Не­ко­то­рое ви­зан­то­ло­ги ви­дят в ико­но­бор­че­ст­ве ре­зуль­тат бо­го­слов­ско­го влия­ния на хри­сти­ан­скую Цер­ковь вос­точ­ных и се­ми­т­ских дви­же­ний. Обыч­но они при­во­дят в при­мер ико­но­бор­че­ский указ 721 го­да, из­дан­ный ха­ли­фом Язи­дом II ïîä âëèÿ­ни­ем противника христианства каббалиста Тессараконтапихуса (греч. Tes ­ sa ­ ra ­ ko ­ nta ­ p…­cu j ) . ×à­ро­дей про­рек Язи­ду 30 лет бла­го­вре­ме­ния и мир­но­го прав­ле­ния, ес­ли тот очи­стит го­ро­да сво­его ха­ли­фа­та от хри­сти­ан­ских икон 78 . Âà­силь­ев пре­дпри­нял по­пыт­ку до­ка­зать, что тот же Тессараконтапихус есть не­кий си­риец Бе­сер , êî­то­рый упо­ми­на­ет­ся у Фео­фа­ния (402, 405) è áûë âõîæ â âûñ­шие кру­ги им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра Льва III 79 . Òàêæå â àðàá­ских ис­точ­ни­ках, как, на­при­мер, до­ку­мент Khitab al ‘ Uyun XI âå­ка 80 , óïî­ми­на­ет­ся сын сорока локтей при дво­ре Льва III 81 . Ìíî­гие ви­зан­то­ло­ги скло­ня­ют­ся к мне­нию, что бла­го­да­ря это­му си­рий­ско-ев­рей­ско­му ча­ро­дею, под пря­мым влия­ни­ем ко­то­ро­го на­хо­дил­ся Лев, ико­но­бор­че­ское ми­ро­воз­зре­ние ис­ла­ма ока­за­ло на им­пе­ра­то­ра ре­шаю­щее влия­ние. Не­ко­то­рые исторические документы, относящиеся к более позднему периоду, под­твер­жда­ют эту точ­ку зре­ния 82 . Ãè­по­те­за о се­мит­ском влия­нии на­хо­дит се­бе под­держ­ку в пи­са­ни­ях святителя Гер­ма­на Константинополь­ско­го . Îí îá­ви­ня­ет ев­ре­ев в том, что они «не толь­ко те­перь, но час­то по­ри­ца­ли нас за это (идо­ло­по­клон­ст­во в ико­но­по­чи­та­нии), и бу­ду­чи яко­бы “ис­тин­ны­ми це­ли­те­ля­ми идо­ло­по­клон­ст­ва”, пы­та­ют­ся опо­ро­чить чис­тую и Бо­же­ст­вен­ную ве­ру на­шу и стре­мят­ся вос­пре­пят­ст­во­вать нам в на­шем по­кло­не­нии ру­ко­твор­ным [ îá­раз­ам ] » 83 . Åñëè ïðèíÿòü âî âíèìàíèå ñâèäåòåëüñòâî ïàòðèàðõà Ãåðìàíà, òî îò­дель­ный исторический ин­ци­дент с семитом-чародеем при дворе Льва предстает как отражение бо­лее ши­ро­кого кон­тек­ста бо­го­слов­ско­го про­ти­во­бор­ст­ва ме­ж­ду хри­сти­ан­ским и ис­лам­ским ми­ра­ми.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

деятельность: Дис./ЛДА. Л., 1956. 2 т.; он же. Лит. деятельность Паисия Величковского//ВРЗЕПЭ. 1973. 81/82. С. 69-104; 83/84. С. 203-238; Ταχιος Α.-Α. Ο Πασιος Βελιτσκφσκι (1722-1794) και η ασκητοφιλολογικ σχολ του. Θεσ., 1964; idem (Tachiaos). The Slavonic manuscripts of Saint Panteleimon Monastery (Rossikon) on Mount Athos. Thessal., 1981; idem. The Revival of Byzant. Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIIIth Cent.: Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722-1794). Thessal., 1986; idem (Тахиаос А.-Э.). Возрождение правосл. духовности старцем Паисием Величковским. М., 1989; idem (Tachiaos). Paisij Velickovskij and Grigorij Savvic Skovoroda: Two Unconventional Reactions to Kievan Theology//Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di Sante Graciotti/Ed. G. Broggi-Bercoff et al. R., 1990. P. 613-621; idem (Тахиаос А.-Э. Н.). Предварительный список полной библиографии о св. Паисии Величковском//Cyrillomethodianum. Thessal., 1993/1994. T. 17/18. P. 212-227; Papoulide   s K. K. Le starets Paissij Velitchkovskij (1722-1794). Amhènes, 1968; Iлapioh митр. Старець Naïciй Величковський: Його життя, праця та наука. Bihhiner, 1975; Hainsworth D. C. Staretz Paisy Velichkovsky (1722-1794): Doctrine of Spiritual Guidance. S. l., 1976; Lin a E. Catalogul manuscriselor slavo-române din Iai. Bucur., 1980-1985. 4 vol.; idem (Линца Е.). Паисий Величковский - един измежду последните големи църковнослав. книжовници//Palaeobulgarica=Старобългаристика. София, 1983. Год. 7. 3. С. 14-42; Ciprian (Zaharia), arhim. Contribuia româneasc la personalitatea: Opera i amintirea stareului Paisie Velicicovski. Bistria, 1985 [Рукопись]; Zamfirescu D. Isaac Dasclul: Biografia inedit a stareului Paisie cei Mare//Revista Fundaiei Drgan. R., 1987. N 3/4. P. 456-554; Четвериков С. И. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 1988; он же. Правда христианства: Молдав. старец Паисий Величковский: его жизнь, учение и влияние на правосл.

http://pravenc.ru/text/2578651.html

76 . Pierre M.-J. L’âme ensommeillée et les avatars du corps selon le sage persan//Proche-Orient Chrétien. 1982–1983. 32–33. 233–262; 104–142. 77 . Pierre M.-J. Un synode contestataire à l’époque d’Aphraate le Sage persan//La controverse religieuse et ses formes/Ed. Le Boulluec A. P. 1995. 243–279. 78 . Poirier P-H. L’Évangile selon Thomas (log. 16 et 23) et Aphraate (Dem. XV, 10–11)//Mélanges Antoine Guillaumont/Ed. Cramer P. Genève 1988. 15–18. 79 . Rizk K. Aphraate//Encyclopedic Maronite. Kaslik 1992. 1. 371–374. 80 . Rouwhorst G. А. М. The date of Easter in the Twelfth Demonstration of Aphraates//StPatr 1983. 17:3. 1374–1380. 81 . Samir Kh. [Concerning charity by Aphrahat the wise]//Bayn al-Nahrayn. 1981. 9. 187–199. [Публ. арабского пер. гомилии Афраата о милосердии]. 82 . Samir Kh., Yousif P. La version arabe de la III е Demonstration d’Aphrahat//Actes du I Congr. Int. des Ét. arabes chrétiennes. Rome 1986. 31–66. (OCA 226). 83 . Schwen P. Afrahat. Seine Person und sein Verständnis des Christentums. B. 1907. 84 . Snaith J. G. Aphrahat and the Jews//Interpreting the Hebrew Biblë Essays in honour of E. I. J. Rosenthal/Eds. Emerton J. A., Reif S. C. Cambridge 1982. 235–250. 85 . Strobel G. Textgeschichtliches zum Thomas Logion 86//ViC 1963. 17. 211–224. 86 . Terzoli R. Âme et esprit chez Aphraate//ParOr 1972. 3. 105–118. 87 . Vogl A. Die Scheolvorstellungen Afraats//OS 1978. 27.46–48. 88 . VoobusA. Aphrahat, Nachtrag zu RAG//Jahrbuch fiir Antike und Christentum. 1960 . 3. 152–155. 89 . Vööbus A. Methodologisches zum Studium des Anweisungen Aphrahats//OrC 1962. 46. 25–32. 90 . Vööbus A. Aphrahat//Reallexikon für Antike und Christentum. Supplement-Lieferung. 1986. 4. 497–506. 91 . Wozniak J. Afrahats Metapherverständnis im Lichte der Theorie von Black und Reinhardt//IV SympSyr 5 .21). 275–287. Книга степеней DS 9. 749–754 Книга из 30 глав, посвященная духовному деланию, написана неизвестным автором, жившим в конце IV или начале V в. Впоследствии это произведение (чаще в виде цитат) было популярно в монофизитской среде. Издание

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2768 И в иудействе и в христианстве было некоторое колебание в счете книг ветхозаветного канона между 22-мя и 24-мя, о чем см. у Н. K. Дагаева, История ветхозаветного канона, стрн. 79. 83. 85. 89. 129–132. 169. 206. 211. 215. 220. 222. 223. 224. 238. 239, и А. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah I, p. 27 или по переводу о. M. П . Фивейского I, стрн. 33, а исследование этого предмета дано и у Prof. Theodor Zahn, Geschichte des Neutestamentlichen Kanons II, 1 (Erlangen und Leipzig 1890), S. 318–343; см. еще Prof. W. Sanday, Inspiration: eight Lectures on the Early History and Origin of the Doctrine of Biblical Inspiration, London 1894 (2rd edition), p. 96. 112–115. 2769 J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 70. 69. F. Weber, Jüdische Theologie, S. 407. Cp. M. Friedländer, Die vorchristliche jüdische Gnosticismus (Göttingen 1898), S. 80–81. 87–88. Для Акибы см. Schabbath XI (X), 1 и у Dr. Aug. Wünsche, Der Babylonische Talmud II, 3 (Lpzg 1889), S. 142. 2771 Такую мысль напрасно допускает Prof. А. Schlatter, Die Kirche Jerusalems vom Jahre 70–130, Gütersloh 1898, S. 8l–82. 2773 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. XI=Jüdische Theologie, S. XV. И с этой стороны является вполне естественным отнесение иудейских апокрифически-апокалиптических памятников к sepharim chizzonim; о. проф. А. В. Смирнов отрицает это лишь по ошибочному (– на наш взгляд –) убеждению в раввинистической ортодоксальности данных документов (Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа, стрн. 187. 189), но этого совсем не подтверждают и талмудические аналогии, которые ничуть не говорят о тожестве догматических воззрений и тенденций (ср. 454. 536 на стрн. 831, 454 и в прим. 2837)... 2776 См. Prof. Rud. Steck, Der Galaterbrief nach Echtheit unterencht: nebst kritischen Bemerkungen zu den paulinischen Hauptbriefen, (Berlin 1888), S. 228–229. 2777 Series veteria interpretationis commentariorum Origenis in Matthaeum (al. tract. XXIII) ap. Migne, gr. ser. t. XIII, col. 1769=ed. Delarue III, p. 916 В. Сходное указание встречается и у «Амврозиаста» (ad 1Corinth. 2:9 ap. Magne, lat. ser. t. XVII, col. 194–195: «hoc est scriptum est in Apocalypsi Heliae in apocryphis»); относительно этого автора ныне научно аргументируется (бенедиктинцем G. Morin ’ом в «Revue d’histoire et de littérature religieuse» 1889,t. IV, No. 2), что это выкрест из евреев Исаак, бывший современником папы Дамага и потом снова отпавший в иудейство: см. у Prof. Theodor Zahn в «Theologisches Literaturblatt» XX, 27 (7. Juli 1899), Sp. 313–317 (Der «Ambrosiaster» und der Proselyt и Rev. A. E. Burn в «The Expositor» 1899, XI, p. 368–375 (The Ambrosiaeter and Isaac the Converted Jew).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Не­ко­то­рое ви­зан­то­ло­ги ви­дят в ико­но­бор­че­ст­ве ре­зуль­тат бо­го­слов­ско­го влия­ния на хри­сти­ан­скую Цер­ковь вос­точ­ных и се­ми­т­ских дви­же­ний. Обыч­но они при­во­дят в при­мер ико­но­бор­че­ский указ 721 го­да, из­дан­ный ха­ли­фом Язи­дом II под влия­ни­ем противника христианства каббалиста Тессараконтапихуса (греч. Tes ­ sa ­ ra ­ ko ­ nta ­ p…­cu j ) . Ча­ро­дей про­рек Язи­ду 30 лет бла­го­вре­ме­ния и мир­но­го прав­ле­ния, ес­ли тот очи­стит го­ро­да сво­его ха­ли­фа­та от хри­сти­ан­ских икон 78 . Ва­силь­ев пре­дпри­нял по­пыт­ку до­ка­зать, что тот же Тессараконтапихус есть не­кий си­риец Бе­сер , ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся у Фео­фа­ния (402, 405) и был вхож в выс­шие кру­ги им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра Льва III 79 . Также в араб­ских ис­точ­ни­ках, как, на­при­мер, до­ку­мент Khitab al ‘ Uyun XI ве­ка 80 , упо­ми­на­ет­ся сын сорока локтей при дво­ре Льва III 81 . Мно­гие ви­зан­то­ло­ги скло­ня­ют­ся к мне­нию, что бла­го­да­ря это­му си­рий­ско-ев­рей­ско­му ча­ро­дею, под пря­мым влия­ни­ем ко­то­ро­го на­хо­дил­ся Лев, ико­но­бор­че­ское ми­ро­воз­зре­ние ис­ла­ма ока­за­ло на им­пе­ра­то­ра ре­шаю­щее влия­ние. Не­ко­то­рые исторические документы, относящиеся к более позднему периоду, под­твер­жда­ют эту точ­ку зре­ния 82 . Ги­по­те­за о се­мит­ском влия­нии на­хо­дит се­бе под­держ­ку в пи­са­ни­ях святителя Гер­ма­на Константинополь­ско­го . Он об­ви­ня­ет ев­ре­ев в том, что они «не толь­ко те­перь, но час­то по­ри­ца­ли нас за это (идо­ло­по­клон­ст­во в ико­но­по­чи­та­нии), и бу­ду­чи яко­бы “ис­тин­ны­ми це­ли­те­ля­ми идо­ло­по­клон­ст­ва”, пы­та­ют­ся опо­ро­чить чис­тую и Бо­же­ст­вен­ную ве­ру на­шу и стре­мят­ся вос­пре­пят­ст­во­вать нам в на­шем по­кло­не­нии ру­ко­твор­ным [ об­раз­ам ] » 83 . Если принять во внимание свидетельство патриарха Германа, то от­дель­ный исторический ин­ци­дент с семитом-чародеем при дворе Льва предстает как отражение бо­лее ши­ро­кого кон­тек­ста бо­го­слов­ско­го про­ти­во­бор­ст­ва ме­ж­ду хри­сти­ан­ским и ис­лам­ским ми­ра­ми.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

Рождение как духовная инициация». Эта книга рекламируется также и на сайтах многих наших семейных школ вместе с чем-то «поучительным» из жизни или книг Крис, типа следующих двух фрагментов: «Ребенок (сын Крис — авт. ) с самого начала задерживал в воде дыхание, спал и ел в океане. Развивался он очень быстро, в 2 месяца сделал свои первые шаги, а в возрасте нескольких лет демонстрировал ярко выраженные телепатические способности» (80), «Мягкая, ласкающая вода — удивительный энергопроводящий элемент для создания могучего духовного единства … в процессе родов между матерью и дитем». Для расширения фронта своей оккультной деятельности Гриском основала в Нью-Мехико Институт света, в котором изучает «научно» реинкарнацию, принимает посетителей из разных стран и ждет новой эры возможностей человечества (81). На наших двух родительских сайтах (в одном случае — под заголовком «Спаси и сохрани!»; 82) после не очень убедительных слов о вреде абортов помещена написанная К.Гриском «Медитация на отпускание нерожденных детей». Все проблемы согласно такому методу решаются элементарно — 10 минут посидеть, попромывать себя мысленно, представить себя и погибшего ребенка прекрасными, а все — таким радужным, и цель якобы достигнута.  Сток из канав международной велнес-индустрии   Домашние акушерки своими разговорами о «наших бабках, которые в поле рожали», об искусстве повитух на Руси и т. д. обычно отвлекают внимание от того факта, что родительские центры продолжают не отечественные традиции, а зарубежное аналогичное движение. Совпадает все – как содержание: роды дома (в основном — в воде) под руководством «духовно» продвинутой акушерки, поклонение природе, йога и неошаманские психотренинги, так и используемые понятия. Так, естественное рождение, сознательное родительство, ответственное родительство, мягкое рождение и другие понятия представляют собой точный перевод англоязычных словосочетаний ( natural birth , conscious parenthood , responsible parenthood , gentle birth et al .). Пропагандируемая «естественность родов» с принципиальным отказом от помощи врачей, применения лекарств и обезболивания, имеющим налет фанатизма, в сочетании с акцентом на музыке и ароматах, практически полностью совпадают с антуражем «ведических» родов (83).

http://pravmir.ru/kakogo-roda-duxovnoe-a...

Тогда – при единстве цели и средств – не оказывается ни мотива, ни оправдания для новой работы, если она не хочет быть только арифметическим увеличением готового. Загадка разрешается тем, что, располагая хорошим материалом, «многие» лишь πεχερησαν при осуществлении взятой задачи. Vox ambigua – этот глагол у классиков (напр., Cyrop. II. 2: 23; см. у Passow, WB. I, 1, S. 33) не говорит прямо о самом качестве «начинаний» непременно в дурном смысле 82 и в Новом Завете описывает их не столько по этическому характеру, сколько со стороны успешности или неуспешности, к чему именно относятся и качественные определения. В этом последнем смысле здесь преобладают и оттенки неблагоприятные – для означения неудачи «попыток», напр., при покушении эллинистов убить Павла ( Дeяh. IX, 29 ) и заклинателей иудейских воспользоваться для исцелений именем Господа Иисуса ( Дeяh. XIX, 13 и ср. 14–16). Писатель второй книги Маккавейской однажды выражает (II, al. 30) этим термином просто старание ( ζωγραφεν πιχει οντ «живописати начинающему»), необходимое для выполнения задуманного «начинания», и в другом месте констатирует больше бесплодность предприятия с напрасной, хотя бы и усердной, тратой сил (VII, 19. «ты же да не возмниши неповинен быти, богоборствовати начен», θεομαχεν πιχειρσας). Поэтому нет филологических оснований соглашаться с древним пониманием, что в «прологе» разумеются непременно еретические литературные фабрикации, авторы которых равны ветхозаветным лжепророкам и даже хуже их 83 ). За этические свойства делания им не высказывается ясно и «скрытого обвинения», какое находил тут Ориген 84 . Не данное фразой, – это толкование совсем недопустимо по содержанию, ибо – иначе – Евангелист одинаковую тень набросил бы на себя самого, уподобляясь «многим» своею собственною речью. Верно не свыше того, что попытки их были неудачны, не достигали идеала поставленной задачи и – в нашем случае – не давали прагматического изображения. Конечно, при этом не оказалось надлежащей точности воспроизведения событий по их внутреннему существу и в результате не получилось завершительной убедительности в меру объективного достоинства самых предметов. Все это правда, однако здесь лишь недостаток, а не порок или грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

72 . Crawford, J. V. Morocco at a glance. London, 1889. 73 . al-Damanhuri. Iqamat al Hujja al-bahira ala hadm kana’is Misr wa-l-Qahira (Presentation of the clear proof for the obligatory destruction of the churches of Old and New Cairo). See Perlmann. 74 . Dandini, J. Voyage du Mont Liban. Paris, 1685. 75 . De Amicis, E. Le Maroc. Paris, 1882. 76 . Dennet, D. C. Conversion and the Poll-Tax in Early Islam. Cambridge (Mass), 1950. 77 . al-Dibani, A-H. A. «The Jewish Attitude towards Islam and Muslim in Early Islam» (1968). See al-Azhar. 78 . Djaït, H. La Personnalité et le Devenir Arabo-Islamiques. Paris, 1974. 79 . Doutté, E. Missions au Maroc: En Tribu. Paris, 1914. 80 . Dulles, J. W. The Ride through Palestine. Philadelphia, 1881. 81 . Fagnan, E. «Arabo-Judaïca». In Mélanges Hartwig Derenbourg (1844–1908). Paris, 1909. 82 . Fagnan, E. «Le Signe distinctif des juifs au Maghreb». REJ 28 (1894). 83 . Fattal, A. Le Statut légal des non-Musulmans en pays d’Islam. Beirut, 1958. 84 . Fellah. «The Situation of the Jews of Tunis, September 1888». Ha-Asif (The Harvest) (Hebrew) 6 (Warsaw, 1889). 85 . Fenton, P. B. «Jewish Attitudes to Islam: Israel Heeds Ishmael». JQ 29 (1983). 86 . Feriol, A. Explication des Cent Estampes qui représentent Différentes Nations du Levant avec de Nouvelles Estampes de Cérémonies Turques qui ont aussi leurs explications. Paris, n. d. (ca. 1714–15). 87 . Février, L. «A French Family en Yemen». AS 3 (1976). 88 . Finn, J. Stirring Times, or Records from the Jerusalem Concular Chronicles (1853–1856). 2 vols. London, 1878. 89 . Fischel, W. J. Jews in the Economic and Political Life of Mediaeval Islam. London, 1937; reprint, 1968. 90 . Fischel, W. J. «The Jews in Medieval Iran from the 16th to the 18th Centuries: Political, Economic and Communal Aspects». Paper, International Conference on Jewish Communities in Muslim Lands (Institute of Asian and African Studies. Ben Zvi Institute, Hebrew University). Jerusalem, 1974. 91 . Fischel, W. J., ed. Unknown Jews in Unknown Lands: The Travels of Rabbi David d’Beth Hillel. New York, 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В этом вопросе Макарий точно следует виднейшим представителям мелькитской богословской традиции: прп. Иоанну Дамаскину (см.: Ioannes Damascenus. Expositio fi dei. 3. 20. S. 162–163) и Феодору Абу Курре (см.: Письмо Давиду яковиту//Maymir/Éd. Q. Al-Bsh. Beirut, 1904. Р. 129, 132 [на араб. яз.]; Opuscula 4. Epistola continens fi dem orthodoxam, missa a beato Thoma patriarcha Hierosalymitano ad haereticos in Armenia//PG. T. 97. Col. 1517D–1520B).. См.: On the Triune Nature of God/M. D. Gibson, ed.//Studia Sinaitica. L., 1899. Vol. VII. Р. 82–83 [на араб. яз.]; Samir S. Kh. The Earliest Arab Apology for Christianity (c. 750)//Christian Arabic Apologetics during the Abbasid Period (750–1258)/S. Kh. Samir, J. S. Nielsen, eds. Leiden; Brill, 1994. P. 86–88. См.: О смерти Христа//Maymir/Éd. Q. Al-Bsh. Beirut, 1904. P. 67–70 [на араб. яз.]; Opuscula 7. De luctatione Christi cum diabolo//PG. T. 97. Col. 1524C–1528D. См.: Eutychius of Alexandria. The Book of the Demonstrations (Kitb al-Burhn)/P. Cachia, W. M. Watt, eds. Louvain, 1960 (CSCO; 192). P. 133–136. [на араб. яз.] Очевидно, эти слова надо понимать в том смысле, что Христос победил дьявола справедливо, т. е. как человек, без использования силы Божественной. Учение о крестных страданиях Христа как о заместительной жертве в мелькитской традиции подробно разработано Феодором Абу Куррой (см.: О спасении//Maymir/Éd. Q. AlBsh. Beirut, 1904. P. 83–91. [на араб. яз.]). Макарий не разделяет оригинальное мнение Феодора Абу Курры, считавшего, что Христос победил смерть Своим послушанием, и относившего эту победу ко времени, предшествующему Голгофе (см.: Theodorus Abucara. Opuscula 1. De quinque inimicis, a quibus nos Christus homo factus liberavit//PG. T. 97. Col. 1464АВ). См.: Ibid См.: Афиф аль-Му’аммиль. Краткий трактат о христианских толках. Р. 79–84. [на араб. яз.] См.: Булус ар-Рахиб. О единобожии и ипостасном соединении//Khoury Р. Paul d’Antioche, évêque de Sidon. P. 98–101. [на араб. яз.]   Источник: Давыденков О. В. Макарий Синаит (портрет мелькитского интеллектуала XIII столетия)//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. Вып. 95. С. 11-27 DOI: 10.15382/sturI202195.11-27

http://bogoslov.ru/article/6176017

79 Simon, «Alexis Toth,» 391–392. Given Simon " s depiction of this reaction from Ireland, I find it odd that Simon claims Ireland «took little notice of the incident» (391). 80 O " Connell, 270. 81 Simon, «The First Years,» 206. 82 Simon, «First Years,» 192. It is worth noting that this proposed solution came in correspondence with Ryan since both bishops reacted negatively (and strongly) to Volans’ky’s presence. On the Americanist controversy, see Gerald P. Fogarty The Vatican and the Americanist Crisis; Denis J. O " Connell, American Agent in Rome, 1885–1903 (Rome: Gregorian University, 1974) and Thomas Timothy McAvoy, The Americanist Heresy in Roman Catholicism, 1895–1900 (Notre Dame: Notre Dame University Press, 1963). 83 Ibid., especially 193–194. 84 Simon, «First Years,» 226. 85 Ibid., 232. 86 Rusin, 134. The claim that Toth had already considered Orthodoxy is elicited from Russin’s usage of court transcripts that were, I was informed by the Luzerne county clerk, lost in a 1972 flood from Hurricane Agnes. Russin cited the transcript as Testimony: Greek Catholic Church et. al. v. Orthodox Greek Church et. al. (Court of Common Pleas, Luzerne County, Wilkes-Barre, Pennsylvania, 1894). 87 Russin, 134. Simon notes that the «Reverend Dzubay» mentioned by Toth is likely not Fr. Alexander Dzubay, the colleague of Toth’s who later became an Orthodox priest and bishop and then reverted to Roman Catholicism, which will be discussed below, but Canon Joseph Dzubay of Prešov. See Simon, «Alexis Toth,» 392 n15. 88 Mayer discussed a letter available in the «Slovak State Archives» from Toth to Valy, dated December 16, 1889 (200–201). In this letter, Toth referred to his exchange with Ireland and listed some religious grievances experienced by the Carpatho-Rusyns in America. This letter also mentioned a previous letter dated December 5, 1889, which has been lost. It is unknown whether Toth was including a reference to this letter as well when he mentioned writing three letters. Toth claimed that following his exchange with Ivan Valy and «Reverend Dzubay,» he made up his mind to follow through on something he had long considered – converting to Orthodox Christianity. See Rusin, 134. The minutes from the meeting of the clergy can be found in Kochanik, Rus» i pravoslavie v sievernoi Amerikie, 481–484. John Slivka provides an English translation in John Slivka, Historical Mirror: Sources of the Rusin and Hungarian Greek Rite Catholics in the United States of America, 1884–1963 (Brooklyn, 1978), 3–5. Slivka actually used the version Kochanik published in Svit, which he gave as: Archbishop Peter Kochanik, «Pravoslavije v Siv. Ameriki,» Svit (1920), 12–32. Simon also quotes from the Kochanik’s transcript in «The First Years.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/turning-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010