Vol. 71/2. P. 240–247. Heinrici G, 1909: Zur patristischen Aporienliteratur//Abhandlungen der philologisch-historichen Klasse der Königl. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Bd 27. S. 843–866. Henrici G., 1911: Griechisch-Byzantinische Gesprächsbücher und Verwandtes aus Sammelhandschriften//Abhandlungen der philologisch-historischen Klasse der Konigl. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Bd 28. N 8. Heeg С and Zuntz G., 1937: Remarks on the Prophetologion//Quantulacumquë Studies presented to К. Lake by pupils, collègues and friends/Ed. by R. P. Casey, S. Lake and A. K. Lake. London. P. 189–226. Haeg, Zuntz 1939. Prophetologion/Ed. C. Hoeg et G. Zuntz. Hunniae. 1939–1970 (­Monumenta musicae byzantinae. Vol. 1). Horálek К., 1948: Význam Savviny knigy pro rekonstrukci stsl. pekladu evangelia. Praha. Horálek К., 1954: Evangeliáe a tveroevangelia. Praha. Horálek K., 1956: К pekladatelské innosti Metodjové//Slavia. T. 25. S. 19I – 193. Hoskier H. C, 1914: Von Soden " " s text of the New Testament//JTS. Vol. 5. P. 307–326. Howard G., 1970: The Septuagint: A review of recent studies//Restoration Quartery. Vol. 13. P. 153–164. Howard G., 1971: Lucian readings in a Greek Twelve Prophets scroll from Judaean Desert//Jewish Quarterly Review. Vol. 62. P. 51–60. Huntley D. G., 1966: Is Old Slavonic «Lead us not into temptation» a Latinism?//Slavia. T. 35. S. 431–435. Italä Itala. Das Neue Testament in altlateinischer Überlieferung nach den Handschriften/Hrsg. von A. Julicher, W. Matzkow, K. Aland. Berlin, 1938–1963. Vol. 1–4. Jagi V, 1865: [Лингвистическое и филологическое описание Ассеманиева евангелия]//Racki F. Assemanuv iii Vatikanski evangelistar. Zagreb. S. XII-XCIX. Jagi V., 1879: Quattuor evangeliorum codex glagoliticus, olim Zographensis nunc Petropolitanus. Berlin. Jagi V, 1890: Glagolitica. Wien. Jagi V, 1893. Glagolitica. 2. GrŠkoviev odlomak glagolskog apostola//Starine. N 26. S. 1 – 129. Jagi V, 1907: Psalterium bononiense. Vindobonae. Jagi V, 1913: Entstehungsgeschichte der kirchenslavischen Sprache.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

648 Подробный обзор недавних научных работ по Псалтири можно найти в следующих книгах: David М. Howard Jr., The Structure of Psalms 93–100, Biblical and Judaic Studies Winona Lake IN: Eisenbrauns, 1997), 5:1–19; также Howard, «Editorial Activity in the Psalter: A State-of-the-Field Survey,» in The Shape and Saping of the Psalter, ed. by J. Clinton McCann, JSOTSupp 159 (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1993), pp. 52–70; и Norman Whybray, Reading the Psalms as a Book, JSOTSupp 222 (Sheffield: Sheffield Academic Press, 1996), pp. 15–35, chapter one, «Resent Views on the Composition of the Psalter.» 649 CM. Claus Wetermann, Praise and Lament in the Psalms (Atlanta: John Knox Press, 1965:1981), pp. 250–258. Эта глава впервые была напечатана под названием «Zur Sammlung des Psalters,» ThViat 8 (1961/62:1962): 278–284. 651 CM. Brevard S. Childs, Introduction to the Old Testament as Scripture (Philadelphia: Fortress, 1979). Его мнение о псалмах можно найти на стр. 504–525. 653 См. особенно книгу ученика Чайлдса Gerald Sheppard, Wisdom as a Hermeneutical Construct: Л Study in the Sapientializing of the Old Ttestament, BZAW 151 (Berlin: de Gruyter, 1980), p. 142. 654 На это обратил особое внимание Джозеф Райндел в 1981 году, чем, возможно, подтолкнул «канонические» работы Чайлдса и последующих ученых. 655 Рассказ о развитии этого взгляда см. у J. Clinton McCann Jr., A Theological Introduction to the Book of Psalms: The Psalms as Torah (Nashville: Abingdon Press, 1993). 656 Gerald Henry Wilson, The Editing of the Hebrew Psalter, SBLDS 76 (Chico, CA: Scholars Press, 1985). 657 См. книгу Norman Whybray, Reading the Psalms as a Book, в которой автор дает прекрасный обзор работам Уилсона (стр. 20–22), и последующих научных работ по канонической организации и целям Псалтири (стр. 23–33). Сам Уайбрай скептически оценивает взгляды Уилсона и выводы других ученых о конечной форме Псалтири (См. стр. 41,85,93,94,99, в особенности 118–124). Его критика не остановила большинство ученых от принятия взглядов Уилсона, Мея, Говарда и Маккана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

640 См. Noel М Freedman, «The Speilling of the Name " David» in the Hebrew Bible,» #AR7(1983): 89–104. 641 См. Erhard S. Gerstcnbcrgcr, Psalms Part 1 with and Introduction to Cultic Poetry, FOTL, vol. XIV (Grand Rapids: Eerdmans, 1988); and Psalms, Part 2, and Lamentations, FOTL, vol. XV (Grand Rapids: Eerdmans, 2001). 642 Псалом 9 – «Давидов» псалом – акростих. Псалом 32 – сильно связан с Псалмом 31, вновь «Давидовым». Поэтому оба псалма, как 9, так и 32 могут быть приписаны Давиду. Псалом 42 следует считать единым с Псалмом 41, псалмом «сынов Коревых». 643 David М. Howard Jr., The Structure of Psalms 93–100 (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1997), p. 1. 644 См. краткую критику подхода Мовинкеля в книге S. Edward Tesh and Walter D. Zorn, Psalms, Vol. I, College Press NIV Commentary (Joplin, MO: College Press, 1999), p. 34. 645 См. книгу Howard, Structure, p. 2, где он перечисляет следующих ученых: «Anderson (1972), Buttenwieser (1938), Cales (1936), Craigie (1983), Drijvers (1964), Kidner (1973:1975), Kissane (1954), Kraus (1978:1988–89), Leslie (1949), McCullough and Taylor (1955), Notscher (1947), Oesterley (1937:1939), Sabourin (1969), Schmidt (1934), Weiser (1962), Kraus (1978) и Gerstenberger (1988). Работа Dahod-a (196670) представляет собой отход от этих исследований, ибо он обращает внимание на Угаритские материалы, но также имеет краткие разделы о формах и не очень интересуется организацией Псалтири». 647 См. James Muilengurg, «Form Criticism and Beyond, " JBL 88 (1969): 4. Риторическая критика (применительно к псалмам) представляет собой изучение литературных элементов каждого псалма с целью понять его уникальную поэтическую и художественную форму. Каноническая критика (в противоположность первой) занимается изучением конечной структуры и формы всех псалмов в том виде, в котором их передал нам «последний редактор». Как это выразил один из авторов: «Осознание того, что Псалтырь содержит немного от всех литературных жанров, открыло множество новых направлений в изучении псалмов». См. Graig G. Bartholomew, «Towards a Post-liberal Agenda for Old Testament Study,» Make the Old Testament Live, ed. by Richard S. Hess and Gordon J. Wenham (Grand Rapids: Eerdmans, 1998), p. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Нельзя не связать упомянутые «правозащитные» клеветнические заявления Ю. Савенко о нарушении российскими психиатрами прав человека в сфере свободы совести в России с тем, что Роберт Сейпл, специальный посол Госдепартамента США по вопросам свободы религий в мире, осенью 2000 года во время сессии ОБСЕ вновь заявил, что в России " ущемляются права религиозных меньшинств " . Такое, основанное на клевете Савенко, заявление несет ущерб интересам России, поскольку с 1999 года в США начал действовать закон, предусматривающий контроль над состоянием религиозной свободы за рубежом. Ежегодно к 1 мая специальная комиссия стала представлять доклад президенту США, который наделен определенными полномочиями в отношении стран, где допускается дискриминация тех или иных религиозных образований. В число этих полномочий наряду с официальными демаршами входит запрет на выделение кредитов американскими банками и ограничение помощи со стороны международных финансовых институтов. В связи с беспокойством США относительно " ущемления прав религиозных меньшинств " я в 2001 года по просьбе сотрудников посольства США Dennis Curry (первый секретарь) и Howard Solomon (второй секретарь, политический отдел) дважды принимал их у себя в Центре им. В.П. Сербского. В ответ на поставленные ими вопросы секретарям посольства было разъяснено, что в целом проблема новых религиозных движений не психиатрическая, но вместе с тем психиатрам по представлению правоохранительных и административных органов, законодательных и общественных организаций приходится проводить экспертизы или изучать наличие или отсутствие в деятельности конкретной культовой организации факторов риска причинения вреда психическому здоровью. Было обращено внимание на то, что выяснение факторов риска для здоровья ни в коем случае не предполагает какого-либо вмешательства психиатров в религиозные ориентации адептов даже тех неокультов, деятельность которых содержит этот риск. Сотрудники посольства США были ознакомлены с официальными документами, подтверждающими это утверждение. Также было обращено внимание сотрудников посольства США на развернутую «правозащитниками» грубую клеветническую кампанию по дискредитации официальной психиатрии, якобы занимающейся применением насильственных, «карательных» мер в отношении лиц, принадлежащих к религиозным меньшинствам. Секретари посольства США отметили, что данная встреча полностью изменила их представление по интересующей проблеме. Howard Solomon заявил, что " полученная информация дает основание иметь мнение о соблюдении в Центре им. Сербского прав человека и о целесообразности сотрудничества с Центром по гуманитарным вопросам " . Таким образом, угроза экономических санкций в отношении России «за психиатрический террор» религиозных меньшинств была снята. Я рад, что сумел открыть глаза американцам и затея Савенко наложить на Россию экономические санкции за новый «психиатрический террор» сорвалась.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/05/...

9 См. в особенности D. Johansson. « ‘Who Can Forgiv Sins but Got Alone? Human and Andgelic Agents, and Divine Forgiveness in Earrly Judaism,» JSNT 33 (2011): 351–74. 12 Превосходное описание см. в Cartledge, Alexander the Great (London: Macmillan, 2004), особ. 72–73. 13 Ehrman, How Jesus Becam God, 90./Эрман. Как Иисус стал Богом, 90. «Их авторы были прекрасно образованными грекоязычными христианами другого, более позднего поколения. Возможно, что их писания относятся ко времени, когда всех (или почти всех) апостолов уже не было в живых. Они писали гораздо позже, в разных частях света и на другом языке. 15 В случае затруднений см. Дж. Х. Моултон, У. Ф. Хауард (совместно с Ч. Л.Бидейлом). Приложение: семитизмы в Новом Завете.//Грамматика греческого Нового Завета, т.2. Морфология и словообразование/Ред. Дж. Х. Моултон, У.Ф. Хауард. – Эдинбург: T&T Clark, 1929. – с. 411–85.Также М. Уилкокс. «Семитизмы в Новом Завете», ANRW 2.25.2, 1984 и Дж. Р. Дейвила. Как понять, был ли греческий апокриф или псевдоэпиграф переведен с древнееврейского или арамейского? JSP 15 (2005): 3–61./For some of the difficulties, still helpful is J. H. Moulton and W. F. Howard (with C. L. Bedale), «Appendix: Semitisms in the New Testament,» in J. H. Moulton and W. F. Howard, A Grammar of New Testament Greek, vol. 2, Accidence and Word Formation (Edinburgh:, 1929), 411–85. Now more recently, there are M. Wilcox, «Semitisms in the New Testament,» ANRW 2.25.2 (1984), and J. R. Davila, «(How) Can We Tell if a Greek Apocryphon or Pseudepigraphon Has Been Translated from Hebrew or Aramaic?» JSP 15 (2005): 3 – 61. 19 Иудейские параллели видны, к примеру, в Свитках Мёртвого моря, 4Q161, фрагменты 8–10 и 4Q285, фрагмент 7./For Jewish parallels, see, e.g., in the Dead Sea Scrolls, 4Q161, fragments 8–10, and 4Q285, fragment 7. 21 Он отмечает несостоятельность противопоставления «Сына Давидова» и «Сына Божьего»; выражение же «в силе» необходимо, чтобы был виден контраст между двумя строками формулы. См. Дж. Д. Г. Данн. Послание к Римлянам 1–8. – WBC; Waco, TX: Word, 1988. – С.6. Это доказывает зыбкость аргумента Эрмана, что выражение «не нуждается в соответствии двух частей» (Как Иисус стал Богом, 221)./He notes that it is untenable to take «son of David» and «Son of God» as sharply contrastive; the «in power» is integrally necessary if a contrast is to be seen in the two lines of the formula. See J. D. G. Dunn, Romans 1 – 8 (WBC; Waco, TX: Word, 1988), 6. This shows the difficulty with Ehrman’s argument that the phrase is «not needed for this correspondence of the two parts» (How Jesus Became God, 221).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Литература Августин, Исповедь. Пер. М.Е. Сергеенко. М.: ГЕНДАЛЬФ, 1992. Августин, «О Граде Божием», в Творения блаженного Августина , епископа Иппонийского. Ч. 3–5. Изд. 2-е. Киев: Типография И.И. Чолокова, 1905–1910. Катехизис Католической церкви. М.: Духовная библиотека, 2002. Ф. Крик, Жизнь как она есть: Ее зарождение и сущность. Пер. Е.В. Богатыревой. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. И. Кант, Лекции по этике. Общ. ред. А.А. Гуссейнова. М.: Республика, 2000. К.С. Льюис, Любовь. Страдание. Надежда. М.: Республика, 1992. А. Макинтайр, После добродетели. Пер. В.В. Целищева. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Дж. Э. Мур, Принципы этики. Пер. Л.В. Коноваловой. М.: Прогресс, 1984. Т. Нагель, «Каково быть летучей мышью», в: Д. Деннет, Д. Хофштадтер Глаз разума: Фантазии и размышления о самосознании и о душе. Пер. М. Эскиной. Самара: Бахрах-М, 2003, сс. 347–360. А. Плантинга, Бог, свобода и зло. Пер. В.В. Целищева. Новосибирск: Наука, 1993. Платон, Собрание сочинений в 4 т. Общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо- Годи. Т. 1. М.: Мысль, 1994. Дж. Сёрл, «Сознание, мозг и наука» (пер. А.Ф. Грязнова), в Путь. Международный философский журнал, 1993, 4, сс. 3–66. Дж. Сёрл, Открывая сознание заново. Пер. А.Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс, 2002. Б. Уильямс, «Случай Макропулос: Размышления о скуке бессмертия» (пер. Т. Панченко, Д. Ханова), в: Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, сс. 420–443. Д. Чалмерс, Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. Пер. В. В. Васильева. М.: УРСС, 2013. Adams, Μ.М. (1975) Hell and the God of justice. Religious Studies 11,433–447. Adams, Μ.M. (1999) Horrendous Evils and the Goodness of God. Ithaca, NY: Cornell University Press. Adams, R.M. (1992) Must God create the best? In M. Peterson (ed.), The Problem of Evil: Selected Readings, 275–288. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press. Alston, W. (1996a) Some (temporarily) final thoughts on evidential arguments from evil. In D. Howard-Snyder (ed.), The Evidential Argument from Evil, 311–332. Bloomington: Indiana University Press. Alston, W. (1996b) The inductive argument from evil and the human cognitive condition. In D. Howard–Snyder (ed.), The Evidential Argument from Evil, 97–125. Bloomington: Indiana University Press. Armstrong, D. (1978) Naturalism, materialism, and first philosophy. Philosophia 8, 261–276. Aulen, G. (1969) Christus Victor. New York: Macmillan Publishing Co. Baier, K. (2000) The meaning of life. In E.D. Klemke (ed.), The Meaning of Life, 2nd edn., 101–132. Oxford: Oxford University Press. Bergmann, M. (2001) Skeptical theism and Rowe’s new evidential argument from evil. Nous 35, 278–296. Chignell, A. (1998) The problem of infant suffering. Religious Studies 34, 205–217. Chisholm, R. (1990) The defeat of good and evil. In M.M. Adams and R.M. Adams (eds.), The Problem of Evil, 53–68. Oxford: Oxford University Press.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Кумранские источники совпадают с вос 2 е 2 в объеме 2 Царств, но не во всех без исключения случаях, а это может значить, что существовала «протолукиановская редакция» I в. до Р. X. и редакция исторического Лукиана, которые изменяли текст в одном и том же духе (Cross 1964, р. 292–296). С идеей о «протолукиановской редакции» согласились многие исследователи (см. Brock 1968; Shenkel 1968, p. 8–11; Τον 1972), как кажется, и сам Бартелеми позже признал, что его полное отрицание Лукиана в 1963 г. было слишком поспешым (см. Davies 1982, р. 153). К тому же можно считать, что Лукиан не сближал в ходе своей редакции греческий текст с еврейским оригиналом, а только сохранял «протолукиановские» чтения (Howard 1971, р. 57). (Краткий обзор состояния послекумранской библеистики дает Klein 1974, подборку важнейших работ по всем главным проблемам Септуагинты за последние десятилетия см.: Studies 1974; Peters 1992.) Считают, что кумранские находки принесли победу концепции де Лагарда в том смысле, что все-таки существовал акт единовременного перевода (Skehan 1965, р. 90–93). В этом убеждают и более тщательные исследования отдельных книг, см., например, о Псалтыри: Munnich 1982. Появились также компромиссные теории о том, например, что Септуагинта представляет собою рецензию (редакцию) одного из древних переводов (Howard 1970). Тем не менее теория П. Кале ясно вскрыла антиисторизм романтической концепции де Лагарда. Стабильный текст в допечатную эпоху «принятый всеми» – не более чем мечта (Colwell 1935, р. 212). Попытки стабилизации текста в допечатную эпоху были связаны с определенными социальными и культурными условиями. Например, с возникновением христианства устанавливается стабильность еврейского текста (см. § 3) в целях сохранения религиозной догмы. Дохристианские кумранские материалы показывают, что еврейский текст той эпохи стабильностью не обладал, не отличаясь в этом отношении от дошедших до нас источников Септуагинты (Talmon 1976, р. 379–380). Стабилизация греческого текста Нового Завета началась лишь после того и в результате того, что христианство стало официальной религией Византии. В Александрии этим вопросом занялись филологи, пришедшие из язычества в христианство и принесшие с собою старые филологические навыки, в Константинополе стабилизации содействовало церковно-литургическое применение текста (Colwell 1969, р. 166–169). В Европе стабилизация латинского текста была предпринята при возникновении протестантизма. Тридентский собор канонизировал Вульгату, что поставило «вне закона» протестантские переводы с еврейских и греческих оригиналов вроде Библии Лютера и привело к выработке стабильного текста вроде Сикстинского и последующих изданий (см. также § 11 и Глава 2, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Wittstruck, T. «So-called Anti-Anthropomorphisms in the Greek Text of Deuteronomy». CBQ 38 (1976): 29–34. Wright, G. E. «The Lawsuit of God: A Form-critical Study of Deuteronomy 32». В Israel " s Prophetic Heritage. Очерки в честь James Muilenburg. Под ред. Bernhard W. Anderson and Walter Harrelson. New York: Harper and Row, 1962, c. 26–67. 204 Hertz, «Deuteronomy: Its Antiquity and Mosaic Authorship», в Journal of the Transactions of the Victoria Institute, 72 (1940): 88–103; Segal, «The Composition of the Pentateuch – A Fresh Examination», в Scripta Hierosolymitana 8 (1961): 68–114, особенно 110–112. 205 Hebrew Scriptures in the Making (Philadelphia: Jewish Publication Society, 1922), c. 102 и последующие. 206 The Ancient Near East (New York: Norton, 1965), c. 150 и The Common Background of Greek and Hebrew Civilizations (New York: Norton, 1965), c. 293. 210 См. дальше проницательные истолкования по этому вопросу в обзоре A. Rofe в ChrNIsr 24 (1974), с. 204–209. 211 См. далее опровержения Jacob Milgrom, IEJ 23 (1973): 156–161, и обратное опровержение Weinfeld, IEJ 23 (1973): 230–233. 212 The Book of Deuteronomy, New International Commentary of the Old Testament series (Grand Rapids: Eerdmans, 1976), c. 26, прим. 23. 213 From the Stone Age to Christianity: Monotheism and Historical Process, второе издание (New York: Doubleday, 1957), c. 314 и последующие. 214 G. T. Manley, The Book of the Law: Studies in the Date of Deuteronomy (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), c. 122–136. 217 CM. Manley, The Book of the Law, c. 143–145, и F. R. McCurley, Jr., «The Home of Deuteronomy Revisited: A Methodological Analysis of the Northern Theory» в A Light unto My Path: Old Testament Studies in Honor of Jacob M. Myers. Под редакцией Howard N. Bream и др. Gettysburg Theological Studies, номер 4 (Philadelphia: Temple University Press, 1974), c. 298–302. 220 J. W. Flanagan, «The deuteronomic meaning of the phrase kol yisráel», StRel 6 (1976–77), c. 162. 221 Robert Polzin, Moses and the Deuteronomist: A Literary Study of the Deuteronomic History (New York: Seabury, 1980), c. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

http://правительство.рф/gov/results/19431/ Из государственной программы РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)» Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 18.05.2011) ... Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления... ... стандартизация процессов и услуг, создание единой среды для пользования услугами в любой точке мира независимо от применяемой технологии ... ...Международные обязательства Российской Федерации, с одной стороны, предполагают соблюдение положений соответствующих документов в области формирования информационного общества, а с другой - обеспечивают участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры , международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, а также создают возможность использовать лучший опыт . Построением неконституционного органа безграничной, анонимной и безответственной власти - «электронного правительства» в Российской Федерации занимаются наднациональные корпорации Евросоюза под контролем технического отдела Белого дома (США). Евросоюз выделил два миллиона евро на развитие в нашей стране электронного правительства. Реализация проекта возложена на ирландскую компанию GDSI, действующую в консорциуме с Steinbeis GmBH (Германия) (1). Жан-Жак Кудела, руководитель G2C - проекта «Поддержка электронного правительства в Российской Федерации» заявил «Российской газете»: «В информационное пространство, объединяющее сегодня Евросоюз, безусловно, должна быть включена и Россия...» (2) Агентство Cnews опубликовало 25.02.2010 года статью «Американцы помогут России запустить электронное правительство». В ней, в частности, говорилось: « В ходе визита в Россию делегации ИТ-деятелей из США были достигнуты договоренности о сотрудничестве в сфере информационных технологий, включая электронное правительство... По словам представителя Совета по национальной безопасности США Говарда Соломона (Howard Solomon), «...это входит в национальные интересы США»» . (3)

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/13/...

266 А что, если Бог обладает средним знанием? Не могло бы в таком случае быть истинным примерно следующее: Бог рассматривает сотворение мира, который включает личности, делающие ССВ в справедливом стремлении к благу, как раз такой, чтобы испытать совершенное счастье. Кроме того, Бог знает о двух мирах W и каждый из которых содержит личности А, В и С, делающие ССВ в справедливом стремлении к благу. Более того, W и тождественны во всех существенных отношениях за исключением того обстоятельства, что в W А, В и С сталкиваются с меньшим моральным злом, чем в Разве отсюда не следует, что Бог морально обязан создать W? Если Бог обладает средним знанием, то я утверждаю: каким бы ни было количество морального зла в W, попущение его Богом оправдывается замыслом обеспечить сотворенным личностям возможность испытать совершенное счастье, заслуженное ими по справедливости. Таким образом, даже если бы морального зла в каждом из этих миров было еще больше и Бог создал W, поскольку W содержит в себе меньше морального зла, чем то попущение морального зла в W по-прежнему оправдывалось бы указанной целью. Более того, хотя, вне всякого сомнения, верно, что, как пишет Плантинга, «мы способны вообразить или каким-то образом помыслить миры, где не существует ничего, кроме личностей, постоянно испытывающих мучительные страдания» (Plantinga 2004, р. 6), однако ни один подобный мир невозможен, «если Бог, как мы и предполагаем, есть существо необходимое, непременным атрибутом которого являются такие свойства, как бесконечная благость...» (Plantinga 2004, р. 6). 267 Судя по всему, Хауард-Снайдер косвенным образом признает эту цель (совершенное счастье) в том виде, в котором я охарактеризовал ее в своей теодицее. Например, он утверждает: «теистическая гипотеза и выводы из нее служат для меня и для многих других людей источником величайшего утешения...» (Howard-Snyder 1996а, р. 294). И я вряд ли ошибусь, предположив, что упомянутый Хауард-Снайдером источник величайшего утешения – это и есть великое благо совершенного счастья, которое он, по его собственному убеждению, в конце концов испытает благодаря правильному моральному выбору. Дан Кон-Шербок (Cohn-Sherbok 1990) приводит аргументы в пользу того, что без представления о награде в ином мире мы просто не способны постичь, каким образом конкретное зло, подобное Холокосту, могло бы стать частью мира, сотворенного всеблагим и всемогущим Богом. Понятие награды у Кон-Шербока включает идею совершенного счастья, или, выражаясь его собственными словами, «царство вечного блаженства» (Cohn-Sherbok 1990, р. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010