п. II,126]; ср. Cap. theol. I,31 [р. п. I, 220]. 508 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 745B, p.279; LXI, 640A, p.221; cp. XXVII, 352D, p.64 [р. п. II,95]; LXIV, 700C. 701B, p.254,255; Orat. Dom. expositio, PG.90, 889C, p.354 [р. п. I,191]. 509 Quaest. ad Tahl. XXXIII, PG.90, 373B-C, p.76,77 [р. п. II,108–109]. 510 Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 280C-D, p.22 [р. п. II,42]; LIV, 521A-B, p.158; 524C, p.159 [р. п. II,192,193] (cap. quing. III,43). Все озарения даются по мере веры: ibid. LIV, 516D, p.155 [р. п. II,189] (cap. quing. III,34); XXIX, 365A, p.71 [р. п. II,103] (cap. quing. I,96); XLVIII,437B, p.112 [р. п. II,148]. 511 Ibid. LXI,636A, p.219; 632B-C, p.216; 641A, p.221; LXIII,685C, p.246; III,273B. D, p.18 [р. п. II,36,37]; XV, 297C-D, p.33 [р. п. II,58–59]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346 [р. п. I, 187]. Ambigua, PG.91, 1141A-B, f.152a; 1348B. C-D, f.238b,239a. См. гл.«Свв. Григорий…», прим.27. 512 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 636В-637А, p.219. Преп. Марк Подвижник, имея не совсем точное представление о первородном грехе, выступает и в данном случае с несколько странным мнением, утверждая, что в крещении мы освобождаемся от смерти; если же снова подпадаем ее власти (т. е. умираем), то потому, что навлекаем на себя осуждение своими личными грехами (De baptizmo, PG.65, 1025А; р. п., с.178–179). После полемики Леонтия Византийского с афтартодокетами несостоятельность этого мнения должна была стать очевидной для каждого. 513 Orat. Dom. expositio, PG.90, 880В, р.348 [р. п. I,188]. 514 Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 280CD, p.22 (δυνμει) [р. п. II,42]; LXI,632B (χρις της αναμαρτησας), p.219; LXIV, 708A, p.258. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a-b. Крещение дает силу к отражению диавола (св. Григорий Богослов, Or.40, n.9, PG.36, 369В-372А; р. п. III,230–231) и к исполнению заповедей (преп. Марк Подвижник, De baptizmo, PG 65, 1004В; р. п., с.147). 515 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 521B-525C, p.158–160 [р. п. II,192–194] (cap. quing. III,39–42); XXIX, 365AB, p.71 (cap. quing.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

ad Tahl. XL, PG.90, 396C-D, p.89 [р. п. II,123–124]; Ambigua, PG.91, 1240B, f.194b) и сливается с»таинственным бorocлobueм»(Quaesm. ad Tahl. XXV, PG.90, 332C, p.53 [р. п. II,84]). 247 Ambigua, PG.91, 1400С, f.258a. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [р. п. II,123]. EP.7, PG.91, 436A, p.245. 248 Cap. de charitate III,30 [р. п. I, 125]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [р. п. II,123]. Ambigua, PG.91, 1273C. 1397A, f.209a-B.257a. 249 Ambigua, PG.91, 1345A-B.1372A. 1257A, f.237B.248a. 202B. Св. Григорий Богослов, Or.30, n.20, PG.36, 129A; р. п. III.3, 80 (Λγος и λγοι); Or.28. n.31. 26, 72A (). 61В; р. п. III.3,40.34. Дионисий Ареопагит (см. гл.«Ареопагитики», прим. 29). См. гл.«Божественный Логос», прим.2. 250 Ср. Ер.7. PG.91, 436А, р.245 251 Ambigua, PG.91, 1133CD, f.148b. 252 Ibid. 1136B-C, f.149B. Cap. quing. I,3. Quaest. ad Tahl. XIII, PG.90, 296B, p.31 [р. п. II,55]. 253 Ambigua, PG.91, 1196B, f.176a. 254 Orat. Dom. expositio, PG.90, 892C-893A, p.355–356 [р. п. I,194]. Mystagogia 23, PG.91, 700D-701A, p.516–517 [р. п. I,176]. Cap. de charitate II,29 [р. п. I, 111] (против тритеитов). Cap. theol. II,1 [р. п. I,233–234]. Cap. quing. I,4,5. Св. Григорий Богослов, см. выше, с.24.1. 255 Orat. Dom. expositio, PG.90, 892AB, p.355 [р. п. I,193–194]. Ambigua, PG.91, 1260D, f.204a. Ad Thomam, PG.91, 1036А–В. f.105a-B. Св. Григорий Богослов, Or.38, n.8, PG.36, 320В–С; р. п. III.3, 198; Or.34, n.8; 39, n.11, 249A. 348A; р. п. III, 155. 215. 256 Cap. quing. I,1. Св. Григорий Богослов, Or.40, n.41, PG.36, 417B; р. п. III.3,260. 257 Ambigua, PG.91, 1264AB, f.205a-b; 1268A, f.206b. 258 Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 672C, p.238 (Fragm. de Spiritu S., PG.90, 1461C, p.671). Quaest. et dubia 34, PG.90, 813B; Exemplum ep. ad Marinum, PG.91, 136A-B, p.70; ср. Cap. quing. I,4. Св. Кирилл Александрийский, In Joann. liB. II,1 (ad I.33), PG.73, 208C; р. п. XII, 193 (цитуется в Exempl. ep. ad Mar.); ср. св. Афанасия Великого, ep. ad Serap. III, I, PG.26, 625B; I,25, 588C-589A; р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

151 Напр., демоны, взяв повод от Писаний, ухитряются увлечь ум читающего их подвижника к худым помыслам (Евагрий I, 66). Иногда они поддерживают и добрый в нас помысел, чтобы потом увлечь к тщеславию (I, 20). Иногда нарочно побуждают подвижника к невозможному, укоряют даже за недостаток ревности, чтобы или повергнуть душу в отчаяние или побудить к тщеславию (I. 28; Житие преп. Антония, § 25). Ср. у преп. Максима Quaest. ad Thal. LVI, PG. 90, 581CI) (Сар. quing. III, 70, 71). 152 Напр., они предлагают монаху, впавшему в раздражение, оставить монастырь, чтобы стать отшельником или толкуют ему о человеколюбии, чтобы побудить идти в мир для служения нуждам человечества. В действительности и в том и другом случае они хотят возбудить и укрепить или страсть гнева или пристрастие к плотским удовольствиям (Евагрий I, 13). 153 Демоны, желая или прельстить или запугать подвижника или как-нибудь отвлечь его внимание, являются ему-то крайне маленькими, то в виде великанов (Житие преп. Антония, § 23), то допускают мелкие пакости (шумят, передразнивают: § 25. 26), то производят шум, грохот, как бы землетрясение и запугивают страшными призраками (§ 9. 28). Преп. Антонию являлся демон блуда в виде черного карлика (§ 6), являлись и другие, демоны в виде зверей, пресмыкающихся великанов (§ 23. 40). Преп. Макарий видел демонов, нападавших на монахов во время молитвы, в виде комаров (Алфав. Патерик; Достопам. Сказания: Макарий, § 32, стр. 152). 154 Прогоняемые вышеуказанными преп. мужами, демоны быстро отходили, корчились, сжимались и исчезали. Признаком отступления демонов, вообще, является прекращение мысленного борения (пр. Нил Син., О разл. лукавых пом., гл. 22, PG. 79, 1224D; р. п. I, 302), бегство помыслов. 155 Есть демоны, присидящие при подвижнике и поджидающие повода, чтобы отвлечь мысль его к худым помыслам; они, напр. вызывают зевоту при чтении Писаний и от них нужно ограждать уста крестным знамением (Евагрий I, 66). Но есть и такие, которые нападают только по временам: из них некоторые являются крайне быстродвижными, но вместе и тяжелыми, каковы демон блуда и демон, восхищающий нас к богохульству (Евагрий I ,32; II, 43. 46); весьма скоры также и распаления гнева (преп. Нил Син., О разл. лук. помыслах, гл. 4–5, PG. 79, 1205АВ; р.п. I, 283). Демоны душевных страстей (напр. гнева, тщеславия) до самой смерти упорно тревожат душу; демоны же телесных страстей отходят скорее (Евагрий I, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первым толкователем Дионисия Ареопапгита был Иоанн. еп. скифонольский (нач. VI в.). В VIII в. его схолии были переведены на сирийский язык (стр. 105, 111, пр. 3); в 875 г. – на латинский (Анастасием библиот.). В латинском переводе кроме них, помещены были и схолии МИ.; последние отмечались особым знаком – крестом (см. письмо Анастасия библ. к имп. Карлу Лысому. PL. 129. 740В–С). Очень рано (напр., в Моск. ркп. 109 IX в.) схолии Иоанновы утратили имя своего автора и ходили анонимно (Париж. 933 X в,; Моск. 110 XI в.). потом (с XI в.) – в виду ли наличия в кодексах схолий с именем МИ., или по аналогии с другими его толковательными трудами на Дионисия (стр. 197, пр. 3) или даже просто в силу соединения схолий в одном кодексе с Мистагогией МИ. (как в Париж 438 от 992 г.; 934 XI в.), – они били приписаны МИ. Уже в XI в. эти схолии были использованы в Gap. quing., составленных на основании творений МИ. Позднейшие писатели, начиная с Георгия Кипр. патр констант. (1283–1289), цитовали схолии постоянно под именем МИ. (см. по указателю). Впоследствии к этим ,,Максимовым“ схолиям были присоединены схолии патр. Германа. В отличие от ранних схолий эти последние были пронумерованы (PG. 3, 70В; ср. еще о схолиях Андрея. ibid. 72А). Впрочем, позже нумерация эта была перепутана (ср. извинения переписчика у PG. 4, 7–8) или даже и совсем отброшена, все схолии слиты в одну общую массу. В таком виде они и были напечатаны Морелем в 1652 г. в Париже под именем МИ. Факт смешения схолий был своевременно замечен наукой, и давно уже поставлен вопрос о выделении из печатного текста схолий МИ, иначе говоря, о распределении их между МИ. и Иоанн. скифон. Архиеп. Ушер (у Cave; Scriptorum eccl. historia litteraria, I, 17402, р. 506), как пособие для такого распределения. указывал на кодексы, бывшие, между прочим, в распоряжении уже у Мореля; – в них якобы схолии обоих авторов были ясно отделены друг от друга; – в качестве другого пособия он указывал лат. перовод. схолий Иоанновых Роберта линкольского († 1253 г.), хранящийся в, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

977 Эти слова составляют заключение Предисловия к Фалассию (см. стр. 44) и переход к Вопросоответам. Речь касается аскетической части вопросов Фалассия. 978 Св. Григорий Нисский , Об устроении человека, гл. 18, PG. 44, 192 АВ; русск. пер. I, 149; О девстве, гл. 12, PG. 46, 369 В; русск. пер. VII, 342; толк. на II. Песней XII, PG. 44, 1021 D, русск. пер. III, 303: в особ.: О душе и воскресении, PG. 46, 53 А. 57 В – С; русск. пер. IV, 234. 239. 979 Т. е. к телу и чувствам (Ambigua, PG. 91, 1104 А – В; Prol. ad Thal. 260 В; Quaest. ad Thal. LVIII, schol. 21, PG. 90, 601 D). У преп. Максима, между прочим, чувства называются λογος ασησις (Qu. ad Thal. XXXIII, 376 A). Cp. ещё о неразумной части души (XLI1I, 412 С; и выше стр. 15, прим. 1). Св. Григорий Н. (цит. места) под неразумной (бессловесной) частью человеческого естества разумеет нынешний грубый состав человеческой плоти, усвоенный человеку вместе со скотским образом рождения в саду грехопадения, и приразившиеся к нему раздражительную и пожелательную (похотную) силы души. 981 Под признаками скотской жизни в данном месте, по мысли преп. Максима, нужно разуметь вообще страсти удовольствия и страдания. От них страдает раздираемое и делимое ими на части человечество (см. выше Предисл. к Фал. 256 В; русск. пер. стр. 35–36). Большей частью, как основные и исходные признаки ветхого человека, отмечаются у пр. Максима рождение (связанное с удовольствием) и тление (связанное со страданием); Quaest. ad Thal. LXI, 633 A; Oral. Dom. expositio, PG. 90, 889 D, cp. Ambigua, PG. 91, 1121 B; Ep. 9, ibid. 448 D. Co всяким удовольствием в наказание связано правдой Божией страдание (Quaest. ad Thal. LXI, 628 А). Все люди, как причастные удовольствию от рождения, подвержены страданию и тлению. Можно, поэтому, по справедливости сказать, что человечество страждет от этих двух признаков неразумия – рождения и тления и связанных с ними и зависящих от них страстей. 982 Этот отрывок составляет Сар. quing. I, 65 (Добротолюбие: Умозр. и деят. гл., 115, т. III 2 , 258). Это место цитует Михаил Глика (пол. XII в.) в Annal. I, PG. 158. 221 А. 193 D; в изд. С. Евстратиада (1906) г., Ες τς πορας τς ϑεας Γραφς κιφ. δ´, ι´. I, 4611.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009