Политические взгляды Ивана IV Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) В одной из предшествующих глав книги мы приводили обращенные к царю слова старца Артемия: «И сам измлада Священное Писание умееши». Не исключено, однако, что эти слова были простой любезностью. Все, что мы знаем о жизни царя до его встречи с Сильвестром, никак не говорит о его пристрастии к размышлениям над книгами. Однако после этой встречи положение должно было измениться. Сильвестр был, несомненно, образованным книжником. Об этом свидетельствуют уже его послания, полные цитат из Священного Писания и творений отцов церкви. Известны и принадлежавшие Сильвестру рукописи (большая их часть сохранилась в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря); среди них имелись и тексты Священного Писания (в их числе и «исторические» книги), и сочинения отцов церкви и византийских писателей более позднего времени, и труды русских книжников XV—XVI веков (в том числе и «Просветитель»). В его собрании были даже греческие рукописи — редкое явление в русских книжных собраниях этого времени. Несомненно, Сильвестр должен был приобщать воспитанника к чтению книг и в беседах с ним постоянно обсуждал прочитанное. Успеху наставлений Сильвестра способствовало то, что он не был единственным образованным человеком среди тех, с кем молодой царь постоянно общался в 50-е годы XVI века. Выдающимся знатоком древнерусской книжности был глава русской церкви митрополит Макарий (о чем речь пойдет ниже), высокообразованным человеком проявил себя и один из создателей крупнейшего памятника русской исторической мысли XVI века — «Степенной книги», духовник царя протопоп Благовещенского собора Андрей. Но и среди светских лиц в окружении царя имелись люди, чья ученость не уступала учености духовных эрудитов и книжников. Так, незаурядными богословскими познаниями обладал молодой в то время руководитель Посольского приказа, дьяк Иван Михайлович Висковатый, о чем достаточно ясно говорят его критические замечания по поводу иконографии кремлевских икон, заказанных Сильвестром. Несмотря на свой возраст, образованным книжником был и молодой аристократ, горячий почитатель Максима Грека, князь Андрей Михайлович Курбский, принадлежавший в 50-е годы к кругу близких друзей царя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438926/

А.Н. Панин Скачать epub pdf Петр Алексеевич Миртов родился 6 июня 1871 года в селе Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии в семье настоятеля храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы Алексея Миртова и его жены Александры Феодоровны. Старинное село Чаадаево расположено в десяти километрах от города Мурома при речке Выжиге. История сохранила для нас некоторые сведения об этом селе. Село ведет свою историю с XV века. С 1495 года за селом закрепилось название Чегодаево, но в обиход вошла более упрощенная форма Чаадаево. В 1804 году вместо деревянного заложили новый каменный храм. Храм был освящен в 1814 году. Престолов в этом храме два: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной теплый во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. В историко-статистическом описании церквей и приходов Владимирской епархии сообщается за 1897 год: «Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего либо замечательного по своей древности или ценности в церкви не имеется. Приход состоит из одного села Чаадаева, в котором по клировым ведомостям числится 286 дворов, 811 душ мужского пола и 992 женского, в том числе 23 души раскольников обоего пола. В Чааадаеве с 1845 года существует народной училище, в настоящее время оно содержится на средства земства; учащихся в 1896 году было 50» 1 . Прежде чем стать на путь священства, Петр Алексеевич отдал много сил педагогической службе. Он потрудился на преподавательской ниве в Муромском Духовном училище, где с 1891 по 1894 год был смотрителем, был преподавателем во Владимирской Духовной семинарии и Владимирском Епархиальном училище. Но встав на путь священства, Петр Алексеевич связал свою жизнь с Санкт-Петербургом и посвятил этому городу и его жителям свои лучшие годы жизни. Петр Алексеевич вначале был священником на Большой Охте в храме образа Казанской иконы Божией Матери, находившегося в ведении Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/pr...

(17/18.12.1392, К-поль - 31.10.1448, там же), визант. имп. (с 21 июля 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. Старший сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш (ок. 1372 - 23 марта 1450). И. П. формально был провозглашен соправителем отца, вероятно в 1403 г. С нач. 20-х гг. XV в., когда смертельно больной Мануил не мог вести дела, И. П. стал фактическим правителем Византии. 19 янв. 1421 г. он был провозглашен «автократором» и сосредоточил в своих руках реальную власть в К-поле. При этом под прямым упр. И. П. оставались К-поль и города на черноморском побережье Фракии (Деркос, Месемврия и Анхиал); проч. немногочисленные владения Византии были поделены между неск. родственниками И. П., признававшими его сюзеренитет. Фессалоникой управлял деспот Андроник, младший брат И. П.; верховная власть в Морейском деспотате принадлежала Феодору Палеологу, там же значительными владениями управлял Фома - др. мл. брат И. П. В первые годы правления И. П. возглавил т. н. патриотическую партию, пытавшуюся спасти положение Византийской империи путем открытого противостояния османам. Воспользовавшись смертью султана Мехмеда I (26 мая 1421), И. П. попытался вмешаться в борьбу за османский престол между представителями османской династии. Византийцы поддержали претендента, который объявил себя сыном Баязида I Мустафой, помогли ему овладеть Адрианополем (ныне Эдирне, Турция), одной из резиденций Мехмеда, и разбить тур. войско Баязид-паши. Однако большинство турок в Анатолии, а также Венеция и Генуя признали законным султаном сына Мехмеда Мурада II (1421-1451). Положение Мустафы оказалось ненадежным; близ Бурсы его войско распалось, не желая вступать в междоусобную войну; Мустафа бежал в Галлиполи (Гелиболу), но Мурад осадил город, взял его при помощи генуэзцев и казнил соперника. Вмешательство И. П. в борьбу за османский престол означало открытую войну между Византией и Османской империей. Оно разрушило положение Византии как вассала османов, к-рого с нач. XV в. добился имп. Мануил II, и вновь поставило империю на край гибели. Визант. послы Димитрий Кантакузин, Матфей Ласкарис и Ангел Филоматис, отправленные ко двору Мурада, чтобы заключить мирные договоры, были приведены к султану в оковах. Летом 1422 г. Мурад осадил К-поль, используя артиллерию. 24 авг. они предприняли штурм города, к-рый византийцы отбили. Мурад мог продолжить осаду, но был вынужден снять ее, получив известие о мятеже в Вост. Анатолии. Не имея возможности защищать Фессалонику, И. П. с согласия деспота Андроника продал город за 50 тыс. дукатов Венеции. В 1423 г. османы начали карательный поход в Морею, разграбили сельские поселения и увели большое число пленных. В февр. 1424 г. между визант. императором и османами был заключен мир, его условия сохранили вассальное положение империи по отношению к султанам (RegImp, N 3407, 3414).

http://pravenc.ru/text/469766.html

Козино. Церковь Иоанна Златоуста. Златоустовская (старая) церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1866 году благодаря стараниям местного крестьянского общества и усердием Воскресенского первой гильдии купца Павла Цурикова был построен каменный храм с колокольней. До конца 50-х годов ХХ века бывшая церковь святителя Иоанна Златоуста использовалась как складское помещение. По просьбе исполкома Красногорского райсовета от 2 июля 1958г. московский областной совет депутатов трудящихся от 7 июля 1958 года принял решение «О сломе церковного здания в селе Козино Красногорского района». http://kozino.cerkov.ru В XV-XVI вв. Козино «на суходеле» Московского уезда принадлежало боярскому роду Вельских, затем оно было передано Новодевичьему монастырю. В 1584 г. в Козине уже существовала деревянная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1644 г. была построена новая деревянная церковь. В конце XVIII в. при Екатерине II монастырская земля стала государственной. В 1866 г. тщанием прихожан и усердием купца Павла Цурикова построен каменный храм с колокольней. В годы гонений на Церковь храм закрыли. Во время войны в помещении храма размещался опорный пункт генерала Белобородова. В 1960-х гг. храм взорвали. Сейчас на этом святом месте совершаются службы во временной деревянной церкви. http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/ Древняя, восходящая ещё к XV веку история деревни Козино впечатляет. В XVI столетии на небосклоне нашего отечества восходит звезда князя Ивана Дмитриевича Бельского - выходца из литовского княжеского рода Бельских (Гедиминовичей), талантливого полководца и государственного деятеля. В 1565 году он был назначен царём Иоанном Грозным главой Боярской думы. Был первым воеводой большого полка. Иван Дмитриевич принимал участие во многих военных походах того времени, участвовал в Ливонской войне. Погиб при обороне Москвы в 1571 году. Иван Дмитриевич получил старинное село Козино " на суходоле " в древнем Горетове стане Московского уезда от своего отца - Димитрия Фёдоровича Бельского. В этом селе князь построил деревянный храм в честь святителя Иоанна Златоуста, небесного покровителя его сына Ивана Ивановича. В 1584 году село с храмом уже известно как подворье Московского Новодевичьего монастыря, которому царь Иоанн Грозный дал в 1572 году сельцо Козино с деревнями на помин души князя Ивана Дмитриевича.

http://sobory.ru/article/?object=42673

Новости 21 октября, 2011 Таможенная служба передала Церкви более 50 тыс. предметов утвари олее 50 тыс. предметов церковной утвари и икон, из которых 25 являются культурным наследием, передала Федеральная таможенная служба Русской церкви 21 октября, 2011 После реставрации в Псковский музей-заповедник вернули старинные иконы После длительной реставрации в Псковский музей-заповедник передали две иконы - " Рождество Христово " (XV век) и " Святой Николай Мирликийский " (XVI век) 21 октября, 2011 В Ставрополье построят полсотни новых храмов К сожалению, есть небольшой дефицит с кадрами священнослужителей, но он не такой острый, как в других регионах страны. На различной стадии строительства сейчас примерно 50 новых храмов 21 октября, 2011 Пояс Божией Матери прибыл в Петербург Святыня покинула пределы Греции впервые за всю историю пребывания пояса в Ватопедском монастыре. В России ее будут сопровождать около 20 афонских монахов. 20 октября, 2011 Запущен сайт монастыря Ватопед на Афоне на русском языке Сайт представляет собой интернет-журнал с публикациями на темы веры, культуры, общества, а также о святой горе Афон и Ватопедском монастыре. 20 октября, 2011 Состоялось открытие мемориальной доски в Егорьевском СИЗО 9 октября в Егорьевском СИЗО состоялось освящение и открытие мемориальной доски, в память о новомучениках и исповедниках Егорьевских, которые пребывали здесь в годы гонений. 20 октября, 2011 С 2012 года могут разрешить платить материнским капиталом за детский сад В проекте также содержится предложение разрешить использовать материнский капитал для оплаты образования для обоих родителей, а не только того, на которого оформлен сертификат. 20 октября, 2011 РПУ и МПДА создали совместные Высшие богословские курсы В программе Высших богословских курсов, более 10 лет действующих при Академии, сохранятся все богословские дисциплины. Кафедра религиозного образования и катехизации Российского православного университета, в свою очередь, организует преподавание на курсах дополнительных дисциплин для катехизаторов, организаторов образовательной деятельности, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, алтарников, певчих и регентов.

http://pravmir.ru/category/news/page/527...

Русский Турек. Часовня Сошествия Святого Духа. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Духа Святого Сошествия Год постройки:Между 2004 и 2005. Адрес: Кировская область, Уржумский район, село Русский Турек, ул. Кооперативная Координаты: 57.062177, 50.239028 Проезд:По трассе Киров-Малмыж-Вятские Поляны, через 18 км после Уржума поворот на Русский Турек, 3 км от трассы. От центральной площади села направо в сторону реки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Русский Турек существует с середины XV века. Но так уж сложилось, что молиться люди ходили в город Уржум и соседние сёла. Свой храм появился только в 1892 году, это была церковь-школа против раскольничества. Освятили её 23 марта (5 апреля по новому стилю) 1895 года во имя сошествия Святого Духа на апостолов. В течение нескольких лет был выделен приход, отведена земля под приходское кладбище, его огородили. Два десятилетия полным ходом шли службы. Но наступил 1917 год. Очень скоро церковнослужители и прихожане ощутили давление власти, в 20-30 годы пережили карательные меры, а осенью 1940 года храм совсем закрыли. Через некоторое время в нём сделали клуб. В 50–60-е годы перекрыли крышу, придав храму более светский вид, пристроили кинобудку на месте входа в церковь, соорудили пристрой для танцев. Солею сделали выше и шире – сцена готова. Алтарь – удобное место для приготовления артиста к выступлению. Много что довелось увидеть и услышать поруганному и осквернённому Божию храму. Однако всему приходит конец. Ночью с 7 на 8 марта 1993 года клуб сгорел. Долгих 11 лет рукотворные горы в центре села никого не волновали. Туда выбрасывали крупный мусор, всякий хлам. Место это зарастало деревьями, крапивой. Наступил 2004 год. Снова апрель. Как и 109 лет тому назад, весна принесла обновление в умы и сердца людей: если Русский Турек – это село, значит, в нём должен быть крест! Хоть никто и не говорил вслух о постройке храма, но думали об этом сразу несколько человек. По воле Господа эти люди встретились. Сразу же решено было построить часовню.

http://sobory.ru/article/?object=28535

А.И. Алексеев Монография посвящена исследованию русской религиозности конца XIV — начала XVI вв., понимаемой как область отношения народного сознания к догматам веры. На материале большого количества разнообразных источников, памятников оригинальной и переводной древнерусской книжности, актах, монастырских синодиках и др. рассматриваются такие загадочные явления русского Средневековья как ересь стригольников, противоборство «иосифлян» и «нестяжателей», некоторые аспекты взаимоотношений светской и духовной властей. В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий. Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы. Содержание Предисловие. 5 Часть I. Иосиф Волоцкий и его время. 14 1. Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствующих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69) 2. Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). 06 эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88) 3. Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гг. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490—1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Н.А. Маясова Указатель мастерских лицевого шитья Александры (княгини Ульянии), инокини в Новодевичьем монастыре (Москва, вторая половина XVI в.) – кат. 34 Бутурлиной Акулины (Акилины) Петровны, жены стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина (Москва, конец XVII – начало XVIII В.) – кат. 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165 Великокняжеская (Москва, XIV – первая половина XVI в.) – кат. 2,3 (?) великой княгини Софьи Витовтовны, жены вел. кн. Василия I – кат. 4,5,6 великой княгини Марии Ярославны, жены вел. кн. Василия II – кат. ю великой княгини Марии Борисовны, жены вел. кн. Ивана III – кат. 9 великой княгини Соломонии Юрьевны, жены вел. кн. Василия III – кат. 14,15 великой княгини Елены Васильевны, жены вел. кн. Василия III – кат. 16, 17 Вознесенского монастыря (Москва, XVII в.) – кат. 83, 90 Волынской Евдокии Яковлевны, жены окольничего Василия Семеновича Волынского (1670-е гг.) – кат. 124 Годунова Дмитрия Ивановича, боярина (Москва, 1570–1600 гг.), его жен: Агриппины – кат. 38, 39 Матрены – кат. 40, 41, 42, 43, 44 Стефаниды – кат. 45, 46, 47, 48, 49, 50 Горицкого монастыря (ок. Вологды, начало XVIII в.) – кат. 151 Гурьева Ивана, московского «гостя» (Москва, вторая половина XVII в.) – кат. 129, 130, 131 Дашковой Матрены Тимофеевны, боярыни (Москва, 1690-е годы) – кат. 166, 167 Евфимия II, архиепископа Новгородского (Новгород, середина XV в.) – кат. 7 Евфросинии, жены князя Андрея Ивановича Старицкого (Москва и Горицкий монастырь, середина XVI в.) – кат. 21 ,22 Княгинина Успенского монастыря (Владимир, начало XVI в.) – кат. 13 Колычевой Марии Борисовны, жены Ивана Дмитриевича Колычева, боярина (Москва, середина XVII в.) – кат. 102 Леониды (княгини Елены), инокини в Новодевичьем монастыре (Москва, вторая половина XVI в.) – кат. 35, 36 Милославской Ксении Ивановны, жены боярина Милославского Ильи Даниловича, (Москва, 1660-е гг.) – кат. 126, 127 Мстиславской Домники Михайловны, жены князя Федора Ивановича Мстиславского (Москва, первая половина XVII в.) – кат. 88

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Не исключено, что пострадала и находящаяся рядом церковь Уверения Фомы, доступ в которую проверяющим затруднен. 31 мая. ПРАВМИР. Вандалы осквернили новгородский храм Иоанна Милостивого XV века, охраняемый ЮНЕСКО. Злоумышленники проломили заложенные кирпичом проемы и расписали стены непристойностями и антицерковными надписями, сообщает «Интерфакс-Религия» со ссылкой на департамент культуры и туризма региона. Не исключено, что пострадала и находящаяся рядом церковь Уверения Фомы, доступ в которую проверяющим затруднен. В департаменте заверили, что будут предприняты все доступные меры по ликвидации последствий осквернения. Разломанные проемы в памятниках будут закрыты. «Однако храмы находятся в федеральной собственности и официально не входят в зону нашей ответственности. Это вопросы к управлению Росимущества», — отметил собеседник агентства. Церковь Иоанна Милостивого на Мячине построена в 1422 году. Верхние части здания были переделаны в XVII веке. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, но в 1962-1963 годах его отреставрировали. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 сентября, 2021 29 января, 2021 13 июля, 2020 30 апреля, 2019 18 марта, 2019 23 января, 2019 16 января, 2019 15 января, 2019 27 ноября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/novgorodskij-xram-xv-v...

Спас в силах из Деисусного чина. Последняя треть XVII века. 114 х 110. Из церкви Богоявления (1787 г.) с. Ошевенское. Вывезен в 1967 г. Реставраторы Н.А.Федосова (Москва, ВХНРЦ, 1991- 1993), Л.А.Миронова, Г.В.Цируль (Москва, ВХНРЦ, 2006-2009) 29 ноября 2018 г. 16:50 Шедевры каргопольской иконописи демонстрируются на выставке в Российской академии художеств Вчера, 28 ноября, в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» для публики открылась выставка «Иконы Каргополья. Возрождение», демонстрирующая полторы сотни памятников иконописи и деревянной пластики XV — XIX веков из собрания Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск). Каргополье (в древности этим топонимом на Руси именовали весьма обширный поонежский край вдоль всего течения от истока до беломорского устья реки) первыми начали осваивать новгородцы. Оттого в самых древних из сохранившихся здешних икон явно прослеживаются узнаваемые черты новгородского письма. «Посмотрите на эту парную икону Божией Матери и Пророка Божия Илии, - говорит автор выставочного проекта доктор искусствоведения Татьяна Кольцова. - К сожалению, она сохранилась только фрагментарно, но как по цветовой гамме, так и по фону можно с уверенностью сказать, что это классический новгородский памятник. В наш музей его передали правоохранительные органы полвека назад. Икону милиция, в свою очередь, изъяла у «черных туристов» - заезжих гастролеров, варварски выломавших святыню из рамы. Когда наши сотрудники поспешили в Никольскую часовню в деревне Бухалово на Кенозере, недостающую часть лика Ильи-Пророка они, увы, не нашли...» Помимо захватывающего иконографического ряда, по которому можно пристально прослеживать эволюцию письма каргопольских изографов на протяжении полутысячи лет, в этой экспозиции можно усмотреть еще и скорбный памятник нерадению о собственном культурно-историческом наследии, повсеместно наблюдавшемся в советскую эпоху. Деревянные церкви с прохудившейся кровлей заливало дождями и засыпало снегом, в каменных храмах устраивали гнездовья пернатые. В обоих сценариях первыми гибли иконы, и деятельность основателя этой музейной коллекции реставратора и исследователя Русского Севера Николая Померанцева иначе как подвижнической не назовешь. В ходе экспедиций по Онеге, организованных с 1958 по 1971 годы под эгидой Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской, ему удалось спасти сотни шедевров иконописи из сел и деревень Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело, Бережная Дубрава, Астафьево. За последние десятилетия большинство их них прошли через бережные руки специалистов Всероссийского художественно-научного и реставрационного центра им. Игоря Грабаря и на публике выставляются впервые.

http://e-vestnik.ru/news/ikony_kargopoly...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010