По словам псалмопевца Давида: «Господи! Кто может пребывать в жилище твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот… кто серебра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного» 124 . Мерзостью называл отдачу в рост и взятие лихвы пророк Иезекииль 125 . Ростовщичество, несмотря на запрет, и, возможно, благодаря указанному послаблению, распространялось в Израильском обществе. Отдавали в рост и брали лихву не только с иноземцев, но и с единоплеменников. Во времена Неемии обедневшие Иудеи вынуждены были занимать серебро, конечно под проценты и под залог своих полей и виноградников для того, чтобы достать хлеба и заплатить подать царю. Многие из них вынуждены были за неимением залога продавать в рабство своих сыновей и дочерей 126 . Примечательно, что Неемия, услышав жалобы бедных об этом, не только выговорил знатным и начальствующим Иудеям, призвав их возвратить взятые в залог поля, виноградные и масличные сады бедных «и рост с серебра и хлеба, вина и масла», но и подал пример, простив долги бедных хлебом и серебром себе, своим братьям и слугам 127 . Уже в древности ростовщический процент столкнулся с инфляцией, которая, однако, длительное время, вплоть до Нового Времени, была значительно слабее его. Темп древней инфляции был незначителен и реальный процент был немногим меньше номинального. Древняя инфляция проявлялась двояко. Во-первых, в форме снижения массы одноименных слитков золота или серебра, а впоследствии — монет. Например, находящийся в обращении серебряный сикль (шекель) потерял со временем половину своей массы (с 14,5 г. — такую массу более продолжительное время сохранял священный сикль, которым принимали церковные налоги — до приблизительно 7 г. Он назывался «простой сикль»). Таким же образом талант — слитки общей массой 43,5 кг (3000 священных сиклей) превратился в «народный талант» весом 18,75 кг (1290 священных сиклей), римский динарий, по данным профессора В.А. Федосика, с 217 г. до Р.Х. до 54 г. после Р.Х. уменьшился в массе с 4,55 г.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 25). Велика Благость Божия и человеческая жестокость. Кто испросил себе отсрочку и получил прощение долга, тот, когда у него попросили отсрочки, не только не дал, но и заключил в тюрьму своего должника, не столько ему задолжавшего, сколько должен был сам: сам был должен десять тысяч талантов, а тот пятьдесят динариев. Потому евангельское слово, сравнивая человеческую доброту с Божией Благостию, справедливо назвало ее злом: " если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим... " . Не всю природу обвиняет оно во зле (да не будет этого!), ибо написано: " Благотвори, Господи, добрым " (Пс. 124, 4), и еще: " Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе " (Мф. 12, 35), но только сравнивая благость человеческую с Божией, назвало ее злом. Ибо далее сказано: " ... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него " (Мф. 7, 11). Преподобный Исидор Пелусиот (115, 645). ДВОЕДУШИЕ Скрытое лукавство вредоноснее явного. Потому что, если бы знали клеветников, легче избежали бы их несдержанных языков и недобрых расположений. Святитель Василий Великий (6, 9). Никто пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: " Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый " (Пс. 11, 4). Преподобный Феодор Студит (69, 63). Анания, оскорбивший Духа Святого двоедушием и лицемерием, не остался без наказания (Деян. 5, 1-6). Наказание, какому подвергся он, без сомнения, чрезвычайное, и в обычной жизни не случается видеть примеры подобного наказания за двоедушие. Но это бывает не потому, чтобы нынешние лицемеры были виновны менее Анании, а только по милосердию Божию, ожидающему от них исправления и покаяния. И горе им, если не воспользуются этим милосердием! Наступит время воздаяния, когда Господь " осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения " (1 Кор. 4, 5), когда за всякое праздное слово, тем более за слово и дело лицемерное, люди подпадут строжайшей ответственности перед Богом. Поэтому пусть каждый ограждает себя страхом Суда Божия, чтобы хранить себя и в слове, и в деле от лицемерия и двоедушия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Пс.11:8,9             Ты, Господи, сохраняешь их,                         соблюдешь их от рода сего вовек.                   Кругом нечестивые ходят 119 ,                         когда возвысилась ничтожность 120 у сынов человеческих. Давид замыкает Псалом на начальную мысль: богообщение пресеклось в народе. Однако таково        слово Божье – простое: когда нечестивые кругом и ничтожество наверху, смиренные и нищие – терпящие невинно будут спасены. Пс.12:3             Доколе я буду слагать советы в душе моей,                         скорбь – в сердце моем [целый] день?                         Доколе 121 будет возноситься враг мой на меня? Душа стала как собрание (совет эца), где толпятся помыслы и каждый подает свой голос (совет) 122 . Такое состояние замкнутости (рефлексии, несообщительности) Давид понимает как отлученность. Это состояние – не нейтральное, это состояние, когда «враг» превозмогает. Пс.12:4,5             Увидь, ответь мне, Господи Боже мой,                         просвети очи мои, да не усну смертно.                   Да не скажет враг мой: я превозмог его.                         Враги мои [да не] возрадуются, что я поколебался. «Увидь, Боже», – просит человек, потому что тогда и я увижу («просвети очи мои»), где выход. Если остаться наедине с собой – на совете своих помыслов, то это значит, что «враг» и «враги» одолели, а я поколебался. Враг тоже «говорит в сердце моем: не поколеблюсь» ( Пс.10:6 /9:27). Давид понимает, что или он, или враг одолеет. Пс.13:1             Сказал низкий в сердце своем: «нет Бога».                         Они растлевают, делают мерзкое с поруганием.                         Нет делающего благое. " Низкий» навал 123 – глагол того же корня (навал) обозначает поведение «оскорбительное», «презрительное» по отношению к почтенному ( Мих.7:6 ) и святому ( Втор.32:15 ); такое поведение – «глупое, несмысленное». Однако и Бог может нечто «сделать презренным», «оскорбить» ( Наум.3:6 ; ср. Иов.42:8 ). Навал в данном контексте обозначает неподобающее поведение низшего 124 по отношению к высшему – в этом заключается «глупость и бессмыслица».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что тщеславие является смертным грехом. В самом деле, вечной награды можно лишиться только по причине смертного греха. Но тщеславие лишает вечной награды, в связи с чем читаем: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, – иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» ( Мф. 6:1 ). Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Возражение 2. Далее, всякий, усваивающий себе то, что приличествует одному только Богу, совершает смертный грех. Но из желания тщетной славы человек усваивает себе то, что приличествует только Богу. Так, [в Писании] сказано: «Я... не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ); и ещё: «Единому... Богу – честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ). Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Возражение 3. Далее, грех, который наиболее опасен и пагубен, явно является смертным. Но тщеславие как раз и есть такой грех. Так, в своей глоссе на слова [Писания]: «Богу, испытующему сердца наши» ( 1Фес. 2:4 ), Августин говорит: «Пока человек не восстанет против любви к человеческой славе, он не почувствует её губительной власти, поскольку хотя и легко быть равнодушным к хвалам при их отсутствии, однако трудно не получать от них удовольствия, когда они налицо». И Златоуст, в свою очередь, говорит, что «тщеславие выступает как тать и исподволь лишает нас всего нашего внутреннего имения» 124 . Следовательно, тщеславие является смертным грехом. Этому противоречит следующее: Златоуст говорит, что «в то время как другие пороки гнездятся в слугах дьявола, тщеславие находит себе место даже в слугах Христа». Но в последнем случае речь не идёт о каком-либо смертном грехе. Следовательно, тщеславие не является смертным грехом. Отвечаю: как уже было сказано (24, 12; 110, 4; 112, 2), грех является смертным по причине того, что он противен любви к горнему. Затем, сам по себе грех тщеславия, похоже, не противен горней любви в том, что касается любви к ближнему, тогда как в том, что касается любви к Богу, он может быть противен горней любви двояко. Во-первых, со стороны материи, которой хвалятся, как, например, когда кто-либо хвалится чем-то ложным, что противно тому почитанию, которое мы должны воздавать Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Вознеслось сердце твоё, и ты говоришь: “Я – «бог " ”« ( Иез. 28:2 ); и ещё: «Что ты имеешь, чего бы не получил, – а если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4:7 ). Или же когда человек предпочитает Богу преходящее благо, которым хвалится, ибо и это запрещено: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим; но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» ( Иер. 9:23–24 ). Или же когда человек предпочитает свидетельство человека свидетельству Бога, в связи с чем в осуждение некоторым сказано: «Ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» ( Ин. 12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Следовательно, если вы живете в забвении Бога, то так же будут жить и воспитавшиеся у вас ученики ваши, а некоторые из них, без сомнения, пойдут еще дальше. На вас будет лежать значительная доля ответственности за это в день Страшного Суда. Если у вас были в ходу и фальшь, и обман, то не лучше будет и у них. Если у вас замолкала молитва и забывалось о славе имени Божия, то так же будет и у них. Если вы насмешники и сквернословы, то, конечно, этому научатся от вас и они. Помните, что за всех, кто воспитывается под сенью вашего дома, вы должны будете дать строгий отчет пред Богом. А вы, юноши, крепче помните и храните в душе своей образ прекрасного Иосифа! О, если бы этот образ сделался вашим образом! Перед его глазами твердо стоял Господь и честная будущность, хотя он и не знал, к чему он готовится. Мы жалуемся, что у нас нет сейчас людей сильных духом и волею, жалуемся, что ныне нет людей, на верность коих можно было бы положиться, что слова и обещания у всех как трость, колеблемая ветром; жалуемся, что наше поколение колеблется от всякого ветра общественного мнения, что нет у нас людей, которые готовы были бы на всякое самоотвержение или подвиг ради своих ближних. – Затихнут эти жалобы, если слово Божие воздействует в сердцах нашего подрастающего юношества при большем усердии к их нравственному воспитанию со стороны тех, под руководством коих они находятся. Тогда сердце их будет крепко и вера сильна. Тогда явятся и мужи силы, ибо только Господь делает мужа. О, Господи Иисусе! Пройди через нашу пустыню, подыми израненных разбойниками и исцели их!.. Даруй, чтобы наши юноши сделались мужами по сердцу Твоему! О христианском подвиге 124 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:7–8 ) Вот слова Священного Писания, на которых я, по долгу своего архипастырского служения, желал бы при настоящем первом свидании с вами, боголюбивые юноши, остановить ваше внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Следующим аргументом в защиту возможности тления до грехопадения выдвигается следующий. — Распад животных нормален, ибо они не предназначены для вечности, что доказывается, например, в том, что их не причащают. Но здесь нужно уточнить. Да, животные, как говорил например  блаженный Августин созданы смертными, но смертными в каком смысле? По учению свят. Афанасия и сам человек создан смертным, ибо то, что получило начало чрез изменение может и исчезнуть. Но ведь из этого не следует, что Адам должен был умереть, хотя бы и не согрешил (сравни 123 и 124 правила Карфагенского Собора)? Подобно этому и животные созданы с возможностью смерти, и с возможностью борьбы за существования, и с органами, которые потом стали использоваться для хищничества, но до греха и львы питались зеленью травной ( Быт.1:29-30 ). И это же будет и после воскресения. По мысли нашего литургического богословия после конца мира нас ожидает возвращенный рай. Про него у нас есть пророчество Исаии — «Тогда волк будет жить с вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет пасти их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому» ( Ис.11:6–7 ). Как будет после конца мира, так было и в начале, ибо Сам Бог сказал о всем Своем творении — «очень хорошо»! Так что и животные могут быть неуничтожимыми, но, конечно, не сами по себе, а чрез человека. И именно по этому они и не причащаются, ибо они и не грешили, и потому не нуждаются в таком врачевании. Только тот, ради кого Бог покорил тварь тлению, может ее исцелить. По учению преп. Максима Исповедника Адам был призван преодолеть деление на чувственную и умопостигаемую тварь. По верному слову свят. Филарета первый человек должен был быть царем, первосвященником и пророком для подвластного ему мира. И именно благодаря этому служению (которое проявилось, например, в наречении имен) животные и не подпадали под свойственное всему сотворенному изменение вплоть до уничтожения.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Так даруй нам, Господи, прощенье, Ибо Ты и милостив и благ; От людей надменных поношенья, От гордящихся уничиженья Терпим мы достаточно и так. Н. Басовский - 123-й псалом (Песнь восхождения) Я к небу обращаю взгляды, и в них — душа моя живая, и только одного мне надо: на милость Божью уповаю. Как раб — в хозяйские ладони, как в руки госпожи — рабыня, так мы, в собрании и в доме, глядим на Господа отныне. Мы уповаем с новой силой, ждём в наших судьбах перемены: помилуй, Господи, помилуй, довольно были мы презренны! Ведь до сих пор ещё не стёрты на душах наших и на стенах уничижения от гордых и поношенья от надменных. Псалом 123. Канонический русский перевод Песнь восхождения. Давида. 1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, — 2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, 3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас; 4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею; 5 прошли бы над душею нашею воды бурные. 6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! 7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. 8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю. Н. Гребнев - Псалом 123 Если бы не с нами был Господь, Мы бы обессилели, пропали, Если бы не с нами был Господь В час, когда враги на нас восстали, В ярости они б нас растоптали, Не смогли бы мы их обороть. Волны гнева нас бы поглотили, Бурные теченья потопили Наши души, ровно как и плоть, Многократ благословен Господь, Чьей рукою спасены мы были. Это наши души, словно птицы Из сетей проворного ловца, Вырвались, смогли освободиться, Нас спасла Господняя десница, Ибо только с помощью Творца На земле и в небе всё вершится. Н. Басовский - 124-й псалом (Песнь восхождения) Если бы не был с нами Господь, когда чужие напали на нас, если бы не был с нами Господь, кто бы Израиль спас? Когда возгорелся их гнев большой, живым был бы съеден мой народ, и поднялась бы над нашей душой толща тяжёлых вод. Благословен Господь, что не дал Ты мой народ на съеденье им, и схлынули воды за валом вал одним веленьем Твоим.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Таким образом причиною суда Божия над народом иудейским, совершившегося рукою Навуходоносора, царя вавилонского, было тоже самое, что за 100 с небольшим лет пред этим навлекло на израильтян грозное нашествие Сеннахерима (см. 4Цар. 17:7–18 ), именно – отступление от истинного Бога и уклонение в идолопоклонство и нечестие ( 2Пар. 36:14–16 ). По свидетельству истории от этой же ближайшим образом причины падали и все некогда сильные и могучие государства. Какое сильное предостережение и для настоящих времен. 17–19 ст. Последние слова (16 ст.), указывающие на то, среди какого общества предстоит пророку проходить свое служение, могли сильно смутить юного пророка. Среди общества, которое забыло истинного Бога и стало служить идолам, пророк Иеремия очевидно мог ожидать одних только огорчений. Но Господь предупреждает его, что он не должен ничего подобного бояться, напротив должен быть всегда готовым (препояши чресла твоя) 124 открыто и безбоязненно говорит (востани, глаголи) все, что повелит Бог . При этом указываются и самые причины или основания того, почему пророк не должен ничего бояться. «Ты не бойся их (от лица их) и не страшись пред ними, потому что Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя (от всякого зла), говорит Господь» (17 ст.). Эта мысль и раскрывается далее (18–19 ст.). Божественная помощь пророку видимым образом выразится в том, что хотя все, начиная с царей, князей и священников и кончая простым народом, будут вооружаться против него, однако же не в силах будут одолеть его: он будет неприступным (неодолимым) для них, как укрепленный город (град тверд) как железная башня (столп железный), как стена медная и крепкая (стена медяна и крепка). «Вот Я поставил тебя теперь, говорит Господь пророку, как бы укрепленным городом, железною башнею и медною, крепкою стеною для всех царей иудейских, князей, священников и всех людей этой земли (18 ст.). Они будут воевать (ратовати) против тебя, но не одолеют (не премогут) тебя, потому что Я буду с тобою, чтобы избавлять тебя (от всякого зла), сказал Господь» (19 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

То, что вновь напоминал человечеству преподобный Силуан Афонский, —  это чистейшее апостольское учение. Здесь слышен голос апостола любви Иоанна Богослова: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1 Ин 2:7,9–11). Это то самое “лицо темной бездны”, каким бы пророческим пафосом человек ни прикрывался. Далее, экклезиологическое свидетельство преподобного Силуана Афонского о том, что только члены Церкви, неопустительно, без малейших исключений исповедующие любовь к врагам, только они — в свете; только то и только тогда церковное образование, на какое бы правопреемство оно ни ссылалось, пребывает в Церкви, когда оно исповедует любовь к врагам и проповедует ее неопустительно. Вот это свидетельство преподобного Силуана Афонского по-настоящему не было прочитано его ближайшими, но я берусь утверждать, что как раз в России, за которую преподобный Силуан молился, Русская Православная Церковь была полна сомысленными ему, сочувственными ему и единосердными ему, его во Христе соработниками. Таковым является, по моему глубокому убеждению, и Патриарх Сергий. Но еще несколько соработников, может быть, менее знаменитых, я бы хотела назвать. Давайте вспомним преподобного Феодосия Иерусалимского, пока что местночтимого. Вспомним 1925 год. Его пришли арестовывать. Ему было, по паспорту, 124 года. Но государственная машина тогда была похожа не на компьютер, а на мясорубку, которая молола, не соображаясь даже с анкетными данными. Старец Феодосий получил извещение свыше о том, что за ним сейчас придут. Вы помните, как он поступил далее. Он велел своим послушницам немедленно согреть тазик теплой воды. И когда явились эти “герои Солженицына” со своими голубыми кантами, он кротко попросил их разуться, чтобы он мог им вымыть ноги (дело было в Великую пятницу. Надо было бы, наверное, в Великий Четверг, но они на денек опоздали). Дальше произошло чудо. Не в том оно, что старец получил извещение свыше (по дару прозорливости он постоянно получал такие извещения), не в том чудо, что старец поступил так, как поступил — это святая обыденность святого человека; а чудо в том, что эти “голубые канты” без малейшего сомнения, вопроса или хотя бы усмешки стали послушно стаскивать друг с друга сапоги, чтобы старец совершил омовение ног, а потом уже сказали: собирайся.

http://pravmir.ru/prepodobnogo-siluana-a...

Фудель С. И. У стен Церкви.//Надежда. Христианское чтение. Вып. 2. – Франкфурт, 1979, с. 219. 115 Об этом см. главу “Икона и иноки” в моей книге “Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки”. – М., 1995. 116 См. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. – М., 1985, глава “Новый Завет в свете археологических открытий”. 117 См. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. – Париж, 1989. 118 Grabar A. L " iconoclasme byzantin. – Paris, 1984, p. 20. 119 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 21. 120 Там же, с. 22. 121 Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 7. – Казань, 1891, с. 293. 122 Замечу, что нынешним иконоборцам очень далеко до богословской глубины и точности аргументации иконоборцев древней Византии. 123 Об этом см. в трудах преп. Феодора Студита в защиту икон. 124 Потебня А. А. Мысль и язык.//Потебня А. А. Эстетика и поэтика. – М., 1976, с. 147. 125 преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 230. 126 Рерих Е. Письма. Т. 1. Минск, 1992, с. 225. 127 отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. – Париж, 1989, с. 57. 128 Фудель С. И. У стен Церкви, с. 375. 129 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника, с. 189. 130 Кстати замечу, что обращение к священнику “святой отец” не принято в Православии. Его употребление расценивается православными как знак нецерковности. 131 Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетья 1914-1922.//Минувшее. Исторический альманах. XI. – М. СПб., 1992, с. 194. 132 “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” (1 Кор. 8, 8-13). 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010