“Dio ha ordinato tutto sì che tutte le mie competenze mi sono state utili”, - diceva padre Cosma dopo. Conosceva bene l’elettricità, l’edilizia, l’elettronica, la mecchanica, aveva fatto gli studi medici presso la Croce Rossa e aveva ottenuto il diploma di sommozzatore. In seguito spesso forniva assistenza medica e una volta addirittura salvò un piccolo africano dalla morte sicura. È stato così. Una sera padre Cosma passava un lago e all’improvviso vide un grande gruppo di persone che piangevano. Un bambino era stato caduto fuori di una barca e andato sott’acqua. Padre Cosma s’immerse diverse volte a 10 metri di profondità ed alla terza volta riuscì a tirare fuori il bambino aggrovigliato nella lenza. Il pianto fu sostituito dalla gioia di tutti, pieni di graditudine al sacerdote ortodosso che aveva salvato il bambino dalla morte certa. All’età di 18 anni Giovanni cominciò a fare i primi passi sul cammino missionario. Egli organizzò le brigate di studenti-volontari per costruire degli istituti di beneficenza, contribuì alla conversione di massa degli zingari all’Ortodossia ed iniziò la costruzione di un villaggio e una chiesa per loro. Con l’aiuto dei volontari Giovanni ha eretto delle croci gigantesche che ancora oggi sovrastano molti luoghi nella diocesi di Florin. Nel 1975 Giovanni Aslanidis fermò i suoi studi e all’età di 33 anni andò in Zaire. Pieno di entusiasmo, esperienza, fervore e risolutezza, Giovanni cominciò a costruire chiese. Entro la fine della giornata era così stanco che andava a letto in scarpe, non essendo in grado di togliersele. Inoltre, un giorno Giovanni prese troppo sole e per il resto della sua vita soffriva di forti mal di testa. “Il clima africano è molto pesante per gli europei. La febbre è il mio stato permanente. Le forze finiscono, ma non posso fermarmi. L’opera deve continuare”, - diceva lui. I missionari cattolici e protestanti si stupivano, vedendo apparire una chiesa ortodossa dopo l’altra. Funzionava una “catena di montaggio” inventata da Giovanni: una brigata erigeva le mura, la seconda faceva il tetto, la terza montava le finestre, la quarta dipingeva ecc. Non era ancora finita una chiesa, ma già cominciavano a costruire un’altra. Nonostante l’assenza completa della tecnica moderna, con l’aiuto della gente locale Giovanni riuscì a costruire 10 nuove chiese.

http://mospat.ru/it/authors-analytics/61...

Пресвитер Гай, на которого ссылается Евсевий, жил во II веке. Указываемое им место находится на древней Остийской дороге (Via Ostiensis), связывающей Рим с Остией. Здесь, по преданию, римская матрона Луцина (Луциния) захоронила тело апостола Павла на фамильном участке кладбища 687 . Раскопки, произведенные в новейшую эпоху, выявили наличие на этом месте большого некрополя, от которого сохранились многочисленные надгробия с надписями на латинском, греческом, еврейском и египетском языках. Многие сохранившиеся надгробия относятся к дохристианской эпохе; более поздние принадлежат христианам: на некоторых из них имеются христианские символы и сообщения о том, что рядом захоронен апостол Павел. 688 В эпоху императора Константина (не ранее 313 и не позднее 337 года) на месте погребения апостола Павла был построен храм в его честь: до настоящего времени сохранились фрагменты алтарной апсиды храма. 689 При папе Дамасе (366–384) и императоре Феодосии (379–395) на том же месте началось строительство нового, более вместительного храма. Если первоначальный храм был развернут алтарем на восток, то перестроенный оказался развернут алтарем на запад (это было связано с тем, что Феодосий пожелал существенно увеличить размеры здания, но расширять его на запад не было возможности, так как оно упиралось в скалу). Строительство нового храма завершилось в 402–403 годах. 690 На момент окончания строительства храм был самым грандиозным христианским культовым зданием в Риме. Впоследствии он неоднократно перестраивался, однако в целом сохранял прежние размеры (в настоящее время это 132 м в длину, 65 м в ширину и 30 м в высоту). В 1823 году храм, называемый Базиликой святого Павла вне стен (Basilica di San Paolo Fuori le mura), сильно пострадал от пожара, в 1854-м восстановлен и повторно освящен. Храм является одной из четырех патриарших базилик Рима. Мощи апостола Павла на протяжении веков хранились в крипте базилики, однако после пожара оказались погребены под застывшим слоем расплавленного металла и камней. В 2005 году начались раскопки, в результате которых был обнаружен мраморный саркофаг. На его крышке латинскими буквами написано: Paulo apostolo mart[yri] («Павлу апостолу мученику»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Строительство большой базилики было начато в 383 г. при префекте Саллюстии и папе Сириции и продолжалось при трех императорах: Валентиниане II (375–392), Феодосии I (379–395) и Аркадии (383–408). Алтарь базилики находится над могилой апостола. Некоторые пристройки и элементы декора церковь получила в 402–403 гг. Примерно в это время ее видел и описал в известном гимне Peristephanon испанский поэт Пруденций. Описывая богатство декора, он упоминает деревянные балки, покрытые золотыми пластинами. Окончательно церковь была завершена при Гонории (395–423), о чем говорит мозаичная надпись. Дополнительные работы были проведены при Льве I (440–461), их финансировала Галла Плацидия, дочь Феодосия II. В это время центральный неф базилики украсили мозаиками, которые воплощали идею «конкордии» апостолов Петра и Павла, которую развивала Римская церковь . Пруденций сообщает, что уже тогда было установлено празднование общей памяти апостолов Петра и Павла 29 июня. Раскопки мемории были проведены в середине и в конце XIX в., однако их результаты не позволяют сделать достоверную реконструкцию этого сооружения. Самая важная находка – мраморная плита размером 2,12 х 1,27 м с посвятительной надписью PAOLO APOSTOLO MART(YRI), которая, скорее всего, была первоначальной вывеской (titulus) мемории. При строительстве базилики ее использовали как плиту Престола (mensa), утвержденного над захоронением апостола. Чтобы дать верующим доступ к захоронению с использованием полос ткани (brandea), в плите были проделаны отверстия. Эта важная находка подтверждает существование апостольской мемории. Большая базилика св. Павла «за стенами» (San Paolo fuori le Mura) размерами 89,87 х 24,2 м была развернута атриумом и фасадом к Тибру. Ее план близок к плану базилики Сан Пьетро: пять нефов, полукруглая апсида с трансептом перед ней, на противоположной стороне – просторный атриум с колоннадой. Центральный неф базилики и трансепт перед апсидой давали верующим свободный доступ к апостольской могиле. Как и в Сан Пьетро, рядом с трансептом находился баптистерий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Bruce F.F. The Acts of the Apostles: The Greek Text with Introduc­tion and Commentary. 3rd ed. Grand Rapids, 1990. Bruce F.F. The Epistle to the Ephesians//Bruce F.F. The Epistles to the Colossians, to Philemon, and to the Ephesians. Grand Rapids, 1984. P.229–416. Bruce F.F. The Epistle to the Galatians. Grand Rapids, 1982. Bruce F.F. The History of New Testament Study//New Testa­ment Interpretation: Essays on Principles and Methods/Ed. by I.H.Marshall. Exeter, 1977. P.21–59. Buchanan G.W. To the Hebrews: Translation, Comment and Conclusions. New York, 1972. Burkitt F.C. The Gospel History and Its Transmission. 3rd ed. Edinburgh, 1911. Cadbury H.J. The Book of Acts in History. London, 1955. Cary M., Haarhoff T.J. Life and Thought in the Greek and Roman World. 4th ed. London, 1946. Clark A.C. Parallel Lives: The Relation of Paul to the Apostles in the Lucan Perspective. Carlisle; Waynesboro (Georgia), 2001. Collins R.F, Second Corinthians. Grand Rapids, 2013. Conzelmann H. Acts of the Apostles. Philadelphia, 1987. Das A.A. Paul and the Jews. Peabody (Mass.), 2003. Deissmann A. Paulus: Eine kultur- und religionsgeschichtliche Skiz­ze. Tübingen, 1911. Deissmann A. St.Paul; A Study in Social and Religious History. London, 1912. Eugene (Oregon), 2004. Dibelius M., Conzelmann H. The Pastoral Epistles. Philadelphia, 1972. Dibelius M., Greeven H., eds. An die Kolosser, Epheser, an Philemon. 3. Aufl. Tübingen, 1953. Docci M., San Paolo Fuori le mura: Dalle origini alia basilica delle ‘origini’. Roma, 2006. Dodd C. H. According to the Scriptures: The Sub-Structures of the New Testament Theology. London, 1952. Donaldson T.L. Israelite, Convert, Apostle to the Gentiles: The Origin of Paul’s Gentile Mission//The Road from Damascus: The Impact of Paul’s Conversion on His Life, Thought, and Ministry/Ed. by R.N.Longenecker. Eugene (Oregon), 2002. P.62–84. Donaldson T.L. Paul and the Gentiles: Remapping the Apostles Convictional World, Minneapolis, 2006. Dunn J.D.G. Paul and Justification by Faith//The Road from Da­mascus: The Impact of Paul’s Conversion on His Life, Thought, and Ministry/Ed. by R.N. Longenecker. Eugene (Oregon), 2002. P.85–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Помимо этих древних памятников первичного христианства в том же Риме находим и славные памятники более поздней эпохи существования христианской церкви на западе. Таковым прежде всего и главнее всего для всего римско-католического христианского мира, конечно, является созданный на месте древней базилики св. Константина – прекрасный храм св. Петра (San Petro in Vaticano). 52 Храм этот поражает не только своею величиною (187 м. в длину), но и художественностью внешнего и внутреннего устройства, так как является настоящею художественною галереей скульптуры и живописи, как сосредоточивающий в себе труды всех наиболее видных представителей западного искусства XVI–XVII вв. – Рафаэля, Кановы, Микеланджело, Бернина, Гвидо-Рени, Торсвальдсена, Дольничино, Рускони, Антонио Поллайюло, Гуерчино, Альгарди, Монно и мн. других. Значение этого храма, конечно, еще более увеличивается благодаря тому, что здесь, по верованию римско-католиков, находится гробница великого князя апостолов – ап. Петра. Не менее важным памятником в религиозном отношении является в Риме и другой также очень обширный храм в честь другого славного апостола св. Павла (San Paulo fuori le Mura), возникший на месте построенного еще в 388–397 гг. по приказанию императоров Валентиана II, Феодосия и Аркадия храма в честь апостола Павла, потом в 1823 году сгоревшего. Храм этот 53 помимо того, что включает в себе изящные памятники древнего искусства, конечно, еще более важен в том отношении, что в нем находится гробница (работы известного художника Арнольфа) великого апостола языков. Не далеко от этого храма (½ часа ходьбы) находятся известные три фонтана св. ап. Павла (San Paulo alle Tre fontane), по преданию, твердо поддерживаемому представителями римско-католической церкви, возникшие на месте обезглавления св. ап. Павла, при чем якобы указанные три источника возникли чудесным образом соответственно трем ударам палачей св. апостола, сопровождаемым тремя излияниями св. крови его. Совсем не обитаемое в прежнее время вследствие господства малярии, это место с 1823 года было высушено траппистами и теперь здесь возник даже особый монастырь трех фонтанов (Abtei zu den Tre fontane).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Только четыре раза в году, между прочим, на страстной неделе, он выносится народу для поклонения и показывается с высоты балкона, причем рассмотреть что-либо, кроме совершенно темного четвероугольника, нет никакой возможности. В храмах Рима немало особенно – почитаемых икон Богоматери, которым приписывается дар чудотворения. Насколько удалось узнать и видеть, можно насчитать их более пятнадцати, причем о восьми из них рассказывается, что написаны св. евангелистом Лукою. Многим из этих икон, как и у нас в православной церкви, по каким-либо особым обстоятельствам присвояются некоторые характеристические наименования. В храме св. Петра есть, напр.: икона, именуемая „столповою“ (Madonna della colonna), так как она написана на обломке древней мраморной колонны, находившейся в прежней базилике Св. Петра; а также „Помощница“ (Madonna del Soccorso) на северной стороне того же храма, за престолом придела во имя св. Григория Богослова . В базилике Maria Maggiore есть икона Богоматери, именуемая „Спасение народа римского” (S. Maria salus populi romani), так как именно эту икону будто бы папа св. Григорий Двоеслов в 590 г. обносил с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей тогда моровой язвы, которая после того и прекратилась. В церквах: S. Agostino, S. Alessio, S. Alfonso de Liguori имеются иконы Богоматери, именуемые: „Дева дев и Матерь всех” (Virgo virginum et Mater omnium), „Эдесская” и „Непрестанная Помощница“ (Madonna del perpetno Soccorso), а в церкви Божией Матери близ форума храмовая икона именуется „Милостивая“ (Madonna delle grazie) и существует предание, что будто бы именно пред этою иконой, находившейся некогда в притворе иерусалимского храма воскресения, преподобная Мария Египетская, сознав греховность жизни своей, в пламенной молитве изъявила решимость отречься от мира и удалиться на подвиги покаяния в пустыню. Почти все эти иконы древнего греческого или византийского письма и, по существующим здесь несомненным историческим данным или преданиям, привезены в Рим из разных стран востока. Одна же из них, изображающая Пресвятую Деву – Млекопитательницу, весьма древняя по письму, найдена в катакомбах св. Агнии и в настоящее время помещается над престолом в одном из приделов старинной церкви, построенной первоначально еще Константином Великим подле этих катакомб (S. Agnese fuori le mura). Иконы Богоматери в римских храмах обыкновенно помещаются на горнем месте над самым престолом и православному русскому человеку встретить их как-то особенно отрадно. Любуясь целым рядом громадных запрестольных картин, он иногда почти забывает, что находится в храме, а не в галерее какого-нибудь музея, вдруг видит что-то свое родное, и невольно поднимается рука, чтобы осенить себя крестным знамением. Одного только не достает ему здесь: не видит он тех лампад и свеч, которые у нас горят всегда во множестве пред ликом Богоматери. Римский католик такого обычая не знает и лишь тихой коленопреклоненной молитвой выражает свое благоговение к особо чтимой святыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

После смерти талантливого и энергичного Генриха в 1216 г. бароны избрали в императоры его зятя Петра Куртене, женатого на Иоланте, сестре Балдуина и Генриха. В момент избрания Петр с супругой находился во Франции. Получив известие об избрании, они двинулись в Константинополь через Рим, где папа Гонорий III короновал Петра императорской короной, но не в храме св. Петра, а в церкви San Lorenzo Fuori le Mura, желая этим показать, что империя Романии на Востоке была отлична от Римской империи на Западе, – отличие, которое могло быть несколько забыто, если бы коронация восточного императора имела место в соборе св. Петра, где, начиная с Карла Великого и Оттона I, короновались западные императоры. 508 Отправив из Италии свою супругу Иоланту морем в Константинополь, сам Петр с войском, переехав Адриатическое море, высадился у Диррахия, надеясь сухим путем добраться до столицы. Но Феодор Ангел, устроив ему засаду в горных теснинах, разбил и взял в плен большую часть войска Петра. Сам император, по одним источникам, пал в битве, по другим, был схвачен и умер в греческом плену. 509 Этот, по словам В. Г. Васильевского , “подвиг Феодора совершенно в греческом византийском вкусе” 510 произвел особенно сильное впечатление на Западе, где хронисты в самых мрачных чертах рисуют дикость и жестокость Феодора. 511 Судьба Петра Куртене в греческом плену покрыта, подобно судьбе первого латинского императора Балдуина, погибшего, как известно, в болгарском плену, некоторой таинственностью; по всей вероятности, Петр умер в темнице. Между тем, вдова Петра, Иоланта, прибыв в Константинополь, в течение двух лет до своей смерти (1217–1219) управляла государством. Ей наследовал ее сын Роберт (1220–1228). Смерть Петра Куртене должна быть оценена как первый натиск Эпирского деспотата, т.е. западного эллинского начала против пришлого на Балканский полуостров элемента латинского. На этом антилатинская политика Феодора Ангела не закончилась. Вскоре возник вопрос о королевстве Фессалоникийском (Солунском), королем которого был, как известно, с 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

«О Теле и Крови Господа» (PL. 121. Col. 103-170). Трактат с аналогичным названием посвятил королю Пасхазий Радберт (PL. 120. Col. 1255-1350). При дворе К. Л. работал Иоанн Скот Эриугена , который пользовался особым покровительством короля, несмотря на враждебное отношение к нему Гинкмара Реймсского, Пруденция и Флора Лионского, обвинявших Эриугену в ереси. По просьбе К. Л. Эриугена перевел с греч. языка «Ареопагитики», автором к-рых в то время считался св. Дионисий Парижский (см. Дионисий Ареопагит ), а затем - «Первую Амбигву» прп. Максима Исповедника. Узуард , монах аббатства св. Германа в Париже, по просьбе К. Л. составил «исторический» мартиролог, который приобрел широкое распространение и использовался на Западе до XVI в. Особое внимание К. Л. уделял епископской кафедре и аббатству св. Германа в Осере, где находились школа и крупный скрипторий. Хейрик Осерский посвятил королю составленное им стихотворное Житие св. Германа (BHL, N 3458). Ист.: Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; Nithardi Historiarum libri IV/Ed. E. Müller. Hannover, 1907. (MGH. Script. Rer. Germ.; Recueil des Actes de Charles II le Chauve, roi de France/Éd. G. Tessier. P., 1943-1955. 3 vol. Лит.: Calmette J. La diplomatie carolingienne du traité de Verdun à la mort de Charles le Chauve (843-877). P., 1901; Levillain L. Le sacré de Charles le Chauve à Orléans//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1903. Vol. 64. P. 31-53; Lot F., Halphen L. Le règne de Charles le Chauve (840-877). P., 1909; Classen P. Die Verträge von Verdun und von Coulaines, 843, als politische Grundlagen des westfränkischen Reiches//Hist. Zschr. Ser. 3. 1963. Bd. 196. S. 1-35; Gaehde J. E. The Bible of San Paolo fuori le Mura in Rome: Its Date and Its Relation to Charles the Bald//Gesta. N. Y., 1966. Vol. 5. P. 9-21; Schramm P. E. Kaiser, Könige und Päpste: Gesammelte Aufsätze zur Geschichte des Mittelalters. Stuttg., 1968. Bd. 2; Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Avril F. et al. La France romane au temps des premiers Capétiens, 987–1152. Paris, 2005 Barber C. et al. The Theodore Psalter: Electronic Facsimile. Urbana, 2000; рец. Crostini- Lapin B.//Bollettino della Badia greca di Grottaferrata. 55. 2001. P. 191–215; ibid. 56–57. 2002–2003. P. 133–209 Bernabò M. Le miniature per i manoscritti greci del Libro di Giobbe. Firenze, 2004; рец. Krause K.//Byzantinische Zeitschrift. 99. 2006. P. 223–230 Bernabò M. et al. Il Tetravangelo di Rabbula: l " illustrazione del Nuovo Testamento nella Siria del VI secolo. Roma, 2008 Bernabò M. et al. La collezione di testi chirurgici di Niceta: tradizione medica classica a Bisanzio. Roma, 2010 Bernabò M. et al. Voci dell " Oriente: miniature e testi classici da Bisanzio alla Biblioteca Medicea Laurenziana. Firenze, 2011 Bonfiolio M. Bisanzio e l " Italia: scritti di archeologia e storia dell " arte. Roma 2002 Brubaker L. Vision and Meaning in Ninth-Century Byzantium: Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Cambridge, 1999; рец. Mango C. A.//Byzantine and Modern Greek Studies. 24. 2000. P. 277–281 Buoncore M. et al. Vedere i Classici: l’illustrazione libraria dei testi antichi dall’età romana al tardo medioevo. Roma, 1996 Canart P. et al. La bible du patrice Léon: commentaire codicologique, paléographique, philologique et artistique. Città del Vaticano, 2011 Cardinali F. La Bibbia carolingia dell " Abbazia di San Paolo fuori le Mura. Roma, 2009 Carr A. W. Byzantine Illumination, 1150–1250: The Study of a Provincial Tradition. Chicago, 1987 Collins M. Medieval Herbals: The Illustrative Traditions. London, 2000 Constantinides E. C. Images from the Byzantine Periphery: Studies in Iconography and Style. Leiden, 2007 D’Aiuto F. Su alcuni copisti di codici miniati mediobizantini//Byzantion. 67. 1997. P. 5–59 D’Aiuto F. Su alcuni copisti di codici miniati mediobizantini (2)//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. N.S. 53. 1999. P. 119–150. Tab. 1–12 D " Aiuto F. et al. I Vangeli dei popoli: la parola e l " immagine del Cristo nelle culture e nella storia. Citta del Vaticano, 2000

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Princeton, 1969. vol. 6. P. 229-232; Hengel M. Judentum und Hellenismus: Studien zu ihrer Begegnung unter besonderer Berücksichtigung Palästinas bis zur Mitte des 2. Jh. v. Chr. Tüb., 1969 (англ. пер.: idem. Judaism and Hellenism: Studies in their Encounter in Palestine During the Early Hellenistic Period/Transl. J. Bowden. Phil., 1974. Vol. 1); Ydit M. Av, The Ninth of//EJud. 1971. Vol. 3. Col. 938; Renehan R. The Greek Philosophic Background of Fourth Maccabees//Rheinisches Museum für Philologie. Bonn, 1972. Bd. 115. S. 223-238; Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C.- A.D. 135)/Ed. G. Vermes e. a. Edinb., 1973-1987. 3 vol.; Lebram J. C. H. Die literarische Form des vierten Makkabäerbuches//VChr. 1974. Vol. 28. N 2. P. 81-96; Neuhaus G. O. Studien zu den poetischen Stücken im 1. Makkabäerbuch. Würzburg, 1974; O " Hagan A. The Martyr in the Fourth Book of Maccabees//LA. 1974. Vol. 24. P. 94-120; Schatkin M. The Maccabean Martyrs//VChr. 1974. Vol. 28. N 2. P. 97-113; Büchler A. Die Tobiaden und die Oniaden im 2. Makkabäerbuche und in der verwandten jüdisch-hellenistischen Litteratur: Untersuchungen zur Geschichte der Juden von 220-160 und zur jüdisch-hellenistischen Literatur. Hildesheim etc., 1975r; Gaehde J. E. The Pictorial Sources of the Illustrations to the Books of Kings, Proverbs, Judith and Maccabees in the Carolingian Bible of San Paolo Fuori Le mura in Rome//Frühmittelalterliche Studien. 1975. Bd. 9. S. 359-389; Momigliano A. The Second Book of Maccabees//CPh. 1975. Vol. 70. N 2. P. 81-88; idem. Essays on Ancient and Modern Judaism. Chicago, 1994; Williams S. K. Jesus " Death as saving Event: The Background and Origin of a Concept. Missoula, 1975; Attridge H. W. The Interpretation of Biblical History in the Antiquitates Judaicae of Flavius Josephus. Missoula, 1976; Goldstein J. A. I Maccabees: A New Transl. with Introd. and Comment. Garden City, 1976; idem. II Maccabees: A New Transl. with Introd. and Comment. Garden City, 1983; Habicht Chr., Hrsg.

http://pravenc.ru/text/2561524.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010