825 Там же т. I, стр. 194 и 195, 198 и т. II, стр. 224 и 225. Преподаватели и воспитатели лютеранских школ носили большей частью греческие и латинские титулы: протосхолярха, схолярха, ректора, визитатора. В начальных школах преподавателями были пасторы. В этих последних школах обучали: чтению, письму, пению и первым основаниям наук. Первоначально училища эти появились в Ливонии, а отсюда распространились по многим городам и городкам Литвы. Многие из них были чисто немецкие, напр., во Вшове, Равиче, Лешне, Здунах, Медзыржиче, Медзыхорзе, Шлехтынгове. Там же II т., 224 стран. 826 Lukaszew. I Th. S. 103, 111, 112, 130, 161, II Th. S. 103 –116, Krasinski 300, 301, Истор. Польск. Лит. т. I, стр. 202, 373 и 374, 378 н 379, 501 и 502, 514 и 518 и т. II, стр. 224, 438, 108, 109, 117. Иезуиты в Литве Сливова, в Русск. Вестн. за 1875 г. июнь стр. 13 и 14. 829 Арх. сборн. док., отн. к ист. С. 3. Руси т. VII, 55, стр. 82, 83. Некоторые русские юноши получали воспитание не только в протестантских школах, но и при дворах протестантских вельмож, которые служили для них наилучшей школой и вместе – первой ступенью к общественной деятельности. Так, митрополит киевский Иов Борецкий, в мире бывший женатым и имевший двух сыновей, старшего из них, Степана, и с ним молодого запорожца «Михайлу Белаша» отдал для воспитания во двор князя Христофора Христофоровича Радзивилла (в 1629 году), чтобы они «под княжеским оком и крылом» могли научиться всему необходимому для их будущей светской карьеры. Арх. сбор, док., относящ. к ист. С. 3. Руси т. VII, 61. 830 Акт. Запад. Рос, т. III, 157, т. IV, 18 и 24 и Труд. Киевск. Дух. Акад. 1867 февраль, стр. 183 и 184. 832 Но не могла ли католическая, латинская наука служить посредствующей связью между нашей русской и древне-классической образованностью? У католиков Польши и Литвы, как и везде, существовало странное предубеждение против греческого языка, как источника всех ересей. В краковской академии в данное время он вовсе не преподавался, в иезуитских коллегиях только начинали вводить его и то потому, что он нужен был для полемики с протестантами, которые в своих спорах с католиками постоянно ссылались на греческий подлинный текст св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Но наблюдая строгое следование стихов и слов, св. Астерий однако иногда в этот распорядок вносит логический прием, выдвигает на первый план более важное, по его мнению, слово. Так, в надписании псалма, он прежде всего выясняет, „почему псалом надписан об осьмом» 373 , и уж потом объясняет слово „в конец» 374 . Также в стихе „Помилуй мя Господи, яко немощен есмь», св. Астерий прежде всего объясняет конец стиха, что нужно разуметь здесь под немощностью Давида 375 , и потом переходит к началу стиха – „Помилуй мя, Господи» 376 . Цельность и стройность изъяснения этого псалма у св. Астерия нередко нарушается разными отступлениями, иногда вполне достаточными, чтобы заставить читателя или слушателя потерять главную мысль. Это явление обычное для гомилии. Изъясняя выражение „о осьмом», св. Астерий делает длинное отступление, где говорит о ветхозаветном обрезании, о христианском крещении и о воскресении Господа 377 . Он решает здесь вопросы, к содержанию псалма не имеющие никакого отношения: „почему в осьмой (день) обрезание» 378 , „почему Господь в восьмой день воскрес»? 379 Так как слова псалма имеют нравственное содержание, то уже самое толкование их в гомилии Астерия имеет нравственно-назидательное значение, и потому παραινεσις, как особая часть гомилии, как ее нравственное приложение, было бы здесь излишне. Его мы не видим и в гомилии св. Астерия. Так как эта гомилийная форма проповеди употреблялась для последовательного изъяснения Св. Писания, то поэтому гомилет считал излившим всякий раз начинать проповедь приступом и оканчивать особым заключением. В гомилии св. Астерия мы не находим заключения. Она окачивается кратким литургийным славословием Богу 380 . Но в ней есть нечто напоминающее приступ. Это первая часть гомилии, где св. Астерий говорит, что псалом по своему содержанию есть просьба о прощении, моление о смягчении вины 381 . Точно такими же особенностями запечатлена и другая гомилия св. Астерия, на VII-й псалом. Вообще гомилии Астерия интересны, как исторический памятник, свидетельствующий о состоянии в IV в. этой древнейшей формы христианской проповеди. Здесь мы ясно наблюдаем, как в простую и бесхитростную форму древней христианской проповеди мало по малу входят искусство и риторика. У св. Астерия слово гомилия уже почти потеряло свой древний исторический смысл, перестало быть узким техническим термином и приняло широкое значение беседы вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Поручи употребляются для удобнейшего священнодействия. Они служат знаком готовности бороться со врагом человеческой души. Посему чрез произносимые, при надевании их, выражения Священнослужитель славит всемогущество и крепость десницы Господней, как древле чудодействовавшей в одолении сопротивных ( Исх.15:16 ), так и ныне, в Таинстве Евхаристии, прелагающей хлеб и вино в Тело и Кровь Христову 371 прося Бога, чтоб его, яко создание рук Своих, вразумил и просветил светом Своей благодати поступать по заповедям Его и священнодействовать достойно, с бодрым духом. Поручи, по толкованию Симеона Фессалонитского, означают те узы, коими Спаситель от Иудеев по рукам был связан 372 , когда его вели к Пилату в Претор. § 79. Набедренник для означения чего установлен? Набедренник (πιγοντιον), который называется еще Палицею, есть собственно украшение и знак Архиерейской должности и власти 373 . Установлен он (как видно из слов: «препояши меч твой по бедре твоей») к означению духовного меча, т. е. слова Божия, которым Архиерей должен вооружаться против ересей и неверия, и отсекать испорченные члены Церкви. Потому набедренник привязывается как меч духовный. Он дается и другим особам духовным, Архимандритам, Игуменам, Протоиереям и Священникам, как отличие за Христианскую ревность, силу благочестия, бодрость и смелость в борьбе со всеми врагами святого учения. § 80. Кем установлен и с каким намерением Саккос? Саккос, по свидетельству некоторых историков Церкви 374 , прежде был одеянием благочестивых Греческих Царей, которые из уважения к Церкви дали его Цареградским Патриархам, и он некоторое время служил отличительным украшением их одних, как Начальников Вселенских 375 ; потому в прежние времена оно было так уважаемо, что самые Патриархи 376 облачались для священнодействия в него только три раза в год. Русские Патриархи, по примеру ветхозаветных первосвященников 377 , носили пришитый на нем спереди дрогоценно украшенный приперсник 378 , подобно Слову Судному ( Исх.28:15 ), и звонцы 379 , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

368    Эпилимма — род дешевого благовония с сильным запахом. 369    Понтий Пилат — прокуратор Иудеи в 26—36 гг. 370    Тартар — в греческой мифологии наиболее темная и глубокая часть Аида. 371    Эти туники, пропитанные горючим составом (обычно — смолой), надевали на приговоренных к сожжению. 372    Клио — муза истории. 373    Город Либетры в Фессалии был знаменит источником, посвященным девяти музам. 374    Намек на преследования иудеев при Калигуле. 375    Софокл (ок. 496—406 до н.э.) — великий греческий драматург. 376    Хронос (греч. «время») — один из смыслообразов, связанных в греческой мифологии с богом Кроносом, отцом Зевса. По преданию, Кроноса должен был лишить власти его собственный сын. Поэтому Кронос проглатывал своих детей сразу после их рождения (подобно тому, как время-вечность «проглатывает» дни, месяцы, годы). Этой участи избежал лишь Зевс, которого его мать Рея утаила и взрастила в пещере на Крите. 377    Coa vestis — «косская одежда» (лат.); обыкновенно так назывались дорогие женские платья, изготовлявшиеся на о. Кос из вырабатывавшихся там же тканей (виссона и др.). 378    Нижняя часть тюрьмы, находившаяся полностью под землей и имевшая лишь одно отверстие в потолке. (Примеч. автора.) 379    Мирмиллоны («рыбки»), или секуторы («преследователи»), выступали на гладиаторских играх в тяжелом («галльском») вооружении; их противники — ретиарии («рыбаки») выступали налегке, вооруженные лишь трезубцем и сетью. 380    Селлистернии и лектистернии (Примеч. автора.) 381    Атласские горы — горный хребет в Мавритании. 382    Эпир — область в западной части северной Греции. 383    Имеются в виду Флавий Клемент, консул 95 г., и его жена Домицилла, внучка Флавия Веспасиана; об их принадлежности к христианству сообщают древние историки церкви. Мевий (а не Корнелий) Пудент принадлежал к окружению Тигеллина. 384    утренние игры (лат.) 385    Куникул — помещение под ареной. 386    Литания — молебен. 387    Голгофа — место, на котором, согласно евангельскому повествованию, был распят Иисус Христос; холм за городской стеной Иерусалима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

νεανσκος–νεανας I: 182,56. Неба (I: L,383) 3, 4 или 7 (I: 804,383. II: 208,485. 807,1254.1002,117). Небесный человек I: 879. Невиновность человека кончается и вменяемость начинается в иуд. с 10–13 лет (I: 305 и прим. 113. 320 и прим. 150). а у Филона с 10 или 7 лет (I: 320,150 и ср. 182,56). Невежда по иуд. не может быть благочестивым I: 379,393. Неделя христианская и суббота евр. II: 988,37. 1103,968; см. ниже «Суббота иуд.» Нероново гонение на христиан II: 1071 и пр. 650. 1273. Нестор Тарсиец II: 879. 1054. Никодим I: 26. Никомахова этика II: 976. 1136. Никополь II: 939,798. 1047. , Нил снн. II: 1047,455. ! Новая тварь I: 424. II: 1220. Новый завет якобы есть еврейская книга (II: 15. 17) и продукт иудейского гения (II: 1088. 1151), а по другим–это греческая книга (II: 822). Ноевы заповеди у раввинов в отношении язычников I: 68,133 II:813.913,604. Номизм I: 47–8. 282,4. 708 сл. 711. 822. 824,434. 859,536. II: 4. 85,178. 396. νμος и νμος I: 309–310. 312. II: 63. νοδς I: 373–4. Нравственная борьба в человеке возникает по иуд. лишь с 13 лет I: 305. Нравственное совершенство в иудействе (I: 472. 822) и в христианстве (I. 553–5. 555–7). Numen I: 672. Обрядности в иуд. II: 762,1048. Обрезание I: 710. 725,215 585,522. 827,4. 1177 (печать избрания и завета). Обетование I: 213. Оглашение и крещение II: 1167. Одиссея II: 1132. οκος II: 1051,473. νομα с ες и ν (I: 726,215); с ν якобы формула заклинания (II: 1175) или юридически в значении «за счет» (II: 1204). Оправдание ветхозав. I: 446–7. Оправдание иуд. (I: 414. 418) юридически в смысле вменения или зачисления (I: 418. 430–2. 434–5. 447–9. II: 999,117. 1270). Оправдание христ. (I: 446. 447–9) и у Ап. Павла (I: LXI,468. LXIV,510. 414 сл. II: 705. 1229,1990) не по-иудейски (I. 412–3) и не юридическое только, а реальное (I: 415 сл. 418–434. 449. 848,518. 850,523. II: 603). Оправдание и избрание II: 705,921. 712. 720,952. ψωνιον I: 308,126. Ориген I: 214. 516,163 604. 677,105. 805,390. 836. 838,481. 955,882. Орфизм II: 795,1211. 1118. 1160. 1161. 1174.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С. 356. …займемся рогами! — Это скверное, гусарское, пушкинское выражение… — Имеются в виду строки из «Евгения Онегина»: И рогоносец величавый, Всегда довольный сам собой, Своим обедом и женой. (гл. 1, XII) 151 С. 356. «Друг мой, до сих пор я только любил тебя, теперь же я тебя уважаю, потому что ты сумела протестовать!» — Рассуждения эти представляют пародийный отклик на суждения о любви и ревности в романе Чернышевского «Что делать?». В частности, слова Лебезятникова: «Жена ваша докажет вам только, как она уважает вас, считая вас неспособным воспротивиться ее счастью » являются пародийной парафразой заявления Лопухова, узнавшего, что Вера Павловна полюбила Кирсанова: «Разве ты перестанешь уважать меня? Не жалей меня: моя судьба нисколько не будет жалка оттого, что ты не лишишься через меня счастья» («Что делать?», гл. 3, XXV). 152 С. 373. Гот дер бармгерциге! (нем. Gott der barmherzige) — Боже милосердный! 153 С. 374. …подлая ты прусская куриная нога в кринолине! — По воспоминаниям племянницы писателя М. А. Ивановой, Достоевский звал «куриной ногой в кринолине» немку-гувернантку, одну из соседей Ивановых в Люблине под Москвой, где летом 1866 г. он работал над пятой частью «Преступления и наказания». 154 С. 379. …чтоб занести им «Общий вывод положительного метода» и особенно рекомендовать статью Пидерита (а впрочем, тоже и Вагнера)… — Имеется в виду сборник «Общий вывод положительного метода» (перевод под ред. H. H. Неклюдова. СПб., 1866), в который входили написанные в духе идей позитивизма статьи: «Мозг и дух. Очерк физиологической психологии для всех мыслящих читателей» д-ра М. Пидерита (с. 234–293), «Законосообразность в, по-видимому, произвольных человеческих действиях с точки зрения статистики» А. Вагнера (с. 297–383). 155 С. 382. Лайдак (польск. — ajdak) — мерзавец, прохвост. 156 С. 395. …низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! — Ср. в романе «Униженные и оскорбленные»: «в тесной квартире даже и мыслить тесно» (см.: наст. изд. Т. 4. С. 4–5). 157 С. 401. Это, говорят, такие бугорки, в чахотке, на мозгу вскакивают … — Достоевский, по свидетельству доктора С. Д. Яновского, в молодые годы питал интерес к болезням мозга и нервной системы и изучал научную литературу по этим вопросам, в частности сочинения Франца Иосифа Галля (1758–1828) — австрийского врача и анатома, известного своим учением о связи психических свойств человека со строением поверхности его черепа. Позднее он познакомился и с работами французского физиолога Клода Бернара (1813–1878), объяснявшего психические явления в живых организмах движением нервных частиц. 158

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Эти два аспекта, имеющие начало в Смерти и Воскресении Христа (которые соответственно предстают в Таинстве крещения, погружении и выходе из воды 373 и символизируют смерть ветхого человека и рождение человека нового (ср. Кол. 3, 9 – 10 ). Первый аспект касается одного из главных последствий крещения: очищения. По существу, «через святое крещение мы освободились от прародительского греха» 374 . Надо понять отсюда ту власть, которую имеет над нами грех, в силу нашего плотского рождения, действующую по извращенным путям страстности (которая испытывает влечение к наслаждению и отвращение к боли) и устремляющуюся ко злу, запечатлевшемуся в нашем произволении и в нашей способности к выбору. Уточнения, сделанные преподобным Максимом в других текстах, редки и кратки, однако, выражают этот же смысл: «Крещение уничтожает власть греха, то есть «гордость плоти» 375 , оно упраздняет лукавые страсти 376 , оно «производит ради добродетели мертвость произволения по отношению к наслаждениям телесной жизни» 377 . Оно есть «первое море, в котором уничтожен враг» (ср. Иоил. 2, 20 ), ибо «теперь наше естество ставит [...] предел закону греха, введенного преступлением [Адама]» 378 ; по его благодати отвергнуты лютые невещественные звери, то есть демоны 379 , которые, как мы это видели, водворялись, скрываясь, с момента Адамова греха, в страстности тех, кто рождался плотски, и действовали через нее. В 61-й главе «Вопросоответов к Фалассию» преподобный Максим также отмечает, что крещение дает «благодать безгрешного состояния» 380 , которая, без всякого сомнения, отвечает на всю ту данность, в которой падший человек, по своей страстности и по своему произволению, «ни в коей мере не безгрешен» и склонен ко греху. Втой же главе преподобный Максим объясняет также, каким образом крещеный, который должен в этом мире подвергаться страданиям и смерти, может, тем не менее, с этих пор изменить их смысл: все, к чему был принуждаем человек со времен преступления Адама по извращенным путям плотского рождения и в виду наслаждения, с которым это было соединено, оставалось для него источником греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Б. Спиноза. Этика, теорема XXIII.//Б. Спиноза. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. М, 1957, с. 6О6. 360 В русском переводе: «… точка пересечения времени и вневременного… "http://Т. С. Элиот. «Бесплодная земля». Пер. А. Сергеева, М., 1971. С. 134. 361 В оригинале далее: «transecting, bisecting the world of time, a moment in time, but not like a moment of time… " (дословно: «пересекая, рассекая мир времени, миг во времени, но не похожий на миг времени… " ). — Прим. пер. 362 Т. С. Элиот. Камень. Пер. А. Сергеева. М., 1997. С. 137. 363 Protoevangelion XVIII, 2; ed. C. Tischendorf, Evangelia Apocrypha (Leipzig, 1876), pp. 34–35. 364 О. Станилоэ пишет о пространстве и времени в первом томе своей монографии Teologia dogmatica ortodoxa (3 vol., Bucarest, 1978), pp. 172–213. Цитаты приводятся по английскому (неопубликованному) переводу, выполненному Ионом Ионитой (Ion lonita) и Робертом Баррингером (Robert Barringer). 365 Платон. Тимей, 37d.//Платон. Филеб. Государство, Тимей Критий. М, 1999, с. 439. 366 Olivier Clement, Transfigurer le temps. Notes sur le temps a la lumiere la tradition orthodoxe (Neuchatel/Paris, 1959), p. 54. 367 Maximos the Confessor, Ambigua (PG 91, 1164B). 368 Nicolas Berdyaev, Dream and reality: Essays in Autobiography (London, 1950), p. 46. 369 Soren Kierkegaard, Journals, trans. A. Dru (London/Princeton, 1938). P. 372 (translation adapted). 370 См. Jurgen Moltmann, The Trinity and the Kingdom of God (London, 1981), pp. 108–111. 371 Vladimir Lossky, In the Image and Likeness of God (Crestwood, 1974), p. 214. 372 Gregory of Nissa, Cathechetical Oration 24. 373 Nestorius, The Bazaar of Heraclides, trans. G. R. Driver & L. Hodgson (Oxford, 1925), p. 69 (translation adapted). 374 В. Блейк. Избранное. Пер. С. Маршака. М, 1965, с. 62. 375 Clement, op. cit., p. 72. 376 Августин Аврелий. Исповедь, XI, 14//Августин Аврелий. Исповедь. Пер М. Сергеенко М., 1997, с 217. 377 Т. С. Элиот. Камень, с 137. 378 Archimandrite Sophrony (Sakharov), Saint Silouan the Athonite, 48. 379

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

4 " Нормализованные " (Кристиан Желен) (фр.). 371 1 Илиос Янакакис: " Довольный, снисходительный, прислушивающийся к своему собственному голосу, Запад творит себе свою версию социализма, несбывшийся опыт, превращаемый в догму " (фр.). 372 2 Организации друзей семинарии. 373 3 съезд, собрание (англ.). 374 4 Bliss (англ.) – блаженство. 375 1 P.B.Nuльmpf " Проклинающий " (фр.). 376 2 Леон Блуа (фр). 377 3 " Франция – единственная страна, которая нужна Господу… " (фр.). 378 4 спасение через иудеев (фр.). 379 5 Гюисманс, проклятые поэты… " (фр.). 380 1 паломник абсолютного (фр.). 381 2 Стр.104: " Одна христианка сказала мне: чтобы быть девственницей, надо иметь мужа. Я отвечаю на это вместе со всей Церковью: полная девственность находится в пропорциональной зависимости от сверхъестественной жажды материнства. Становясь Матерью Божией, Мария сохраняет полностью свою девственность " . Стр. 114: " Воплощение – это завершение творения. Мир, будучи системой " невидимого, проявляющегося в видимом " , может быть воспринят как творение, обновляемое при каждой видимой реальности. Бытие начинается с " Да будет свет " " . Стр.134 (о кладбищах): " Города страдающих душ, не могущих говорить и являющихся, таким образом, душами младенцев " (фр.). 382 1 Леон Блуа: Стр.181: " Мне кажется, что Упражнения св. Игнатия Лойолы схожи с Методом Декарта. Вместо того, чтобы смотреть на Бога, смотрят на себя самих… " Стр.182: " …психология, созданная иезуитами: метод, заключающийся в том, чтобы постоянно смотреть на себя, чтобы избежать греха. Это значит созерцать зло вместо того, чтобы созерцать добро. Ставить Дьявола на место Бога. Кажется, отсюда и произошел современный католицизм… " Стр.184: " Упражнения , из которых произошла гнусная, отвратительная, развращающая современная психология: всегда анализировать себя, беспокоиться о себе, созерцать " собственный пупок " . Бегите от анализа, как от дьявола и верьте Богу, как погибший человек… " . Стр.265: " Характерные черты протестантов, к какой бы секте они ни принадлежали. Ненависть к покаянию, любовь ко всему простому, чудовищное равнодушие ко всему красивому " . Стр.270: " Делать то, что нравится, и верить, во что хочется. Это основа протестантизма " . Стр.270: " Узнал от одного известного профессора из Копенгагена, что мысль не может не сталкиваться с трудностями, но вполне может проходить мимо их разрешения. Лучше даже никогда не стараться избавиться от трудностей, чтобы не заслонять горизонт " . Стр.266: " Возражение невысказанное и бесспорное: " Моё здоровье не позволяет мне стать святым " . Такова подноготная этих рабов Божиих " (фр.). 383

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Афанасий Великий († «353 г.») – ревностнейший проповедник аскетизма. Творения его переводились на русск. яз. в 1841-м и других годах 377 . – «Девство» превозносится св. Афанасием в высшей степени. Оно становится, по нему, как бы обязанностью всякого христианина, потому что в качестве «идеала» для последнего рисуется св. Отцом Церкви (в «Vita Antonii» – «365 г.») «монах (осуществляющей собою», по выражению одного ученого, «древний стоический идеал)». Если таков христианский идеал, то ясно, что «нравственность», понимаемая в строгом смысле слова, должна здесь сводиться в конце концов к подавлению человеком в себе всего, что стоит в каком-либо отношении к «чувственности», как бы последняя ни понималась. Другими словами: здесь мы усматриваем наличность в известной степени несогласия с истинным духом христианства «дуалистического» момента, на котором зиждется св. Афанасием его «спиритуалистическая» точка зрения 378 . 2) Св.Иаков Афраат (около половины IV в.) – «древнейший сирийский Отец Церкви». Он переводился на русский язык в 1827 – 1843 гг. 379 . От него «осталось 23 трактата (большей частью нравственно – аскетического содержания»). Интересны его главные нравственные положения: «основание всей нашей веры – И. Христос; прежде всего человек верует; после того, как уверует, любит, после того, как полюбит, надеется; после того, как проникнется надеждою, оправдывается; после того, как он оправдан, становится совершенным»... Прошедший все стадии «делается домом и храмом Христовым». Иаков с любовью говорит о значении и важности «покаяния, поста»... Признавая все значение за «браком» в виду первоначальной цели его божественного установления, он все же отдает «предпочтение девству» 380 ... 3) Св. Ефрем Сирин († «373 г.») (его «творения» изданы на рус. языке в Москве: т. I – VIII, «1848–1854 гг.») в его «беседах» проводит обычные у аскетов того времени воззрения по нравственным вопросам, проповедуя «строгое воздержание, смирение», предостерегая от «нецеломудрия, мирских занятий», призывая к «покаянию, к совершенству, к полному разрыву со всякими гнусными страстями, к высшей добродетели, к очищению сердца», превознося пред «всякою добродетелью молитву и размышление о Слове Божием» 381 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010