Новгородское строительство в 30–50-е гг. XV в. в типологическом отношении было на редкость разнообразным: возводились оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, часозвоня и колокольни, велись ремонтные работы. Строились церкви достаточно редких типов: сенные, надвратные храмы, а также церкви, соединенные с трапезными палатами — уникальное явление для древнерус. архитектуры того времени. В истории новгородской архитектуры до той поры не было эпохи, столь разнообразной по типологии построек. В 30–40-е гг. XV в. появились первые в новгородской земле каменные храмы в погостах. Кроме того, документы нач. XVII в. упоминают многочисленные каменные погостские храмы, не исключено, что нек-рые из них были построены еще в XV в. В годы архиепископства Ионы Отенского (1458–1470) было построено и отремонтировано около 30 сооружений. Основным заказчиком каменных церквей по-прежнему являлся сам архиепископ, продолживший линию своего предшественника, обустраивая резиденцию архиепископов — Владычный двор, а также возводя храмы в наиболее важных для святителя мон-рях — Отенском и Вяжищском. Строительством городских церквей или храмов в др. мон-рях владыка не занимался — это было делом уличан, частных заказчиков и игуменов. Вполне возможно, что возведение новых построек продолжилось и в 70-е гг. XV в., в годы архипастырского служения Феофила (1470–1479). К сожалению, в летописи в эти годы отмечено только 2 строительных акта, возможно, к 70-м гг. XV в. относится и возведение ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре. Принято разделять все памятники новгородской церковной архитектуры 1430–1470-х гг. на 2 линии: храмы «на старой основе» (Спасский собор в Ст. Руссе 1442 (1441?) г., церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках 1453 г., арх. Михаила на Михайлове ул. 1454 г., св. Илии Пророка на Славне 1456 (1455?) г., Успения на Торгу 1457 г., св. Димитрия Солунского на Славкове ул. 1462 г., Воскресения на Мячине 1463 г. и др.) и «новые» храмы (церкви св. Николая Мостищского мон-ря 1448 г., Двенадцати апостолов 1454 г., св.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Иконописный подлинник Византия. XII. Эпистилион (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Киев. 1108-1113. Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва. Русь. XII. Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва. Византия. XIII. Свв. Феодор Стратилат и Димитрий. Икона. Византия. XIII век. 64,2 х 50,2. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). Псков. XV. Вмч. Димитрий. Икона. Псков. Вторая четверть XV в. Венеция (?). XV. Кончина вмч. Димитрия. Икона. Венеция (?). XV в. Собрание Музея икон. Венеция. Венеция (?). XV. Погребение вмч. Димитрия. Икона. Венеция (?). XV в. Собрание Музея икон. Венеция. Русь. XVI. Вмч. Димитрий с житием. Русь. Начало XVI в. 88 х 65. Из ц. Покрова с. Гуменец, где существовал придел вмч. В 1927 поступила в Государственный музей-заповедник " Ростовский кремль " . Русь. XVI. Вмч. Димитрий с житием. Русь. XVI в. 111 х 86.5. ГЭ. Спб.

http://patriarchia.ru/db/text/913305.htm...

Итак, Похвальное слово было написано для произнесения в церкви Троицы на память Преподобного Сергия. Как известно, монастырь был сожжен в 1408 г. во время нашествия Едигея, и церковь Троицы была восстановлена только в 1412 г. Об этом читаем в приписке монаха Варлаама: «В лето 6920. Написася божестъвнаа Лествица месяца октовриа в 14 день, на память святых мученикъ Назариа, Геврасиа, Протасиа, Келесиа, в обители преподобнаго иигоумена Сергиа. В то же лето и священа бысть церкви в тои же обители месяца семптямриа в 25 день» (Троиц. 156, л. 252 об.). 25 сентября 1412 г. мы имеем пересечение следующих событий: 1) день памяти Преподобного Сергия; 2) 20-летний юбилей со дня кончины Преподобного; 3) освящение монастырского храма – церкви Троицы; 4) этот день являлся воскресным – единственный раз в промежутке между 1408 и 1418 гг. Думаю, что самым подходящим случаем для произнесения Похвального слова в честь Сергия был праздничный день 25 сентбяря 1412 г. – день памяти, причем юбилейный, Преподобного Сергия Радонежского, совпавший с днем освящения Троицкого собора. Похвальное слово Сергию Радонежскому имеет заголовок (по списку Троиц. 755): «Слово похвално преподобному отцу нашему Сергию, сътворено бысть учеником его священноиноком Епифанием». Текст сохранился в одной редакции, важнейшее разночтение, отличающее древнейшие списки от более поздних, таково: согласно первым, Сергий жил 70 лет, в монашестве – 50 лет, в других списках даты исправлены на основании одной из Пахомиевских редакций Жития Сергия – 78 лет и 55 лет соответственно. Выявлены следующие списки Похвального слова Сергию Радонежскому: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 755 (л. 84–105: 70 лет и 50 лет) (число 70 позднее исправлено на 78) – 50-е годы XV в. Филигрань: Корона – типа Лихачев, 2570 (1461 г.). 2) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевы Лавры), 763 (л. 79–98: 70 лет и 50 лет – число 70 позднее исправлено на 78)- 50-е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Троицкого вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Классификацию В. А. Кучкина считаю необходимым дополнить введением еще одного извода, в котором сочетаются чтения первых двух изводов. Среди важнейших характеристик текста Жития Петра (заголовок, имя великого князя на Владимирском соборе) выделяю еще написание даты кончины Петра (по древнейшей традиции – 20 декабря, позднее утвердилось почитание 21 декабря), а также указание на титул князя Дмитрия Михайловича, присутствовавшего на Переяславском соборе 1311 г.: князь Дмитрий Грозные Очи представлял тогда своего отца великого князя Владимирского Михаила Ярославича, уехавшего в Орду, но впоследствии (в 1322–1326 гг.) и сам занимал великокняжеский стол, что могло учитываться позднейшими переписчиками. Предлагаемая ниже классификация списков Жития митрополита Петра является предварительной, поскольку я подробно успел просмотреть только древнейшие рукописи. Работа в дальнейшем будет продолжена. Первый (Основной) извод – включает списки Жития митрополита Петра, в заглавии которых отсутствует имя епископа Прохора, а среди участников Владимирского собора 1327 г. упомянут великий князь Александр Михайлович : 1) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 637 (л. 446–452) – 70-е годы XV в. Филиграни: Агнец под знаменем в круге (1-й вариант) – Брике, 44 (1463–1475 гг.); Бык – Брике, 2741 (1470–1479 гг.); Гроздь винограда – Лихачев, 1131 (1470 г.); Петух-Лихачев, 2646 (50– 70-е годы XV в.); Корона-типа Брике, 4645 (1459–1465 гг.); Агнец под знаменем в круге (2-й вариант) – Лихачев, 1264, 1265 (70-е годы XV в.); Перстень – Лихачев, 1262, 1263 (70-е годы XV в.). В списке утерян первый лист, текст начинается словами: «…твори манастырь и събра братию». После окончания Жития Петра прибавлено описание чудес у гроба Петра в 1347 и 1351 г. – следовательно, список Егор., 637 того же состава, что и Сол., 518 537, и должен был иметь тот же заголовок. Об участниках Переяславского собора сказано: «князю великому Михаилу в Орде бывшю, но приехавшю сыну его князю Дмитрею и брату его Александру». День похорон митрополита Петра обозначен как «месяца декабря в 20-й день, на память святого Игнатиа Богоносця ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) РГБ, ф. 304 I, 680 (л. 348 об. – 361). Минея четья на август, 60-е годы XVI в. Филигрань: Кораблик – Лихачев, 3353 (1561 г.). Вероятно, копия списка Унд., 232. 3) ГИМ, Воскресенское собр., 154б (л. 1062 об. – 1069). Воскресенский список Софийской II летописи, 50–60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 124–128. 4) РНБ, F.IV. 144 – Эттеров список Львовской летописи, 60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910. С. 212– 217. Софийская II и Львовская летописи восходят к общему источнику – Своду 1518 г. 5) ГИМ, Синодальное собр., 808 (л. 1095–1110 об.) Милютинская минея на август, 1654 г. Копия списка Унд., 232 (!). Соловецкий вариант По сравнению с вариантом Ундольского отличается еще большим количеством искажений и пропусков, особенно чудовищен пропуск после слов «помянув послати по икону Пречистыя» (следующий текст начинается словами: «Благолюбивый же Кипреян митрополит Киевьский всея Руси, слышав таковую речь от господина своего»). Показательное чтение – «виждь, смири онаго варвара». 1) РНБ, Соловецкое собр., 804 914 (л. 476–484). Сборник 80-х годов XV в. Филигрань: Голова быка под стержнем с короной и 6-лепестковым цветком – типа: Пиккар, XV, 211 (1479, 1480 гг.). Хотя Второй вид извода А Повести о Темир-Аксаке наихудшим образом отражает текст Пахомиевской редакции, а Соловецкий вариант искажает его до неузнаваемости, тем не менее Соловецкий список был выбран как наиболее «образцовый» и опубликован в Памятниках литературы Древней Руси (XIV – середина XV века). М., 1981. С. 231–242 (естественно, с ошибками). Заголовок: «Месяца августа 26, на память святых мученик Андреяня и Натальи. Повесть полезна от древняго писания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречистыя Богородица, еже нарицается Владимерьская, како приде от Владимеря в боголюбивыи град Москву, избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) БАН, 21.3.3 (л. 237–243). Сборник 20-х годов XVI в. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 652 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В роли заказчиков монументальных построек 30–50-х гг. XIV в. чаще всего выступали архиепископы, их строительные инициативы тесно связаны с украшением храмов: устройством медных дверей (Васильевских врат), иконостаса собора Св. Софии, росписью храмов, изготовлением колоколов. Велось строительство и по заказу частных лиц (жителей Лубяницы, новгородцев Лазуты, Андреяна и Данилы и др.). Для владык и для др. заказчиков, скорее всего, строили одни и те же мастера. 2-я пол. XIV – 1-я четв. XV в. В 1360 г. со строительством ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью начинается новый период в истории зодчества средневек. Н., во многом, возможно, связанный с естественной сменой части мастеров или с приходом нового зодчего. Общность конструктивных и декоративных решений, единство примененных строительных материалов и технологий позволяют рассматривать архитектуру 60-х гг. XIV в. – 20-х гг. XV в. как единый период. Наиболее активно строительство велось при новгородских архиепископах Алексие (1359–1389), Иоанне II (1389–1415) и Симеоне (1415–1421). Летописные данные свидетельствуют о возведении во 2-й пол. XIV – 1-й четв. XV в. нескольких десятков построек, многие из них сохранились, нек-рые изучены в ходе археологических работ. Меньше всего известно о заключительной части периода — архитектуре 10–20-х гг. XV в. Известия летописей демонстрируют значительное развитие строительного дела в Н. в это время — сооружение храма занимало, как правило, один сезон, в нек-рые годы в Новгородской земле строилось одновременно неск. церквей. Постепенно большая часть городских храмов стала каменной, церкви возводили и в малых городах Новгородской земли – Старой Руссе, Порхове, мн. пригородные мон-ри также получили каменные постройки. В нек-рых мон-рях возникли комплексы, состоявшие из ряда каменных церквей (Аркажский, Деревяницкий, Лисицкий). Об организации строительства в новгородской земле в это время известно благодаря сведениям порядной на строительство Троицкой ц. Клопского мон-ря 1419 г., дошедшей до нас в составе Жития прп. Михаила Клопского — строительство церквей выполнялось дружиной из неск. мастеров, нанимавших подсобных рабочих на месте, поставкой строительных материалов, судя по всему, занимался заказчик.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Согласно родословным книгам XVI в., Федор Бяконт пришел на службу в Москву из Чернигова 184 . Наиболее ранний источник, упоминающий этого боярина – первая редакция Жития его сына, митрополита всея Руси Алексея, составленная вскоре после его смерти (1378), скорее всего между 1379–1382 гг. 185 . Этот памятник (так называемый рассказ «О Алексеи митрополите») сохранился в составе летописей, восходящих к общерусскому своду начала XV в. Фрагмент о происхождении Алексея встречается в них в двух вариантах. Один представлен в Московском своде конца XV в., Владимирском летописце и Ермолинской летописи: «Сеи убо иже в святых отець нашь Алексеи митрополит беаше родомъ от славных и нарочитых бояр Черниговъскых. Преселшу же ся отцю его именемъ Феодору и с женою своею Мариею и с всем домом своим в славный и преименитыи град Москву, ту же и родиша сего освященнаго отрока» 186 . Другой вариант читается в Рогожском летописце и Симеоновской летописи: «Сии убо преподобный отець наш Алексии митрополит беаше родом болярин, славных и нарочитых бояр (в Симеоновской добавлено – «литовскыхъ») от страны Русскыя, отъ области Московъскыя, благородну и благоверну родителю сыну от отца нарицаемого Феодора и матери именем Марии» 187 . Какой из этих вариантов первичен? Рогожский летописец и Симеоновская летопись имели общий протограф – тверскую редакцию общерусского свода начала XV в.; общий протограф был и у Московского свода и Ермолинской летописи, а Владимирский летописец испытал влияние этих летописей. Следовательно, возможны два объяснения расхождения: 1. Первично чтение Рогожского летописца и Симеоновской летописи, а чтение «Черниговъскых» и указание на переселение родителей Алексея в Москву появились в протографе Московского свода и Ермолинской летописи под влиянием второй редакции Жития Алексея, составленной в 50-е годы XV в. Пахомием Сербом 188 (о происхождении Алексея в этой редакции говорится так: «Случися судом Божиим на град Чернигов частая варварьская нахождении, грех ради человечьскых бывающих, тем же и мнози мужи благочестивый по различным странам нужди ради преселениа творяху, в них же бяше некто мужь благоверен Федор именем, съи убо в дни благочестивого великаго князя Ивана Даниловича, тогды тому великое княжением дръжаху, съи предпомянутыи Федор приде с женою своею, Марьею именем, и ту пребывающе, родиста сын... 189 ). 2. Первичным является чтение Московского свода-Ермолинской летописи-Владимирского летописца, а в протографе Рогожского летописца и Симеоновской летописи произошла замена «черниговъскых» на «от страны Русскыя, отъ области Московъскыя» 190 и было опущено сообщение о выезде Федора в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ни одна из сохранившихся рукописей старше XV в. не атрибутирует Преждеосвященную Григорию Двоеслову . Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (+604), – один из великих отцов Церкви. Некоторые исследователи сравнивают его влияние на церковную традицию на Западе со значением свт. Василия Великого в литургических реформах на Востоке. Имя свт. Григория в над писании Преждеосвященной Литургии присутствует в списках начиная с XV в. Позже эта атрибуция утверждается в печатных изданиях. Существует мнение, согласно которому Григорий Великий задокументировал чин Преждеосвященной Литургии в годы своего пребывания в Константинополе в статусе папского легата c 579 по 585гг. (См., напр.: [Hudleston, 1909, 780–787]). В рукописной традиции свт. Василий Великий упоминается в синайском диакониконе – служебнике особого состава, предназначенном для диакона Diakonikon Sinai gr. 1040 (XII в.), в примечании на полях в Ottoboni gr. 344 (1177), а также в армянском переводе Литургии Преждеосвященных Даров, ранних грузинских [Желтов, 2016, 271–272], некоторых сирийских и славянских рукописях 2 . В русских рукописях до XV в. Литургия называется либо «Служба святого поста», либо «постная служба святого Василия». В рукописях XVI в. появляется современная атрибуция, хотя и редко. И лишь после XVII в. авторство Григория становится общепринятым [Желтов, 2016, 271–272]. Византийские комментаторы В византийском литургическом комментарии Protheoria (Протеория), написанном между 1054 и 1067гг., так говорится об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров: «…говорят одни, что она Иакова, называемого братом Господним, иные – Петра верховного апостола, иные – иных» [Феодор Андидский, 1884, 409]. Любопытным является мнение патр. Михаила Керулария Константинопольского (XI в.). Отметив древность Литургии Преждеосвященных Даров и поместив ее во времена «еще до великих мистагогов» – свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста , он замечает, что после принесения Даров к алтарю «произносится тайная молитва святителя Афанасия, патриарха Александрийского… Эта молитва встречается в каком-то древнем Евхологии» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 50]). Он же обращает внимание на то, что во многих современных ему богослужебных книгах свт. Григорий Двоеслов назывался автором Преждеосвященной Литургии, которая совершалась в Риме [Alexopoulos, 2009, 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нам остается обозреть края Вологодский и Пермский, которые с 1492 г. составили уже одну епархию. И в прежнее время мы видели здесь до 20 обителей; теперь их появилось еще более. Кроме Печерской Троицкой пустыни, устроенной на реке Печоре Пермскими епископами в XV в., но неизвестно в каком году, и монастыря Рабанского Преображенского, основанного преподобным Филиппом в 32 верстах от Вологды на реке Рабанге в 1447 г., т.е. пред самым началом настоящего периода, во 2-й половине XV столетия возникли в этих краях следующие монастыри и пустыни: Борисоглебский, существовавший в Вологодском уезде прежде 1479 г.; Рябинина пустынь, основанная около 1485 г. в 60 верстах от Вологды на правом берегу реки Масляны; Печенгский Спасский на реке Печенге, в 20 верстах от Вологды, основанный в 1492 г. преподобными Авраамием и Коприем; Устюжский Преображенский, упоминаемый в Устюге в 1493 г.; Борисоглебский в Сольвычегодске, построенный до 1498 г.; Перцова, или Персова, Троицкая пустынь в 35 верстах от Вологды, основанная в 1499 г. преподобными Авксентием и Онуфрием; Иннокентиев Преображенский, названный по имени преподобного Иннокентия, который был из фамилии бояр Охлебининых, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, долго странствовал с преподобным Нилом Сорским по восточным обителям, жил потом несколько времени в его Сорском ските и наконец в последние годы XV столетия основал свой общежительный монастырь на реке Еде в 50 верстах от Вологды . К концу XV, а более в начале XVI в. устроился и самый замечательный из тогдашних монастырей Вологодского края — Корнилиев Комельский. Преподобный Корнилий происходил из Ростова от богатых и знатных родителей, по фамилии Крюковых. С юных лет постригся и проходил разные послушания в Кирилло-Белозерском монастыре, потом странствовал по другим обителям, жил в какой-то пустыне близ Новгорода, в пустыне Савватиевой близ Твери, и наконец в 1497 г. пришел в комельские леса, тогда еще глухие и непроходимые, и здесь, в 45 верстах от Вологды, поселился в случайно найденной разбойничьей хижине для уединенных подвигов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

7, л. 2. Веселовский С. Б. Семь сборов запросных и пятинных денег в первые годы царствования Михаила Федоровича. М., 1908. С. 119–120. Там же. ГА АО, ф. 829, оп. 1, д. 1090. В этой отписке фамилия читается скорее как: Бурняков. ГА АО, ф. 829, оп. 1, д. 53. Васильев Ю. С. Эволюция одной боярской вотчины в XIV–XVII вв.// Васильев Ю. С. Избранные труды… С. 182–196. Васильев Ю. С. Феодальное землевладение на Ваге//Аграрная история северо-запада России. Вторая половина XV – начало XVI в. Л., 1971. С. 291 (со ссылкой на известие о Шенкурском прологе 1229 г. – см.: Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка. СПб., 1863. С. 49); Васильев Ю. С.К вопросу о двинских боярах XIV–XVI вв.//Материалы симпозиума по проблемам аграрной истории СССР. Вып. 1. Вологда, 1976. С. 5–21. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 279. Уточнение родственных связей и датировки см.: Янин В. Л.Новгородские акты XII–XV вв. М., 1990. С. 273–280. Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1990. С. 278 (схема 11). Тысячная книга 1550 г. и дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. М.; Л., 1950. С. 151. Васильев Ю. С. Феодальное землевладение на Ваге. С. 291 (со ссылкой на жалованную грамоту 1553 г. и сотную 1623 г.). В. Л. Янин, приведя это суждение Ю. С. Васильева, свое мнение высказывать не стал, см.: Янин В. Л.Новгородские акты XII–XV вв. С. 274. Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в. Опыт исторического исследования. М.; СПб., 2007. С. 424. Иванов В. И. Приходо-расходные книги XVI в. Важского Иоанно-Богословского монастыря//Вестник церковной истории. 2018. 3/4(51/52). С. 208, 211, 214, 219, 228, 230, 232, 234, 240. Там же. С. 207, 247–248. Приходо-расходные книги Важского Иоанно-Богословского монастыря начала XVII в.     1 1601 г., июля 19 – сентября 10 – Приходо-расходная память слуги Важского Богословского монастыря Ивана Шеста, ездившего в Холмогоры с рожью   (Л. 1) Лета 7109-го июля в 19 день по благословению отца нашего игумена Аврамия и по приговору соборных старцев: черного свещенника Кондратия да черного свещенника Измаила, келаря старца Митрофана, да казначея старца Евстратия и всеи братьи Богословского монастыря послали на Низ на судне х Колмогорам и итьти ему в Неноксу, слуге нашему монастырскому Ивану Шесту, а с ним послали к старцу богословскому Игнатью ржи пятьдесят мер; и та рожь переменить на соль.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010