75 Chrys. Com. quod Christus sit Deus, apud Gretz. cit. lib. II. cap. VI. p. 189. 76 Lib. II cap. 1. 77 Sozom. Hist. Eccl. lib. II. с. I. Gretz. lib. I. cap. 17. 78 Gretz. des. cr. lib. II. cap. XXV. pp. 256 и 257. 79 Cedren. Сотр. hist. ubi de Theodosio magno imp. 80 Gel. 1. 1. de Aet. Syn. Nycaen. c. 6. Euseb. III. de vita Const. c. 33. 81 Codin. de Origine Constantinopol. 82 Rar. t. 6. fol. 218; ibid. fol. 302; Ibid. fol. 255; Ibid. fol. 112. tom. 7. fol. 131, 126. Lips. de Cr. 1. 3. cap. 16. 83 Созомен. 84 Gretz. des. cr. lib. II. cap. LIV. L1I. 85 Sozom. lib. 1. cap. 8. Euseb. lib. 4. Vitae cap. 21. 86 Lips. 1. 3 de cruce c. 16. 87 Hier. ep. ad Laet. 88 Gretz. Lib. Sec. с. XXXVII, p. 245. 89 Niceph. lib. 4. cap. 3. 90 Gretz. 1. 11. pag. 270. 91 Authen. 90, de testibus. 92 Ц. Ист. Фил., ч. III, стр. 9 и 10. 93 Ист. Филар., ч. 1, стр. 32. 94 См.: Материалы для истории писмен восточных, греческих, римских и славянских. Москва, 1855. 95 Cypr. sermo de pass. Christi. 96 Chr. in 1 Timoth. hom. 12. 97 Niceph. lib. 2. с. 42. 98 Basil. lib. de Spir. S. cap. 27. 99 Aug. libr. 4 de bapt. contra Donat. c. 24. 100 Cypr. de pass. Christi. 101 Cypr. de baptismo Christi. 102 Chrys. hom. 55 in Matth. 103 Apud Aug. Sermo 181 de tempore. 104 Chrys. hom. de vener. Crucis. 105 Dionys. de Eccles. hierarchia. 106 Greg. lit. de Sacrament. 107 Sever. lib. de vitibus Baptismi torn. 6 Biblioth. PP. 108 Dion de Eccl. hierarch. 109 Greg. lib. Sacram. de feria VI magnae hebdom. 110 Sever, lib. baptismi, torn. 6 Biblioth. PP. 111 Nyssen. oratio in eos, qui differunt baptisma. 112 Aug. 20 de civitate Dei cap. 30. 113 Greg. lib. 3. ep. 9. 114 Сург. Epist. ad Subajanum. 115 Greg. lib. Sacrament., feria VI magnae hebdomadis. 116 Chrys. hom. 55 in. Matth. 117 Greg, in theor. ver. Eccles. 118 Chrys. hom. 55 in Matth. idem in cap. 3 ad Phil. 119 Aug. sermo 19 de Sanctis. 120 Hier. in vita s. Pauli. 121 Marc, in vita s. Porphyrii. 122 De Eccl. 123 Hier. ad Pamach. 124 Theod. lib. 3. hist. c. 16 Naz. oratio contra Julian.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2338...

56 Nice " tas Ste " thatos. Le Paradis spirituel, в частности 1 и 30. — Sourses chre " tiennes, 8, pp. 40, 56–57. 57 In eccl. h. 8; PG 44, 758a. 58 Amb.; PG91, 1156c. 59 Ibid. 60 Цит. по: H. Бердяев Смысл творчества. Харьков, 2002. 61 В синодальном переводе — «жених крови». — Прим. пер. 62 H. Бердяев. Цит. соч. 63 Или «мироправителям». — Прим. пер. 64 Teilhard de Chardin «Mon univers», in: Science et Christ, Paris, 1965, p. 109 et n. 1. 65 1, 59–63. 66 1, 67–90. 67 Amb.; PG91, 1356с. 68 Quaest. A. Th., 60; PG 90, 612ab. 69 Атв., 1309а. 70 In Ez II, hom. I, 4; PL 76, 938. 71 Т.е. «становясь во главе». — Прим. пер. 72 Атв., 1308с. 73 Т.е. «сделал ипостасью». — Прим. пер. 74 Духовное тело (греч.). — Прим. пер. 75 J. Danie " lou Approches du Christ. Paris, 1960, p. 154. 76 Самые прекрасные фрагменты этой службы были, вероятно, вдохновлены некоторыми сочинениями Григория Нисского. См. J. Danie " lou Trois textes eschatologiques de saint Gre " goire deNysse. RSR, 1940, p. 352–353. 77 Цит по: H. de Lubac Catholicisme. Paris, 1952, p. 407–409. 78 S. " e de Lyon. De " monstration de la Pre " dication apostolique. Sourse chre " tiennes, 62, p. 46. 79 Дополнение автора. — Прим. пер. 80 В оригинале: «новую вселенную». — Прим. пер. 81 S. Gre " goire de Nysse. С. Eun., 5; PG 45, 708b. 82 Ibid.: Beatit. Or., 7; PG 44, 1289d. 83 Amb.; PG91, 1148c. 84 Le Milieu divin. Paris, 1957, p. 196. 85 V. LosskyThe " ol. Myst., p. 107. 86 В оригинале далее: «родовыми муками». — Прим. пер. 87 О библейском смысле этого выражения и, в частности, корня zwb см.: A. Lacocque. Une terre qui de " coule de lait et de miel. Vav., 2, novembre 1966, pp. 27–36. 88 In Dormit, PG 151, 468ab. 89 См. в частности: P. Evdokimov La Femme et le salut du monde. Paris, 3eme partie (гл. 3 и заключение). 90 A. Schmemann The World as Sacrament. London, 1965. 91 S. Gre " goire de Nysse In baptismum Christi; PG, 46, 581 b. 92 Тропарь Песни девятой. 93 Madrier — «брус»; в оригинале ошибка (или опечатка): madeira (это португальский вариант). — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

1–8), по русскому переводу Ф. Бруна в Записках Новороссийского университета, т. I, вып. 1 и 2, стр. 77–84 и 75–77. β) Viaggio da Venetia al S. Sepolcro et al monte Sinai. Composte dal r. padre fra Noe dell» ordine di San Francesco in Bassano (стр. 13–25). γ) Journal de Constantinople l " echo de l " Orient 1848 г. 81, 26 mars (стр. 25–76). δ) Извлечение из Pelerinage à Jerusalem et au mont Sinai en 1831, 1832 et 1833. Paris 1839, t.1, стр. 108–109 (стр. 26–27). ε) – из Processio, qui fit quotidie a pp. franciscanis in ecclesia S. Sepulcri in Jerusalem. Venetiis. 1716 (стр. 28–29). ζ) – из смирнской газеты Αμλθεια 1851, 641, ουνου 1, (стр. 29). η) – из Творений св. отцов. т. IV, кн. 3: о мощах св. Саввы (стр. 30). θ) Καταγραφ τν ν τ γ " Ιερουσαλμ γων προσκυνημτων из рукописного хронографа 1570 г., хранящегося в афонском монастыре Кутлумуш по списку 1616 г. (стр. 33–50). ι) О святых местах в Палестине (из путешествия отца Василия Барского) 1726 года (по акад. изд. I, стр. 170–239, откуда и взять этот отрывок; а по издан. Православн. Палестинского общ. I, стр. 275–399), – стр. 55–175). κ) Тоже в 1729 году (по академ. изд., I, стр. 345–353, по изд. Православного Палестинск. общ. II, стр. 139–153), – стр. 179–196. λ) Русские путешественники к святым местам (ст. 199–218) . μ) «Новое решение вопроса о святых местах с двумя раскрашенными планами святогробского храма, обозначающими владения в нем разных христиан до пожара в 1808 году и после оного. – Сочинение аббата И. Мишона«(стр. 221–296). ν) Миссионерские заметки из Палестины. Переведены с немецкого языка настоятелем русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (из Духовной Беседы 1867 г., 3–5), стр. 301–356. – Это перевод брошюры Г. Цшокке и А.К. Германна. » Yπμνημα περ ρχαιολογας θνν ν Ιερουσαλμ κα πρξεων ατν, – доведенное до 1844 г. (29 мая), – в одной книге (IIБ3), из 107 страниц в 4-ку. Это πμνημα составлено иеромонахом Неофитом Иерусалимским. IIБ4 – в одной книге из 72 листов в 4-ку, писанной частью рукой о.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

521 AB. 824 Domanski, op. cit. Ss. 48–55. 825 Op. cit. Ss. 96–120. 826 Col. 521 AB. 827 Col. 534 B. 828 Biblioth. Teubneriana, vol. I, Lipsiae, 1912, p. 70. 829 Aristot. «Top.» 133, 2. Paris, éd. F. Didot, 1862, vol, I, p, 224, 830 Col. 532 C — 533 В. 831 Jäger, op. cit. Ss. 123 sq. 832 «Бог. Вест.» 1912. Журналы Совета Академии, стр. 500–501; стр. 477. 833 MPGr. 40, 601. 834 MPGr. 89, col. 1149 А. 835 Col. 1161 С. 836 Col. 724 С. 837 Свящ. Г. В. Флоровский. «Визангийск. отцы V–VIII вв.» Париж 1933, стр. 6 и passim. 838 E. Ivanka, «Hellenisch. und Christl. im Frühbyzant. Geistesleben.» S. 68. 839 H. Lietzmann, «Apollinaria von Laodicea», Tübingen, 1904, Ss. XVI — 323. 840 «Агнец Божий», стр. 15–20. 841 «К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием» 1910, том CCXXIII, стр. 256 и след. 842 MPGr. t. 83, col. 108. 843 «Христ. Чт.», 1910, том CCXXIII, стр. 264–265. 844 Tixeront, op. cit. t. II, pp. 99–100. 845 «In Joannem, lib. V, cap. 4. — MPGr. t. 73, col. 805 BC. 846 Ibid., lib. I, cap. 9. — col. 145 A. 847 Ibid., col. 160 AB. 848 Ibid., lib. VI, col. 932 C. 849 MPGr. t. 40, col. 534 B. 850 «Biblioth. Teubner», vol. 8. Lipsiae, 1912, p. 70. 851 MPGr. t. 74, col. 816 B. 852 In Roman. VI, 6. — MPGr. t. 74, col. 796 C; In I Corinth. XV, 45, — MPGr. t. 74, col. 908 A. 853 Ibidem. 854 Thesaur. XV, — MPGr. t. 75, col. 281 C; Glaph. in. Genesim, I, 2, — MPGr. t. 69, col. 20 B. 855 Ibid., col. 24 C. 856 In Roman. V, 18, — MPGr. t. 74, col. 789 A. 857 In Joan, I, 9, — MPGr. t. 73, col. 128 B. 858 Ibid., XIV, 29. — MPGr. t. 74, col. 277; In I Corinth. — col. 877 В 859 MPGr. t. 76, col. 1068. 860 Advers, anthropomorph. V. — MPGr. t. 76, col. 1085–1088. 861 De Triniit., lib. VIII, cap. V, n. 6. 862 «Die Heilslehre des hl. Cyrill v. Alexandrien», Mainz, 1905, S. 35. 863 Op. cit. p. 280. 864 du Manoir de Juaye, «Dogme et spiritualité chez St. Cyrille d " Alexandrie», Paris, 1944, p. 81. 865 Contra Julian. I. I. — MPGr. t. 76, col. 537 D. 866 In Joann. XIV, 14, — MPGr. t. 74, col. 249 DF.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

C. W. Dugmore, op. cit. p. 57. 53 G. Dix. The Jew and the Greek, p. 28. 54 Ibidem, p. 29. 55 J. H. Srawley. The Early History of the Liturgy, Cambridge, p. 14 sqq. 56 G. Dix. The Jew and the Greek, p. 32. 57 O. Cullmann. Le Christ et le Temps. Paris–Neuchatel, 1947. 58 Ibidem, p. 108. 59 Th. Preiss, в сборнике «Le Sens de l’Histoire» (издание Ecumenical institute). 60 О месте и значении дня Господня в литургической жизни ранней Церкви см. работы, собранные в книге «Le Jour du Seigneur, Paris; 1948. (H. Fe " ret. Les Sources bibliques. J. Danie " lou. La doctrine patristique du dimanche. Y.M. Congar. La the " ologie du dimanche. R. Guardini. Le jour sacre " dans lhistoire du salut). См. также Schu:rer: Die Siebentaegige Woche im Gebraische der christlichen Kirche der ersten Jahre. Zeit. Neut. Wiss. 1905, р. 1 sqq. 61 См. сборник: «Le jour du Seigneur», Paris 1948. 62 Евсевий: Vita Const. 4, 18. Срв. La le " gislation religieuse de Constantin, Rev. Hist. Egl. France, 1947, р. 25 sqq. 63 Специальный номер журнала Vie Spirituelle 1 avril 1947. 64 J. M. Dalmais, «Maison Dieu», 21, pp. 21. 65 Клим. Рим., Посл. к Кор., 60. 66 Дидахи, 8. 67 De Oratione, 15. 68 De Orat. Domin. 35, P. L. 4, 560. 69 In Rom. 9, 1. P. G. 15, 1205. Hom. In Gen. 10, 3, P.G. 12, 218. 70 Апостольское Предание, 35, 1, 2. 71 Ibidem. 72 Прот. Н. Афанасьев. Трапеза Господня. Париж, 1952 и его же: «Две идеи Вселенской Церкви», в Пути 45 73 Игнатий Ант. Ефес. 3. 74 De Oratione Domin. P. L. 4, 541. 75 См. Danie " lou, Paris 1948, 41 sq. 76 Апол. 1, 39. 77 Скабалланович. Толковый Типикон, стр. 87 78 Тертуллиан, Апол. 1, 39. 79 Пасх. Посл. 4, 5 и 19, 10. 80 «Введение в церк. историю», СПБ. 1907, стр. 31. 81 J. Р. Kirsch. Die Vorkonstantinisehen Christlichen Kulturgebraeuche im Lichte der neuesten Entdeckungen im Osten, in «Roemische Quartalschrift» 44, 1933, 15 sqq.; Histoire de 1 " Eglise, Fliche–Martin, t. 2, 1943, р. 435 sqq. 82 Apostolic Constitutions, ed. by А. Roberts and James Donaldson. Ante Nicene Christian Library, vol. XVII Edinburgh, 1870. 83

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Truth liberates by placing beings in communion. 71 See J. Barr, The Semantics of Biblical Language (1961), and recently the massive study by M. Hengel, Judaism and Hellenism, – II (1974). 75 E.g. Parmenides, Fragments 5d, 7: “Thought and being are one and the same. Thought and that for which thought. exists are one and the same.” Cf. Plato, Parmenides 128b. Cf. Clement of Alexandria, Strom. VI. 76 On the nuances of the relationship between εναι and λγος, see M. Heidegger’s observations in his Einfübrung in die Metaphysik (1953), esp. p. 88f. 77 This is found as late in the history of Greek thought as the Neoplatonic period. See e.g. Plotinus, En. V, 1, 8, etc. Cf. K. Kremer, Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin (1966 p. 79ff. Concerning the fact that we have here a survival of the original monism of Greek thought, see C.J. De Vogel, Philosophia Studies in Greek Philosophy (Philosophical Texts and Studies, 19) I (1970), pp. 397 – 416. Cf. on these problems Chapter I of this book. 78 The idea of the good appears also to be identical with truth, and it is the λγος which creates this identity so that ρετ and γνσις become one and the same (e.g. throughout the Meno and in the Republic of Plato). 79 Greek classical historiography used this method. See. C.N. Cochrane, Christianity and Classical Culture (1944), p. 457ff. 80 Neoplatonic thought betrays this attitude. According to his biographer Porphyry, Plotinus was ashamed of his body and refused to speak of his ancestors or to pose for a sculptor or painter. (Porphyry, Vita Plot. I). 81 Cf. E. L. Mascall, The Openness of Being (1971), p. 246f., who refers to classical Greek thought, Platonic and Aristotelian alike, as holding a doctrine of “closed” natures. For all pagan Greeks “everything had a nicely rounded- off nature which contained implicitly everything that the being could ever become… What Greek thought could not have tolerated… would have been the idea that a being could become more perfect in its kind by acquiring some characteristic which was not implicit in its nature before.” 82 It is noteworthy that, whatever notion of history one encounters in Middle Platonism, one is always faced with the conviction that the original truth suffers a sort of deprivation or “fall” when it passes through history.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Почти то же повторяет Матфей Властарь (Синтагма, литера К, гл. В), и такое же объяснение дает нам в начале XIV века Матфей Ангел Панарет Николай Кавасила переходит уже к чистому символизму. Для него " теплота " есть аллегория схождения Духа Святаго на Церковь Симеон Солунский (XV век) говорит: " Теплота свидетельствует, что Господне Тело, хотя и умерло после отделения от Души, осталось все же животворящим (ζωοποιν) и не отделено ни от Божества, ни от всякого действия Святого Духа " То же он повторяет и в ответ на 58-й вопрос епископу Пентапольскому Гавриилу. Как мы видели, в последующих кодексах формула благословения теплоты меняется. Вместо " теплота Святаго Духа " устанавливается " Теплота веры исполнь Духа Святаго " . Тем не менее этот оригинальный литургический обычай свидетельствует об учении Церкви о нетленности Тела Господа. P. Lagrange. «Un eveque syrien du V s». in: «Melanges d’histoire religieuse». Paris, 1915, p. Grondijs, op. cit., pp. 83-87, 96. LEW, p. 341. А. Дмитриевский. «Описание литург. рукописей», т. II, стр. 170. Ibid., стр. 150. Ibid., 262. Ibid., 612. Ibid., 475. Ibid., 817. Op. cit., p. 57. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. «Святый Грааль» в: «Путь», N 32, 1932, стр. 4. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. M. P. Gr. T. 119, col. 667; 126, col. 61. Grondijs, op. cit., pp. 118-119. Grondijs. op. cit., pp. 81-82. Grondijs, op. cit., pp. 123-124. M. P. Gr. T. 150, col. 449 D - 452 A. Expositio de divino Templo, cap. 94. Причащение Одной из самых любопытных подробностей византийского чина литургии является вливание " теплоты " , т.е. горячей воды, после раздробления Агнца и вложения частицы IC в Потир, т.е. после освящения Даров. Это действие интересно по разным причинам. Во-первых, эта подробность есть достояние одного только византийского чина, неповторяющаяся более ни в одной другой части христианского мира. Во-вторых, это явление вошло в литургию сравнительно поздно и, во всяком случае, не сразу и не всюду принято было с одинаковым единодушием. В-третьих, толкование этого акта разными литургистами древности не вполне согласованно. Это действие представляет собой настолько значительный момент не только в литургическом обиходе, но и в литургическом богословии, что оно заслуживает полного внимания исследователя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

40.  Ibid, p. 13 41.   Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 42.   И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 43.  Frere «The Anaphora», p. 6 44.  F. Prat. «Les places d " honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515. 45.  Lagrange «L,Evangile de Jesus Christ». Paris, 1939, pp. 506-507. 46.  M. Meschler, S. J. «Das Leben des Неггп Christi». Freiburg i/Br., 1894 II Band, S. 252 47.  «La Vie de notre Seigneur Jesus Christ». T. III Paris, 1901, p. 188. 48.  «La Vie humaine de N. S. Jesus Christ». T. II. Paris, 1924, p. 231. 49.  «The Life and Times of Jesus the Messiah». T II. 1901, p. 493-495. 50.  «Leben Jesu Christi». Ratisbonnae, 1860, t. VI. Ss. 65-66. 51.  Карабинов «Евхаристическая молитва». СПб, 1908, стр 12. 52.   Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. 53.   Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 54.  Op. cit., pp. 13-14. 55.   Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 56.  «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. 57.  «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. 58.  Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwärtigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. 59.   Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 60.  E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Op. cit., pp. 13-14. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwartigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95. Op. cit., pp. 19-23. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Евхаристия послеапостольского времени Евхаристическое богослужение первых времен христианства обозначалось самыми различными именами, как, например: κυριακν δεπνον [Господня Вечеря], κλσις το ρτου [преломление хлеба], προσφορ [приношение], πκλησις [призывание], Coena [Вечеря], Coena Dominica [Вечеря Господня], Mensa Domini [Трапеза Господня], oblatio [приношение], fractio [преломление], liturgia [литургия (от греч. " общее дело " )], anaphora [анафора (от греч. " возношение " )], agape [агапа (от греч. " любовь " )], synaxis [синаксис (от греч. " собрание " )], etc. Впрочем, наиболее часто встречается название " Евхаристия " . В ветхозаветном словоупотреблении этим именем обозначалось у Семидесяти благодарение, выражение благодарности; например, Иудифь 8:25 2 Мак. 12:31 В Новом Завете это слово часто употребляется в смысле благословения (Мф. 14:19 Мк. 6:41 Ин. 6:11 Лк. 24:30 В повествовании о Тайной Вечере это слово употреблено в смысле именно литургическом. Во всяком случае, писатели раннего христианства очень рано и охотно пользуются этим словом Наряду с ним на Востоке так же очень часто пользовались термином " анафора " , возношение. Это последнее значит, как само евхаристическое богослужение вообще, так и в более узком смысле евхаристический канон, т.е. та часть Божественной Литургии, которая начинается словами " Благодарим Господа... " и до конца приношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

321 Bultmann, Theology of the New Testament, ibid., vol. 1, pp. 49, 81; Joachim Jeremias, Eucharistic Words, p. 102; Neufeld, ibid., p. 145, cf. p. 128. 322 Cm. Cullmann, Confessions, pp. 55, 58; C.F. D. Moule, The Birth of the New Testament, revised edition (New York: Harper and Row, 1982), p. 247; Neufeld, pp. 128–129, 133. 323 Cullmann, ibid., p. 55; Bultmann, Theology, vol. 1, p. 27; II, p. 121; Pan-nenberg, Jesus, pp. 118, 283, 367; Neufeld, pp. 7, 50; cf. Dodd, Apostolic Preaching, p. 14. 324 См., например, Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 27, 50. Далее в этой главе будут упомянуты и другие похожие источники. 329 Jeremias, Eucharistic Words, p. 112; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 81, 125; Neufeld, Confessions, pp. 43, 140. 347 См. известный труд Додда: Dodd, Apostolic Preaching, pp. 17–31; см. также обзор этой дискуссии, предложенный Крейгом: Craig, pp. 36–38. 350 См. Neufeld, Confessions, pp. 7, 50; Pannenberg,y 5M5, pp. 118, 283, 367; Dodd, Apostolic Preaching, p. 14; Butmann, Theology, vol. 1, p. 27; vol. 2, p. 121; Fuller, Foundations, pp. 187, 189. 353 Cp. Moule, p. 247; Neufeld, Confessions, pp. 51–52; Pannenberg,/?5MS, pp. 31, 133, 137, 147, 367; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 27, 50; Fuller, Foundations, pp. 180 (fn. 81), 187. 355 Jeremias, Eucharistic Words, p. 112; Neufeld, Confessions, pp. 43, 140, 143; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 81, 125. 358 См. Reginald Fuller, Resurrection Narratives, p. 10; Oscar Cullmann, The Early Church: Studies in Early Christian History and Theology, ed. by A.J. B. Hig-gins (Philadelphia: Westminster, 1966), p. 64; Pannenberg, Jesus, p. 90; Wickens, Resurrection, p. 2; Hengel, The Atonement, pp. 36–38,40; Bultmann, Theology, vol. 1, pp. 45, 80, 82, 293; Willi Marxsen, The Resurrection of Jesus of Nazareth, transl. by Margaret Kohl (Philadelphia: Fortress, 1970), pp. 80, 86; Hans Conzelmann, 1Corinthians, transl. by James W. Leitch (Philadelphia: Fortress, 1969), p. 251; Hans-Ruedi Weber, The Cross, transl. by Elke Jessett (Grand Rapids: Eerdmans, 1978), p. 58; Dodd, «Risen Christ,» pp. 124–125; A.M. Hunter, Bible and Gospel, p. 108; Raymond E. Brown, The Virginal Conception and Bodily Resurrection of Jesus (New York: Paulist Press, 1973), pp. 81, 92; Norman Perrin, The Resurrection According to Matthew, Mark, and Luke (Philadelphia: Fortress, 1977), p. 79; George E. Ladd, I Believe in the Resurrection of Jesus (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), p. 104; Neufeld, Confessions, p. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010