Диалектический подход в библеистике был признан совершенно неудовлетворительным. Ученым, который внес наибольший вклад в исправление подхода Баура к хронологии и датировке был Джозеф Лайтфут, ставший профессором Кембриджа как раз в год смерти Баура (1861). Тщательным историческим анализом ему удалось установить точную датировку послания Климента Римского (95 год) и аутентичных посланий Игнатия Антиохийского (между 100 и 115 годами), в которых просто невозможно заметить никаких следов соперничества между Петром и Павлом или каких-то особенностей, свойственных для гегельянских построений. В своих работах Лайтфут сумел великолепно продемонстрировать насколько беспочвенными были датировки, взятые за основу Бауром. После этого все исследователи согласились с принципами датировки, предложенными Лайтфутом и учитывали их в своих исследованиях. В их числе был и крупный немецкий ученый Адольф Гарнак (1851–1930) в 1897 году опубликовавший второй том своего массивного труда по истории ранней христианской литературы (A. Harnack, Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusehius, Leipzig 1893–7, vol. II). Исследование Гарнака прекрасно показывает, каких позиций придерживалось критическое направление накануне 20 столетия. Вот его спектр датировки: 48–9 I and II Thessalonians 53 I and II Corinthians, Galatians (возможно) 53–4 Romans 57–9 Colossians, Philemon, Ephesians (если является аутентичным), Philippians 65–70 Mark 70–5 Matthew 79–93 Luke-Acts 81–96 I Peter, Hebrews 80–110 John, I-3 John 90–110 I and II Timothy, Titus 93–6 Revelation (Откровение) 100–30 Jude 120–40 James 160–75 II Peter Похожий спектр датировки с некоторыми изменениями представлен фон Соденом в Библейской энциклопедии (Encyclopaedia Biblica, edd. T. K. Cheyne and J. S. Black, 1899–1903, I, 799–819) 50–60 The Pauline Epistles (основные послания ап. Павла) 70 Mark 93–96 Hebrews, I Peter, Revelation –100 Ephesians, Luke, Acts, John, I-III John 100–33 Jude, Matthew, the Pastoral Epistles Фактически все исследователи как консервативного так и либерального направлений библеистики сходились к началу двадцатого столетия в том, что все книги Нового Завета были написаны в промежутке между 50 и 100 годами первого столетия, за исключением Второго Послания Петра, которое обычно датировалось 150 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

2700 Здесь легко усмотреть зачатки гностицизма, почему напрасно и лживо усвояют его Апостолу Павлу (см. иапр., у Bruno Bauer, Christus und die Caesaren. Der Ursprung des Christenthums aus dem römischen Griechenthum. Zw. Aufl., Berlin 1879. S. 333–380), если гностические элементы гораздо раньше были в иудейских созерцаниях, как это констатировано у Ad. Harnack в Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius I, 1 (Lpzg 1893). S. 144, отмечается у Prof. Eugène Ménégoz, Le péché et la rédemption d’après Saint Paul (Paris 1882), p. 199. 201, и раскрыто у J. B. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Colossians und to Philemon (London 1890), p. 78–79, a – особенно – у M. Friendlander, Der vorchristliche jüdische Gnosticismus, S. VIII. IX. 15. 44 ff. 110 («schon das talmudische Schriftthum des ersten christlichen Jahrhunderts vom Gnosticismus durch und durch inficirt ist, also der Gnosticismus älter als das Christenthum»). 122 («die Grundlehren des Gnosticismus dem jüdischen Alexandrmismus entnommen sind, wenn sie auch allerdings auf ihren verschiedenen Wanderungen sich mit fremden Anschauungen vermischten und dadurch mancherlei Umgestaltungen erführen»). M. Friedländer и в статье «L’Anti-Messie» развивает (см. «Revue des études juives» XXXVIII, 75 [Janvier–Mars 1899], p. 14 suiv.) те же мысли, которые принимаются еще у Prof. Wilhelm Backer (ibid., p. 38–46: Le mot «Minim» dans le Talmud désigne-t-il quelquefois les chrétiens?), хотя последний ( – вместе с Israel Levi ibid. XXXVIII, 76 [Avril–Juin 1899], p. 204–210: Le mot «Minim» désigne-t-il jamais une secte juive de Gnostiques antinomistes ayant ехегсé son action en Judée avant la destruction dn Temple? и E. Schürer в «Theologische Literaturzeitung» 1899, 6, Sp. 167–170 – ) отвергает тезис автора (см. еще «Revue des études juives» XXXVIII, 76, p. 194–203: Encore un mot sur Minim, Minout et Guilionim dans le Talmud), будто термин «миним» никогда не означает – в Талмуде – христиан, к какому заключению склоняется и L.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2882 Эта мысль наиболее беспристрастно раскрыта J. В. Lighmfoom’oм (Saint Paul’s Epistles to the Colossians and to Philemon, p. 81 sequ.), которому принадлежат и трактаты «The Name Essene» (p. 347–352) и «Origin and Affinities of the Esseues» (p. 353–394). См. еще Dr. Wilhelm Clemens, Die essenischen Gemeinden в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» XIV (1871), 3, S. 419–420. Fr. Sieffert в «Der Beweis des Glaubens» IX (1873), 11. S. 505–506. Alb. Klöpper, Der Brief an die Colosser, S. 77–89. F. Godet, Introduction au Nouveau Testament I, p. 511–513. H. Ф. Мухин, Послание св. Апостола Павла к Колоссянам, стрн. 46–58. 71. 88. 142. 147. 178–179. 180. 193. 194. 207. 209. 249 – не без некоторого противоречия себе, поскольку «колосские лжеучители настаивали на необходимости соблюдения в христианстве не только обрезания, но, вообще, всего ветхозаветного закона» (стрн. 187 и ср. 191. 193. 195. 206. 214), между тем ессеи не мало отступали от последнего (стрн. 47). 2884 Cp. Prof. Theodor Zähn, Einleitung in das Neue Testament I, S. 328 ff. 332. 334, 5 . 339, 3 . В этом смысле верно сказано у W. Lueken (Michael, S. 62), что «das Verleiten zum Engeldienst mit zu dem judaisierenden Charakter der Irrelehrer von Kolossae gehört». 2885 Pfarrer Fr. Roos в упоминании 1Тим. 4:7 о «негодных и бабьих баснях» находит (Die Briefe des Apostels Paulus und die Reden des Herrn Jesu. Ein Blick in den organischen Zusammenhang der neutestamentlichen Schriften. Ludwigsburg 1887. S. 184) прямой намек на сектантские мечтания (Колосских лжеучителей) о духовном мире. 2886 По отношению к эсхатологии полезно еще отметить, что Pastor Decker, допуская соприкосновение Христа с иудейской апокалиптикой (а для св. Павла ср. и Prof. G. А. Barton в «The New World» VIII, 29 [March, 1899], p. 119–120), ограничивает его лишь «внешними рамками», почему «die genetische Erklärung beschäftigt sich nur mit dem Kleid der eschatologischen. Hoffnung»: см. Wie kann die neutestamentliche, eschatologische Hoffnung für das religiös-sittliche Leben unserer Zeit die rechte praktische Bedeutung gewinnen? в «Vorträge der theologischen Conferenz zu Kiel». Heft I, Kiel 1899. S. 27. 41. В таком случае прямо и решительно устраняется заключение J. Wellhausen’a, что «wie die Eschatologie überhaupt das innerste Wesen des Judentums offenbart, so entspricht auch die Vergeistigung der Eschatologie (в апокалиптической литературе) der Vergeistigung des Judentums selber, deren Consequenz das Evangelium ist » (Skizzen und Vorarbeiten VI, S. 231).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Соч.: A Replye to an Answere Made of M. Doctor Whitegifte Against the Admonition to the Parliament by T[homas] C[artwright]. S. l., [=Repl.]; The Second Replie of Thomas Cartwright: Agaynst Maister Doctor Whitgiftes Second Answer, Touching the Churche Discipline. [Hdlb.], 1575. [=Sec. Repl. I]; The Rest of the Second Replie of Thomas Cartvurihgt: Agaynst Master Doctor Vuhitgifts Second Ansvuer, Touching the Church Discipline. [Basel], 1577. [=Sec. Repl. II]; A Brief Apologie of Thomas Cartwright Against All Such Slaunderous Accusations as it Pleaseth Mr. Sutcliffe in Severall Pamphlettes Most Iniuriously to Loade Him with. [Middelburg], 1596; In librum Salomonis, qui inscribitur Ecclesiastes, cum metaphrasi, homiliae, quae et iusti commentarii loco esse possint. L., 1604; A Соттептагу upon the Epistle of Saint Paule Written to the Colossians. L., 1612; A Treatise of Christian Religion, or, The Whole Bodie and Substance of Diuinitie. L., 1616 [=Catech.]; Commentarii succincti et dilucidi in Proverbia Salomonis. Lugd. Batav., 1617; A Confutation of the Rhemists Translation, Glosses and Annotations on the New Testament. [Leiden], 1618. [=Confut.]; Harmonia evangelica, commentario analytico, metaphrastico, practico illustrata. Lugd. Batav., 1647; Cartwrightiana/Ed. A. Peel, L. H. Carlson. L., 1951. L.; N. Y., 2003r. (Elizabethan Non-Conformist Texts; 1). [=Opusc.]. Ист.: A Parte of a Register, Contayninge Sundrie Memorable Matters: Written by Divers Godly and Learned in Our Time. [Middelburg, 1593]; The Works of John Whitgift. Camb., 1851-1853. 3 vol. [=JWWorks.]; Puritan Manifestoes: A Study of the Origin of the Puritan Revolt/Ed. W. H. Frere, C. E. Douglas. L.; N. Y., 1907; The Seconde Parte of a Register: Being a Calendar of Manuscripts under that Title Intended for Publication by the Puritans about 1593/Ed. A. Peel. Camb., 1915. 2 vol. Лит.: Clarke S. The Life of Master Thomas Cartwright// Idem. A Generall Martyrologie, Containing a Collection of All the Greatest Persecutions Which Have Befallen the Church of Christ from the Creation to Our Present Times, Whereunto Are Added, The Lives of Sundry Modern Divines, Famous in Their Generations for Learning and Piety, and Most of Them Sufferers in the Cause of Christ.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

55 . O’Brien, Watson D. F. Послания, формы посланий//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. C. 596–603. 56 . Patzia A.G. Филимону, послание к//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 795–798. 57 . Tidball D. J. Социальная среда основанных Павлом церквей//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета/под ред. К. Эванса и др. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2010. С. 750–758. Литература на иностранных языках 58 . Anderson С. Р. Who Wrote «The Epistle from Laodicea»?//Journal of Biblical Literature. Vol. 85, 4, 1966. P. 436–440. 59 . Bartchy S. S. First-Century Slavery and the Interpretation of 1Corinthians. Missoula, 1973. 210 Р. 60 . Barth М., Blanke Н. The Letter to Philemon. Eerdmans, 2000. 579 Р. 61 . Bean G. E. Balbura//The Princeton Encyclopedia of Classical Sites. Princeton, N. J. Princeton University Press. 1976. P. 139. 62 . Bratcher R. G., Nida E. A. A Translators Handbook on Paul " s Letters to the Colossians and to Philemon. United Bible Societies, 1977. 159 Р. 63 . Callahan A. D. Paul " s Epistle to Philemon: Toward an Alternative Argumentum//Harvard Theological Review. Vol. 86, 1993. P. 357–376. 64 . Church F. F. Rhetorical Structure and Design in Paul " s Letter to Philemon//The Harvard Theological Review. Vol. 71, 1/2, 1978. P. 17–33. 65 . Craig S. de Vos. Once a Slave, Always a Slave? Slavery, Manumission and Relational Patterns in Paul " s Letter To Philemon//Journal for the Study of the New Testament. Vol. 82, 2001. Р. 89–105. 66 . Dibelius М. An Philemon//An die Kolosser, Epheser, An Philemon. Tübingen: J.C.B. Mohr (P. Siebeck), 1927. Р. 78–86. 67 . Didascalia et Constitutiones apostolorum. Vol. 1. Paderbornae, in libraria Ferdinandi Schoeningh, 1905. 207 Р. 68 . Dodd C. H. New testament studies. Manchester University Press, 1953. 182 Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

866 Ср. Rev. Prof. John Laidlau, Art. «Image, Imagery» в A Dictionary of the Bible ed. J. Hastings II, p. 453a, что комбинация предлогов по отношению к Иисусу Христу «implies the assertion of His true and absolute Godhead». Ср. на стрн. 256, 257. 867 Не будет большой разницы в мысли, какой бы субъект мы ни разумели, но лучше считать таковым: См. и Ch. J. Ellicott, St. Paul’s Epistles to the Philippians, Colossians, and Philemon, p. 139. 868 И по ходу мыслей и по всем параллелям нужно признать нелепым мнение Anathon Aall’я (Der Logos II, S. 27), будто «der Ausdruck bezeichnet die Welt in vergeisteter Fassung, das ideale Weltganze». Ср. и на стрн. 275. 869 Уже по одному этому нет надобности в параллелях из филоновской логологии, которая и напрасно и нервно привлекается сюда, напр., у K. R. Kostlin’a, Der Lehrbegriff des Evangeliums und der Briefe Jogannis, S. 356. 870 Этим опять устраняются генетические притязания александрийской теософии, хотя бы и имело некоторую силу преувеличенное суждение, будто в христологии послания к Колоссянам «gar manche charakteristischen Einzelheiten erinnern lebhaft an die Philonische Schriftstellerei». 871 Поэтому мы склоняемся к мнению Prof. F. Godel (Introduction au Nouveau Testament. Introduction particuliere I, p. 574 и ср. 557), что в анализируемом тексте разумеется скорее воплощение Бога Слова, чем сошествие Иисуса Христа в «аде». Впрочем, это толкование, пожалуй, наименее принято, и против него см. также у Prof. Arthur Tilius, Die neutestamentliche Legre von der Seligkeit II: Der Paulinismus unter dem Gesichtspunkt der Seligkeit (Tubingen Freiburg i. B. und Leipzig 1900), S. 221. 872 Ср. к сему в экзегетическом и историко – критическом исследовании М. М. Тарева, Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. Фuлun. II, 5 – 11 . Москва 1901. стрн. 2. 4. Не нужно однако забывать о специальном предназначении рассматриваемых слов, имеющих в виду нравоучительное убежище, а не догматически – теоретическое формулирование специальной доктрины. См. Prof. Theodor Zahn, Einleitung in das Neue Testament I (Lpzg 1897), S. 393; Rev. Prof. John Gibb, Art «Philippians, Epistle to the» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III (Edinburgh 1900), p. 843a.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

и у М. М. Тареева, Уничижение Господа нашего Иисуса Христа, стрн. 25), при чем – apparere, in conspectum venire, a «is used with a quasi – local force to mark the envelope or environment». См. еще Gore’s «Bampton Lectures» по «The Church Quarterly Review» XXXIII, 66 (January 1892), p. 302 – 303; Ottley’s «Doctrine of the Incarnation» (voll. I – II, London 1896) ibid. XLIII, 85 )October 1896), p. 43. 902 По словам проф. А. Л. Катанского, «умаление или истощение Христа состояло» в том, что «Он снизошел до восприятия немощей человеческого естества, добровольно подчинился всем условиям ограниченного человеческого бытия, жил и проявлял свое божество в этих и среди этих условий, в зависимости от них», – при «сокрытии своей божественной славы в образе раба и проявлении ее в соответствии с условиями человеческой ограниченной жизни» (Учение о благодати Божией, Спб, 1902, стрн. 14, и в «Христианском Чтении» 1900, VII, истинно человеческое пребывание Господа на земле. 903 Ch. J. Ellicott относит (St. Paul’s Epistles to the Phillppians, the Colossians, and Philemon, p. 46) к уничтожению в самом человечестве, откуда у него (как и у М. М. Тареева, Уничижение Господа нашего Иисуса Христа, стрн. 26) получается, что не обособлено, но тесно связано с отмеченным глаголом, почему вся фраза, будучи обобщающим введением к новой мысли, гласит: «и (так, как описано выше) обретшись образом якоже человек не пострадает, если не принимать проэктируемого грамматического распределения, которое защищается многими комментаторами лишь тенденциозно, чтобы найти соответствующий богочеловеческий субъект, каким не мог быть еще не воплотившийся премирный Логос. 904 Rev. Fr. J. Hall констатирует, что здесь у Апостола «the lesson is not one of self – robbery, but of sympathy with and care for the needs of other» (The Kenotic Theory, p. 58). Ср. выше на стрн. 287. 905 Отсюда понятен и пример для подражания верующих, а по тому не легко постигнуть или оправдать несогласие Marvin R. Vincent’a с мыслью истолкования, выражаемого им в формуле: «he (Christ) maintained the form of God, but emptied himself» (A Commentary on the Epistes to the Philippians and to Philemon, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

853 Этим опять устраняется обветшавшее суждение Anathon Aall’я, будто – genetivus не comparationis, a partitvus (Der Logos II, S. 23), откуда столь же поспешно выводится, что Логос есть творение Божие (II, S. 31), чем в свою очередь аргументируется аналогичностью этого учения филоновскому с допущением (II, S. 33) вероятности внутреннего сродства по близкому сходству сравниваемых доктрин (II, S. 34. 53). 854 Ср. у доцента А. А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах, стрн. (179 –) 181. 855 С этой точки зрения справедливо сказано у Rev. Prof. G. G. Findlay в «The Expositor’s Greek Testament» II, p. 841b, что «Col. I. 15 ff. unfolds this doctrine of the double Lordship of Christ, basing His redemptional upon His creational headship». 856 Ср. суждения Ch. J. Ellicott’a, St. Paul’s Epistles to the Philippians, the Colossians, and Philemon, p. 133 (134): »in Him, as the creative centre of all things, the causal element of their existence», поскольку Сын есть (р. 136) и causa conditionalis, и causa medians, и causa finalis или finis ultimus. 857 Значит, тут нет мысли о Сыне, как месте и носителе мира, почему K. R. Kostlin (Der Lehrbegriff des Evangeliums und der Briefe Johannis, S. 357) и Anathon Aall (Der Logos II, S. 24. 32) совершенно напрасно и вполне бесплодно подбирают соответствующие пункты из филоновской логологии. Ср. и на стрн. 279. 858 Ср. Aug. Bisping, Exegetisches Handbuch zum Neuen Testament VI, 2, S. 251: «Der Sohn Gottes namlich ist das Urwort, welches Gott von Ewigkeit spach, und immerdar spricht und in alle Ewigkeit Gott von Ewigkeit spach, und immerdar spricht und in alle Ewigkeit spechen wird. In diesem Einen Urworte Gottes sind alle Offenbarungen Gottes in der Zeit enhalten; alle Offenbarungen Gottes nach Aussen sind gleichsam nur einzelnen Laute und Silben dieses Einen Urwortes». 859 В этом смысле вполне прав кн. С. Н. Трубецкой, когда говорит (Учение о Логосе в его истории 1, стрн. 243 и в «Вопросах философии и психологии» IX, 44 (кн. IV – я за 1898 г.), стрн. 670: «можно сказать, что учение о сотворении мира из ничего было впервые последовательно формулировано христианской мыслью и притом в связи с учением о Логосе, «Им же вся быша».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

413 См. его обзор работ Шмидта (Schmidt) в Revue biblique, N.S. xviii (1921), pp. 110–134. С другой стороны, Quasten в целом удовлетворен ортодоксальностью автора (Patrology, i, p. 152). 414 Jacobus Delazer, «De tempore compositionis Epistolae Apostolorum»,Antonianum, iv (1929), pp. 257–292, 387430. 415 Manfred Hornschuh, Studien zur Epistula Apostolorum (Patristische Texte und Studien, ν; Berlin, 1965), p. 118. 416 Α. Α. Τ. Ehrhardt, «Judaeo–Christians in Egypt, the Epistula Apostolorum and the Gospel to the Hebrews», Studia Evangelica, iii, ed. by F. L. Cross (Texte und Untersuchungen, lxxxviii; Berlin, 1964), pp. 360–382, Hornschuh, op. cit., pp. 99–115. Сначала и Kirsopp Lake считал, что Epistula Apostolorum происходит из Erunma(Harvard Theological Review, xiv 1921., pp. 15–29), но впоследствии пришел к выводу, что «взгляд Шмидта, предполагавший, что оно происходит из Эфеса, вероятно, наиболее аргументирован» (The Beginning of Christianity, Part 1, The Acts of the Apostles, ν London, 1933., p. 44. Еще позже Kirsopp Lake и Silva Lake называют его без каких–либо других пояснений «эфесским документом» (An Introduction to the New Testament New York, 1937., p. 175). 417 J. de Zwaan, «Date and Origin of the Epistle of the Eleven Disciples», Amicitiae Corolla; A Volume of Essays presented to James Rendel Harris, ed. by H. G. Wood (London, 1933), pp. 344–355. 418 О странном различении Петра и Кифы см. К. Lake, «Simon, Cephas, Peter»,Harvard Theological Review, xiv (1921), pp. 95–97. 419 Согласно коптскому тексту парусил наступит через 120 лет, согласно эфиопскому – интервал должен быть 150 лет. 420 См. многочисленные упоминания, отмеченные H. Duensing в Hennecke–Schneemelcher–Wilson, New Testament Apocrypha, i (Philadelphia, 1959), pp. 192–227. 421 Мнения, что Павел написал Послание к Лаодикийцам, придерживался Феодор Мопсуэстийский и другие греческие комментаторы. Оно представлено в сирийском переводе Пешитто. Подробное рассмотрение этой и других точек зрения, как древних, так и современных, на то, кто был автором, а кто адресатом, см. в J. В. Lightfoot, Saint Paul " s Epistles to the Colossians and to Philemon, 9th ed. (London, 1890), pp. 272–279.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

R., 1990. Vol. 71. P. 248-259; idem. Colossians 2. 15: Christ Triumphant//NTS. 1991. Vol. 37. N 4. P. 573-591; idem. A Reappraisal of Colossians//Irish Theol. Quarterly. Maynooth, 1992. Vol. 58. N 2. P. 95-117; Jewett R. A Chronology of Paul " s Life. Phil., 1979; Gnilka J. Der Kolosserbrief. Freiburg i. Br., 1980; Aletti J.-N. Colossiens 1, 15-20: Genre et exégèse du texte, fonction de la thématique sapientielle. R., 1981; idem. Saint Paul: Épître aux Colossiens. P., 1993; Lincoln A. T. Paradise Now and Not Yet: Studies in the Role of the Heavenly Dimension in Paul " s Thought with Special Reference to His Eschatology. Camb., 1981; Evans C. A. The Colossian Mystics//Biblica. 1982. Vol. 63. P. 188-205; O " Brien P. T. Colossians, Philemon. Waco, 1982; idem . Колоссянам, Послание к//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета. М., 2010. С. 396-399; Rowland C. The Open Heaven: A Study of Apocalyptic in Judaism and Early Christianity. L., 1982; idem. Apocalyptic Visions and the Exaltation of Christ in the Letter to the Colossians//JSNT. 1983. Vol. 19. P. 73-83; Krause M. The Christianization of Gnostic Texts//The New Testament and Gnosis/Ed. A. J. M. Wedderburn, A. H. B. Logan. Edinb., 1983. P. 187-194; Lindemann A. Der Kolosserbrief. Zürich, 1983; Lona H. E. Die Eschatologie im Kolosser- und Epheserbrief. Würzburg, 1984; Balchin J. F. Colossians 1:15-20: An Early Christian Hymn?: The Arguments from Style//Vox Evangelica. L., 1985. N 15. P. 65-94; Hemer C. J. The Letters to the Seven Churches of Asia in Their Local Setting. Sheffield, 1986; Kiley M. Colossians as Pseudepigraphy. Sheffield, 1986; Wright N. T. The Epistles of Paul to the Colossians and to Philemon. Leicester; Grand Rapids, 1986; Argall R. A. The Source of Religious Error in Colossae//Calvin Theol. J. Grand Rapids, 1987. Vol. 22. P. 6-20; Pokorn ý P. Der Brief des Paulus an die Kolosser. B., 1987; Reynolds J., Tannenbaum R. Jews and God-Fearers at Aphrodisias. Camb., 1987; Schenk W. Der Kolosserbrief in der neueren Forschung (1945-1985)//ANRW.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010