P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Par J. Lefort, H. Métrévéli et al. (ArAth; 14). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 300; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Αθναι, 1903. Καρυς, 1988 2; Svoronos N. Chronologie de Lavra des origines a 1204//Actes de Lavra. 1970. Pt. 1. P. 13-55; Papachryssanthou D. Le monachisme athonite: Ses origines, son organisation//Actes du Prôtaton. 1975. P. 111-129; T[albot] A.-M. Karyes//ODB. 1991. Vol. 2. Col. 1108; Χρισοχοδης Κ. Πρωττο: Κντρο του Αθωνικο μοναχισμο//Μανουλ Πανσληνος: εκ του Ιερο Ναο του Πρωττου. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 67-70 (англ. пер.: Chryssochoidis K. The Protaton: The Centre of Athonite Monasticism//Manuel Panselinos from the Holy Church of the Protaton. Thessal., 2003. P. 65-68); Mossay J. Karyes//DHGE. 2003. T. 28. Col. 1013-1015. Ф. М. Панфилов Храм Протата был возведен между 964 и 969 гг. прп. Афанасием Афонским на средства стратига Льва, брата имп. Никифора II Фоки, и сохранился до наст. времени, хотя и претерпел ряд существенных перестроек. Для этого храма характерно уникальное соединение черт крестово-купольного храма и базилики. Предложенное П. Милонасом объяснение этого феномена как результата перестройки из более ранней 3-нефной базилики ( Mylonas. 1979; Он же. 1995) в наст. время опровергнуто в ходе натурных исследований ( Θουντς. 1999; Αμπνης. 2003). Храм Протата в честь Успения Пресв. Богородицы. 964–969, XVI в. Храм Протата в честь Успения Пресв. Богородицы. 964–969, XVI в. Предполагают, что храм Протата упоминается в Житии прп. Петра Афонского, написанном афонским мон. Николаем. В нем говорится о перенесении мощей этого святого «в притвор всечестного храма Всепетой Богородицы, где обычно совершаются ежегодные собрания» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Петра Афонского// Григорий Палама, свт. Слово на Житие прп. Петра Афонского. Св. Гора Афон, 2007. С. 170). Папахрисанфу датирует это Житие 980 г., А. Ю. Виноградов предлагает более широкую датировку - в пределах Х в.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

На протяжнии всех 30 лет своего крайне унизительного для Церкви патриаршества он больше интересовавшегося светскими развлечениями, нежели исполнением своих патриарших обязанностей. В годы правления императоров Льва Мудрого и Романа Лакопина состоялись очердные контакты Византии и Руси: после нападения руссов на Константинополь в 907 году был заключен договор 911 года, а по результатам похода 943 года князя Игоря Старого в 944 году был заключен очередной договор. В 944 году в Византии произшел очередной государственный переворот – сыновья Романа Лакопина свергли своего отца. Однако победила партия сторонников Контантина (945–959 гг.), достигшего к тому времени уже почти 40-летнего возраста. Мятежные сыновья Лакопина вслед за своим отцом были отправлены в ссылку. Контантин, как и его отец, был ученым энциклопедического склада, хотя гораздо более мягкохарактерный. Правителем он был довольно посредственным, зато написал много поучительных книг в области государственного управления. Это было воистину воплощение типа ученого и писателя на троне. В царствование Константина в 957 году в столицу империи прибыла с визитом вдова великого Киевского князя Игоря – святая равноапостольная Ольга. По-видимому, там же она и приняла крещение с именем Елены, супруги императора. § 27. Расцвет Византийской империи при императорах Никифоре Фоке (962–969), Иоанне Цимисхии (969–976) и Василии II (976–1025) После смерти в 959 году Константина VII Багрянородного Византийская империя вступила в эру своего зенита, наивысшего могущества. Императором стал его сын Роман II Лакопин (959–963 гг.), внук Романа I. В 956 году он женился на простолюдинке Анастасии, ставшей императрицей Феофанией. После смерти своего молодого царственного супруга она стала регентше при двух малолетних сыновьях Василии II и Констатине VIII и вскоре вышла замуж за известного и знатного генерала Никифора Фоку (963–969 гг.). Параллельно с этим императором его провозгласила и армейская среда. В царствование Никифора Фоки начинается расцвет святой Афонской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выгоды от союза с императором извлек и папа. За ним были признаны права на владение Равеннским экзархатом; в Риме установилась определенная стабильность, непривычная для предшествующей эпохи. И. удавалось проводить относительно самостоятельную политику в Италии, в Западнофранкском королевстве, на Пиренейском п-ове и в слав. землях. В благодарность за поддержку, оказанную ему гр. Пандульфом Капуанским во время изгнания, И. пожаловал Капуа статус митрополии и рукоположил 1-го архиепископа - брата Пандульфа Иоанна. По решению Собора в Риме (состоялся 26 мая 969) статус архиеп-ства получило еп-ство Беневенто (1-м архиепископом стал Ландульф). Создание новых архиеп-ств в Италии отчасти диктовалось конкретными политическими задачами: в ответ на учреждение в 968 г. визант. митрополии в Отранто была укреплена лат. церковная иерархия на границе с визант. владениями в Юж. Италии. В 969 г. на Соборе в Риме было принято решение об упразднении еп-ства Альба на севере Италии и о включении его в юрисдикцию епископа Асти. При И. временно был урегулирован конфликт между Градо и Аквилеей за патриаршее достоинство и юрисдикцию над Венецией - по решению Римского Собора 968 г. патриархом признавался архиепископ Градо, имп. Оттон I пожаловал ему грамоту с привилегиями. Большое количество папских грамот с привилегиями мон-рям ( Клюни , Гластонбери, Сен-Реми в Реймсе и др.) и поддержка И., оказанная реформам архиеп. Дунстана Кентерберийского (папа утвердил его решение о замене каноников в Винчестерском аббатстве), свидетельствуют о близости И. идеалов клюнийского движения. Сохранилось послание епископам Бретани, в к-ром И. уведомляет их о незаконности претензий архиепископа Доля на еп-ства, входящие в юрисдикцию архиепископа Турского. По просьбе Борреля I, гр. Барселоны, и Аттона, еп. Вика, в кон. 970 или в нач. 971 г. И. санкционировал перенос митрополии из захваченного сарацинами г. Таррагона в Вик. Это решение противоречило постановлениям провинциального Собора в Сантьяго-де-Компостела (969), признавшего права новоизбранного архиеп. Таррагонского Цезария. Однако, судя по тому, что в посланиях суффраганам Таррагонского архиепископа И. не касается спорной ситуации, можно предположить, что на момент принятия решения папа не знал о состоявшемся Соборе.

http://pravenc.ru/text/469696.html

383 Анахорет – отшельник, который ради сугубой молитвы и из горячей любви к Богу оставлял общество и жил в отдалении от всех, иногда получая пищу из монастыря или от какого-либо благодетеля. Анахореты известны с конца III в. В начале IV в. около таких отшельников (первоначально в Египте) стали собираться ученики и вести под их руководством аскетический образ жизни. Первыми известными анахоретами были преподобные Павел Фивейский, Онуфрий Великий и Антоний Великий . См.: Сидоров А.И. Древне­христианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 117–156. 384 Каруля – небольшое поселение, состоящее из нескольких калив, в том числе пещерных, расположенных на одноименной скале высотой около 300 м и шириной около 100 м. Там же устроена небольшая церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. До некоторых калив можно добраться только по веревке. Каруля находится в ведении Лавры. По преданию, первым обитателем Карули был кающийся разбойник (X в.). Среди русских иноков, живших в Каруле, был прославленный подвижник, исихаст Феодосии Карульский (†1937), в прошлом профессор КДА, и его ученик старей Никодим (†1984). См.: Письма Святогорца. С. 266–268; Козлов В. Святая гора Афон и судьбы ее русских обитателей/Дипломатический ежегодник, 1990. М., 1992. С. 245; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон/Пер. с греч. и англ. Л. Васениной. – Платина (Калифорния); М., 1998. 385 Никифор II Фока (912–969), византийский император (963–969), полководец; Иоанн Цимисхий (925–975), византийский император с 969 г., получил престол в результате переворота (убийства Никифора II Фоки). 387 Подробное описание святых мощей в Лавре святого Афанасия см.: Григорович-Барский В.Г. Пешеходца Василия... Ч. 2. С. 523–524. 391 По преданию, келия с церковью свв. Архангелов вне монастыря была выстроена прп. Иоанном Кукузелем в 1332–1341 гг. Шесть дней в неделю он безмолвствовал в своей келии, а на воскресные и праздничные службы приходил в монастырь, где пел на клиросе. Преподобный желал быть погребенным в этой келье. В дальнейшем церковь свв. Архангелов была устроена в двенадцатой башне Лавры св. Афанасия. См.: Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие. Ч. 1. С. 216–219, 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7, 10. ФАОС дело 65. Кат-АМ 109. Кат-ЯВ 93. С. 46. Кат-ЕС 2. С. 9, п/п 50. [Кат-ГУБ. С. 969.] Среди выпускников Московской духовной академии такой фамилии не значится. ГЕОРГИЙ (Лапшин [Сергей Николаевич]) Архиепископ Петропавловский, Казахстанской митрополии Родился 18/VII-1888 года. В 1911 г. окончил Костромскую духовную семинарию. С 1911 г. – священник. Овдовел. Пострижен в монашество и назначен настоятелем Костромского Кафедрального собора. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 5/VII-1924 г. хиротонисан во еп. Чухломского, вик. Костромской епархии. В мае 1925 г. – еп. Мслекссский, вик. Самарской епархии. С 26/V-1925 г. – еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии. 3/VI-1925 г. вновь перемещён в Мелекесс, Самарской епархии. С 11/XI-1927 г.– еп. Бугурусланский, вик. Самарской епархии. С 25/VIII-1929 г.– еп. Нижнс-Ломовский, вик. Пензенской епархии. В 1932 г. перемещён в г. Оренбург. В 1934 г. продолжает управлять Оренбургской митрополией. С 29/Х-1936 г. возведён в архиеп. Петропавловского, Казахстанской митрополии. С 31/VIII-193 7 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 9. ФАОС дело 69. Кат-АМ 110. Кат-ЯВ 94. С. 47. Кат-ЕС 2. С. 7, п/п 36. [Кат-ГУБ. С. 969.] ГЕОРГИЙ (Шрамков [Георгий Васильевич!) Епископ Челябинский Никаких биографических сведений о его рождении, образовании и семейном положении не имеется. Будучи вдовым протоиереем, в 1922 году уклонился в обновленческий раскол. 6/19 декабря 1922 года хиротонисан во еп. Рыльского, вик. Курской епархии. С 16/II-1923 г. – еп. Челябинский. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1923. 1. С. 16. ФАОС дело 66. Кат-АМ 111. Кат-ЯВ 95. С. 47. [Кат-ГУБ. С. 969.] Родился в 1861 г. в семье священника. В 1883 г. окончил Воронежскую духовную семинарию. В 1886 г. рукоположен в сан священника. Служил в Воронежской епархии, а с 1897 г. – в Оренбургской епархии. С 1898 г. – ключарь Оренбургского Кафедрального собора и штатный член духовной консистории. В 1904 г. переведён в Екатеринбургскую епархию и назначен священником Кафедрального собора. С 1909 г. священник Ново-Тихвинского монастыря. В 1914 г. возведён сан протоиерея. С 1922 г. в обновленческом расколе. 19/XII-1922 г. хиротонисан во еп. Рыльского. В 1923 г. – еп. Челябинский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Septuagint variants from the Hebrew in Genesis 1–11 . Apart from individual variant readings, there are two striking groups of variancs in the first eleven chapters of Genesis, both of which manifest themselves most sharply in the genealogies that form such a prominent feature of these chapters (though one that most modern readers tend to skip). The first concerns names, the second the periods of years mentioned in the genealogies. The variations in the names are of two kinds. Most commonly, these variants are due to difficulties of transliteration between languages with different alphabets (e.g., Nimrod becomes Nebrod [Gen l:8]). But it is sometimes a matter of interpretation: the Septuagint may interpret the name rather than transliterating it (e.g., at its first mention, the name Eve is translated Zoe, “life”, rather than transliterated; “Babel” in Gen 11 is translated «confusion»). Or it may do the reverse, taking a word to be a name where modern translators see a 20 See Carolinne White , The Correspondence (394–419) Between Jerome and Augustine of Hippo. Studies in Bible and Early Christianity 23 (Lewiston: Queenston: Lampeter: Edwin Mellen Press, 1990), esp. 35–42. White provides an English translation of the letters. noun (e.g., in Gen 2–3 , where Adam is translated by modern translations as “the man”, while the Septuagint sees the name Adam). Or it may identify a Hebrew place name (the most striking example being the identification of the “Babel” of Gen 10:10 with Babylon) or fail to identify a place name identified by modem scholars (e.g., in Gen 10:6, 13 , where the Septuagint fails to identify Mesraim as Egypt). All significant variations in names are indicated by additional notes to the RSV text. The discrepancy between the periods of years recorded in the genealogies between the Septuagint and the Hebrew text (presumably due to misreading Hebrew numerals) was noticed in ancient times. The variations are curious in that they usually have the effect of some of the patriarchs having children later in life, while the actual length of their lives remains the same (e.g., according to the Hebrew, Adam became Seth’s father when he was 130 and then lived for another 800 years, whereas the Septuagint has him becoming Seth’s father at the age of 230 and living for another 700 years; see Gen 5:3–5 ). These discrepancies, however, caused a problem. In the case of Methuselah (or Mathousala), the Hebrew calculation has him dying, at the age of 969, in the year of the flood (his son Lamech, born in his 187th year [ Gen 5:25 ], became Noah’s father when he was 182 [ Gen 5:28 ]; Noah was 600 in the year of the flood: 187+182+600=969), whereas the Septuagint calculation has him dying 14 years after the flood (Lamech, born in Methuselah’s 167th year, becomes Noah " s father in his 188th year; Noah was 600 in the year of the flood: 167+188+600=955, 14 years short of his death at age 969).

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Тем не менее сохранявшееся соперничество между двумя основными династиями Багратуни и Арцруни нашло отражение и в церковной жизни. В 969 г., обеспокоенный прохалкидонскими симпатиями католикоса Ваана (968–969), «заключившего с иверами союз о вероисповедании», Ашот III собрал в Ани епископов и монахов, которые, «доподлинно убедившись в пагубных еретических намерениях его [католикоса] (поскольку он распорядился привезти иконы, чтобы восстановить секту халкидонитов)», сместили Ваана с престола и избрали вместо него Степаноса III (969–972). Смещенный Ваан, опираясь на поддержку рода Арцруни, переехал на о. Ахтамар, расположенный на оз. Ван в Васпуракане, где до него уже жили другие католикосы. Духовенство впало в смятение, однако конфликт разрешился сам собой кончиной обоих католикосов. 2. Новый культурно-религиозный рост и раннесредневековые ереси Расцвет династии Багратуни и северной Армении приходится на царствование Гагика I Багратуни (989–1020). При нем в столичном г. Ани был возведен великолепный собор 45 , а сам город, преобразившийся в результате строительства многочисленных храмов, стал именоваться «городом тысячи и одной церкви». На территории Васпуракана таким же ярким проявлением процветания стал храм св. Креста, воздвигнутый по приказу Гагика Арцруни на о. Ахтамар между 915 и 921 гг. и ставший настоящим шедевром армянского зодчества, благодаря богатым фрескам внутри и великолепным барельефам снаружи. Указанный исторический период имел непреходящее значение для армянской культуры, поскольку стал временем интенсивного взаимопроникновения различных культур: армянской, византийской, грузинской, сирийской и арабской, что привело к культурному расцвету общества, происходившему на фоне некоторого экономического роста, инициировавшего изменения в церковной жизни. X в. ознаменовался возникновением многочисленных монастырей – центров религиозного и культурного возрождения страны. Монахи возобновили переписывание рукописей, появилось множество новых переводов и оригинальных армянских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в К-поль на Собор, а кто имел звание лишь титулярного епископа и постоянно жил в К-поле. Если предполагать, что большинство епископов все же исполняли свои обязанности на местах, то значит, что к кон. VII в. правосл. Церковь еще сохраняла в основном свою иерархию в К. Но в VIII-IX вв. о Православии в К. не известно ничего, кроме одного упоминания митр. Иоанна Помпейопольского. Не позднее нач. X в. Исаврия, бывшая еще под властью мусульман, была включена в нотиции К-польского Патриархата как митрополия, находящаяся в юрисдикции К-поля ( Darrouz è s. Notitiae. P. 72, 283, 337, 362). Второе византийское правление (сер. X - сер. XII в.) Возвращение имп. Цимисхия после победы в военной кампании. Фрагмент визант. гобелена. 1064/65 г. (Епархиальный музей, Бамберг) Возвращение имп. Цимисхия после победы в военной кампании. Фрагмент визант. гобелена. 1064/65 г. (Епархиальный музей, Бамберг) К кон. 50-х гг. X в. византийцы, наступая на юг с Армянского нагорья, отвоевали ряд областей Сев. Месопотамии. Их вторжения в Равнинную К. в это время стали еще более решительными. Мусульм. гос-ва региона, прежде всего эмират Алеппо (Халеб) во главе с Сайфом ад-Даулой, обладали лишь ограниченными силами для сдерживания византийцев. В 959 г. стратиг Лев Фока захватил и разграбил Иринуполь, после чего начал осаду Аназарва. Несмотря на упорное сопротивление и спешный ремонт стен, в 962 г. Аназарв был взят войсками Никифора Фоки (император в 963-969), после чего византийцы овладели еще неск. десятками мелких крепостей К. В 963-964 гг. Иоанн Цимисхий (император в 969-976) захватил Адану, Мопсуестию и ряд др. городов К. В 965 г. сдался Тарс, после чего вся область надолго перешла под контроль Византии. В 969 г. византийцы взяли Антиохию и до кон. 70-х гг. X в. продолжали активное наступление в Сирии, Палестине и Месопотамии. Византийцы распространили на К. свою систему военных округов - фем, к-рая уже не соответствовала прежнему делению провинций и церковных митрополий. По византийским печатям X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

XX. Отметив, что Фока призвал Бога свидетелем страшных своих клятв, царь напомнил, что недремлющий промысел божий непрестанно обходит вселенную и неусыпным оком взирает на земные дела и всегда воздает за них людям после смерти: промысел каждому воздает той же мерой, в его сети попадают идущие кривым путем, он обращает в свою противоположность игру случая. «Если трепещешь ты перед божьим судом, если ждешь его приговора своим поступкам, поразмысли о непостоянстве земных дел. Пусть добрый совет предшествует делу, рассуждение замыслу, а мысль идет перед умыслом, ибо дело прежде всего принесло вред тому, кто рассудил дурно». 1 «Хронография» не имеет обычного для византийских исторических сочинений предисловия (подробней см. статью, с. 232). Император Иоанн I Цимисхий умер 10 января 976 г. По слухам, он был отравлен евнухом паракимоменом Василием, о котором речь пойдет ниже. Василий и Константин были сыновьями Романа II, умершего в 963 г., когда мальчикам было соответственно 5 и 3 года. Фактическая царская власть находилась в руках Никифора II (963–969) и затем Uoahha I . При том и другом братья были лишь формальными соправителями, поэтому Пселл и говорит, что царская власть полностью оказалась в руках юношей. 3 Паракимомен – высшая придворная должность, которую могли занимать евнухи. Паракимомены спали в одних покоях с императорами и заботились ночью об их безопасности. Паракимомен Василий – незаконный сын Романа I Лакапина – был могущественным «первым министром» при дворах Никифора II Фоки (963–969) и Uoahha I Цимисхия (969–976). Василий и Константин приходились паракимомену внучатыми племянниками. В определении родства Пселл допускает ошибку: паракимомен был не сводным братом Романа II (отца Василия и Константина), а его дядей. 4 Под «захватившими власть близкими», которых сменил на престоле Василий, имеются в виду Никифор Фока и Иоанн Цимисхий. 5 Греческое слово anepsiadeis, переведенное здесь как «племянники», может означать также и «двоюродные братья». Подразумеваются Варда Фока и Варда Склир, о которых речь пойдет ниже. Первый был племянником Никифора II Фоки, второй – шурином Uoahha I Цимисхия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Сегодня этот епископ носит титул мафриана, являясь преемником изгнанного из Персии главы монофизитов. На смену династии Омейядов (651–749) пришли Аббасиды (749–1258), которые принесли еще большие несчастия Сирийской Церкви. Начавшееся дробление единого арабского государства на ряд самостоятельных княжеств (IX в.), а также удачные византийские походы на восток (X в.) императоров Никифора Фоки (963–969) и Иоанна Цимисхия (969–976), которые с 964 по 974 гг. захватили Киликию, часть Месопотамии, Северную Сирию и часть Ливана, не могли не отразиться на жизни яковитов, которым, как и всем христианам, арабы мстили за свои поражения. Поэтому когда 28 октября 969 г. византийские войска взяли Антиохию, яковитский патриарх Антиохийский оставил свою кафедру и обосновался в Диарбекире, в одном из мусульманских центров (впоследствии, через полтора столетия патриаршая кафедра была перенесена в Мардин). 6. Яковитская Церковь в средние века В XII столетии Яковитская Церковь значительно укрепилась и распространилась. В Сирии, на Кипре и в Месопотамии было двенадцать митрополитов и около сотни епископов, не считая восемнадцати епископов, находившихся в юрисдикции мафриана Востока, который имел право рукополагать во епископы так же, как и патриарх. Его кафедра находилась в Тагрите на Тигре, и он был вторым после патриарха иерархом Яковитской Церкви 11 . В этот период Церковь имела прекрасные богословские, философские, исторические школы и школы гуманитарных наук, занимавшие выдающееся место в истории христианской письменности яковитов. Патриарх Михаил I (1166–1199) составил свою знаменитую “Хронику” — главнейший источник сведений по Яковитской и Несторианской Церкви. В этот период составляется множество литургических трудов (сборники богослужебных текстов, проповеди, письма по литургическим вопросам). Епископ Амидский Дионисий Вар-Салиби (†1171), автор труда о литургии святого Иакова, сообщает об уставе богослужения Яковитской Церкви. Однако наиболее известным и плодовитым из яковитских церковных писателей был еврей по происхождению Иоанн Абул-Фараж, именуемый Григорий Вар-Гебреус.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010