В сельской местности поблизости от деревни располагается древняя труднодоступная пещера, известная среди жителей как «пещера Самсона». Предание гласит, что местный правитель попросил святителя изгнать «змия», обитавшего в пещере и наводившего страх на всю округу. Угодник крестным знамением изгнал чудовище, поселился в пещере и прожил здесь некоторое время как пустынник. " Путь святых " в Корнуолле      Примечательно, что через деревню Голант проходит очень древний 45-километровый религиозный маршрут, называемый «тропой святых». Многие кельтские святые и паломники, путешествовавшие по морю из Корнуолла или Ирландии в Бретань, делали остановку в Голанте на своем пути. Статуя свт. Самсона на острове Калдей, Уэльс (фото_ Humphrey Bolton, Geograph.org.uk) Корнуоллская земля славна своими бесчисленными святыми, которых она породила, и одним из наиболее известных и любимых остается святой Самсон, хотя, как это ни парадоксально, главные труды его жизни проходили за пределами Корнуолла. В Уэльсе святитель Самсон почитается покровителем монашеского острова Калдей. Хотя действующее цистерцианское аббатство и две приходские церкви острова посвящены другим святым, на острове высится отдельно стоящая статуя святого (установлена в 1950-е годы) – раньше она стояла над входом в монастырскую церковь. В красивом городке Криклейд английского графства Уилтшир великолепная церковь XII века освящена в честь святого Самсона. Некоторые ее части относятся к саксонскому (донорманнскому) периоду. На церковном кладбище расположены два ранних креста: средневековый христианский крест и городской крест XIV века. Церковь свт. Самсона в Криклейде, Уилтшир Древний крест рядом с церковью свт. Самсона в Криклейде, Уилтшир Святитель Самсон стоит во главе святых, известных как «семь просветителей Бретани». Остальные шесть угодников: Павел Аврелиан († ок. 575; память 12 марта), епископ в Сен-Поль-де-Леон; Тудвал († ок. 564; память 30 ноября), епископ Трегье, где его мощи почитаются по сей день; Бриок († ок. 510; память 1 мая), основатель монастыря Сен-Бриё;

http://pravoslavie.ru/122960.html

•  Житие святого написал его ученик Александр, проживший вместе с ним 30 лет. Праведная София, княгиня Слуцкая (+ 1617) Память ее празднуется 19 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Слуцкая княгиня София Юрьевна Олелько скончалась в 1617 г. Мощи ее почивают в  Слуцком Троицком монастыре. •  Троицкий Монастырь основан в 1455 г. в г. Слуцке, известном с 1116 г.; с конца XII в. — столица Слуцкого княжества, с 1395 г. — в составе великого княжества Литовского, к. России Слуцк присоединен в 1793 г., ныне это город областного подчинения, центр Слуцкого р-на Минской обл. Респ. Беларусь, церковное окормление осуществляется Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Слуцким. В ризнице монастыря хранились подношения слуцких князей.  •  Наследники вел. литовского князя Владимира Ольгердовича, прозваные Олельковичами по имени его сына Александра Олелъка, правили до 1612 г. В тот год Слуцкое княжество перешло к, мужу последней представительницы Олельковичей княгини Софии — князю Радзивиллу. Преподобный Адриан Монзенский (+ 1619) Память его празднуется 5 мая в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Адриан (в миру — Аммос) по исполнении совершеннолетия должен был вступить в брак, но благочестивая душа его не искала мирской жизни. Он тайно ушел из дома своих родителей и поселился в  Толгском монастыре. Родители нашли его здесь и возвратили домой. Но вскоре прп. Адриан снова ушел от них и поступил в  Геннадиеву обитель(память прп. Геннадия Костромского 23 янв.), где и был пострижен. Потом подвизался в разных обителях, пока ему свыше не было указано место на реке Монзе, в 20 верстах от Костромы, где он основал  Благовещенскую обитель в храме, ставшем приходской церковью, в которой он почивает под спудом (см. прп. Ферапонт, 12 дек.). •  Уроженец Костромы, прп. Адриан до принятия пострига начал подвизаться в Толгском монастыре близ Ярославля.  •  Иноческий постриг с наречением ему имени Адриан он принял в Спасо-Геннадиевом монастыре, который находился в Костромских лесах близ г. Любима, на берегу оз. Сурского. (Ныне это место в Любимском р-не на севере Ярославской обл.; Ярославская епархия). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

и под 1075г. и Несторово житие, о котором см. в первой половине тома ( «Обращаемся к житию преподобного Феодосия» сноска 1426) . Древнюю службу преподобного Феодосия помещаем в приложении к этой главе. Святой Леонтий был третьим епископом Ростовский от начала епархии и скончался около 1077г. Его жизнь, весьма малоизвестную, мы передали выше. В 1164г. были открыты нетленными его мощи по одному случайному поводу, именно – в Ростове сгорел собор (1161г.) и нужно было приступить к постройке нового: когда стали копать рвы для фундамента этого последнего, то и открыли мощи Леонтия вместе с мощами его преемника Исаии. Праздновать память Леонтия (28 Мая в день обретения мощей) установил епископ Ростовский Иоанн через 25–80 лет после открытая мощей между 1190–1194 годами 767 . Необходимо, или, по крайней мере, весьма вероятно предполагать, что епископ сделал это со спроса и дозволения митрополита и более чем вероятно предполагать, что празднование установлено было местное, только для одной епархии Ростовской 768 . О кратком житии Леонтия мы говорили выше ( первой половины тома сноска 1430 ). О службе Леонтию, написанной сейчас помянутым епископом Иоанном или по его приказанию, см. в приложении к этой главе. Относят к периоду до-монгольскому установление празднования святым и равноапостольным Ольге и Владимиру. Но то и другое весьма сомнительно. Что Владимир не был причислен к лику святых тотчас или вскоре после своей смерти, это мы положительно знаем из монаха Иакова 769 . Он не был причислен к лику святых, и в то время как была составлена неизвестным автором Похвала ему, послужившая основой для новости о его крещении, помещённой в летописи 770 ; а эта Похвала не может быть относима к более раннему времени, чем вторая половина XII века. Под 1200 годом Лаврентьевская летопись говорит об одном событии, случившемся 15 Июля или в день кончины Владимира: она говорит, что событие случилось на память святых мучеников Кирика и Улиты и не прибавляет, что и на память святого Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме летописей и историй он имел под руками много отдельных сказаний о различных событиях, написанных современниками и очевидцами этих событий». Anni Domini 1087 indictione 10 mense maio corpus beati Nicolai confessoris de Myrrea translatum in Barum, Apuliae civitatem. Chronicon mon. Casinensis auctore Petro. Петр диакон и библиотекарь Кассинского монастыря привел в порядок хронику, оставленную в несовершенстве его предшественником по библиотеке – Львом, монахом XI-ro в. и довел ее до 1113 года. Хроника эта событие перенесения отмечает под 1087 годом, указывая при этом и самый день прибытия останков святителя в г. Бар – 9-го мая. Не забыл автор хроники упомянуть и о том, что в год перенесения написана была история этого события Барским архидиаконом Иоанном 11 . Annales Cavenses – пергам. рукопись, написанная разными руками XI века. Anni 1087 Desiderius abbas in papam Victorem ordinatur 9 idus mai, quo die sancti Nicolai corpus Varim devenit 12 . Annales Palidenses – летопись средины XII в., в ней перенесение мощей значится под 1087 годом 13 . Annales Rosenveldenses XIV в. относят событие перенесения к 1088 году 14 . Annales Saxonici XIII в. говорят, что перенесение мощей святителя Николая было совершено в 1186 году. Bethmann, первый издатель указанной хроники, в своем предисловии к ней предостерегает читателей насчет неточности или просто неверности её в обозначении времени почти всех событий, записанных в ней 15 . Annales monasterii Sancti Iacobi Leodiensis. Монастырь основан в 1016 году. Начало летописей относится к половине XI в., писаны разными руками, большей частью, как догадывается Vaitz, современниками записываемых ими событий. 1087 – Sanctus Nicolaus in Varum Apuliae transfertur 16 . Hugonis liber, qui modernorum regum francorum continet actus. Написана в первых годах XII века и посвящена Франко-Гальской королеве Матильде. Здесь под 1087 годом Гугон довольно подробно рассказывает о перенесении мощей; но ни слова не говорит ни о дне перенесения, ни о существовании в латинской церкви праздника в память этого события 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Гундлий, король Уэльса, отшельник Память святого Дерфела-Гадарна († ок. 566–660) празднуется 5 апреля. Это труднопроизносимое имя означает «Дерфел сильный». Он был солдатом, а затем бросил военное дело и предался подвигам во имя Божие. Он был отшельником в Лландерфеле графства Гуинедд в Уэльсе. Возможно, некоторое время он был игуменом в обители Лландвид и на острове Бардси. Его часто воспевали в поэзии. К раке с его мощами в одной из церквей Уэльса долгое время совершались паломничества. В церкви в Лландерфел хранилось изображение этого святого на дереве, которое было сожжено в Лондоне во время реформации по приказу главного советника Генриха VIII Томаса Кромвеля. на этом же костре был сожжен католический святой – священник Джон Форест. Так сбылось древнее пророчество о том, что это изображение «сожжет целый лес» (английское слово forest в переводе означает «лес»). Святой Синевл (VI в.; память 30 апреля), брат святого Даниила, первого епископа Бангорского, тоже вел уединенную аскетическую жизнь на севере Уэльса, где несколько церквей были освящены в его честь. Преподобный Маел (также Махел; VI в.; память 13 мая) был учеником святого Кадфана Уэльского. Вместе они перебрались из Бретани в Уэльс. Там святой Маел подвизался на острове Бардси, вел отшельническую жизнь. Церковь XII века в уэльском городке Корвен освящена в честь святого Маела и его сподвижника святого Сулиена. Святая Мелангелла Уэльская Преподобная Мелангелла Уэльская († 590; память 27 мая) отказалась от многообещающего брака и всю жизнь подвизалась в глухих лесах области Поуис в Уэльсе в полном уединении и молитве. Ее гробница с мощами до сих пор находится в древней приходской церкви святой Мелангеллы городка Пеннант-Мелангелл в Уэльсе. Святая Мелангелла, по одному из преданий, основала монастырь и прожила в нем 37 лет, была его настоятельницей. Дикие зайцы жили рядом с ней всю ее жизнь как домашние животные. В графстве Монтгомеришир, где подвизалась святая Мелангелла, в течение столетий не было охоты на зайцев, которых в той земле называли «малые агнцы Мелангеллы». Подвижница – одна из самых почитаемых святых жен уэльской земли; к ее мощам приезжают многие православные и инославные почитатели.

http://pravoslavie.ru/34525.html

В Оренбурге состоялись XII Евразийские Богородице-Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники» 2 ноября 2019 г. 13:16 30 октября — 1 ноября 2019 года в городе Оренбурге состоялись XII Евразийские Богородице-Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники». В первый день чтений в кинотеатре «Космос» прошла премьера фильма протоиерея Сергия Баранова (Орская епархия) «Иерусалим. Ищу Иерусалим». 31 октября в актовом зале Оренбургского государственного аграрного университета прошло пленарное заседание. Приветственными словами его открыли митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин и глава города Оренбурга Д.В. Кулагин. Затем с докладами выступили: Пленарное заседание закончилось показом видеофильма, созданного при грантовой поддержке Международного конкурса «Православная инициатива 2018-2019» . Затем состоялось награждение победителей и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», а также педагогов, сотрудников средств массовой информации и врачей. После пленарного заседания форум продолжился в секциях: «Культура, искусство и художественное образование в годы Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война: уроки истории», «Храмы Оренбуржья: из прошлого в будущее», «Врачи военного времени: жизнь и подвиг». Прошли круглый стол «Монашеские традиции в условиях современности» и мастер-класс «Базисные ценности как основа организации духовно-нравственного воспитания». 1 ноября в здании Оренбургской духовной семинарии в продолжение чтений прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: уроки истории и память поколений», в Оренбургском аграрном университете — научно-практическая конференция «Традиционные семейные ценности: особенности формирования у детей и молодежи в современных условиях». В рамках чтений на всех площадках были организованы выставки работ воспитанников детских домов, находящихся под опекой Оренбургской епархии. В Оренбургской духовной семинарии прошла выставка документов военного времени, связанных с открытием храмов в Оренбургской (Чкаловской) области. По завершении работы секций были подведены итоги и составлена итоговая резолюция. Пресс-служба Оренбургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О. был погребен в соборе Кентербери, к югу от главного алтаря (стал 1-м архиепископом, похороненным в самом соборе). После строительства в XII в. нового собора его мощи были перенесены в капеллу Св. Троицы и помещены рядом с мощами св. Вильфрида. О. пользовался большим уважением среди деятелей «монашеской реформы» в англ. Церкви 2-й пол. Х в. Архиеп. св. Дунстан неизменно преклонял колени, проходя мимо его могилы ( Eadmer of Canterbury. 2006. P. 36). Бюрхтферт называл О. святым и привел неск. связанных с ним чудес: появление крови из гостии во время литургии как доказательство реального присутствия Христа в Евхаристии; отсутствие дождя в течение всего времени, пока в кентерберийском соборе перестраивали крышу; посмертное явление О. его преемнику на Кентерберийской кафедре Вульфсиге, который непочтительно обошелся с могилой святого, и др. ( Byrhtferth of Ramsey. 2009. P. 20-30). К нач. XI в. О. был известен под прозвищем Добрый ( Page R. I. Anglo-Saxon Episcopal Lists//Nottingham Mediaeval Studies. 1966. Vol. 10. P. 13). Однако свидетельства его литургического почитания относятся лишь к 20-м гг. XII в. ( Heslop T. A. The Canterbury Calendars and the Norman Conquest//Canterbury and the Norman Conquest: Churches, Saints and Scholars, 1066-1109. L., 1995. P. 53-85). В Кентербери день памяти О. отмечался 2 июня, в более поздних англ. средневек. календарях память помещена под 29 мая и 4 июля (последняя дата закрепилась в литургической традиции в Новое время). За пределами Англии свидетельств почитания О. почти нет. По малодостоверному сообщению нидерландского церковного историка XVII в. О. Лемира, частицу мощей О. попросил у св. Дунстана св. Бруно , архиеп. Кёльнский, якобы знавший О. при жизни. Впосл. она хранилась в церкви сел. Бокстел (ныне город в Нидерландах; ActaSS. Iul. T. 2. P. 65). Кард. Ц. Бароний не внес имя О. в Римский Мартиролог. Заметка об О. (среди дополнений под 7 февр.) была включена еп. Андре дю Соссе в Галликанский Мартиролог ( Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 1087). После победы Реформации в Англии почитание О. практически прекратилось. В совр. католич. богослужении празднование в его честь отсутствует, хотя офиц. решение об отмене почитания никогда не принималось.

http://pravenc.ru/text/2578217.html

В конце XII в. по его преставлении были обретены  святые мощи его нетленными в ростовской церкви Пресвятой Богородицы. •  Свт. Исайя принял иноческий постриг от прп. Феодосия. В 1065 г. поставлен настоятелем монастыря Св. Димитрия, построенного на княжеском дворе в Киеве.  •  На Ростовскую кафедру возведен по смерти Свт. Леонтия (нанять его 23 мая).  •  Мощи Свт. Исайи были обретены вместе с мощами его предшественника, Свт. Леонтия, 23 мая 1164 г. и положены в церкви Св. Иоанна. Почитание святителя началось со времени перенесения мощей в 1474 г., тогда же появилось описание его жития. Преподобный Григорий, Печерский чудотворец (+ 1093) Память его празднуется 8 янв. в день его гибели,28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских,в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Григорий вступил в Печерский монастырь при прп. Феодосий (память его 3 мая) и подвизался в юности под его началом. Он стяжал великий дар молитвенный и силу над бесами, так что они всячески ополчались против него. Трижды научали они воров обокрасть его, но всякий раз преподобный их посрамлял. Первый раз пытались воры унести его богослужебные книги, но, по молитвам преподобного, они заснули и проспали пять суток, пока он сам их не разбудил. Так как воры истощали, он велел их накормить и отпустил, а правителю города подарил несколько книг и уговорил его их не наказывать. А остальные книги свои он продал и деньги раздал нищим, во исполнение Слова Христова: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» (Лк.  12, 33). Второй раз воры обокрали его огород и нагрузили мешки, но, по молитве преподобного, не могли сдвинуться с места и пробыли под тяжестью мешков двое суток, пока он их не разрешил. Принеся покаяние в грехе своем, они остались, по благословению преподобного, трудиться в монастыре и, поживши в добром подвиге, мирно скончались.  Третий же раз недобрые люди выманили у преподобного немало денег, как бы для того чтобы спасти товарища их, приговоренного к повешению. Преподобный же, хотя и провидел злой умысел их, не стал им противиться и дал им, сколько они просили. Но в ту же ночь они проникли в плодовый сад, насаженный около пещеры преподобного, чтобы его обокрасть. Но Господь Сам покарал их: один из обманщиков, сидя на дереве, нечаянно повесился, товарищи же его в страхе бежали. А преподобный не мог оказать погибавшему помощь, потому что воры заперли его в пещере, чтобы он не мог им помешать, и он мог только оплакать горькую кончину несчастного. На другой день они принесли покаяние, и преподобный, строго выговорив им за то, что они погубили товарища своего, повелел им до смерти трудиться в обители; и они повиновались ему со всяким смирением. Видя же, что преподобный посрамил их, бесы иным образом ополчились на него. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Вероятнейшим представляется последнее: в некоторых святцах до-монгольского периода и писаных в конце XII – начале XIII века, в которых вписаны имена Бориса и Глеба, нет имени Феодосия (таковы, например, святцы Студийского устава, писанные в Новгороде и содержащиеся в Синодальной рукописи по Описанию Горского и Невоструева л. 181 оборот); если бы официально было установлено празднование памяти Феодосия, то писцы, внося имена Бориса и Глеба, конечно, не забыли бы вместе с ними и Феодосия. Отсутствие его имени в сейчас указанного рода святцах даёт знать, что первоначально, то или другое время, не везде было ему празднуемо. (Преподобный Нестор в приступе к житию Феодосиеву пишет: «его же и день успения ныне празднующе, память творим». А так как житие написано до перенесения мощей Феодосия из пещеры в церковь или до 1091г., то из этого следовало бы, что в монастыре Печерском местное празднование памяти Феодосия началось ещё до 1091г. Но со всей вероятностью должно думать, что Нестор разумеет тут не празднование в собственном смысле, а воспоминание дня успения почившая с молитвой о нём). Празднование памяти преподобного Феодосия совершалось в древнее время, как и ныне совершается, в день его преставления – 3 Мая. В некоторых позднейших святцах под 14 Августа записано перенесение его мощей 1091г., а в некоторых святцах XIII века под 31 Мая записано перенесение мощей неизвестно какое, наконец, есть немногие святцы, в которых он записан ещё 11 Января – в день его тезоименитства (а память вместо 3 ошибочно под 2 Мая). Мощи преподобного Феодосия, так же как и мощи Бориса и Глеба, неизвестно куда сокрылись в нашествие Монголов, и в настоящее время в соборной или главной церкви Печерского монастыря находится только его кенотаф (одна, ничего не содержащая в себе, рака, составляющая только как бы памятник). [В 1594г. находилась в Печерском монастыре глава преподобного Феодосия, и из неё исходило миро (и мощи Антония и Феодосия?),– Описание рукописей Троицкой Лавры, л. 35.] Сказания о преподобном Феодосии: рассказы летописца под 1051г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По молитвам преподобных Антония (†1073; память 10 июля и 28 сентября) и Феодосия (†1074; память 3 мая и 14 августа) Печерских Господь даровал ему чудесное избавление из плена, накануне которого святому страдальцу явился преподобномученик Евстратий Печерский (†1097; память 28 марта) и предсказал скорое освобождение. На третий день после такого предсказания, в шестом часу дня, на глазах стражников преподобный Никон стал невидимым, только был слышен голос, воспевающий: «Хвалите Господа с Небес». Блаженный узник оказался в Печерском монастыре, в церкви Пресвятой Богородицы, где совершалась Божественная литургия. Израненный и в кандалах, святой угодник хотел из смирения скрыть дивное чудо своего избавления, но игумен и братия упросили поведать все ради славы Божией. Игумен повелел святому снять кандалы, когда тот хотел продолжать свои мученические подвиги. Святой Никон именуется «сухим», потому что высох от голода и других мучений за годы пребывания в плену. Однако он отличался необыкновенной силой духа и усердием к молитве, благодаря чему совершил много Богоугодных дел. Душа его удостоилась «наследия нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на Небесах» ( 1Пет.1:4 ). Святая Церковь призывает верующих обращаться к Печерскому чудотворцу во время тяжелых испытаний и скорбей, ибо преподобный Никон, именуемый также «столпом терпения», помогает своими молитвами всем бедствующим православным христианам, особенно находящимся в плену. Скончался преподобный Никон в середине XII века и был погребен в Ближних пещерах. Память его празднуется также 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста. Неделя святых праотец На Господи, воззвах: стихиры воскресны, и восточны 3, Анатолиевы, и праотцев на 4, глас 8. Подобен: Иже во Едеме: Праотцев днесь, вернии, совершающе память,/воспоим Христа Избавителя,/возвеличившаго их во всех языцех/и чудес преславная верно совершившаго Господа,/яко державна и сильна,/и от них показавша жезл силы нам –/Едину Неискусомужную и Богоотроковицу Марию Чистую,/из Неяже цвет пройде – Христос,/израстивый всем жизнь,/и неиждиваемую пищу, и спасение вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010