713 Валериан умерщвлен в 261 г., Порфирий в 264 г., на 30 г. своей жизни, прибыл в Рим слушать Плотина; из Рима перешел он в Сицилию не прежде 270 г. Lucae Holstinii de vita et scriptis Porphirii); а нечестивые хулы свои против христианства, как и другие сочинения, писал он в Сицилии (Евсевий H. E. 6, 19). О сочинении Мефодия против Порфирия говорит Иероним in catal. § 83. В другом сочинении (Praef. in comm. Daniel). – Иероним сказав, что Порфирию весьма тщательно отвечали Евсевий и Аполлинарий, прибавил: «и прежде их отчасти Мефодий». – Последние слова понимают так, что сочинение против Порфирия не было докончено св. Мефодием, и именно по случаю мученической кончины. 715 Фабриций у Иеронима (de vir. illustr. § 83) читает: in Chalcide Syriae martyrio coronatus est. Софроний переводит слова Иеронима так: εν χαλκιδι της ανατολης. То же говорит Свида (in Lex. v. Μεθοδιος 2, 520). Так должно быть и потому, что Мефодий был епископом тирским. 716 Слова Иеронима: ad extremum novissimae persecutionis, некоторые понимают так: in initio nov. persecutionis. Но слово: ad extremum обыкновенно означает не начальный, а последний предел, конец. Софроний переводит: περι τ τελευταα διχα, Селье, Мелер, Фесслер относят кончину св. Μефодия к 311 году. Евсевий (церк. ист. 8, 13) в числе мучеников Диоклитианова времени упоминает о Тиранионе, епископе тирском: но он же говорит (8, 9), что тогда в иной раз приходилось до 100 мучеников. Память св. Мефодия в греческой церкви – 20 июня, а в римской – 18 сентября. 719 Сочинения св. Мефодия изданы Комбефизом Op. S. Methodii Amphilochii et Andreae Cret. Par. 1614 полнее in Auctario noviss. T. 1. Par. 1672 с новыми дополнениями и замечаниями – Галландом in 3 Т. Bibl. Patr. p. 670 и в 18 т. Патрология Мина Paris 1857. Старинный славян. перевод сочинений св. Мефодия хранится в ркп. синодальной, в двух Моск. дух. акад., Графа Толстого (2 N. 56), в волоколам. сборнике игум. Евфимия; все ркп. не раньше XVI в., но язык перевода очень древний и перевод до того темен, что обличает в переводчике Грека, не хорошо знакомого с славянским языком. В ркп. помещены след. сочинения св. Мефодия: 1) «о Бозе и о вещи по самовластве. Нелацький (Пфакский) старец по еллинской кощуне сириньский хотя слышати глас». 2) «Слово о житии и деянии разумне. Мнозем от человек чудитися приходит». 3) Три слова о воскресении: «1-е слово: Доидох прежде днии сих в Патары с Мидийским Проклом видети хотя Феофила. 2-е слово: Видехом же убо, яже первее во Апостоле начахом глаголати. Слово 3-е: Зело убо яко же ся и сам препираю». 4) «О разлучении яди и о юнице менимей в Левитице и пр. Бе убо послед носити нам». 5) «Ко Истелию о прокажении. Откуда, о Еввуле? Не яве ли, яко от пути ловя? 6) «О пиявици сущии в притчах и еже: небеса поведают славу Божью. Цветен плету венец Христу». 7) В одном только волоколам. сборнике Евфимия помещены: а) Како ся может толика скота, толика птице вместитися в толики ковчег? б) Что означает лествица, которую видел Иаков?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Lensevelissement des saints: rituel de creation des reliques et sanctification a Byzance a travers les sources hagiographiques (Ve-XIIe s.)/Melanges Gilbert Dagron. Travaux et Memoires 14 (2002), 319–332. – Les saints en pelerinage a lepoque mesobyzantine (Vlle-XIIe siecles)/Dumbarton Oaks Papers 56 (2003), 109–127. – Hagiographie et histoire de la societe/Les Vies des Saints a Byzance/Ed. Odorico P., Agapitos P. A. Paris, 2004,25–48. Kazhdan A. Hermitic, cenobitic and secular ideals in Byzantine hagiography of the 9th Cent./Greek Orthodox Theological Review 30/4 (1985), 473–87. – Constantinopolitan Synaxarium as a source for social History of Byzantium/The Christian East. Its institutions and its thought. Papers of the International Scholarly Congress for the 75 Anniversary of the Pontifical Oriental Institute/Ed. R. Taft. Rome, 1996 (OCA 251), 485–515. Kazhdan A., Maguire H. Byzantine hagiographical texts as sources on art/Dumbarton Oaks Papers 45 (1991), 1–22. Kazhdan A. P., Talbot A. M. Dumbarton Oaks Hagiography Database of the 8–10th Cent. Washington, 1995 (база данных). Кее H. С. Miracle in the Early Christian World. New Haven, Conn., 1983. Key Fowden E. The Barbarian Plain. Saint Sergius between Rome and Iran. Berkeley; London, 1999 (The Transformation of the Classical Heritage 28). Kiosopoulou A. Χρνος κα λικες στ Βυζαντιν κοινωνα. Η κλμακα τν λικιν π τ γιολογικ κεμενα τς μσης ποχς (7–1l ος α.). Athenai, 1997. Kontakis Ch. (ed.) Πρακτικ Θεολογικο Ζυνεδρου ες Τιμν κα Μνμην τν Νεομαρτρων . Thessaloniki, 1988. Kountoura-Galake E. (ed.) The Heroes of the Orthodox Church. The New Saints, 8th-16th Cent. International Symposium of The Institute for Byzantine Research, National Hellenic Foundation. Athenai, 2004. Kotsonis Ieronymos. νκρυξις γων/ΘΗΕ 1,272–273. – Τ νθουσιαστικν Ζτοιχεον ες τν κκλησαν τν Μαρτρων. Athenai, 1952. Krueger D. Writing as devotion: Hagiographical composition and the cult of the Saints in Theodoret of Cyrrhus and Cyril of Scythopolis//Church History 66 (1997), 713–715.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Е. Петров, А. А. Ткаченко, К. А. Панченко Археология, архитектура, изобразительное искусство От наиболее древних периодов практически не осталось материальных свидетельств. Данные археологии в основном периода эллинизма и римско-визант. эпохи. Исторические памятники сохранились в старом городе, а также в квартале Салихия (2 км к северу). Греко-македон. завоеватели спланировали Д. на основе т. н. гипподамовой системы, ее ячейки различимы на совр. картах. Трасса центральной улицы в направлении запад - восток (decumanus maximus с рим. времен или via recta - Деян 9. 11) также сохранилась (Сук-эт-Тауиль), из архитектурного обрамления частично уцелела небольшая рим. арка, ныне реконструированная (Баб-эль-Канисе). Старый главный вход в мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг. Старый главный вход в мечеть Омейядов. Между 705 и 715 гг. При римлянах город был обнесен новой стеной, из ворот сохранились только восточные - Баб-Шарки (III в. по Р. Х.). Рядом с ними располагается христ. район, один из домов которого прославлен как дом Анании, одного из первых христиан города. На его месте стоял языческий храм (сохр. 2 алтарных камня с посвятительной надписью); от небольшой раннехрист. церкви уцелела подземная сводчатая часть. Ворота в юго-вост. углу старого города Баб-Кайсан были перестроены из римских в XIII-XIV вв., на башнях сохранились хризмы. С этими воротами христ. традиция связывает спасение ап. Павла в корзине через окно стены (2 Кор 11. 32, Деян 9. 25), в память чего во внутреннем помещении ворот устроена (1939) маленькая ц. ап. Павла, «что с окном». Храм арам. божества Хадада римляне перестроили в храм Юпитера Дамасского (I в. до Р. Х., повторно перестроен при Септимии Севере (193-211)); в его руинах открыт ряд греч. надписей гражданского содержания (III в.). Часть монументального фронтона и колонн зап. пропилеев внешнего двора храма сохранилась в комплексе крытого рынка-галереи Хамидия (кон. XIX в.). В христ. время храм был перестроен в базилику св. Иоанна Крестителя; иногда эту перестройку приписывают имп. Феодосию I (379-395), поскольку при нем был снесен алтарь старого языческого храма. После араб. завоевания базилика, как и др. церкви, получила право на защиту, о чем сообщал греч. текст на фрагменте колонны, найденном в 1909 г. Ок. 70 лет она оставалась главным христ. храмом города, но затем халиф аль-Валид (705-715) добился постройки на его месте главной городской мечети.

http://pravenc.ru/text/168694.html

В последующие столетия уход царственных особо и членов их семей в монашество принял самые широкие масштабы, вследствие чего необходимость в домыслах и догадках отпала напрочь. В частности, монахами стали: дочь императора Константина V Исавра (741-775) св. Анфуса, царица Мария, супруга императора Константина VI (780-797), и его дочь Ефросинья, царица св. Ирина (организатор VII Вселенского Собора 787 г.), царь Ставракий (811) , император Михаил I Рангаве (811-813) с супругой Прокопией и детьми (в том числе с будущим Константинопольским патриархом св. Игнатием), Афанасий, внучатый племянник императрицы св. Феодоры, супруги императора св. Юстиниана I Великого (527-565) , императрица св. Феодора («Торжество Православия», 843 г.) и ее дочери Мария, Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия. Продолжая список «царственных монахов», упомянем св. Сосипатру, дочь императора св. Маврикия (582-602), императоров Леонтия (695-698), Филиппика (711-713), Анастасия II (713-715) , Феодосия III (715-717), патриарха св. Стефана (память 18 мая), сына императора Василия I Македонянина (867-886), царицу св. Феофанию (память 16 декабря), первую жену императора Льва VI Мудрого (886-912), царя св. Михаила Болгарского (864-889), императрицу Зою Карбонасину, четвертую супругу императора Льва VI Мудрого, Стефана и Константина, сыновей императора Романа I Лакапина (919-944), самого Романа I Лакапина, царицу Елену, супругу императора Константина VII Порфирородного (913-959), и ее дочерей Зою, Агафью, Феодору, Анну, Феофанию, царицу Софью, вдову императора Христофора (921-931), сына Романа I Лакапина. Лишь ранняя и неожиданная смерть не позволила императору св. Никифору Фоке (963-969) исполнить свою мечту стать монахом Святой Горы, где ему уже была приготовлена келья . А председателем иконоборческого Собора 754 г. стал митрополит Феодосий Эфесский, сын бывшего императора Тиверия II (698-705). Далее следует назвать царственных лиц более позднего периода: царя св. Петра Болгарского (927-969, память 30 января) , сына Болгарского царя Симеона Гордого (919-927), царевну Евдокию, дочь императора Константина VIII (1025-1028), императоров Михаила IV Пафлогон (1034-1041) , Михаила V Калафата (1041-1042), Исаака I Комнина (1057-1059), его супругу царицу Екатерину и дочь царевну Марию, императоров Михаила VI Стратиотика (1056-1057), Никифора III Вотаниата (1078-1081) , Михаила VII Парапинака (1071-1078) и его дочь Елену, царицу Евдокию (1067), супругу царя Романа IV Диогена (1068-1071), самого Романа IV Диогена, дочь Алексея I Комнина (1081-1118) царевну Евдокию .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

Преемник Константина Погоната, сын его Юстиниан II ( " Ριντμητος, 685–695, 705–711), известный своим стремлением подражать Юстиниану I и своим деспотическим характером, поддерживал авторитет VI Вселенского собора и в 687 г. по не совсем ясному поводу он сам созывал собор для проверки и утверждения его актов. В 691–692 гг. по его желанию новый собор («οικουμενικ»), заседавший в том же помещении, где и предшествовавший Вселенский, должен был как бы в дополнение к последнему, а также к V Вселенскому собору, не оставившим канонов, заняться вопросами о благоустройстве церковной жизни и составить ряд канонов (102) (πενθκτη σνοδος, quinisexta, т. н. Пято–Шестой Трулльский). Из 211–ти епископов, бывших на этом соборе, 43 были участниками и VI Вселенского собора. Император затем усиленно старался заставить принять этот собор и на Западе, где если и встречаются впоследствии ссылки на его авторитет, то лишь вследствие недоразумений (Адриан I под влиянием Константинопольского патриарха Тарасия). Попытка восстановить на Востоке монофелитство была сделана, когда на место убитого взбунтовавшимся войском Юстиниана II был поставлен Вардан, принявший имя Филиппика (711–713). Вардан был воспитан в монофелитстве, под влиянием ученика Макария Стефана. Еще до вступления его в Константинополь, по его повелению, удалено было из дворца изображение VI Вселенского собора. На соборе в январе 712 г. прежний патриарх Кир был заменен Иоанном VI, VI Вселенский собор отвергнут, память борцов за монофелитство восстановлена, издан томос с монофелитским учением. На соборе были, между прочим, св. Герман Кизикский и св. Андрей Критский. Не подписавшие томоса подвергались ссылке. На Западе распоряжения нового императора встречены были решительным протестом папы и демонстрациями народа. Но и на Востоке торжество монофелитства было непродолжительно. 3 июня 713 г. Филиппик был низвержен. При короновании Анастасия II (Артемия) патриархом Иоанном снова было утверждено значение VI Вселенского собора, о чем император и патриарх уведомили и папу; патриарх объяснял при этом действия собора 712 г. «экономией». Герман, преемник Иоанна (715–730), вскоре по вступлении на кафедру на соборе в Константинополе в 715 или 716 г. подтвердил православное учение о волях и действиях и анафематствовал монофелитов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Он хотя и не воздвигал на христиан особого, продолжительного гонения, но был ревностным служителем языческого нечестия, и при нем пострадало много мучеников христианских. Анаклет — папа Римский с 79–91 год. или Иллирия обнимала всё восточное прибрежье Адриатического моря с лежащими за ним местностями (теперешняя Далмация, Босния и Албания). кровей» — выражения Псалмопевца (Псалом 5, ст. 7; 54, 24; 58, ст. 3 и т. д.), обозначающее людей кровожадных и свирепых. священномученик Елевферий и мать его Анфия пострадали около 120 г. Мощи священномученика Елевферия в настоящее время находятся в Риме, в церкви мученицы Сосанны. В конце IV столетия был сооружен при императоре Аркадии храм во имя его в Константинополе близ Ксиролофа (Василием Патрикием). Св. Иосифом песнописцем составлен в честь св. мученика канон, в восьмой песни которого говорится, что рака его изливает реки исцелений и чудес. Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского Адрамитен — Византийский император с 715 по 716 г. Герман был патриархом Константинопольским с 715 по 730 год. Память его празднуется 12-го мая или Сугдея — древний греческий город на южном берегу Крыма, ныне Судак — поселок Таврической губернии. император Лев, род коего происходил из Малоазиатской области Исаврии, царствовал с 717 по 741 г. Против иконопочитания он выступил особенно в 726 году. Это вызвало народное восстания против него. этом патриарх Герман отказался подписать повеления императора против иконопочитания, говоря, что не может вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора. Стефан скончался около половины VIII века. Память преподобного Павла Латрского город в Мизии — северо-западной области Малой Азии близ Пергама. большая область Малой Азии, обнимавшая первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы). Порфирородный — Византийский император, царствовал с 912 по 959 г. разумеется папа Aranum II, занимавший Римскую кафедру с 946 по 955 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТЕФАН НОВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобномученик Стефан Новый Стефан Новый (или младший ), Константинопольский ( 715 - 767 ), игумен , преподобномученик Память 28 ноября Родился в 715 году в Константинополе в благочестивой христианской семье. Родители его, имея двух дочерей, молили Господа о рождении сына. Новорожденного Стефана мать принесла во Влахернский храм и посвятила Богу. В то время император Лев Исавр (716 - 741) начал гонение на святые иконы и на их почитателей. Сторонники иконоборческой ереси при поддержке царя захватывали главенствующие позиции в империи и Церкви. Гонимое сильными мира сего Православие сохранялось в отдаленных от столицы монастырях, в уединенных келлиях и в сердцах мужественных и верных своих последователей. Православные родители святого Стефана, тяготясь окружающим нечестием, удалились из Константинополя в Вифинию , а своего шестнадцатилетнего сына отдали в послушание блаженному Иоанну, подвизавшемуся в уединенном месте на горе святого Авксентия. Более 15 лет пробыл святой Стефан у блаженного Иоанна, целиком предав свою волю этому духоносному старцу, обучаясь у него иноческому деланию. Здесь же Стефан получил известие о том, что умер его отец, а мать и сестры приняли монашеский постриг. Через некоторое время скончался и наставник святого, блаженный Иоанн. С глубокой печалью Стефан предал погребению его честное тело, а сам продолжал иноческий подвиг в его пещере. Вскоре к подвижнику стали приходить иноки, желавшие учиться у него добродетельной и спасительной жизни, постепенно образовался монастырь, игуменом которого стал святой Стефан. В сорокадвухлетнем возрасте игумен Стефан покинул созданную им обитель и ушел на другую гору, на вершине которой, в уединенной келлни, пребывал в глубоком затворе. Однако и здесь вскоре создалась община иноков, ищущих духовного наставничества святого Стефана.

http://drevo-info.ru/articles/4468.html

Арм. историк VIII в. вардапет Гевонд упоминает, что К. отлучил арм. князя, патрикия и куропалата Смбата Багратуни за то, что тот из-за ссоры с имп. Юстинианом II разграбил г. Фасис (ныне Поти), похитив в т. ч. и церковную утварь. Это отлучение, произнесенное в 711 г. (RegPatr, N 319), должно было зачитываться каждый год на Пасху; Гевонд сообщает, что греки делают так «до сего дня». Патриаршество К. закончилось вместе с правлением имп. Юстиниана II. После казни императора и его малолетнего сына и захвата К-поля Филиппиком Варданом (711-713) К. был низложен и, согласно визант. авторам, отправлен в мон-рь Хора. Беда Достопочтенный и Павел Диакон, однако, указывают, что К. был возвращен в свой мон-рь в Амастриде. Преемником К. стал Иоанн VI , к-рому новый император поручил восстановление монофелитства. Его действия привели к очередному разрыву с Римом, недолгое примирение, достигнутое К., было нарушено. После смерти Иоанна VI патриархом стал митрополит Кизический свт. Герман I (715-730). Вопрос о восстановлении на кафедре К. не поднимался, это дает основание предполагать, что к 715 г. его уже не было в живых. В различных списках визант. синаксарей память К. указана под 7 или под 8 янв. Согласно Типикону Великой ц., собор (синаксис) совершается в мон-ре Хора и в Великой ц. в ближайшее к 7 янв. воскресенье; служба повторяет чинопоследование 2 сент. в честь свт. Иоанна IV Постника ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 190-191). В Хронике Георгия Амартола (IX в.) и у некоторых позднейших авторов, зависимых от нее (Михаил Глика, XII в.), К. носит имя Кириак (Κυριακς). Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. Col. 531-532; Mich. Glyc. Annales. 1836. P. 518; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 781, 784; История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII в./Пер.: К. Патканьян. СПб., 1862. С. 21-24; Niceph. Callist. Catalog. Col. 457D; Paul. Diac. Hist. Langobard. 1878. P. 225-226; Niceph. Const. Chronogr. P. 119; idem. Brev. hist. 1990. P. 104; Theoph. Chron. Vol. 1. P. 362, 374-375, 381-382; Zonara. Epit. hist. Lib. XIII-XVIII. 1897. P. 239, 244; SynCP. Col. 376-380; LP. Vol. 1. P. 390-391; Georg. Mon. Chron. 1978r. Vol. 2. P. 733.

http://pravenc.ru/text/1840119.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР КАПИТОЛИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Петр Капитолийский. Миниатюра Минология Василия II (Константинополь, 985 г.). Рим, Ватиканская библиотека Петр Капитолийский (Капетолийский) (лат. Petrus Capitolius; греч. Πτρος Καπετωλων; + 715 / 743 ), иеромонах , преподобномученик Память 4 октября Жил на рубеже VII-VIII веков и был родом из города Капитолии (соврем. Бейт-Рас , сев.-зап. Иордания , в 100 км от Дамаска). Он восхищал всех мудростью и умом. Петр женился и имел трёх сыновей. Но поскольку его любовь к Богу была сильнее любви к семье, он расстался с женой и принял иночество . Затем епископ Бострийский, против воли Петра, рукоположил его во пресвитера . В возрасте 60 лет Петр тяжело заболел, и сокрушался, что мученический венец может миновать его. Тогда, созвав именитых мусульман, он вместо обещанной диктовки завещания пламенно исповедал перед ними христианскую веру и закончил резкими обличениями ислама . После этого, вопреки всяким ожиданиям, Петр выздоровел, и, всё больше стремясь приобщиться к славе мучеников, начал ревностно проповедовать, осуждая заблуждения мусульман на улицах и в общественных местах. Мусульмане Капитолии составили донос, который послали Омару, сыну халифа Валида I (705-715 гг.). При встрече с посланным допросить его чиновником Петр выказал такую же решимость, как и раньше, и потому был схвачен и брошен в темницу. В это время халиф заболел и созвал в Дамаск своих детей. Пользуясь случаем, Омар изложил отцу дело христианского священника. Валид приказал немедленно привести обвиняемого. Боясь не увидеть больше своего пастыря, христиане Капитолии объединились и следовали за ним часть пути. Как только Петр прибыл во дворец халифа, Омар призвал его и предложил выбирать между жизнью и смертью. Святой отвечал пылко и живо, недвусмысленно давая понять, что желает смерти, так что разгневанный Омар немедленно отослал его к отцу. Халиф объявил святому, что тот волен считать Иисуса Христа Богом, но называть пророка Мухаммеда отцом лжи непозволительно. Петр ответил таким образом, что халиф отказался от дальнейшего суда и объявил приговор, выбрав изощренно жестокую казнь.

http://drevo-info.ru/articles/7421.html

Худож. Ф. М. Гране. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Впервые память мучеников встречается в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), где день их поминовения (26 июня) указан между днями памяти св. Иоанна Предтечи (24 июня) и ап. Павла (30 июня). Под 27 июня в Мартирологе упоминаются рим. мученики Крисп и Криспин (Криспиниан), сведения о к-рых содержатся во 2-й версии Мученичества И. и П. Беда Достопочтенный († 735) включил краткий пересказ Мученичества в свой Мартиролог, однако там, как и в более поздних календарях, память Криспа и Криспина отсутствует. В Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) указан день памяти св. Галликана (накануне дня поминовения И. и П.). Биографические заметки об И. и П. в этих Мартирологах представляют собой пересказ 2-й версии Мученичества. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память И. и П. и Галликана в Римский Мартиролог. Корпус из 8 проприев мессы в день памяти И. и П. сохранился в составе Веронского Сакраментария - древнейшего собрания молитв рим. обряда (кон. VI - нач. VII в.), однако их текст состоит в основном из общих мест, лишь в одной молитве мученики названы по именам. В ранней редакции Геласия Сакраментария (составлен между 628 и 715) содержатся проприи мессы в канун дня памяти мучеников (25 июня) и в день поминовения, однако в более поздних литургических источниках канун дня памяти И. и П. не отмечается. Проприй мессы из Григория Сакраментария (2-я пол. VII-VIII в.) лишь частично совпадает с молитвами в Сакраментарии Геласия. В тридентском Римском Миссале 1570 г. память И. и П. была отнесена к праздникам категории duplex. После реформы церковного календаря (1969) общецерковное литургическое поминовение И. и П. в католич. Церкви было отменено. Имена И. и П. содержатся в древнейшем тексте рим. канона мессы (в молитве «Communicantes et memoriam venerantes»), включенном в Сакраментарий Григория, а также в расширенной версии рим. литании Всем святым, к-рая сформировалась в позднем средневековье и была включена в тридентские богослужебные книги (Breviarium Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum.

http://pravenc.ru/text/471229.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010