80 Haenchen E. The Acts of the Apostles: A Commentary. Philadelphia: The Westminster Press, 1971. P. 146. 84 Hengel M. Acts and the History of Earliest Christianity/Wipf & Stock publ. Oregon: Eugene, 1979. P. 34. 86 Dillon J. Richard. Acts of the Apostles//The New Jerome Biblical Commentary GB. Avon: The Bath Press, 1994. Part 2. P. 724; Kümmel W. G. Introduction to the New Testament... P. 166. 87 Conzelmann H. Die Apostelgeschichte//Handbuch zum Neuen Testament. [Tübingen] 7. Tübingen, 1963. P. 7 ff.; Haenchen E. The Acts of the Apostles... P. 193 ff. 90 Баркли У. Толкование к Деяниям свв. апостолов. Scottdale, PA.: Herald Press, 1982. C. 5; cp.: McNeile A. H. Introduction to the Study of the New Testament. nd ed.; Oxford, 1953] P. 97–98. 96 Tannehill R. C. The Narrative Unity of Luke-Acts. A Literary Interpretation. Vol. 2: The Acts of the Apostles. Minneapolis: Fortress Press, 1986. P. 203. 104 Греч. Θεφιλος буквально означает «Боголюб». Одни усматривали в этом символическое обозначение для всех любящих Бога, другие – для тех, кого возлюбил Бог. 112 Loveday A. Acts//The Oxford Bible Commentary/ed. by J. Barton & J. Muddiman. Oxford University Press, 2007. P. 1028. 114 Meier J. The Vision of Matthew. Christ, Church & Morality in the First Gospel/Wipf & Stock publ., Eugene, Oregon, 2004. P. 17. 118 Глубоковский H. H., проф. Св. апостол Лука... С. 75–76; см. также: Герике Г., проф. Введение в новозаветные книги.... С. 127. Сн. 11. 119 Karris R. J. The Gospel Accorging to Luke//The New Jerome Biblical Commentary GB. Avon: The Bath Press, 1994. Part 2. P. 678. 120 Stuhlmueller Caroll The Gospel According to Luke//The Jerome Biblical Commentary GB. Norwich: Fletcher & Son Ltd, 1980. Part 2. P. 119. Προφ. H. H. Глубоковский отмечает, что посвящение труда Феофилу гарантировало его сохранность, придавало ему весомость благодаря влиятельности самого Феофила и определяло круг его читателей (Глубоковский H. H., проф. Св. апостол Лука... С. 74). В древности подобное посредничество и поручительство было явлением нередким, а иногда и просто необходимым. Например, иудейский историк Иосиф Флавий не без практических соображений препоручил свою автобиографию и сочинение «Против Апиона» Эпафродиту (Там же. С. 74), а Диоген Лаэртский недоумевал, почему стоик Хрисипп ни одну из своих многочисленных книг не посвятил кому-либо из царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

273 Ты даришь пастору сто долларов, Бог тебе возвращает десять тысяч, даришь самолёт, получаешь аэрофлот: «Хочешь получить во сто крат? Отдай, и позволь Богу приумножить для тебя. Ни один банк в мире не гарантирует такой возврат! Хвала Господу!» (Коупленд К. Законы преуспевания. Fort Worth, Texas, 1992. С. 53). 276 McConnell D.R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 135. 282 У. Джеймс дал высокую оценку философскому содержанию «Эдинбургских лекций по ментальной науке» Т. Траурда. Т. Траурд оказал сильное влияние на автора «Религиозной науки» Э. Холмса, а также на светских идеологов «позитивного мышления». Во вступлении к популярному фильму Р. Берн «Секрет» (2006 г.), пропагандирующему идеологию метафизических сект Нового Мышления, Т. Траурд назван в числе идейных вдохновителей создания фильма. 283 Judah J. Stillson. The History and Philosophy of the Metaphysical Movements in America. Philadelphia, 1967. P. 214. 286 Теософ и «позитивный мыслитель» А. Безант приводит в пример подвижников католических орденов, которые собираются для коллективных медитаций, «воображая себя уже присутствующими» в местах будущего миссионерства. Этим миссионеры, по её мнению, «создают в данной области мысленную атмосферу, более благоприятную для распространения римско-католического учения, и более восприимчивые умы уже подготавливаются к принятию от них учения» (Безант А. Сила мысли, Холмс Э. Сила разума. М., 2007. С. 151). 290 McConnell D.R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 103. 294 McConnell D.R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modern Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 12. 296 MacArthur J.F., Jr. Charismatic Chaos. 1991. Ch. 12. Ср.: Боумэн Р.М. Движение Веры. Искушение здоровьем и преуспеванием. СПб., 2007. С. 192. 300 MacArthur J.F., Jr. Charismatic Chaos. 1991. Ch. 12. (Ср.: Hanegraaff H. Christianity in Crisis. Eugene, Oregon, 1993. P. 113; Боумэн Р.М. Движение Веры. Искушение здоровьем и преуспеванием. СПб., 2007. С. 156, 230).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Ю. Современный иврит. М., 1990; Waltke B. K., O " Connor M. An Introduction to the Biblical Hebrew Syntax. Winona Lake (Ind.), 1990; Joüon P., Muraoka T. A Grammar of Biblical Hebrew. R., 1991; Дьяконов И. М. Древнееврейский язык и нек-рые данные о финикийском (пуническом) языке//Языки Азии и Африки: В 4 т. М., 1991. Т. 1: Афразийские языки. Кн. 1: Семитский языки. С. 12-155; Пиют//Краткая Евр. Энциклопедия. Иерусалим, 1992. Т. 6. С. 521-524; Saenz-Badillos A. A History of the Hebrew Language. Camb., 1993; Collins J. A Commentary on the Book of Daniel. Minneapolis, 1993; Hoch J. Semitic Words in Egyptian Texts of the New Kingdom and Third Intermediate Period. Princeton, 1994; Гури И. Библеизмы в рус. языке//Jews and Slavs. Иерусалим, 1995. Т. 3. С. 40-54; Dimant D. The Qumran Manuscripts: Contents and Significance//Time to Prepare the Way in the Wilderness. Leiden; N. Y., 1995. P. 23-58; Грилихес Л., прот. Практический курс древнеевр. языка ВЗ. М., 1996; BDB; Fern á ndez M. P. An Introductory Grammar of Rabbinic Hebrew. Leiden, N.Y., 1997; Schippers A. The Hebrew Grammatical Tradition//The Semitic Languages/Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1997; Бурмистров К. Ю. Христианская каббала и проблема восприятия евр. мистики (XV-XIX вв.)//Тирош. М., 1998. Вып. 2: Тр. 2-й молодежной конф. СНГ по иудаике. C. 31-44; Ламбдин Т. О. Учебник древнееврейского языка. М., 1998; Десницкий А. С. Совр. взгляды на систему глагольных «времен» библейского иврита//Библия: лит. и лингвист. исследования/Ред.: С. В. Лёзов, С. В. Тищенко. М., 1998. Вып. 1. С. 245-270; Лёзов С. В. Синтаксис глагола в древнеевр. повествовании.//там же. С. 187-217; Лёзов С. В., Эйделькинд Я. Д. Si vera lectio синтаксис речи рассказчика в древнеевр. повествовательной прозе//там же. 1999. Вып. 2. С. 121-259; Knudsen E. E. Amorite Names and Old Testament Onomastics//Scandinavian J. of the OT. Oslo, 1999. Vol. 13. N 2. P. 202-224; Merwe C. H. J., van der. A Biblical Hebrew Reference Grammar. Sheffield, 1999; Schniedewind W. M.

http://pravenc.ru/text/187295.html

628. 3 Цар 11, 26 сл. 629. 2 Цар 12. Несомненно, расколу способствовал старый сепаратизм Израиля и Иуды, который давал о себе знать с самых ранних времен. 630. 3 Цар 14, 25. Библия относит поход (Сусакима) к 915 г. Таким образом, он произошел за год до смерти фараона. О походе в североизраильские земли Библия молчит. О них свидетельствуют памятники (см.: J. Bright. A History of Israel, p. 214; КВНР, р. 196). 631. Э. Ренан. История израильского народа, I, с. 278. 632. 3 Цар 12, 22 сл. 633. 3 Цар 15, 11 сл. 634. 2 Парал 17, 3 сл. 635. Археология свидетельствует о том, что высшее Божество (Эл) у семитов не изображалось в виде быка. Так изображались Ваалы «второго поколения». В то же время хорошо известны изображения, где боги стоят на быке, как на троне. Это дало основания В. Олбрайту интерпретировать священных быков Иеровоама именно как «эквивалент херувимов» ( W. Albricht. From the Stone Age to Christianity, p. 238; G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 147). 636. 3 Цар 12, 26-33. 637. О происхождении святилища в Дане — Суд 18, 27 638. 3 Цар 13, 1 и 14, 1 сл. 639. См. надпись Меши (ХИДМ, т. 1, с. 245. Пер. Я. Борисова). Название Бит Хумри встречается в ассирийском памятнике от 740 г. (КВНР, р. 213; 3. Рагозина. История Ассирии, с. 207, 236). 640. Библия не упоминает этого сражения. О нем известно из надписи самого Салманасара (см. ее перевод в ХИДМ, I, с. 193). 641. См.: G. E. Wright. Biblical Archaeology, p. 152; W. E. Keller. The Bible as History, p. 229. Костяная резьба изображает животных, растения, человеческие фигуры, херувимов и языческих богов. 642. О царе-жреце Этбаале, свергнувшем своего предшественника, см.: И. Флавий. Против Апиона, 1, 8. 643. См.: 3 Цар 22, 6. В имена всех детей Ахава включалось имя Ягве. Это доказывает, что он не имел намерения отказаться от Бога Израилева как национального патрона. 644. 3 Цар 16, 32. Ваал Мелькарт был покровителем города Тира. Тир был родным городом Иезавели. То, что отец ее назван в Библии царем Сидонским (3 Цар 16, 31), не должно вводить в заблуждение, т. к. «сидонцами» евреи называли финикийцев вообще. Весьма возможно, что Этбаал хотел через свою дочь и свою религию подчинить себе и политику Израиля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

The History of the Biblical Text in the Light of Discoveries in the Judaean Desert//Qumran and the History of the Biblical Text. Cambridge, 1975. P. 185). 75 Аналогия с иудейским преданием о Ездре, который сначала по памяти написал все утраченные ветхозаветные книги, а затем сопоставил их с найденной библиотекой и обнаружил полное совпадение. Вообще именно авторитет 3-й кн. Ездры во многом явился основанием для доверия всему, что сообщалось о чудесном переводе Семидесяти, в святоотеческий период. См.: Дагаев Н.К. История ветхозаветного канона. 2-е изд. М., 2011. С. 140–144. 76 Об изменениях в тексте Септуагинты, указываемых раввинами в некоторых трактатах (большинство из них не совпадает с имеющимися в наличии расхождениями между LXX и МТ) подробно пишет М. Ципор (Перевод книги Бытия Септуагинты. Рамат-Ган, 2005. С. 11). См. тж. на русск. языке: Авот дерабби Натан. М., 2011. С. 287–288. 77 – букв, значит «сама по себе». Так как 13 изменений упоминаются как исключения из этой общей картины, понятно, что пер. в глазах автора Софрим обладал всей возможной точностью, а о границах этой возможности он просто ничего не пишет. 78 Следует признать вместе с тем, что с определенного момента в иудаизме начинает доминировать такое отношение к переводу, которое выражено в словах р. Йегуды: «Кто переводит стих так, как он есть, – лжец, а тот, кто прибавляет, – богохульник» (Мегилла, Тосефта 4. 39; ВТ Киддушин, 49а). Однако и в этом случае речь идет не о лингвистической теории, а об определенном отношении к устной экзегетической традиции, которая ни в коем случае не должна фиксироваться на письме (это расценивается как богохульство), но без которой текст писаной Торы принципиально неполон (и потому называется ложным). Подобные взгляды возобладали только тогда, когда все пер. Писания, включая одобренный современниками труд Акилы, были признаны неудовлетворительными, т.е. ближе к концу работы масоретов. 79 Памятник сохранился в катенах Прокопия Газского (нач. VI в.), частично в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия Кесарийского (IV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

13 Ястребов Г. Г. Кем был Иисус из Назарета? М., 2008. С. 9. 14 Там же. С. 354–363. 15 См. обзор современных теорий в сборнике: Can a History of Israel Be Written?/Ed. by L. L. Grabbe. Sheffield, 1997. 16 Англ. source criticism. 17 Краткое изложение истории вопроса см. Протоиерей А. Мень. Библио­ло­гический словарь. Т. 1. С. 583–585. 18 Евр. , откуда и наименование ‘Элохист’. 19 В евр. тексте русскому слову Господь, как известно, соответствует четырёхбуквенное имя Божье, точное произношение которого нам сегодня неизвестно, но обычно его реконструируют как Яхве. 20 Wellhausen J. Prolegomena zur Geschichte Israels. Berlin, 1882. 21 См. её изложение в: Протоиерей Л. Грилихес . Археология текста: сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999. 22 См., например: Rendtorff R. The Paradigm Is Changing: Hopes and Fears//Biblical Interpretation: A Journal of Contemporary Approaches. 1 (1993). P. 34–53. 23 Нем. Traditionsgeschichte, букв. ‘история традиции’, англ. tradition criticism. 24 Толкование Нового Завета. С. 199. 25 Нем. Formgeschichte, букв. ‘история формы’, или Literaturgeschichte букв. ‘история литературы’, англ. form criticism, тж. нем. Gattungsforschung, англ. genre analysis ‘жанровый анализ’ (термин Г. Гункеля). 26 Нем. выражение Sitz im Leben, букв. ‘место в жизни’, стало термином и часто употребляется в текстах, написанных на других языках, включая русский. 27 Hyatt J. P. Exodus, New Century Bible. London, 1971. P. 63. 28 Childs B. S. The Book of Exodus: A Critical Theological Commentary. Phila­del­phia, 1974. 29 Hughes P. E. Compositional History. P. 236. 30 Dibelius M. From Tradition to Gospel. Cambridge, 1971. P. 3. 31 Нем. Redaktionsgeschichte, букв. ‘история редакции’, англ. redaction criticism. 32 Cassuto U. A Commentary on the Book of Exodus. Publications of the Perry Foundation for Biblical Research in the Hebrew University of Jerusalem. Jerusalem, 1967. P. 1. 33 Бартелеми Д. Бог и Его образ: очерк библейского богословия. Милан, 1992. С. 7–8.

http://azbyka.ru/istochniki-i-sostavnye-...

TAFT R. F. PONTIFICAL LITURGY=Taft R. F. The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a Twelfth-Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060//I: OCP. 45. 1979. P. 279–307, II: 46. 1980. P. 89–124=id. Liturgy in Byzantium. Chap. II. TAFT R. F. PRAYING=Taft R. F. Praying to or for the Saints? A note on the Sanctoral Intercessions – Commemorations in the Anaphora: History and Theology»/Schneider M., Berschin W. (eds.)//Ab Oriente et Occidente ( Mt 8:11 ). Kirche aus Ost und West. Gedenkschrift für Wilhelm Nyssen. St. Ottilien: EOS–Verlag, 1993. P. 439–455. Перевод в настоящем томе. TAFT R. F. PRECOMMUNION RITES=Taft R. F. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. V: The Precommunion Rites//OCA. Vol. 261. Rome, 2000. TAFT R. F. PSALMODY=Christian Liturgical Psalmody: Origins, Development, Decomposition, Collapse/Attridge H. W., Fassler M. E. (eds.)//Psalms in Community. Jewish and Christian Textual, Liturgical, and Artistic Traditions. Society of Biblical Literature Symposium. Series Number 25. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003. P. 7–32. TAFT R. F. SAINTS=Taft R. F. The Veneration of the Saints in the Byzantine Liturgical Tradition/Lossky A., Getcha J. (eds.)//Thysia aineseos: Mélanges liturgiques offerts à la mémoire de l’Archevêque Georges (Wagner). Paris, 2003. Перевод в I томе настоящей серии. TAFT R. F. SCHOLARSHIP=Taft R. F. Ecumenical Scholarship and the Orthodox– Catholic Epiclesis Dispute//OKS. 45. 1996. P. 201–226. TAFT R. F. SECRETLY OR ALOUD=Taft R. F. Was the Eucharistic Anaphora Recited Secretly or Aloud? The Ancient Tradition and What Became of It/Ervine R. R. (ed.)//Worship Traditions in Armenia and the Neighboring Christian East. An International Symposium in Honor of the 40th Anniversary of St Nersess Armenian Seminary//AVANT. Series 3. Crestwood, NY: St. Nersess Armenian Seminary–SVSP, 2006. P. 15–57. Перевод в настоящем томе. TAFT R. F. WATER=Taft R.F. Water into Wine. The Twice–mixed Chalice in the Byzantine Eucharist. Mu. 1987. P. 323–342.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Polzin, R. «The Ancestress of Israel in Danger». Semeia 3 (1975): 81–98. Premsager, P. «Theology of Promise in the Patriarchal Narratives». IndJT 23(1974): 112–122. Rogers, C. L. «The Covenant With Abraham». BS 127 (1970): 241–256. Rotenberry, P. «Blessing in the Old Testament». RestQ 2 (1958): 32–36. Roth, M. V. «The Wooing of Rebekah». CBQ 34 (1972): 177–187. Ryken, L. The Literature of the Bible. Grand Rapids: Zondervan, 1974, c. 45–52. Schultz, J. P. «Two Views of the Patriarchs: Noahides and pre-Sinai Israelites». In Texts and Responses: Studies Presented to Nahum N. Glatzer on the occasion of his seventieth birthday by his students. Под ред. Michael A. Fishbane and Paul R. Flohr. Leiden: E. J. Brill, 1975, c. 43–59. Smith, R. H. «Abram and Melchizedek ( Gen.14:18–20 )». ZAW 11 (1965): 129–153. Swindell, A. C. «Abraham and Isaac: An Essay in Biblical Interpretation». ЕхрТ (1975): 50–53. Thompson, T. L. The Historicity of the Patriarchal Narratives: The Questfor the Historical Abraham. New York and Berlin: W. de Gruyter, 1974. Van Seters, J. Abraham in History and Tradition. New Haven: Yale University Press, 1975. Wagner, N. E. «Abraham and David». In Studies in the Ancient Palestinian World. Под ред. J. Wevers and D. B. Redford. Toronto: University of Toronto Press, 1972, c. 117–140. Weeks, N. «Man, Nuzi, and the Patriarchs: a Retrospect». Abr – Nahrain 16 (1975–76): 73–82. White, H. C. «The Divine Oath in Genesis». JBL 92 (1973): 165–179. . «The Initiation Legend of Ishmael». ZAW 87 (1975): 267–306. Wiseman, D. J. «Abraham in History and Tradition». BS 134 (1977): 123–130, 228–237. . «They Lived in Tents». In Biblical and Near Eastern Studies. Под ред. Gary Tuttle. Grand Rapids: Eerdmans, 1978, c. 195–200. 4. Иаков Бытие (25:11–36:42) Двадцать лет Исаак и Ревекка жили вместе, но у них не было детей. Женившись в возрасте сорока лет (25:20), Исаак стал отцом только в шестьдесят (25:26). Подобно своей свекрови, Ревекке пришлось вытерпеть длительный период бесплодия, но, в отличие от своей свекрови и от своей собственной невестки (30:3), она не предлагает Исааку никакой замены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Иисус упомянул ещё одно важное историческое обстоятельство. Его смерть, погребение и воскресение станут высшим знамением, подтверждающим провозглашённые Им истины. Когда Иона проповедовал неверующим язычникам, они покаялись. Но вот Иисус обращается непосредственно к людям богоизбранного народа, а они отказываются уверовать. Поэтому уверовавшие из числа ниневитян будут свидетельствовать против них на суде, ибо ниневитяне покаялись, услышав проповедь Ионы ( Мф. 12:41 ). Если бы описываемые в Книге Ионы события были просто притчей или вымыслом, а не реальной историей, тогда оказалось бы, что ниневитяне в действительности не покаялись, и любой суд над упорствующими в неверии фарисеями будет неправедным и незаконным. Благодаря свидетельству Иисуса мы можем быть уверены, что в Книге Ионы описываются подлинные события. Заключение. Все попытки обвинить Библию в научных ошибках несостоятельны. И Природа, и Писание суть откровения Бога, а Бог не может противоречить Себе (см. Бог сущность; природа истины). Встречающиеся конфликты – это противоречия не между Природой и Писанием, а между ошибочным пониманием того либо другого или того и другого вместе. Библиография : G. L. Archer, Jr., An Encyclopedia of Biblical Difficulties. ASA authors. Modem Science and the Christian Faith. M. Bucaille, The Bible, the Qur " an and Science. W. Campbell, The Qur " an and the Bible in the Light of History and Science. N. L. Geisler, and T. Howe, When Critics Ask. S. J. Gould, «Evolution’s Erratic Pace», Natural History (1972). J. Haley. An Examination of the Alleged Discrepancies of the Bible. R. Jastrow, God and the Astronomers. → «А Scientist Caught Between Two Faiths: Interview with Robert Jastrow», CT (6 August 1982). H. Lindsell, The Battle for the Bible. M. Nahn, Selections from Early Greek Philosophy. R. Newman, The Biblical Teaching on the Firmament. B. Ramm, The Christian View of Science and the Bible. H. Ross, Joshua " s Long Day and Other Mysterious Events (video). Научные датировки (SCIENTIFIC DATING)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

262 Free J.P. Archaeology and the Age of Solomon: The Greatness of Solomon’s Empire//Sunday School Times. Philadelphia, Pa., Jan. 15,1944; Vos H.F. Op. cit. P. 72. 264 Albright W.F. New Light on the Early History of Phoenician Colonization//Bulletin of the American Schools of Oriental Research, 83. Oct., 1941. P. 22; Free J.P. Archaeology and the Age of Solomon: Solomon’s Phoenician Friends//Sunday School Times. Philadelphia, Pa. January 22,1944. 265 Unger М. F. Archaeology and the Old Testament. Grand Rapids: Zondcrvan Publishing House, 1954. P. 224. 279 Мы уже писали подробно об использовании прирученных верблюдов, начиная с 3000 г. до Р. X. См. главу «Странствия Авраама». 281 Montgomery J.A. Arabia and the Bible. Philadelphia: University of Pensylvania Press, 1934. P. 180. 282 Phillips W. Qataban and Sheba. London, 1955. Цит. no: Thompson J.A. Op. cit. P. 107. Keller W. " H Ββλος... Σ. 284–290. 289 См.: Mazar В. The Campaign of Pharaoh Shishak to Palestine//Vetus Testamentum, Supp. Vol. IV, 1957. P. 57–66. 293 См.: Albright W.F. A Votive Stela Erected by Ben Hadd I of Damascus//Bulletin of the American Schools of Oriental Research. Oct., 1942. P. 23 ff. 299 Подробнее см.: Blaikie W. G. А Manual of Bible History/Rev. bv Matthews C.D. L.: Nelson, 1940: переизд. N.V.: Ronald Press Co., 1942. P. 207, 211,227, 229. 313 Price I. М. The Monuments and the Old Testament. Philadelphia: Judson Press, 17th ed» 1985. P. 274, picture 140. 318 Barton G.A. Op. eit. Р. 121. Crowfoot J.W., Crowfoot G. M. Early Ivories from Samaria. 1938. Цит. по: Free J. P. Archaeology...P. 193 194. 319 См.: Albright W.F. The Old Testament and Archaeology//Alleman H.C., Flack E.E. Old Testament Commentary. Philadelphia: Muhlenberg Press, 1948. P. 167. 321 См.: Horner J. Biblical Chronology//Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1898. P. 237. Цит. по: Free J.P. Op. cit. P. 196. 322 См. перевод надписей на этих табличках в статье: Thiele E.R. The Chronology of the Kings of Judah and Israel//Journal of Near Eastern Studies. T. II, 3. July, 1944. P. 155–156.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010