1900 год – 1 за январь 1900 г. (с. 40) – упоминается журнал «Слово Правды», издаваемый с 1896 г. в Румынии, в Браиле, – 1 за январь 1900 г. (с. 55–60), «Сношения старообрядческого лже-архиепископа Иоанна Картушина с донскими старообрядцами и инструкция раскольничьм благочинным» (упомин. К.А. Перетрухин, неск.разбыл на Дону – М.Б.), – 1 за январь 1900 г. (с. 137–145), Э.О. «Раскол старообрядчества в 1899 г.», – 1 за январь 1900 г. (с. 145–152), Алексей В-в «Московский раскол», – 2 за февраль 1900 г. (с. с. 249–264), «Разъезды раскольничьего лжеархиепископа Иоанна Картушина с его «миссионерами» по югу России и беседы с ними» (о К.А. Перетрухине – М.Б.), – 3 за март (с. 360 – 376) и 4 за апрель (с. 535 – 542) 1900 г., Проф. Н. Ивановск ий «Внутреннее устройство секты странников или бегунов» (Две публичные лекции, читанные 12 и 19 декабря, в пользу Братства св. Гурия), – 4 за апрель 1900 г. (с. 526), «Свободные раскольничьи браки», – 4 за апрель 1900 г. (с. 549 – 560), Миссионер Ф. Круглов «Московская Федосеевщина в последние 30–40 лет», – 4 за апрель 1900 г. (с. 605–618), А. В-ов и Ив. Чередников «Современный раскол» (есть о Ф. Мельникове), – 5 за май 1900 г. (с. 696–720) и 7–8 за июль-август 1900 г. (с. 53–72), Проф. Н. Ивановск ий «Внутреннее устройство секты странников или бегунов» (Две публичные лекции, читанные 12 и 19 декабря, в пользу Братства св. Гурия) (продолжение), – 6 за июнь 1900 г. (с. 888–889), «Современный раскол» (есть о Швецове, Перетрухине и Ф.Мельникове – М.Б.), – 7–8 за июль-август 1900 г. (с. 121–124), Свящ. В. Ст-в «Что такое четки или лестовки? История их происхождения», – 7–8 за июль-август 1900 г. (с. 152–160), Свящ. И. Рябухин «Современный раскол. Отец и дети Мельниковы и их пропагандистская деятельность. Осуждение Вас. и обвинение Фед. Мельниковых», – 9 за сентябрь и 10 за октябрь 1900 г. (с. 226–240 и с. 259–279), Проф. Н. Ивановск ий «Внутреннее устройство секты странников или бегунов» (Две публичные лекции, читанные 12 и 19 декабря, в пользу Братства св. Гурия) (продолжение),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

А.И. Никольский Шестодневы 203. Шестоднев , в четвертку 300 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. 138-й лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8, 4–11 и на л. 298 приписки окорописыо: 1) Сию книгу Октай Вологодского уезда от церкви Димитрия Селунского что в Карачеве», 2) «Книга Иванова Ивана дияка Попова сына Захарьева Веснанина внука, а ся рука Иванова диякова»; 3) «Сию книгу писал Прохорец Деонисьев сын Попов». Состав: 1) по вся воскресения поется вместо достойно по троичном каноне (1–3 об.); 2) воскресные службы восьми гласов (4–138); 3) светильны воскресные и евангельские стихиры (138–144 об.); 3) воскресныя утренния евангельския чтения (144 об–153); 5) столпы утренних воскресных евангельских чтений (153 об.–154 об.); 6) светильны и богородичны на каждый день седмицы (154 об.–156); 7) отпусты на каждый день седмицы (156 об.–157); 8) отпусты на праздники господские и богородичные (157–160); 9) тропари, кондаки и богородичны Четыредесятницы (160 об.–166); 10) тропари, кондаки и богородичны Пятидесятницы (166–168 об.); 11) троичны гласа (168 об.–170 об.); 12) величания с избранными псалмами (171–148); 13) апостольское и евангельскоё чтения «на всякий день» (184–185); 14) апостольское и евангельское чтения из службы Пресвятей Богородице (185–186); 15) службы на каждый день седмицы (187–266 об.); 16) апостольския и евангельския чтения общия некоторым святым и отчасти на разныя потребы (267–296 об.); 17) уставныя заметки (297, 299–300). 204. Шестоднев , в четвертку, 228 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 32, 79, 85 и 93. Состав; 1) службы воскресныя восьми гласов (1– 121 об.), 2) апостольския и евангельския чтения из служб 3 и 7 гласов (121 об.–123); 3) светильны чрез всю неделю (123– 124 об.); 4) службы на каждый день седмицы (125–196); 5) апостольския и евангельския чтения из служб на каждый день седмицы (196–201 об.); службы: 6) Успению Пресвятыя Богородицы (202–208); 7) Николаю чудотворцу (208–218); 8) Рождеству Пресвятыя Богородицы (218–228 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пастырь и миссионер в затворе Свт. Феофан Затворник о современных ему церкви и обществе 23.01.2009 530 Время на чтение 12 минут 10/23 января - 115 лет блаженной кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского Часть I Часть II О состоянии российского общества. Ослабление исконной православной традиции в русской церковной среде не замедлило сказаться и на всём российском обществе. Недостаток живого духовного слова о вере, довольство, нередко, одною обрядностью, означало заметное замирание внутренней жизни среди православных, часто уже не способных ясно разобраться во многих её проявлениях. В русском обществе, как в высших и интеллигентских кругах, так и в массе простого народа ширилась внутренняя пустота, которую по-своему старались заполнить. И если одни теперь всё чаще обращались к сектантству, то других это могло ещё больше оттолкнуть от религии и склонить к совершенному неверию и материализму. " К горю нашему, - вслед за святителем Игнатием (Брянчаниновым) отмечал преосвященный Феофан, - зло сие всё более и более растет и распространяется - заходят богопротивные мнения и подсекают веру; подсекая же веру, портят благочестие. - У нас эта язва явилась в двух видах - в виде неверия, - от ложного направления умственного образования, и виде раскола, - от грубого неведения, в чем главное дело спасения " с.73]. Вместе с тем, святитель Феофан ожидал определенных мер и от церковных властей, но не встречал их содействия. Его удивлению от такого бездействия не было границ. Он опасался роста влияния сектантства, ибо это могло в религиозном отношении пополам рассечь всю Россию вып.2 с.110]. Цензура в то время не препятствовала, например секте Пашкова издавать свою литературу, несмотря на её неправославное содержание. Пашков даже заявлял, что имеет на это письменное разрешение от государя и митрополита вып.7 с.124]. " Как нелепо действовала против него наша духовная власть, из рук вон. 5 лет трубить, - а ему ничего. Мне стало сдаваться, не изъявил ли как-либо митрополит согласие на его проповедь, будучи обманут льстивыми пашковскими речами о значении воплощенного домостроительства " вып.7 с.135].

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/23/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (После 1212 - 7.02.1238, Владимир), мц. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кнг. Владимирская, дочь Киевского вел. кн. Владимира (Димитрия) Рюриковича, жена св. мч. Всеволода (Димитрия) Георгиевича . Основными источниками сведений о ее жизни являются древнерусские летописи т. н. лаврентьевско-троицкой группы и цикл агиографических произведений, написанных в 1-й пол.- сер. XVII в. в связи с почитанием Владимирского вел. кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича . Время и место рождения М. В. неизвестны. Она могла родиться в одном из городов, где между 1212 и 1215 гг. пребывал ее отец (в Киеве, Белгороде, Овруче, Переяславле-Русском или Смоленске). 14 апр. 1230 г. М. В. вышла замуж, молодых венчал в Успения Пресвятой Богородицы соборе во Владимире Владимирский еп. сщмч. Митрофан (ПСРЛ. Т. 25. С. 124). Нек-рые списки монастырских синодиков называют имена детей кн. Всеволода и М. В.: кн. Авраамий и кнж. Евдокия (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 41 об., 1556 г.; Синодик нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г.; Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об.). О существовании у них детей также известно благодаря их косвенному упоминанию в Лаврентьевской летописи 1377 г., к-рая отметила, что 7 февр. 1238 г. у вел. кн. Георгия Всеволодовича вся его семья, «княгини з детми и со снохами и со внучаты огнемь скончашася» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 463). Во Владимирском списке Жития блгв. кн. Георгия Всеволодовича, датированном 1695 г., упоминается, что князь неоднократно приходил вместе с семьей на богомолье во владимирский Княгинин в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь , куда 9 марта 1230 г. были торжественно перенесены мощи мч. Авраамия Болгарского . Здесь, согласно житийной традиции, вел. князь и его дети «припадаше и многую милостыню творяше и трапезы убогим своими руками поставляше» ( Сиренов. 2003. С. 62).

http://pravenc.ru/text/2562132.html

Мелойгуба. Часовня Николая Чудотворца. Часовня Николы Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня во имя Святителя Николая Чудотворца д. Мелой Губа. 1693 г. Состоит из двух срубов: молельни и сеней, перекрытых единой кровлей. Над сенями возвышается звонница. Особый облик часовне придает крупное протяженное крытое крыльцо, расположенное перпендикулярно к сеням. Иконы так называемого " неба " (особой потолочной формы размещения икон в деревянных храмах, появившейся со второй половины XVII в.) были вывезены из часовни экспедицией музея " Кижи " в 1970 г. и хранятся в фондах этого музея. За прошедшие со времени экспедиции КМИИ 7 лет в часовне сохранилось только 7 икон " неба " и большая монументальная икона «Страшный суд». По книгам: Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи»: Каталог/Государственный историко–архитектурный музей–заповедник «Кижи», Министерство культуры КАССР./Сост. И.М. Гурвич. — Петрозаводск, 1980. С. 20, 62–63; Фролова Г.И. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея–заповедника «Кижи». Петрозаводск: Издательский центр музея–заповедника «Кижи», 2008. С. 124—129.  Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья//Кижский вестник. 2. Заонежье. Петрозаводск, 1993. С. 177–178. Большинство заонежских часовен окончательно сформировалось как раз в период перелома от традиционного народного зодчества к профессиональной архитектуре. Очень характерна в этом отношении судьба Никольской часовни в деревне Мелойгуба на северо–западе Заонежского полуострова. Срублена она была в конце XVII в. в виде клетской постройки, состоящей из более высокого сруба главного помещения с повалами, низкой бесповальной трапезной и развитого крыльца. При первой реконструкции в конце XVIII в. вместо разобранного крыльца пристроили сени с колокольней над ними. Одновременно надстроили трапезную под общую крышу с молитвенным помещением, оставив потолки на прежнем уровне, и следовательно придав равновысокость наружному объему сооружения с разновысоким интерьером — влияние тенденций профессиональной архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=11338

Нижние Прыски. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района. В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод. В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины. В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым. Престолов было три: главный в честь Преображения Господня, правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, левый придел во имя вмч. Параскевы. Церковная библиотека насчитывала 80 томов. Приход: село Нижние Прыски (124 двора), сельцо Верхние Прыски (36 дворов), сельцо Потросово (94 двора), деревня Стенино (67 дворов), всего 321 двор. В приходе было 1445 прихожан мужского пола, 1590 – женского. В приходе были школы: церковноприходская женская в селе Нижние Прыски, учреждена в 1895 году, помещалась на втором этаже церковного дома, церковноприходская смешанная в сельце Верхние Прыски, учреждена в 1891 году, земская мужская в селе Нижние Прыски, земская смешанная в деревне Потросово, земская смешанная в деревне Стенино. Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах. Храм из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато, в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей. До наших дней из первоначальной застройки на храме и колокольне сохранились кованые кресты, а внутри храма - уникальный пол из яшмовой плитки. Под храмом располагается Амосовская печь, от которой под полом проложены дымоходы, позволяющие прогревать весь объем храма. Также уцелела каменная ограда с двумя воротами.

http://sobory.ru/article/?object=01471

Новосокольники. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь в пристанционном поселке, построенная в 1912. Интересный образец необарокко, крестообразный в плане храм, завершенный бетонным куполом с люкарнами. Закрыта не позже 1930-х. В 1944 взорвана отступающими немцами, руины разобраны. Алексеев Ю.Н. Новосокольническая земля: храмы и религиозные общины. М., 2010. С. 13-15. Кирпичная на каменном фундаменте однопрестольная церковь построена в 1912 году управлением Московско-Виндавской железной дороги с участием железнодорожных служащих и жителей станции и посёлка Новосокольники на земле, отчуждённой для нужд железной дороги. Освящение церкви совершил 19 августа (1 сентября) 1912 года епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) в присутствии начальников дороги Святицкого, Харламова, Старицкого и членов строительного комитета. После освящения епископ обратился к собравшимся со словами назидания на слова «Вы - храм Божий есте и Дух Божий живет в вас». Колокольня была временная деревянная, стояла отдельно от церкви, на ней было 9 колоколов. Первый колокол весил 124 п. 13 ф., вес второго колокола - 43 п. 35 ф., третьего - 14 п. 12 ф., четвёртого - 8 п. 30 ф., пятого - 4 п. 3 ф., шестого - 2 п. 4 ф., седьмого - 1 п. 7 ф., восьмого - 22. ф., девятого - 14. ф. Епископ Псковский и Порховский Евсевий вновь посетил Николаевскую церковь 7 июля 1916 года. В приходе находилась двухклассная школа Министерства народного просвещения, которая содержалась управлением железной дороги. В 1915 году в ней обучалось 210 мальчиков и 161 девочка. Кроме министерской, была земская школа, в которой в 1915 году обучалось 55 мальчиков и 45 девочек. В церкви служили священник и псаломщик. Жалование им платило управление железной дороги. Священник Евгений Петрович Троицкий родился в семье священника в 1878 году в погосте Окни Великолукского уезда. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в погосте Высокое Порховского уезда, где рукоположен в сан священника.

http://sobory.ru/article/?object=41707

Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Миссионерская деятельность Миссионерское служение РПЦ См. также: Миссионерство. Миссиология 1656– 1672). 1131. Муравейник А., Соколов М. Н а Чукотке//ДМ. 1996. Вып. 2. С. 71–79. Деятельность миссионерско-катехизаторской группы ТСЛ и МДА в июле 1993 г. 1132. Уляхин В., свящ. Православная миссия в Якутии в августе 1997 г.//БСб. 1999. 3. С. 312–319. Зарубежные диаспоры РПЦ См. также: Русская Православная Церковь За границей 1203–1209). 1133. Митрофанов Г., прот. Из истории Русской Православной Церкви ХХв.: (К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг.)//ХЧ. 1991. 1. С. 10–30; 2. С. 7–39; 3. С. 30–60; 4. С. 5–28; 5. С. 5–43. 1134. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья: [Лекции, прочит. в 1991 г. в ЛДА, МДА, Костромской ДС]//ЦиВр. 1991. 1. С. 19–64; 2. С. 53–71. 1135. Поспеловский Д. В. Роль русского зарубежья в распространении Православия//АиО. 1994. 1. С. 73–81. 1136. Энеева Н. Т. Православная миссия русской эмиграции//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 329–332. Восточная Европа 1137. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (1921– 1939)//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 404–414. 1138. Косик В. И. Политика и Православие: (Из истории русско-болгарских отношений)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 142–158. 1139. Миронова Е. М. Миссия и колония: (К вопросу о роли российской миссии в Белграде и формировании и жизни Русской беженской колонии в Королевстве сербов, хорватов и словенцев)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 311–321. 1140. Степанов Н. Ю. Русские средние учебные заведения в эмиграции в Югославии в 1920-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 306–311. Западная Европа 1141. Евлогий (Георгиевский), митр. Западно-Европейских русских Церквей. Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего православными русскими Церквами в Западной Европе, 1927–1930 гг.: Документы из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 75–110; 3(6). С. 105–124; 4(7). С. 124–145; 1999. 1(8). С. 218–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010