Политические взгляды Ивана IV Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) В одной из предшествующих глав книги мы приводили обращенные к царю слова старца Артемия: «И сам измлада Священное Писание умееши». Не исключено, однако, что эти слова были простой любезностью. Все, что мы знаем о жизни царя до его встречи с Сильвестром, никак не говорит о его пристрастии к размышлениям над книгами. Однако после этой встречи положение должно было измениться. Сильвестр был, несомненно, образованным книжником. Об этом свидетельствуют уже его послания, полные цитат из Священного Писания и творений отцов церкви. Известны и принадлежавшие Сильвестру рукописи (большая их часть сохранилась в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря); среди них имелись и тексты Священного Писания (в их числе и «исторические» книги), и сочинения отцов церкви и византийских писателей более позднего времени, и труды русских книжников XV—XVI веков (в том числе и «Просветитель»). В его собрании были даже греческие рукописи — редкое явление в русских книжных собраниях этого времени. Несомненно, Сильвестр должен был приобщать воспитанника к чтению книг и в беседах с ним постоянно обсуждал прочитанное. Успеху наставлений Сильвестра способствовало то, что он не был единственным образованным человеком среди тех, с кем молодой царь постоянно общался в 50-е годы XVI века. Выдающимся знатоком древнерусской книжности был глава русской церкви митрополит Макарий (о чем речь пойдет ниже), высокообразованным человеком проявил себя и один из создателей крупнейшего памятника русской исторической мысли XVI века — «Степенной книги», духовник царя протопоп Благовещенского собора Андрей. Но и среди светских лиц в окружении царя имелись люди, чья ученость не уступала учености духовных эрудитов и книжников. Так, незаурядными богословскими познаниями обладал молодой в то время руководитель Посольского приказа, дьяк Иван Михайлович Висковатый, о чем достаточно ясно говорят его критические замечания по поводу иконографии кремлевских икон, заказанных Сильвестром. Несмотря на свой возраст, образованным книжником был и молодой аристократ, горячий почитатель Максима Грека, князь Андрей Михайлович Курбский, принадлежавший в 50-е годы к кругу близких друзей царя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438926/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ II Великолепный [греч. Ιωσαφ Β Μεγαλοπρεπς], патриарх К-польский (авг. 1556 - янв. 1565). Род. близ Янины (Сев. Греция), получил образование в Нафплионе у Иоанна Зигомалы (см. ст. Зигомала ). Между 1535 (DHGE. 2000. T. 27. P. 1389) и 1540 гг. ( Fedalto. Hierarchia. 1988. Т. 1. P. 313) И. взошел на Адрианопольскую кафедру. Вступил на Патриарший престол после гибели патриарха Дионисия II Галатянина и добился снижения соответствующей выплаты султану (пешкеша) с 3 до 2 тыс. золотых монет. Среди заслуг И.- завершение перестройки комплекса зданий Патриархата в мон-ре Богородицы Паммакаристос (Historia politica et patriarchica. 1849. P. 180), начатой еще в прежние годы. В это время были предприняты также шаги по возрождению греч. образования. При Патриаршей резиденции была открыта богословская и философская школа, в к-рой имели возможность обучаться не только дети из богатых греч. семей, но и из неимущих, получавшие дотации от Церкви (одним из преподавателей школы в эти годы был Иоанн Зигомала). И. добился нек-рого снижения налогов для правосл. населения Османской империи, организации финансовой отчетности в патриаршем ведомстве Великой ц. (учреждение реестра пожертвований). При И. произошла активизация контактов К-польского Патриархата с Россией. Прямой обмен дипломатическими миссиями и переписка К-польских патриархов возобновились после долгого перерыва в 1556 г. Патриарх Дионисий II незадолго до своей кончины отправил в Москву митр. Иоасафа Евгрипского (Европского) и Кизического с просьбой о пожертвовании средств на ремонт «Великой церкви», т. е. Патриаршей резиденции в храме Богородицы Паммакаристос. В февр. 1557 г. митр. Иоасаф, в сопровождении рус. посланника Феодорита, архим. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, был отпущен в К-поль с грамотами от царя Иоанна IV Васильевича и с богатыми дарами. Царь передал в дар И. соболей на 1 тыс. золотых, 200 золотых вручил митр. Иоасафу, а также еще 200 золотых пожаловал брат царя кн. Юрий Васильевич. В письме к И. царь напоминал патриарху о том, что, по его сведениям, в К-поле при покойном патриархе Дионисии состоялся Собор, благословивший венчание Иоанна на царство и употребление им царского титула. Царь Иоанн хотел бы получить подтверждение этого соборного постановления в особой грамоте с благословением от И. и других архиереев К-польской Церкви. Царь также обращался к И. с просьбой неустанно молиться о здравии его и его семьи (Россия и греч. мир. 2004. С. 210-224, 86-96). К грамотам был приложен составленный царем Иоанном Помянник великих и удельных князей и княгинь - список членов русской правящей фамилии, который Иоанн предлагал внести в синодики для поминовения на патриарших богослужениях в К-поле и на Св. Горе Афон (Там же. С. 214-221, 91; Каштанов С. М. Царский синодик 50-х гг. XVI в.//Там же. С. 388-430).

http://pravenc.ru/text/578118.html

Фото из архива Жировиского монастыря 19 мая 2020 г. 10:34 Образу Божией Матери «Жировицкая» 550 лет В этом году Успенский Жировичский мужской монастырь отмечает 500 -летие своего основания. Созданию святой обители предшествовало явление иконы Божьей Матери, которое произошло в XVI веке, 550 лет назад. Эта икона, до ныне пребывающая в Успенском соборе монастыря, стала главной святыней Белой Руси. Испокон века поклониться ей приходили сотни людей. В советские годы Жировичская обитель стала единственным действующим монастырем Белоруссии. В наши дни ее ежегодно посещает около 50 тыс. человек со всех концов земли. По молитвам к Богородице люди находят решение духовных и житейских вопросов, обретают здоровье и семейное счастье. И хотя закрытие обители в связи карантином внесло свои коррективы, торжества по случаю обоих юбилеев перенесены, чтение акафиста перед Жировичской иконой не прерывалось. Ее насельники верят, точно также как это было в годы суровых испытаний, молитва Божьей Матери сохранит обитель и в наши дни. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас! По преданию, Жировицкая икона была обретена весной 1470 года в имении, принадлежащем православному вельможе Великого княжества Литовского Александру Сóлтану. Пастухов, пасших стада своего господина, привлекло необычное сияние, исходящее от кроны дикой груши. Подойдя ближе, они увидели на ветвях маленькую икону (5,6 на 4,4 см), вырезанную на камне. Пастухи отнесли икону Солтану, а тот спрятал ее в ларец, чтобы вечером показать своим гостям. Но икона исчезла из ларца, и на следующий день ее вновь обнаружили на той же груше. Солтан построил на месте явления иконы деревянный храм в честь Пресвятой Богородицы и поместил туда икону. На поклонение к ней потянулись жители окрестных сел и городов, некоторые из них селились рядом с храмом. Скоро при храме образовалась община-богадельня, где помогали престарелым и больным, искавшим исцеления у чудотворного образа. По преданию, при первом жировичском храме служило 12 священников, которые не только ежедневно совершали уставные богослужения, но и переписывали книги, обучали грамоте крестьянских детей.

http://e-vestnik.ru/church/550_let_girov...

ЦВ 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г. Неизвестные шедевры иконописи В Москве в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка икон и церковных древностей XVI–XX века из собрания известного московского хирурга Глеба Покровского. Свою коллекцию он собирал на протяжении 50 лет, она никогда не экспонировалась и не попадала в каталоги. Эти произведения, впервые за многие десятилетия увидевшие свет, стали настоящим открытием как для специалистов, так и для любителей иконописи. О собирателе и его коллекции рассказывают кураторы выставки.   Врач и подвижник благочестия Глеб Александрович Покровский родился 10 июля 1925 года в Москве. По линии отца он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его дед — иерей Феодор Покровский — был настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии. Еще мальчиком, в 30-е годы, Глеб Покровский прислуживал в храме. Его детство и юность пришлись на годы жестоких гонений на Церковь, но, во многом благодаря семейным традициям, он остался человеком глубоко и искренне верующим, не боявшимся проявлять свои убеждения. Он никогда не был членом партии, несмотря на свои высокие должности в медицинских учреждениях. В 1943 году, сразу после окончания средней школы, Глеб Покровский ушел на войну. Сражался на Ленинградском фронте, участвовал в тяжелых боях на Карельском перешейке, был контужен. После окончания войны и демобилизации в 1946 году поступил в Первый медицинский институт. Окончив институт и аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию, в 1956 году Глеб Покровский начал свой врачебный путь в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где вскоре возглавил хирургическое отделение. Он был талантливым хирургом, и в 1972 году стал заместителем директора Института проктологии. Глеб Покровский стал доктором медицинских наук и профессором, лауреатом Государственной премии России. Практикующим хирургом он оставался почти до конца своей долгой жизни.

http://e-vestnik.ru/reports/neizvestnye_...

Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942—61) Содержание Возрождение монашеской жизни в Глинской пустыни с 1942 г. до ее нового разгрома в 1961 г. теперь воспринимается, как краткая, но необычайно яркая вспышка во всем, что с этим связано ощутима тайна Божьего домостроительства, тайна древнего подвижничества. Составлявшие в то время собор старцев отцы Серафим, Серафим и Андроник предстают теперь не подобиями патериковых персонажей а новым, самобытным — по обстоятельствам нашего времени — и, при этом, вневременным живым патериком. Это, всегда новое вино подлинного подвижничества во Христе, дано было не только для того, чтобы напоить исстрадавшихся от духовной жажды тогда, но и послужить образцом в нынешнем воссоздании русских монастырей. В этой книге собраны воспоминания людей, в разной среде соприкоснувшихся с Глинской, но, несомненно, оказавшихся в ней неслучайно, воспринявших ее свет, и живших, и живущих им долгие годы. Глинская пустынь возникла в XVI веке в Курской губернии (теперь эта территория относится к Сумской области) на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Явилась она на сосне, около которой поселился сначала один пустынножитель, потом к нему присоединились и другие. Впоследствии Глинская пустынь принадлежала разным монастырям, но даже получив самостоятельность, не выделялась среди других обителей до тех пор, пока в 1817 году не послан был туда из Софрониевой пустыни игумен Филарет (Данилевский). Прибыв в обитель, он нашел лишь несколько ветхих строений и 25 человек братии. Вдохновленный примером и учением Паисия Величковского, игумен Филарет стал поистине возобновителем и духовным основателем той обители, которая прославилась своим старчеством и широкой благотворительностью. Уже к концу XIX века в Глинской пустыни было 5 храмов (2 из них в скитах), 4 домовых церкви, 15 корпусов для насельников монастыря, 8 — при гостинице для богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой и многочисленные хозяйственные постройки (в том числе 4 водяных мельницы). Был при обители и Дом трудолюбия, где обучали до 50 мальчиков, преимущественно сирот. Насельников в обители было около 400. Почти все, что составляло внешнюю славу обители, было снесено революционным смерчем. К 1942 году, когда на руинах прежнего великолепия снова затеплилась иноческая жизнь. Глинская пустынь имела лишь 1 домовый храм в здании больницы и «архиерейский» корпус. Самым замечательным в истории обители было то, что ее иноки сумели пронести через все лишения и испытания страшных десятилетий и вернуть обители не славу былого благоустройства, а дух истинного подвижничества, старчества и служения миру. Это позволяет существование Глинской пустыни в краткий период — с 1942 до 1961, когда снова ее закрыли, — принять как явление необычайной духовной силы, центром которого были старцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

Вчера выставку открыли Святейший Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Фото священника Игоря Палкина 5 ноября 2018 г. 22:18 «Православная Русь» меняет облик ЭКСПОЗИЦИЯ XVII ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ДЕМОНСТРИРУЕТ ШЕДЕВРЫ ИЗ ПОЛУСОТНИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ После нескольких сезонов проекта «Россия - моя история», увенчавшихся открытием одноименного исторического парка на ВДНХ и его аналогов в 19 субъектах РФ, выставка-форум «Православная Русь» в очередной раз кардинально обновила имидж. Творческий коллектив организаторов при общей координации Патриаршего совета по культуре замахнулся на беспрецедентный проект: под крышей Центрального выставочного зала «Манеж» собрана 281 живописная работа из 50 провинциальных музеев России, многие из которых прежде не только ни разу не были в столице - вообще не покидали родные стены. Несмотря на перезагрузку формата, выставка-форум продолжает придерживаться установившихся за годы ее творческой «биографии» добрых традиций. Помимо обширной деловой и образовательной программы из шести десятков мероприятий (полностью с ней можно познакомиться на веб-сайте выставки ), это принесение одной из чудотворных икон Божией Матери для молитвенного поклонения верующих. На этот раз место на специальном аналое в аванзале занял образ «Умиление» из Успенского Псково-Печерского монастыря , по преданию написанный в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. В Псково-Печерскую обитель его в XVI веке принесли местные купцы, после чего образ прославился как защитник северо-западных российских рубежей (во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали псковскую крепость и 30 раз тщетно пытались взять ее штурмом, а в 1812 году ввиду угрозы взятия города Наполеоном 7 октября с иконой был совершен крестный ход, после чего враг отошел, а русская армия освободила Полоцк). Еще одна ставшая традиционной компонента «Православной Руси» - организованное московским правительством групповое посещение Манежа столичными школьниками. На этот раз к школьникам присоединились группы ветеранов и пенсионеров. Само экспозиционное пространство Манежа специально к выставке, озаглавленной организаторами «Сокровища музеев России», пришлось немного видоизменить. Здесь установлены современнейшие системы климат-контроля, разработанные для музеев с художественными коллекциями живописи. Многие картины, кстати, пришлось реставрировать прямо в Манеже, а некоторые, требующие более длительных и серьезных восстановительных процедур, попадут в руки специалистов профильных институтов Министерства культуры уже после окончания выставки.

http://e-vestnik.ru/reports/pravoslavnay...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы встретились радостно, с песней, с любовью! Итоги XVI Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» 16.11.2020 1115 Время на чтение 50 минут В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к нашим лауреатам, сказал, что важно проводить конкурсы для создания духовной красоты, которая рождается и в результате Божьего дара, и в результате усердных трудов, что нужно, чтобы выигрыш одного участника не вызывал зависть у других. Эти слова Первосвятителя определили суть нашего конкурса. В октябре 2004 г. Союз писателей России и Всемирный Русский Народный Собор объявили Всероссийский литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», посвященный предстоящему 60-летию Великой Победы. Детские и юношеские программы Всемирного Русского Народного Собора естественным образом можно назвать приоритетными в его деятельности. Ведь дети и молодежь это самое важное звено в связи времен, которую мы все хотим сохранить. Это начинание было активно поддержано Русской Православной Церковью, Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, Министерством обороны, Министерствами образования и науки, редакцией Всероссийского детского журнала «О Русская земля», Центром Федора Ушакова. Шестнадцать лет назад мы начинали наш детско-юношеский литературно-художественный конкурс с полутора тысяч работ из 25 регионов. Спустя годы наш конкурс стал международным, в нем участвуют ребята из ближнего и дальнего зарубежья и 72 регионов нашей страны. В этом году мы получили 12000 работ. Мы поставили задачу не устраивать соревнование, а создать общность молодых людей, которые хотели бы узнать свою страну, почувствовать себя частью великого народа и понять, что людей с такими взглядами и убеждениями в нашей стране много. Отсюда выросло наше международное движение ушаковцев, в честь святого праведного воина Феодора Ушакова, ныне успешно работающее во многих регионах нашей страны, на постсоветском пространстве и в русском зарубежье. Дети и молодежь из самых разных мест знакомятся и дружат, учатся друг у друга.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/16/...

Юхнов. Казанский Юхновский мужской монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Существовал еще до Смутного времени. После разорения в 1610-х гг. восстановлен в 1650-х г. В 1724 г. упразднен, но в 1726 г.  восстановлен. Основные постройки выстроены в XVIII в., в годы расцвета Юхнова как торгового центра, из подмонастырской слободы в 1777 г. образован уездный город Юхнов. В XIX в. был небогат. Закрыт вскоре после революции. Разрушение построек начато еще в 1930-х гг. До настоящего времени уцелел келейный корпус, до 1990-х гг. бывший жилым, и фрагменты стены (сер. XVIII в.). http://azbyka.ru/palomnik/ Монастырь на берегу реки Угра был построен еще в XVI веке (тогда он назывался Юхновской пустынью) и пережил разграбление поляками во времена Смуты, после чего был восстановлен в 1650-х гг. и просуществовал до революции 1917 года. Большая часть зданий на территории монастыря была построена в XVIII веке. На его территории размещались четыре каменные церкви и каменные келейные корпусы, огражденные каменной стеной с четырьмя башнями. Разрушение монастырских построек началось еще в 1930-х гг. и к настоящему моменту (июнь 2012 г.) уцелел только один каменный келейный корпус, находящий в аварийном состоянии, и сохранились руины каменной стены ограждения монастыря. Из монастырских построек сохранились лишь келейный корпус и фрагменты нижней части ограды. http://www.2rf.ru/rest/12924#descr С полверсты от города, на правом берегу реки Угры и при устье Кунавы, находится Казанский мужеский монастырь. Существование его весьма давнее: судя по деловым бумагам, хранящимся в архиве этого монастыря, можно принять, что он существовал ещё до Литовских завоеваний, и даже в благоустроенном виде; только в то время он назывался Юхновскою пустынею. Из этих же документов видно, что он был в 1611 г. разрушен, и не ранее 1653 г. восстановлен (как означено в документе), по благословению Серапиона, митрополита Сарского и Подонского, к епархии которого он принадлежал. О состоянии монастыря до открытия его в Мещовских писцовых книгах «меры князя Тимофея Звенигородского» и в монастырских записях так говорится: «В монастыре Юхнове, на реке Угре и речке Кунаве, церковь Пресвятой Богородицы, да другая Рождества Христова, да придел великого чудотворца Николая стоят пусты без пения; к монастырю слободка, пашни пахатные добрыя, земли три четверти, да перелогом 20 четв., да лесом поросло 27 четв.; всего монастырской земли 50 четв.».

http://sobory.ru/article/?object=30448

Воспитанник Сильвестра Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей собран достаточно богатый и разнообразный материал о преобразованиях 50-х годов, которые так заметно изменили и характер русской государственности, и положение различных социальных слоев русского общества. Имеющиеся в нашем распоряжении источники (и прежде всего официальная летопись того времени) позволяют очень конкретно представить внешнюю сторону жизни Ивана IV в эти годы. Царь лично участвовал в походах на Казань 1549/50 и 1552 годов (что ставил ему в заслугу даже такой его враг, как Курбский), принимал иностранных послов, постоянно присутствовал на заседаниях Боярской думы, выступал на церковных соборах. Без царя не принималось ни одно важное решение, и то, что на протяжении 50-х годов было проведено так много серьезных реформ, явилось, несомненно, и его заслугой. Все эти материалы, однако, никак не позволяют судить о личном участии царя в происходящем, о его внутренней, духовной жизни в эти годы. Следовал ли царь мнению своих советников, проявлял ли сам инициативу или, наоборот, советникам приходилось постоянно преодолевать его противодействие? Ответить на эти вопросы имеющиеся материалы не позволяют. В очень подробном изложении официальной летописи 50-х годов лишь один раз говорится о решении, принятом самим царем: он лично возглавил войско в походе на Казань в 1552 году вопреки мнению некоторых советников, предлагавших царю остаться дома. Очень узок круг и тех материалов, которые позволяли хотя бы сложным обходным путем составить представление о том круге идей и представлений о власти, которые воздействовали в конце 40-х — 50-х годах XVI века на сознание молодого правителя. Прежде всего речь должна идти о тех идеях и представлениях, которые отразились в сочинениях царского наставника — священника московского Благовещенского собора Сильвестра. Позднее, в одной из редакций официального летописания, созданной в 70-е годы XVI века, Сильвестр был охарактеризован как всемогущий правитель Русского государства, подчинивший царя своему влиянию: «Бысть же сей священник Селиверст у государя в великом жаловании и в совете в духовном и в думном, и бысть яко всемогий, вся его послушаху и никто не смеяше ни в чем же противиться ему ради царского жалования, указываше бо и митрополиту... и спроста рещи всякие дела святительские и царския правяше и никто же смеяше ничтоже сътворити не по его велению, и всеми владяше обема властьми, и святительскими, и царскими, яко же царь и святитель». Исследователи справедливо отмечают, что эта характеристика полна тенденциозных преувеличений. В частности, все, что мы знаем об отношениях Сильвестра с митрополитом Макарием, не позволяет даже предполагать, что в каком-то деле благовещенский священник мог что-то указывать главе церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/438917/

Интервью митрополита Волоколамского Илариона телепрограмме «Вести в субботу» 17 февраля 2013 г. 19:50 Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в беседе с Сергеем Брилевым, которая была показана в программе «Вести в субботу» на телеканале «Россия 1», затронул темы ухода на покой Папы Римского Бeheдukma XVI , а также православно-католических отношений. С. Брилев: Есть некая деликатность в том, что мы сейчас будем обсуждать, ибо Вы и я не являемся католиками. Вы, впрочем, человек, намного лучше разбирающийся, с позволения сказать, в церковной механике, но необязательно желающий всю ее раскрыть журналистам. Тем не менее, расскажите, пожалуйста, как Вы отнеслись к новости об отречении Папы Римского? Митрополит Иларион: Эта новость стала неожиданностью для всех, в том числе для ближайшего окружения Папы. Декан коллегии кардиналов Анджело Содано, как известно, сказал, что это было «словно гром среди ясного неба». На самом деле Папа Римский в последние годы делал некоторые намеки на то, что это может произойти и неслучайно он посещал гробницу Целестина V — это один из немногих Пап, который отрекся от папского престола, а впоследствии он был канонизирован. Папа Бенедикт XVI размышлял об этом. Думаю, что его решение было следствием ответственного отношения к своему посту. Наверное, оценив свои физические силы и возможности, он принял такое, я бы сказал, мудрое решение. С. Брилев: Несколько деталей, к которым я хотел бы последовательно вернуться. Процитирую Вас самого. Вы сказали, что это был «акт личного мужества» со стороны самого Папы Римского, но в то же самое время есть слова его брата Георга, который сказал: «Нет, со здоровьем у него все нормально, он просто устал». Я вольно пересказываю, но по сути слова звучали именно так. В этой связи существует все-таки некий скепсис по отношению к данному решению Бенедикта XVI. Вы его, я уже чувствую, не разделяете, но как бы Вы его прокомментировали? Митрополит Иларион: Я не разделяю скепсис и не согласен с мнением некоторых людей, которые готовы говорить в этой ситуации о теории заговора.

http://patriarchia.ru/db/text/2798614.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010