450 В этот день из Кафедральною собора в Лаврентьев монастырь бывает крестный ход с чудотворными и особо чтимыми иконами градских церквей. См. Житие и чудеса праведного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца, с. 8. 451 Описание чудес праведного Лаврентия в обители известно по списку, писанному при игумене Карионе, который был настоятелем-игуменом с 1697 г., архимандритом с 1708 г. и скончался в 1722 г. Это известный Карион Истомин, усердный помощник патриарха Адриана. Вероятно им описаны как чудеса, так и служба праведному Лаврентию. См. «Русские святые» преосвященного Филарета; «Святая Русь», с. 155. 452 Жизнь преподобного Трифона и блаженного Прокопия, вятских чудотворцев, 2 изд., 1893, с. 43 – 49. 453 «Святая Русь», 459, с. 112; «Описание о российских святых» графа Толстого, 452, с. 256; в некоторых житиях указывается 1628 год его смерти. См. «Словарь о российских святых», жизнь преподобного Трифона и блаженного Прокопия и примеч. «Русских святых», преподобного Филарета. 456 По словам Голубинского, блаженный Андрей скончался в 1674 г., см. «Богословский Вестник», 1894, сентябрь, дополнения к истории канонизации святых, с. 9. 457 «Русские святые» преосвященного Филарета и «Жития святых Российской Церкви»; в Прологе и Чет.-Мин. не упоминается. 459 Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви//Богословский вестник, 1894, августа, с. 216 – 217. 462 «Русские святые»; преосвященный Филарет под 23 апреля, говорит об этом святом, равно как и преосвященный Сергий в своем «Месяцеслове Востока» отмечает его под сим же числом. В «Святой Руси» говорится, что память Георгия воспоминается 21 апреля (с. 423, 146). 463 Яхонтов И.А. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический памятник, с. 264. 466 «Русские святые», 2 октября. По другому известию «святой Киприан Христа ради юродивый, суздальский, бе в лето 7140 (1632) Июля в 25 д.»; вероятно, в этом году и в это число было открытие его мощей, см. «Месяцеслов» преосвященного Сергия, т. 2, с. 263; «Русские святые» преосвящененного Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Савва Освященный, прп. Род. 440, † 532 г. (Болланд.). Происх. из Каппадокии, сын воина. Основатель палестинской лавры св. Саввы. Житие, написанное через 15−20 лет после смерти святого, Кириллом Скифопольским . Издал Cotelerius («Ecclesiae Graecae Monumenta», v. III). Другое издание со славянским переводом из Миней Макария, сделано И. Помяловским («Житие Саввы Освященного», СПб. 1890). Память 5 декабря. Сампсон Странноприимец, или ксенодох, преп. † 530 г. (Болланд.). Происходил из Рима от знатного и очень богатого рода. Потом переселился в Константинополь. Известен своими благотворительными учреждениями. Житие, написанное Симеоном Метафрастом в X в. на основании краткого жития и рассказа о чудесах, современных автору (стр. 280). Издано у Migne, P.G., 115, стр. 277−308, и в AASS, июнь, VII, 237−248. Память 27 июня. Симеон Новый Богослов , прп. † 1042 г. (Болланд.). Происходил из Пафлагонии, сын придворного. Содержание жития, написанного Никитой Стифатой , имеется у Migne, ст. 152, стр. 260−270. Память 12 марта. Симеон Столпник, прп. † 459 г. (Болланд.). Происходил из Киликии, сын бедных крестьян. Подвизался около Антиохии. Помимо рассказов историков церкви Феодорита и Эвагрия имеем сирийское житие (переведено у Lietzmann, стр. 80−180) и греческое – Антония, который кроме Феодорита и сирийского жития пользовался каким-то иным письменным или устным источником. Житие Антония издал Lietzmann («Das Leben des Heilig. Symeon Stylites», 1908 г., стр. 20−78) и Пападопуло-Керамевсом («Прав. Палес. Сборн.» 1907 г.). Метафрастову переработку имеем y Migne, P.G., 114, 336−392. Исследование об источниках житий у Lietsmann, стр. 201−225. Память 1 сентября. Симеон Столпник, Дивногорец, прп., род. 521 г. † 596 г. (Migne, стр. 2975). Происходил из Антиохии, был современником и знакомым Эвагрия (см. Hist. Eccl. 521 −623). Житие представляет переработку Никифором, магистром Антиохийским (жил при Василии II), основного жития Аркадия еп. Кипрского, которое было цитировано на VII соборе (Mansi, XIII, 73−80) и не издано до сих пор. Напечатано у Migne, P.G., 86, стр. 2987−3216 и в AASS, май, ad diem 24. Это житие ценно не только своими бытовыми картинками, но также и историческими подробностями о двух нашествиях персов на Антиохию и страшном землетрясении 532 года. Память 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

110, марк. гл., 25 нояб.) или седмичные дни (л. 53 на об., 109 и 291), положено читать тот же апостол и то же евангелие, которые читались в самый праздник 458 , чего во дни отданий господских праздников не полагается (Тип., л. 65 и 286). Особые зачала, подобно рядовым, также иногда оставляются, т.е, не читаются в те дни, на которые они назначены. Когда и как это бывает, об этом надобно справляться в 48 гл. Типикона. Укажем примеры. Под разными числами, на которые падают дни отданий господских и богородичных праздников, в Типиконе делается замечание, что служба святых, память которых должна бы совершаться в эти дни, переносится на другие числа. Так служба св. Автонома с 12 сентября переносится на 11-е (л. 52 на об.); служба св. Максима Исповедника с 13 августа переносится на 12 (л. 282 на об.); служба мученика Луппа с 23 августа переносится на 22-е августа (л. 290); св. Климента Римского и св. Петра Александрийского вместо 25 ноября, если это число падет на недельный день, «поется егда хощет екклисиарх» (л. 109). В Марковой главе 13 сентября также сказано: «Аще случится Обновление, 13 день (сентября), в неделю, оставляется служба св. Корнилиа и поется, егда разсудит екклесиарх» (л. 55). А когда переносится служба святого 459 , то с тем вместе переносятся и чтения из Апостола и Евангелия. Под 26 декабря изложен особый «Указ о апостолех и евангелиях, яже бывает суббота и неделя по Рождестве Христовом, и другая суббота и неделя пред Богоявлением», указ, содержащий в себе предписания и указания о чтениях из Апостола и Евангелия означенных дней и о перенесениях этих чтений. По этому указу, если Рождество Христово случается в неделю и вследствие этого между Рождеством Христовым и Богоявлением бывают одна суббота (31 декабря) и одна неделя (1 января); то апостол и евангелие недели по Рожд. Христовом читаются в понедельник 26 декабря, а апостол и евангелие суббот по Рождестве Христове и пред Богоявлением в субботу 31 декабря; 1-го же января – апостол и евангелие недели пред Богоявлением 460 (Типик., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Неудивительно поэтому, что в основе содержания большей части находящихся здесь житий лежат латинские источники, а из великих Четиих-Миней делаются к ним лишь некоторые дополнения и поправки. В предыдущей главе мы лишь мимоходом сказали об этом 458 , теперь мы перечислим все, носящие следы влияния великих Четиих-Миней и находящиеся в первой книге наших Миней жития и некоторые из них проанализируем. Жития эти следующие: св.м. Маманта (2 сентября), св.м. Созонта (7 сентября), св.м. Евфимии (16 сентября), свв.мм. Андроника и Анастасии (9 октября), свв.мм. Евлампия и Евлампии (10 октября), св. Аверкия (22 октября), св.м. Анастасии Римляныни (29 октября), свв.мм. Акиндина, Пигасия, Елпидифора и Анемподиста (2 ноября), св.м. Ореста (10 ноября) и св. великомуч. Мины (11 ноября). Все эти жития составлены по Метафрасту и в основе их лежит латинский текст, заимствованный у Сурия, но в некоторых местах у свят. Димитрия встречаются отступления от этого текста, сделанные, как мы думаем, под влиянием великих Четиих-Миней. Напр., в житии св.м. Маманта из великих Миней добавлено, что, когда св. мученик вошел в темницу, туда влетел голубь и принес «во устех пищу», которою напитались алчущие; что лев, прибежавший из пустыни, «проглаголал мученику человеческим гласом: ты еси пастырь мой, иже пасл мя еси на горе»; что присутствующие в цирке «метаху камение на мученика» и трезубцем ударил его «некий идольский жрец». У Метафраста всех этих подробностей нет, а трезубцем ударяет св. Маманта «один из присутствующих» 459 . В житии св.м. Созонта по великим Минеям сообщается, что при источнике, где св. мученик пас стадо, рос «высокий дуб» (у Метафраста – трава, ЬегЬа); что после видения святой «овцы иным вручи и остави на месте том лук свой и стрелы три на память о себе», и что сожжению на костре св. Созонт предан был уже после своей смерти. У Метафраста смерть последовала во время сожжения, а о луке и стрелах совсем нет и упоминания 460 . В житии свв.мм. Евлампия и Евлампии по великим Минеям означено время страдания свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Раз, когда отдыхали они от трудов, явились им два воина в княжеских одеждах и сказали: «трудитесь здесь: Бог не оставит вас и мы здесь будем неотступно, с помощию для вас и для ваших приемников». Кто вы таковы? спросили пустынники, пробудясь от сна; но только услышали ответ небесных воинов: «я Роман», сказал один; «а я Давид», сказал другой. После того пустынники удвоили ревность свою об устроении обители. Мало-по-малу собрались к ним ревнители пустынной жизни. Пустынники построили два храма, – один в честь страстотерпцев, другой, теплый, в славу благовещения Богоматери. Братия упросили Феодора принять на себя звание игумена. Место ревностных подвижников пришло в известность: к празднику страстотерпцев князей собирались многие богомольцы и завелся торг. 458 Многие из богатых людей ростовской области стали желать быть погребенными в пустынной обители мучеников и делали вклады. Так заведены были пашни и рабочий скот, обитель обзавелась всем нужным для нее. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро и здесь на святой Луке поставил келью. Но чудь, еще не расставшаяся с грубостью дикого язычества, разметала келью и заставила его удалиться с Луки. Перейдя на другой берег озера, он прошел по глухим местам на р. Ковжу и при устье ее полюбил место; здесь положил он основать обитель свят. Николая. Он отправился в Москву к удельному кн. Андрею Дмитриевичу, в области которого находилась белозеро-вологодская сторона, и выпросил у него грамоту на рыбную ловлю и земли для обители. 459 Возвращаясь из Москвы Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу. При впадении Ковжи в Белоозеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая и сюда собралось к нему довольное число подвижников. Наконец почувствовав близость кончины, избрал он настоятеля для новой обители, а сам возвратился на место начальных подвигов своих и здесь скончался 22 окт. 1409 (6918) г. Блаж. Павел, которому друг его, – согласно с грамотою князя Андрея поручил наблюдать и за Ковженскою пустынею, прожил после того недолго. 460 Борисоглебская обитель чтит память его в один день с памятью первоначальника Феодора, окт. 22 д. Память о праведном Иакове боровичском Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». 461 По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу, судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

457  Монашеское келейное правило, заключающее в себе 300 молитв Иисусовых, 100 – Божией Матери, 50 – Ангелу-Хранителю и 50 – всем святым: итого – 500 молитв, отчего и называется «пятисотица». – Примечание преп. Варсонофия. 459  Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797–1879. Память 31 марта и 23 сентября) – митрополит Московский, выдающийся миссионер, «апостол Америки». Скончался 31 марта. Канонизирован в 1977 г. 460  Святитель Иннокентий (1680–1731. Память 26 ноября и 9 февраля) – просветитель, якутов и бурят, чудотворец. Канонизирован в 1804 г. 463  Работа по восстановлению текста «Келейных записок» Оптинского старца Варсонофия продолжается. Мы надеемся, что святыми молитвами Преподобного в недалёком будущем «Келейные записки» будут изданы полностью. – Изд. 464  Полное название: «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни». С 1 января 1900 г. до апреля 1902 г. «Летопись Скита» вёл, по благословению старца Иосифа (Литовкина) , рясофорный монах Павел Плиханков (будущий старец Варсонофий). 465  Иеромонах Адриан (в миру – Архип Акильев: 1859 – после 1915) – один на духовников Оптиной Пустыни. В 1915 г. поехал на фронт (по собственному желанию). «Очень чтимый старец», – отмечает в своих воспоминаниях И.М. Беляев, родной брат преп. Никона Оптинского . 466  По новому стилю – 12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла – именины о. Варсонофия (в миру – Павла). 467  Послушник Михаил Михайлович Ежов, в будущем – протоиерей (1882–1967), из мещан Московской губернии. Поступил в Оптинский скит в 1909 г. В 1915–1916 гг. возвратился на родину (по домашним обстоятельствам). 468  Это правило и поныне свято соблюдается: после Литургии в скитском предтеченском храме, которая поётся знаменным распевом, пропевают «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево...». Эту своеобразную «заповедь» старца Варсонофия исполняют и в козельском Никольском храме – поют «Под Твою милость...» (коленопреклоненно), только не после Литургии, а после каждой вечерней службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Кроме отшельников, прославился своими подвигами св. Симеон Столпник, родом из Сирии, который подвизался долгие годы на столпе (небольшая башня). К нему приходили за советом и утешением тысячи людей, и он с высоты своего столпа проповедовал и увещевал народ. Умер он в 459 году (память 1 сентября). Из преподобных жен надо отметить подвиги св. Марии Египетской (память 1 апреля), бывшей грешницы из Александрии, которая поехала в Иерусалим, но не была допущена невидимой силой в храм. Она поселилась в Иорданской пустыне и провела там 48 лет в подвигах. Ее причастил перед Смертью и похоронил преп. Зосима. На Западе монашество утвердилось благодаря трудам св. Кассиана Марсельского. О месте его рождения ничего не известно, но, по-видимому, он был родом из Галлии. Он отправился со своим другом Германом на Восток и, посетив палестинских и египетских отшельников, провел много лет в подвигах. В 400 году он прибыл в Константинополь и был посвящен св. Иоанном Златоустом в диакона, в 405 году он отправился в Рим во главе посольства в защиту св. Иоанна, а в 410 поселился в Марселе, где основал мужской и женский монастыри, которым дал строгий устав по образцу Синайского. Св. Кассиан написал 12 книг монашеских установлений и беседы, в которых подробно изложил аскетический опыт восточных отшельников. Его книги имели очень большое влияние на Западе, особенно на св. Венедикта Нурсийского и на св. Фому Аквината. Он боролся против Нестория и против Пелагия, но одновременно с отцами Леринского монастыря опровергал крайности учения бл. Августина. Умер св. Кассиан в 435 году. В Галлии прославилась также св. Женевьева Парижская (память 3 января). Она родилась в 422 году в Нантерре, близ Парижа, и по смерти родителей поселилась около теперешнего собора Парижской Богоматери, где основала женскую общину с очень строгим уставом. Великая молитвенница и постница, она не только была духовной руководительницей народа, но с ней советовались все государственные люди ее эпохи. Она повлияла, вместе со св. Клотильдой и св. Ремигием Реймским, на Хлодвига в деле его обращения в христианство и стала его советницей. Она отвратила от Парижа нашествие Аттилы и, когда все мужское население покинуло город, встала на его защиту. Во время голода она кормила народ и защищала слабых и бедных. Умерла св. Женевьева в 512 году. Через паломников, ездивших на Восток из Галлии, она была в общении с преподобным Симеоном Столпником. 3. С шестого по восьмой век

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

457 Монашеское келейное правило, заключающее в себе 300 молитв Иисусовых, 100 – Божией Матери, 50 – Ангелу-хранителю и 50 – всем святым; итого – 500 молитв, отчего и называется «пятисотница», – Примеч. преп. Варсонофия. 459 Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797–1879. Память 31 марта и 23 сентября) – митрополит Московский, выдающийся миссионер, «апостол Америки». Скончался 31 марта. Канонизирован в 1977 г. 460 Святитель Иннокентий (1680–1731. Память 26 ноября и 9 февраля) – просветитель якутов и бурят, чудотворец. Канонизирован в 1804 г. 463 Работа по восстановлению текста «Келейных записок» Оптинского старца Варсонофия продолжается. Мы надеемся, что святыми молитвами Преподобного в недалеком будущем «Келейные записки» будут изданы полностью. – Изд. 464 Полное название: «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни». С 1 января 1900 г. до апреля 1902 г. «Летопись Скита» вел, по благословению старца Иосифа (Литовкина) , рясофорный монах Павел Плиханков (будущий старец Варсонофий). 465 Иеромонах Адриан (в миру – Архип Акильев, 1859 – после 1915) – один из духовников Оптиной Пустыни. В 1915 г. поехал на фронт (по собственному желанию). «Очень чтимый старец», – отмечает в своих воспоминаниях И. М. Беляев, родной брат преп. Никона Оптинского . 466 По новому стилю – 12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла – именины о. Варсонофия (в миру – Павла). 467 Послушник Михаил Михайлович Ежов, в будущем – протоиерей (1882–1967), из мещан Московской губ. Поступил в Оптинский скит в 1909 г. В 1915–1916 гг. возвратился на родину (по домашним обстоятельствам). 468 Это правило и поныне свято соблюдается: после Литургии в скитском Предтеченском храме, которая поется знаменным распевом, пропевают «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево...». Эту своеобразную «заповедь» старца Варсонофия исполняют и в козельском Никольском храме – поют «Под Твою милость...» (коленопреклоненно), только не после Литургии, а после каждой вечерней службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Житие преподобного отца нашего Авксентия Феодосий Младший царствовал от 408 до 450 года. преподобного Маркиана — 10 января. его 28 ноября. Комитами назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времен Константина Великого это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите. Вселенский собор происходил в 451 году. Симеон Столпник скончался в 459 году; память его — 1 сентября. Авксентий скончался в царствование Льва Великого, около 470 года. < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 4) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back 3) > < >< back 1) > < >< back 2) > < >< back) > Память преподобного Марона эта находилась недалеко от города Кирра в Сирии, на два дня пути от Антиохии в Евфратской епархии. в IV веке. — Ученики Марона были: Иаков Отшельник — 26 ноября, Лимний — 22 февраля, Домнина — 1 марта. 14 февраля 869 года. (Житие его — под 11 числом мая, когда он вторично воспоминается вместе с братом своим Мефодием). Память святого Авраама, епископа Каррийского Великий царствовал с 379 по 395 год. Он управлял восточною частью римской империи. Кипр находится в восточной части Средиземного моря; это — гористый, в древности весьма плодородный остров. Во время благовестнических путешествий Апостола Павла о. Кипр первый удостоился слышать его и Варнаву (Деян. 13: 4–12). С 16-го века остров находится во власти турок. горная цепь тянется по берегу Средиземного моря от северных границ Палестины на север. Карр находился в Месопотамии в верховьях реки Евфрата, на берегу одного из его притоков (Ховаре), несколько южнее города Едесы. Фeoдocuй II Младший царствовал от 408 до 450 года. Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти город в юго-западной части Фригии, области Малой Азии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В 10-й год царствование Нерона (64-й г. по Р. Х.) Колоссы были разрушены землетрясением; после снова были выстроены, но уже никогда не достигали прежней славы. Впоследствии город назывался Хоны. Ныне это небольшая деревенька на одном из склонов горы Хонас, при которой сохранились еще развалины древнего города. Одно из посланий св. Ап. Павла написано к жителям этого города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ныне, к десятилетию блаженного преставления Святителя Феофана, в молитвенную память о Святителе, предлагаем благочестивому вниманию всех боголюбцев копию с подлинной, хранящейся у нас, иконы Спасителя святительской кисти. Прислана была икона Вере Алексеевне при нижепомещаемом письме, также в подлиннике хранящемуся у нас. А. З. (он же А. В. Кодратов)». Примечания к письмам – издателей «Душеполезного чтения». Афонскому архимандриту Макарию. Изд. по: Письмо преосвященного Феофана о. архимандриту Макарию//Душеполезный собеседник. 1894. Вып. 9. С. 266–267. К письму дано разъяснение издателей – монахов Св. Пантелеймонова монастыря на Афоне: «В течение многих лет доводилось нашей обители иметь письменные сношения с покойным Преосвященным епископом Феофаном по делам издания его сочинений. Но кроме того наш покойный старец-игумен, о. архимандрит Макарий, в последние два года своей жизни обращался иногда и за духовными советами к богомудрому Святителю. К сожалению, из духовных писем Владыки ничего, кроме настоящего письма, не сохранилось. Письмо это получено в день кончины о. архимандрита Макария и в живых его уже не застало. Несмотря на слабость сил он продолжал служить литургии каждодневно и скончался по совершении Божественной литургии 16 июня 1889 года». Архиепископу Харьковскому Макарию Изд. по: Из неизданных писем к Макарию, митрополиту Московскому. Епископа Владимирского Феофана, в бытность его епископом Тамбовским, к митрополиту Макарию, в то время архиепископу Харьковскому//Странник. 1894. Вып. 4–5. С. 104–105. Примечание к письму – издателей журнала «Странник». «Неизвестному» Владыке. Изд. по: Два письма святителя Феофана к «неизвестному» Владыке. Вразумление заблуждающемуся в вере//Душеполезный собеседник. 1905. Август. Вып. 8. С. 231–238. Сентябрь. Вып. 9. С. 263–270. Примечание к письмам – издателей «Душеполезного собеседника». Протоиерею В. П. Нечаеву . Изд. по: Письма преосвященного Феофана к редактору журнала «Душеполезное чтение», протоиерею В. П. Нечаеву (впоследствии епископу Виссариону)//Душеполезное чтение. 1909. Т. 3. С. 428–432; 1910. Т. 1. С. 113–121; 206–219, 459–468; Т. 2. С. 27–32, 393–396, 478–480; Т. 3. С. 121–123, 433–435.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010