Σ. 243-244). Однако в предисловии к сочинениям прп. Петра Дамаскина в греч. «Добротолюбии» он представлен как епископ Дамаска, живший при имп. Константине V в 775 г. и скончавшийся в Счастливой Аравии (Θιλοκαλα. Αθναι, 19915. Τ. 3. Σ. 3-4). Хотя критические замечания Петерса и Гаритта не могут считаться доказательствами того, что сведения прп. Феофана Исповедника о П. недостоверны, следует, однако, признать, что в поздней агиографической традиции произошло, с одной стороны, смешение двух лиц с именем Петр (капитолийского пресвитера и епископа Дамаска), с другой - ошибочное отождествление сщмч. Петра (кем бы он ни был) с прп. Петром Дамаскином (XII в.). При этом память 9 февр. изначально соотнесли с неизвестным мучеником Петром, а не с писателем-аскетом. Последнего начали считать священномучеником приблизительно с 1-й пол. XIX в. Нек-рые исследователи, отождествляя П. со сщмч. Петром Капитолийским, утверждают, что П. написал некое сочинение, обличающее ислам и учение манихеев ( Khoury. 1969). Ж. Насралла считал, что это сочинение сохранилось в греч. рукописи Екатерины великомученицы монастыря на Синае , однако не привел номер ( Nasrallah. 1978. P. 126). Иногда указывают на рукописи Sinait. gr. 443, 464 и 466 как содержащие сочинения П., однако в действительности кодексы содержат «Увещание к собственной душе» прп. Петра Дамаскина. Лит.: PMBZ, N 5999; Peeters P. La Passion de S. Pierre de Capitolias († 13 jan. 715)//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 299-333; idem. Glanures martyrologiques//Ibid. 1940. Vol. 58. P. 104-125; Nasrallah J. St. Jean de Damas: Son époque, sa vie, son oeuvre. Harissa, 1950. (Les Souvenirs chrétiens de Damas; 2); idem. Dialogue islamo-chrétien: À propos de publications récentes//Revue des études islamiques. P., 1978. Vol. 46. N 1. P. 121-151; Khoury A.-T. Les théologiens byzantins et l " Islam: Textes et auteurs, VIIIe-XIIe s. Louvain; P., 1969. P. 40; Pahlitzsch J. Peter of Damascus//Christian-Muslim Relations: A bibliogr. history/Ed. D. Thomas, B. Roggema. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1: 600-900. P. 290-292. (History of Christian-Muslim Relations; 11). Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР НОВЫЙ [Греч. Πτρος Νος], сщмч. Критский (пам. греч. 14 июля). Память П. Н. как мученика без сказания содержится под 16 июня в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). В визант. стишном Синаксаре 1301 г. (Paris. Coislin. 223) под 14 июля П. Н. назван епископом, к-рый мученически скончался после того, как ему отрубили ноги. Сохранился канон в честь П. Н., который содержится в некоторых рукописных Минеях под 13 июля (AHG. T. 11. P. 250-259). Еще один канон был составлен прп. Иосифом Песнописцем (IX в.). Точное время жизни П. Н. неизвестно. Согласно М. Лекьену , он был 7-м епископом Гортины на Крите и пострадал во время гонений на христиан в Римской империи ( Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 258). Дж. Федальто поместил имя святого между именами Гортинских епископов - сщмч. Кирилла († ок. 304) и Павла, возглавившего кафедру ок. 325 г. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 535). Однако, исходя из текста канона, где говорится, что святой был убит варварами, более вероятно, что он принял мученическую смерть во время араб. нашествия на Крит в VII или VIII в. либо во время захвата острова арабами в 1-й пол. IX в. Отождествление П. Н. со сщмч. Петром Капитолийским († 715 или 744), к-рому также отрубили конечности, или с Петром, товарищем прмч. Андрея Критского († 767), к к-рому, как и ко мн. др. святым, пострадавшим в период иконоборчества , можно применить эпитет «Новый», в наст. время опровергается (см.: AHG. T. 11. P. 574-576). Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 650; SynCP. Col. 820, 824; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 67; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 11. Σ. 154 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 204). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213, 216; PMBZ, N 6097; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 392. А. Н. Крюкова Гимнография В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, под 16 июля указана служба П. Н., включающая стихиры плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон 4-го гласа авторства Феофана и седален 1-го гласа ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 471). В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. 16 июля предложено служить аллилуйную службу П. Н. и сщмч. Афиногену (Там же. Т. 3. С. 52). В 5 древних рукописях XI-XV вв. из коллекций Ватикана, Парижской национальной б-ки и др. под 13 июля сохранился канон П. Н. 4-го гласа, нач.: Θωστρ ξαντειλας τ νοητ στερεματι τς πστεως (Светоче, верою воспарившей к умозрительным основам...), с ирмосом Ανοξω τ στμα μου (      ) и с седальном 1-го гласа (AHG. T. 11. P. 250-259). В совр. богослужебных книгах последование П. Н. отсутствует. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580418.html

Литература: Творения святителя Епифания, епископа Кипрского. Ч. 1–4. М., 1880–1881. Ч. 5–6. М., 1882–1886. – Творения святых отцов в русском переводе, изданные при Московской Духовной Академии. Т. 42, 44, 46, 48, 49. Святитель Герман, Патриарх Константинопольский Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из самых знатных сенаторов, был убит по приказу завистливого императора Константина Погоната (668–685), а мальчика Германа оскопили и отдали на обучение монахам. Еще в отрочестве он глубоко изучил Священное Писание. Когда же достиг совершеннолетия, то за святость жизни был поставлен епископом города Кизик. Вместе с Патриархом Константинопольским Киром он бесстрашно противостоял монофелитской ереси. Император-еретик Филипп Бардин (711–715) изгнал их обоих из страны. Вскоре правитель умер, скончался вдали от родины и Патриарх Кир. На Константинопольский патриарший престол был возведен святой Герман. За свои подвижнические труды и верность Святой Церкви он удостоился от Господа дара провидеть будущее. Когда святитель Герман входил в храм во Имя Святой Софии Премудрости Божией, чтобы совершить свое первое патриаршее Богослужение, к нему подошла беременная женщина Анна и сказала: «Благослови, отче, зачатое в моем чреве». Патриарх взглянул на нее и ответил: «Да благословит тебя Господь молитвами святого первомученика». Этими словами он предсказал, что у нее родится мальчик, соименный святому первомученику Стефану. Вскоре Анна родила мальчика и назвала его Стефаном. Возмужав, он стал иноком и подвизался на Авксентиевой горе, а позже мученически пострадал за святые иконы (память 28 ноября) в правление нечестивого императора Константина Копронима (741–775). Дальнейшая жизнь святителя Германа прошла под знаком непримиримой борьбы с ересью иконоборчества. Эта ересь возникла при императоре Льве Исавре, который, будучи ее убежденным сторонником, прилагал большие усилия к ее распространению. Он приказал удалять из храмов иконы и сжигать их. Святитель Герман неоднократно увещевал императора. Во время одной из бесед с ним он сказал: «Вселенские Соборы повелели нам не истреблять, но почитать святые иконы. Я готов пролить кровь за образ Христа моего, Который пролил Свою кровь, чтобы обновить падший образ моей души. Бесчестие, которое ты наносишь образу Христову, прямым образом относится и к Самому Христу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковь будет благодарна за обновление, также как и за создание сего храма; к памяти прошедшаго присоединит память и настоящаго, и благодарностию сохраняемыя имена вознося к Богу, не престанет взывать, да помянет их во Царствии Своем ко благу и блаженству. Довольно сего воззрения на сей храм, в отношении к собственной его судьбе. Мы не исполнили бы своего долга, если бы не ускорили воззрением на храм, в отношении к входящим в него. Когда построен дом: надобно жить в нем: иначе для чего было бы и строить его? Когда приобретена какая-либо вещь: надобно сделать из нея полезное употребление: иначе для чего было бы и приобретать ее? Так, когда благоустроен и освящен храм: надобно посещать его, и обретать в нем духовную пользу; иначе к чему был бы труд в созидании его, и щедрость в его украшении? Богу посвящается храм: не потому, чтобы в сем жилище имел нужду Бог, Который живет во свете неприступном, но потому, что для человека нужно средство приближения и доступа к Неприступному Богу. Бог снисходит к сей потребности человека; прикасается к ограниченности его Своею безпредельностию; повелевает или позволяет создать малыми мерами ограниченный «дом Имени» Своему, познаваемому, прославляемому, призываемому, покланяемому, Богомощному, Богодейственному, а не существу невместимому; и дает Своему храму благословение и обетование: «будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни», – «очи», чтобы здесь особенно человек сознавал 715 , что Бог видит его, – «сердце», чтобы здесь особенно человек испытывал и чувствовал, что Бог его милует. Посему можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку. И если дело человеческое надобно благоразумно употреблять в пользу: кольми паче даром Божиим надобно пользоваться благоговейно. Как пользоваться храмом? – Первее всего возлюби посещать его, дабы потом он сам способствовал тебе научиться, как им пользоваться. Старайся возбудить в себе чувствование того, который сказал и написал: «возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» ( Пс.121:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Страдал в Ахаии от Антипатра, в царствование Декия, усекнут в Кизике. Чет. Минея. (In Act. SS. aug. t. III. р. 421. Martyriam auct. Laurentio). Мес B. 16 авг. Март. P. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана. Скончались в Никомидии от огня, в который были ввержены, когда лютые звери не коснулись их. Пролог. (Act. SS. aug. t. III. р. 418) Мес. В. Март. Р. Св. муч. Короната. Месяц. всех свв. Св. муч. Патрокла. Скончался от меча в Трикассине, в гонение, воздвигнутое Аврелианом. (270–275). Чет. Минея. (Act. SS. 21 ian. II. р. 343). Март. Р. 21 янв. Собор Пресвятой Богородицы в Амастрии. Пролог. Преп. Алипия, иконописца Печерского. Учился иконописи у Константинопольских художников, расписывавших Печерскую церковь . Преставился ок. 1114 года. Чет. Минея от Патерика Печерского. 18 Свв. мучч. Флора и Лав pa. Родные братья, каменосечцы. Страдали в Иллирии от Ликиона; скончались в глубоком студенце, засыпанные землей. Чет. Минея. (In Act. SS. aug. III. р. 522. Martyrium auct. monacho Rutiensi Laurentio). Март. Р. Мес. В. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Ерма , Серапиона и Полиена. Предали Богу души свои в Риме, влачимые по теснинам и камням. Пролог. (Act. SS. aug. t. III. р. 546). Мес. В. Март. Р. Свв. отец наших патриархов Константинопольских Иоанна и Георгия. Чет Минея не сказывает, какого Иоанна и какого Георгия должно разуметь. Можно однако догадываться, что воспоминаются сего числа Иоанн и Георгий, которым возглашена была вечная память на 7 Вселенском соборе вместе со св. Германом (12 мая). То были: Георгий, член 6 Вселенского собора (683), и Иоанн VI, предместник Германа, патриаршествовавший с 712 по 715 год. (Or. Chr. I. col. 232, 234). Св. священномученика Емилиана епископа, и иже с ним. В царствование Диоклетиана и Максимиана прибыл из Армении в Италию с учителем своим, священноиноком Иларионом, и двумя братьями: Дионисием и Ермиллом. По прошению жителей Требии, папа Маркеллин рукоположил его во епископа. После мук, усекнут вместе со своим наставником и братьями от игемона Максимиана. Ради него уверовало и посечено около тысячи человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

1 Блаженнаго Аврелия Августина Иппонийскаго епископа Исповедания, заключающияся в тринатцати книгах, из которых он в десяти первых книгах описывая жизнь свою от самаго младенчества до обращения своего в христианскую веру, исповедует искренним сердцем Богу, а устами Исповедания/Пер. иеромонаха Агапита. М.: Тип. Комп. типографич., 1787; Избранныя сочинения Блаженнаго Августина , епископа Иппонийскаго М.: Тип. Комп. типографич., 1786; Блаженнаго Августина Ручник о трех евангельских добродетелях: вере, надежде и любви, где истинный образ богопочтения и истинная премудрость человеческая кратко изображены. Сочиненной для Лаврентия римскаго дворянина/[Перевел И. С. Тодорский]. СПб.: Печ. у Шнора, 1787. Рукописные переводы трудов блаженного Августина относятся к еще более раннему периоду (см.: Августина учителя книга о видении Христа или о славе Бога [рукопись]. [Б.м.] , 1695–1725//ОР РГБ. Ф. 228. 54: Книга [блаженного] «Августина учителя» «о видении Христа или о слове Бога, им же успениа небеснаго вожделения память обновляется»/ Блаженный Августин . [Б.м.], конец XVII в.–начало XVIII в.//ОР РГБ. Ф. 247. 81). 2 Арндт Иоганн (1555–1621) – немецкий лютеранский богослов, пастор церкви св. Мартина в Брауншвейге, автор работы «Об истинном христианстве» (см.: Arndt, Johann. Des hocherleuchteten Theologi Herm Johann Arnoldts,... samtliche geistreiche Bucher vom Wahren Christentum, das ist: Von heilsamer Busse, herztlicher Reue und Leid uber die Sunde//Wahrem Clauben, auch heiligem Leben und Wandel der wahren Christen... und Statt einer Anweisung wie dieses geistreiche Buch wohl zu gebrauchen eine erbauliche Vorrede Herrn D. Christoph Matthai Pfaffen. Tubingen: Ebertus, 1734). Об отношении святителя Тихона Задонского к работам Арндта см.: Хондзинский П., свящ. Святитель Филарет Московский : богословский синтез эпохи. М.: ПСТГУ, 2010. С. 58. Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651–715) – французский католический богослов и писатель, епископ Камбрезский. Кроме богословских своих сочинений в России был известен дидактическими аллегорическими романами, например «Приключения Телемака» (1699).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В визант. стишных синаксарях Е. приписывается кончина от меча ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 201). Нек-рые исследователи полагают, что наименование Е. мучеником или даже священномучеником, несмотря на указание в Житии о его мирной кончине, возникло из-за частичного или полного отождествления Е. с др. сщмч. Евтихием , еп. Мелитинским (Там же; cp.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 751). Память последнего отмечена под 28 мая, а сказание о Е. помещено в нек-рых греч. и слав. прологах под 30 мая. Причиной этого смешения мог послужить также текст канона сщмч. Евтихию Мелитинскому, где в 1-й и 6-й песнях говорится, что он был учеником апостолов и проповедовал вместе с ними (ActaSS. Mai. T. 6. P. 734-735). Е. причисляется к меньшим апостолам (ЖСв. Авг. С. 421), однако в апостольских списках Псевдо-Ипполита, Псевдо-Епифания (VI-VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.) он не упомянут. В Римском Мартирологе Е. назван святым. Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 751-755; MartRom. Comment. P. 357; MartHieron. Comment. P. 283; PG. 117. Col. 601-604 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 715-717, 919, 921-922; Acta Ioannis//ActaAA. t. 1/2. P. 208-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 266; ЖСв. Авг. С. 420-422. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 256; Т. 3. С. 336-337; Ετυχς//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1106; Daniele I. Eutichio//BiblSS. Vol. 5. Col. 319-320; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154-155; Lalleman P. J. The Acts of John: A Two-Stage Initiation into Johannine Gnosticism. Leuven, 1998. P. 1-69, 245-271. П. Ю. Лебедев Рубрики: Ключевые слова: ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)

http://pravenc.ru/text/187555.html

Несмотря на столь высокую оценку в иконопочитательской лит-ре, свидетельств о прославлении П. как святого почти нет. Память патриарха «Павла Нового» отмечена в нек-рых списках Синаксаря К-польской ц. и в Типиконе Великой ц. под 31 авг. и 2 сент. вместе с памятью архиепископов К-польских - свт. Александра I и свт. Иоанна IV Постника . Таких же кратких упоминаний удостоились и предшественники П.- иконоборцы Анастасий (730-754) и Константин II (754-766). Ист.: Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 460; Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 269; Fischer F. De Patriarcharum Constantinopolitanorum catalogis et de chronologia octo primorum patriarcharum. Lpz., 1884; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 2, 110, 194; SynCP. P. 519-520, 933-934, 938; Vogt A. S. Théophylacte de Nicomédie//AnBoll. 1932. T. 50. P. 67-82; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 12, 386; The Synodicon Vetus/Ed. J. Duffy, J. Parker. Wash., 1979. P. 124. (CFHB; 15); Halkin F. Deux impératrices de Byzance//AnBoll. 1988. T. 106. P. 5-34; Ignatius Diaconus. The Life of the Patriarch Tarasios (BHG 1698)/Introd., text, trans., comment. S. Efthymiadis. Aldershot; Brookfield, 1998. P. 76-82, 213-216; Auz é py M.-F. La Vie de Jean de Gothie (BHG 891)//La Crimée entre Byzance et le Khaganat khazar/Éd. C. Zuckerman. P., 2006. P. 69-86. Лит.: PMBZ, N 5829; Janin R. Paolo IV//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 294-295; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 6; Lilie R.-J. Byzanz unter Eirene und Konstantin VI. (780-802). Fr./M.; N. Y., 1996. S. 51-55; idem. Paulos IV. (780-784)//Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit: Germanos I.- Methodios I. (715-841)/Hrsg. R.-J. Lilie. Fr./M.; N. Y., 1999. S. 50-56; Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784-847). М., 1997; Pratsch Th. Die Erwähnungen der Patriarchen des ersten Ikonoklasmus im Synaxar von Konstantinopel//Die Patriarchen der ikonoklastischen Zeit. 1999. S. 267-276. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578515.html

«1722 года ноября в » « день по указу (из Синодального Казенного Приказа) и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского, за пометою архимандрита Сильвестра, в Рузе, на Синодальном Дсятильниче Дворе, города Рузы перед старостой поповским Успенским попом Филипом Борисовым, Русские десятины вотчины разных помещиков села Борзецова, церкви Успения Пресвятой Богородицы поп Петр Андреев сказал по священству: в том селе Борзецове построена была церковь Успения Богородицы издревле, а в котором году и при котором патриархе того де мне сказать не по чем, для того что та прежняя церковь волею Божией сгорела и на то погорелое место на старом же погосте построена вновь церковь Успения ж Пресвятой Богородицы в прошлом 715 году и освящена в 721 году по благословению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского, а построена по челобитью вышеписанного села Борзецова разных помещиков и дани платится но окладу по 30 алтын по 4 деньги на год, да казенных пошлин по 5 алтын по 4 деньги, ямских и полоняничных с одного двора, а он поп Петр к той вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 720 году преосвященным Арсением митрополитом Фивандским по прошению вышеписанных же помещиков на место отшедшего попа Ивана Иванова, а на пропитание ему попу с прачетники дано земли по 5-ти десятин в поле, а в дву потомуж, да сенных покосов 10 копен, да того села помещик Герасим Бражников с товарищи дают ему попу с церковниками по 10 четвертей хлеба на год; да у той же церкви написано по переписными, книгам 186 (1678) году приходских 30 дворов, а служба у него в той церкви бывает временная, а не повсядневная, а званием он поп дьячков сын, а не из других чинов. Той же вышеписанной церкви дьячек Савва, да пономарь Афанасей Петровы сказали в самую сущую правду, живут они в том селе Борзецове у означенной церкви, по заручным челобитным всех приходских людей, и дана ему дьячку Савве новоявленная память в 721 году, а у пономаря Афанасия новоявленная память еще не взята, а кормятся они дьячек и пономарь той церкви с попом вообще вышеписанной землей и приходом и отсыпным хлебом, что дается им от помещиков с попом вообще». (См. тамч, же, Патр. Прик. вязки: – 446, дела 502, и 449, дела 825. стр. 27 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 280. Маия 23. Слово о обретении честнаго тела св. Леонтиа еп. ростовьскаго. Тут же: Слово о внесении телесе св. отца нашего Леонтиа великаго еп. ростовскаго в новую церковь , и о мужи исцелевшем у гроба великаго Леонтиа. В конце ркп. прибавлено: Слово 94, св. Ефрема Сирина о покаянии (см. 7) и Синаксарь от суботы сыроястной до недели всех Святых (статей числ. 27, срав. 44 л. 187). А в заключение тем же почерком: Ди еухонтон агиωн патерон имон Кирие Ису Христе Θее имон, елеисон имас. Послесловие: В лето 6937 (1429), тогда игуменство држащу в Сергиеве монастыре кир Саве, строителство же поручено бысть старцу Герману Васкину, келарь же бе тогда Сава Арбузов Чериков. Писал же Евстафие мирский человек, а прозвище ему Шепель. 716 (1737.) Пролог, с марта по июнь, разных почерков, XVI века, в лист, 644 листа. За исключением памяти препод. Антония киево-печерского и слова Ефрема Сирина список сей сходен с пред. 715. Начало и конец Синаксаря те же. 717. (1729.) Пролог, с мес. июня по ноябрь, полууст. четкий, напис. 1429 года, в лист, 438 листов, заставки киноварные. л. 255. Заглавие при мес. сентябре: Пролог, сбрание Святых всего лета, от гдеже и кждо изиде и где родися, и кими леты или мучениа ради или пощения деля, кыйждо венець приал есть. Из русских Святых: л. 268. Сент. 5. Убиение св. мученика Глеба, – а из болгарских: л. 394. Октября 19. Память препод. отца нашего Иоана рылскаго. При июле 5 (л. 116) приписано, в исх. XVI в., на особой бумажке о обретении мощей препод. Сергия радонежскаго, при сент. 25 (л. 232) о преставлении его, а в самом конце – краткое житие. Впереди на белом листе почерком позднего времени: Пролог соборной, чтут в нем на Соборе в церкви Живоначалныя Троица. 718. (1739.) Пролог, с июня по ноябрь, полууст. четкий, XVI века, в лист, 675 листов, заставка (л. 403). с красками искусна. Сходен с пред. 717; заглавие при мес. сентябре то же, житие препод. Сергия положено в ряду. В конце мес. октября (л. 638 об.) написана была повесть на двух листах, с надписью: Память препод. отца нашего Макариа римлянина, но вырезана, а начальные и конечные строки зачеркнуты с замечанием (XVII в.) внизу: Свидетелствованная повесть, что не надобно чести и писати и ни веровати тому. Нач. Трие некотории освященнии старци Сергие и Ригин и Феофил из храма св. Асклипиа иже в Месопотамии сирьсей, съединившеся некогда о помысле блазе. Срав. 704 л. 64. В списке ложных книг И. екс. болг. стр. 210 упоминается так: О пустыннице Макарии римстем, что три черноризцы нашли его; в Кирилловой книге, напеч. 1644 г., прибавлено: за двадесять поприщь от рая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010