N. S. 1983/1984. Vol. 20/21. P. 171-190). Св. Григорий II Кипрский , патриарх К-польский, «Слово об исхождении Св. Духа» (Σ. 387-404; изд.: PG. 142. Col. 269-290). Полный заголовок сочинения согласно ркп. Vindob. Theol. gr. N 245: «Антирритик против кощунственных догматов Векка, изданное прежде, чем по повелению Божию он [Григорий Кипрский] взошел на патриарший трон». Анонимный трактат «О богословии, или Изъяснение символа [веры], который мы разделили на 13 глав» (Σ. 419-490). Михаил Пселл , § 1-9, 10/11, 13 «Всестороннего учения» (Σ. 490-493; изд.: Michael Psellus. De omnifaria doctrina/Crit. Text, Introd. by L. G. Westerink. Nijmegen, 1948. P. 9, 17-21, 23). Никифор Влеммид , «Слово к монахам основанного им монастыря» (Σ. 494-502; изд.: PG. 142. Col. 585-606), с дополнением Д. Н. (Σ. 501-502). Иоанн VIII , патриарх Иерусалимский, 3 слова об опресноках против латинян (Σ. 504-538). В качестве вступления к сочинению Иоанна VIII опубликована заметка (σημεωμα) Д. Н. «О том, сколько Иерусалимских патриархов носили имя Иоанн» (Σ. 502-504). Иеремия II , патриарх К-польский, послания «О нововведенном латинянами календаре» и деяние К-польского Собора 1583 г. (Σ. 538-547). Кирилл Лукарис, 2 антилат. письма (Σ. 547-554). Анонимный трактат «Против латинян» (Σ. 554-568). Последование, составленное на К-польском Соборе 1484 г., для принятия латинян в Православие (Σ. 568-570). Письмо Д. Н. к Дорофею, митр. Петры Аравийской (Σ. 571). Свт. Марк Эфесский, «Окружное послание ко всем православным христианам» (Σ. 581-586; изд.: Неизданные сочинения Марка Ефесского/Изд. и пер. с ркп. Парижской б-ки: А. Норов. СПб., 1860. С. 10-31 (см.: ИАБ, 6. 2018); PO. T. 17. Fasc. 2. P. 449-459), «Исповедание веры, прочитанное на Ферраро-Флорентийском Соборе» (Σ. 586-589; изд.: PO. T. 17. Fasc. 2. P. 435-442). 7. «Православное исповедание веры Восточной Кафолической и Апостольской Церкви» (Ορθδοξος μολοϒα τς πστεως τς Καθολικς κα Αποστολικς Εκκλησας τς Ανατολικς) св. Петра (Могилы) , митр.

http://pravenc.ru/text/180353.html

17 См.: Ficker G. Erlasse des Patriarchen von Konstantinopel Alexios Studites. Kiel, 1911. S. 20; Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople/Ed. V. Grumel, J. Darrouzes. P., 1989 2 . N 839. Предположение высказано в: Nasrallah. Histoire... P. 289. 20       Рукопись представляет собой фрагмент минология с 5 айяра/мая по 29 хазирана/июня. Описание см.: Gibson М. D. Catalogue of the Arabic Manuscripts in the Convent of St. Katharine on Mount Sinai. L., 1894. P. 72. (Studia Sinaftica; 3); Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai: A Hand–list of the Arabic Manuscripts and Scrolls Microfilmed at the Library of the Monastery of St. Catherine. Baltimore, 1955. P. 11. Житие помещено под 23 айяра/мая (Fol. lll r –131 r ). 22       См., напр.: Canard M. Une Vie du patriarche melkite d’Antioche, Christophore//Byzantion. Bruxelles; Paris, 1953. Vol. 23. P. 561–569; Nasrallah J. L’eglise melchite en Iraq, en Perse et dans PAsie centrale//РОС. 1975. T. 25. P. 135–173; 1976. T. 26. P. 16–34, 319–353; Benner H. Das chalkedonensische Patriarchat von Antiocheia in der Mitte des 10. Jahrhunderts//Syrisches Christentum weltweit: Studien zur syrischen Kirchengeschichte. Festschrift Prof. Hage/Hrsg. M. Tam- cke, W. Schwaigert, E. Schlarb. Munster, 1995. S. 98–115 (Studien zur Oriental- ischen Kirchengeschichte; 1); Todt K.-P. Notitia und Diozesen des griechisch-or- thodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jahrhundert//Orthodoxes Forum. Munchen, 1995. Bd. 9. S. 173–185; Idem. Region und griechisch-ortho- doxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit (969–1084)//BZ. Bd. 94(1). S. 239–267; Панченко К. А. Антиохийский патриарх Христофор (t 967): Личность и эпоха//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 216–234. 26       После стремительной военно-политической карьеры он был назначен в 999 г. дукой Антиохии и занимал этот пост по крайней мере до 1006 г., когда подавил мятеж араба аль-Асфара; его дальнейшая судьба неизвестна (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa " i " d... Pt. 2//PO. 1932. T. 23. Fasc. 3. P. 459–460, 466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ (V в.), прп., палестинский подвижник (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 31 дек.). Сведения о нем содержатся в Apophthegmata Patrum , в копт. (арабо-яковитском) Синаксаре под 12 амшира (6 февр.) (PO. T. 11. Fasc. 5. P. 817-820) и в эфиоп. переводе Синаксаря под 12 якатита. Был современником прп. Симеона Столпника (356-459). В юности жил в пустыне. Затем, вероятно, перешел в келью, завещанную ему неким старцем и находившуюся рядом с полем близ г. Никополя (Эммаус, совр. Имвас). Из-за поля Г. вступил в конфликт с мирянином по имени Вакат, пытавшимся его отобрать. Вакат отправился в К-поль к судье, но был остановлен в Антиохии прп. Симеоном, посоветовавшим ему покаяться и вернуться обратно. По дороге Вакат умер. Через нек-рое время Г. основал общежительный мон-рь, к-рому были пожертвованы значительные земельные угодья. Известно о том, что Г. твердо придерживался халкидонского вероопределения. Еп. Феодосий, сторонник патриарха Диоскора , силой сместивший с Иерусалимской кафедры свт. Ювеналия и занявший его место, приехал в мон-рь и пытался склонить Г. к тому, чтобы считать вероопределения Халкидонского Собора несторианством. Г. отказался его слушать и посоветовал поговорить об этом с его молодым послушником. Еп. Феодосий уехал в Иерусалим, где многих склонил на свою сторону, а затем вызвал Г. в храм, где предложил анафематствовать Ювеналия. Г. отказался это сделать, и тогда Феодосий велел выгнать его из церкви. Сторонники Феодосия, пытаясь склонить старца на свою сторону, обложили его дровами и грозились сжечь, но не сделали этого, видя его стойкость и опасаясь народного возмущения из-за той славы, к-рую он снискал. В Apophthegmata Patrum упоминается о мн. учениках Г., подчеркивается его нестяжательство и духовная рассудительность, рассказывается, что Г. изнурял себя ходьбой по монастырскому двору, когда появлялось желание уйти из мон-ря в пустыню. Подобное описание можно встретить и в рассказах о др. подвижниках, вероятно, это один из аскетических приемов, практиковавшихся в среде раннего монашества.

http://pravenc.ru/text/161932.html

140       Здесь и далее имя употреблено как насаб (часть «ибн», вероятно, была опущена при первом упоминании). 141       Монастырь под Халебом на месте подвигов преподобного Симеона Столпника Старшего († 459 г.); в настоящее время государственный музей (арабское название – Кал‘ат Сим‘ан). 147       Кулейб – христианин, секретарь Ракташа, одного из подчиненных Сейф ад-Даулы. В 975 г. сдал византийцам одну из крепостей, за что и получил титул патрикия (см.: Histoire de Yahya-ibn-Sa‘i " d d’Antioche, continuateur de Sa‘id-ibn- Bitriq. Pt. 2/Ed., trad. J. Kratchkovsky, A. Vasiliev//PO. 1932. T. 23. Fasc. 3. Pt. 2. P. 369). Патрикий – чин первого класса в византийской иерархии. 148       Кинтар – мера веса, использовавшаяся в различных странах Ближнего Востока. Арабские лексикографы определяют кинтар по-разному: то в 1200 динаров, то в 70 000, то в 80 000, то в 100 ритл золота. 151       По всей видимости, речь идет о первой группе хорасанцев, вслед за которой уже после убийства патриарха прибыли их основные силы (см. окончание главы 16). 155       В арабском тексте – kahwa, слово, которое впоследствии стало обозначать кофе, но в описываемую эпоху на арабском Востоке прилагалось к вину. 156       Очевидно, записка была прочитана Ибн Манику вслух тем, кто ее доставил, либо одним из слуг. 160        Церковь Кассиана – наименование церкви святого Петра, являвшейся в Средние века кафедральным собором Антиохии. Название восходит к древнему преданию, согласно которому апостолы Петр, Иоанн и Павел были посланы в Антиохию для проповеди и апостол Петр воскресил сына местного правителя Кассиана; благодаря чуду правитель со всем своим домом крестился, а его дворец был обращен в церковь (см.: Esbroeck М., van. La legende des apotres Pierre, Jean et Paul a Antioche//OC. 1994. Bd. 78. S. 64–85). 162       Букв, джихад – в мусульманской традиции борьба за веру как военного, так и иного характера. В данном случае имеется в виду «священная война» против «неверных». 165 Тартус – сирийский порт к югу от Латакии. Поскольку ранее ничего не говорилось о жителях этого города, возможно, что переписчик ошибся, и вместо «Тартус» следует читать «Тарсус» (о беженцах из этого города см. в гл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hist. eccl. X 27, 30; XI 22, 24; Philost. Hist. eccl. I 8; V 1, 5; Add. 3; Socr. Schol. Hist. eccl. II 43-45; III 6, 9, 25; IV 1, 2, 26; V 3, 5, 8, 9; VI 3, 9; VII 36; Sozom. Hist. eccl. IV 25, 28; V 13; VI 4, 7, 21; VII 3, 7, 10-11; Theodoret. Hist. eccl. II 31; III 4, 14; IV 13, 25; V 2-4, 6, 7, 23, 27, 40; ActaSS. Febr. T. 2. P. 585-602; MartRom. Comment. P. 60; SynCP. Col. 459-460, 917-918; Un Martyrologe et douze Menologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1915. T. 10. Fasc. 1. P. 34, 46, 68; SynAlex. (Forget). Vol. 1: [Versio]. P. 449; Peeters P. Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 170; Garitte. Calendrier Palestino-Gregorien. P. 157-158. Лит.: CPG, N 3415-3425; Cavallera F. Le schisme d " Antioche. P., 1905; Спасский А. А. История догматич. движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; Amman E. Melece d " Antioche//DTC. T. 10. Pt. 1. P. 520-531; Devreese R. Le patriarchat d " Antioche depuis le paix d " Eglise jousqu " a le conquete arabe. P., 1945; BHG, N 1243-1244; Sauget J.-M. Melezio d " Antiochia//BiblSS. Vol. 9. Col. 296-300; Simonetti M. La crisi ariana nel IV sec. R., 1975; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of the God. Edinb., 1988; EEC. Vol. 1. P. 550; Болотов. Лекции. Т. 4. Д. В. Зайцев Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., память М. указана под 23 авг. и 12 февр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 231, 380). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память М. отмечена под 12 февр. без богослужебных указаний ( Пентковский. Типикон. С. 329), однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 164, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51),- содержится служба М., состоящая из канона, цикла стихир и седальна. Такой же состав имеет богослужебное последование М., помещенное под 12 февр. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 473). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указан отпустительный тропарь М. 4-го гласа Καννα πστεως (    ) (служба с «Бог Господь» и тропарем поется М., если 12 февр. еще не начался Великий пост ; в противном случае совершается постовое богослужение с пением на утрене «Аллилуия» ) ( Arranz. Typicon. P. 121). Такие же указания содержатся в древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава : напр., в Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 192), в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 91б).

http://pravenc.ru/text/2562860.html

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

Автор, живший в VI в., вероятно, изменил образ Е. С. в соответствии с ожиданиями своих читателей. Однако, несмотря на то что Житие имеет лишь ограниченное историческое значение, то, как в нем представлен Е. С., свидетельствует на символическом уровне об имевшей место связи Е. С. с духовным опытом каппадокийских отцов и с зарождавшейся егип. монашеской традицией. Образ Е. С. в сир. Житии оказал также большое влияние на иконографическую традицию. Другие поздние источники 1. Бар-Хадбшабба Арбайя (ок. 600) в своей «Церковной истории» (PO. T. 23. Fasc. 2. P. 209) среди участников Никейского Собора называет «Абшламу, епископа Эдесского», «сына сестры Ефрема». Это имя не упоминается ни в более надежных источниках, ни в к.-л. офиц. списках Эдесских епископов. 2. Бар-Хадбшабба Халванский (рубеж VI и VII вв.) в своем произведении «Причина основания школ» (PO. T. 4. Fasc. 4. P. 381), цель к-рого - изображение педагогической роли божественного Промысла от Адама до его собственного времени, сообщает, что Е. С. стоял у истоков некой «школы» в Эдессе. Предполагается, что речь идет о знаменитой эдесской «персидской школе». У ученых нет единого мнения относительно того, существовали ли 2 Бар-Хадбшаббы, или это одно лицо. 3. Сирийские хроники. Дата смерти Е. С.- 9 хзирана (июня) - приводится в эдесской хронике VI в., хронике «ad annum 813» и в хронографии Илии Нисибинского (основывающейся в этом пункте на сообщении Иакова Эдесского ). Весьма вероятно, что Е. С. скончался в этот день, а не 15 июня, как сообщается в ватиканской редакции его Жития. В др. хрониках приводятся иные даты: 18 июня - в хронике «ad annum 724», 19 июня - в хронике Псевдо-Дионисия. 4. Хроника Зеерта, разделы 26 и 54 (X в.). (PO. T. 4. Fasc. 3. P. 293-295; PO. T. 5. P. 291-299). Эта хроника была написана по-арабски, однако в большой степени базируется на сир. источниках, мн. из к-рых не сохранились. Разд. 26 содержит материал, соответствующий неск. разделам парижской редакции Жития Е. С. Среди его работ упоминается анафора, про к-рую говорится, что она использовалась мелькитами и однажды - нисибинскими несторианами, вплоть до времени Ишоява III , к-рый запретил все анафоры, кроме 3. Разд. 54 называет источником сведений Шемуна Самосатского, следуя лондонской редакции Жития. Материал соответствует разделам 1, 2, 9, 10, 14 (с добавлениями) и, после лакуны,- 25, 27, 29, 30, 34, 23. Составитель хроники упоминает энкомий Хнанишо бар Шрошоя и приводит легендарный эпизод, в к-ром рассказывается о Е. С. и сестре Бардесана (умер в 222 г.!). Этот же эпизод имеется и в анонимном греч. Житии Е. С. ( Assemani. T. 1. P. XXXI), а аллюзии на него содержатся в «Воспоминании св. Ефрема» в западносир. «Фенкито» (Brev. Eccl. Antioch. Vol. 4. P. 194). Эпизод восходит к греч. алфавитным апофтегмам (PG. 65. Col. 168).

http://pravenc.ru/text/376984.html

I. Col. 920D; Severus of Antioch. Letter 2. To Oecumenius the count//PO T. 12. Fasc. 2. P. 191–192. Д. Китинг полагает, что из всех дохалкидонских авторов св. Кирилл может быть назван учителем обожения «по преимуществу» (Keating D.A. Divinisation in Cyril: The Appropriation of Divine Life//Theology of St. Cyril of Alexandria. Critical appreciation. New-York, 2000. P. 149), а Л. Коэн даже утверждает, что в христологии Александрийского архиепископа находится «ключ к пониманию поздневизантийского богословия обожения (θεοποησις или θωσις)» — см: Koen L. The Saving Passion. Incarnational and Soteriological Thought in Cyril of Alexandria’s Commentary on the Gospel according to St. John. Uppsala, 1991. Р. 20. См.: Мейендорф И., протопр. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 214. Современный нехалкидонитский ученый Мар Грегорий Юханна Ибрагим в своей статье «Таинство Евхаристии в Сирийской Православной Церкви Антиохии» называет восемь древних авторов, внесших наибольший вклад в развитие сиро-яковитского учения о Евхаристии. Севир среди них даже не упомянут. См.: Mar Gregorius Yuhanna Ibrahim. The Sacrament of Eucharist in Syrian Orthodox Church of Antioch//Syriac dialogue (sixth non-official consultation on dialogue within the the Syriac Tradition). Pro Oriente. T. VI. P. 49–63. Тема Евхаристии кратко затрагивается Севиром в гомилии 22 (См.: Homilia 22//Patrologia Orientalis (далее — PO) T. 37. Fasc. 1. P. 88–113) и в кратком послании к пресвитеру Виктору (См.: Letter 30. To Victor the presbyter, on the Eucharist//A Collection of Letters from Numerous Syriac Manuscripts/Ed. and transl. by E.W. Brooks//PO. T. 12. Fasc. 2. P. 90–91). Однако учение о Евхаристии ограничивается здесь самыми общими положениями. Так, в гомилии 22 говорится, что в Евхаристии мы приобщаемся собственного Тела Бога-Слова, поэтому причастие сообщает причастникам животворящую силу (См.: P. 90–91; 92–93). В послании к Виктору Севир объясняет, что евхаристическое Тело, несмотря на то, что оно преломляется и разделяется, является бесстрастным и нетленным, как и тело Самого Господа.

http://bogoslov.ru/article/1245508

Кроме того, М. традиционно атрибутируются Акты сир. мучеников (изд.: ActaSS Orient. T. 1. P. 1-215; Bedjan. Acta. T. 2. P. 57-396). Бóльшая часть данного собрания была переведена на арм. язык Авраамом Зенакским в 454-463 гг.; перевод некоторых разделов был выполнен позднее др. лицами (подробнее см.: Тер-Петросян 1974; Он же. 1976; Idem (Ter-Petrossian). 1979). Вполне вероятно, что М. также дополнил Сирийский мартиролог, содержащий имена как западных, так и вост. святых, списком персид. мучеников (изд. сир. текста и франц. пер.: PO. T. 10. Fasc. 1. P. 11-26). Данный мартиролог входит в состав рукописи, созданной в Эдессе в нояб. 411 г. (Brit. Lib. Add. 12150. Fol. 251v - 254r), и представляет собой перевод на сир. язык греч. текста, составленного не позднее 360 г. Если основная часть Сирийского мартиролога - это календарь с именами мучеников с дек. по нояб., то в дополнении последовательно перечислены т. н. первые мученики, епископы, священники и диаконы (см. ст. Мартиролог ). Почитание Первоначально М. был погребен в Майферкате. Впосл. его мощи были перенесены в мон-рь Дейр-эс-Суриан (Вади-эн-Натрун, Египет), где раку с ними видел французский путешественник Ш. С. Соннини в 1778 г. ( Sonnini C. S. Travels in Upper and Lower Egypt, undertaken by Order of the Old Government of France. L., 1800. P. 365). Имя М. достаточно редко встречается в сир. календарях. Одним из немногих исключений является поздний яковитский календарь из Алеппо (не ранее XIII в.), в к-ром его память помещена под 3 окт. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 63); встречается также память под 17 февр. ( Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 137). В византийских Синаксарях М. упоминается под 16 и 17 февр. (SynCP. Col. 469-470); под 16 февр.- в копто-арабском (22 амшира; SynAlex. Vol. 3. P. 841-842) и армянском (10 мехекана; PO. T. 21. Fasc. 1. P. 57-58) Синаксарях. В «Повествовании» в качестве даты памяти М. указано 17 февр., в Житии из Императорского Минология - 28 февр. ( Noret. 1973. P. 80). В средневек. лат. мартирологах имя М. не встречается. Лишь в Римском Мартирологе (1584), подготовленном кард. Цезарем Баронием , М. упомянут под 4 дек. (MartRom. Comment. P. 564-565).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

277 См. молитву перед «Отче наш» в ВАС (LEW. P. 338, 1920; 339, 4); вторую молитву верных в ПРЕЖД (LEW. P. 348, 8); Solovey M. The Byzantine Divine Liturgy. P. 227228. В армянской версии этот термин также относится к принитию причастия, а в славянской версии подымем часто понимается неправильно. 280 «Да молчит»: «.Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». «Ныне силы небесные»: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». 281 См. песнопения ниже в тексте главы, чтобы увидеть, как их темы перекликаются с участием ангелов в Великом входе. 282 The Hymns of Severus/Brooks (ed.)//PO. Vol. 7. Fasc. 5. P. 670. 205. См. также гимны 206 (p. 671) и 207 приводимые далее, который также подразумевают причащение. О датировке этого источника см. p. 801 и введение PO. Vol. 6. Fasc. 1. P. 5. 286 Brooks E. W. Hymns. Fasc. 5. P. 674, 681. Другие сирийские названия этого гимна относятся как к входу, так и к евхаристии в целом: например, аллелуйа кдам разе («аллилуйя перед тайнами»), восточносирийское онита д-разе и западносирийский «припев (маньото) тайн». «Тайны» могут относиться как к переносимым дарам (как в кодеке British Museum Add. 14.949), так и к евхаристии в целом, как в различных названиях Гимнов Севира (Brooks E. W. Hymns. Fasc. 1. P. 29, 3132. 288 Лееб, как мы думаем, поддался этому влиянию, когда написал «Поставление даров хлеба и вина на престол является также символическим выражением жертвы общины. Поэтому в лекционарии есть также инципиты, которые могут играть роль «жертвоприношения» верных» (Leeb H. Gesänge von Jerusalem. S. 122). Лееб основывает свою аргументацию на следующих четырех инципитах, которые, как нам представляется, трудно приложить к евхаристическому жертвоприношению: 1. Incruentum sacrificium offerim(us). (Tarchnišvili M. Lectionnaire P. 1193) 2. Tibi sacrificium offerimus. (Ibidem. 169, 469, 469 1 ) 3. Gloriam et laudem offero. (Ibidem. 1468) 4. Corpus Domini, sanguis. (Ibidem. 41). «Иже херувимы» и «Ныне силы небесные»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010