Однако неясно, хочет ли он сказать этим, что аят 22: 78 также можно считать отмененным. Ибн Аббас, толкуя этот аят, говорит о том, что усердие в отношении Аллаха означает повиновение Ему, а обещание повести их путями Аллаха означает, что Аллах почтит повинующихся ему добрым характером и сладостью (в повиновении Аллаху), чтобы помочь им повиноваться» 627 . Согласно Ибн Касиру, «Усердствуйте для Аллаха истинным усердием» означает «усердие вашим имуществом, языком и вашими душами». Это подобно словам Аллаха: «Бойтесь Аллаха истинной боязнью» (3:102) 628 . Третьим аятом, возвещающим о джихаде, в мекканский период является уже упомянутый ранее 25: 52: «Не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (арабск.). Современный саудовский богослов Сальман Ауда в передаче «Краеугольный камень» (арабск.), посвященной понятию «джихад» в исламе, назвал этот аят первым аятом, в котором упоминается слово «джихад». Более того, по его мнению, тот факт, что данный аят является единственным из всего Корана, в котором джихад характеризуется словом «великий», означает, что «большим джихадом является джихад доводов, убеждений, джихад призыва к Всевышнему Аллаху и терпения в отстаивании истины» 629 . Впрочем, последнее утверждение можно отнести к его личному мнению, поскольку у муфассиров мы не встречаем такого толкования. Большинство комментаторов, однако же, сходны в том, что под великим джихадом имеется в виду джихад посредством Корана и довода, хотя у Табари, как мы упоминали выше, здесь разумеется «суровое обращение с неверными». Ниспослание дозволения сражаться и проливать кровь связанно с налаживанием контактов с жителями Медины и с переездом Мухаммада из Мекки в Медину. Вот как, согласно исламским источникам, произошло знакомство Мухаммада с мединцами: «На следующий год после битвы при Бугасе (местечко недалеко от Медины, где произошло столкновение между местными племенами Аус и Хазрадж) в Мекку прибыли шесть или восемь человек из племени Хазрадж. Посланник Аллаха встретился с ними, он проповедовал им ислам и читал Коран. Когда они услышали его речи, они прислушались к нему и уверились в его словах, узнали его описания, которые они слышали от людей Писания, и сказали: «Мы принадлежим Аллаху и для тебя будем стараться... Когда вернемся к своим, мы поведаем о тебе и призовем их к Аллаху и Его посланнику... Обещаем встретиться с тобой на следующий год».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Конечно, жертв и так очень много, но, со всем сочувствием к пострадавшим, давайте всё же признаем, что погибших могло бы быть в десятки раз больше, и руками террористов могли быть разрушены вековые главные шедевры христианской архитектуры Барселоны. Поэтому верующие испанцы считают, что Господь Иисус Христос, Его Святое Семейство и святая Эулалия Барселонская мистическим образом сохранили Каталонию от ужасных ударов исламистов. Разумеется, скептики и атеисты могут сказать в очередной раз, что всё это – просто случайное двойное совпадение. Однако сами члены исламистской ячейки, захваченные живыми, признались в том, что они руководствовались в своих действиях именно религиозно-мистическими мотивами, и что обстоятельства такого же мистического свойства, но совершенно иного направления привели к тому, что их план по взрыву соборов Барселоны неожиданно потерпел крах, и они от отчаяния совершили «просто» автомобильные наезды на мирно гулявших жителей и гостей Барселоны. Современный православный образ святой мученицы Евлалии Барселонской Видимо, марокканские исламисты, ослепленные своей ненавистью к Европе и христианству, посчитали, что какая-то маленькая 13-летняя девочка-христианка, погибшая от рук язычников 1700 лет назад, не способна уберечь соборы Барселоны от разрушения, а жителей города, небесной покровительницей которого она стала, от ужасной гибели, подготовлявшейся руками террористов. Однако исламские экстремисты жестоко ошиблись, будучи обманутыми темными силами. Они, по их словам, «возложили все свои упования на Аллаха», но, цитируя главную священную книгу мусульман – Коран, – «неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (сура «Аль Араф», аят 99). И марокканские террористы поистине в итоге оказались среди людей, «терпящих убыток». Жизнь показала, что из-за своих ложных упований «они находились в явном заблуждении» (сура «Ясин», аят 47), ибо «Аллах – наилучший из хитрецов» (сура «Аль Имран», аят 54). Ведь «Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает» (сура 35 «Фатыр», аят 8), и даже одно из его священных имён в исламе – «Аль-Макир» («Хитрящий», «Обманывающий»).

http://pravoslavie.ru/106116.html

Согласно Куртуби, здесь содержится указание на то, что «в то время» люди Евангелия должны были судить в соответствии с Евангелием, сейчас же оно является отмененным. Вместе с тем, согласно Куртуби, это является повелением для христиан уверовать в Мухаммада, поскольку «в Евангелии вера в него вменяется в обязанность» 36 . Здесь мы снова видим, как комментатор дополняет аят смыслами, которые в самом аяте отсутствуют. В данном случае устанавливаются некие временные рамки, когда повеление этого аята было актуально, теперь же оно объявляется отмененным, хотя сам аят (и никакой другой аят) ни словом не упоминает отмену. Перейдем к следующему аяту толерантности: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, главенствующее (арабск.) над ними (или контролирующее и хранящее их). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины» (5: 48). Слово (арабск.) имеет в арабском языке два основных значения. Первое – это надзирающий, контролирующий, второе – хранящий, оберегающий. Поэтому в тафсирах приводятся различные хадисы, часто даже восходящие к одному и тому же передатчику, в которых Слово (арабск.) интерпретируется то как (арабск.) «надзирающий», то как (арабск.) «хранящий» 37 . Байдауи толкует (арабск.)  говоря, что Коран является контролирующим все предшествующие Писания, в том смысле, что он хранит их от изменения и свидетельствует об их истинности 38 . Существеннейшим вопросом является соотношение аятов 47 и 48. Что имеет в виду аят 48, когда говорит: «Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям»? Разумеется ли под «тем, что ниспослал Аллах» Евангелие или Коран? Если Евангелие, то в таком случае перед нами цельное повествование, состоящее из двух аятов, где в первом (47-м) христианам дозволяется жить по Евангелию, а во втором дается повеление Мухаммаду судить по Евангелию и не отступать от него. Если же в виду имеется Коран, то перед нами либо классический пример «отмененного» и «отменяющего» аятов, которые следуют подряд один за другим, либо прецедент разграничения действия Писаний, при котором «людям Евангелия» позволяется поступать согласно Евангелию, а Мухаммаду и его последователям – согласно Корану.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Значит ли это, что Мухаммад должен судить согласно Корану, а не Евангелию только в тех случаях, когда к нему обращаются как к арбитру, а в прочих случаях «люди Евангелия» могут судить по Евангелию?.. 41 Эта же проблема возникает и в 43 аяте «Трапезы», который вопрошает: «Но как они выберут тебя судьей, если у них есть Тора, содержащая закон Аллаха?». То есть Коран говорит об отсутствии необходимости для иудеев обращаться к Мухаммаду, чем косвенно утверждает неотмененность норм, имеющихся в Торе. Согласно Табари, данный аят был также ниспослан в отношении сокрытия иудеями аята о раджме. Но значит ли это, что его применимость ограничивается только вопросом о раджме, а не охватывает и прочие предписания Торы, – это вопрос, которым муфассиры отчего-то не задаются. Теперь разберем еще два аята, в тексте которых наряду с провозглашением истинности Торы и Евангелия содержится упрек иудеям и христианам, что они не руководствуются своим Священным Писанием: «Скажи: «О, люди Писания! Вы не будете идти прямым путем, пока не станете руководствоваться Торой, Евангелием и тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (5:68). Табари, комментируя этот аят, приводит хадис от Ибн Аббаса об иудеях, которые спросили: «О, Мухаммад, разве ты не утверждаешь, что ты следуешь вере и религии Авраама и веришь в Тору, говоря, что она является истиной от Аллаха?» – «Да, – ответил посланник Аллаха, – но вы внесли туда новшества и отвергаете из нее завет, который был взят с вас, и скрываете из нее то, что вам было повелено разъяснять людям. Я же чист от того, что вы делаете». Тогда они сказали: «Мы руководствуемся имеющимся у нас Писанием, и находимся на верном пути, и не верим в тебя, и не последуем за тобой». После этого Аллах ниспослал: «О, люди Писания! Вы не будете идти прямым путем...». Согласно этому свидетельству, у Мухаммада имелось свое собственное представление о том, что должно быть в Торе и чего там не должно быть, и наличествующий ее текст его не устраивал. Сорок седьмой аят суры «Женщины» проясняет, что недовольство Мухаммада было вызвано тем, что Тора и Евангелие не только не подтверждали содержание его проповедей, но и противоречили им.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Согласно Табари (и прочим тафсирам), обличение в сокрытии Писания относится исключительно к иудеям, о чем свидетельствует материал хадисов, и связанно оно исключительно с прецедентом сокрытия аята о раджме. У Байхаки в его «Доказательстве пророчества» одна подглава так и озаглавлена: «Глава обращения иудеев к пророку по поводу наказания для прелюбодеев и как в результате этого проявилось то, что они скрывали из ниспосланных Аллахом в Торе повелений и описаний пророка» 72 . Вокруг прецедента с сокрытием раджма существует множество не согласующихся между собою хадисов и преданий. В частности, россыпь хадисов, содержащих различные версии, приводит Табари в комментарии к 5:41. В некоторых из них Мухаммад, будучи озадачен вопросом о том, как поступать с совершившими прелюбодеяние, отправляется в иудейское собрание, где иудеи изучали Тору, и заклинает иудеев Аллахом поведать ему, что содержится в Торе по этому поводу. В результате чего он получает, согласно одной версии, информацию от Ибн Сурийа, а согласно другой – от неизвестного «знатока Писания» о том, что в Торе повелевается побивать таковых камнями. В ряде других хадисов Мухаммад не идет к иудеям, а повелевает привести к нему лучших знатоков Торы, после чего он заклинает иудеев Аллахом ответить на тот же вопрос и получает тот же ответ. Примечательно также, что в варианте, где фигурирует Ибн Сурийа, последний уверяет Мухаммада, что иудеи знают, что он божий посланник, но по зависти не признают этого. Аллах же посредством ниспослания 5:41 сообщает Мухаммаду, что он сердцем не верует, хотя и исповедовал веру гласно 73 . Следующий аят, согласно комментариям, 5: 42 ведет речь о тех же самых коварных иудеях, желающих получить санкцию Мухаммада на замену раджма наказанием плетьми и измазыванием грешника сажей с последующим его катанием на осле для публичного обозрения. Впрочем, согласно ряду других хадисов, причиной ниспослания аята был спор относительно возмездия за убитых между иудеями Бани Курайза и Бани Надир. В сборнике Бухари хадис, повествующий об этом событии, отличается от версий, имеющихся в экзегетических хадисах: «Иудеи привели к пророку мужчину и женщину, взятых в прелюбодеянии. Пророк спросил: «Что делаете вы с таковыми?». Они ответили: «Мы измазываем их сажей и бьем». – «Разве не находите вы в Торе повеления о побивании камнями?» – «Нет», – ответили они. «Вы лжете, – сказал Абдалла ибн Салям, – принесите Тору и прочтите, если вы говорите правду». Учитель же их положил свою ладонь на аят (стих) о раджме и прочитал текст без этого аята. Тогда он (то ли Мухаммад, то ли Ибн Салям) убрал его руку и спросил: «Что это?!». Когда они увидели это, они сказали: «Это аят о раджме». Тогда он (Мухаммад) повелел, и их побили камнями...». 74

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Целый ряд подробностей ставит серьезный вопрос об исторической достоверности информации, содержащейся о них в сире. Например, Ибн Хишам сообщает о главе делегации Абу Харисе, который был епископом, что «он изучал их книги, пока не преуспел в (изучении) их религии. Римские монархи – христиане чтили его, жаловали ему деньги и брали его в услужение» 364 . Совершенно непонятно также, к чему апеллируют посланцы из Неджрана в их защите троичного догмата посредством указания на множественное число. Какой текст они имели здесь в виду, Коран, или Книгу Бытия, или нечто другое? Непонятно, какое «различие» в исповедании веры у христиан Неджрана в сравнении с исповеданием византийского императора упоминает Ибн Хишам (арабск.). 365 Связанно ли это «различие» с тем, что, согласно Ибн Исхаку-Ибн Хишаму, посланцы Неджрана считали Троицей Бога, Христа и Богоматерь? Собственно сам факт такого исповедования (если сира здесь передает информацию адекватно), является чудовищной ересью, несовместимой с христианством! Это особенно важно, поскольку такое ошибочное представление о христианском вероучении вошло в Коран (5: 73,116). Обращаясь ктафсирам за разъяснением данной коллизии, мы не найдем в них адекватного объяснения. Так, Ибн Касир, суммируя мнения ряда толковников, говорит по этому поводу, что некоторые муфассиры, как, например, Табари, считали, что аят 5: 73 имеет в виду учение о трех ипостасях: Отце, Сыне и «ипостаси слова, исходящего от Отца к Сыну» (арабск.), «которое исповедуют мелькиты, яковиты и несториане»; другие, как, например, Судди, стоят за буквальное понимание данного аята и говорят о том, что аят 5: 73 был ниспослан в отношении тех, которые сделали Христа и его мать двумя богами наряду с Аллахом, на что указывает и аят 5:116 366 . Однако самым поразительным является то, что даже современные толковники, имеющие огромные возможности узнать об изначальном христианстве времен апостолов и их преемников, о православии и отличиях католицизма и протестантизма от него, равно как и о различных ересях, имевших место в истории христианства, ничего не предпринимают (или не хотят предпринимать) для разъяснения данного коранического посыла, не имеющего никакой связи с действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Хадис ибн Абу Дауд Китаб аль-Масахиф, стр. 117 Это хадис Абу Дауда. О чем он говорит? АФ – Он говорит: общим счетом, аль-Хаджжадж ибн Юсуф, кстати, тоже известное имя, он был губернатором Куфы при Абд Аль Малике. ДС – Верно это конец VII века, что же случилось? АФ – Он сделал одиннадцать изменений в чтении Усманских текстов. ДС – Ничего себе! Он изменил текст Усмана в одиннадцать местах! Это невероятное признание! Дальше переходим к стихам, которые были заменены. Снова Сахих Бухари. Некоторые аяты были заменены. Аллах передумал? Передано ибн Аббас, со слов Умара, «Убай ибн Кааб был лучшим из нас в чтении Корана, не смотря на это, мы оставляем часть из того, что он читал». Убай сказал: «Я услышал это из уст Посланника Аллаха и ни за что не перестану читать это». Но Аллах сказал: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему.» (2:106) Сахих аль Бухари том 6:61, хадис номер 527 Тут переданы слова Умара. Убай ибн Кааб был лучшим из нас в чтении Корана, не смотря на это, мы оставляем часть из того, что он читал, и дальше цитируется глава 2 стих 106, что-то подобное говорит сура 16 аят 101. Это два стиха о том, что аяты могут быть изменены или замещены. Напоследок хадис из Сунан Ибн Маджах. Некоторые аяты были съедены ягненком. Слово Аллаха может быть съедено животным. Аяты о побивании камнями и про десять больших кормлений, были ниспосланы, и они были записаны в моём свитке, который лежал под моей кроватью. Когда же посланник Аллаха умер, и мы были заняты по поводу его смерти, (в дом) зашёл ягнёнок и съел их. Сунан ибн Маджах хадис 1944 АФ – Он говорит, что аят был съеден. Это, конечно, неловкий случай. «Сообщается, что Айша сказала, это снова она, что аяты о побивание камнями и про десять больших кормлений были ниспосланы, и они были записаны в моем свитке, который лежал под моей кроватью. Когда же посланник Аллаха умер, и мы были заняты по поводу его смерти, в дом зашел ягненок и съел их». ДС – А теперь давайте резюмируем. Некоторые стихи были утеряны, забыты, отменены, не сохранены, упущены, изменены, исправлены, замещены, и съедены овцой. Похоже ли это на совершенную и завершенную книгу? Весьма очевидно, что нет.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

– Возможно ли создание единого центра, который бы в России полностью объединил и Центральную Россию, и Кавказ, и Сибирь под единым руководством? – В Коране есть аят: " Держитесь за вервь Всевышнего и не разделяйтесь " . Этот аят призывает всех мусульман – и суннитов и шиитов – держаться за Священный Коран, за ислам и не разъединяться. Это требование, чтобы мы были вместе. Другой аят гласит: " Войдите в мир все вместе " . Мы призваны жить в мире, объединяя верующих, консолидируя позитивные силы, строя наш общий дом в едином государстве. Для мусульман России было бы целесообразным, чтобы возникло религиозное объединение. Когда произошел распад страны, распались и духовные управления мусульман на территории России. Процесс объединения вновь образованных духовных управлений происходил осторожно и не сразу. Сиюминутно объединить всех невозможно. Процесс будет длительным, надо помнить о том, когда с объединительной инициативой выступил муфтий Талгат Таджутдин, нашлись силы, которые увидели в объединении мусульманских организаций в единую структуру нежелательность, а кто-то и некую опасность. – Политическую? – Скорее всего. Они посчитали, что если мусульмане будут объединены в единую структуру, то это будет огромная сила, способная стать влиятельным фактором в политической и в общественной жизни страны. Теория " разделяй и властвуй " привела к тому, что те же заинтересованные в расколе силы способствовали в 90-е годы отделению северокавказских духовных управлений от Совета муфтиев России и возникновению Координационного центра мусульман Северного Кавказа. На территории Российской Федерации действуют три централизованные религиозные организации мусульман. С ними заигрывают, поддерживают то одно религиозное духовное управление, то другое, потом третье. Так создают не конструктивную конкуренцию, а противостояние. Важно понимать, что за 19 лет существования новой демократической России выросло новое поколение людей. Сейчас мусульманская молодежь грамотна, хорошо разбирается и в политике, и в социологии, и в общественной жизни. Они получили возможность повышать знания и в религиозной сфере. Получив религиозное образование, они задумываются: почему же нет единого центра? Ведь требование Всевышнего, требование нашего Пророка – быть едиными. Значит, считают они, действия религиозных лидеров противоречат учению Всевышнего.

http://religare.ru/2_83805.html

У Багдади к этому списку отмененных аятов (также со ссылкой на Ибн Аббаса) прибавляются еще следующие аяты: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» 42:40; «Отвернись же от них и скажи: «Мир!» 43: 89; «Отвратись же от них, и тебя не будут порицать» 51: 54; «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» 60: 8; 554 «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою» 109: 6. В примечании к данному списку говорится, что все аяты, говорящие о прощении, терпении, снисхождении, являются отмененными «аятом меча» (9: 5) 555 . Некоторые богословы насчитывают всего 124 аята, отмененных «Аятом меча». В свою очередь, «Аят меча», опять же согласно некоторым богословам, считается также отмененным: «И отменен он разрешением на милость и выкуп». Имеется в виду 4-й аят суры «Мухаммад» (47:4) 556 . В свою очередь, другие, напротив, считают 4-й аят суры «Мухаммад» в числе отмененных посредством либо 9: 5, либо 8: 57. Означает ли такой плюрализм мнений неразрешимость данного противоречия и означает ли он, что в исламской традиции нет никакого руководства для мусульманина относительно того, какой из аятов, говорящих о том, как надлежит обращаться с немусульманами и как вести джихад, имеет законодательную силу, а какой является всего лишь памятником истории развития коранических норм о джихаде и обращения с немусульманами? Мы склонны дать на этот вопрос отрицательный ответ, поскольку в традиции существует позиция, до некоторой степени снимающая данные противоречия и представляющая некий консенсус по вопросу отменяющего и отмененного. Представлена она, в частности, Ибн Джариром ат-Табари. Подход Табари к вопросу отменяющего и отмененного является крайне последовательным, разумным, логически выверенным и зиждется на чрезвычайно бережном и благоговейном отношении к священному для мусульман писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Шииты создали свою версию, выдавая ее за «список Али». Шиитская версия имеет ряд значимых разночтений с османовской. Так, например, у суннитов 71й аят 5й суры звучит: «О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа», а у шиитов: «Передай, что низведено тебе от твоего Господа об Али»; 3й аят 9й суры у суннитов: «…и призыв от Аллаха и Его посланника к людям, в день великого хаджа», у шиитов: «…и призыв от Али и Посланника…» Помимо этого, в шиитской редакции находится еще одна, 115я сура «ан-Нурайн» (Два светила). В ней прославляется Али вместе с Мухаммедом. Эта сура встречается в манускриптах Корана начала XVII века. В настоящее время большинство шиитов придерживается зейдо-османовской редакции, хотя некоторые шииты Индии и Пакистана продолжают почитать Коран по «списку Али». Сам текст зейдо-османовского списка Корана подвергался изменениям и при делении входящих в него материалов на суры и аяты, а особенно тогда, когда в нем были проставлены диакретические значки, необходимые для того, чтобы отличить одну арабскую букву от других, графически изображаемых одинаково с нею. Последнее имело место не ранее 702 года, когда был основан город Васит, где, согласно преданию, была проделана эта работа. Поскольку древнее арабское письмо не имело огласовок, и Коран записывался согласными буквами, со временем возникло несколько школ, каждая из которых отстаивала свои варианты чтения (кирааты), возникавшие из-за различия в огласовках, позволяемых грамматикой языка. Например, записанное таким типом письма, русское КРВ могло быть прочитано и как КРОВЬ, и как КОРОВА, и как КРИВО и т.п. Это приводило иногда к важным смысловым разночтениям: например, аят (стих) 63 суры 43 в одном кираате читается со словом ilmun (знание): «Истинно, Он (Иисус) – знание часа»; а в другом кираате – alamun (знак, признак, знамение): «Истинно, Он – знамение часа». Официальным властям, несмотря на гонения, не удалось унифицировать все разночтения, и мусульманские богословы вынуждены были признать равно каноническими семь основных школ чтения (кираа) вместе с их расхождениями. Со временем возникли мусульманские предания о том, что, сам Мухаммед ввел и узаконил семь чтений, якобы Коран был послан ему семь раз в семи узаконенных позднее кираатах. В настоящее время распространены два чтения – по Варшу и по Хафсу.

http://azbyka.ru/islam

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010