12 погребённые с Ним в крещении, в котором вы и воздвигнуты были с Ним чрез веру в действие Бога, воздвигшего Его из мёртвых; 13 и вас, мёртвых в согрешениях и в необрезании плоти вашей, Он оживил вас вместе с Ним, простив нам все согрешения. 14 Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту. 15 Обезоружив начала и власти, Он выставил их напоказ, восторжествовав над ними на кресте. 16 Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы; 17 это есть тень будущего, тело же – Христово. 18 Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским свои умом 19 и не держась Главы, от Которой всё Тело, суставами и связями живительно снабжаемое и слагаемое, растет ростом Божиим. 20 Если вы умерли со Христом для стихий мира, почему, как живущие в мире, даете вы подчинять себя постановлениям: 21 не прикасайся, не вкушай, не трогай, 22 – (всё то, что обречено на уничтожение от употребления), – по заповедям и учениям человеческим? 23 Это всё имеет видимость мудрости в произвольном служении и смиренномудрии и изнурении тела, – не к какой-либо чести, а к пресыщению плоти. Глава 3 1 Итак, если вы были воздвигнуты со Христом, ищите горнего, где Христос сидит по правую сторону Бога; 2 о горнем помышляйте, не о том, что – на земле. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге: 4 когда будет явлен Христос, жизнь ваша, тогда будете явлены и вы с Ним во славе. 5 Итак, умертвите земные члены: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, 6 за что приходит гнев Божий, 7 в чём и вы некогда ходили, когда жили так. 8 А теперь и вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, хулу, сквернословие уст ваших. 9 Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его 10 и облекшись в нового, обновляемого к познанию по образу Сотворившего его. 11 Здесь нет Еллина и Иудея, нет обрезания и необрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но всё и во всех – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

1793 В изд. Ральфса – τα δ κατηρτοω μου уши исправил чтение Галликанской Псалтири, соотв. МТ . Его предпочитают современные текстологи, хотя считают необходимым упоминать и традиционный для рукописей LXX вариант, которому мы следуем (см.: Septuaginta Deutsch, ad loc). Он подтверждается, помимо копт, и слав., также древнейшим пер. с греч. – VL (corpus autem perfecisti mihi). Помимо рукописей, в защиту этого варианта говорит употребление глг. καταρτζω (ср. п. П. 1.2.3 а). Как для МТ, так и для LXX происхождение этого разночтения установить затруднительно. См. подробнее об этой проблеме: Grelot P. Le texte du Psaume 39,7 dans la Septante//Revue Biblique. 2001. 108. P. 210–213; Корсунский И.Н. Критическое рассмотрение особенных, более важных случаев новозаветной цитации и толкования в опровержение воззрений теории аккомодации//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1879. 3. С. 257–267. 1795 Греч.: ν κεφαλδι βιβλου γγραπτα περ μο. Евр.: . Пер. РБО: «Про меня написано в свитке». По значению термина KecpaXic, ср. Иез 2:9 . В собственном смысле это свиток папируса (Septuaginta Deutsch, ad loc). 1796 Псалтирь в русск. пер. с греч. текста LXX. С. 8, прим. 5. Ср. мнения современных ученых: Dorival G. Autor des titres des Psaumes//Revue des Sciences Religieuses. 1999. 73. P. 173; Rösel M. Die Psalmüberschriften des Septuaginta-Psalters//Der Septuaginta-Psalter. Sprachliche und theologische Aspekte. Freiburg, 2001. S. 132. 1797 Это также связано с эсхатологией. Конец света уже в Ветхом Завете можно прочесть как мировую осень и одновременно жертвоприношение: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука» ( Ис 34:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

534 О том, что выбор протестантских догматов и отвержение догматов православных не есть предпочтение Св. Писания преданию человеческому, как кажется протестантам, а только выбор одного толкования Библии (как раз таки человеческого и ложного) и отвержение другого толкования (как раз таки Божественного и истинного), я показываю всей своей книгой. 535 По преданию, Анания на момент обращения Савла был рядовым верующим, и стал епископом уже после этого случая. 536 На то, что Христос есть Спаситель сначала евреев, а потом и язычников, указывает ап. Павел, когда говорит, что благовествование Христово «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых , Иудею , потом и Еллину » ( Рим.1:16 ; ср. 2:10). Также и Христос, в ответ на просьбу язычнице об исцелении её дочери, ответил: «дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» ( Мк.7:27 ). 537 Право крестить при крайней необходимости с древних времён имеют не только священники, о чём говорил ещё Тертуллиан : «Впрочем, даже и мирянам в крайнем случае дозволено крещение» («О крещении», гл. 17). Совершать же таинство Духа (во всей полноте) могут только епископы. 538 Для придирчивого протестантского читателя, которому причина простой милости Божией для получения Духа Святого евнухом непосредственно от Бога покажется малоубедительной, замечу, что в большинстве древних рукописей Деян.8:39 читается так: «Когда же они вышли из воды, Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжил путь, радуясь». То есть, в большинстве рукописей фразы «Дух Святой сошёл на евнуха» в 39 стихе вообще нет, и западные протестанты в своих Библиях не имеют этих слов; они знают только о двух, а не о трёх случаях, описанных в Деяниях, когда Дух Святой был дан Богом без посредства руковозложения Апостолов. 539 Конечно, нельзя сказать, что ап. Пётр только в этот момент начал постигать тайну язычников, ибо раньше он в своей известной и вдохновенной проповеди возвестил о том, что обетование дара Духа Святого принадлежит и «всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» ( Деян.2:39 ), под которыми Дух Святой, Которым говорил ап. Пётр, подразумевал не только иудеев рассеяния, но и язычников. Но очевидно, что ни сам ап. Пётр, ни слышавшие его евреи отнюдь не сразу поняли полный смысл этих вдохновенных слов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

9 Один из тропарей Великого покаянного канона рисует нам удивительный образ: кающаяся блудница волосами и слезами буквально смывает рукописание давящих ее многолетних грехов: “Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы, древних согрешений рукописание раздирающего ея”. — Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. В среду 1-й седмицы Великого поста. Песнь 9-я. 10 Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс 8:5–7). 11 См. по этому поводу “Знамения и чудеса” (подборка “Чудо рядом с нами”)//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 192–202; 3(33). С. 261–272. 12 См. по этому поводу более подробно: Священник Алексий Тимаков. Таинство второй благодати. С. 198–199. 13 Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1972. Т. 3. С. 361. 14 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к стоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим 3:19–20). 16 Обиходное понимание счастья как благополучия нередко заставляет христиан отвращаться от этого понятия, тем более что погоня за такого рода счастьем никогда не бывает удовлетворена (об этом, в частности, и написан гетевский “Фауст”). В понимании же автора слово счастье становится в ряд со словами блаженство, радость, веселье и выражает высокое духовное состояние. — Ред. 18 В задачу данного исследования не входит показать лествицу духовного восхождения человека через поступенное исполнение заповедей блаженства. 19 По-моему странно, что мир сотворен Богом десятью речениями, и закон Божий держится десятью заповедями (см. Аверинцев С. Литература Ветхого Завета//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 44), а заповедей Нового Завета лишь девять.

http://pravmir.ru/na-puti-k-poslednemu-s...

В какой-то момент одному из переписчиков показалось, что не совсем ясно, о каком камне идёт речь, и он на полях отметил: «от пещеры, где лежал умерший», а потом это замечание просочилось в текст при повторной переписке. Казалось бы, с такими вставками можно смириться, потому что они не искажают смысла того, что нам хочет сказать Господь. И тем не менее… Вот встреча Иисуса с женщиной, схваченной во время свидания с любовником: «…Он поднял голову и сказал им: кто из вас без греха, первый брось в неё камень. И снова наклонившись, писал на земле. Они же, услышав, стали уходить один за другим, начиная со старших, и остался один Иисус и женщина посредине» (Ин.8:7–9). Так написано в древнейшем тексте, а в византийском варианте после слов «они же, услышав» подставлен деепричастный оборот: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью , стали уходить…» Он не меняет смысла, а, скорее, объясняет, о чём речь, тому, кто не понял текст сразу достаточно глубоко. «Иисус, подняв голову, говорит ей: женщина, где они?» (Ин.8:10). А в поздних рукописях: «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины , сказал ей…» В текст вставлено шесть новых слов: «и не видя никого, кроме женщины». Однако выше уже было сказано о том, что все ушли. Значит, Он просто не мог никого видеть. Добавленный в средневековых рукописях деепричастный оборот не только не меняет смысла, но даже ничего не объясняет. Такого рода пояснения смысла не меняют, но зато искажают стиль евангельского текста, делают его значительно более понятным, но каким-то двухмерным, приглаженным и чем-то похожим на школьное сочинение. На самом же деле Евангелие написано совершенно особым языком, резко отличающимся от языка греческой литературы. Оно полно неправильно построенных предложений, фраз с пропущенными словами и многих других стилистических шероховатостей, которые нами воспринимаются как драгоценное свидетельство подлинности Нового Завета, ибо авторы его были совсем не писателями, а галилейскими рыбаками. На средневекового читателя, а особенно на византийского книжника или латинского учёного монаха эти места производили совсем другое впечатление – они казались им уродливыми, искажающими текст и лишающими его гармоничности, которую так ценило средневековье. В силу этого обстоятельства переписчик VIII-XI вв. стремился улучшить евангельский текст, исправить «уродующие» его, как ему казалось, места и придать Евангелию отсутствующую в изначальном тексте красивость.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

« Господь — творящий милостыни и судьбу всем обижаемым » (ст. 6). 2. « Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом » (Тит. 3:5). Увидев нас угнетенными неправдой диавола, врага истины, Он открыл нам источники истины, а над ним произнес праведный суд. Как Отец милосердия, и единый благой, искупив от неправды души захваченных диаволом в свою власть, приняв рукописание наших грехов и пригвоздив его на кресте, Он сделал нас свободными. Это рукописание мы наполняли нашими делами, и пока оно было в руках диавола, мы были его должниками. И вот Бог даровал нам суд, кровью Сына Своего очистив нас и от того, в чем мы сами были неправедны, и от того, что терпели мы от неправды диавола. Потому и Павел научил нас лучше терпеть неправду, чем причинять ее, так как для терпящих неправду суд Божий является благодеянием, а для виновных в ней наказанием, лишая их обетования. « Неправедные Царства Божия не наследуют » (1 Кор. 6:9). « Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля — желания Свои » (ст. 7). Не нашей заботливостью устроилось дело нашего спасения, но свыше предвозвестил его Бог чрез пророков, а рукою дивного Моисея изобразил его для нас как бы на картине. При этом море послужило образом всесвятого крещения, скала явилась тенью бессмертного источника, манна — образом небесной пищи, и вообще все, чтобы не перечислять в отдельности, можно найти там преднаписанным. Пути же и хотения Его означают добродетели, как видно из слов: « пути Твои, Господи, скажи мне » (Пс. 24: 4), и из сказанного Павлом волхву Елиме: « перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» (Деян. 13:10) Тот же смысл имеют слова: « поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева » (ст. 22). Итак, говорит, что, дав Моисею закон, Господь открыл ему значение образов закона и тени по отношению к будущим благам, духовным и первообразным, научил его, что такое суббота, что означают жертвы и кто такой Сын Израилев, о котором сказано: « избранный Мой » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Исправление славянского перевода в вышеуказанных двух списках по еврейскому подлиннику, прежде всего, усматривается в собственных именах, географических и личных, написанных по еврейскому произношению. Предоставим примеры. Тогда как по переводу с греческого в академической рукописи Быт. 21:14 читается об Агари:» Шедши же заблуждаше в пустыни, у кладезя клятвенного» (Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии), в исправлениях стоит поурршева у кладезя клятвенного. Это дополнение поурршева есть еврейское beer-schaba, что значит «кладезь клятвенный», и в других случаях у Семидесяти означается словом «Вирсавия». Исх. 1:11 – «И он построил фараону Пифом и Раамсес». Вместо Пифо, с еврейского – Пифом. Исх. 9:26 – «Только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы». Вместо земли Гесем стоит Гошин. Исх. 14:2 – «И обратившеся да ополчатся прямо придворно, между Магдолом и между морем». Вместо «прямо придворно», написано – хиврот, от еврейского пигахирот. Исх. 23:31 – «Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского». Вместо «от Чермного моря» стоит " до Суфьского». Чис. 13:1 – «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран». Читается в тексте: «от Хасироты... в пустыни Параны». Подобным образом и в произношении некоторых имен личных, очевидно непосредственное влияние еврейского языка. Быт. 5:21 – «Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала». Вместо Мафусала на полях выставлено Матушалах, да и вместо имени Енох испорчено, но также с еврейского написано: Хановых (должно быть Ханох). Исх. 1:15 – «И повелел царь Египетский бабам Еврейским, имя одной Сепфора и имя второй Фуа». Вместо выражения « бабам Еврейским, имя одной Сепфора и имя второй Фуа, на полях написано Шивра, Поя. Исх. 2:18 – «Придоша же к Рагуилу отцу своему». Вместо »Придоша же к Рагуилу отцу своему» в рукописи 7 на полях поставлено стеру, в 8 етеру, поправлено ефору. Подобным образом и ниже, 3:1; 18:1, вместо имени Рагуил употребляется другое наименование тестя Моисеева – Етер, у LXX – Иофор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Крест же Христов совмещает в себе все указанные свойства. Действительно, Христос не гнушался креста, нес его на своих раменах, почему же сектанты гнушаются его и не хотят почитать? Ведь крест то благословенное древо, чрез которое открылась правда (Прем. Сол. 14:7). Он был подножием ног Господних, а этому подножию пророк Давид требовал поклонения ( Псал. 98:5 ). Даже апостолы не пренебрегали крестом, но хвалились им: «я не желаю хвалиться, – говорит св. апостол Павел, – разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ).Все приведённые соображения с достаточной полнотой уясняют нам, что нужно почитать вещественный Крест Христов, как символ власти Христа над адом и смертью, как жертвенник, на котором Христос принес себя в жертву за грехи всего мира, как знамя нашего Спасения, как орудие, избавившее нас от власти диавола. 2) Как же почитать деревянный крест, когда само слово Божие говорит, что деревянный крест осквернён грехами. «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились» ( 1Пет. 2:24 ). «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Колос. 2:14 ). 2) Ссылка сектантов на эти места Св. Писания показывает нам безумие сектантов, которые хотят на основании слова Божия проклинать крест Христов. Стоит только внимательно вдуматься в смысл указанных текстов, и мы увидим всю неосновательность сектантских рассуждений. Апостол Петр говорит, что Христос вознес «телом Своим» наши грехи. Выходит по сектантскому лжетолкованию, что осквернилось также и тело Господа Иисуса от грехов людских. Православная же Церковь учит, что тело Христово уничтожило на кресте и грехи и рукописания. Христос омыл нас от грехов наших ( Откр. 1:5 ; 1Иоан. 2:5 ). Слова апостола Павла в послании к Колосянам, что Христос рукописание пригвоздил ко кресту, нужно понимать таким образом: так как все мы были под грехом и наказанием, то Христос, претерпев страдания, освободил нас от греха и наказания, «пригвоздил», т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

На это протестанты возражают, говоря, что Христов крест один, а православные христиане почитают не только его, но и иные кресты. Обратимся к аналогии: все евангелия были написаны апостолами в одном экземпляре, а затем размножены. Сейчас их миллионы и напечатаны они в обыкновенной типографии, обыкновенными грешными людьми... Евангелие, сколько бы экземпляров его не существовало, остается непререкаемым словом Божиим, точно так же и святой Крест Христов всегда и везде будет образом страданий, победы и славы Спасителя. Обращаясь к словам Священного Писания: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо...» ( 1Пет.2:24 ); «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял Его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол.2:14 ), протестанты утверждают – крест есть виселица, и Богом проклят всякий, повешенный на древе ( Втор. 21, 23 ; Гал. 3, 13 ), потому крест почитать нельзя. Призывая обычно толковать Священное Писание в духовном смысле, протестанты на этот раз изменяют себе и видят в словах апостола Петра о вознесении грехов на древо не духовный, а буквальный смысл. Но грехи – это не видимая, ощутимая вещь, не бумага, которую можно взять в руки и пригвоздить к кресту. Апостолы здесь говорят о том, что Спаситель Своей крестной смертью искупил нас от грехов, приняв их на Себя, и тем самым уничтожил рукописание ветхого закона, который люди не могли исполнить. Благодаря крестным страданиям Спасителя, мы уже «не под законом, но под благодатью» ( Рим.6:14 ). Если же понимать слова Апостола по-протестански, буквально, обнаружится и явное богохульство: раз грехами осквернен крест, на котором был распят Спаситель, то осквернено и Тело Его, ибо сказано: «грехи наши Сам вознес Телом Своим!» Но не может быть осквернен, тем более проклят святой Крест, на котором висел не грешник, а Единый Безгрешный, не преступнк, а Спаситель Мира, победитель зла. Прежде крест был орудием казни, ныне стал орудием победы над смертью. Так всякая вещь, в зависимости от того, для каких целей она служит, может быть и проклятой, и благословенной. «Благословенно древо, через которое бывает правда» ( Прем.14:7 ); «превозносите Господа Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» ( Пс.98:5 ). Ибо, как сказал апостол Павел, «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Но Христос-Заступник встал вместо нас. Неповинный за повинных осуждается и предается на смерть. Господь предал Его за грехи наши, – вопиет пророк (Ис. 53:6). Предан был за грехи наши, – проповедует нам Его апостол (Рим. 4:25). Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, – тот же апостол нам открывает (2 Кор. 5:21). Посмотрим еще, что делается после беззаконного суда с неповинным нашим Заступником. Ужасное представляется очам нашим видение! Видим, что Иисуса, преданного в руки бесчеловечных воинов, они обнажают и одевают в багряницу на посмеяние и поругание, венчают терновым венцом, в руки Его святые, сотворившие чудеса, подается трость в поругание. Так Ему, как царю, на поругание увенчанному, поклоняются и поздравляют Его с поруганием, как царя: Радуйся, Царь иудейский! И этим не довольна бесчеловечная злость беззаконников! Еще беззаконие к беззаконию и лютость к лютости прилагают. Плюют на пресвятое Лицо Его, перед которым Ангелы и Архангелы благоговеют, бьют тростью по голове Его! Тогда, – повествует святой Матфей, – воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове (Мф. 27:27-30). Так за нас стоит и подвизается заступник наш Иисус. Нас грех обнажил от первой боготканной одежды и облек в кожаные одежды (см. Быт. 3:6-7, 21). Мы захотели, по совету дьявольскому, славу Божию похитить и венчаться ею, как боги (Быт. 3:5). Мы дали рукописание на себя врагу нашему, которым он нас обличал, как преступников закона, держал в своей власти, как пленников, и с собою в вечную погибель влек. Нас уязвляли совести нашей боли острее терния и всякого жезла. Но Христос вместо нас совлекается Своих риз, да нас ризою спасения и одеждою веселья оденет; тернием венчается, да нам подаст венец нетленный; трость в руку принимает, да рукописание обличающее разорвет; претерпевает биение по голове, да наши язвы, которыми нас сатана уязвил, исцелит, и уколы совести отнимет; одевается в багряницу и терпит поздравления с осмеянием, как царь, да соделает нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (Откр. 1:6). Так изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши наш Избавитель (Ис. 53:5), ранами Его мы исцелились (1 Петр. 2:24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010