Serm. CCXIV, n. 10. Migne, t. 38, col. 1071. Cooperatos esse (sc. Patri) Filium et Spiritum Sanctum и т. д. Ita singulorum quoque in Trinitate opera Trinitas operatur, unicuique operanti cooperantibus duobus, conveniente in tribus agendi concordia, non in uno deficiente efficacia peragendi. Serm. LXXI, c. 16, n. 27. M., t. 38, col. 460. Cfr. De Trinit. Dei I. IV, 7: M. t. 42, col. 824. с. V, n. 8: с. VI, n. 12; col. 827. с. IX, n. 19. col. 834 и мн. др. 936 De cant. novo c. VII, n. 8. Migne, t. 40, col. 554. Cnfr. Serm. 126, c. 9, n. 11; Contra Serm. arian. c. 3, n. 4. Contra Maxim. Ar. II, 26, 2. 938 Contra Serm. arian. с. XXXII, п. 30. Migne, t. 42, col. 705. Cnfr. с. XIX, col. 697–698. De praedest. Sanct. c. VIII, n. 13. M. t. 44, col. 970. De Trinit. D. XV, XVIII, 32. M. t. 42, col. 1083. Serm. LXXI, с. XVI, n. 20. M. t. 38, col. 459: «Inseparabilis intelligatur operatio Trinitatis, ita ut cum operatio Patris dicitur, non earn sine Filio et Spiritu S. intelligatur operari; et cum operatio Filii, non sine Patre et Spiritu S.; et cum operatio Spiritus Sancti, non sine Patre et Filio». Cnfr. n. 27; col. 460. 939 «Et singula sunt in singulis, et omnia in singulis et singula in omnibus, et omnia in omnibus, et unum omnia... Quoniam unus est Deus, sed tamen Trinitas». De Trinit. Dei VI, X, 12. Migne, t. 42, col. 932. 940 Напр., по заявлению богословов-рационалистов, Августин так усиленно подчеркивает момент единства в Божестве, что это обстоятельство не дает ему возможности надлежащим образом конструировать ни учения о свойствах Божиих, ни его учения о Лицах Св. Троицы. Причем богословы указанного направления, подчас искусственно муссируя трудности соглашения августиновских воззрений о единстве и троичности, с б о льшими тщательностью и настойчивостью выискивают и отмечают всякого рода противоречия между указанными пунктами спекулятивного богословия бл. Августина. По Dorner’y, напр., учение Августина о Св.Троице (как и о свойствах Божеского существа) уничтожает его учение об абсолютной простоте Божественной сущности, а последнее его учение делает невозможным правильную постановку его тринитарного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

IX, 18//PG. T. 2. Col. 997; р. п.: C. 275). Ж. Церковное устройство Церковное устройство y Ерма мало раскрыто, но в общем напоминает описание его в «Дидахи», с которым Ерм согласен в учении о харизматиках и в указании признаков ложных пророков (Mand. XI//PG. T. 2. Col. 943; р. п.: C. 232–234).Перечисляя церковные служения, Ерм упоминает Апостолов, епископов, учителей и диаконов (Vis. III, 5//PG. T. 2. Col. 903; р. п.: C. 208; cp.: Sim. IX, 26, 2–27, епископы и диаконы), не говоря о пророках, может быть потому, что сам считает себя таковым (о пророках говорит в 11-й Заповеди). Кроме того, согласно с Первым Посланием Климента к Коринфянам, он говорит о предстоятелях ( προηγομενος) и пресвитерах (Vis. II, 4; III, 1, 8; 9, 7, 10//PG. T. 2. Col. 897–900, 905–908; р. п.: C. 208–209, 278–279) и приписывает им вообще пастырские, воспитательные функции (Vis. III, 9, 7, 10; Sim. IX, 31//PG. T. 2. Col. 1005; р. п.: Там же; C. 281–282), разумея всех вообще предстоятелей Римской Церкви. Хотя Ерм не упоминает о единоличном епископе (ибо упоминание о Клименте спорно), однако существование его в Риме около 140 г. несомненно, как из свидетельства Иустина о предстоятеле при совершении литургии – προεστς (Iust. Martyr. 1 Apol., 67//PG. T. 6. Col. 429B; р. п.: C. 99) так и из свидетельства Мураториева фрагмента (о Пие). Неупоминание о епископе у Ерма объясняется западным словоупотреблением, по которому епископ не выделялся из ряда пресвитеров. Необходимым условием для вступления в Церковь является Крещение: в Царство Божие можно пройти только чрез воду (Herm. Vis. III, 3; Sim. IX, 16//PG. T. 2. Col. 901, 995; р. п.: C. 207:273). Крещение настолько необходимо, что для спасения ветхозаветных праведников нужно было Апостолам сходить во ад, чтобы окрестить их там после смерти (Sim. IX, 16//PG. Т. 2. Col. 995; р. п.: С. 274). Крещение у Ерма сообразно с разными значениями его имеет различные названия. Прежде всего Крещение (как обрезание) обусловливает принадлежность верующих Церкви, поэтому оно называется печатью (σφραγς), печатью Сына Божия (Sim. IX, 16; VIII, 6, 3; IX, 17//PG. T. 2. Col. 975–978, 995–998; р. п.: C. 27Φ275:258). C другой стороны, Крещению предшествует вера во Христа и научение ей (Sim. IX, 17; VIII, 6, 3//PG. T. 2. Col. 975–978; р. п.: C. 258); отсюда оно называется принятием и ношением имени Сына Божия (Sim. IX, 12, 4, 8; 13, 2; 15, 5; 16, 3; 17, 4; VIII, 10//PG. T. 2. Col. 991–996, 979; р. п.: C. 270–275:261) и христиане называются крещёнными во имя Господа (Vis. III, 7//PG. Т. 2. Col. 905; р. п.: С. 210). Наконец, Крещение завершает собою процесс обращения грешника к Богу, его покаяние и подаёт ему прощение грехов (Mand. IV, 3//PG. T. 2. Col. 919–922; р. п.: C. 185); отсюда оно называется первым крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

  Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 13. PL. 76. Col. 756C.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 12. PL. 76. Col. 756AC.   Святитель Иоанн Златоуст .  Fragmenta in Beatum Job. 42. PG. 64. Col. 656A. Русский перевод:  Святитель Иоанн Златоуст.  Отрывки на книгу блаженного Иова. 42//Творения. Т. 12. Кн. 3. С. 1088.  См.:  Преподобный Ефрем Сирин .  Commentarius in Job. 42. 16. Opera omnia. Т. 2. Col. 19D.   Святитель Иоанн Златоуст .  In Justum et Beatum Job. 4. 2. PG. 56. Col. 578. Русский перевод:  Святитель Иоанн Златоуст.  О праведном и блаженном Иове. 4. 2//Творения. Т. 6. Кн. 2. С. 935.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 21. PL. 76. Col. 761AB. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 262.  См.:  Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 22. PL. 76. Col. 761D.   Пресвитер Филипп .  Commentarii in librum Job. 42. PL. 26. Col. 798D–799A. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 263.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 22. PL. 76. Col. 761BC.   Святитель Григорий Великий.  Moralia in Job. XXXV. 35. PL. 76. Col. 769B. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 264.   Святитель Иоанн Златоуст .  In Justum et Beatum Job. 4. 4. PG. 56. Col. 582. Русский перевод:  Святитель Иоанн Златоуст.  О праведном и блаженном Иове. 4. 4//Творения. Т. 6. Кн. 2. С. 943.   Святитель Василий Великий.  Homilia 21. Quod mundanis adhaeredum non sit. PG. 31. Col. 564AB. Русский перевод:  Святитель Василий Великий.  Беседа 21 О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви//Творения. Т. 2. СПб., 1911. С. 254.   Преподобный Ефрем Сирин .  Commentarius in Job. 42. 16. Opera omnia. Т. 2. Col. 19D. Русский перевод: Библейские комментарии. Книга Иова. С. 265. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 23 мая 2018, 19:53 С праздником, Иова Многострадальный!Я всегда плачу в этот день,и читаю акафист.Ради милости Божьей помолись о моей семье.

http://pravoslavie.ru/79381.html

– Примеч. ред. оригинала. 318 Hom. VI, 5. Col. 512D; XI, 7. Col. 549А. – И здесь в новогреческом издании добавлено следующее предложение: «Грех не есть некая онтологическая сущность (“усия”), ибо он не есть нечто бытийно (ипостасно) существующее, но он есть “псевдо-усия”, “пар-усия” (“при-сутствие”) разрушающего дьявольского действия». – Примеч. ред. оригинала. 329 De custod. cordis, 1. Col. 824A; De elev. mentis, 20. Col. 908A. Cp.: Hom. XV, 48. Col. 609Ä «Зло, как отверстие источника, всегда источает из себя струю». 354 Hom. XXIV, 2–4. Col. 664A-665A. Cp.: Hom. XXX, 8. Col. 725D: «Лазарь, которого воскресил Господь, этот Лазарь, исполненный великого зловония, почему никто не мог приблизиться к гробу его, был образом Адама, принявшего в душу свою великое зловоние и наполнившегося чернотою и тьмою». Cp.: Hom. XXX, 8. Col. 728А. 366 Hom. XI, 11. Col. 552D-553Ä «Гроб и могила для тебя – сердце твое. Когда гнездятся там князь лукавства и ангелы его, когда пролагают там стези и пути, по которым бы сатанинские силы проходили в ум твой и в помыслы твои; тогда не ад ли, не гроб ли, не могила ли, не мертвец ли ты пред Богом?» Ср.: De libert. mentis, 1. Col. 936C. 387 Hom. XLVI, 4. Col. 793D: «Собственный образ неизреченного света Божества Своего положил в теле». 389 Об этом святой Иоанн Дамаскин пишет: «Христос, будучи совершенным Богом, делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только – ново под солнцем и чрез которое открывается беспредельное могущество Божие. Ибо что – больше того, что Бог сделался человеком?» (De fide orth. Ill, 1/PG. T. 94. Col. 984B). 392 Так молитвенный дух Церкви именует Христа и с умилением молится: «Иисусе, Мудросте недомыслимая... помилуй мя!» – Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 7. 395 Ibid. 10–13. Col. 480B-481D. – Прежде чем начать повествование о непостижимо таинственной Личности воплощенного Бога, святой Макарий делает краткое и смиренное вступление: «Намереваюсь же, по мере сил своих, изречь некое тонкое и глубокомысленное слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

30 Idem, Ambiguorum Liber, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1100 D. 35 For Plotinus the identity and difference of each soul is provided by its logos, by its idea (see Enn. 5.7). 36 S. Maximus Abbas, Capita de Charitate, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 961C. 38 Idem, Epistolae, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 376 D. 41 Idem, Quaestiones et dubia, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 853 D. 42 St. Maximi Confessonis, Quaestiones et Dubia, in Corpus Christianorum. Series Graeca (Vol. 10, Edidit Jose H. Declerck, Brepols-Turnhout: Leuven University Press, 1982), q. 89. 43 Idem, Quaestiones et Dubia.17, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 853А. 45 Idem, Quaestiones et Dubia, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 832C; Idem, Quaestiones et Dubia 127, col. 828С. 46 Idem, Quaestiones et Dubia 118, in Corpus Christianorum. Series Graeca (Vol. 10, Edidit Jose H. Declerck, Brepols-Turnhout: Leuven University Press, 1982), TLG 118. 16–29. 48 S.Maximus Abbas, Quaestiones et dubia, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col 801 С. 51 S.Maximus Abbas, Quaestiones et dubia, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 812 C. 57 S. Maximus Abbas, Capita de Charitate 3.4, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1017 C; Also, for example: «neither mind ... nor things or senses are evil» (Ibidem., 2.15, col. 988 С). 60 Idem, Capita de Charitate, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completuscol. 1020 A. 62 Idem, Mystagogia 4, in in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 672 В-С.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

93 Idem, Capita de Charitate 4. 45, in: J.-P. Migne (ed.),Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1057 С: “The mind is acting according to its nature when holding the passions subdued, contemplating the meaning of all beings and abides with God”. 94 Idem, Capita de Charitate 3.44, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1029 В. 95 The mind “has a need in a blessed companionship (πθους) of the holy love which binds it with spiritual contemplations”, idem, Capita de Charitate 3.67, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1037 A-B; 3.66, idem, Capita de Charitate, col. 1036 D-1037 A; idem, Capita de Charitate, 1.10, col. 964 A; idem, Capita de Charitate, 1.6, col. 961 C; idem, Capita de Charitate 4.61, col.. 1061 B; idem, Liber Asceticus 19, Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 925 D-928 A. 96 Idem, Capita de Charitate 3. 97, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1045D. 99 S. Maximus Abbas, Capita de Charitate 3.56, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1033 B-C; Massimo Confessore, Capitoli Sulla Carita, Aldo Ceresa, Castaldo, Roma, 1963, p.170. 100 Madden N., Composite Hypostasis in Maximus Confessor, in Studia Patristica (Tomus XXVII, Leuven, 1991), p.188. 101 S. Maximus Abbas, Opuscula Theologica et Polemica, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 145 C-148 A. 106 Stead D.J., The Meaning of Hypostasis in Some Texts of the ‘Ambigua’ of St Maximus the Confessor, The Patristic and Byzantine Review, 1989. Vol.8. 1., p.32. 107 S. Maximus Abbas, Mystagogia V, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 91, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 672 D. 108 Idem, Capita de Charitate 3. 12, in: J.-P. Migne (ed.), Patrologiae cursus completus (Tomus 90, Paris: Garnier Fratres, 1865), col. 1020 C.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

717  Глава 41, вопросо-ответ 12, Казанское издание стр. 175; ср. стр. 97 (В статье „О царском пришествии в Кирилов монастырь, когда государь изволит”, напечатанной в I томе Известий Археологического Общества col. 75, говорится, что „перед обеднею (для государя) часы говорят по чину монастырскому”, – col. 78. Значит, по мирскому чину часов не говорили?). 720  В Памятниках Павлова, col. 412 (В мирских церквах не все указы Устава, как в монастырях, держали, – Синодальная рукопись лист 273 оборот, стр. 125; тут же стр. 126 см. особенности некоторых, бывших на Руси, уставов). 725  [Ibid. col. 237, 378. Ср. И. Д. Мансветова Церковный устав, М. 1885г., стр. 127–128 примечание]. 727  [Ibid. col. 408–409, 412–413, 416–418. О пении „Святый Боже” см. в поучении митрополита Киприана Новгородскому духовенству 1395г., – ibid. col. 237]. 729  [О пьянстве священников см. в определениях Владимирского собора 1274г., – Памятники Павлова col. 97–98; в посланиях митрополита Фотия, – ibid. col. 272, 279, 434, 496; митрополита Ионы, – ibid. col. 609, и в святительском поучении XV в., – ibid. col. 923. – О двоежёнстве их, – ibid. col. 231– 232, 430, 433]. 730  Синодальная рукопись лист 261 оборот. В другом месте: „зде (в Греции) отнюдь ни в коем месте не слыхали есмы, чтобы пели „Господи помилуй” на октеньях, но везде говором говорят лики и все предстоящие)”, – ibid. лист 315 оборот. 731  В 4 Новгородской летописи под 1476г. (Собрание летописей IV, 130) читается: „Той же зимы некоторые философове начаша пети: „о Господи помилуй”, а друзеи: „Осподи помилуй”. Из этого следует, что в 1476г. „Господи помилуй” уже пелось в Новгороде, но нисколько не следует, чтобы пелось уже и во всей Московской Руси. Совершенно вероятно, что именно философам Новгородским XV века и должно быть усвояемо нововведение. 732  Но совершенно непонятно для нас, что архиепископ Новгородский Геннадий задолго до Зиновия Отенского говорит в предисловии к своей Пасхалии, что исповедание веры или „верую”„ на божественной литургии всегда певаемо есть”- у Павлова в Памятниках col. 816, также в Описании рукописи Троицкой лаврской библиотеки лист 51. Может быть, под пением Геннадий разумеет речитативное истовое чтение. (Обычай петь, а не читать „Верую” есть обычай западной церкви, – идущий, по некоторым, от начала XI века, см. Никифора Влеммида в Патрологию Миня t. 142, col. 793–794, – и против него сильно восстают Греки, см. например, Илии Типальда Παπιστικν λγχων т. II, стр. 188).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ср. понимание Бож. сущности Лиц св. Троицы у Каппадокийцев. См. Проф. А. Спасский, цит. соч., стр. 503–504 и 519–520. 911 De Trinit. D. VII, VI, 11; Migne, t. 42, col. 943–5; VIII, n. 1. Proem.; col. 946–947. Cnfr. VIII, VI, 11; col. 945: «non enim major essentia est Pater et Filius et Spiritus Sanctus simul, quam solus Pater aut solus Filius; sed tres simul illae substantiae sive personae... aequales sunt singulis». «Nec plus aliquid sint duae, quam una». – De Trinitate Dei VI, 10, 12. Migne, t. 42, col. 932 etc. 914 См. хотя бы только противоарианские сочинения блаж. Августина. Migne, t. 42, col. 683–814 и др. 916 В IV-oм веке обычной или наиболее распространенной формулою тринитарного догмата, получившего свою окончательную формулировку в это время, была такая: «в Боге одно существо в трех Ипостасях». См. Прот. Н. Малиновский. Правосл. Догматич. Богословие. Харьков. 1895. Ч. 1-ая, стр. 305. 917 De Trinit. D. V, IV, 5; V, V, 6; Migne, t. 42, col. 913–914. cfr. col. 912–917. Böhringer, op. cit., II, S. 279. Seeberg, op. cit., II; S. s. 145–146. Harnack, op. cit., Bd III, S. 108. Anmerk. 4. 918 Quamvis diversum sit Patrem esse et Filium esse, non est tamen diversa substantia; quia hoc non secundum substantiam dicuntur, sed secundum relativum; quod tamen relativum non est accidens, quia non est mutable. De Trin. D. V, V, 6; Migne, t.42, col. 914. DeTrin. V, III, 4. M., col. 913; cfr. Ibid. col. 943–945. 919 Si enim tres personae, commune est eis, quod persona est... Nam persona generale nomen est. De Trinit. D. VII, IV, 7. Migne, t. 42, col. 940. Cnfr. ibid. n. 8, col. 940–941. VII, VI, 11; col. 943 etc. Dorner, op. cit., S. 7. 920 Dorner, op. cit., S. 7. – В патристической литературе нередко можно читать, что определяющим личность элементом, коренным ее признаком служит самоподвижность ее, т. е., способность ее к самоопределению, свободная воля, самостоятельно управляющая своими свободными действиями или своею деятельностью, отсюда также и эта последняя. Личность, по святоотеческому разуму, «не есть простая индивидуальность, а разумно волящее, самосознающее и свободное начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

О. пишет: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить» (In Ep. 1 ad Cor. 14. 19). Задачу экзегета Г. О. видит в том, чтобы говорить то, что полезно для «приготовления и созидания храма Божия в сердце слушающих» (In Ep. 1 ad Tim. 1. 4; ad Rom. 14. 19). Берущийся толковать Свящ. Писание прежде всего должен понять его текст, а затем уже переходить к разрешению возникающих в связи со священным текстом вопросов. Правильное истолкование подразумевает также увещание и утешение (In Ep. 1 ad Cor. 14, 3). Увещание - форма наставления и учения (species praedicacionis et doctrinae), но если оно обращено к страждущей душе, то должно быть и утешение (In Ep. ad Rom. 12. 8). Экзегет должен быть простым, чтобы быть понятным и, следов., полезным для других. Идеал «мудрого мужа» (vir sapiens) заключается в том, чтобы понимать Писание, вникнуть в него и изложить почерпнутое для пользы других. Так поступали древние толкователи Иероним, Августин и особо чтимый Г. О. папа Григорий Великий (Двоеслов) (In Ep. 1 ad Cor. 12. 8). «Мудрый муж» не ищет большого знания для себя, но ищет то, что служит к наставлению более простых людей. Для этого изучение Писания делается со смирением и любовью: «Знание велико и полезно само по себе, если оно смиряется в любви, которая делает его еще более изобильным кладезем» (In Ep. 1 ad Cor. 8. 1). Толкования Г. О. были хорошо известны в средневек. Европе. С его «Толкованием на Послание ап. Павла» были знакомы Эрве де Бурж-Дью († 1150), Ламберт Сент-Омерский († 1125), Гильберт Порретанский († 1154), Петр Ломбардский († 1160) и Петр Абеляр († 1142). Петр Дамиани советовал чтение комментариев Г. О. монахам аббатства Фонте-Авеллана как доставляющее пищу духовному размышлению (Opusculum 14//PL. 145. Col. 334). Фульберт , еп. Шартрский, дважды приводит буквальные цитаты из «Толкования на Послания ап. Павла» (Ep. 112; Sermo 8//PL. 141. Col. 258; 335). Вибальд из Ставло (Стабульский) († 1158) причислял Г. О. к выдающимся экзегетам христ. мира (PL.

http://pravenc.ru/text/161469.html

  Источники Diodorus Tarsensis . Commentarii in psalmos I – L/J.-M. Olivier, ed. Turnhout – Brepols: Leuven University press, 1980. 326 p. (Corpus Christianorum Series Graeca 6). Idem. Prologus Commentarii in Psalmum CXVIII//Recherches de Science Religieuses/Louis Mariès, ed. Paris, 1919. Vol. IX. P. 90–100. Ioannes Chrysostomus . In Genesim//PG. 53. Col. 21–385. Idem. Expositiones in psalmos//PG. 55. Col. 35–495. Idem. Homiliae in Matthaeum//PG. 57. Col. 13–472. Idem. Homiliae in Iohannem//PG. 59. Col. 5–482. Idem. Commentarius in epistulam ad Romanos//PG. 60. Col. 395–682. Idem.In epistulam ad Galatas//PG. 61. Col. 611–682. Idem. Homiliae in epistulam I ad Timotheam//PG. 62. Col. 501–599. Idem. Homiliae in epistulam ad Hebraeos//PG. 63. Col. 9–237. Idem. In illud: Vidi Dominum 1//PG. 56. Col. 97–107. Idem. De mutatione nominum//PG. 51. Col. 113–132. Idem. De paenitentia 6//PG. 49. Col. 313–324. Idem. De Lazaro//PG. 48. 1027–1044. Idem. Ad populum Antiochenum 7//PG. 49. Col. 91–98. Idem. In dictum Pauli: Nolo vos ignorare 4//PG. 51. Col. 241–250. Литература John Breck. The Power of the Word in the Worshiping Church. Crestwood, New York: St. Vladimir " s Press, 1986. 237 pp. Idem. Orthodox Principles of Biblical Interpretation//St. Vladimir’s Theological Quarterly. New York, 1996. Vol. 40. P. 77–93. Évieux P . Isidore de Péluse. Paris: Ouvrage publié avec le concours du Centre National des Lettres, 1995. 444 pp. (Théologie Historique 99). Nassif B . Antiochene θεωρα in John Chrysostom’s Exegesis//“Anscient & Postmodern Chrystianity”. Paleo-Orthodoxy in the 21st Century. Illinois: InterVarsity Press, 2002. P. 49–67. Idem. The ‘Spiritual Exegesis’ of Scripture: The School of Antioch Revisited//Anglican Theological Review. Vol. 75, 1993. P. 437–470. Балаховская А. С . Иоанн Златоуст как экзегет//Раннехристианская и византийская экзегетика (Сборник статей). Москва: ИМЛИ РАН, 2008. С. 119–211. Пирогов О. К . Экзегетические методы «θεωρα» и тропология в толкованиях св. Иоанна Златоуста на Послание ап. Павла к Римлянам//Научно-богословский портал Богослов.ru. 2009. URL: http://bogoslov.ru/article/411557 (дата обращения: 28.04.2020).

http://bogoslov.ru/article/6177374

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010