Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Указатель имен Авва Дорофей (620) – преподобный из обители аввы Серида; автор книги «Поучения. Послания. Вопросы и ответы» – 238. Авраам , первоначально Аврам (2000 г. до Рождества Христова) – св. праведный праотец, послепотопный патриарх, родоначальник двух народов: евреев (через Исаака) и измаиль-тян (через Измаила) – 256, 279, 349, 463. Адам – родоначальник человечества; прожил 930 лет. По церковному преданию, погребен на Голгофе, на месте, где потом был водружен Крест Спасителя – 57, 299, 337. Анна Благоевангельская – 29. Антоний Сийский (1556) – преподобный, основатель и первый игумен Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря (Архангельская губ) – 274. Арий (256–336) – ересиарх; в 325 г. был осужден I Вселенским Собором – 370. Варлаам преосв. Вероятнее всего, Варлаам Успенский (l876) – архиепископ. Возглавлял Архангельскую и Холмогорскую кафедры в 1845–1854 гг. – 323. Василий Великий (ок. 330–379) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе молитв, канонических правил. Составил чин Божественной литургии – 236, 287. Василий, малютка – 344. Василий, иерей. Вероятнее всего, Василий Михеевич Чернявский (1874) – священник Троицкой кладбищенской церкви в Кронштадте – 45. Геннадий (1506) – святитель, архиепископ Новгородский – 126. Григорий Богослов (329–389) – святитель, архиепископ Константинопольский, Учитель Церкви. Автор многих духовных сочинений – проповедей, слов, писем – 55, 236, 341, 391. Давид – св. пророк, псалмопевец, второй царь израильский, царствовавший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Автор псалмов – 175, 186, 204, 321, 334, 377, 405, 433. Даниил (600 г. до Рождества Христова) – св. пророк – 431. Дорофей , см. Авва Дорофей . Ева – праматерь, жена Адама – 337. Ефрем Сирин (373–379) – преподобный; автор многих духовных сочинений, в том числе покаянной молитвы: «Господи и Владыко живота моего...» – 236. Елена Павловна (1806–1873) – великая княгиня, дочь Вюр-тембергского принца Павла, жена великого князя Михаила Павловича – 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом Варфоломею, ап. 365 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном в 1917 г.) Даниилу Московскому, блгв. кн. 366 (1918) Вонифатию, мч. 367 (в 1918 г. одобрен сщмч. Вениамином (Казанским; † 1922) к епархиальному употреблению в Петроградской епархии, 27 декабря 1994 г. Священным Синодом – к общецерковному) Антонию Великому , прп. 368 (одобрен Священным Синодом в августе 1919 г.) Пресвятой Богородице в честь Ее иконы Калужской 369 (одобрен Священным Синодом в октябре 1919 г., однако для употребления лишь «в церкви при богослужении пред иконою Божией Матери Калужской») Архангелу Гавриилу 370 (иной, одобрен Священным Синодом 25 июля 1921 г.) Во славу Светоносного Преображения Христа-Спасителя и во исповедание тайн спасения, в Преображении Господни являемых 371 (одобрен Святейшим Патриархом Тихоном 26 декабря 1921 г.) Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом Власию, еп. Севастийскому, сщмч. 373 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 8 ноября 1930 г. для употребления в новгородской Власьевской церкви) Моисею Угрину, прп. 374 (одобрен Священным Синодом в марте 1951 г.) Пресвятой Богородице пред образом Ее «Нерушимая Стена» 375 (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Иоанну, митр. Тобольскому 376 , свт. (одобрен Священным Синодом 3 апреля 1952 г.) Кириллу и Лаврентию Туровским, свтт., и Мартину Туровскому, прп. 377 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Белоруссии) Макарию, Жабынскому и Белевскому чудотворцу, прп. 378 (одобрен Священным Синодом в июле 1953 г. для употребления в пределах Тульской епархии) Честному и Славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред чудотворной иконой Ее «Пустынно-Глинская» (одобрен Священным Синодом в 1950-е гг. к употреблению в Глинской пустыни) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Взыскание погибших» 379 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I 13 декабря 1962 г.) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Донская» 380 (одобрен Святейшим Патриархом Алексием I в 1962 г., первая официальная публикация – 1981 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Глава 13. Золотой век святоотеческой литературы. Святой Иоанн Златоуст IV и первая половина V в. было временем яркого расцвета святоотеческой литературы. Великие Отцы Церкви раскрывали догматы веры, насаждали христианское нравственное учение, составляли богослужебные последования, трудились над устройством церковной жизни. Церковь чтит имена Святых Отцов восточных: Афанасия Великого (ум. 373), Василия Великого (ум. 379), Григория Богослова (ум. около 390), Григория Нисского (ум. 394), Кирилла Иерусалимского (ум. 386), Епифания Кипрского (ум. 403), Иоанна Златоуста (ум. 407), Кирилла Александрийского (ум. 444) и западных: Амвросия Медиоланского (Миланского) (ум. 397), Иеронима Стридонского (ум. 420), Августина Иппонского (ум. 430), Льва Великого (ум. 461). Святой Афанасий Великий , о котором мы уже говорили в 11-й главе, родился и получил образование в Александрии. Еще мальчиком он обратил на себя внимание епископа: играя на берегу моря с товарищами, он совершил крещение одного из них, и сделал это совершенно правильно и сознательно. Будучи молодым диаконом, он сопровождал своего епископа Александра на I Вселенский Собор. Позднее он сблизился с отшельниками в пустыне, написав житие самого знаменитого из них – преподобного Антония Великого . Он постоянно испытывал преследования со стороны ариан и сочувствовавших им властей, проведя немало времени в изгнании. Мужественный борец и яркий церковный писатель посвятил весь свой литературный дар защите православия. Только последние годы своей жизни он провел в Александрии, трудясь как архиепископ над устройством церковной жизни Египта. Святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) в IV в. был наиболее влиятельным Отцом Церкви на латинском Западе. Он происходил из знатной семьи и занимал высокий пост, пока его не выбрали в епископы. Ему удалось добиться разных прав для Церкви, как, например, «права убежища» для преследуемых. Жизнь, подвиги и сочинения Отцов и Учителей Церкви, которых мы здесь упомянули, и некоторых других изучает особая богословская наука, именуемая патрологией (по-гречески – наука об. Отцах). С ней подробно знакомятся студенты в духовных академиях, богословских семинариях и на богословских факультетах в разных странах. Мы же постараемся здесь описать немного подробнее жизнь одного из наиболее известных Отцов Церкви – святого Иоанна Златоуста , память о котором живо сохранилась в Православной Церкви. Святой Иоанн Златоуст (347–407 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Евгений Холодов Скачать epub pdf 2. Предвечный замысел Божественной икономии о спасении человека. 2.1. In novissima hora: Бог послал Сына Своего. 2.1.1. Два принципа сотериологии. В учении о нашем спасении, которое предопределил, предведавший наше своевольное падение, Бог во Христе, и изливший на человечество преизобильную благодать Всесвятого Духа Своего, и упразднивший власть над падшим человеком злоначальника дьявола, мы можем выявить два сотериологических принципа: 1) принцип искупления и 2) принцип обожения, которые являются двумя стадиями одного неразрывного дела Божественной икономии над родом человеческим. Оба принципа имеют равное значение в сотериологическом осознании православного христианина. Но при этом, они имеют не одинаковые предпосылки. Так, если принцип искупления имеет не безусловную предпосылку, т.к. предопределен Богом, как спасение падшего человека, которое явилось условием человеческой свободы, а не частью Божественного плана миротворения, предназначенного ко благобытию. То принцип обожения является безусловным, т.к. к этому был направлен изначальный замысел Бога о человеке. 160 2 В этом отделе, мы попытаемся подать общий очерк учения о спасении сообщенных в трудах свт. Афанасия Великого (+373) 161 , свт. Василия Великого (+379), свт. Григория Богослова (+389) 162 прп. Максима Исповедника (+662) 163 и свт. Григория Паламы (+1357) 164 . В основу этого очерка положена наша работа за IV курс 165 , в некоторых места существенно измененная, а в некоторых оставленная без каких-либо изменений. Тексты Св. Отцов цит. по методическому пособию «Святоотеческие тексты догматического содержания» (СТДС). 166 2.1.2. Космическая трагедия и Божественная икономия. Благий и преблагий Бог , изрекший наказание за преступление, изрек и обетование о спасении. Как любящий Родитель налагает кожаные покровы на человека, отправляя в не легкий путь. В юдоль плача, землю скорби, приуготовляя путь спасения своего создания. В самом наказании Божием человека, в том, что им возобладала смерть Св. Отцы видели, не просто внешний факт того, что они подчинились естественному закону тления, но и еще то, что смерть была неким приобретением для человека, как пресечение греха, т.к. не давало злу быть бессмертным. 167 Как только возобладала в человеке сила греха, так же с этой минуты и приводится в действие и спасительная икономия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Записка о жизни Ивана Неронова 372 Лета 7161 (1653) августа в 4 день, при патриархе Никоне 373 , царствующаго града Москвы собора Пресвятая Богородицы, честнаго и славнаго ее явления чюдотворныя иконы, иже во граде Казани 374 , протопоп Иоанн Неронов сослан был в сылку от патриарха Никона , за Вологду, в Каменской монастырь. Во 162-м (1653) году, ноября в 6 день, ис Каменскаго монастыря писал послания ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю 375 всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и к ево государеву духовнику благовещенскому протопопу Стефану 376 , такоже иерей писал за своею рукою 377 , за что от патриарха сослан и колко мучен. Того же лета, февраля в 27 день 378 , паки послания писал ко государю царю и к ево государеву духовнику, прося Церкви мира; плача, приписав же и своею рукою доволно. Того же лета, майя во 2 день и к государони царице и великой княгине Марье Ильиничьне 379 писал я со слезами, прося Церкви мира; такоже и к их государеву духовнику, к протопопу Стефану, с прещением 380 писал, моля того, да не умолчит государю царю и царице, известно же творя, яко и гнев Божий грядет неуправления ради Церкви; приписав же и своею рукою к посланию, приводя во свидетельство Божественное Писание. Июля в 1 день, клеветы ради Каменскаго монастыря архимарита Александра 381 , сослан за оток акияна моря, в Кандоложской монастырь 382 , и с Вологды писал ко государеву духовнику, к протопопу Стефану, плачевное моление, ясно сказуя быти хотящий гнев от Бога всей Росии за презрение вопля того и за еже оскорбляемым быти Божиим рабом, проповедующим истинну и просящим Церкви мира. Протопоп же Стефан, еще и внят, и молебное оно писание государю царю прочет, обаче в сомнении бяше, яко рукою протопопа Иоанна Неронова не приписано, сего ради писаше ему в Кандоложской монастырь. Во 163-м (1655) году, апреля в 4 день, то же моление закрепив рукою 383 , доволно писав позади моления, и что в соборной церкви говорил на Вологде, яко гнев Божий быти имать за молчание и за еже попусти мятежником церковным и суесловцем 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иаков Укрываясь от Исава и идя в Харран, Иаков, застигнутый ночью, остановился на одном месте и ночевал под открытым небом, имея под головой своей камень. Во время этого сна он сподобился увидеть «Лествицу», с высоты которой Господь уверил патриарха в его полной безопасности со стороны врагов его 373 . «Бог предрекает ему всё, что будет впоследствии, спустя долгое время. Так обыкновенно Господь всяческих творит в отношении к каждому праведнику: даёт обетования, но не тотчас приводит их в исполнение, а сперва испытывает послушание и долготерпение праведника и потом уже обещанное исполняет с великою щедростью» 374 . «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» 375 . Поступая так, патриарх «хочет самым названием придать этому месту достопамятность и сделать его знаменательным для потомков» 376 . – Лествица, соединившая расстоящиеся два естества – Божеское и человеческое, – камень, служивший возглавием Иакову, и камень, политый елеем, прознаменовали собою, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, Христа Спасителя 377 . Продолжая свой путь, Иаков дошёл, наконец, до Харрана. Перед городом, у колодца, встретил он Рахиль и помог ей напоить её стада, отваливши от колодца тяжёлый камень 378 . «Это событие, думаю я, говорит Св. Григорий Нисский , есть загадочное изображение и тень будущего... Долгое время лежал на кладезе разумный Камень – Христос, скрывая во глубине и тайне баню пакибытия, имея ещё нужду в цродолжительном времени, как бы в долгой верёвке, чтобы быть открытым. И никто не отвалил камня, кроме Израиля, который есть ум, видящий Бога. Далее, он же и воду почерпает и напояет овец Рахили, т.е., открыв сокровенное таинство, подаёт живую воду стаду Церкви. Присовокупи к сему и то, что (сказано в Писании) о трёх жезлах Иакова. С того времени, как три жезла были положены при источнике, богатый Лаван стал бедным, а Иаков богатым и имеющим много овец ( Быт. ХХХ, 31–43 ). Иносказательно же Лаван знаменует диавола, а Иаков Христа. Ибо после крещения Христос взял всё стадо от сатаны и стал Сам богат» 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ (I) КИНИК [Греч. Μξιμος Κυνικς], еп. К-польский или, точнее, претендент на К-польскую кафедру в кон. 380-382 г. Основной источник сведений о М. К.- сочинения свт. Григория Богослова , в к-рых информация о М. К. противоречива. В «Похвале Иерону Философу», где под именем Иерон скрывается М. К., он представлен в положительных тонах. «Похвала...» написана в 379 г., когда свт. Григорий был дружен с М. К. и оказывал ему гостеприимство в К-поле ( Greg. Nazianz. Or. 25; о замене имени М. К. именем Иерон см.: Hieron. De vir. illustr. 127). В сочинении свт. Григория «О себе самом» М. К. предстает как авантюрист ( Greg. Nazianz. Carm. de se ipso//PG. 37. Col. 1081). Это произведение написано в нач. 382 г., когда святитель был отстранен от управления К-польской Церковью и покинул столицу. Разрыв с М. К. стал первым эпизодом в череде событий, приведших к изгнанию свт. Григория, и его суждения в трактате «О себе самом», в т. ч. оскорбительные выпады в адрес М. К., и отражают обиды святителя на М. К. Церковный историк Феодорит Кирский (сер. V в.) в своих сочинениях пытался представить М. К. как еретика-аполлинариста ( Theodoret. Hist. eccl. V 8). М. К. был уроженцем Александрии. Согласно 1-й версии, изложенной свт. Григорием в «Похвале Иерону Философу», М. К. был знатного происхождения, получил хорошее философское образование, но предпочел богатствам белый плащ философа-киника (отсюда его прозвище). Он отличался особой склонностью к аскетизму. Став христианином, ревностно защищал никейское православие, за что был подвергнут бичеванию арианином еп. Лукием Александрийским (ок. 373) и по приказу Валента сослан в египетский Оазис. На Востоке было известно, что М. К. пострадал за открытое исповедание веры в Бога; архиеп. Петр II Александрийский и свт. Григорий Богослов весьма уважали его. М. К. явился в столицу в белом плаще философа, проявил себя как ревностный борец с еретиками, к-рых он многократно опровергал в диспутах. Свт. Григорий в «Похвале Иерону Философу» писал, что М. К., как истинный философ, мог с невозмутимым спокойствием слышать похвалы в свой адрес, не возносясь от этого, являл собой истинный пример благодатного единения философии и веры.

http://pravenc.ru/text/2561614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ Аврелий [лат. Aurelius Ambrosius] (ок. 339, Августа Треверов, совр. Трир - 4.04.397, Медиолан, совр. Милан), свт. (пам. 7 дек.), еп. Медиоланский (с 7.12. 373), один из великих зап. отцов Церкви. Житие Источником сведений о жизни А. являются прежде всего его творения, среди к-рых наибольшее значение имеют письма, датируемые периодом с 379 по 396 г. Житие А., написанное в 412-413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским по просьбе блж. Августина , вполне заслуживает доверия, поскольку автор пользовался сведениями, полученными от близких к А. лиц (его сестры Марцеллины и др. «достойнейших доверия людей»). Большое значение имеют также «Церковные истории» Руфина , Сократа , Созомена и особенно блж. Феодорита Кирского . Созданные на основе последней греч. жития, одно из к-рых приписывается св. Симеону Метафрасту (X в.), имеют с исторической т. зр. второстепенное значение, равно как и анонимное лат. житие IX в. Дата рождения А. устанавливается по его собственному свидетельству о том, что он достиг 53-летнего возраста ко времени неких бурных событий в империи (Ep. 59. 4). Относя эти слова к гос. перевороту, устроенному Арбогастом (392), рождение А. обычно датируют 339 г. ( Dassmann. S. 362 - называются также 330, 334 и 337 гг.). Родители А. происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христ. традициями: среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при имп. Диоклетиане (Exhort. virg. 12. 82). Отец его, Аврелий Амвросий, занимал высокий пост префекта Галлий и ведал гражданским управлением зап. провинций империи с резиденцией в Августе Треверов. После его гибели во время похода имп. Константина II в Италию (340) мать А. с малолетними детьми переехала в Рим. Старшая сестра А., Марцеллина, в 353 г. приняла монашество. Его брат Ураний Сатир, также не вступивший в брак, стал чиновником и впосл. помогал Медиоланскому епископу; он скончался в 375 г. после изнурительной поездки в Африку по церковным делам. А., самый младший в семье, изучал грамматику, риторику и юриспруденцию, получив образование, обычное для людей его круга, готовившихся к карьере на гос. поприще. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на лат. и греч. языках, увлекался философией и лит-рой, особенно Платоном , в его творениях весьма часты реминисценции из Цицерона , Вергилия , Светония и др.

http://pravenc.ru/text/114346.html

На пути к Богу: богословско-методологический опыт построения системы христианского вероучения и этики Источник Автореферат диссертации на соискание степени доктора богословия Содержание Связь работы с крупными научными программами и темами Цель и задачи исследования Объект и предмет исследования Методология и методы проведенного исследования Научная новизна и значимость полученных результатов Практическая значимость полученных результатов Основные положения диссертации, выносимые на защиту Личный вклад соискателя Апробация результатов диссертации Опубликованность результатов диссертации Структура и объем диссертации Основное содержание работы Заключение Основные научные результаты диссертации Резюме Монографии: Статьи:     Просвещение и обучение основам веры во все времена были предметом первейшей заботы Церкви. Самые первые свидетельства христианского благовестия мы находим уже в Евангелиях и посланиях апостолов. Достигалась эта цель в разное время по-разному – через проповедь , беседы, поучения к народу, но всегда это было живое слово. Не случайно в истории христианской педагогики обращают на себя внимание вдохновенные писания мужей апостольских, например, свв. Климента Римского (+ок. 101), Игнатия Богоносца (ок. +107), Поликарпа Смирнского (ок.+155), которые сумели запечатлеть в простой и ясной форме содержание христианской веры и свои религиозные переживания. Эту линию продолжают затем Климент Александрийский (+ок. 215) и великий Ориген (+254). Но особой высоты и совершенства проповедь на христианском Востоке достигает в 4-м – 5-м веках, и её расцвет связан с такими именами как свтт. Афанасий Великий (+373), Василий Великий (+379), Григорий Богослов (+ 389), Григорий Нисский (+395) и Иоанн Златоуст (+407). Особо следует отметить свт. Кирилла Иерусалимского (+386). Его знаменитые огласительные слова являются, по сути дела, первым образцом собственно обучающей беседы. Беседа как форма поучения оставалась популярной многие столетия. Ей пользовались, к примеру, свт. Софроний, патриарх Иерусалимский, (+638), прп. авва Дорофей (7-й век), прп. Феодор Студит (+826), прп. Симеон Новый Богослов (+1020), В виде бесед предлагал свои поучения и талантливейший византийский проповедник 14-го века свт. Григорий Палама (1359).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010