Лит.: Diculescu C. C. Un episod diplomatic de ep. Melchisedec. Bucur., 1907; Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 1928, 1930. Vol. 2. P. 288-322; Pocitan V. Melchisedec: Ca membru al Sfantului Sinod (1861-1892). Bucur., 1939; Mihail M. Viaa i opera lui Gavriil Musicescu oglindit în scrisorile anilor 1871-1899//Studii muzicologice. Bucur., 1956. Vol. 2. P. 91-127; 1957. Vol. 4. P. 58-128; idem. Din corespondena ep. Melchisedec//BOR. 1959. Vol. 77. N 5/6. P. 493-612; idem. Legturile culturale ale ep. Melchisedec cu Rusia: Corespondena din anii 1849-1892//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. Iai, 1961. Vol. 37. N 3/4. P. 261-296; idem. Geneza studiului, întocmit de ep. Melchisedec, despre Grigorie amblac//Idem. 1969. Vol. 37. N 7/9. P. 505-510; idem. Contribuia ep. Melchisedec la rzboiul pentru independen//BOR. 1977. Vol. 45. N 5/6. P. 418-428; idem. Scrisori i însemnri de la ep. Melchisedec al Romanului//Cronica episcopiei Romanului i Huilor. Roman, 1992. Vol. 1. P. 163-197; idem. Un mesaj de solidaritate spiritual româneasc cu lupta cretanilor (1869)//Hrisovul: Buletin al facultii de arhivistic. Bucur., 1996. N 2. P. 205-209; P curariu M. Traduceri româneti din literatura teologic rus pân la sfâritul secolului al XIX-lea//Studii teologice. Bucur., 1959. Vol. 11. N 3/4. P. 182-212; idem. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Iai, 2008. Vol. 2. Pt. 1. P. 97-157; idem. Cultura teologic româneasc. Bucur., 2011. P. 198-207, 236-246; Ciachir N. Cu privire la misiunea diplomatic a ep. Melchisedec în Rusia în anul 1868//BOR. 1965. Vol. 83. N 11/12. P. 1079-1082; Porcescu S. Episcopia Romanului. Bucur., 1984. P. 298-313; Ioni A. M. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române. Contribuia ep. Melchisedec tefânescu la recunoaerea autocefaliei Bisericii noastre//BOR. 1985. Vol. 103. N 5/6. P. 440-478; erb nescu N. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Moraru A. Biserica Ortodox Român între anii 1885-2000. Bucur., 2006. Vol. 2. Pt. 1. P. 13-89; Ceobanu A.-B. Atitudini i stri de spirit în mediul politic românesc cu privire la Rusia (1866-1877)//Relaii internaionale: Lumea de ieri, lumea de mâine. Iai, 2007. P. 56-64; Costea P. Ierarhul acad. Melchisedec tefnescu - predicator, catehet i pedagog de vocaie. Roman, 2015.

http://pravenc.ru/text/2562934.html

Для гетеросексуалов важно помнить, что просто быть гомосексуалистом – не грех само по себе. Большинство гомосексуалистов не выбирали эту ориентацию осознанно, и многие хотели бы изменить эти желания, если бы могли. Мы должны приветствовать и с любовью поддерживать братьев и сестёр во Христе, которые борются с этими проблемами, и не прогонять их, когда они терпят неудачу. Как сказал апостол Павел, мы должны «плакать с плачущими» ( Рим.12:15 ). Мы не призваны к тому, чтобы становиться судьями  всем и каждому ; мы призваны к тому, чтобы возрастать в любви Божьей, принимать каждого с терпением и дружелюбием. Вульгарные слова или шутки в адрес гомосексуалистов не должны исходить из уст христианина. Если вы поймали себя на том, что неприятности или несчастье в жизни гомосексуалиста вызывает у вас радость, или вы чувствуете, как ваше сердце наполняется ненавистью по отношению к нему, то вам необходимо всерьёз поразмышлять над словами Иисуса, записанными в Евангелии от Матфея: «Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Евангелие от Матфея 10:15, 11:24 ). Перевод: Анна Небосова , Редактура: Михаил Абакумов reasonablefaith.org Примечания: 1 Richard Taylor,  Ethics, Faith, and Reason  (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1985), pp. 83–4. 2 Ibid. 3 Ibid., pp. 2–3. 4 For a thorough treatment of this question, see Thomas Schmidt , Straight and Narrow?  (Downers Grove, Ill.: Inter-Varsity Press, 1995). 5 The Hidden Epidemic: Confronting Sexually Transmitted Diseases . Institute of Med. (US) 1997 6 Centre for Disease Control and Prevention (CDC) National Overview of STDs, 2017. 7 Glick S. Et al.  A comparison of sexual behaviour patterns among men who have sex with men and heterosexual men and women.  J Acquir Immune Defic Syndr 2012 May 1; 60(1): 83–90. 8 Chakrabarty A. et al.  Mental health of the non-heterosexual population of England.  BJP 2011, 198:143–148. 9 King et al.  A systematic review of mental disorder, suicide and deliberate self harm in lesbian, gay and bisexual people.  BMC Psychiatry 2008; 8:70

http://azbyka.ru/hristianskij-vzgljad-na...

31. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,499 и сл., 552,607 и сл., 611 и сл., 502; IV,405,407. 32. Beveregii, Σ, sive Pandectae, II, Annot. in. h. can. p.92. - Fidei symbolum (concilii Constantinopolitani) nihil fere aliud est, quam symbolum Nicaenum paucis additis explicatum... et adversus Marcelli Ancyrani dogma hac clausula cujus regni non erit finis. Cave, упом. соч., p.232, - Cp. Annot. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. 33. Sozomen., IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Epiphan. Haer.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373-381]. - Annotat. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. - Cp. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in h. can., p.92; Cave, упом. соч., р.131. Развалины Срема (Сирмия), отечества римского императора Проба, видны и теперь в Митровице. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,634. 34. Epiphan., Haeres.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373]. - Sozomen. Hist. eccl. IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Theodor., Haer. II,11 [Migne, s.g., t.83, col.397]. - Socrat., Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.224-233]. - Cp. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in hunc canonem, p.92. 35. Hilar. Fragm. II,19 [Migne, s.1., t.10, col.645-646]. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,637. 36. Hilar. ib. Cp. Hefele, упом.место. 37. Socrat., Hist. eccl. II,46, III,16 [Migne, s.g., t.67, col.361-364; col.417-424]. - Sozom., VI,25 [Migne, s.g., t.67, col.1357-1361]. - Valesii Annotat. in cap. cit. Sozomeni. Cp. Cave, упом. соч., pag.168-159. Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., p.92-93. 38. Socrat., Hist. eccl. II,46 (Migne, s.g., t.67, col.361-365]. - Sozom., VI,27 [Migne, s.g., t.67, col.1368-1369]. - Толкования Зонары и Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,167.169). - Theodoret., Haer. fab. compend. lib.IV, с.8 [Migne, s.g., t.83, col.425-428]. - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, II,142. 39. Cp. Theodoret., Haeret. fab. compend., lib.V, c.11 [Migne, s.g., t.83, col.488-496]. - August., Haer.LV [Migne, s.l., t.42, col.40].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

Rouvas-Nicolis C., Nicolis G. Butterfly Effect/Scholarpedia. [Электронный ресурс]. URL: http://scholarpedia.org/article/butterfly_effect (дата обращения: 01.02.2021). Rovelli C. Notes for a Brief History of Quantum Gravity//arXiv.org. [Электронный ресурс]. URL: http://arxiv.org/pdf/gr-qc/0006061.pdf (дата обращения: 01 .02.2021). Rudwick M. Senses of the Natural World and Senses of God//The Sciences and Theology in the Twentieth Century/ed. A. R. Peacocke. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1981; 1986. P. 241–261. Rusell B. A History of Western Philosophy. New York (NY): Simon and Schuster; Clarion Books, 1945. Sagan C. Broca’s Brain. New York (NY): Random House, 1979. Sandberg A., Drexler E., Ord T. Dissolving the Fermi Paradox//arXiv.org. [Электронный ресурс]. URL: http://arxiv.org/pdf/1806.02404.pdf (дата обращения: 01.02.2021). Sanford J. et al. The Waiting Time Problem in a Model Hominin Population//Theoretical Biology and Medical Modelling//BMC. [Электронный ресурс]. URL: 0016-z (дата обращения: 01.02.2021). Sanford J. Genetic Entropy and the Mystery of the Genome. New York (NY): Ivan Press, 2005. SangerF. et al. Nucleotide Sequence of Bacteriophage phi X174 DNA//NCBI. [Электронный ресурс]. URL: http://ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/870828 (дата обращения: 01.02.2021). Sarfati J. Refuting Evolution 2. Green Forest (AR): Master Books, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://creation.com/refuting-evolution-2/(дата обращения: 11.02.2021). Sarton G. Introductory Essay//Science, Religion and Reality. New York (NY): George Braziller, 1955. P. 14–15. Sattler R. Homology: A Continuing Challenge//Systematic Botany. 1984. Vol. 9. 4. P. 382–394. Scherer S. The Protein Molecular Clock: Time for a Re-evaluation//Evolutionary Biology. 1990. Vol. 24. P. 83–106. Scherer S. The Protein Molecular Clock: Time for a Re-evaluation//Evolutionary Biology. 1990. Vol. 24. P. 83–105. Schmidt S. et al. Metabolites: A Helping Hand for Pathway Evolution?//ScienceDirect. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.02.2021).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

73 См. извлечение из деяний собора 1967 года в полном Собрании законов. т. 1. 412. Подобный вопрос предложен был от великого князя Uoahha III собору на еретиков жидовствовавших, и также решен положительно, на основании градских (греческих) законов, см. Иосафа волокол. «Просветитель» 16-е слове, см. Ист. русск. Церкви пер. III стр. 110 83 Decere arbitramur nostrum imperium subditos nostros de religione commonefacere; ita enim pleniorem Dei acquiri benegnitatem existimamus, si ipsi Deo placere studuerimus, et subditos ad eam rem instituerimus. Imp. Theodos, et Valent. de fide. Cod. Justin, lib. 1. tit. 1. const. 3. idem Justinianus ibid, const. 5. 85 «Principis officium est judicare, et servare primum, quaecunque, divinis scripturis consignata sunt, deinde et ilia, quae a septem sanctis synodis constituta sunt». «Principem quam manifestissime convenit rectam de Deo opinionem et pietatem defendere, ut ab omnibus propter zelum et affectionem erga Deum praedicetur». Leonis et Constantini ecloga. tit. 2. de principe. const. 4. 5. ap. Leunclavium: jus graeco-rom. t. 2. 90 Vid. epist. convocat. imp. Theodosii Jun., Marciani, etc. de concilio II. III. IV. al. «Semper, писал император Юстиниа великий в грамоте к V вселенскому собору: sludium fuit orthodoxis imperatoribus patribus nostris pro tempore exortas haerases per congregationum religiosissimairum synodorum amputare, et recta fide sincere praedicata, in pace Dei sanctam Ecclesiam custodire». Concil V. act. 1. apud Labbeum. 91 Cod. Justin. lib, 1, tit. 1, const. 3. 7. al. Justin, nov. 5. 6. 7. 133. В заключение указов писалось: «haec sanclissimi patriarchae sub se conslitutis metropolitis manifesta faciant et illi subjectis sibi episcopis declarent, et illi monasteriis» etc. 92 Justin, nov. 123: «magistro sacrorum officiorum.... tua gloria, quae per praesentom legem nostra sanxit tranquillitas, per omnia custodiri pro – videat», nov. 131: «tua celsitudo solenniter in hac regia urbe propositis ad omnium studcat pervenire nolitiam». et sic. al.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

31. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,499 и сл., 552,607 и сл., 611 и сл., 502; IV,405,407. 32. Beveregii, , sive Pandectae, II, Annot. in. h. can. p.92. - Fidei symbolum (concilii Constantinopolitani) nihil fere aliud est, quam symbolum Nicaenum paucis additis explicatum... et adversus Marcelli Ancyrani dogma hac clausula cujus regni non erit finis. Cave, упом. соч., p.232, - Cp. Annot. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. 33. Sozomen., IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Epiphan. Haer.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373-381]. - Annotat. in Socrat. Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.223-233]. - Cp. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in h. can., p.92; Cave, упом. соч., р.131. Развалины Срема (Сирмия), отечества римского императора Проба, видны и теперь в Митровице. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, I,634. 34. Epiphan., Haeres.LXXI (al.LI) [Migne, s.g., t.42, col.373]. - Sozomen. Hist. eccl. IV,6 [Migne, s.g., t.67, col.1120-1124]. - Theodor., Haer. II,11 [Migne, s.g., t.83, col.397]. - Socrat., Hist. eccl. II,19 [Migne, s.g., t.67, col.224-233]. - Cp. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in hunc canonem, p.92. 35. Hilar. Fragm. II,19 [Migne, s.1., t.10, col.645-646]. Cp. Hefele, Conciliengeschichte, I,637. 36. Hilar. ib. Cp. Hefele, упом.место. 37. Socrat., Hist. eccl. II,46, III,16 [Migne, s.g., t.67, col.361-364; col.417-424]. - Sozom., VI,25 [Migne, s.g., t.67, col.1357-1361]. - Valesii Annotat. in cap. cit. Sozomeni. Cp. Cave, упом. соч., pag.168-159. Beveregii, . sive Pandectae, II, Annot. in. h. can., p.92-93. 38. Socrat., Hist. eccl. II,46 (Migne, s.g., t.67, col.361-365]. - Sozom., VI,27 [Migne, s.g., t.67, col.1368-1369]. - Толкования Зонары и Вальсамона на это правило (Аф. Синт., II,167.169). - Theodoret., Haer. fab. compend. lib.IV, с.8 [Migne, s.g., t.83, col.425-428]. - Cp. Hefele, Conciliengeschichte, II,142. 39. Cp. Theodoret., Haeret. fab. compend., lib.V, c.11 [Migne, s.g., t.83, col.488-496]. - August., Haer.LV [Migne, s.l., t.42, col.40].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

164 Brind’Amour P. La Date du martyre de saint Polycarpe (le 23 février 167)//Analecta Bollandiana. Vol. 98.1980. P. 457. 165 Г. Кампенхаузен считает этот пассаж поздней вставкой (Campenhausen H., von. Bearbeitungen und Interpolationen des Polykarpmartyriums), но многие исследователи полагают, что если он и не относится к оригинальной версии текста, то был добавлен вскоре ее создания (Frend W. Н. С. Note on the Chronology of the Martyrdom of Polycarp and the Outbreak of Montanism//Oikoumene: Studi Paleocristani/Ed. J. Courcelle et al. Rome, 1964. P. 501 et al.). 166 Безоговорочно доверять указанию Евсевия не стоит хотя бы потому, что он отнес к тому же времени – началу правлению Марка Аврелия – мученичество Пиония, явно произошедшее при Деции (НЕ, IV, 15, 46–47). 167 Wake W., Burton Е. The Apostolic Fathers: The Epistles of St. Ignatius and St. Polycarp; with a History of the Christian Church. Vol. II. Edinburgh, 1909. P. 41. 168 Grégoire H., Orgels P. La veritable date du Martyre de S. Polycarpe (23 Fevier 177) et le «Corpus Polycarpianum»//Analecta Bollandiana. Vol. 69.1951. P. 1–38; Grégoire H., Orgeles P., Moreau J. Les martyres de Pionios et de Polycarpe//Bulletin de l’Académie royale de Belgique, classe des lettres et des sciences marales et politiques. Vol. 47.1961. P. 73–83. 169 Waddington W. H. Memoire sur la chronologie de la vie du rheteur Aelius Aristide//Les mémoires de l’instituts de France, Academie des inscriptions et Belles-lettres. 1867. Vol. XXVI, pt. 1. P. 232 ff. 170 Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19.1968. P. 510–514. 172 Buschmann G. Martyrium Polycarpi 4 und der Montanismus//Vigilia Christianae. Vol. 49. 1995. S. 130; Jefford C. N. Reading the Apostolic Fathers: An Introduction. Peabody, 1996. P. 90; Ehrman B. D. Apostolic Fathers. Vol. 1. 1 Clement, 2 Clement, Ignatius, Polycarp, Didache. Cambridge, 2003. P. 357 et al. 173 Waldner K. “Was wir also gehört und berührt haben, verkünden wir auch euch”. Zur narrativen Technik der Körperdarstellung im Martyrium Polycarpi und der Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis//Die Christen und die Körper: Aspekte der Körperlichkeit in der christlichen Literatur der Spätantike/Hrsg. von F. Feichtinger, H. Seng. Münich, 2004. S. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7  Janeras S. L’original grec del fragment copte de Lovaina Núm. 27 en l’Anaphora di Barcelona, in: Miscel-lània Litúrgica Catalana Vol. 3 (1984). P. 13–25; cf.: Devos P. Un témoin copte de la plus ancienne anaphore en grec, in: Analecta Bollandiana. T. 104 (1986). P. 126. 8  Diethart J., Treu K. Griechische literarische Papyri christlichen Inhaltes, 2: Textband. (Wien, 1993: Mitteilungen aus der Papyrussammlung der osterreichischen Nationalbibliothek in Wien; 17). S. 68–69. 10  Edition: Diethart J., Treu K. Op. cit. It should be noted that J. Hammerstaedt offered a new reconstruction of the papyrus (Hammerstaedt J. Griechische Anaphorenfragmente aus Ägypten und Nubien (Opladen, 1999: Papyrologica Coloniensia; 28). S. 156–160). 11  Luppe W. Christliche Weihung von Öl: Zum Papyrus Barc. 156a/b, in: Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. Bd. 95 (1993). S. 70. 12  Römer C.E., Daniel R.W., Worp K.A. Das Gebet zur Handauflegung bei Kranken in P Barc 155, 19–156, 5 und P. Kellis I 88, in: Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. Bd. 119 (1997). S. 128–131. 13  Виноградов А.Ю. Три крещальных гимна с алфавитным акростихом, in: Вестник древней истории. Nr. 3 (2005). C. 91–114. 14  Желтов M.C. Греческая литургия IV b. в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b, in: Богословский Сборник. Nr. 9 (2002). C. 240–256. 15  See, for example: Taft R.F. The Interpolation of the Sanctus into the Anaphora: When and Where? A Review of the Dossier, in: Orientalia Christiana Periodica. Vol. 57 (1991). P. 281–308 and Vol. 58 (1992). P. 83–121 (reprinted, with some important notes added, in 1995 in Variorum Collected Studies Series); idem. From Logos to Spirit: On the Early History of the Epiclesis, in: A. Heinz, H. Rennings (hrsg.) Gratias Agamus: Studien zum eucharistischen Hochgebet (Für Balthasar Fischer). (Freiburg et al., 1992). S. 489–502; Winkler G. Zur Erforschung orientalischer Anaphoren in liturgievergleichender Sicht I: Anmerkungen zur Oratio post Sanctus und Anamnese bis Epiklese, in: Orientalia Christiana Periodica. Vol. 63 (1997). P. 363–420; eadem. Zur Erforschung orientalischer Anaphoren in liturgievergleichender Sicht II: Das Formelgut der Oratio post Sanctus und Anamnese sowie Interzessionen und die Taufbekenntnisse, in: R.F. Taft, G. Winkler, (eds.) Comparative Liturgy Fifty Years after Anton Baumstark (1872–1948): Acts of the International Congress. (Roma, 2001 Orientalia Christiana Analecta; 265); eadem. Zur Erforschung orientalischer Anaphoren in liturgievergleichender Sicht III: Der Hinweis auf «die Gaben» bzw. »das Opfer» bei der Epiklese, in: A. Gerhards, K. Richter, (hrsg.) Das Opfer: Biblischer Anspruch und liturgische Feier. (Freiburg et al., 2000: Quaestiones Disputatae; 186). S. 216–233; Bradshaw P.F. Eucharistic Origins. (London et al., 2004) etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Edersheim ibid. I, p. 97, 5 , и о. M. П . Фивейского I, стрн. 124, 1 ). 2720 Это видно и из свободного отношения талмудического иудейства к каноническим писаниям ветхозаветного откровения (о чем см., напр., Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 24. 28. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 81=Jüdische Theologie, S. 83 и ср. у H. K. Дагаееа, История ветхозаветного канона, Спб. 1898, стрн. 131–132. 151 сл.; для Екклезиаста ср. мнение школы Шаммая в журнале «Восход» 1900, I, стрн. 51: «Агада» проф. Бахера [Die Agada der Tannaiten von Dr. Wilhelm Bacher] в изложении H. А. Переферковича), в котором для него абсолютно важно только «законническое» содержание Торы, почему и новейшие иудейские ученые в ветхозаветной критике часто поощряют всякий рационализм и по временам превосходят либерализмом самых завзятых скептиков. Эти же тенденции вели и к тому, что, преследуя партикуляристически-номистические цели, «раввинизм, как таковой, не имел богословской системы» (А. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 106, и у о. M. П. Фивейского I, стрн. 135). 2722 Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 8. 9. См. еще A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 100. 99, 1 . 85, и у о. M. П. Фивейского I, стрн. 126 и прим. 1. 108: «Традиционализм (иудейский)... поставил на практике устный закон выше письменного. Выражение ( Исх. 34:27 ): «в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем» было объяснено (Jer. Chagiga, p. 74 d) так, что завет Божий основан на сказанных словах в противоположность письменным», а из Исх. 24:12 выводили (Berach. 5 а, lin. 11–16), что мишна с талмудом тоже дарованы Богом Моисею на Синае, почему «традиционализм имел одинаковое начало – и по времени и по авторитетности – с самим законом». 2723 Al. Bragin, Die freireligiösen Strömungen im alten Judenthume, S. 25: « Все думали находить в Торе и, если находили нечто новое у пророков, то полагали видеть в этом лишь пояснение к известному месту Пятокнижия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В рамках подобных рассуждений получается, что в представленном выше рисунке разных бабочек юноний, «талию» вообще нигде делать не нужно – биологически целесообразными получаются как крупные одиночные глазки юноний (запугивают птиц), так и мелкие глазки (отвлекают атаки птиц). Правда, пока только теоретически. Потому что реальные эксперименты по эффективности запугивания птиц крупными глазками дали хорошие результаты в отношении только отдельных видов бабочек. А в отношении других видов бабочек – не дали . Поэтому нельзя уверенно утверждать (до проведения соответствующих исследований), что если «глазки» Junonia almana хорошо запугивают птиц, то «глазки» какой-нибудь Junonia villida тоже справятся с этой задачей. Про результаты проверок гипотезы «отводящей роли» мелких глазков мы пока еще вообще не говорили, но обязательно поговорим чуть ниже. Там тоже были получены противоречивые результаты. Тем не менее, авторы работы (Kodandaramaiah et al., 2013) отмечают, что конкретно у рассмотренных ими бабочек юноний мелкие глазки обычно группируются на самой периферии крыльев. Что может служить косвенным свидетельством справедливости «отклоняющей» гипотезы. Действительно, пожертвовать самым краем крыла – это гораздо лучше, чем если бы птица оторвала всё крыло (клюнув, например, в самый центр этого крыла). Приведенный довод кажется вполне логичным. И действительно, мы наблюдаем, что мелкие глазки у бабочек юноний практически всегда «сползают» к краю крыльев (см. рисунок выше). В заключение, авторы работы (Kodandaramaiah et al., 2013) высказывают пожелание проанализировать, как же обстоят дела с «глазками» в других таксонах бабочек. Что же, такую просьбу легко исполнить. Давайте посмотрим, где же находятся глазки, например, у представителей семейства бабочек павлиноглазок (Рис. 83): Рисунок 83. Верхний ряд слева направо: Automeris io; Pseudautomeris irene; Leucanella apollinairei; Saturniinae sp. Средний ряд слева направо: Graellsia isabellae; Loepa katinka; Antheraea pernyi; Actias artemis. Нижний ряд слева направо: Dysdaemonia fosteri; Eacles imperialis; Perisomena caecigena.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010