427. 24 дек. † Сисинний константинопольский. 428. 10 апр. Несторий хиротонисован во епископа. „    26 сент. В Константинополе торжественно совершается память св. Златоуста. „    зима? Начало смуты. Анастасий. Дорофей маркианопольский. 429. 6 янв.? XVII пасхальное послание Кирилла «Οι την ευφυα» (полемика против несторианства). „    апрель? Кирилл пишет послание к египетским монахам «φκοντο» – и „    июль? первое к Несторию «νδρες αδσιμοι». 430. 26 янв.–24 февр. Второе послание Кирилла к Несторию «Καταφλυ-αρουσι μεν» «На меня клевещут». „    15 июня Ответ Нестория Кириллу «Τας μεν καθ ημων υβρεις» «Прощаю твои обиды». „    11 авг. Келестин осуждает учение Нестория на римском соборе. „    19 нояб. Сакра Феодосия о созвании вселенского собора в Ефесе. „    30 нояб. Послание александрийского собора (­ третье Кирилла) к Несторию «Του Σωτηρος ημων» (с анафематизмами) вручено Несторию. „    6 и 7 дек. Проповеди Нестория. 431. 7 июня Пятьдесятница. „    22 июня (понед.) Первое заседание Ефесского собора: низложение Нестория. „    26 июня (пятн.) Прибытие Иоанна. Первое заседание conciliabulï низложение Кирилла и Мемнона. „    29 июня „    1 июля Послание императора, стало известно Ефесскому собору. „    10. 11 июля Второе и третье заседание: римские легаты. „    16. 17 июля Четвертое и пятое заседание: прошение Кирилла и Мемнона. Собор признает их законными епископами и отлучает главных вождей восточных. „    31 июля Седьмое и последнее заседание собора. „    в нач. авг. Иоанн comes sacrarum largitionum в Ефесе; Кирилл, Мемнон и Несторий под стражею. „    3 сент. Несторий уволен на покой. „    после 11 сент. Совещание императора с делегатами. „    25 окт. Максимиан рукоположен в Халкидоне во епископа константинопольского. „    31 окт. Кирилл возвратился в Александрию. 432. 25 дек. Проповеди Павла эмесского в Александрии. 433. 1 янв. Проповеди Павла эмесского в Александрии. „    янв. ? Примирительное послание Кирилла к Иоанну антиохийскому «Ευφραινσθωσαν οι ουρανο» «Да возвеселятся небеса». „    23 апр. (воскр.) Кирилл объявил в церкви св. Иоанна, что общение с восточными восстановлено. 434. 12 апр. Великий четверток. † Максимиан; интронизован Прокл. 435. февраль Несторий сослан в Петру, затем в оазис. „    15 апр. Александр иерапольский сослан. „    30 июля. Эдикт против несториан. 437. «Τμος προς αρμενους περι πστεως» Прокла «Ου μετρως, αδελφο».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.). А. Е. обратил ко Христу множество язычников и иудеев. Приведенный в Адрианополь к начальнику области, он отказался принести жертву идолам, за что и был предан пытке - раздиранию ребер железными крюками. Стойкость А. Е., терпеливо переносившего муки, потрясла воина Ираклия, к-рый уверовал во Христа и был обезглавлен после пыток. Затем А. Е. чудесно исцелился от ран и совершил др. чудеса, чем обратил ко Христу 4 жен: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию; их постигла та же участь, что и Ираклия. Наконец, и сам А. Е. был предан усечению мечом (по Минологию Василия II , еще до мученичества святых жен). Время и место мученичества неизвестны. В визант. эпоху мощи А. Е. и его сподвижников находились в их мартирии близ к-польского храма вмч. Георгия в Кипарисии, где и совершалась их память. Есть предположение, что этот святой епископ тождествен еп. Александру, мч. Бакканскому (пам. зап. 21 сент., 26 нояб.). Краткое житие святых переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие было включено под 22 окт. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109). Иконография В Минологии Василия II представлено мученичество А. Е., Ираклия и с ними пострадавших. В архиерейском облачении, старцем А. Е. изображен в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (поясное изображение). Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 520; MenolBas. P. 130; SynCP. Col. 156; ВМЧ. Окт. С. 1735-1736. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 11)//DHGE. T. 2. Col. 172; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 24; Janin. Églises et monastères. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Стб. 437. Иконогр.: Менолог. С. 265. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64362.html

Долгое время место погребения К. было почитаемо жителями Богородска, однако позднее оно было утрачено. Мощи К. были обретены 20 нояб. 1995 г. и помещены в ц. Тихвинской иконы Божией Матери в Ногинске, 2 окт. 2004 г. их перенесли в городской Богоявленский собор. Память К. совершается в день его тезоименитства. 18 апр. 1996 г. К. был прославлен как местночтимый святой Московской епархии, прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. В честь К. освящен построенный в 2000 г. храм в Ногинске, больничный храм в г. Реутов и церковь в с. Барановка Вольского р-на Саратовской обл. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 1490. Оп. 2. Ед. хр. 2; РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 162. Соч.: Некоторые возражения субботников против учения об Иисусе Христе, Спасителе нашем, как о Мессии и Боге истинном и ответы на них: Из бесед миссионера с субботниками в селениях Балашовского у.//Саратовские ЕВ. 1893. Отд. неофиц. 22. С. 669-676; 23. С. 703-716; Беседа с голубцами в с. Переезде Аткарского у.//Там же. 1894. 2. С. 77-83; 4. С. 171-175; 5. С. 221-228; Беседа с новоявленным еретиком, выделившимся из молокан, Ефимом Пл-вым//Там же. 1894. 7. С. 325-337; Беседа с К. А. Перетрухиным по вопросу, прокляты ли так называемые старые обряды восточными святителями и Соборами 1656 и 1667 гг.//Там же. 1894. 8. С. 389-406; 9. С. 437-456; 10. С. 489-498; Беседа о вечности Христовой Церкви со священством и Таинствами, бывшая со старообрядцем-понетом Н. Е. Шаровым в с. Б. Копены Аткарского у.//Там же. 1894. 16. С. 739-755; 24. С. 769-778; Лит.: Хайлова О. Обретение мощей прот. Константина Голубева//Правосл. Москва. 1996. 1/2 (61/62). С. 5; Сщмч. Константин Голубев (1852-1918). Коломна, 1996; «Не ведают, что творят»: Сщмч. Константин Голубев//«Их страданиями очистится Русь»: Жизнеописания новомучеников и исповедников Российских. М., 1996. С. 3-9; Кузнецов В. Сщмч. прот. Константин Богородский (Голубев)//Богородский край. 1996. 1. C. 7-9; Житие сщмч. Константина (Голубева), 1852-1918/Авт.-сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2002; ЖНИР: Моск. Сент.-окт. С. 50-74; Сщмч. Константин Богородский: Житие и акафист. Богородск. 2006; «Непобедима пребывает»: Жизнеописание и миссионерские труды сщмч. Константина Голубева./Сост.: И. И. Ковалева. М., 2007.

http://pravenc.ru/text/1841996.html

Аста SS. Mai I. XL. В последнее время Ганке составил лист 87 житий собственно Метафрастовых, а Дан. Неесель 139 житий. Оба у Миня Т. 114. 293—304.    Все известные жития собраны в Bibliomhecaa graeca Фабриция. См. издание Гарлеса. Т. X., т. е. оглавления и начала их.    Может быть и по смешению с преподобным Клавдием 3 февр. в греч. синаксаре.    Lambecii. Comment. Т. VIII. 555.    Camalog. Bibliomh. Bodleianae Т. I.    Denkuord Т. V, Theil I. р. 113.    Herzog. Real-Encyklop. Т. VI, р. 437.    Annales Ordin. S. Benedicti.    Denkourd. V. 97. 1829.    Аста SS. Aug. 25. р. 131.    Angelo Mai Veter. Script. mova collect. Т. IV, р. 95.    В царствование византийского императора Василиска ( 477) сгорела юлианская библиотека, содержащая 120.000 кодексов (по другому известию 600.000). По приказанию Льва Исавра сожжена Зенонова библиотека в 36.000 кодексов. Bandurii imper. orient. Т. I. р. 385. Т. II 845.    Victor. lib. I. persec. Vandal.    Martyrum acta sincera Т. I. Т. II.    Самых памятей мучеников от первых 9 гонений дошло менее, чем от последнего диоклитианова. См. месяц. Вершинского стр. 306 и след.    На повреждение их жалуется еще Арновий против язычников кн. 1. см. предисловие к мартирологу Барония, гл. III.    De Варт. с. 17.    Camal. с. 7.    В Похв. слове у Миня (Греч. Патролог. Т. 114. 184—205). Есть служба Метафрасту. Память его 9 и 28 нояб. в греч. синаксарях. У Дукакиса 28 ноября с кратким сказанием.    Так о Метафрасте Филарет черниговский. Алляций утверждает, что Метафраст писал по древним источникам и почти во всем ему доверяет; чрезмерно строгий Тильмон почти ни в чем не доверяет; болландисты с Беллярмином держатся средины (Acta SS. Ост. XII р. 516).    Acta SS. Mai р. 5, 41. Житие св. Андрея.    Христ. Чт. 1827. ч. 28, стр. 189.    Danae in christlichen Legenden. Wien. 1892.    В 55 главе по греч. изданию.    Fabric. Bibl. graeca X. 128 и др.    См. об источниках для истории монашества египетского, П. С. Казанского. В России было замечательное по полноте издание алфавитного патерика под заглавием: Собрание словес и деяний пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сведения о почитании О. в IV в. в Тиане содержатся в надгробном слове свт. Василию Великому, написанном свт. Григорием Богословом. В нем упоминается мартирий О. в связи с конфликтом между свт. Василием и еп. Анфимом, к-рый был назначен на кафедру, учрежденную в Тиане после разделения имп. Валентом (нач. 372) Каппадокии на 2 части. Исходя из этого источника, можно предположить, что мартирий О. приносил немалый доход епархии, поэтому каждый из епископов стремился иметь ее в своем подчинении ( Greg. Nazianz. Or. 43. 58. 3-7). В VIII в. на месте мартирия О., вероятно, существовал мон-рь, о чем свидетельствует подпись игумена обители О. по имени Акакий, к-рый присутствовал на II Никейском Соборе (787) ( Janin. Grands centres. P. 437). В ряде церквей Каппадокии сохранились изображения мч. Ореста ( Jolivet-Lé vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 41-42, 105, 139, 257, 342), нек-рые из к-рых можно отнести к О., тогда как на других написан одноименный Аравракский мученик (см. ст. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (пам. 13 дек.)) ( Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Alderhot, 2003. P. 220). Частицы мощей О. хранятся на Св. Горе Афон, в мон-ре Каракал , и на о-ве Лесбос в Митилине, в мон-ре св. Игнатия Богоносца ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 230). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память О. и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 10 нояб. и под 9 июля (SynCP. Col. 210, 810). В рукописном визант. Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1594 - SynCP. Col. 210) под 10 нояб. имеется запись о том, что торжественная служба святому совершалась в посвященном ему храме в К-поле близ квартала Леомакеллий (возможно, совр. квартал Кумкапы - Janin. Églises et monastères. P. 384). Под 9 июля говорится, что синаксис О. совершался в ц. св. Иоанна Богослова рядом с ц. Св. Софии К-польской (вероятно, церковь в квартале Дииппий - Ibid. P. 264-267; в наст. время часть ее территории занимает мечеть Фируз-Ага-джами). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.- PG. 117. Col. 152-153) и в ряде византийских синаксарей (напр.: Paris. gr. 1589, XII в.; Bodl. Auct. T. III. 16, 1307 г.- SynCP. Col. 204-205) память мученика отмечена под 9 нояб. В заметке из «Синаксариста» прп. Никодима Святогорца кончина О. датируется 289 г. ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 84).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

Об обстоятельствах кончины П. в «Истории боголюбцев» подробно не сообщается. Предположительно П. умер ок. 403-405 гг. (см.: SC. 234. P. 407). По сообщению Феодорита, П. прожил 99 лет,- т. о., он род. в нач. IV в. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 1 февр. указана память П. со сказанием, в к-ром воспроизводится в сокращенном виде повествование Феодорита (SynCP. Col. 437). Под 25 нояб. синаксарная рукопись XIV в. (Paris. gr. 1582) содержит сказание, несколько расходящееся в деталях с «Историей боголюбцев». Так, здесь указано, что местом рождения П. был Понт, а Галатия являлась только 1-м местом подвига. Преподобный здесь назван также молчальником; этот эпитет перешел в славяно-рус. традицию именования П. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память П. не содержится. В зап. «исторических» мартирологах память П. отсутствует. В Римский Мартиролог память П. также внесена не была. Память П. со сказанием включена в славяно-рус. стишные Прологи под 1 февр. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 6. С. 7-8), а также под 25 нояб. (Там же. Т. 3. С. 87-88); впосл. сказание о П. было внесено в ВМЧ свт. Макария под 1 февр. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 442 (1-я паг.)). В слав. «Книге житий святых» свт. Димитрия , митр. Ростовского, жизнеописание П. изложено кратко. Ист.: BHG, N 1507; Theodoret. Hist. rel.//SC. 234. P. 406-435 (рус. пер.: Феодорит Кирский, блж. История Боголюбцев. М., 1996. С. 202-209); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 203-205; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 452 об. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 389; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 31, 365; Sauget J.-M. Pietro il Galata//BiblSS. Vol. 10. Col. 697-698. П. А. Пашков Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/2580108.html

Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (IX в.), Н., еп. Эдесский, тождествен свт. Нонну, основным источником сведений о котором является Житие прп. Пелагии Антиохийской (BHG, N 1478; BHL, N 6605-6609); данная традиция закрепляется в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), причем и Феофан, и Никофор указывают на время, непосредственно следующее за состоявшимся в 431 г. Вселенским III Собором ( Theoph. Chron. Vol. 2. P. 64; Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 30). Согласно Житию, Нонн отвратил Пелагию от порочного образа жизни (подробнее см.: Sauget J.-M. Pelagia di Gerusalemme//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 432-437). Вероятно, произведение представляет собой агиографическую обработку сюжета, положенного свт. Иоанном Златоустом в основу гомилии «О святой деве и мученице Пелагии» (CPG, N 4350; BHG, N 1477; изд.: PG. 50. Col. 579-586). В Житии Нонн представлен как монах егип. Тавеннисийского монастыря , впосл. ставший епископом. Кафедра, занимаемая им, не названа, однако в одном из фрагментов Жития говорится о бесе, к-рый жалуется на то, что епископ уже изгнал его из Гелиополя, где местные жители усердно ему поклонялись. На основе этих сведений в лит-ре высказывалось мнение о пребывании Нонна на кафедре Гелиополя (Баальбека), которую он якобы занимал в промежутке между 2 пребываниями на Эдесской кафедре (см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 803). Имя Нонна содержится в Синаксаре К-польской Церкви под 9 нояб. (SynCP. Col. 205), о нем говорится и в сказании о Пелагии (Ibid. Col. 117). Кард. Цезарь Бароний не был знаком с этой датой и, заимствовав имя Нонна из Жития прп. Пелагии, внес его память в Римский Мартиролог под 2 дек. (MartRom. Comment. P. 559-560); по всей видимости, Бароний ориентировался на греч. минологии, где некий Нонн упоминается под 4 или 5 дек. (SynCP. Col. 279-282). В совр. редакции Римского Мартиролога память Нонна отсутствует. Гипотеза о тождестве Н., еп. Эдесского, со свт. Нонном остается предметом обсуждений в лит-ре. Соч.: ACO. T. 2. Vol. 5. P. 40-41.

http://pravenc.ru/text/2577943.html

вместе с Палистом (искаженное имя Валента), Павлом, Порфирием, Феодором (искаженное имя Феодула), Иулианом и 5 египтянами; под 28 нояб. по имени назван только П. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 49-51, 160, 152, 159-160, 397). Под 6 февр. память мучеников содержится в груз. лекционарии X-XI вв. (Paris. georg. 3). Кроме того, на груз. языке в рукописях XI в. сохранилось синаксарное упоминание о П. и пострадавших с ним, переведенное прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. iver. 25-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30). В рукописи XI в. из б-ки Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 63) сохранилась служба П. и пострадавшим с ним, составленная Феофаном и переведенная на груз. язык прп. Георгием. Она содержит стихиру на «Господи, воззвах» и указание петь на каноне ирмосы 4-го гласа «Моря чермную пучину» ( Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 1. С. 306-307; Т. 5. С. 436-437). Также в рукописи XVII в. дошла метафрастическая версия Мученичества П. (Кут. 1. Л. 57-59). Мощи Согласно визант. хронисту Георгию Кедрину (XI-XII вв.), при имп. Констанции II мощи П., Феодула, Порфирия и Павла были привезены в К-поль из Антиохии Евсевием , еп. Никомидийским († 341 или 342), который освятил на них ц. Св. Софии, где впосл. они и хранились ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 523). В «Жизни Константина» из рукописи Patm. gr. 179 (кон. XII - нач. XIII в.) также говорится о перенесении в ц. Св. Софии К-польской мощей П. и некоторых из его сомучеников, среди которых упомянут некий неизвестный по другим источникам Исидор ( Halkin F. Une nouvelle vie de Constantin dans un légendier de Pathmos (ms. 179)//AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 102). Практически та же информация содержится в визант. Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1594), где говорится, что 16 февр. в ц. Св. Софии совершалась торжественная служба в честь П. и пострадавших с ним (SynCP. Col. 467-468). Однако, по сообщению анонимного паломника из Пьяченцы, мощи П.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

710 Маджары – ныне городище на р. Куме, кавказской губ. георгиевского уезда. По местному преданию и по разным памятникам в глубокой древности жили здесь козары-язычники, потом маджары (венгерцы, угры, остяки), частью христиане, их вытеснили татары. Не вдали от Маджар найдены каменные кресты с надписями Ис. Хс., и плиты с крестами, и даже греческие богослужебные книги. Запис. археол. общ. 9, 390–394. Северный архив 1820 г. 2, 169. 712 Собр. л. 3, 72; 5, 215; 7, 197. «Далече бо земля и не бе кому вести довести. На другое же лето в. к. Юрий – приведе с собою к. Константина». Это сопоставление мыслей показывает, что другое лето считается с кончины кн. Михаила, с 22 нояб. 1318 г. В Ростове возвратившийся Юрий, конечно, мог быть в половине сентября 6828=1319 г. Собр. л. 4, 59. 714 Мощи св. князя обретены были в 1632 г. когда строили новый собор. А во время моровой язвы 1655 г. было перенесение св. мощей, не 1 сент., а 30 сентября. Царского 106. 123., где и служба св. князю на 22 нояб. В минее Макария уже видим под 22 нояб. «убиение св. князя Михаила тверского». Тоже в святцах устава и псалтыри 16 в. у Толстого 1, 100. 113. 716 Беляева в. к. Александр невский, во времен. общ. ист. кн. 4 Μ. 1849 г. Кирилла, жизнь св. князя Александра невского – в хр. чт. 1852 г. 2, 437–460. То и другое сочинение – с указаниями на источники, между которыми первое место принадлежит сказанию о благ. кн. Александре, писанному современником (нап. у Полевого в прил. 4 т. ис. стр. 42–61). 717 В хр. чт. 1852 г. 2, 446. Дядя кн. Александра Василий Всеволодовича напрасно сочтен за того св. кн. Василия, которого мощи в Ярославе, точно также и св. Константин Всеволодович – не дядя к. Александра – См. 3 июля. 718 Собр. л. 4, 33. 34. Здесь сказано, что татары были «у Игнача креста, – за 100 верст от Новгорода». По шоссейной линии от Крестцов до Новгорода 78 верст, но это – линия без объездов и поворотов, а не таковы были дороги отдаленного от нас времени. 720 Собр. л. 4, 35. Arndt Liuland Chronik. 2, 42. 45. Bonnelt Russisch–lifland. Chronologie 1. s. 58. 2. 73. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1919-1920 гг. от воспевания революции Е. перешел к неприятию мн. действий советской власти, создал цикл поэм, в которых вновь использовал церковные образы: «Кобыльи корабли» (сент. 1919), «Сорокоуст» (авг. 1920), «Исповедь хулигана» (нояб. 1920). «Веслами отрубленных рук/Вы гребетесь в страну грядущего»,- обвинял он власть. В 1920 г. писал: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого. Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый… без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений» (ПСС. Т. 6. С. 116). Начало нового периода совпало с организацией Е. совместно с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем и др. лит. группы «Орден имажинистов» в 1919 г. Е. участвовал в коллективных сборниках: «Конница бурь» (М., 1920. 2 сб.), «Плавильня слов» (М., 1920), «Харчевня зорь» (М., 1920), «Имажинисты» (М., 1921), «Золотой кипяток» (М., 1921), «Звездный бык» (М., 1921), «Конский сад: Вся банда» (М., 1922), сотрудничал в ж. «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922-1924), являлся организатором и завсегдатаем имажинистского кафе «Стойло Пегаса». Вместе с «собратьями» эпатировал публику (напр., писал кощунственные стихи на стенах московского Страстного мон-ря). Он говорил И. Н. Розанову: «Многие думают, что я совсем не имажинист, но это неправда: с самых первых шагов самостоятельности я чутьем стремился к тому, что нашел более или менее осознанным в имажинизме. Но беда в том, что приятели мои слишком уверовали в имажинизм, а я никогда не забываю, что это только одна сторона дела, что это внешность. Гораздо важнее поэтическое мироощущение» (С. А. Есенин в восп. современников. Т. 1. С. 437). Е. выступал за органический образ, вплетенный в художественно-философский мир как в единую образную систему. Теорию имажинизма поэт изложил в трактате «Ключи Марии» (сент.-нояб. 1918), где размышлял о назначении искусства, его связи с природой, бытом и творчеством народа, разработал теорию органического образа. Наиболее значительными достижениями Е. имажинистского периода стали поэмы «Сорокоуст» (1920) и «Пугачёв» (1921). В 1924 г. он вышел из состава группы.

http://pravenc.ru/text/190243.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010