После смерти Василия (согласно традиционной датировке – 1 января 379 г. 112 , хотя более вероятно, что смерть последовала еще осенью 378 г. 113 ) Григорий, как некий его самоочевидный преемник 114 , принимает участие в соборе никейской партии в Антиохии (где после окончания гонений никейская партия, насчитывавшая 152 епископа, консолидировалась под руководством Мелетия Антиохийского ), а потом отправляется за своей сестрой Макриной в Аннису 115 , чтобы провести с ней последние дни ее жизни 116 . После возвращения в Ниссу Григорий включается в полемику с арианами. Здесь от него требуют, чтобы он обеспечил избрание проникейского епископа в Иворе (Понт) и сразу после этого – в Севастии, столице Римской провинции Armenia prima (речь шла, видимо, о преемнике Евстафия Севастийского, бывшего друга семьи Григория, однако впоследствии – богословского и политического оппонента Василия 117 ), где Григорий к своему изумлению сам был избран епископом. Из-за неудач в тамошних ожесточенных спорах Григорий вскоре отказывается от этой кафедры и возвращается в Ниссу (очевидно, в 380 г.); епископом же Севастии после этого становится младший брат Григория Петр 118 . К своим крупнейшим произведениям Григорий решился приступить лишь после смерти брата, к ранним же произведениям можно с уверенностью отнести только трактат О девстве 119 , однако нельзя более точно определить дату его возникновения (ранее предполагавшаяся датировка371 г. 120 – была затем доказательно отвергнута 121 , но, по-видимому, текст был написан в период от епископской хиротонии Василия, 369/370 г., до его смерти). Жан Даниэлу предполагает близкое соседство сочинения О девстве с трактатами О мертвых, О молитве Господней (возможно, еще до изгнания Григория), О надписании Псалмов (возможно, в изгнании 122 ), О блаженствах, На псалом шестой, Евстафию о Троице (возможно, сразу после возвращения из изгнания 123 ). Произведением молодого человека, согласно некоторым исследователям 124 , можно также считать сочинение О совершенстве, в котором Григорий указывает 125 , что когда-нибудь в будущем был бы рад своей жизнью явить образец совершенства, но сейчас он далек от этого. Между тем согласно Жану Даниэлу это произведение, наоборот, уже из поздних 126 . К ранним произведениям относят также Точное истолкование Екклесиаста, которое со всею вероятностью возникло до 381 г. 127

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

115 Веррес – наместник Сицилии, разоривший грабежами и вымогательством эту провинцию. Дело сицилийцев против Верреса вел по их просьбе Цицерон. 116 ...вина не на ораторе, а целиком на судье.– Обвиняемый (или его защитник) и обвинитель располагали для своих речей определенным сроком, который отмеривался клепсидрой, водяными часами, устроенными как современные песочные. Вода из них вытекала по каплям. Судья имел право «прибавить клепсидр» оратору, мог и ограничить их число. 117 «...я сразу вижу, где горло, за него и хватаю». – Ни одной из речей знаменитых доносчиков не сохранилось, но об общем их тоне можно судить по сообщениям Тацита: это была неистовая страстность обвинения; обвинитель, который в случае провала рисковал своей головой, не думал ни о стройности композиции, ни о подробном обосновании своих тезисов – он «хватал за горло» – и душил. Тиберий, неизменно сохранявший чувство приличия, посоветовал Фульцинию Тирону, известному доносчику, «не портить своего красноречия неистовостью» (Тац. Анн. 3,19; ср. речь Марцелла против Тразеи: Анн. 16, 28). 118 ...виноградными садами... – Виноградные сады (arbusta) – виноградники, где лозы подвязывались не к кольям, а к деревьям. 121 ...Тут уже надо полагаться не на то, что видишь, а на то, что услышишь. – От их прежних хозяев. 122 Катилий – консул в 110 г. и вторично в 129 г. Принимал участие в Парфянских войнах; в 137–138 гг. занимал важный пост префекта Рима. Марк Аврелий считал Катилия своим предком: вероятно сын Катилия был женат на Домиции Луцилле, бабушке императора. 123 ...и не помню себя от тревоги: attonitus – сильное слово; Плиний употребил его еще раз, описывая извержение вулкана Везувия: охарактеризовал им настроение толпы. 125 Для меня... он был сокровищницей. – Римские адвокаты, Плиний в их числе, в законах осведомлены были плохо. Советниками их во всех затруднительных и сложных вопросах были опытные юристы: iuris prudentes. 126 ...восходя к самому началу и первым процессам.– Римский юрист анализировал основания, определившие решение сходного дела, тех «примеров», которые ему и надлежит перебрать.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

117 Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358. 118 History of Freemasonry in Illinois. R184. Цит. no: S. H. Goodwin. Mormonism and Masonry. N. p., n. d. P. 34. 119 Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder neue Kirche Jesu Cristi? (Пер. Ю. С. Терентьева.) Z.129. 120 Здесь и выше цит. по: Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Cristi? Z. 98–99. 121 Об этом же напоминают и горизонтальные разрезы на “святом белье”. 122 Рассказ о тайных храмовых церемониях мормонов приведен со слов их участника, бывшего члена секты и по описанию Рюдигера Хауга в его книге Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Crist)? 123 Journal of Discourses. Vol. 19. R 229. 124 Tan. Encyclopedia of 7770 Illustrations. R 414. Цит. по: Tucker. Strange Gospels. R 80. 125 См.: Koммepcahm-daily. 1999.12 марта. 126 http://www.mormons.org/basic/temples/listing/htm 127 http://www.mormons.org/faq/index.htm 128 Английский текст заявления опубликован в: Where Does It Say That? Разд.9/5. 129 Russe/ Charles Гаге. Studies in the Scriptures (7 vols.). Brooklyn. N. Y.. 1917. Vol. 3. R 327. 130 Так Свидетелей Иеговы часто называют в нашем обществе. Однако, употребляя этот привычный термин, следует оговориться, что, во-первых, сами “Свидетели, так себя не именуют, а во-вторых, имеется еще несколько иеговистских сект (так наз. — ильницыи др.), правда, довольно малочисленных и маловлиятельных. Но все-таки употребление этого термина в отношении Свидетелей Иеговы вполне верно с богословской точки зрения: религии, как правило, называются по имени Бога или высшего существа, в которого веруют их приверженцы (ср. христиане, кришнаиты, буддисты, муниты, сатанисты и т. д.). То, что “Свидетели Иеговы”, отрицая божество Христа, называют себя христианами, — типичный пример лжи, к которой прибегает секта. 131 Для “внешних” официальные представители секты часто говорят, что отказываются переливать кровь из-за боязни заразиться или оттого, что — бескровное лечение намного более передовое. На самом деле это еще один пример сектантской лжи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

114 Бат – популярнейший английский курорт на западе Англии с целебными минеральными источниками. 115 ...гибкая трость черного дерева... – Диккенс допустил ошибку, полагая, будто трость черного дерева может быть гибкой. 116 Клепхем-Грин – юго-западное предместье Лондона. 117 Pane – французский крепкий нюхательный табак. 118 Томпионовские – стенные или стоячие часы часы работы известного английского часовщика конца XVII века Томпиона (ум. в 1713 г.); его часы славились затейливым боем и точностью. 119 Статуя Нэша – статуя Ричарда Нэша (род. в 1674 г.), игрока, искателя приключений, который в конце концов избрал своей профессией устройство публичных увеселений для «светского» общества и прославился своей деятельностью на посту «церемониймейстера» Бата. 120 Батское кресло – кресло на трех колесах для больных, подталкиваемое сзади слугой. 121 Плиний (старший) – римский историк и натуралист 1 в. н. э., погибший при извержении Везувия. 122 Пролив – Диккенс имеет в виду Бристольский пролив между полуостровами Уэллс и Корнуолл на западе Англии. 123 Клифтон – живописный пригород Бристоля, известный своими минеральными источниками. 124 Гиг, стенхоп, охотничья – виды двуколок; гиг – напоминает ящик, стенхоп – с одним сиденьем на высоких колесах, в охотничьей двуколке пассажиры сидят спиной друг к другу, а собака помещается под ними в ящике. 125 Ботени-Бей – порт на восточном берегу Австралии, куда впервые в 1788 году были сосланы английские каторжники; превращен был в место ссылки преступников на каторжные работы и вошел в состав колонии Новый Южный Уэллс, чем и объясняется ироническая характеристика манер Джингля. 126 Вы – квакер? – Иронический вопрос Сэма вызван тем, что чиновник шерифа, войдя в комнату, не снял шляпы; члены религиозной секты квакеров отказывались снимать шляпу перед кем бы то ни было, усматривая в этой норме общежития нарушение начал равенства между людьми. 127 Уайткросс-стрит – улица, на которой находилась одна из долговых тюрем с тяжелым режимом. 128 Флит – одна из древнейших лондонских тюрем, в которую с XVII века заключали только неисправных должников; была снесена в 1845 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

108. «Сотник познал в Тебе Бога, хотя Ты и умер, как же я прикоснусь к Тебе руками, Божа мой?» – с ужасом взывал Иосиф. 109 . Адам, уснув, изводит смерть из ребр, а Ты, ныне уснув, Слово Божие, из ребр Твоих источаешь жизнь миру. 110. Уснув на малое время, Ты оживил умерших и, воскреснув, Благой, Ты восставил спящих от века. 111. Ты, источающая жизнь Лоза, исторгнутая из земли, источила вино спасения; прославляю Твое страдание и распятие. 112. Каким образом ангельские чины, перенося дерзость распинателей, воспевают Тебя, Спаситель, обнаженного, окровавленного, осужденного? 113. Лукавый, развращеннейший еврейский род, ты знал о восстановлении храма, зачем же ты осудил Христа? 114. В одежду поругания ты облекаешь Создателя всего мира, утвердившего небо и чудно украсившего землю. 115. Ты, Слово Божие, уязвленный в ребра Твои, как пеликан, источая потоки жизни, оживил Твоих умерших рабов. 116. В древности Иисус Навин остановил солнце, поражая иноплеменников, Ты же, скрывшись, низложил начальника мрака. 117. Неотлучно пребывая в Отеческих недрах, Ты, Щедрый Христос, благоволил стать человеком и сойти в ад. 118. Берется Распятый, Который утвердил на водах землю, и, как бездыханный, ныне полагается в ней, которая, не вынеся сего, сильно содрогается. 119. «Увы Мне, о, Сын Мой, Которого надеялись видеть царем, ныне вижу осужденным на кресте», – взывала с рыданием не познавшая мужа. 126. Это Мне возвестил Гавриил, который, явившись, сказал, что царство Сына Моего Иисуса вечно. 121. Увы, исполнилось пророчество Симеона, ибо оружие Твое, Еммануил, прошло в Мое сердце. 122. О, иудеи, хотя бы постыдились тех умерших, которых воскресил Жизнеподатель, убитый вами по зависти. 123. Ужаснулось и помрачилось солнце, видевшее невидимый Свет, Тебя, Христос Мой, скрытым во гробе и бездыханным. 124. Горько плакала Пренепорочная Матерь Твоя, Слово Божие, увидев во гробе Тебя, Неизреченного и Безначального Бога. 125 . Нетленная Твоя Матерь, видя Твою смерть, Христос, горько к Тебе взывала: «Не задерживайся, Жизнь, среди мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Уже в этих описаниях вдохновения, как сверхъестественного воздействия Духа Божия на дух человека, самому св. писателю отводится второстепенное, служебно-подчинённое место. Но ещё рельефнее это показывается в сравнениях св. писателей с музыкальными инструментами, а Св. Духа с играющим на них артистом или смычком. Афинагор, один из глубокомысленных писателей II века, в то же время есть и большой любитель подобных сравнений, которые доходят у него до объёма, видимо не соответствующего своему предмету 112 . Пользуется сравнениями и Иустин-Философ, но у него они встречаются в несколько смягчённых вариантах 113 . Естественно возникает вопрос, как понимать такие сравнения и образы апологетов? В начале семидесятых годов в западной богословской науке появилось сочинение Делича, с изложением истории учений о боговдохновенности за первые два века христианской эры 114 . В нём на основании главным образом подобных аналогий и метафор апологеты были записаны в ряды последователей и проводников в христианской Церкви мантических представлений о вдохновении. Не будучи само по себе новым и оригинальным, мнение Делича в восьмидесятых годах было повторено и изложено в популярной форме богословом Кремером 115 Между этими богословами нет согласия в решении вопроса, откуда именно заимствовали апологеты своё учение о боговдохновенности: из сочинений ли языческого философа Платона, или теософа-иудея Филона? 116 . Другие учёные, например, Тильмон 117 , Швеглер, Гагенбах 118 , отчасти Весткотт 119 и др., находят в учении апологетов следы монтанистического экстаза или даже прямо причисляют и их к монтанистической секте. Наконец, третьи учёные, как Толлук 120 , Неандер 121 отчасти Дауш 122 , Рудельбах 123 и др. настаивают, что состояние пророков во время вдохновения было, по представлению апологетов, совершенно страдательным. Однако во всех подобных предположениях учёных гораздо больше предвзятости, чем вполне научного беспристрастия. Уже одна скудость исторических и психологических данных должна была бы удержать их от такого или иного перетолкования учения апологетов. Что касается мнения Делича, то в своё время оно нашло для себя сильных противников в лице Рудельбаха 124 и Мейера 125 с протестантской стороны, и Кретса 126 с католической. Действительно, основания, на которых это мнение утверждается, довольно не тверды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Комментарий сохранился в 2 редакциях. Первая редакция (CPG. C. 125. 1) представлена 45 кодексами, вторая (CPG. C. 125. 2) - 15 ( Reuss. 1941. S. 118-133). Первое издание комментария Т. Пельтануса ( Peltanus. 1580. P. 1-312) использует рукопись 2-й редакции Monac. gr. 99, XVI в., ее текст сильно видоизменен Пельтанусом. Издание П. Пуссина ( Possinus. 1673) смешивает текст обеих редакций, а также приводит анонимные толкования 2 кодексов (Paris. gr. 194, XIII в.; Vat. gr. 1692, XIII в.), к-рые в наст. время принято выделять в отдельный тип изолированных фрагментарных К. на Евангелие от Марка (CPG. C. 126. 4 и C. 126. 5). Наиболее приемлемым является издание К. Ф. Маттеи, основанное на 3 рукописях 1-й и одной рукописи 2-й редакции (Βκτωρος πρεσβυτρου Αντιοχεας. 1775). Др. издание 1-й редакции см.: M á rkfi. 1860. P. 125-201. Дж. Э. Крамер приводит текст 3 рукописей 2-й редакции, восполняя лакуны свидетелем 1-й редакции ( Cramer. 1840. T. 1. P. 259-447; это издание содержит много ошибок, его англ. перевод см.: The Catena in Marcum: A Byzantine Anthology of Early Commentary on Mark: Diss./Ed. W. R. S. Lamb. Leiden; Boston, 2012). Фрагментарные К. содержатся в ряде кодексов, приводящих толкования на отдельные перикопы из Евангелия от Марка. Рукопись Vat. Palat. gr. 220. Fol. 97v - 128v, X в. (CPG. C. 126. 1), включает текст Евангелия от Марка, снабженный 2 фрагментами Космы Веститора (VIII-IX вв.), 3 толкованиями, приписываемыми патриарху Фотию, и отрывком из гомилии на Евангелие от Марка свт. Иоанна Златоуста, 5 схолиями из комментария, приписываемого Виктору Антиохийскому, и 6 фрагментами неизвестного автора. Кодекс Vat. gr. 349. Fol. 112-181, XI в. (CPG. C. 126. 2), содержит 30 толкований на нек-рые стихи Евангелия от Марка. Среди названных в леммах авторов - святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прп. Максим Исповедник. 14 анонимных фрагментов предположительно принадлежат свт. Григорию Богослову и/или прп. Максиму Исповеднику. Небольшое число анонимных отрывков на Евангелие от Марка приводит рукопись Roma.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

— Результаты деятельности Василия (103–104). — Св. Григорий Богослов и его деятельность в Константинополе (104–108). —  Второй вселенский собор . — Вопрос о замещении константинопольской кафедры (109–112). — Догматическая деятельность собора (112–113); вопрос о происхождении никео-цареградского символа (113–117). — Недовольство решениями собора на западе (117–118). — Конец раскола павлиниан (118–119). — Общий обзор борьбы с арианством в IV в. (119–121). — Дальнейшая судьба арианства в империи (121–122). 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством. —  Маркелл анкирский . — Противопоставление им своего «библейского» богословия «церковному» богословию арианствующих (122–123). — Учение о Логосе, как первичном определении Сына Божия (124–126). — Термины δυνμει и νεργεα (125–126). — Имманентное единство Божества и Троица откровения (первое и второе домостроительство) (126–128). — Учение о конце царства Христова (128–129). — Отношение к Маркеллу на востоке (129–130) и его особое положение как богослова (130–131). — Фотин еп. сирмийский. — Расхождение его с Маркелом относительно бытия Логоса δυνμει и совпадение в воззрениях с монархианами-динамистами (131–133). — Осуждение его учения и историческое значение его выступления (133–134).   II. Cnopы христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 134–506 1. Время до возникновения несторианского спора. —  Переход от триадологических споров к христологическим : Аполинарий лаодикийский. — Xpucmoлoruчeckuй вопрос в древнейшее время; христология ариан (134–135). — Аполинарий и его ересь (136–137). — Его смелость и игра словами при разъяснении неразрешимых вопросов (137–138). — Учение Аполинария о Св. Троице (138–141). — Уступка его арианам в христологии и критика учения о принятия Христом цельной человеческой природы (141–143). — Теория самого Аполинария (143–145). — Возражения против неё противников его (145–147). — Аполинарианские подлоги (147–148). —  Христология противников Аполинария . Феодор мопсуэстийский . — Христологическая терминология Афанасия В., Григория Богослова, Григория Нисского (148–149). — Борьба с аполинарианством в сирийской церкви: Диодор тарсский и Феодор мопсуэстийский (149–151). — Учение Феодора о способе соединения Божества и человечества во Христе (151–154) и ошибочность его теоретических предположений (154–156). — Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и в начале V века . — Палестинская стадия споров: Иероним и Руфин, Иоанн иерусалимский и Епифаний кипрский (156–160). — Александрийская стадия: Феофил и его столкновение с Исидором и нитриотами (160–162). — Константинопольская стадия: обращение нитриотов к Златоусту (162–163). — Личный характер Златоуста и его положение в Константинополе (163–167). — Действия против него Феофила, собор при Дубе и осуждение Златоуста (167–169). — Возвращение его на кафедру и вторичная ссылка (169–175).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

105-106 ИОАННИКИЙ (Кобзев Иван Яковлевич; род. 1938), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора 106-107 ИОАННИКИЙ (Мичович; род. 1959), архиеп. Цетиньский, митр. Черногорско-Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский 107-108 ИОАННИКИЙ (Неделчев Иван Георгиев; 1939 - 2024), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский 108-110 ИОАННИКИЙ (Образцов Иван Яковлевич; 1793 (по др. данным 1792) - 1880), еп. Кавказский и Черноморский 110-114 ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов 114-115 115-117 ИОАННИКИЙ II Линдиос († 1659 или нач. 1660), патриарх К-польский (1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656) 117-118 118-119 119-120 121-125 125-126 ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 126-127 ИОАННИТЫ 1) движение в Русской Церкви, связанное с почитанием прот. св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева); 2) секта, схожая с сектой хлыстов, исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы) 127-139 ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда 139-142 ИОАННОВ СТИХ триадологическое расширение стихов 7-8 5-й главы 1-го Послания ап. Иоанна - см. в ст. Иоанн Богослов ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 142-144 ИОАННУ [Жоанну] Периклес Пьер (1904-1972), канонист, церковный историк и византолог греч. происхождения и греко-католич. исповедания 144-145 145-146 146-148 ИОАСАФ (Скрипицын; † 1555), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), бывший митрополит всея Руси.

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XII ГОМИЛЕТИКА наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения ГОМИЛИАРИЙ лат. название патристического Лекционария, к-рому в визант. традиции соответствуют Торжественник и Толковое Евангелие ГОМИОНИЦА жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ преследование раннехрист. Церкви в I-IV вв. как «незаконного» сообщества, организованное Римским гос-вом ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери) ГОНЧАРОВ Иосиф Семенович (1796 (1793?) - 1879 (1880?), атаман некрасовцев, старообрядческий деятель ГОР Чарлз (1853 - 1932), еп. англикан. Церкви, богослов, один из лидеров 2-го поколения англо-католич. движения Михаил Сергеевич (род. 1931), гос. и политический деятель СССР, руководитель Коммунистической партии и Советского гос-ва в 1985-1991 гг. 95-100 ГОРГОЛАИНИС во имя вмч. Георгия Победоносца муж. действующий мон-рь, Критской архиепископии К-польского Патриархата 100-101 101-104 104-106 106-107 107-108 108-112 112-113 113-118 118-119 119-120 ГОРНЕЕ МЕСТО особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной 120-122 ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима 122-125 125-126 126-128 ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре 128-130 130-133 133-134 ГОРНЯК жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xii.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010