Святитель Этельхард Святитель Этельхард (Этельгард) – 15-й архиепископ Кентерберийский (793–805). Был настоятелем монастыря в городе Лаут графства Линкольншир. Святитель Этельхард, будучи архиепископом Кентерберийским, много страдал от соперничества между мерсийцами, которыми правил король Оффа, и жителями Кента. На Соборе Английской Церкви в 803 году святитель Этельхард постановил, что каждый новопосвящаемый епископ перед своей хиротонией должен в письменном виде исповедать православную веру. Его почитание в Кентербери продолжалось до норманнского завоевания во второй половине XI века – периода, когда норманны пытались остановить почитание многих древних английских святых. Память святителя Этельхарда празднуется 12 мая. Святитель Плегмунд – 20-й архиепископ Кентерберийский (890 – 914 или 923). Посвященный в архиепископа Кентерберийского в конце трагического IX века, когда язычники-викинги уничтожили в Англии монашество и привели в упадок образование, святой Плегмунд явился одним из восстановителей древней Английской Церкви. Сначала он вел отшельническую жизнь на островке в графстве Чешир, откуда он был родом. Этот островок был позднее назван в честь святого Плегмунда Плегмундстоу (сегодня он называется Племстолл), что значит «место отшельнической жизни Плегмунда». Благочестие и ученость святого Плегмунда ценил благоверный король Альфред Великий, спасший страну от языческого нашествия и стремившийся ее духовно возродить. Святитель Плегмунд был наставником и советником Альфреда. Святитель славился ученостью, принимал участие в переводе на староанглийский язык творения святителя Григория Двоеслова «О пастырском попечении» и других произведений. В 901 году он короновал Эдуарда Старшего королем Уэссекса, в 908 году основал в столице королевства Винчестере новый монастырь, много потрудился ради возрождения Церкви. Однажды святой Плегмунд в один день рукоположил сразу семерых епископов для старых и новых епархий. Во многом благодаря его трудам Английская Церковь в X веке пришла к новому «золотому веку» своей святости. Святителю составлена православная служба на английском языке . День его памяти – 2 августа.

http://pravoslavie.ru/46671.html

121 Лихачёв Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. М., 1958. С. 8. 124 Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV века. 1. Высоцкий чин//ВВ. Т. IV. М., 1951. 126 Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь. М., 1902. С. 31–32. См. также: Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 357. 128 Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М., 1966. Иллюстрации 273–275. 129 Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV века. С. 129. Примеч. 4. Это мнение разделяет и И. Дуйчев в статье “Центры византийско-славянского общения и сотрудничества”//ТОДРЛ. Т. XIX. С. 116. 130 Михельсон Т. Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста//ТОДРЛ. Т. XXII. М.–Л., 1966. С. 148. 131 Там же. С. 153. Примеч. (Здесь перечисляются древнерусские иконы со сценами Акафиста на клеймах). 133 Цит. по: Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. М., 1902. С. 175. 135 Доброклонский А. П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. I. Одесса, 1913. С. 949. 136 Протоиерей Н. И. Флоринский. История богослужебных песнопений Православной Восточной Церкви. Киев, 1881. Изд. 2. С. 188. 142 Степенная книга. Т. I. Ст. 2. Гл. 2. С. 244. Цит. по: Терновский Ф. Изучение византийской истории. Вып. II. Киев, 1876. С. 37. 148 Терновский Ф. Указ. соч. С. 13. См. также: Буслаев Ф. Русская хрестоматия. М., 1898. С. 151; см. также о “Поучении о чашах тропарных”//Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский. Киев, 1901. С. 127–147. 150 Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 гг. Ч. III. СПб., 1887. С. 87. 151 Цит. по: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Т. II. Переписка. СПб., 1910. С. 914. Письмо архимандриту Антонину от 8 декабря 1862 г. 154 Мансветов И. Д. Церковный устав, его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 88. 155 Соколов И. И. Патриархия и храмы в Константинополе от второй половины XV века до настоящего времени. Пг., 1916. С. 39.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

902 Там же с. 73. О других вкладах при игумене Афанасии см.: Там же с. 54, 55, 58, 60, 64, 69, 73, 82, 87. 903 Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.): Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. СПб., 1914. Вып. 1: А–Б. (ОЛДП. Т. CXXXII), с. 91. 907 Ульяновский В. И. Летописец Кирилло-Белозерского монастыря 1604–1617 гт.//КЦДР: XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994, с. 136. 908 См. о нем: « Из истории русской иерархии второй половины XVI века» наст, издания, с. 285–294. 910 ААЭ. Т. 1, с. 222, 229; Ундольский В. М. Наказные уставные грамоты Митрополита Макария в Новгород, с. 16–17. 911 Архимандрит Макарий. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV–XVI веков. М., 1998, с. 5–22. 912 См.: «Эпоха новых чудотворцев (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского)» наст. издания, с. 422–438. 913 Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература XIV–XVI веков: Спецкурс по древнерусской литературе. Вып. 1. Владимир, 1975, с. 102. 914 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко- археологическое описание. Владимир, 1900, с. 56; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М., 2001, с. 403. 917 АИ. Т. 1, с. 366; Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам//ЖМП. 2002. 7, с. 47. 921 Там же стб. 338–339. Как отмечает один автор, «ряд данных жития Феодорита Курбского подтверждается другими источниками (Гладкий А. И. К вопросу о подлинности «Истории о великом князе Московском» А. М. Курбского (житие Феодорита)//ТОДРЛ. Т. 36. Л., 1981, с. 241). 922 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996, с. 202–274. 924 Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского//Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002, с. 362. 925 Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1, с. 470–473 172; с. 484–487 177.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

906 Жизнь и деяния блаженного Симеона Столпника (VI в.)//Византийские легенды/Изд. подг. С. В. Полякова. – М., 1972. – С. 35. 910 Беляев Д.Ф. Byzantina. – СПб., 1897. – Кн. 2. – C. 241, 242; СПб., 1906. – Кн.З. – С. 121, 122,158. 912 Византийская книга эпарха. – XI, 9; Сорочан С.Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка: Структура механизмов обмена. – Харьков, 1998. – С. 109. 913 Ioannis Malalae Chronographiaexrec. L. Dindorfii. – Bonnae, 1831. – P. 361,5–362,3; Истрин В.М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе. Книга одиннадцатая и четырнадцатая//Сборник Отделения русского языка и словесности имп. АН. – СПб., (1913) 1914. – Т. 90. – XIV. 4. 15–25, С. 12; Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae ope ab I.Bekkero suppletus et emandatus.– Bonnae,1838. – T.l. – P. 598,22. 914 Житие св. отца нашего Никифора, архиепископа Константинграда и Нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скевофилаксом святейшей Великой церкви Святой Софии//Творения св. отца нашего Никифора, архиепископа Константинополя. – Минск, 2001. – С. 55, гл. 69. 915 Ср.: Рыжов С. Г. Керамический комплекс III–IV вв. н.э. из северо-восточного района Херсонеса//Античная культура Северного Причерноморья первых веков нашей эры. – К.,1986. – С. 136, рис. 7; Ка dec в B.I., Сорочан С.Б. Херсонес i Зaxiдhuй Понт: проблема kohmakmib//Археолопя. – 1989. – 4. – С. 96, рис. 4. 916 Кадеев B.I., Сорочан С.Б. Херсонес i Зах1дний Понт: проблема контакив. – С. 96; Петасюк Н.П. Свечники з Coфiйcьkoro собору в Kuebi//Apxeoлonчhi дocлiджehhя стародавнього Киева. – К., 1976. – С. 175–178, рис. 1. 917 Отчет за 1896 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 9; Отчет о раскопках в Херсонесе К.К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 г. – СПб., 1898. – С. 6. 919 Косцюшко-Валюжинич К. К Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 35; Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 36; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1903 году//ИАК. – 1905. – Вып. 16. – С. 71; Отчет за 1904 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 16; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1904 году//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 43–44; Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – А. 33, 39; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году//ИАК. – 1907. – Вып. 25. – С. 96 (мог. 115, 152 (в последнем случае – «половина лампы в виде низкого подсвечника простейшей формы, с ручкой сбоку и с круглым отверстием у начала трубки»); Косцюшко-Валюжинич К.К., Скубетов М.И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе в 1907 году//ИАК. – 1911. – Вып. 42. – С. 55 (склеп

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

914 Васильев А. А. История Византийской империи. От начала Крестовых похо­дов до падения Константинополя. – СПб.: Алетейя, 1998. С. 367–368. 915 Лебедев А. П. Очерки исторического состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до половины XV века. – М., 1902. 917 Успенский Ф . И. История Византийской империи. Период Македонской династии (867–1057). – М.: Мысль, 1997. С. 26. Мнение архиепископа Сергия (Спасского) , что патриарх Фотий был вскоре после смерти причислен к лику святых, представляется ошибочным. – См. Сергий (Спасский) , архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. III. Репринт. – М., 1997. С. 61. 919 Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церк­ви. – СПб.: Мемориал, 1999. С. 18. 922 Бернштам М. Стороны в гражданской войне 1917–1922 гг. Проблематика, методика, статистика//Вестник РХД, 1978, 128. С. 273. 924 Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области (по матери­алам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории и атеизма. Т. 8. – М.: Изд-во АН СССР, I960; Никольская 3. А. К характеристике тече­ния истинно православных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 162–185; Митрохин Л. Н. Реакционная идео­логия «истинно православной церкви» на Тамбовщине//Вопросы истории ре­лигии и атеизма. Т. 9 – М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 144–162. 926 Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1992–1996. – М.: ПСТБИ. С. 374–380; Осипова И. И. Новые материалы о пресле­дованиях за веру в Советской России//Церковно-исторический вестник, 1999, 2–3. С. 4–198; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...» Гонения на Истинно-Православную Церковь . – М.: Серебряные нити, 1998; Шкаровский М. В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР//Минувшее. Вып. 15. – М., СПб., 1994. С. 446–46З; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православ­ной Церкви. – СПб.: Мемориал, 1999­ 927 Амвросий (граф фон Сиверс), архиеп. Катакомбная Церковь : «Кочующий» Собор 1928 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997, 3 (7); Его же. Катакомбная Церковь : Усть-Кутский Собор 1937 г.//Русское Пра­вославие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997, 4 Его же. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1948 г.//Русское Православие. Всероссийский Ве­стник ИПХ. СПб., 1997, 5 (9); Его же. Катакомбная Церковь : Тайный Собор ИПЦ 1961 г.//Русское Православие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1997; Его же. Катакомбная Церковь : Освященные Соборы 1994–1997 гг.//Русское Право­славие. Всероссийский Вестник ИПХ. СПб., 1998, 3 (12).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Важно помнить, что в евхаристическом богословии святителя Григория Нисского , преподобного Иоанна Дамаскина и др. присутствовал термин μετουσα, который используется для указания на теснейшее единение причастников со Христом. Он подготовил почву для евхаристического употребления термина μετουσωσις у греков. В конце XV столетия термин «пресуществление», к тому времени известный на Востоке, нашёл употребление и в контексте евхаристическом. Это не вызвало бурю недоумений ещё и по той причине, что в данной области богословия этот термин оказался неслучайно, поскольку задолго до XV века в святоотеческом богословии использовался его прототип. Речь идет о термине μεταστοιχεωσις, которым пользовался Святитель Григорий Нисский (IV b.). Как справедливо отмечал Лейбниц (1646–1716), латинское transsubstantiatio есть не что иное, как перевод указанного термина Григория Нисского 913 . Таким образом, получается, что латинское transsubstantiatio имеет на самом деле греческое происхождение. Выходит, не греки позаимствовали у латинян понятие пресуществления, но, наоборот, римляне у греков. В таком случае становится понятным то безоговорочное принятие греками этого термина, о котором мы уже говорили. Как мы видим, в отношении способа возникновения понятия и термина «пресуществления» к настоящему времени высказано несколько гипотез: 1. Точка зрения Лейбница. Она состоит в том, что это понятие изначально имело евхаристическое употребление и было в древности выражено термином μεταστοιχεωσις святителя Григория Нисского . Впоследствии римляне перевели это слово на латынь термином transsubstantiatio. Потом это понятие вновь вернулось к грекам, но в обратном переводе звучало как μετουσωσις. Из числа достаточно известных православных богословов эту точку зрения разделяли В.Я. Малахов (священноисповедник Василий) и архиепископ Феофан Полтавский 914 . 2. Точка зрения профессора Афинского университета Н.Э. Тзиракиса заключается в том, что термин μετουσωσις изначально принадлежал грекам, но имел у них с VI века христологическое употребление (у Леонтия Византийского ). Ознакомившись с этим термином где-то в XII веке (от этого времени сохранился латинский перевод творений Леонтия, и в это же время впервые на Западе используется термин transsubstantiatio 915 ), римляне перевели его на латынь и придали ему евхаристическое значение. А греки со временем переняли от латинян традицию употребления соответствующего греческого термина в евхаристическом контексте. Во второй половине XIII века слово μετουσωσις используют Византийский император Михаил VIII Палеолог (1261–1282) и Константинопольский патриарх Иоанн XI Векк (1275–1282). В XVII веке термин окончательно обосновался на почве греческого евхаристического богословия. По этой теории, получается, что латиняне просто включили термин в новый контекст. И у греков это не вызвало недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

С. 83–87. А. А. Зализняк также отмечает, что «такое словоупотребление характерно в основном для XIV в.», в XV в. в этом значении вместо «сирот» уже говорили «крестьяне» ( Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. Изд. 2. М., 2004. С. 223; см. также: Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 24. М., 2000. С. 156). Следует отметить, однако, что слово «сироты» присутствует именно в этом значении в новгородском святительском поучении, которое имеет широкую датировку от 2-й половины XII до XIV в., причем в научной литературе признана наиболее вероятной атрибуция этого памятника архиепископу Илье (1165–1186 гг.) (Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Изд. 2-е (Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1). Доп. 2. Стб. 356). Впрочем, здесь может быть или ошибка в определении авторства, или осовременивание лексики, произведенное в XIV в. В то же время, дважды употребленное в «духовной» Антония во множественном числе слово «крестьянъ» в значении христианин (поскольку, несомненно, основатель обители никак не мог ее поручить сельским жителям) – достаточно древнее, оно встречается уже в Изборнике Святослава 1076 г. (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 8. М., 1981. С. 49). Каштанов С. М. Из истории... С. 85. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. 102. С. 159. Выражение «Мати Божия», как отмечает С. М. Каштанов, совершенно не характерно для севернорусских актов ( Каштанов С. М. Из истории... С. 86), однако Антоний, как будет показано ниже, вовсе не обязательно мог иметь севернорусское происхождение. О первом из этих имен см.: Мельникова Е. А. Имя Тудоръ в домонгольской Руси – христианское или славянское?//Slovne. 2015. 1. С. 267–274. Исследовательница отмечает, что оно «исчезает из письменных источников… в XIII в.» (Там же. С. 273). См. также об именах Тудор и Волос: Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. Изд. 2. М., 2004. С. 246 (берестяная грамота 789, конец XI в. Исследователь отмечает, что имя Тудор «в XIII в… уже отмечается редко, а в более позднее время выходит из употребления», будучи вытеснено формой Феодор/Федор), 283 914, 2-я половина XI в.), 322 604, 60–70-е гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

904 am (=τον) и μτι (=μμτιον) – объяснение, предложенное Гельцером. ук. соч. стр. 82, прим. 2. Barbie de Meynard – τ – μτι новогреческая форма ατ=τον. 905 De Goeje.Bibl. geogr. Arab. VI, стр. 197. – Проф. Васильев, в своей рецензии на книгу Gelzefa (Виз. Врем. X, 1901) называет статью Brooks’ а : Arabic lists of the Byzantine themes, помещенную в издании: The Journal of Hellenic Studies, vol. XXI (1903), p. 67–77, которой я, к сожалению, не смог воспользоваться за отсутствием этого журнала в библиотеке нашего университета. 906 Mansi.Collectio conciliorum, XI, 737–738. – Направляя к папе акты Вселенского собора, император сообщает о составе собрания, в каком они были приняты в его присутствии. Помянув патриархов, папского апокрисиария, Константинопольский сенат, пребывавших в столице епископов, император называет затем гвардию, димы и представителей армии: quosdam de Christo dilectis exercitibus, tam о Deo conservando Obsequio, quamque ab Orientali... similiter et ab Armeniano... diende ex Cabarisianis (следует читать: Carabisianis, поправка Диля). – Этот документ привлек к исследованию вопроса о фемах Диль : подробный его анализ см. в названном сочинении Гельцера. 908 Gelzer.yk. соч. p. 79. – Забывая о продолжительности борьбы Константина с Артаваздом, Гельцер датирует возникновение новых фем 741 годом. 911 Marc. Com.p. 68–69; Mommsen. Chr. min. XI, 1; Isid. p. 272. Mom. ib. XI, 2; Prosp. p. 406. Mom. – Сопоставление всех данных и некоторые догадки о ходе событий см. Wiethersheim-Dahn, Geschichte der Völkerwanderung. 1881, II, 132–138. Mommsen в своей статье Stilicho und Alarich ( Hermes. 1903) не остановился на этом эпизоде, хотя и отметил его, стр. 114, пр. 2. 914 Zosim.V, 13–22. – О численности готов под командой Гайны красноречиво говорит тот факт, что истребление за один раз 7 тысяч человек было только одним из эпизодов в ходе событий. 916 Cod. Theod.VII, 13, 16. Contra hostiles impetus non solas iubemus personas considerar!, sed vires et licet ingenuos amore patriae credamus incitari, servos etiam huius auctoritate Edicti exhortamur, ut cum primum se bellicis sudoribus offerant, praemium libertatis, si apti ad militiam arma sumpserint, Pulveratici etiam nomine binos solidos accepturi: Praecipue sane eorum servos, quos miltia armata detentat, Foederatorum nihilominus et Deditiorum: quoniam ipsos quoque una cum dominis constat bella tractare. – О том, что у германцев рабы сражались вместе с господами, имеется целый ряд свидетельств. – Факт сдачи на волю победителя предполагает, как свое последствие, дальнейшее определение условий пребывания в пределах империи. Таково начало института летов, laeti, terrae laeticae в западной половине империи. Но в данном случае текста указа под термином dediticii понимается состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

884 Апокрифическое житие Никиты XVI в.//Памятники старинной русской литературы изд. гр. Кушелевым-Безбородко. Под ред. И. Костомарова. Вып. III. СПб., 1862, с.148; Истрин В.М. Апокрифическое мучение Никиты. Одесса, 1899, с.18. 885 Четыркин И.Д. К вопросу об изображении великомученика Никиты//Труды X Археологического съезда в Риге. M., 1900, с.94. 886 Великие Минеи Четьи, ноябрь, дни 1–12, стб.1 и далее; Руднев В. Св. Безсеребряники Козьма и Дамиан. M., 1865. 894 Житие преп. Нифонта. СПб., 1879–1895, вып.1–3; Великие Минеи Четьи, декабрь, дни 18–23. M., 1907, стб.1783–1837. 899 Требник, с.170–173. Об иллюстрациях к псалму 118 в Псалтирях XI–XIV вв. и месте псалма в службах «по усопшим» был сделан доклад О.А.Дьяченко на Лазаревских чтениях 1994 г. 909 Weitzmann K. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des Jh. B., 1930–1934. II, 24 b; Kartsonis A. Anastasis, pl.57. 914 Peterson T.-G. The Frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessaloniki: Patrons, Workshops and Style//The Twilight pf Byzantium. Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Ed. by S. Curcic and D. Mouriki. Princeton, 1991, pl.II. 915 Лордкипапидзе И.Г. Роспись придела Вамека Дадиани в Хоби//Средневековая монументальная живопись. Русь и Грузия. M., 1978, с. 143 916 Л.А. Средневековая монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980, с.179, табл.44. , 917 Underwood P.A. The Djami. О росписях усыпальниц см. также: Curcic S. Medieval Royal Tombs in the Balkans: an Aspect of the «East or West» Question//The Greek Orthodox Theological Review. Vol.29/2, p.l75–186 918 JjypuH B. HajcTapnjM живопис исполнеце пустиножительа Петра Коришкого//Зборник Радова Византинолошког Института. Кн.5. Београд, 1958, с.180–184; см. там же библиографию. 919 Брюсова В.Г. О содержании росписей XI–XII вв. Мартирьевской паперти Софийского собора//Древнерусское искусство. Художественная культура XI – первой половины XIII в. M., 1988, с.174–176 920 Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. M., 1977, с.441–412.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

PselAutob Michele Psello, Autobiografia. Encomio per la madre, ed. U.Criscuolo. Napoli 1989 (Index 337–348). [s.XI] PselAux P.-P.Joannou, Démonologie populaire – démonologie critique au XIe siècle. La Vie inédite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden 1971. [s.XI] PselBas P.Gautier, Basilikoi logoi inédits de Michel Psellos, in: Studi di filologia bizantina II. Catania 1980,103–157. [s.XI] PselBois Michael Psellus, De operatione daemonum, cur. I.Fr.Boissonade. Accedunt inedita opuscula Pselli. Nürnberg 1838. [s.XI] [z.T. ersetzt durch PsPselDaem] PselCerul Michele Psello, Epistola a Michele Cerulario, ed. U.Criscuolo. Napoli 21990 (Index 47–49). [s.XI] PselChald Textes de Psellus relatifs aux „Oracles chaldaïques“, in: Oracles chaldaïques avec un choix de commentaires anciens. Texte établi et traduit par E.des Places. Paris 1971,153–224. [s.XI] PselChron Michele Psello, Imperatori di Bisanzi (Cronografia). ... Testo critico a cura di S.Impellizzeri. o.O., Fondazione Lorenzo Valla – A. Mondadori 1984. [s.XI] PselChrys J.Bidez, Michel Psellus, Epître sur la Chrysopée etc. (Catalogue des manuscrits alchimiques grecs VI). Bruxelles 1928. [s.XI] PselChrysob P.Gautier, Un chrysobulle de confirmation rédigé par Michel Psellos. REB 34 (1976) 79–99. [s.XI] PselCol P.Gautier, Collections inconnues ou peu connues de textes pselliens. Riv. Stud. Biz. Slav. 1 (1981) 39–69. [s.XI] PselCruc P.Gautier, Un discours inédit de Michel Psellos sur la Crucifixion. REB 49 (1991) 5–66. [s.XI] PselDoct Michael Psellos, De omnifaria doctrina, ed. L.G.Westerink. Nijmegen 1948. [s.XI] PselEnd A.R.Littlewood, Michael Psellos and the witch of Endor. JÖB 40 (1990) 225–231. [s.XI] PselEpist A.Karpozelos, Δο νκδοτες πιστολς το Μιχαλ Ψελλο. Δωδνη 9 (1980) 299–310. [s.XI] PselEss Michael Psellus, The Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius, ed. by A.R.Dyck. Wien 1986. [s.XI] PselFor Michaelis Pselli orationes forenses et acta, ed. G.T.Dennis. Stuttgart–Leipzig 1994. [s.XI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010