Всего вероятнее, что Петр знал месяцеслов Василия.     Из пролога видно, что писатель его цареградец; ибо в нем, кроме памяти праведн. Лазаря 17 окт., весьма часты цареградские праздники: 11 мая обновление Царяграда, избавление от врагов (5 июня, 7 и 16 августа), трус 25 сентября стоят на первом месте, указаны многие соборы святых, совершавшиеся во славу их в разных константинопольских храмах.     Сказания из сего пролога помещены в студийских минеях преосв. Порфирия по 6 песни. Расположение памятей в прологе не вполне сходствует с расположением означенных миней; но он гораздо ближе к сим минеям, чем к студийским славянским в России; на весь год оказалось только около 30 дней, в кои первым памятям пролога не соответствуют службы в минеях пр. Порфирия (исключая немногие службы, которые находятся в минеях в ближайшие дни). В нем на первом месте поставлено до 9 памятей, коим служб доселе не найдено в известных нам минеях; без сомнения им были службы во время составления пролога, но до нас не дошли или нам неизвестны; постоянно открываются службы в минеях рукописных, кои доселе не были известны; наприм. Косма халкидонский в Петровом прологе на первом месте 18 апр., ему открыта мною служба 14 февр. в синод. греч. минее XII в. 181; в Петровом прологе св. Никита мидикийский поставлен на первом месте 4 мая, а не 3 апреля; ему найдена служба 4 мая в софийской минее XII в. и т. п.     Памяти в Петровом прологе на первом месте, которым служб не найдено: окт. 17 перенесение мощей св. прав. Лазаря из Кипра в Царьград, 27 окт. Капетолина и Еротиида, но память их только одних в сей день в Кт., января 5 Аполлинария и в Кт. на первом месте, февр. 28 Нестор муч. и епископ на первом же месте в Кт. и месяцесл. Василия, марта 20 муч. Фотина, марта 28 Филит и дружина, апр. 15 Сава готфин и в Кт. на первом месте, июля 28 Евстафий анкирский первым стоит и в Кт. и месяц. Василия, авг. 4 муч. Елевферий. Кроме миней Порфириевых сказания и памяти из Петрова пролога находятся в служебной минее XII в., сентябрь-ноябрь (иерус. библ. Т. II стр. 20). Итак, он имел обширное распространение. В приложении 15 нами выписаны памяти Петрова пролога, которых нет в древнейших славянских прологах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

29 апреля - прп. Иоанн Калоктен. Родился в Константинополе в первой половине XII в. Был епископом Фиванским, экзархом Беотийским, и участвовал в восстановлении города после его разгрома норманнами. В центре города воздвигнут храм во имя святого Иоанна. 30 апреля - свт. Донат, епископ Эврийский (+387), Небесный покровитель митрополии Парамифийской. Участвовал во Втором Вселенском Соборе 381 года. 1 мая - прмч. Акакий. Родился в Солуни (+ 1813). Прмч. Евфимий. Родом из Димитсаны. Пострадал в Константинополе в 1814 г, в Неделю ваий. Прп. Никифор Хиосский (+ 1821). 3 мая - прп. Лука Стиридский. Вторично память совершается 7 февраля. Свт. Икумений, епископ Триккский. 4 мая - прп. Афанасий, епископ Коринфский (+ 957). 6 мая - прп. Серафим Домбоит (+ 1602). Родился в селении Зелион Локридский в 1527 г. Подвизался сначала в обители Сагматской (между Фивами и Эвбеей), затем перешел в Домбос. Монастырь был построен при жизни прподобного; строительство закончено было в 1599 г. Монастырь был наречен в честь Преображения Господня, а после кончины прподобного стал носить его имя. Имя прподобного Серафима связано с Пиреем - он находился некоторое время в пирейской обители святителя Спиридона, где предотвратил нашествие саранчи на Аттическую область. 9 мая - свщм. Николай. Был воином. Пострадал в горах Кардицы, где и до настоящего времени сохраняется место его погребения. 11 мая - мч. Аргир. Родился в Фессалониках. Пострадал в 1806 г. 12 мая - прп. Феодор. Родом из Короны Мессинийской. Подвизался в Монемвасии и на острове Кифере в 920-944 гг. 15 мая - свт. Ахиллий, архиепископ Ларисский. Родом из Каппадокии. Свою долю доставшегося ему от родителей наследства раздал бедным и отправился в паломничество к святым местам. Будучи архиепископом Ларисским, показал себя равнодостойным великих иерархов и святых мужей. Боролся с появившимися в то время ересями, участвовал в Первом Вселенском Соборе. Почил о Господе после сорокалетнего пребывания на архиепископском престоле. Святые мощи архиепископа Ахиллия находились в Лариссе до нашествия славян на Фессалию в 1000 г. Славяне перенесли их на один из островков озера Прета, которое стало называться Ахилл, по имени святого. Затем мощи были увезены в Болгарию. Сейчас часть его мощей находится в митрополичьем храме в Лариссе.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

    Минеи криптоферратские за сентябрь приближается к иерусалимскому уставу тем, что в ней есть 13 сентября память Обновления Иерусалимского храма Воскресения Христова, редко встречающаяся в памятниках константинопольского патриархата в XI-XII веках, но тем не менее она есть в кратком стишном синаксаре Христофора Митиленского половины XI в. и в Синайском канонаре XI в. южно-италийского происхождения. Памятями или службами она немного полнее студийских славянских миней. Укажем несколько характеристических служб, показывающих сходство этих миней со студийскими славянскими, а не иерусалимскими. Сент. 19 служба мученице Сосанне, 24 сент. муч. Епихарии (она есть и в студийском уставе патриарха Алексия), нояб. 16, кроме ап. Матфея, муч. Варлааму (он есть и в студ. уставе), нояб. 24 служба Григорию акрагантийскому, а не 23, янв. 3 муч. Гордию (он и в студ. уставе), янв. 15 служба одному Иоанну Кущнику (и по студ. уставу также), 30 янв. Ксенофонту и дружине (и по студ. уставу) вместо 26. В феврале довольно разностей от славянских студийских, но 7 февр. св. великомуч. Феодору вместо 8 со студ. Марта 14 муч. Александру вместо Венедикта, апр. 5 пр. Феодоре Солунской, а 4 Феодулу и Агафоподу, 12 Диму и Протиону, 14 Аристарху, Пуду вместо 15, а 15 Георгию в Малее, 19 Феодору в Пергии вместо 21, мая 4 муч. Ирине, а 5 Пелагии, мая 13 муч. Александру, мая 15 и пр. Феодору освященному. Если же эти минеи не согласуются в некоторых службах со студийскими, то не согласуются часто и с иерусалимскими, а имеют службы другим святым.     Греческие пергаменные минеи, находящиеся у преосв. Порфирия чигиринского, содержащие все 12 месяцев, по письму относятся к XII веку. Все они одного состава, происхождения студийского, судя по памятям и расположению служб, но с западным влиянием; ибо в них есть службы 24 марта св. Севиру, еп. катанскому, июня 22 Василию, игумену Пателарии (остров между Сицилиею и Африкою), 30 августа пр. Фантину калабрийскому. Хотя Фантин калабрийский находится в греческих евангелиях XII в., но службы ему не найдено в греческих памятниках, кроме сих миней; то же должно сказать и о Василии игумене Пателарии, принятом в греческий стишной пролог в XII веке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об азматиках, или о песненном последовании вечерни и утрени, некогда употреблявшемся в Церквах Восточных, подробно говорит святой Симеон Солунский, хотя у него не находится собственно того чина или тех псалмов, какие изложены в нашем Кондакаре (см. его Разговор о священнод. и таинствах церковн. Гл. 266, 309, 311–314. С. 403, 442, 480–490, в русск. перевод. СПб., 1856 От кондака преподобному Феодосию уцелело одно слово Феодосия, стоящее в самом начале на л. 41, тогда как предшествовавшие листы, один ли или два, потеряны. А что действительно это слово есть конец бывшего кондака Феодосию Печерскому, видно из того, что на предыдущем сохранившемся листе помещен кондак под 2 числом мая святому Афанасию Великому, а вслед за словом Феодосия на л. 41 следует кондак под 5 числом мая святой Ирине. Явный знак, что на потерянном листе находился кондак тому Феодосию, которому Церковь празднует 3 или 4 мая, и слово Феодосия есть окончание последнего кондака. Но 3 мая празднуется память именно нашего преподобного Феодосия Печерского (а 4 мая не празднуется никакому Феодосию), и кондак его, доныне употребляющийся в Церкви, точно оканчивается словом Феодосия. Отсюда-то и определяется, что Кондакарь мог быть написан не прежде конца XI или начала XII в., когда преподобный Феодосий прославлен. Кондаки святым Борису и Глебу помещены в Кондакаре на л. 52–53. Вообще, ноты этого Кондакаря имеют сходство с нотами греческих книг X–XII вв., напеч. в конце книги: De cantatu et musica sacra... a Martino Gerberto. T. 2. Tabul. VI но имеют и свои особенности, как-то: резче, многосложнее и крупнее; написаны большею частию не вкось над буквами текста, а в прямом направлении, как и самые буквы текста. Над некоторыми кондаками, впрочем весьма немногими, нот не надписано. См. далее прим. 417. Вот пример растянутости и вместе употребления музыкальных знаков: Это одно слово: аллугиа! (л. 116). Или: «Христос iuuuuз Это три слова: Христос воскресе из мертвых! А вот начало ипакои на Воздвижение по-гречески и по-славянски для сравнения числа слогов: «S»meron тХ proq»thkon pepl»rote lTgon: єdoa g¦r proskunoamen... [Ныне свершилось пророческое слово: вот, мы поклоняемся... (греч.)] Дьньсь пророчьское събысться слово: се бо покланяемся...» (л. 84).

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

•  Прп. Григорий был сопостник прп. Алипия (память его 17 авг.). В 9-й песне канона службы Собору Киево-Печерских преподобных св. Григорий называется византийским иконописцем, — возможно, он был в числе иконописцев, прибывших из Константинополя украшать Великую церковь монастыря. Сведения о нем есть в «Сказании о святых иконописцах. Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита и Исаакии (XI-XII вв.) Память их празднуется 4 мая в день перенесения мощей, 17 июня специальная служба, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Свв. братья Алфановы были новгородскими посадниками, строителями и ктиторами  Сокольницкого монастыря, что был за валом. Жили они, согласно преданию, при архиепископе Иоанне Новгородском (память его 7 сент.). Скончались они ранее 1162 г. и были погребены в Сокольницком монастыре.  8 этом году святые мощи их трижды являлись. Тогда архиепископ Иоанн велел более не погребать их, а устроить для них раку. Гораздо позже они явились одному расслабленному боярину в Москве, исцелили его и приказали устроить над их ракой часовню, что он с благодарностью исполнил. Между тем исцеления и чудеса от мощей этих ведомых Единому Богу угодников начались в самом Новгороде. В 1775 г. Сокольницкий монастырь сгорел, и святые мощи их были перенесены в  монастырь прп. Антония Римлянина (память его 3 авг.) и погребены под спудом в приделе, посвященном св. апостолу Иоанну Богослову. •  Согласно Новгородской летописи, в 1389 г. «на Сокольной горе поставиша церковь деревяну святого Николу и монастырь устроиша». В 1775 г. по случаю пожара мощи перенесены в Антониев монастырь, что на правом берегу Волхова, в 3 верстах от кремля (Новгородская епархия). В одном рукописном житии прп. Антония Римлянина есть упоминание о явлении прпп. братьев Алфановых, это сказание относит подвижничество братьев к XII в. Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 дек., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Патриарх Кирилл молитвенно почтил память соотечественников, погребенных в Японии 15 сентября, 2012. Новостная служба Он совершил заупокойную литию перед памятным крестом, который был установлен в центре русского участка кладбища, после чего освятил крест 15 сентября. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл в ходе Первосвятительского визита в Японию 14 сентября посетил могилы соотечественников, похороненных на Иностранном кладбище города Хакодате. Он совершил заупокойную литию перед памятным крестом, который был установлен в центре русского участка кладбища, после чего освятил крест, сообщает сайт ОВЦС . Памятный крест высотой два метра изготовлен из белого камня по образцам новгородских поклонных крестов XI-XII веков. Могилы российских соотечественников на иностранном кладбище города Хакодате существуют со времен прибытия на остров святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Здесь погребены российские дипломаты, моряки, члены их семей — в частности, супруга первого начальника Российской дипломатической миссии Иосифа Гошкевича. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-molitv...

Рязанская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Рязанской области [ править править код ] Рязанская митрополия расположена в центре европейской части нашей страны. По сообщению справочников, город Рязань (бывший Переяславль) находится в 198 километрах к юго-востоку от Москвы. В летописи повествуется, что в древности берега Оки были заселены вятичами, а в нижнем течении — муромой, черемисами и мордвой. Судя по летописям, в XV в. черемисы заменяются мещерой. Примерно до Х в. район средней Оки был заселен неизвестным угро-финским племенем. До сих пор для ученых остается загадкой, по каким причинам и при каких обстоятельствах угро-финское население покинуло район средней Оки. Первые свидетельства об утверждении власти Киевских князей на берегах Оки относятся к Х — началу Х века. Под 988 г. начальная летопись сообщает об определении сыновней князя Владимира на княжение в разные города. Отмеченное сообщение было лишь приурочено к 988 году. Направлялись же в эти земли князья в разное время. Как явствует из Жития святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой Борис был Ростовским князем, а святой Глеб — Муромским. На первых порах после принятия христианства, при равноапостольном князе Владимире и Ярославе Мудром, немногочисленное, надо полагать, христианское население городов и селений бассейна реки Оки окормлялось или церковной иерархией Чернигова (Рязань и все земли к югу и западу от нее), или же Ростовским епископом (Муром). До конца XI в. Муром и Рязань представляли собой лишь зависимые от черниговского князя уделы. Первая половина XII в. — это время обособления Муромо-Рязанской земли от Приднепровья. Вторая половина XII в. — формирование самостоятельного Рязанского княжества. Родоначальником всех муромских и рязанских князей считается святой благоверный князь Константин Муромский (память его 21 мая ст. ст.), в миру Ярослав Святославович ( 1129). В церковном отношении Рязань и после выделения Мурома и Рязани в самостоятельное княжество, до конца XII в., зависела от Черниговских епископов.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязанская_обла...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Истахия (Евстохия по иерусал. минее XI в.), 18 июля св. Епимаха (6 июля?). Дечанский     Дечанский месяцеслов, южнославянский, находится при евангелии Дечанского монастыря, приобретенном Григоровичем. Евангелие по письму относят в XIII веку. И. И. Срезневским изданы календарные показания сего евангелия в «Древних слав. памятн. юсового письма», стр. 137. Особенностей почти нет, кроме следующих: св. Арсения31 янв. (есть в Еклогадионе 30 янв. пр. Арсения), 4 мая честного Креста, с небесе явльшегося, и 7 повторено (4 мая не хотел ли автор показать обретение вреста Еленою, которое в неап. и римск. календ. показано 3 мая). Память муч. Христофора показана 28 апр. согласно с Рабаном и Флором вместо 9 мая, в чем также можно видеть латин. влияние. Последний по времени святой в сем евангелии есть Савва архиеп. сербский 14 янв. (у нас 13), умерший в 1237 году и вскоре после кончины прославленный. Румянцевский 1270 г.     Месяцеслов сей находится в евангелии Румянцевского москов. музея под Особенностей не имеет, кроме того, что 3 марта в нем память муч. Кодрата (неизвестного или того, который 4 марта). Зографский 2     О. архимандрит Антонин в своем сочинении: Заметки поклонника св. горы, говоря о рукописях Зографского афонского монастыря, продолжает: «замечательнее всех других книг мне показалась древняя на коже (in 12°) служебная минея на целый год мелкого письма. Она содержит в себе святцы всего года. Большею частию при святых есть положенные им тропари, а при некоторых и по нескольку стихир. При праздниках Господских и Богородичных и великих святых положена и вся служба (стр. 330)». Автор заметок поместил в них из сего месяцеслова более оригинальные памяти, которые и взошли в первое издание нашей книги. Этот же месяцеслов списал вполне и передал И. И. Срезневскому о. архимандрит Леонид. И. Срезневский издал его в 1876 году в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках (LXVІІІ). Здесь эта рукопись называется трефолоем и относится к XIII веку. Месяцеслов сей книги действительно замечателен: 1) по полноте памятей; 2) по особенностям: есть в нем не мало памятей неизвестных, а известные памяти нередко помещаются под другими днями сравнительно с общепринятыми месяцесловами; 3) по сродству в отношении к некоторым памятям с западными мартирологами, которое менее значительно, чем в Охридском XII века, но несомненно; например, 3 мая обретение честного креста, 31 Петрониллы, дочери Петра апостола, 19 июня Гервасия, 21 июля пророка Даниила.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Катальд, епископ из Таранто (†VII век, память 8 мая) Святой Катальд (Catald) из Таранто (Tarentum), также известный как Катальдус (Cataldus), или Каталюдс (Cathaluds), или Катальдо (Cattaldo), или Каталь (Cathal) происходил из Манстера, что в Ирландии. Святой Катальд был учеником, а затем и руковолителем монашеской школы Лисмор (Lismore) в Уотерфорде после кончины ее основателя, Святого Картагия (Carthage). Во время его возвращения из паломничества на Святую Землю, он попал в кораблекрушение в Таранто в южной Италии. Там местными жителями он был избран их епископом. Его именем назван собор в Таранто, его почитают покровителем епархии. Вот какая эпитафия имеется под изображением Святого Катальда в Риме: Me tulit Hiberne, Solyme traxere, Tarentum Nunc tenet: huic ritus, dogmata, jura dedi. В свободном переводе это выглядит как: Хиберния родила меня: оттуда унесенный, я искал священный Solymean уединенный Берег. Тебе, Тарантум, я дал святые обряды и Божественные заповеди. Ты же дал мне могилу. Удивительно, что этот ирландец столь почитаем повсюду в Италии, на Мальте, во Франции, но почти не имеет признания на своей родине. Его Ирландское происхождение было обнаружено только два или три столетия после его кончины, когда его мощи были обретены при реконструкции Собора в Таранто. Маленький золотой крест ирландской работы, 7-ого или 8-ого столетия, был найден рядом с мощами. Дальнейшие исследования позволили отождествить его с Каталом, преподавателем из Лисмора. Почитание Катальда распространилось, особенно в южной Италии, после 10 мая 1017 г., перенесения его мощей, когда собор был восстановлен после его разрушения сарацинами в 927 году. Четыре замечательных исцеления произошли во время перенесения мощей в новый собор. Когда его гроб был открыт, было найден пасторский посох ирландской работы с надписью Cathaldus Rachau. Один город Сан Катальдо (San Cataldo) имеется в Сицилии, другой – на юго-восточном побережье Италии. На мозаике XII столетия в Палермо святой Катальд изображен как ранний Христианский епископ в митре и со скипетром (pallium). Он изображен на 8-ом столбе левого нефа в Базилике Рождества Христова в Вифлееме. Мозаики XII столетия имеются также в Палермо и Монреале (Monreale). К Катальду обращаются во время чумы, засух, и штормов. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010