Пс.102:8. Щедр и милостив Господь.    Ибо это было причиною такого благодеяния Божия и древле и ныне, как гово­рит и Моисей: «Господь... долготерпелив, и многомилостив, и истинен... творяй милость в тысящи» (Исх. 34:6-7). Итак, силы Свои, названныя «путями» (Пс.102:7), и добродетели, с каковыми править всем, «сказа... Моисеови» (Пс.102:7). Пс.102:9. Не до конца прогневается.    Хотя и прогневался за преступление Адамово, и род наш осудил на смерть: однако же, не до конца простирает гнев Свой; потому что в последние времена воссиял Он «во отметание тления» (Евр. 9:26). Пс.102:14. Яко Той позна создание наше.    Ибо ущедрил как собственное Свое создание и дело рук Своих. Пс.102:17. Милость же Господня от века.    Это подобно сказанному: «творяй милость в тысящах» боящимся Меня (Исх. 20:6). Пс.102:18. И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его.    Ибо, как святый, во Святых почивает, т. е. в ангельских силах. Пс.102:19. Господь на небеси уготова престол Свой.    Хотя почивает в горних духах, однако же и земное недалеко от царства Его, потому что, как Бог, властительствует Он над всем. И царство Его всеми обладает.   Сказано же «всеми обладает» а не «царствует над всеми», потому что не все достойны Его царства. А потому, небесное царство обетовал Спаситель преуспевающим в евангельской жизни, и державствует Господь над достойными. Пс.102:20. Благословите Господа вси Ангели Его.    Учит этим, что народ, приступающий к вере, как посвящающий себя песно­словию, будет в одинаковом достоинстве с Ангелами. Ибо, если служение Ангелов состоит в том, чтобы хвалить и прославлять Бога; а это же самое повелевается делать душе, то есть всегда славословить; то явно, что она сподобляется и того же достоинства. Ибо у кого занятие одно, у тех одинаково и достоинство. Пс.102:21. Благословите Господа вся силы Его.    Не Ангелы только призываются к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, небесный чин, — престолы ли то, начальства ли, власти ли, господства ли. Все же сии чины означил нам словом: «силы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.102:6 .   Господь творит правду и суд всем обиженным. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым». Ибо «не от дел праведных, их же сотворихом мы, – как говорит божественный Апостол, – но по Своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго» ( Тит. 3, 5 ). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор. Пс.102:7 .   Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои. «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Но не по раскаянию устроил нам сие спасение, напротив того издревле предвозвестил сие чрез Пророков, и чрез божественнаго Моисея предначертал наше спасение. И море стало прообразом всесвятаго крещения, камень – сению безсмертных токов, а манна – изображением небесной снеди; и не перечисляя всего в подробности, скажем, что можно найти предызображенным у них и иное. Пс.102:8 .   Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». А причиною сих благ, говорит Пророк, – бездна Божией благости, неизмеримая милость, море человеколюбия. Пс.102:9 .   Не до конца гневается, и не вовек негодует. Пс.102:10 .   Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. «Не до конца прогневается, ниже в век враждует» : «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». Не восхотел соразмерить наказание с нашими грехами и еще продолжать гнев Свой на нас. Пс.102:11 .   Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его. Пс.102:12 .   Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» : «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». Если бы Пророк нашел разстояния более далекия, то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать безпредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и имело более далекое разстояние, чем восток от запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 102 Эти псалмы, равно как 18 и 19, 69 и 70 и др. называются парными, так как при принадлежности их одному писателю они отличаются и одинаковостью содержания, взаимно дополняя друг друга. Псалом 102 принадлежит Давиду, как видно из надписания еврейской, греческой и латинской Библий и говорит о Промысле Божием в жизни человека и мире нравственном, 103-й же псалом – о промысле в мире физическом. Поэтому оба псалма, отличающиеся единством содержания и способа изложения мыслей, принадлежат одному писателю Давиду, хотя имя его и не поставлено над Пс.103 в еврейской Библии, но есть в Вульгате и у LXX. Когда написаны эти псалмы, указать с точностью невозможно. Нужно предполагать, что в более покойное, мирное время своего царствования, когда Давид мог отдаться созерцанию человеческой жизни и жизни природы, что могло быть в последние годы его жизни и правления. Благословляй, душа моя, Господа, очищающего твои духовные недуги и осыпающего тебя внешними благами (1–5). Господь милостив: Он защищает обиженных, не гневается до конца и не воздает нам по всей заслуженной нами строгости (6–10). Его милость к нам – непомерна: Он, как отец, снисходит к нам, слабым и бессильным (11–16). Милости Его вечны к боящимся Его (17–18). Да благословят Его, Царя всего мира, все Ангелы, все твари во всех местах земли (19–22). Пс.102:1 .  Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. Пс.102:2 .  Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс.102:3 .  Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; Пс.102:4 .  избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; Пс.102:5 .  насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя. Давид побуждает себя к достойному восхвалению Господа. – «Внутренность моя» – все мое существо. Благодеяния Божии к человеку велики и многообразны: Он очищает беззакония (грехи) человека, исцеляет его от духовных болезней ( «недуги»), чем спасает от временной и вечной гибели ( «от могилы»), награждает человека духовными и материальными благами, всякое доброе желание Он исполняет и, как у орла, который по древним воззрениям через каждые 10 лет совершенно обновлялся и делался юным, сохраняет и поддерживает в человеке духовную бодрость и физическую крепость. Вероятно, в последнем выражении Давид имел в виду примеры долголетия патриархов, отличавшихся бодростью духовной и физической крепостью до глубокой старости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.102:13 .   Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. «Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его». Он, Создатель и Творец, уподобился в благости отцу, и такую же нежную любовь оказал к рабам, какую отец оказывает к детям. Пс.102:14 .   Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть. «Яко Той позна создание наше, помяну яко персть есмы». Создатель знал немощь нашего естества, знал, из чего мы созданы, и опять куда пойдем. Пс.102:15 .   Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. «Человек, яко трава дние его, яко цвет селный тако оцветет». Ни чем не отличаемся мы от травы и от цветка, который весною разцвел, и вскоре вянет и облетает. Пс.102:16 .   Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. «Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего». А Симмах перевел так: потому что дух пройдет им, и потом его нет. Духом же Пророк называет душу. Пока душа в теле, оно живет и действует; а как скоро душа отлетела, оно угасает и истлевает, так что не узнаешь прежних черт, не различишь, что это – тело одного, а это – тело другаго. И сие каждый в точности увидит, приникнув в гроб; потому что все одинаковым образом делается добычею тления, и не сохраняет прежних черт. Пс.102:17 .   Милость же Господня от века и до века к боящимся Его. Пс.102:18 .   И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» : «И правда Его на сынех сынов хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я». Так скорогиблюща природа человеческая! Но человеколюбие Божие дарует долговечную жизнь, и воздаяние правды, должное предкам, соблюдает до потомков. Так до четвертаго рода соблюло царскую власть Ииую, не стяжавшему совершеннаго благочестия, но в начале только царствования показавшему ревность. Так божественному Давиду соблюло неугасшею искру рода, хотя между тем прозябали и многие нечестивые. Милость же сию, говорит Пророк, прострет Бог на хранящих завет Его, и не просто помнящих заповеди Его, но к словам присоединяющих и дела, и по заповедям благоустрояющих жизнь свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 102-го. «Псалом Давиду». Псалом сей, по видимому, состоит в связи с предшествующим, и тогоже с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение; а здесь улучившие просимое песнословят Благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горькаго рабства, и сподобившимся большей свободы. Да и значение самых речений дает видеть, что последнее предположение вернее перваго. Пс.102:1 .   Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его». Исполненные признательности к божественным милостям побуждают самих себя к песнопению, воздавая, чем только можно, Благодетелю. Всегда же возможно песнословить и сохранять в себе глубокое памятование благодеяний. И они посвящают всю внутренность, и всякий помысл устремляют к божественному песнопению; потому что словом: «внутренняя» Пророк назвал помыслы и все душевныя движения. Пс.102:2 .   Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. «Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Душа поучается снова, как возбудить себя, разсеять облако забвения, и возобновить в себе памятование Божиих благодеяний. Слово: «воздаяния» Симмах перевел: благодеяния. Потом Пророк исчисляет в подробности сии благодеяния. Пс.102:3 .   Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои. «Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя». Ибо Он даровал тебе отпущение грехов, Он исцелил тебя от страданий. Сего сподобился расслабленный; потому что в одно время сказано ему: «отпущаются тебе греси»; и: «возми одр твой, и иди в дом твой» ( Мк. 2, 9, 11 ). Так сподобились отпущения грехов и жена грешница, и разбойник, и мытари, и все уверовавшие. Пс.102:4 .   Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами. «Избавляющаго от истления живот твой». Отведенных в Вавилон пленников, хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу безсмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

              Ибо душа моя насытилась бедствиями,             и жизнь моя приблизилась к преисподней.             Я сравнялся с нисходящими в могилу;             я стал, как человек без силы,             между мертвыми свободный , –             как убитые, лежащие во гробе,             о которых Ты уже не вспоминаешь             и которые от руки Твоей отринуты.             Ты положил меня в ров преисподний,             во мрак, в бездну (Пс 87:4-7).   Что удивляет в этом автопортрете «живого мертвеца», так это прежде всего упоминание им свободы. Существует множество попыток объяснить или исправить трудный 6-й стих. Выражение «между мертвыми свободный» («inter mortuos liber», как читаем в Вульгате) – действительно очень непонятное, труднообъяснимое. Но подумаем вот о чем: молящийся действительно опустился на дно человеческого состояния. Он совершенно один, это его одиночество подобно смерти: «Ты удалил от меня друга и искреннего, сумерки – знакомые мои » (Пс 87:19). Ему не хватает внимания, любви других. И все же во всем этом он открывает собственную свободу. Свобода содержится в прогрессирующем отдалении от самых дорогих привязанностей, но также и в погруженности в еще более неотвратимые любовь и благодать. Ведь богомолец 87-го псалма – мертвец, который молится, мертвец, который продолжает удерживать связь с Богом, а значит, продолжает любить – к чему мертвые признаются не способными. Его «свобода между мертвыми» – это любовь, которая продолжается даже в смерти, которая выражается в молитве.   Многомилостивый. Псалом 102. 102-й псалом, имеющий, скорее всего, довольно позднее – послепленное – происхождение, исключительно красив. Он совершенен по форме и насыщен содержанием . Как псалом 85, а также псалом 144, он организован вокруг откровения Моисею божественного Имени:               Щедр и милостив JHWH,             долготерпелив и велик в любви (Пс 102:8).   Из этих трех псалмов именно 102-й являет собой самое богатое и самое инновационное развитие вокруг этого основного ядра. В византийской литургии он получил название Polyéleos , «Многомилостивый»: божественный титул лег и на сам псалом. Вариаций на эту основную тему в псалме по крайней мере две. Первая касается прощения, понятого как исцеление, обновление экзистенции (здесь чувствуется влияние пророков, предвозвещавших «новое» - Иеремии, Второ-Исайи):

http://bogoslov.ru/article/3540495

Избави нас, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от таковой погибели и такового гнева! Сподоби же нас, Господи, разумевать всегда прилежно и смотреть на правую сторону, то есть, святые Твои заповеди совершать делом и истиною, со всяким благоговением и теплым желанием! Ибо, как соблюдающим их воздаяние много от Тебя, так и попирающим их с гордостью и великим безумием, надлежат страшные угрозы, осуждение и вечная погибель. Это тебе от меня, добрейший друже, малое духовное наслаждение, так как ты доброхотно ко мне расположен и сподобляешь меня всякой любви. Приняв это, прочитывай часто и наслаждайся духовно и, если в чем согрубил я тебе, прости меня, друга твоего. Здравствуй! 2. Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» Блаженный царь и пророк Давид во 102-м псалме, побуждая душу свою к хвалении и благодарении Владыки и Создателя всех, говорит: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его ( Пс.102:2 ). Затем, напомнив ей все благодеяния Божии, присовокупляет: обновляется, подобно орлу, юность твоя ( Пс.102:5 ). Это дарование есть совершенство всего блаженства, которого надеются праведники получить, как говорит св. апостол Павел в послании к филиппийцам: наше, говорит, жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит, то есть, обновит плохое и тлеющее разнообразными болезнями и смертью тело наше, так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:20–21 ), то есть, тела святых, во втором пришествии Христовом, соделаются светлыми, как и Сам Господь наш Иисус Христос извествует нас, говоря: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф.13:43 ). И опять апостол Павел в другом месте: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное ( 1Кор. 15:41–44 ). Из этих божественных изречении явствует, что тела праведных восстанут подобообразными телу славы Христовой, сего разумного Орла, как Он называется Священным Писанием в пророчествах и в божественном Апокалипсисе, где говорится: И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню ( Апок.12:14 ). Орел великий, – это Христос, крыла его – это Новый и Ветхий Завет , которыми Церковь Христова, будучи возвышаема и вспомоществуема, летит превыше всех козней бесовских и живет в пустыне, то есть, в тишине и безмолвии, не боясь еретических шатаний и бурных наветов их.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Пс.102:19 .   Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. «Господь на небеси уготова престол Свой, и царство Его всеми обладает». Сие сходно с сказанным в другом псалме: «на высоких живый, и на смиренныя призираяй» ( Псал. 112, 5–6 ). Ибо и здесь пророческое слово научает нас, что Господь всяческих, хотя имеет престол на небе, но, как Создатель, Царь и владыка всего, назирает над тварию и правит ею. Пс.102:20 .   Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его. «Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его», услышати глас словес его. Справедливо Пророк к общению в песнопении призвал и невидимыя Силы; потому что человеческая природа не в состоянии достойно воспеть Тебя Благодетеля, безплотныя же и святыя природы, имея жизнь свободную от страстей, имеют и достаточныя силы исполнять Божественныя заповеди. Пс.102:21 .   Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. «Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящии волю Его». Чинов небесных много, и они различны; потому что есть Начала, Власти, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, и другия неизвестныя нам именования, как говорит божественный Апостол ( Кол. 1, 16 ). Но все сии чины пророческое слово заключило под сими двумя именованиями; ибо назвало «Ангелами», как споспешествующих исполнению Божиих заповедей и распространяющих словеса Божии, – " Силами» же, как достаточно сильных делать повеленное, и таковую силу в самом естестве получивших от Сотворшаго. Пс.102:22 .   Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! «Благословите Господа вся дела Его на всяком месте владычества Его». Сие не приложимо к Иудеям; потому что, когда пленившие их повелевали воспеть «от песней сионских», поступая законно, сказали они: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей» ( Псал. 136, 4 )? А нам божественный Апостол предписывает «молитвы творя на всяком месте, воздевать преподобныя руки» ( 1Тим. 2, 8 ). Сие и Владыка Христос сказал Самарянке: аминь, аминь глаголю тебе, «жено, ...яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонятся Отцу». Ибо «Дух есть Бог: и иже кланяются Ему, духом, и истиною достоит кланятися» ( Иоан. 4, 21, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

              Благослови, душа моя, JHWH,             и не забывай всех благодеяний Его.             Он прощает все беззакония твои,             исцеляет все недуги твои;             избавляет от могилы жизнь твою,             венчает тебя любовью и милостью ;             насыщает благами желание твое:             обновляется, подобно орлу, юность твоя (Пс 102: 2-5).   Последний образ – из Второ-Исайи (ср. Ис 40:31). А оригинальность псалма – в создании нового гендиадиса, вместо традиционного «любовь и верность». Псалмопевец говорит о «любви и милости»: хесед ве-рахамим, как если бы верность Божья уже не была достаточной мотивацией для прощения, как если бы Он более не обязывал Себя прощать на основании Своей верности, словно бы прощение требовало другого основания – сокрытого в «Многомилостивом» божественном Имени. Вторая вариация, очевидно, взаимосвязанная с первой – некий вид несовпадения, диспропорции между божественным образом действия и нашим. Наш Бог «несравненен». Эта несопоставимость – не только с другими богами, если бы таковые имели место быть, но прежде всего с нами. Это тоже имеется уже у Второ-Исайей (ср. Ис 55:8-9), но псалмопевец окончательно перерабатывает это представление, точнее определяя смысл и последствия этого несоответствия:               Не по беззакониям нашим сотворил нам,             и не по грехам нашим воздал нам.             Ибо, как высоко небо над землею,             так велика любовь к боящимся Его.             Как далеко восток от запада,             так удалил Он от нас беззакония наши (Пс 102:10-12).   Расстояние меж нами и Богом – бесконечно. Но это расстояние менее всего ужасно и жутко. Это и не расстояние трезвомыслящего мудреца книги Екклесиаст, согласно которой Бог отсутствует, никак не влияет или во всяком случае мало интересуется происходящим с нами, смертными. Расстояние между Богом и человеками, согласно псалму 102 – милосердие. Рахамим – абстрактное множественное от рехем, «материнское чрево». Бесконечное материнское чувство Творца ко всем своим тварям .

http://bogoslov.ru/article/3540495

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010