101 «Христианское богословие вполне допускает любую научную теорию мироздания в том случае, если она не пытается выйти за свои же рамки и начать дерзко отрицать вещи, находящиеся вне ее собственного поля зрения». – В. Лосский , Очерк мисти­ческого богословия Восточной Церкви, 81. 102 К сожалению, однако, ни космология, ни биология не рассматриваются в современ­ных научных кругах в плоскости сотрудничества в поисках истины. Некоторые со­временные ученые не только не придают христианскому богословию никакого зна­чения, считая, что оно не имеет отношения к научным исследованиям, но даже заяв­ляют, что наука сама по себе может обеспечить доступ к истине и критерию ее познания. Для Климента подобное направление в интеллектуальной деятельности было бы совершенно немыслимо. 103 Святые отцы вообще не называют творение «природой». Они делают различие между усией (ousia) (сущностью) и явлением (physis) (природой), хотя некоторые из них упот­ребляли о6а эти термина, считая их параллельными. Св. Григорий Нисский рассмат­ривает «природу», или physis, как таковую, в которой предусмотрено (мыслится) суще­ствование твари (De anima resurrectione [ET: 52]). Эта точка зрения, по-видимому, отбрасывает все в тварном мире, что еще не осмыслено или вовсе не может быть осмыс­лено (например, некоторые умопостигаемые миры или другие эоны). Интересные раз­мышления о святоотеческом понимании природы можно найти в Gregorios, The Human Presence, 20–22. Единственное доступное на данный момент исследование о природе в греческой патристике имеется в книге Wallace-Hadrill, The Greek Patristic View of Nature. 104 Учение о «логосах», широко развитое в VI веке в богословии преп. Максима Испо­ведника, можно также найти и у других церковных писателей до него, например, в «Словах» св. Григория Богослова 18.16; 30.20 [ET: Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers. Translated into English with prolegomena and explanatory notes. Second series. Edinburgh: T&T Clark; Grand Rapids, Mich.: Erdmans, 1966 (NPNF), 259–260, 316–317], у св. Григория Нисского в книге «Об устроении человека» 24 [ET: 414], у св. Василия Великого в «Беседах на Шестоднев» 1.7–8 [ET: 55–57], у Дионисия Ареопагита в «Бо­жественных Именах» 5.7–8 [ET: Rolt, 138–141] и у Евагрия Понтийского в «Практи­ках» 92 [ET: 39]. Концепцию «семенных причин» (или сперматических логосов), сход­ных с понятием логосов, которой мы коснемся в этой главе позднее, развивал также и бл. Августин Гиппонский. Здесь стоит также отметить параллелизм в употреблении терминов «логосы» и «Божественные энергии» у Владимира Лосского в «Очерках ми­стического богословия Восточной Церкви». Проблемы этого параллелизма обсужда­ет Ларс Тюнберг в книге «Человек и Вселенная» (Man and the Cosmos), 137–143.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Работы Тейяра де Шардена включают в себя частично разработанную систему эволюционных метафизических категорий. Тейяр отвергает большинство положений томистской метафизики, влияние которой он испытал в ходе своего иезуитского воспитания. Вместо томистских категорий бытия и субстанции он считает основными характеристиками реальности становление и процесс. Вместо отождествления совершенства с безвременным, он признает, что время, изменение и взаимосвязанность свойственны всем существам, включая Бога. Вместо четкого разграничения между человеческим и нечеловеческим или между разумом и материей, он полагает, что у всех существ есть психический аспект 466 . Однако Тейяр лучше знаком с наукой и богословием, нежели с философией. Он в большей степени наделен поэтическим воображением и духовной глубиной, чем способностью к философскому рассуждению. Поэтому в поисках систематических метафизических категорий для выражения единого эволюционного и религиозного мировоззрения, нам следует обращаться к другим авторам. Наиболее многообещающую метафизическую систему, которая может объединить эволюцию и непрерывное творение, представляет собой философия процесса Уайтхеда и его последователей. Мы обратимся к ней в главе 11, после того, как в главе 10 подвинемся дальше по пути эволюционной истории, рассмотрев эволюцию человеческой жизни. 287 Доступное изложение квантовой теории см. в книгах: Heinz Pagels, The Cosmic Code (New York: Bantam Books, 1982), part 1; J. C. Polkinghorne, The Quantum World (London: Penguin Books, 1986). [На русском языке см.: A.C. Компанеец, Что такое квантовая механика? (М.: Наука, 1977)]. 289 Niels Bohr, Atomic Theory and the Description of Nature (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1934), pp. 96–101; Atomic Physics and Human Knowledge (New York: John Wiley & Sons, 1958), pp. 39–41,59–61. 290 Henry Folse, The Philosophy of Niels Bohr: The Framework of Complementarity (New York: North Holland, 1985). p. 237. 293 С. А. Coulson, Science and Christian Belief (Chapel Hill: Univ, of North Carolina Press, 19SS), chap. 3. См. также: D. M. MacKay, «Complementarity in Scientific and Theological Thinking», Zygon 9 (1974): 225–244.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Это в особенности имеет отношение к человеческом мозгу и, таким образом, является главной особенностью в отношении мозга к уму» (перевод авторов). 449 The Re-Emergence of Emergence: The Emergentist Hypothesis from Science to Religion. Edited by Philip Clayton and Paul Davies. Oxford University Press. 2006; Downward Causation and the Neurobiology of Free Will. Springer-Verlag, Berlin Heidelberg (Nancey Murphy, George F. R. Ellis and Timothy O’Connor (Eds.)). 2009; Philip Clayton, Mind and Emergence. From Quantum to Consciousness, Oxford University Press, 2004. 450 George F. R. Ellis. On the Nature of Emergent Reality//The Re-Emergence of Emergence: The Emergentist Hypothesis from Science to Religion. Edited by Philip Clayton and Paul Davies. Oxford University Press. 2006. P. 79–107 (перевод авторов). В оригинале: «Each higher level, created by structured combinations of lower-level elements, has different properties from the underlying lower levels. The entities at each level show behaviours characteristic of that level. One finds a vast variety of existences at each higher level in the hierarchy (very large numbers of possible organic macromolecules, very many species of animals, etc.) but fewer kinds of entities at the lower levels (atoms are made just of protons, neutrons, and electrons), so complex objects with complex behaviour are made by highly structured combinations of simpler objects with simpler behaviour. Each level underlies what happens at the next higher level in terms of physical causation. The existence of higher-level complex behaviour, which does not occur at the lower levels, then emerges from the lower-level properties both structurally and functionally (at each moment) and in evolutionary and developmental terms (over time)». 451 Alicia Juarrero. Top-Down Causation and Autonomy in Complex Systems; George F. R. Ellis.Top-Down Causation and the Human Brain//Downward Causation and the Neurobiology of Free Will, 2009, Springer-Verlag, Berlin Heidelberg. P. 83–102 (Nancey Murphy, George F. R. Ellis, and Timothy O’Connor (Eds.)). 453 Строго говоря, бодрость в нашей модели измеряется в эталонных часах отдыха некоего «эталонного человека», поэтому скорость восстановления организма равна 1 эталонный час/час.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Понятие «символ» здесь должно пониматься не в смысле «знак», а как невидимое, прикровенное и в то же время объективное сообщение с духовной реальностью. Тогда и греческий перевод этого слова становится понятен: sumballo- «соединяю», «держу вместе»./ Шмеман А., прот . Евхаристия: Таинство Царства. - М., 1992, с. 40. Символическая деятельность соединяет, «держит вместе» конкретную человеческую личность и Предвечный Божественный Логос. Социобиология - междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нескольких дисциплин: теории эволюции, генетики, зоологии, археологии, этологии, экологии, психологии, социологии. Социобиология пытается объяснять поведение живых существ (в первую очередь человека в контексте социума) с редукционистских позиций набором определенных преимуществ, выработавшихся в ходе исторического эволюционного развития. Основоположник - американский энтомолог, мирмеколог (специалист, изучающий муравьев), проф. Гарвардского университета Э. Уилсон (Wilson), в 1975 г. опубликовавший книгу «Социобиология: новый синтез», а в 1979 - «О природе людей». (Sociobiology: The New Synthesis 1975, Harvard University Press, 1975; On Human Nature , Harvard University Press, 1979). Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г. - Электронный ресурс: Там же. См., например, обзоры: Человек не был создан по образу Божию. - Электронный ресурс: http://elementy.ru/news/430541 ; Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? - Электронный ресурс: http://elementy.ru/news/430894 Докинз Р. Бог как иллюзия. Пер. с англ. Н. Смелковой. - М., 2008, с. 230-330. Там же, с. 237-245. малыша настроено на то, чтобы извлекать общую информацию об устройстве мира не столько из наблюдений за этим миром, сколько из общения со взрослыми. Дети постоянно ждут от взрослых, что те поделятся с ними своей мудростью. Когда взрослый передает ребенку какую-то информацию, ребенок пытается найти в ней некий общий смысл, объяснение правил, порядков и законов окружающего мира. Дети склонны обобщать информацию, но не любую, а прежде всего ту, которая получена от взрослого человека при прямом контакте с ним.

http://bogoslov.ru/article/507057

Ведь если мы устраним всё зло из какой-либо вещи, она станет лучше. Но если мы устраним из чего-то всё благо, то просто ничего не останется (Augustine). Следовательно, благо есть высшее начало, а зло есть, по сути, ограничение или недостаточность блага (см. проблема зла). Библиография : Augustine, Anti-Manichean Writings. N. L. Geisler, Philosophy of Religion, chapters 14–15. → The Roots of Evil. C. S. Lewis, God in the Dock. → Mere Christianity. Thomas Aquinas, On Evil. Дьюи, Джон (DEWEY. JOHN) Джона Дьюи (1859–1952) называют отцом современной американской системы образования, на которую он в своё время оказал огромное влияние. В качестве философа и писателя он тесно связан с таким философским направлением, как инструментализм, известным также под названием прогрессивизма или прагматического гуманизма. При посредстве американской системы образования его взгляды оказали своё влияние практически на каждого американца двадцатого века. Дьюи подписался под «Гуманистическим манифестом» (Humanist Manifesto) и был лидером движения за переход системы образования к секулярному гуманизму (см. гуманизм секулярный). Дьюи, родившемуся и получившему образование в штате Вермонт, была присвоена докторская степень в Университете Джона Хопкинса. Затем он изучал прагматизм Ч. С. Пирса (Pierce), экспериментальную психологию Дж. С. Холла (Hall), философию (неогегельянскую) Дж. С. Морриса (Morris) и Т. Г. Хаксли (Гексли; Huxley). Дьюи преподавал в Чикагском и Мичиганском университетах, а годы с 1904-го по 1930-й посвятил Колумбийскому университету. Дьюи написал много книг и массу статей на темы, охватывающие диапазон от образования и демократии («Демократия и образование»; (Democracy and Education, 1916) до психологии («Природа и поведение человека: введение в социальную психологию»; Human Nature and Conduct: An Introduction to Social Psychology, 1930), логики («Логика: теория исследования»; Logic: The Theory of Inquiry, 1938) и даже искусства («Искусство как опыт»; Art as Experience, 1934).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

‘Moscow is not Sodom’: Orthodox Christians disrupt illegal ‘gay pride’ demo in front of city council Moscow, May 30, 2012 Orthodox Christians blocked an attempt Sunday by homosexuals to demonstrate outside of the Moscow City Council in response to the city’s ongoing refusal to permit a “gay pride” parade within its jurisdiction. Calling the event “Gay Pride 2012,” despite the ban, protesters held rainbow flags and signs, and made declarations to the media. At least one wore a Wicca symbol on her neck. According to video posted on YouTube by march supporters, Orthodox activists disrupted the event by snatching the signs from the protesters, and even splashing holy water on them. Some scuffled with demonstrators and took swings at them, although there were no reports of injuries. Moscow police followed up by arresting the homosexual protesters, although some Orthodox were arrested as well. Pro-family activist Dmitry Tsarionov told reporters: “I will not allow perverts to bring the wrath of God onto our city,” and added: “I want our children to live in a country where a sin that so awfully distorts human nature is not preached in schools,” according to the Associated Press. He held a sign that read: “Moscow is not Sodom.” Homosexual leader Nikolai Alexeyev was one of those arrested, claiming that Russia is a “totalitarian state” because of its refusal to permit him to speak to reporters during the demonstration. Alexeyev’s arrest at the demonstration follows another arrest in April in St. Petersburg, where he violated the law against exposing minors to homosexual propaganda by holding a sign on a public street that read “Homosexuality is not a perversion.” Recent polls indicate that a majority of Russians are in strong agreement with the government’s opposition to the homosexual political agenda. A national poll conducted by state-run pollster VTsIOM in April, showed 86 percent of 1,600 respondents nationwide said they supported a ban on the promotion of homosexual relationships. A 2010 poll found that 74 per cent of Russians said homosexuals are “morally dissolute or deficient” and believe that homosexuality is “an amoral mental deviation.” Although sodomy has been legal in Russia since 1993, city governments have acted to prevent homosexuals from advocating their lifestyles in public, banning “gay parades” and passing laws against propagandizing in favor of homosexuality in the presence of minors. Legislators at the national level are preparing to debate a bill that would outlaw such propaganda throughout the country. LifeSite News 31 мая 2012 г. ... Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53912.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010