецких культуртрегеров, везде (между прочим и в России) ищущих почвы для колонизации при тесноте помещения в своем отечестве и везде тяготеющих к своему фатерланду, а колонизация эта всегда сопровождается и распространением рационалистических религиозных понятий среди народа, в котором распространяются немецкие колонисты. Чисто миссионерские, независимые от культурных, стремления редки у немецких протестантов; да и такие, т.е. чисто миссионерские, стремления, в виду особенностей Евангелического именно протестантского исповедания, при их —272— осуществлении на той или другой, особливо же православной, почве, более ограничения требовали бы, нежели поощрения. Так смотрит на дело не только строгое православие, но и римский католицизм, порождением которого было протестантство. На учреждение протестантского епископства в Иерусалиме глава римско-католической церкви папа Пий IX ответил восстановлением в 1846 году латинского Иерусалимского патриархата, во времена крестовых походов учрежденного, а по удалении крестоносцев из Иерусалима, остававшегося лишь титулярным (in partibus infidelium), с пребыванием титулярного латинского Иерусалимского патриарха в Риме, при папе. Ясно, что папе хотелось чрез такое восстановление, в противовес протестантству, усилить и утвердить влияние и значение латинства, главными представителями которого в Палестине дотоле были францискане. Выбор лица для такой цели со стороны папы был весьма удачен. Латинским патриархом в Иерусалим назначен был Иосиф Валерга, долгое время бывший миссионером, хорошо знавший несколько восточных языков, человек ума замечательно тонкого, дальновидного, дипломатического, вполне преданный своему делу, изобретательный, к тому же и внешнею фигурою весьма подходящий к своему новому назначению: его загорелое лицо, чисто восточная типа, его длинная белая борода 1599 , его блестящие, черные 1600 , полные жизни и энергии глаза, – все это давало понять, что человек этот был как раз на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принято выделять различные виды Д. ( Clayes Bouuaert. Col. 1263-1264): обычные (управляются диоцезными епископами) и архидиоцезы (Д., к-рым в качестве архиепископа управляет митрополит церковной провинции; хотя митрополит имеет большую власть, чем диоцезные епископы, на организации его Д. это не отражается - CIC (1917). Can. 273; CIC. Can. 435); Д.-суффраганы и экзимированные (свободные, изъятые) Д. (первые входят в состав церковной провинции и подчиняются ее митрополиту - CIC (1917). Can. 274; CIC. Can. 436-437; вторые встречаются редко и подчинены непосредственно папе Римскому, согласно CIC. Can. 431. 2, впредь не должны создаваться подобные Д., а уже существующие должны быть подчинены митрополитам соответствующих провинций); реально действующие и титулярные (с 1882: in partibus infidelium) Д. (епископы титулярных Д. не имеют собственной паствы и епархиальной территории и выполняют специальные поручения папы Римского). Кроме того, имеется особая разновидность Д., близкая к титулярным,- субурбикарные (пригородные) Д. В соответствии с исторической традицией 6 кардиналов-епископов, к-рые участвуют в работе Римской курии, считаются епископами 6 Д. в пригородах Рима, однако не обладают реальной властью на данной территории (CIC (1917). Can. 231. 1; CIC. Can. 350. 1, 4). Лит.: Brandis C. G. ιοκησις// Pauly, Wissowa. Bd. 5. 1905. Sp. 786-790; Kornemann E. Dioecesis//Ibid. Sp. 716-734; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1908. T. 2. Pt. 1. P. 22 n. 2; Fourneret P. -J. Diocèse//DTC. T. 4. Col. 1362-1363; M ü ller K. Parochie und Diözese im spätrömischer und merovingischer Zeit//ZNW. 1933. Bd. 32. S. 149-185; Clayes Bouuaert F. Diocèse//DDC. 1949. T. 4. Col. 1257-1267; Paschini P. , Ciprotti P. Diocesi//EC. 1950. Vol. 4. Col. 1651-1653; Scheuermann A. Diözese (Dioikesis)//RAC. 1957. Bd. 3. Sp. 1053-1062; idem. Diözese//LTK. 1959. Bd. 3. Sp. 414-415; Chastagnol A. L " Administration du Diocèse Italien au Bas-Empire//Historia. Wiesbaden, 1963. Bd. 12. S. 348-379; Cantarelli L. La diocesi italiciana da Diocleziano alla fine dell " impero occidentale. R., 1964; Bowen H. G. Diocese (eparchy)//NCE. 1967. Vol. 4. P. 871-872; Niermeyer J. F. Mediae latinitatis lexicon minus. Leiden, 1976. P. 334-335; Klein R. , Ferluga J. Diözese//LexMA. 1984. Bd. 3. Sp. 1097-1099; Jones A. H. M. The Later Roman Empire (284-602). Baltimore, 1986. Vol. 1. P. 373-375; Vol. 2. P. 874-883; Papadakis A. , Kazhdan A. Diocese (διοκησις)//ODB. 1991. Vol. 1. P. 625-626.

http://pravenc.ru/text/178522.html

Но радовала его не только маленькая Софи. Благодаря общей утрате и нежности мужа Летти мало-помалу начала взрослеть. И рост ее оказался тем более стремителен, что, благодаря уроку, преподанному Фоси, муж больше не пытался навязать ей свои вкусы и суждения, основанные на его собственном опыте, но, как подобает более старшему и более умудренному, разделил ее вкусы и ее опыт — так сказать, снова стал ребенком вместе с нею, чтобы, через то, чем она была, помочь тому, чем ей предстояло стать. Как только больная окрепла настолько, чтобы выдержать потрясение, муж поведал ей историю о мертвом Иисусе, и вместе с рассказом в ее сердце влилась любовь к Фоси. Она на краткий срок утратила сына — но навсегда обрела дочь. Вот такие дары принес в дом под Рождество младенец Христос. И дни скорби для этой семьи закончились. Примечания In partibus (infidelium) — (лат). “в странах неверных”, то есть за пределами Англии; выражение добавлялось к титулу церковных деятелей, назначавшихся на должности епископов нехристианских стран, преимущественно восточных. (прим. перев.). Джон Локк (John Locke, 1632–1704) — английский философ; согласно Локку, интеллект человека, только вступающего в жизнь, подобен чистой табличке для письма, на которой дальнейший опыт оставит свой отпечаток. Джон Мильтон (John Milton, 1608–1774) — английский поэт, автор эпических поэм “Потерянный Рай” и “Обретенный Рай”. “Королева Фей” эпическая поэма Эдмунда Спенсера (Edmund Spenser, 1552–1599), английского поэта эпохи Возрождения. Оба автора по праву считаются классиками английской литературы. “Путь паломника” — аллегорическая повесть Джона Беньяна (John Bunyan, 1628–1688): в аллегорической форме изображает жизненный путь христианина. Долина Уничижения — одно из мест, куда попадает герой в поисках Небесного Града. Бедлам — (разг.) Вифлеемская королевская больница, психиатрическая лечебница, основанная в 1247 г. в Лондоне. M(hrchen — (нем.) сказка. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное:

http://azbyka.ru/fiction/dary-mladenca-x...

Всякий стал получать по своим способностям, и всякая способность – по своим трудам и заслугам. Новый владыка земли был прежде всего сердобольным филантропом – и не только филантропом, но и филозоем. Сам он был вегетарианцем, он запретил вивисекцию и учредил строгий надзор за бойнями; общества покровительства животных всячески поощрялись им. Важнее этих подробностей было прочное установление во всем человечестве самого основного равенства – равенства всеобщей сытости. Это совершилось во второй год его царствования. Социально-экономический вопрос был окончательно решен. Но если сытость есть первый интерес для голодных, то сытым хочется чего-нибудь другого. Даже сытые животные хотят обыкновенно не только спать, но и играть. Тем более человечество, которое всегда post panem требовало circenses. Император-сверхчеловек поймет, что нужно его толпе. В это время с Дальнего Востока прибудет к нему в Рим великий чудодей, окутанный в густое облако странных былей и диких сказок. По слухам, распространенным среди необуддистов, он будет происхождения божественного – от солнечного бога Сурьи и какой-то речной нимфы. Этот чудодей, по имени Аполлоний, человек несомненно гениальный, полуазиат и полуевропеец, католический епископ in partibus infidelium, удивительным образом соединит в себе обладание последними выводами и техническими приложениями западной науки с знанием и умением пользоваться всем тем, что есть действительно солидного и значительного в традиционной мистике Востока. Результаты такого сочетания будут поразительны. Аполлоний дойдет, между прочим, до полунаучного, полумагического искусства притягивать и направлять по своей воле атмосферическое электричество, и в народе будут говорить, что он сводит огонь с небес. Впрочем, поражая воображение толпы разными неслыханными диковинками, он не будет до времени злоупотреблять своим могуществом для каких-нибудь особенных целей. Так вот, этот человек придет к великому императору, поклонится ему как истинному сыну Божию, объявит, что в тайных книгах Востока он нашел прямые предсказания о нем, императоре, как о последнем спасителе и судии вселенной и предложит ему на службу себя и все свое искусство. Очарованный им император примет его как дар свыше и, украсив его пышными титулами, не будет уже более с ним разлучаться. И вот народы Земли, облагодетельствованные своим владыкой, кроме всеобщего мира, кроме всеобщей сытости получат еще возможность постоянного наслаждения самыми разнообразными и неожиданными чудесами и знамениями. Кончался третий год царствования сверхчеловека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Нашествие турок и их возрастающее завоевание Малой Азии изменили картину. Поначалу в Константинополе не верили, что потеря столь многочисленных азиатских кафедр была необратимой. Но к концу XII в. стало ясно, что турки там обосновались прочно. Многие из епископов с завоеванных территорий перебрались в Константинополь, надеясь вернуться, когда позволят обстоятельства. Некоторые города были разрушены во время войн; в них уже не могло быть возврата. Часть епископов могла бы вернуться, хотя их кафедры и не были освобождены, в то время как небольшая часть других оставались на своих местах и продолжали выполнять свои обязанности. Однако при новом порядке, не приспособленном к городской жизни, число городов быстро сокращалось, в то время как другие были покинуты своими жителями–христианами. Из тех христиан, которые не бежали, многие через два или три поколения перешли в религию своих новых хозяев. Определенное количество христиан все же оставалось на турецкой территории, в основном в больших городах или в отдаленных горных деревнях. В целом им разрешалось беспрепятственно исповедовать свою религию, а их епископам позволялось жить с ними и, за исключением военного времени, поддерживать связь с Константинополем. Старая церковная организация становилась, однако, бессмысленной. Но византийцы с трудом могли поступиться историческими титулами своих архиереев, да это и не всегда было необходимо. Такие города как Кесария и Анкира сохраняли свое значение и большую часть своего христианского населения. Патриаршие списки епархий показывают постоянное уменьшение числа как митрополий, так и викарных кафедр. Использовались различные формы реорганизации. Если митрополичий престол пришел в упадок, он мог быть преобразован в викарный. Так, например, Сардский митрополит, кафедра которого занимала шестое место в древних списках, в XIII в., когда Сарды стали всего лишь деревней, был подчинен своему бывшему викарию, епископу Филадельфийскому, город которого оставался свободным и продолжал быть важным центром до конца XIV в. Подобным образом, епископ Ираклии Понтийской получил титул митрополита Клавдиопольского. Иногда митрополичья кафедра, потерявшая свою паству или же слишком бедная, чтобы содержать себя, временно предоставлялась какомунибудь все еще активно действующему соседнему митрополиту. При этом обычно употреблялась фраза « κατ λγου επιδσεως», «в принципе — временно». Временный глава назывался главой кафедры. В некоторых случаях, когда становилось ясно, что кафедра потеряна навсегда, титул сохранялся и давался в качестве дополнительного почетного титула епископу, проживавшему далеко от этого места. Иакинф Критовул, митрополит Угро–Влахийский, к северу от Дуная, живший в конце XIV в., имел также титул митрополита Милитины, города, расположенного на берегах Евфрата. Митрополичьи титулы in partibus infidelium давались высшим клирикам патриаршего двора для того, чтобы возводить их в архиерейский сан; позднее эту практику переняли и в Риме.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но радовала его не только маленькая Софи. Благодаря общей утрате и нежности мужа Летти мало-помалу начала взрослеть. И рост ее оказался тем более стремителен, что, благодаря уроку, преподанному Фоси, муж больше не пытался навязать ей свои вкусы и суждения, основанные на его собственном опыте, но, как подобает более старшему и более умудренному, разделил ее вкусы и ее опыт - так сказать, снова стал ребенком вместе с нею, чтобы, через то, чем она была, помочь тому, чем ей предстояло стать. Как только больная окрепла настолько, чтобы выдержать потрясение, муж поведал ей историю о мертвом Иисусе, и вместе с рассказом в ее сердце влилась любовь к Фоси. Она на краткий срок утратила сына - но навсегда обрела дочь. Вот такие дары принес в дом под Рождество младенец Христос. И дни скорби для этой семьи закончились. 1 In partibus (infidelium) -- (лат). " в странах неверных " , то есть за пределами Англии; выражение добавлялось к титулу церковных деятелей, назначавшихся на должности епископов нехристианских стран, преимущественно восточных. (прим. перев.). 2 Джон Локк (John Locke, 1632-1704) - английский философ; согласно Локку, интеллект человека, только вступающего в жизнь, подобен чистой табличке для письма, на которой дальнейший опыт оставит свой отпечаток. 3 Джон Мильтон (John Milton, 1608-1774) - английский поэт, автор эпических поэм " Потерянный Рай " и " Обретенный Рай " . " Королева Фей " эпическая поэма Эдмунда Спенсера (Edmund Spenser, 1552-1599), английского поэта эпохи Возрождения. Оба автора по праву считаются классиками английской литературы. 4 " Путь паломника " - аллегорическая повесть Джона Беньяна (John Bunyan, 1628-1688): в аллегорической форме изображает жизненный путь христианина. Долина Уничижения - одно из мест, куда попадает герой в поисках Небесного Града. 5 Бедлам - (разг.) Вифлеемская королевская больница, психиатрическая лечебница, основанная в 1247 г. в Лондоне. 6 M(hrchen - (нем.) сказка. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010