Другая гипотеза выбора даты освящения кафедрального собора Константинополя может быть связана с датой зимнего солнцестояния. Симеон Метафраст в житии свт. Иоанна Златоуста (кон. X в.) упоминает, что, когда Златоуст совершал Божественную литургию, при возношении даров во время причастного возгласа «Святая святым» один из прислужников обратил свои взор на некую женщину, «смотрящую вниз свысока» [Symeon Metaphrastes, PG 114, col. 1113]. Позже патриарх через галереи «спускался» в юстиниановскую Софию. См., напр.: [Mathews, 1971, 13]. Согласно позднему свидетельству, некая женщина по имени Анна пожертвовала землю для строительства Великой церкви в обмен на право быть похороненной на этой земле. Возможно, первоначально здание скевофилакиона имело погребальную функцию как, например, мавзолей Константины, дочери Константина Великого, построенный в середине IV в. на Номентантской дороге (современная окраина Рима), или мавзолей Елены, который был построен в начале IV в. в Риме Константином I как усыпальница для себя (позже в ней была похоронена его мать Елена). См. об этом: [Dark, Kostenec, 2019]/ Ориентация церкви Константина, а затем и Юстиниана является темой для отдельного исследования. Например, в IV в. подобную планировку имели римские церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (Sant’Agnese fuori le mura) или Сан-Марчеллино-э-Пьетро (Santi Marcellino e Pietro alLaterano) в Риме. Большинство крупных церквей Римской империи имели одну апсиду. Однако София могла быть трех-, четырех- или пятинефной базиликой, напоминающей первоначальную церковь Гроба Господня в Иерусалиме или церковь Рождества Христова в Вифлееме. О пятинефной базилике см.: [Колпакова, 2010]. Традиция ставить деревянный купол над базиликой появилась значительно позже. См., напр.: [Mathews, 1971, 12]. Примерно такая же ширина нефа — в церкви Святой Софии конца V в. в Салониках. В своем исследовании Т. Ф. Мэтьюз [Mathews, 1971] делает вывод, что размеры древней базилики должны были быть значительно меньше размеров юстиниановскои церкви.

http://bogoslov.ru/article/6194292

—130— византийского патриарха 1812 . В собственном же смысле подвластными епископы Сицилии и Калабрии были римскому престолу. Еще папы – Лев Великий в послании от 21 октября 447 года, Геласий в послании от 11 марта 494 года – требуют от последних полной покорности Риму, признания его авторитета в южной Илалии 1813 . Особенно ревностно доказывал это папа Григорий Великий , в VI веке, начавший, постепенно латинизировать эти области, вводя, например, целибат для иподиаконов и пр. 1814 Эти и подобные им послания очень характерны, как показатель того, что очень рано епархиям южной Италии искусственно навязывался авторитет римской Церкви. Следовательно, не только само население, в массе, но и клирики, епископы, быть может, получившие сан в Риме, были далеки от свободного признания авторитета римского главы. Отношения с последним не были прочны, и особенное развитие, высокая святость и личный аскетизм византийского духовенства всегда притягивали к себе также ставленников Рима в южных областях Италии 1815 . Итак, вплоть до конца VII века восточное влияние было очень сильно в церковной и общественной среде Италии. Греческое население южной Италии, в частности, должно было особенно живо чувствовать свою связь с Византией после утверждения в Равенне наместника византийского императора. Греческие монахи и греческий культ в Италии В распространении по Италии византийских идей, церковно-богослужебных традиций, языка и т. п. большую роль сыграли греческие монахи. Выше было указано, что еще на латеранском соборе 649 года, при папе Мартин I, участвовало много греческих монахов, по просьбе которых, между прочим, постановления этого собора против монофелитов были пере- —131— ведены на греческий язык 1816 . Этот факт с очевидностью доказывает, что уже в половине VII века в самом Риме было насколько греческих монастырей, составлявших, как бы, автокефальную группу, с которой считалась латинская церковная власть. Так, монастырь св. Анастасия, находившийся около собора s. Paolo fuori le mura, был населен греческими монахами 1817 ; в VIII веке папа Адриан реставрировал в нем egumenarchium 1818 : этот термин доказывает, что и при папе Адриане в VIII веке в монастыре св. Анастасия были монахи греки. С конца XII века он перешел армянам 1819 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Именно христианское величие Рима хотел подчерк–путь патриарх своими действиями и словами. «В эту святую минуту до нас доносится голос крови апостолов Петра и Павла, крови мучеников Колизея», — воскликнул он в соборе Святого Петра. И в согласии с Преданием он назвал Церковь Рима «местопребыванием корифеев апостолов Петра и Павла». Утром 26 октября он молился на гробнице Святого Петра, а во второй половине дня он был в соборе Святого Павла–за–стенами (San Paolo fuori le mura), зажигая у каждой гробницы особый светильник. 27 октября он посетил соборы Святого Иоанна Латеранского и Святой Марии Великой. Он был поражен сходством мозаик с теми, которые позднее достигли расцвета в византийском искусстве. В Колизее он пропел византийский тропарь мученикам, «уязвленным любовью Божией». Па следующий день он посетил катакомбы Святой Присциллы и ее capella greca. Всего важнее то, что первоиерарх Православной Церкви столь торжественно напомнил о равном достоинстве и нерасторжимом единстве в первохристианском Риме обоих апостолов, Петра и Павла. Ибо вся история христианского Запада отмечена знаком и разделения: Римский епископ отождествлял себя тол ко с Петром, тогда как Реформация помнила, каз лось, лишь о внезапном избрании Павла и о силе его противостояния… В этой перспективе римская встреча, происшедшая после Собора и в тот момент, когда проходил первый епископский Синод католической Церкви, позволил Православию заново осмыслить римский примат: неразрывности с неразделенной Церковью и в над жде на единство. Патриарх, напомнив, что единство обеих Церквей осуществляется «во Христе Иисусе, Который ест Глава Церкви», призвал в свидетели «достопочтенного епископа Римского, носителя апостольской благодати и преемника сонма людей святых и мудрых, про славивших эту кафедру, первую по чести и порядку и организме многих христианских Церквей, и чья святость, мудрость и мужество в отстаивании общей веры неразделенной Церкви является нерасточимым достоянием и сокровищем для всего христианского мира». Афинагор I видит папу в центре церковного общения, а не над ним: «Мы приветствуем Ваше Святейшество и достопочтенный Синод, окружающий Вас, иерархию рассеянную по всему миру, святой клир, религиозные ордена и всех, столь дорогих нам верующих святой Римско–Католической Церкви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 130v) Правитель как защитник Церкви должен заботиться о духовном благе подданных. Это нашло выражение в деятельности К. по «исправлению» (correctio, emendatio) нравов франкского народа, совершенствованию общественных и гос. институтов. «Правильное», упорядоченное устройство Церкви и гос-ва (в соответствии с «чином» (ordo)) было предметом обсуждения на Соборах и совещаниях прелатов и знати со времен майордома св. Карломана (741-747). Подобные представления легли в основу унификации богослужения, реформы мон-рей, поощрения пастырской деятельности духовенства. К. последовательно проводили политику, направленную на христианизацию всех сфер частной и общественной жизни франков. В капитуляриях франк. королей и императоров излагались требования, связанные с христ. браком,- строгое соблюдение моногамии, отказ от внебрачных связей, запрет на брак в канонических степенях родства. Но сами К. не всегда придерживались этих требований. Так, у Карла Великого было 18 детей от 4 законных жен и 5 наложниц. В нек-рых случаях семейная жизнь правителей становилась предметом широкого обсуждения и вызывала конфликты в обществе, как, напр., в вопросе об аннулировании брака кор. Лотаря II и Теутберги. На протяжении мн. лет король пытался избавиться от бездетной супруги, обвиняя ее в нарушении верности, кровосмешении и т. д. Мн. церковные иерархи, в т. ч. Гинкмар Реймсский, выступили против короля из соображений политической выгоды (после смерти Лотаря II его королевство было разделено родственниками). Римские папы Николай I и Адриан II (867-872) приняли участие в решении этого вопроса, чтобы укрепить свой авторитет в Каролингской империи. Др. аспектом идеологии К. является представление о единстве государя и народа, о сотрудничестве всех людей ради достижения общего блага (communis utilitas). В капитуляриях Карла Великого подчеркивались необходимость повиновения государю (все подданные должны были принести клятву верности) и взаимные обязательства правителя и народа.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Из базилик V в. замечательна базилика св. Сабины, на авентинском холме потому, между прочим, что представляет собой единственную древнюю римскую базилику, сохранившую по крайней мере первоначальную внутренность. Из мозаики над главным входом в нее видно, что она построена была при папе Целестине I (422–432). Базилика эта тоже трехнефная. Колонны в количестве 24, расчленяющие ее внутренность, расставлены широко и перетянуты архивольтами. Все они из паросского мрамора с желобчатыми стержнями, коринфскими капителями и аттическими базами, и первоначально принадлежали по всей вероятности какому-нибудь античному зданию. Потолок в этой базилике до сих пор еще сохранился древний, деревянный из тщательно обделанных балок и стропил. Кроме главного абсида есть еще другой в правом боковом корабле на конце его, а на левой стороне находится боковой хор. Престол стоит не у стены абсида, а в центре его полукруга и даже несколько выступает из этого полукруга 163 . Кроме этой базилики от V в. и позднее в Риме сохранилось много и других. Можно указать: san Lorenzo in lucina 440 г. san Petro in vincoli, или basilica Eudoxiana 440–62, santa Agata alla suburra 460, Santa Bibiana 480, santa Anastasia 490, santa Prisca 499, ss. Cosma e Damian 526–30, s. Martino ai monti, s. Marko, s. Agnessa fuori le mura 164 . В главных чертах все эти базилики имеют одно и тоже устройство: они трехнефные, с возвышенным средним кораблем, с абсидом, с транзептом, или без него и т. п. В других западных городах сохранилось гораздо менее древних базилик, но и они также заслуживают внимания. Так в Равенне нынешняя церковь santa Agata по первоначальной своей постройке относящаяся к 417 г., есть трехнефная базилика с абсидом, обращенным на восток, но без поперечного корабля, без двора с одним только притвором. Впрочем базилика эта сохранилась далеко уже не в первоначальном виде 165 . Столь же почти древние по своему происхождению и такой же план имеют равеннские базилики san Francesco и san Giovanni evangelista. Обе они построены между 425 и 430 годами. Первая – трехнефная базилика с тремя абсидами к востоку; вторая – тоже трехнефная с одним абсидом; обе – с притворами 166 . К более позднему времени относятся в Равенне базилики: св. Аполлинария in classe и san Theodoro прежде бывшая арианской – обе трехнефные и первая из них считается одним из лучших образцов 167 . Затем можно указать на кафедрал в. Марсели, по первоначальному происхождению своему относящийся к IV в. 168 , но базилику san Giacomo на Риальто в Венеции, построенную, в начале VI в. 169 . Кроме того замечательны некоторые такие из западных базилик, которые не сохранились до настоящего времени и известны только по описаниям. Таковы две трехнефные базилики, описанные Григорием турским 170 и базилика Феликса, описанная Павлином ноланским 171 . Вообще, в западном церковном зодчестве храмы типа базилик столь многочисленны в сравнении с храмами других типов, что действительно представляются родом почти преобладающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

2237       Bovini G., Brandenburg H. Repertorium der christlich-antiken Sarkophage. I: Rom und Ostia. Wiesbaden, 1967. 2238       Caillet J.-P., Loose H.N. La vie d’éternite: La sculpture funéraire dans l’Antiquté chrétienne. R, 1990; o коллекции каменных саркофагов, хранящихся в Лувре и происходящих из разных мест: Baratte F., Metzger C. Musee de Louvre: Catalogue des sarcophages en pierre d’époque romaine et paléochrétienne. R, 1985. 2240       Oakshott W. The Mosaics of Rome: From the Third to the Fourteenth Centuries. L., 1967; Matthiae G., Andaloro M. Pittura romana del Medioevo, secoli IV-X. Roma, 1987; Andaloro M, Romano S. Arte i iconografia a Roma: Dal tardoantico alla fine del medioevo. Con contributi di A. Fraschetti, E. Parlato, Gandolfo, P.C. Claussen. Milano, 2002. 2242       Altripp M, Nauerth C. (Hrsg.). Architektur und Liturgie: Akten des Kolloquiums vom 25. bis 27. Juli 2003 in Greifswald. Wiesbaden, 2006. 2243       De Blaauw S. Kultgebäude//Reallexikon für Antike und Christentum. 2008. Bd. XXII. Sp. 279–280, 373–389. 2245       Mathews T.F. An early roman chancel arrangement and its liturgical functions//Rivista di Archeologia Cristiana. 1968. 28, 1–2. P. 73–95. 2247       Mainstone R.J. Hagia Sophia: Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Great Church. L., 1988. P. 226–236. 2249       Verstegen U. Die symbolische Raumordnung frühchristlicher Basiliken des 4. bis 6. Jahrhunderts: Zur Interdependenz von Architektur, Liturgie und Raumasstattung//Rivista di Archeologia Cristiana. 2009. 85. P. 567–600. 2250       Brandenburg H. Die Basilica S. Paolo fuori le Mura: Der Apostel-Hymnus des Prudentius (Peristeph. XII) und die architektonische Ausstattung des Baues//Ecclesiae Urbis. Atti del Congresso intemazionale… S.1525–1578. 2251       Heid S. Gebetshaltung und Ostung in frühchristliche Zeit//Rivista di Archeologia Cristiana. 2006 (2007). 82. S. 347–404. 2252       Heid S. Kreuz. Jerusalem. Kosmos: Aspekte frühchristliche Staurologie. Münster, 2001 (Jahrbuch für Antike und Christentum. Ergänzungsband 31). S. 106–242.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Fuori le mura …Вышел за монастырь к пристани Дафни узенькою тропинкой среди кустарников. Цвел желтый милый дрок, мой друг еще с Прованса. Яркий солнечный вечер, цветы дрока, ярко-синее море. Кругом скалы, по ним мелколиственный дубок, кой-где оливки да цепкие заросли. Идешь, срываешь желтые цветы, видишь внизу кипящую черту прибоя, и морской ветер треплет волосы. В заливчике белеет яхта. Зачем она сюда зашла? Кто на ней? И надолго ль? Может быть, любознательная американка разглядывает сейчас с борта загадочную страну, на чью землю ступить не может? Крепок Афон своим запрещением женщин! Сорок лет назад здесь, быть может, в этом самом заливе был такой случай: подошел пароход «Виктория», нанятый одной русской дамой высшего круга, – сын ее был послушником Пантелеймонова монастыря. Гжа М. хотела повидаться с ним. Ее сопровождали две-три дамы и русский вице-консул в Дарданеллах. Монастырь принял гостей радушно. Дамы на берег не сходили, но на пароход были отправлены мощи святого Пантелеймона, был отслужен молебен на борту «Виктории», приезжие исповедывались у отца Рафаила. Посетил их и сам игумен отец Макарий и напутствовал. Неясно только, видела ли гжа М. сына? Может быть, с борта, на берегу? Или мягкий отец Макарий разрешил ему съездить на корабль? Не знаю. Но шестого августа ночью, едва пароход отошел, в монастыре святого Пантелеймона загорелся – и сгорел до основания – храм Покрова Пресвятыя Богородицы. Вечер, нежно-розовое наплывает в воздухе. Яхта бесшумно поворачивается. Трубы белеют, дымят, легко, бесцельно и без жалости уходит она вдаль от наших берегов. Синяя ночь встретит ее в пустынях. Зажгут красные, зеленые огни. В сиянии матовых полушаров будет подан обед – на ослепительной скатерти, с хрусталем и цветами, ледяным вином. Сказочный Афон станет воспоминанием. Выйдя на палубу, растянувшись в лонгшезе, не вспомнит любопытствующая американка, в какой и стороне-то он. Я помахал платочком яхте. «Мир» уходил. Мы оставались – необитаемый остров. Уединенный брег, уединенный край, сизеющее в лиловатости море вечернее и там, за краем его, – Афины, Франция, Париж… Прощание с Афоном Ненаписанное письмо «Последний вечер в монастыре святого Пантелеймона был тихий и несколько грустный.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

А в моем особом сборнике она представлена в уменьшенном виде. В одном приделе базилики почивают в сундуке мощи св. мученика Короната. А в ризнице на стене помещена мозаическая икона с золотым фоном – Поклонение волхвов, времени папы Uoahha VII, 706 г. Неказиста она, груба, но церковна. Рассматривая римские святыни, я чувствовал в душе своей чистейшее веселие духовное. Оно окрыляло меня и стремило от единой церкви к другой. Оно ввело меня и в церковь Алексея человека Божия. Эта церковь очень древна. Она основана была сенатором Евфимианом в царствование Онория (393–403 гг.), а нынешний вид получила в 1570 г. старанием кардинала Квирини. До этой же поры убежавший из Дамаска от арабов митрополит Сергий в 977 г. поселился при этой церкви и устроил монастырь св. Вонифатия, в котором в 981 г. было много монахов под начальством аббата Льва. В 990 г. прагский епископ Адальберт 203 тут омонашился вместе с послушниками своими, Иоанном Мудрым и Феодосием Молчаливым. С 1426 г. этот монастырь занимают монахи иеронимиты. В церкви его чествуется древняя, поясная икона Пресвятой Девы Марии, когда-то принесенная с Востока (быть может, дамасским митрополитом Сергием). Лицо Ее полно и одутловато, брови прямы, как у жителей Месопотамии, глаза неприятны, нос прям и длинноват, уста малы и сжаты, нижняя часть ланит полнее верхней, десница немного приподнята (в час молитвы); одеяние, как и на всех иконах Ее, но рукавчики оторочены золотом в два ряда у самых кистей ручных и пониже их. Пресвятая Дева написана без Младенца. Отсюда любознательность привела меня в древнюю базилику св. архидиакона Лаврентия вне стен, Santo Lorenzo fuori le mura, посещаемую поклонниками наравне с прочими знаменитыми церквами (св. Креста, св. Севастиана и проч.). На месте ее древле стояла молельня, Oratorium, над усыпальницей св. Кириакии. В сей-то молельне положены были священные мощи Лаврентия, родом испанца, страшно замученного на раскаленной решетке при императоре Деции (250 г.). Над ними, по указанию книги Liber pontificalis, Константин Великий во дни папы Сильвестра (314–335 гг.) построил базилику и украсил ее роскошно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Софии, сделанное так хорошо, как только может сделать это не архитектор по призванию. В это раннее время понимание церковной архитектуры было распространено более, чем в какую бы то ни было следующую эпоху. Писатели того времени, по большей части лица духовные, пользовались каждым случаем в проповедях, чтобы поговорить о величии и роскоши церквей. Для самой постройки служили архитекторы по профессии; таков архитектор Зеновий и пресвитер Евстафий, заведовавшие постройка ми Константина. Юстиниан для Св. Софии вызвал многих художников, а между ними две знаменитости того времени – техников Антемия из Траллеса и Исидора Милетского. Впрочем, насколько роскошна была внутренность византийских церквей, настолько бедна была внешность; беднее были и фасады, на которых не было мозаик, как на Западе; это происходило от того, что фасад восточной церкви не бросается в глаза, будучи закрыт различными колоннадами, дворами и пристройками всякого рода. Но за то западные церкви уступают восточным в том разнообразии планов, в тех новых и оригинальных комбинациях, которые так поражают нас в церкви Св. Софии. Между тем на Западе, во втором периоде древнехристианской архитектуры, прежний стиль не был заменен никаким другим и продолжал господствовать в Средней Италии, сильно упавши впрочем в формальном отношении. В Риме, где еще много было античных монолитных колонн, удержалась базилика в своем чистом виде, конечно, значительно обедневши, – пришлось уже подпирать крышу колоннами различного вида и различной величины. В Верхней Италии, рядом с базиликами, видим и церкви, крытые сводами различных планов; таково напр. величественное круглое здание древнего собора в Брешии, вероятно, построенного не позже VII-ro века; далее церковь Св. Агнесы fuori le mura, по устройству очень похожая на древнюю базилику Св. Лаврентия в Риме; таковы многие другие церкви в Вероне, Лукне, Милане и других местах. Проходя молчанием эти церкви, впрочем очень красивые и величественные, обратимся к памятнику, достойно завершившему историю древнехристианской архитектуры, к храму Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

жены с ароматами; вдали за горами виден крест 2479 . Видоизмененную форму плача представляет другая композиция «Надгробного рыдания или Не рыдай мене Мати». Спаситель стоит во гробе; Его поддерживает плачущая Богоматерь. Она встречается в поздних греческих памятниках (соборы в Каракалле и Зографе); также на русских иконах «Единородный Сын» и отдельно, и в Страстях Господних. Греческий подлинник не знает этой формы; но она, в нескольких вариантах, известна по многочисленным памятникам западным, каковы: фрески во флорентинской рефектории Св. Марка, запрестольный испанский образ XV в. в музее Клюни (подарок Юлия Avdeovd) металлический ящик XV-XVI вв. в Лувре 398 (два ангела поддерживают Иисуса Христа); там же золотая пластина 181 (Богоматерь и Иоанн Богослов поддерживают Иисуса Христа; позади них ангелы; ср. 399), картины Фра Джованни Анжелико 200) и Фьезоле там же, образ Перуджино в церкви S. Pietro fuori le mura в Перуджии 2480 ; резной (по дереву) триптих XV в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по дереву V, 33) и картина П. Веронезе в том же Эрмитаже 145. В древнейших памятниках Запада сцена положения во гроб (=саркофаг) столь же проста, как и в византийских; так в кодексах архенском 2481 , трирском 2482 (сцена обрамлена двумя деревцами с надписью: «hortus»), в рукописи XII-XIII вв., изданной Бастаром 2483 , в Библии нац. библ. 9561 (л. 182), в молитвеннике той же библ. 1161 (л. 187), 1176 (л. 121) и 1354 (л. 148), на эмалевой пластине Нардона Пенико в средневековом отдел. Эрмитажа (зал эмалей, витр. 8, 190). В молитвеннике Марии Алоизии – прекрасный ландшафт, в перспективе город; Иосиф и Никодим в остроконечных шапках; четыре плачущие женщины (л. 22 об.). В бревиарии публ. библ. Q. v. I 78) и в Библии бедных 2484 положение во гроб сопоставлено с Иосифом в яме и Ионой, ввергаемым в море. 2474 Иисус Христос, лежащий во гробе, изображался также на древних плащаницах: иногда над Ним киворий и ангелы с рипидами; вверху ангелы плачущие и бюсты солнца и луны (плащ. Успенского собора во Владимире на Клязьме XVI в.); иногда Св. Дух сходит на Иисуса Христа (плащ. боровского Пафнут. монастыря). 2475 Прот. K.T. Никольский, Об антиминсах, табл. III-XIV. Наш рисунок передает не все подробности опис. типа. 2477 Деян. Моск. соб., л. 43. По изд. 1881 г., стр. 22. Исключение сделано для Апокалипсиса, л. 45, стр. 23 об. Читать далее Источник: Евангелие в памятниках иконографии : Преимущественно византийских и русских/Н. В. Покровский. - С.-Петербург: типография Департамента Уделова, 1892. - 496 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010