Не оправдались и расчеты окружения Патриарха на открытие всех 4 дореволюционных Духовных Академий, семинарий чуть ли не в половине епархий, развертывание широкой миссионерской работы, хотя И. Сталин утвердил предложения Г. Карпова от 15 марта 1945 г. об организации при Синоде миссионерского совета и создании Богословско-пастырских курсов, кроме Москвы и Саратова, в Ленинграде, Киеве, Минске, Одессе, Луцке, Львове и Ставрополе 911 . В итоге не удалось осуществить даже, казалось бы, согласованное открытие Духовной Академии в Киеве и семинарий во Львове и Вильнюсе. Так, действовавшая в период оккупации Вильнюсская православная семинария была закрыта по постановлению Совнаркома Литовской ССР. И когда 25 августа 1945 г. Г. Карпов написал В. Молотову о необходимости открыть в столице этой республики Богословско-пастырские курсы, заместитель председателя СНК, учтя мнение литовского руководства, наложил резолюцию: «Вы торопитесь, надо обдумать, как это отзовется на католической церкви и т. п.» 912 Но в целом руководство СССР в 1945–1946 гг. все же старалось продемонстрировать благожелательное отношение к Московской Патриархии. Например, 5 ее представителей получили приглашение присутствовать на июньском параде Победы, причем их разместили вблизи иностранных дипломатов, чтобы, как сообщал Г. Карпов в правительство, обеспечить «благоприятное впечатление на заграницу» 913 . А вскоре Совнарком постановлением от августа 1945 г. предоставил Патриархии, епархиальным управлениям, приходским общинам, вопреки ленинскому декрету 1918 г., ограниченное право юридического лица. Им разрешалось создавать финансовые счета, заключать сделки, покупать строения, открывать предприятия, осуществлять найм работников. Интересно, что до середины 1950-х гг. купленные представителями других конфессий здания считались национализированными и передавались лишь в пользование, а приобретенные православными общинами становились их собственностью. Благодаря указанному постановлению была получена возможность снова звонить в колокола 914 . Ведь некоторое время в стране существовала парадоксальная ситуация: в западных областях Украины, Белоруссии и на бывших оккупированных территориях РСФСР звон в храмах допускался, а на основной части СССР он был строжайше запрещен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Передающий известия о службе наших Славян в войсках империи и об их весьма частых набегах на последнюю, Прокопий Кесарийский ведёт у себя нарочитые речи о языческой религии Тиверцев-Угличей, но при этом не делает замечания, чтобы между ними распространялось и христианство 36 . Незначительное распространение христианства между Тиверцами-Угличами могло остаться Прокопию неизвестным; но чтобы он не знал или, зная, умолчал о распространении значительном, это очень невероятно. Во второй половине VII века пришедшие с Востока Болгары заняли часть Византийской империи, находившуюся между Дунаем и Балканами. И вместе с этим должно было случиться то, чтобы, с одной стороны, христианство в бывшей греческой Малой Скифии если не совсем прекратило своё существование, то, по крайней мере, утратило, если только прежде имело, дух и ревность всякой пропаганды. А с другой стороны – что Угличи-Тиверцы были разобщены с империей и как её союзники и как её враги. Но в половине IX века сами Болгары, совершенно усвоившие к этому времени национальность покорённых ими в Дакии и за Дунаем Славян, приняли от Греков христианство. А таким образом, с половины IX века и до самого крещения Владимира в конце X века христианство могло распространяться между Угличами-Тиверцами от этих Болгар, представлявших собой их близких единоплеменников. Нельзя, сказали мы, предполагать многого. Но, предполагая не многое, можно допускать или, по крайней мере, не невозможно не допускать, что христианство явилось у Тиверцев-Угличей довольно рано и что оно существовало у них во всё продолжение наших времён доисторических, равно как и исторических до самого св. Владимира. Однако, и это христианство, с вероятностью предполагаемое, как существовавшее у одного из славяно-русских племён до самых времён исторических, не должно быть поставляемо в связь с последующим христианством историческим. Угличи и Тиверцы не вошли в состав русского государства, основанного Рюриком: в 914 году они были было покорены Игорем, но через 30–40 лет после этого они подпали власть Печенегов, под которой и находились не только до крещения Владимира, но и весьма долгое время после 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ibid., стр… 107. 914 Антропологизм Лаврова наиболее правильно освещен в статье Шпета (в сборнике «П. Л. Лавров»). 915 Статьи. по философии. Вып. II, стр. 59. 916 Это и составляет тему огромного, но не законченного труда Лаврова «Антропологическая жизнь». 917 Категория «возможности» занимает исключительное место также в построениях Михайловского, как показал это Б. Кистяковский в статье «Категория возможности». («Проблемы идеализма»). 918 Три беседы о современном значении философии. Отеч Зап., 1861, 1, стр. 140. 919 Очень много существенных замечаний по этому поводу делает Штейнберг («Начало и конец истории в учении Лаврова», Сборник «П. Л. Лавров»). 920 На это справедливо указывал, напр. Архим. Бухарев в заметке о Лаврове («Три письма к Гоголю», стр. 72). 921 Ср. соответственные взгляды Чернышевского и Писарева в предыдущей главе. 922 См. об этом справедливые замечания Гизетти (в сборнике «П. Л. Лавров», стр. 297). 923 См. всю главу «Эволюция сознания». (Книга I, «До истории». Отдел 1. «Подготовление человека», гл. III). 924 Ibid., стр. 259–60. Ср. также стр. 329. 925 Ibid… стр. 349. 926 Статья «Очерк теории личности», появилась в «Отеч. Зап.» в 1859 r. Цитата, приводимая ниже, — из этой статьи, стр. 232. 927 См. справедливые замечания об этом у Овсяннико–Куликовского в главе о Лаврове, в «Истории русской интеллигенции». (Т. II, стр. 238). 928 Очень удачно приводит Андреевич (Опыт философии русской литературы, стр. 299) ряд выдержек из Лаврова, где сурово и настойчиво говорится об «обязанностях» критически развитой личности. 929 Овсяннико–Куликовский, Ор. cit., стр. 243. 930 См. об этом очень дельную статью А. Штейнберга: «Начало и конец история в учении Лаврова». (Сборник «П. Л. Лавров»). 931 Овсяннико–Куликовский, Ibid., стр. 227. 932 Шпет. (Сборник «П. Л. Лавров», стр. 108), справедливо указал на то, что Лавров примкнул к Канту еще до того «возвращения» к Канту, которое совершилось в Германии во второй половине XIX в. 933 «Вещество вообще отвлеченное создание нашей мысли». «Вещество принадлежит метафизике». (Механическая теория мира. От. Записки, 1859, IV). Тут же находим и такие формулы: «Материализм находится вне науки», (стр. 483), «материализм есть метафизическая система» (стр. 489), «вещество стало новым кумиром» (стр. 484). 934

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

«В третьей пятилетке выполнялась ещё одна новая задача индустриализации – создание предприятий-дублёров на востоке страны. К 1941 г. на Урале, в Поволжье, Западной и Восточной Сибири была размещена почти шестая часть всех советских военных заводов. По некоторым видам вооружения и боеприпасов они производили свыше 34% продукции оборонной промышленности. Значение создания промышленного центра на востоке трудно переоценить. На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 года, проживало 40% населения и находились мощности по производству 63% всей довоенной добычи угля, 68% всей выплавки чугуна, 58% всей выплавки стали, 60% всего производства алюминия. На оккупированной территории к ноябрю 1941 года, производилось 38% всей довоенной валовой продукции зерна, 84% всего довоенного производства сахара», - пишет автор публикации. «Перемещение производительных сил на восток во второй половине 1941 года было поистине грандиозным. В течение трех месяцев 1941 года (июль – сентябрь) было эвакуировано в восточные районы СССР (Урал, западная Сибирь. Средняя Азия и Казахстан) более 1360 крупных, главным образом военных, предприятий. С декабря 1941 года падение промышленного производства в воевавшем советском Союзе прекратилось, а с марта 1942 года производство вновь быстро пошло вверх; выпуск военной продукции в марте 1942 года только в восточных районах страны достиг уровня производства, который имел место в начале войны на всей территории СССР… И в заключение некоторые цифры по производству оружия и военной техники за годы Второй мировой войны в СССР (в скобках для сравнения – цифры по Германии): танки и самоходные артиллеристские установки – 82.250 (30.000); миномёты (50 мм и выше) – 347.900 (73.484); пулемёты – 1.477.400 (674.280); военные грузовики – 265.600 (345.914); военные самолёты всех типов – 213.742 (109.320) (Harrison, Mark. The Economics of World War II: Six Great Powers in International Comparison, Cambridge University Press,1998)», - заключил Валентин Катасонов. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/22/so...

В середине VII века на обломках Тюркской державы возник Хазарский каганат . С его усилением восточные аланы, владевшие Дарьяльским проходом, попали в зависимость от хазар и стали их данниками (восточная часть Алании входила в состав каганата как особая административно-территориальная единица, в которой находилась ставка наместника кагана и постоянно размещалось хазар. войско). Контроль над этим и другими проходами в Закавказье играл для хазар стратегически важную роль, особенно в период арабо-хазарских войн середины VII века. Арабо-хазарские войны привели к ослаблению Хазарского каганата, и в конце IX века аланы смогли вернуть политическую независимость. В конце IX - начале X века развернулась борьба между Византией и Хазарией за влияние на Аланию. Византийцы начали миссионерскую деятельность среди аланов, стараясь обратить их в христианство и тем самым укрепить свой союз. Византийцам удалось распространить христианство среди части западных аланов, но все же во время византийско-хазарской войны в 913 - 914 годы аланы поддержали хазар и сыграли решающую роль при разгроме византийской армии. Но уже около 932 года аланы пошли войной на хазар. Потерпев поражение, аланы под давлением хазар отреклись от христианства и изгнали византийских священников. Окончательно Хазарский каганат был уничтожен в X веке в результате похода дружины русского князя Святослава в 965 году. В XIII веке Северный Кавказ, в т. ч. территория Ингушетии, был завоеван монголо-татарами и вошел в состав Золотой Орды . В конце XIV века Тамерлан (1336-1405) проник в предгорья Ингушетии, в район современных селений Галашки, Мужичи, Даттых, Ангушт. В начале XV века ингуши селятся по долинам рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалук. Но во второй половине XVI века в результате похода кабардинского князя Темрюка (декабрь 1562 ), поддержанного ногайскими мурзами и русским царем Иоанном IV Грозным, ингуши вновь были вынуждены уйти в горы. В горах складывались общества, основанные по территориальному принципу, - шахары. По письменным источникам известен ряд обществ (самоуправляющихся сельских общин или их объединений) - Кякалинское (Галгаевское), Цоринское, Феппинское (Кистинское), Джайраховское. В начале XVII века ингуши стали возвращаться в лес и лесостепь, миграция шла по ущельям рек Фортанга, Асса, Терек, Сунжа, Камбилеевка и продолжалась до первой половины XIX века. В XIX веке общества слились в единый ингушский народ и определилась территория их современного расселения.

http://drevo-info.ru/articles/13678795.h...

Theodosii iussis gemino пес mense peracto Constantinus ovans haec moenia firma locavit Tam cito tam stabilem Pallas vix conderet arcem. «Ημασιν ξκοντα ιλοσκπτρω βασιλε Kωνσταντινος παρχος δεματο τεχει τεχος (т. e. по приказанию Феодосия Константин меньше чем в два месяца с торжеством укрепил эти стены– так скоро, как едва могла создать Паллада сильную твердыню. В шестьдесят дней префект Константин пристроил для скиптролюбца царя стену к стене). 909 Другое двустишие на греческом языке такого же содержания сохранилось в литературном источнике. 910 Как видно из текста надписей, Константин не ограничился ремонтом повреждений, причиненных землетрясением, а «пристроил стену к стене». По всему вероятию, это свидетельство следует понимать в том смысле, что именно тогда на протяжении всей стены Анфимия на половине расстояния от нее до рва выстроена была внешняя стена, значительно ниже внутренней, с 80 башнями на ее протяжении. Это и есть προτεχιρμα Θεοδοσου τεχους; (предстение: стены Феодосия), как названо это сооружение в одной надписи от времени Юстина II. 911 По общим узаконениям, действовавшим в империи, работы по возведению и ремонту городских укреплений являлись натуральной повинностью населения, 912 и в одном позднейшем источнике сохранилось свидетельство, что венеты и прасины выставили по 8 тысяч рабочих. Венеты начали работу от Влахерн, а прасины – от Золотых ворот. Те ворота, у которых обе партии сошлись, получили тогда название πρτα Πολανδρος; когда же впоследствии было забыто происхождение имени, оно было переделано в народной речи в «ворота Колиандра». 913 С землетрясением 447 года связано сказание о чудесном возникновении песни Трисвятое. Позднейшая версия этого чуда, сохраненная Феофаном, такова. – Когда население города в страшной панике бежало на Военное поле, сильный порыв ветра унес одного мальчика в воздух и поднял его над землей на глазах у всех. Когда он благополучно спустился на землю, то рассказал, что слышал, как ангелы славословили Господа на престоле Его славы. Они пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Благочестивый император и его сестра Пульхерия немедленно распространили это песнопение по всему царству. 914 – О таинственном происхождении этой песни знал Несторий, проживавший тогда в далекой ссылке. В своей апологии он привел Трисвятое и изъяснил слова этой песни как указание на правильность своих догматических положений, что Бог не мог страдать и предаться смерти. О самом чуде Несторий говорит в очень неопределенных выражениях и замечает, что тот, кто слышал эту песнь, не был разыскан. 915 Так как Несторий связывает возникновение песни с землетрясением, то мы имеем, таким образом, в его словах точную дату события.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Хотя известные до сих пор византийские, восточные и западные источники об этом походе не упоминают и вообще не называют имени Олега, тем не менее надо признать, что в основе русского летописного сообщения, не лишенного легендарных подробностей, лежит действительный исторический факт. Очень вероятно, что предварительный договор 907 года был подтвержден в 911 году формальным договором, который, по сообщению той же русской летописи, давал русским важные торговые привилегии. 911 Знаменитая «История» Льва Диакона, бесценный источник по истории второй половины Х века, имеет интересный пассаж, на который обычно не обращали внимания, хотя в настоящее время его следует расценивать как единственный засвидетельствованный в греческих источниках намек на соглашения с Олегом. Этот намек представляет собой обращение к Святославу, которое Лев Диакон вкладывает в уста Иоанну Цимисхию 912 : «Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор 913 (taV enorkouV spondaV), приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору приплыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды». 914 Эти «клятвенные договоры», заключенные с Византийской империей до времени Игоря, должны быть соглашениями с Олегом, о которых сообщает русский летописец. Интересно сопоставить с приведенными данными известие византийских источников об участии русских с начала Х века в византийских войсках в виде вспомогательных отрядов и соответствующее место в договоре 911 года нашей летописи о позволении русским, если они пожелают, служить в войске византийского императора. 915 В 1912 году американский еврейский ученый Шехтер издал и перевел на английский язык любопытный, к сожалению, сохранившийся лишь в отрывках еврейский средневековой текст о хазаро-русско-византийских отношениях в Х веке. Ценность этого документа особенно велика тем, что в нем мы встречаем имя «царя Русии Хальгу (Хельгу)», т. е. Олега, и находим новые о нем известия, например, о его неудачном походе на Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Спустя несколько лет, именно в 1815 г., когда пр. Евгений вместе с Амвросием Орнатским издавали 6-ю и последнюю часть «Истории российской иерархии» и когда они сделали тут (стр. 859–1054) «Прибавление в дополнение» к ранее изданным частям, первый счел своим долгом пополнить кстати и свое «Всеобщее хронологическое обозрение... российских духовных училищ» (стр. 914–923). Здесь он говорит о сформировании известного нам «Комитета», его задачах, выработанных им постановлениях, составе членов и закрытии его с учреждением постоянной «Коммиссии духовных училищ» (следует перечень ее членов) и о «проэкте», ею предложенном на Высочайшее усмотрение. Все это автором, заимствовано из того же самого «Проэкта», напечатанного в 1810 г., и из «Доклада» (1808 г.). Замечательно, что преосвященный и на этот раз долее останавливается на вопрос о содержании наших школ (стр. 918–919), чем, напр., на их учебном курсе. Свое дополнение он заканчивает сообщением кратких сведений об открытии преобразованных, Московской и С.-Петербургской академии с их окружными семинариями и училищами, причем буквально приводятся два имлне указа 1814 г. м. Амвросию и вместе Коммиссии духовных училищ (стр. 920–922). Судя уже по предыдущему, нельзя сказать, чтобы Евгениевское «Обозрение» отличалось безусловною полнотою. Еще в октябре 1807 г. петербургский митрополит Амвросий, получивши для просмотра те рукописные листы «Истории российской иерархии», где помещалась работа нашего ученого архипастыря, писал последнему: «Калужский ( Феофилакт Русанов , присутствовавший в тот год в Синоде) на вас негодуешь, что о семинарии калужской или о заведении ее с прочими опущено. Я дивлюсь, откуда сие произошло, – надобно поправить». Отвечая на это, наш автор заметил, что «пропуски сделан неумышленно». (Рук. сб. Киево-Софийской соборной библ. 606). Впоследствии, когда Амвросий Орнатский готовил 1-ю ч. «Истории российской иерархии» к повторному изданию, он точно также заметил у преосв. Евгения некоторые пропуски. Так им были пропущены указания на основание в начале XVII в. Гедеоном, еп. львовским, гимназии и типографии – в 1702 г. в Ростове св. Димитрием (Тунтало), школы и о позднейших (до 1769) ее преобразованиях, в первой половине XVII в., о числе русских школ в Коломенской епархии: об учреждении в феврале 1826 г. школы для священнослужительских детей в Рязани: о начале, в 1730 г. вологодской семинарии, о заведении в 1737 г. епископом устюжским Лукою училища в великом Устюге; о заведении в 1740 г. в Рязани латинских школ; об учреждении в 1744 костромской семинарии и дальнейшей ее судьбе (до 1807 г.); в 1786 г. об учреждении семинарии при еп. Переяславском в Польше 455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Что же удалось выяснить по итогам этой работы? Школы и учителя . Всего в России на день переписи имелось 100 749 начальных общеобразовательных школ всех ведомств (11 031 городских и 89 718 сельских). Из всех школ, включенных в состав Однодневной переписи, 33 866 (то есть треть всех начальных школ империи) относились к ведомству православного исповедания. В них обучалось в общей сложности около 1,7 млн человек, в подавляющем большинстве — православные крестьяне. Кроме того, в школах православного ведомства обучалось еще 8,5 тыс. дворян (0,5 %) и 17 тыс. детей духовенства (1 %). Оба основных школьных типа имели тенденцию к расширению учебного плана: так называемые одноклассные школы могли иметь четырехлетний курс обучения, а двуклассные — даже пятилетний, причем последний, помимо традиционных церковных предметов (Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык), включал уже русскую и церковную историю, географию, природоведение и рисование 9 . В школах работало около 154 тыс. учителей светских предметов и еще около 78 тыс. законоучителей, из которых денежное вознаграждение получало около 58 тыс. человек, причем его годовой размер колебался от 63 (деревня) до 146 (город) руб., в среднем составляя 74 руб. (при этом их средняя нагрузка равнялась приблизительно шести урокам в неделю). Кроме того, из материалов переписи можно узнать, что еще 26 049 учителей общеобразовательных предметов преподавали Закон Божий ­дополнительно. Помимо православных священнослужителей (священников и диаконов), в школах также преподавали священнослужители других исповеданий (см. табл. в PDF-bepcuu ). Очень интересен персональный состав преподавателей в этих школах. Всего 914 учителей имели высший образовательный ценз, причем мужчин среди них было только 65. Низший ценз или домашнее образование имели 47,8 % учителей, 52,2 % учащих получили среднее светское, духовное или специальное ­педагогическое ­образование. В подавляющем большинстве учителя начальных школ были очень молоды (примерно половина — в возрасте 20–30 лет, примерно 60–65 % — до 25 лет), не имеющими семьи (51 % мужчин и 78,5 % женщин). Из этих молодых людей примерно 10 % были дворянами, 20 % — выходцами из духовного сословия, 55 % — крестьянами и мещанами.

http://e-vestnik.ru/analytics/bez_tsarya...

914 Флоренский П.А. О символах бесконечности: Очерк идей Т.Кантора//Новый путь. М., 1904. X? 9. С.173–235. 915 Демидов С.С. Из ранней истории Московской школы теории функций//Ист.-мат. исслед. М., 1986. Вып. 30. С.124–129. 916 Бугаев Н.В. Основные начала эволюционной монадологии//Вопр.философии и психологии. М., 1889. Кн.46. С.26–44. 917 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр.философии и психологии. М., 1889. Кн. 45. С. 697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 919 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903.С.4. 920 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (перепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 921 Флоренский П.А. Пифагоровы числа//Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5. С.504–512,506. 922 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717, С 700 (перепеч. в: Обществ. науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 923 Бугаев Н. В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн. 45. С.697–717,705 (иерепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер.3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). 924 Мордухай-Болтовский Д. О законе непрерывности//Вопр.философии и психологии. М., 1907. Кн. 87. С.157–181, С.169–170. 926 Бугаев Н.В. Математика и научно-философское миросозерцание//Вопр. философии и психологии. М., 1889. Кн.45. С.697–717 (иерепеч. в: Обществ, науки в СССР. Сер. 3. Философ, науки. М., 1990. 4. С.45–63). С.716 927 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.12 929 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.15 931 Алексеев В.Г. Математика как основание критики научно-философского мировоззрения. Юрьев, 1903. С.24

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010